FantLab ru




рекомендует:

Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри»






Аннотация: Городской клерк Смоки Барнабл женится на Дейли Элис Дринкуотер, дочери детского писателя, и отправляется жить с ней в не отмеченную на картах усадьбу Эджвуд — загадочное сооружение, которое, чем глубже в него заходишь, тем больше становится и, кажется, вмещает в себя окружающие леса и поля, а то и весь мир. Герои «Маленького, большого», поколение за поколением, видят себя персонажами некой Повести, ощущают неочевидное соприсутствие сверхъестественных сил и неосознанно разыгрывают романтическую оперу по мотивам шекспировского «Сна в летнюю ночь», либретто которой мог бы написать Льюис Кэрролл.

Жанр:

  • Городское фэнтези
  • Магический реализм

Вызывает ассоциации:


Мнения экспертов:

  • ALLEGORY: Крайне редко встретишь роман, который со всей ответственностью хочется назвать «воплощенным волшебством». (оценка: 10)
  • Claviceps P.: Удивительная, многомерная, уникальная книга. В ней шикарно все — форма, содержание, стиль, язык. И гармонично, что самое главное. (оценка: 10)
  • suhan_ilich: Каким-то немыслимым образом автор помимо изложения сюжета умудряется давать совершенно классные описания вещей — меткие, умные и очень емкие. (оценка: 9)




Отзывы и оценки экспертов:


ALLEGORY: Редко, крайне редко встретишь роман, который со всей ответственностью хочется назвать «воплощенным волшебством». Еще реже можно встретить объемную, масштабную семейную сагу, наполненную, казалось бы самыми банальными событиями — встречами и  расставаниями, рождениями и смертями, дружбой и изменами — но рассказанную так, что та самая Повесть, которую проживают герои, становится, пожалуй, крошечной частичкой и твоей собственной жизни. «Маленький, большой» — из подобных редкостей. Ни за что не возьмусь утверждать, что поняла абсолютно всё, а имеющегося кругозора явно не достает на то, чтобы поймать все цитаты и аллюзии, но… право, не это главное. Большинство авторов и фэнтези, и магреализма помещают сказку в реальную жизнь и пытаются заставить нас в неё поверить. Краули, похоже, пошел другим путём — наоборот, поместив реальную жизнь в сказку. Эта «вывернутая призма» в сочетании с тонким психологизмом дает настолько сокрушительный эффект, что всё время чтения балансируешь где-то Как-то (да-да, с той самой большой буквы) в диапазоне между улыбкой, полуулыбкой и гранью слёз, и не знаешь, разрешат тебе дальше дышать или велят не дышать. И еще. Когда-то, во времена «доминирования в организме» юношеского максимализма, мне казались симпатичными слова небезызвестного автора о том, что «все, что тебя не убивает — делает тебя сильнее». Сейчас мне, пожалуй, ближе Краули со своей максимой о том, что «все, что делает нас счастливыми — делает нас мудрыми»...

оценка: 10



Claviceps P.: Ну, вот и все...  Более уже ничего не будет прежним...  Мы сделали шаг, и шагнули вместе со Смоки...

Майкл Суэнвик, так сказать, «приоткрыл нам шторы» в своем легендарном эссе об архипелаге твердой фэнтези, Михаил Назаренко их «раздвинул» в статье о Краули, а Александр Гузман в компании с переводчиками «распахнул нам окно»... Свершилось...

А ведь мы могли увидеть этот «культовый, но потаенный» шедевр современной фэнтези и еще раньше, т.к. проект затевался редактором Александром Гузманом довольно давно, и сначала роман был отдан в перевод другому тандему — Махлаюку и Слободянюку. Но мы в итоге получили ЛиттлБига от Сергея Сухарева и Людмилы Бриловой, что тоже замечательно, и видимо это лучший вариант из возможных...

Купил я сей роскошный темно-зеленый томик сразу как только привезли по заказу. Но читать не спешил, книга лежала перед глазами несколько дней, я лишь иногда прикасался к ней, и немного приоткрывал... Как-то настраивался на подходящую волну видимо, ловил нужный момент. И спустя неделю поймал. И отправился неспеша, настраиваясь на долгое, плавное и медитативное чтение мелкими порциями. Ах, где там!  Не удержался, да и дни выдались морозными, срочные дела отменялись, я пил какао и читал...

Это толстый роман, огромный, почти бесконечный... И я читал его целых четыре дня, то отдаляясь, то приближаясь и снова входя в книгу как в дом...

И послевкусие — такое, что несколько дней невозможно было взяться читать что-то другое. Куча новинок лежало еще — а ЛиттлБиг не отпускает...  

Еще не стихший гул во мне, гуляющее эхо... Все мысли там еще. Ввязался... Выйду ли? Вот так... Вот так...

Чертовски мне понравилось блуждать по этим коридорам и закоулкам. Ловушек там — на каждом шагу, это верно. В какие-то я попался, какие-то предугадал. И вмещает в себя эта книга действительно больше, чем может показаться на внешний вид, так много всего там... чего только нет! Как и сам Эджвуд — внутри она больше, чем снаружи. Поэтому и читать ее можно по разному, и перечитывать неоднократно, и каждый раз есть шанс забрести куда-то, где еще не был... И это не метафоры!

Удивительная, многомерная, уникальная книга. Много книг в одной. В ней шикарно все — форма, содержание, стиль, язык. И гармонично, что самое главное. Взаимосвязано. Построение очень понравилось, все очень тонко, изящно, пространственно-временные сдвиги сглажены, без швов. И как все неоднозначно!! Действительно, когда мы вместе со Смоки делаем первые шаги по направлению к Эджвуду — все впереди видится нам в одном спектре, а будучи у конца Повести, и собирая вместе с ним саквояж и оглядываясь назад — да, все иначе, совсем по-другому... И это здорово завораживает.

Как завораживает и «the happy turn of events unlooked-for...» или как оно там... Привкус трагедии...

А вы какого конца ожидали? Как по вашему еще могло завершиться такое  Слишком реалистично... Или наоборот — слишком сказочно и как-то не так?

Это же пограничье... порог... дверь... Посмотришь в одну сторону — увидишь одно, а в другую — иное...

Я не перечитывал ее с тех пор. Но без всяких сомнений могу сказать, что «Маленький, большой» — одна из самых главных книг в моей жизни!

оценка: 10



suhan_ilich: Еще одна книга, которую давно собирался прочитать и вот наконец! «Маленький, большой, или Парламент фей» — четвертый роман Джона Краули, принесший автору в 1982 году World Fantasy  Award за лучший роман. Интересно, что роман Краули соревновался с очень сильными соперниками, среди них «Коготь миротворца» Джина Вулфа и «Пес войны и боль мира» Майкла Муркока. Выбор тем более любопытен, что из этих трех книг «Маленький, большой» выглядит менее всего фантастикой. Хотя, впечатление довольно обманчиво...

Действие романа разворачивается в США, здесь недалеко от  большого Города находится Эджвуд — удивительный дом выстроенный известным дизайнером для своей семьи, дом который вмещает в себя все прочие дома. У него 54 входа и 365 лестниц, в одной из его башен находится гигантская модель звездного неба. И в нем живет многочисленная семья Дринкуотеров. Довольно необычное семейство. Что понимает один из главных героев Смоки, когда решает жениться на представительнице этого семейства. Несмотря на то, что буквально все, начиная со способа, которым он должен добраться до невесты, и кончая бесконечными раскладами карт Таро, кричит ему о том, что он оказался в сказке, но он все списывает на простую странность семейства.

То что я описываю, это буквально завязка сюжета. Читать Краули непросто, он пишет очень концентрированно. На протяжении романа, большого конечно, но всего одного, Краули вмещает историю пяти поколений семьи Дринкуотеров. Да, кое-где переходы довольно резки, но ощущения, что это вредит повествованию нет. Не стоит и думать, что от густоты страдает художественная сторона текста, каким-то немыслимым образом автор помимо изложения сюжета умудряется давать совершенно классные описания каких-то вещей — меткие, умные и очень емкие. Вторая важная сторона книги — это количество отсылок к другим произведениям литературы, многое я узнал, особенно когда читал выделенные в предложении комментарии, но кое что для меня осталось за кадром. Я достаточно быстро выловил Шекспира, Киплинга, Кэролла, ряда мифологических и сказочных сюжетов, и конечно же — Маркеса (с последним ИМХО очень много общего, и в чем то даже «Маленький, большой» почти перепев «Ста лет одиночества»). Кто то остался для меня за кадром, Китса я просто мало знаю, а вот за К.С. Льюиса и особенно Набокова обидно, совершенно не почувствовал их, а судя по примечаниям petro_gulak, были они там представлены. Концовка оставила для меня много вопросов, не знаю когда, но обязательно перечитаю роман.

В целом, умная, постмодернистская книга, возможно не очень увлекательная в плане сюжета, но очень оригинальная. 9/10

оценка: 9






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх