FantLab ru




рекомендует:

Джон Райт «Последний страж Эвернесса»




2007 г.

Цикл: «Война спящих». Книга 1

Аннотация: Эвернесс...

На земле это дом, затерявшийся в провинциальной глуши Америки. В царстве снов это место зовется Высоким домом, который высится на побережье моря Беспокойной Тьмы, последний бастион магии в нашем мире, сторожевой пост на границе яви и сна, воздвигнутый еще во времена Мерлина. Стражи сновидений держат закрытыми врата между миром яви и миром кошмаров, вахта их длится которую сотню лет, а число стражей становится все меньше и меньше. Силы зла готовятся к решительному штурму последнего бастиона. Ведь если крепость падет и два мира сольются в одно, Земля ввергнется в пучину кошмаров...

Книга Джона Райта ближе всего по духу к творческой манере великого создателя миров Роджера Желязны.

Жанр:

  • волшебная сказка для взрослых с элементами мифологической фэнтези и героики

Вызывает ассоциации:

  • с произведениями Г.Ф. Лавкрафта, Клайва Баркера и Стивена Кинга — по изображению «темных сил», ощущению надвигающейся катастрофы
  • с авторами до-толкиновской фэнтези (в частности Дансени) — по изложению и интерпретации мифов
  • с книгами Роджера Желязны — по интонации и стилю

Мнения экспертов:

  • Nog: Вероятность перечитывания: 90-100% (оценка: 10)
  • suhan_ilich: Достойное, крепко сбитое произведение, построенное на фундаменте мифологии. (оценка: 8)
  • baroni: Динамично развивающийся сюжет с нешуточной, многоступенчатой интригой. (оценка: 9)
  • Dark Andrew: Под впечатлением от этой книги я ходил примерно неделю. (оценка: 10)




Отзывы и оценки экспертов:


Nog: Моё знакомство с первой из переведённых на русский язык книг Райта, «Золотым веком», выдалось не слишком удачным, однако оставалось ощущение, что автор достаточно незауряден, чтоб не попробовать прочесть у него что-нибудь ещё. Это самое «что-нибудь» появилось не так давно в уже не раз упоминавшейся серии «Короли фэнтези».

Дилогию «Эвернесс», первой частью которой и является эта книга, на западе успели осыпать комплиментами в стиле «Это первый значимый эпик XXI столетия», или как-то в этом роде. Конечно, к подобным комплиментам приходится относиться достаточно критически, однако всё-таки лучше проверить, вдруг они действительно справедливы? Правда, надо признать, что кое-в-чем такой отзыв точно ошибочен. Дело в том, что «Последний страж» — это, собственно, не эпик, а скорее героика на мифологической основе. А вот насчёт значимости... Ну, пока сложно сказать, так как по сути «Эвернесс» — это единый роман, разбитый пополам, и когда выйдет окончание, пока не совсем понятно. Так что сейчас можно судить только о том, что нам предлагается в завязке.

Мир, созданный Райтом, довольно прост и даже неоригинален для фэнтези. Есть наш мир, есть мир сновидений, мир магии. В месте, именуемом Эвернесс, он же Высокий Дом, а на Земле представляющем собой старый полузаброшенный дом где-то в американской (само собой) глубинке, расположены врата между двумя мирами. Врата эти веками охраняют стражи, оберегающие Землю от возвращения повелителя снов, стремящегося подчинить себе оба мира. Но время шло, число стражей сокращалось, и наступил момент, когда их осталось лишь двое — старик и его внук-подросток. Тогда-то тёмные силы и начали новую атаку...

Банально? Да, вполне. Но хорошие писатели тем и отличаются от не слишком хороших, что даже из банальной идеи могут создать незаурядное произведение. По половине целого судить, наверное, рано, но уже сейчас хочется сказать, что Райту это удалось. Такая тривиальная завязка — это, пожалуй, единственный явный минус книги, который, впрочем, чем дальше, тем менее заметен на фоне богатой фантазии автора. Впрочем, фантазия эта проявляется скорее не в том, что Райт придумывает сам, а в том, как удачно он воплощает, использует и соединяет то, что успели придумать до него. В не такой уж большой по объёму книге (в этом томе всего лишь 400 страниц) использованы мотивы не меньше, чем половины европейских мифологий, да и не только европейских, плюс аллюзии на многие произведения известных писателей. Скажем, среди тех сил, которые предшествуют повелителю снов, скандинавские ледяные великаны идут бок о бок с ирландскими кэлпи и тюленями-оборотнями сэлки (тут я народ, из чьей мифологии они взяты, не опознал, но что-то такое когда-то читал), а самым первым из этой армии идёт могущественный некромант по имени... Кощей Бессмертный. Нашлось тут место и артуровским легендам, и греческим мифам, и, по-моему, даже библейским сказаниям, и многому другому. И что особенно замечательно, это многообразие вовсе не создаёт эффекта малоосмысленной мешанины, как в том же «Вызывающем бурю». Под стать быстро меняющимся ярким картинам и сюжет, основную роль в котором играет действие, действие и ещё раз действие. Я, собственно, обычно не являюсь большим поклонником подобного рода сюжетов, но этой книге он подходит как нельзя лучше. Будь тут менее динамичный и более разветвлённый событийный ряд, это было бы недостатком.

Итог: ну, конечно, подводить окончательные итоги пока рано, но первая книга действительно необычна и очень хороша. Правда, не уверен, что всем она придётся по вкусу.

Вероятность перечитывания: 90-100%.

оценка: 10



suhan_ilich: Эвернесс небольшой дом, построенный в Англии, а за тем по камню, перенесенный в США. Однако, он не настолько мал в мире снов — там это морская крепость,  чьи хозяева стоят на страже, каждую ночь ожидая звона морского колокола, возвещающего конец света. После того как прозвучит колокол, стражи должны были воспользоваться волшебным рогом, чтобы призвать силы, которые уничтожат весь мир, а затем воссоздадут его заново. Уже по маленькому кусочку видно, что книга построена на мифологических сюжетах. Да, да, сходство с Рагрнареком сразу бросается в глаза, а еще есть кельтская мифология, западно-европейские легенды, и даже небольшая примесь русских сказок в лице злобного Кощея Бессмертного. Очень ловко Райт себя чувствует в этой воде, и читать его, наблюдая, как он строит картинку из кусочков, очень приятно.

Несмотря на изменение поджанра, в этой книге очень четко чувствуется, что книгу написал тот же самый человек, что и «Золотой Век». Довольно характерным на мой вкус является определенная избыточность Райта, он не может остановиться, добавляя все новые и новые подробности, не все, из которых успевают в итоге обыгрываться в тексте. Однако, может быть описание постсингулярного человечества было для меня менее близким, чем мифологические мотивы, использованные в «Последнем страже», но последний я воспринял куда лучше, чем «Золотой Век». Да отдельные сцены казались немножко странными, например, объяснения Галеном своей функции стража по моему мнению явно показывают, что Райт сам не совсем отдает себе отчет, как же они возникли. Но все таки такие эпизоды в этом романе встречаются нечасто, так что почти не портят впечатления. Зато очень живым вышел сюжет, слабой мне показалась только концовка, какой то у битвы был нелогичный характер, но поскольку концовка промежуточная, подожду общего финала, прежде чем снижать баллы.

Есть, конечно, и ляпы в повествование, так, например, Вран Вранович говорит с русским акцентом, при том что его отец-грузин увез его в Европу в младенчестве. Однако для меня они полностью уравнялись неожиданным сатирическим фрагментом в «Последнем страже», американские орлы отдают волшебные артефакты, при этом разговаривают как заправдавские бюрократы

В целом очень достойное, крепко сбитое произведение с хорошим сюжетом, интересным миром, построенным на мифологии фундаменте, хотя основная мысль о близости волшебного и обыденного не совсем, чтобы оригинальна. Но читать стоит однозначно 8/10

оценка: 8



baroni: Джон Райт написал настоящую сказку для взрослых. Сказку одновременно волшебную и реалистичную, романтическую и предельно жесткую. На первый взгляд, сюжет «Эвернесса» кажется довольно тривиальным: очередная Последняя Битва нескольких Избранных с превосходящими Силами Зла, стремящимися к уничтожению нашего хрупкого Мира. Однако Райту удается  наполнить этот заезженный сюжет новым, ни на что не похожим, содержанием. Расходным материалом, из которого автор взялся строить свой роман, послужили самые разные легенды и мифы. В пространстве «Эвернесса» прекрасно сосуществуют мифы древнегреческие и кельтские, артуриана и скандинавский эпос, Кащей Бессмертный и наследник Парацельса, грузинский эмигрант и отставной американский военный...  Но самое главное заключается в том, что Райт смог собрать из этих, казалось бы не вполне совместимых ингридиентов, единое, хорошо организованное романное пространтсво, выстроить динамично развивающийся сюжет и закрутить нешуточную, многоступенчатую интригу.

Роман волею автора обрывается буквально на полуслове. Очевидно, что самое главное и интересное  осталось «за кадром», и ожидает нас во второй книге романа. Судьба Эвернесса ждет своего разрешения и Последняя Битва еще продолжается...

оценка: 9



Dark Andrew: Скажу сразу — под впечатлением от этой книги я ходил примерно неделю. Вспоминались (а точнее вставали перед глазами) то один эпизод, то другой…

Так вот, «страж Эвернесса» — это экшен, тот самый безостановочный экшен, действие в котором начинается почти сразу и заканчивается только на последней странице. При этом книга захватывает с первых страниц. Начинается всё сказкой, красивой, страшной (но только чуть-чуть), волшебной сказкой. Сны, злые силы, от которых надо оберегать мир, мальчик — юный страж, не правда ли – знакомо? Ещё одна милая история? Так я и думал, вот только, когда, через пару глав, герой сменился на другого, история стала совсем иной. А потом еще герой… И еще представитель сил зла, но тоже герой. Идёт постоянная смена ракурсов, смена жизненных позиций, и на этом фоне мир не кажется странным, хотя в нем есть и артуровские мотивы (да какие мотивы – персонажи), и христианские (конец света), и Кощей Бессмертный, и персонажи ирландских мифов и многие другие. Сны и явь перемешаны настолько, что становятся единым. И эта явь довольно таки своеобразная. Не мрачная, хотя жестоких моментов хватает, не страшная, хотя отдельные фрагменты очень напоминают безумные страшные фантазии Баркера, а именно своеобразная. Одни силки с их королем Маннананом (одновременно и пугающие и смешные) чего стоят.

Читать или не читать вопрос тут не стоит — этот роман одна из самых ярких новинок года и поэтому прочесть его стоит обязательно. Райту удалось по сути невозможное — он собрал из немыслимого числа кирпичиков интересный мир и создал сюжет не позволяющий оторваться от книги до финала. Обидно только то, что это только половина дилогии и обрывается действие на самом интересном месте.

оценка: 10






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»: