FantLab ru




  РЕТРОСПЕКТИВА:

Борис Штерн «Записки динозавра»




1991 г.

1995 г.

2002 г.

Аннотация: Столетний старик — главный редактор журнала «Наука и мысль» — ждет визита дьявола: ведь много лет назад он продал нечистому душу в обмен на разрешение начальства создать журнал.

Но повесть — не о чертях и не о бессмертии, а о старости, ответственности, подлинных и мнимых ученых.

Жанр:

  • Фантастика
  • Мистика

Мнения экспертов:

  • Святослав Логинов: Не так много в нашей литературе книг, столь гармонично сочетающих смешное и серьёзное.
  • Борис Стругацкий: Штерн был одним из лучших писателей Третьего поколения и, безусловно, самым своеобычным из них
  • Геннадий Прашкевич: Я считаю «Записки динозавра» лучшим романом Бори Штерна – нежным, человечным, глубоким.
  • Евгений Войскунский: «Записки динозавра» – одно из лучших произведений того времени. Теперь так не пишут и, к сожалению, уже не напишут.
  • Вертер де Гёте: Что особенно порадовало: произведение написано просто превосходным русским языком — живым, гибким, остроумным. (оценка: 10)
  • duke: Такое ощущение, что Штерн внимательно прислушивался к тому, что ему нашептывала его Муза и, стараясь ее не спугнуть, почти не редактируя, это записывал. (оценка: 10)
  • kkk72: Пожалуй, это — исповедь человека, прожившего долгую и трудную жизнь. В свое время ему пришлось сделать непростой выбор и пойти на сделку... С кем? В первую очередь, с собственной совестью. (оценка: 10)
  • Ank: Это недосягаемая вершина, это уникальное, единственное в своем роде произведение, которое просто не с чем сравнить: настолько это выше, и мощнее, и сильнее всей остальной фантастики. (оценка: 10)
  • old_fan: Больше всего меня пленил мягкий, тонкий и ненавязчивый юмор, тонкий же лиризм и общая атмосфера грусти о прекрасно прожитой жизни (оценка: 10)




Отзывы и оценки экспертов:


Святослав Логинов: Борис Штерн был любимым автором журнала «Химия и жизнь». Он не был химиком, зато жизни в его произведениях хватило бы на сотню менее талантливых авторов. Во время редакционных чаепитий Борис сидел в уголке, молчал, но ни одно живое слово не проходило мимо его внимания. В результате на свет появилась лучшая повесть Бориса Штерна «Записки динозавра». Здесь всё как в жизни: и единственный популярный журнал с белой обложкой, и история нападок на журнал, закончившаяся увольнением заместителя главного редактора, и девяностолетний академик (Петрянов-Соколов), некогда создавший журнал и принимавший на себя все удары недоброжелателей. Но эта правда пронизана фантастикой: развесёлым сюрреализмом с рыбоносными смерчами и самонаводящимися шаровыми молниями, и фантастикой серьёзной, повествующей о противостоянии человека и судьбы. Не так много в нашей литературе книг, столь гармонично сочетающих смешное и серьёзное.

И конечно же, повесть отличает великолепный, узнаваемый язык Бориса Штерна, тексты которого можно цитировать без конца: «Дилетанты всерьёз занимаются только чужими делами», «Голых замуж не берут», «Знаю, но знать не хочу»…

Кто ещё не читал этой книги, непременно прочтите, а кто читал — не поленитесь перечесть ещё раз. Сделаете для себя множество чудесных открытий.

оценка: -



Борис Стругацкий: Штерн был одним из лучших писателей Третьего поколения и, безусловно, самым своеобычным из них – ни на кого не похож, никому не подражал, всегда был сам по себе. Я его очень любил – и как человека, и как писателя.

оценка: -



Геннадий Прашкевич: Я считаю «Записки динозавра» лучшим романом Бори Штерна – нежным, человечным, глубоким. События там построены вокруг престарелого академика (прототип Соколова-Петрянова, главного редактора журнала «Химия и жизнь» в то время) и общих наших друзей – сотрудников этого журнала. Считать ли трагедией удавшуюся жизнь? – правда, вопрос поставлен нетривиально. В этой вещи Боря еще не отошел в сторону жесткого, даже жестокого юмора. Он необыкновенно добр. И глубок. Повторяю – глубок и печален.

Всячески рекомендую!

оценка: -



Евгений Войскунский: Бориса Штерна я помню с 78 года – в этом году в «Химии и жизни» появился его рассказ «Дом», на который я обратил внимание, потом появились «Производственный рассказ №1» и другие рассказы. В 1978 году состоялся мой первый семинар молодых писателей-фантастов, и Борис Штерн был в моей группе. Это был запоминающийся и многообещающий семинарист. Он читал свои рассказы, лукавые и смешные. Позже я дал ему рекомендацию в Союз писателей и нисколько об этом не жалею. К тому времени это был уже сформировавшийся писатель со своей темой, своим юмором. В 1987 году вышла его первая книга.

Потом он удивил всех «Записками динозавра» – удивительной повестью о главном редакторе журнала «Наука и мысль» академике Невеселове. В повести происходят поразительные события, она смешная, задорная, сатирическая – у него был дар великолепного сатирика, и со временем он стал бы писателем, известным не только в кругах любителей фантастической литературы, если бы не неожиданная смерть. Он умер за работой, упав головой на клавиатуру компьютера.

Я храню о нем память как о замечательном писателе, а его «Записки динозавра» – одно из лучших произведений того времени. Теперь так не пишут и, к сожалению, уже не напишут.

оценка: -



Вертер де Гёте: Эта прекрасная повесть стала для меня знакомством с автором и я был приятно удивлён мастерством и безупречностью стиля. Что особенно порадовало: произведение написано просто превосходным русским языком — живым, гибким, остроумным. Повесть начинается почти как анекдот о склерозном старичке, но очень скоро читатель понимает, что этот старичок совсем не прост, так же, как всё более серьёзными становятся вопросы, которые задаёт автор. Впрочем, нужно отдать должное автору и главному герою — ироничное отношение ко всему происходящему их не оставляет даже в самые опасные минуты. Действие повести происходит вроде бы в 21-ом веке, человек побывал на Марсе, но жизнь людей очень уж похожа на жизнь в эпоху «позднего застоя». Штерн высмеивает многие нелепости советского времени,  но главное в книге — поиски человеком своей души. Книга лирическим юмором напомнившая книги Шефнера и Орлова, и в то же время, это очень самобытное произведение. И можно только посетовать на то, что повесть, являясь безусловным шедевром, к сожалению, издавалась не часто и знакома не столь широкому кругу читателей, какого она заслуживает.

оценка: 10



duke: Чудесная повесть. Неторопливое, очень спокойное, обстоятельное, где-то даже «ленивое» повествование. Мне чем-то напомнило Стругацких. Хотя и от Булгакова тоже что-то есть. Вообще, история получилась просто волшебная! Чем это достигается — я, если честно, не понял. Стиль — превосходный. Это единственное, что хоть как-то можно проанализировать. А в остальном, не знаю. Такое ощущение, что Штерн внимательно прислушивался к тому, что ему нашептывала его Муза и, стараясь ее не спугнуть, почти не редактируя, это записывал. Может я и ошибаюсь, но текст выглядит этаким монолитом, родившимся целиком и сразу. Необычно, вернее непривычно, выглядит главный герой, от лица которого ведется повествование. Почти столетний старец, академик Невеселов, рассказывает о своей жизни, начиная с того, как некогда, в далекой юности, заключил сделку с дьяволом. И заканчивая тем, что вот теперь, к сожалению, пришло время «собирать камни»…

Переворачивал страницы очень медленно исключительно по причине продлить свое удовольствие от чтения. Превосходная история, которую с огромным удовольствием всем рекомендую.

PS Жаль только — коротковата…

оценка: 10



kkk72: Это необычное произведение — пожалуй, лучшая повесть Штерна. На первый взгляд, в ней совсем немного фантастического. Пожалуй, это — исповедь человека, прожившего долгую и трудную жизнь. В свое время ему пришлось сделать непростой выбор и пойти на сделку... С кем? В первую очередь, с собственной совестью. И вот пришло время платить по долгам.

В довольно небольшом произведении автору удалось объединить, казалось бы, малосовместимые вещи. Есть в ней некая чертовщинка, что-то от «Мастера и Маргариты». Много в этой повести и советских реалий, и читателю удастся узнать многое о специфике научной работы в те времена. А с другой стороны, в ней так много человеческого, находящегося вне конкретной эпохи. Ведь человек всегда должен оставаться человеком.

Эта история произвела на меня сильное впечатление.

оценка: 10



Ank: Хочется сказать много хорошего об аудиокниге. Читает её Николай Козий. Сама повесть — шедевр, а аудиокнига — дважды шедевр. Артист полностью вошел в роль, смог найти единственно верную интонацию — только так и рассказывал бы про свою жизнь этот столетний академик, одновременно весело и грустно, с паузами, без которых потерялось бы всё очарование. За такую работу надо присваивать народного артиста!

О самой книге можно сказать много всяких теплых слов — и то, что это шедевр, и то, что автор — гений, и всем читать — но как-то все они выглядят заезженно, фальшиво по сравнению с тем, что такое эта повесть на самом деле. Это недосягаемая вершина, это уникальное, единственное в своем роде произведение, которое просто не с чем сравнить: настолько это выше, и мощнее, и сильнее всей остальной фантастики. Во всяком случае каждый, кто прочитает эту повесть, не забудет ее уже никогда, и будет много-иного раз, хотя бы мысленно, к ней возвращаться.

оценка: 10



old_fan: Больше всего меня пленил мягкий, тонкий и ненавязчивый юмор (хотя да, есть шутки и прямые-незатейливые), тонкий же лиризм и общая атмосфера грусти о прекрасно прожитой жизни, с которой так не хочется расставаться. Что интересно, это одна из редких книг, перечитывать которые просто нужно, так как при каждом чтении обращаешь внимание на что-то, не замеченное раньше, и приходишь опять в восторг.

оценка: 10






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»: