FantLab ru




  РЕТРОСПЕКТИВА:

Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный»




1997 г.

2004 г., под названием "Город туманов"

Аннотация: «Луд-Туманный» — это роман-притча о том, какие опасности таит в себе попытка вытеснить из жизни все неизведанное, таинственное, не вписывающееся в традиционные рамки. Словно каменной стеной, отгородились жители маленького государства Доримар от мира волшебства и иллюзий древними предрассудками и придуманными принципами, которые они называют Законом. Много испытаний приходится им пережить, чтобы открыть свои души, умы и сердца мечте, фантазии, искусству...

«Есть такая земля, где не светят Солнце и Луна, где как птицы летают мечты, где звездами светят видения, а бессмертные цветы вырастают из размышлений о смерти. В стране этой вызревают плоды, чей сок порой вызывает безумие, но способен даровать мужество, ибо вкус этих плодов приправлен жизнью и смертью и потому буквально незаменим для души...»

Жанр:

  • Фэнтези

Мнения экспертов:

  • suhan_ilich: Основная идея романа лежит на поверхности. Это — размышления о невозможности жизни без волшебства, без веры в чудо. (оценка: 9)
  • kkk72: Отмечу очень удачный сплав чудесного и обыденного, постоянное ощущение опасного волшебства, которое «где-то рядом», но при этом совершенно неуловимо. (оценка: 9)
  • badger: «Луд туманный» — это в первую очередь книга об уходящей старой эпохе, о смене не только поколений, но и всего жизненного уклада. (оценка: 9)
  • Petro Gulak: При всей условности изображения жизни Доримара и окрестностей, роман этнографически точен в том, что касается Обитателей Холмов (оценка: 9)




Отзывы и оценки экспертов:


suhan_ilich: В центре романа город Луд-туманный, столица государства Доримар, стоящий на пересечении двух рек. Этот купеческий центр, разбогатевший на торговле, издревле управлялся родом герцогов. Постепенно помимо аристократии и крестьян, стала выделяться в отдельный класс и мещанская прослойка. Также постепенно все деспотичнее и капризнее становились правители Луда. И последний в их роду — Обри, сосредоточил в себе все лучшее и худшее, что отличало аристократов от других людей: прекрасный горбун, сочинявший изысканные стихи и песни, в следующий момент мог превратиться в демона, поджигающего прекраснейший корабль ради того, чтобы  полюбоваться пламенем, пожирающим судно. Терпение купцов постепенно истощилось. В кровавой смуте восстания бесследно сгинула вся старая аристократия, а герцог Обри бесследно исчез. Хотя по преданию он успел сбежать в волшебную Страну Фей, расположенную невдалеке от Доримара. Правда это или сказки, никто уже и не знает, но купечество, пришедшее к власти, на всякий случай сделали Страна Фей и все что с ней связано — табу. С той поры прошло много лет, Доримар привык к новой жизни и позабыл о волшебстве. Единственное напоминание о прошлом — контрабандные фрукты из страны Фей, которые пробуждают в людях фантазии и мысли о смерти, что полностью противоречило философии бюргеров.

Главные герой этого произведения — мэр Луда-туманного Натаниель Шантиклер, чей сын случайно попробовал фрукты из страны Фей. А по закону, человек, попробовавший волшебные фрукты, становился отверженным. Это становится завязкой событий, которые приведут к возвращению герцога Обри на его законное место.  

Роман написан очень неторопливо, как не вспомнить блестящего романиста Милана Кундеры, писавшего что жизнь и литература в 20 веке потеряла то неспешное течение, которое было характерно для 19 и начала 20 века. Как не странно, эта неспешность не мешает в полной мере наслаждаться основной сюжетной линией. Удались и несколько побочных, одна из которых представляет собой настоящий детектив.

Основная идея романа лежит на поверхности, и видна даже при кратком пересказе событий. Это размышления о невозможности жизни без волшебства, без веры в чудо. Эта жизнь, которую навязывают отдельные граждане с лозунгами о равноправии, предполагает только низшее уравнительное равенство, равенство массового вкуса и т.п., не может устроить людей, хоть немножко отличающихся от общего стандарта, слишком уж серым и скучным становится существование. Антитеза, которую предлагает Мирлиз — монархия со свойственным ей блистательным неравенством, построенная как раз на той самой вере в чудо. Впрочем, положение дел при таком строе тоже не устроит большинство из тех, кто при таком положение вещей должен превратиться в смердов. Решение этого противоречия пока никто не нашел.

В целом, умный и очень оригинальный роман, немножко наивный и совсем непохожий на привычное фэнтези. 9/10.

Из интересных фактов: «Звездная пыль» не зря начинается с благодарности Хоуп Миррлиз, влияние «Луда-Туманного» на роман Нила Геймана несомненно.

оценка: 9



kkk72: Благодаря советам друзей-фантлабовцев, я, наконец, добрался до этого весьма необычного произведения. И, должен сказать, не пожалел об этом. Но обо всем по порядку. Начинается книга весьма спокойно и неторопливо. автор обстоятельно рассказывает нам о стране Доримар и ее столице городе Луд, об истории и географии, о нравах и обычаях жителей. На первый взгляд, все выглядит совершенно спокойно и благополучно. Довольные жизнью бюргеры только и делают, что неспешно ходят друг к другу в гости и приятно проводят время. Но все оказывается не так просто. Доримар граничит с загадочной Страной фейри, и в сытой жизни горожан начинают происходить загадочные явления. Самодовольному мэру Луда Натаниэлю Шантеклеру придется столкнуться с загадочными явлениями, угрожающими и ему и его близким. И, неожиданно, Натаниэль и его друг Амброзий Джимолост проявляют смекалку и мужество, которых трудно было ожидать.

В этом небольшом романе поместилось очень много всего. И замечательно красивая, очень атмосферная история диковинной страны — Доримара, столь похожей на благополучный земной рай. И конфликт отцов и детей, где младшее поколение не желает жить в самодовольном безделии и хочет чего-то странного. И довольно неплохая детективная история, где главному герою придется не только расследовать загадочную историю о контрабанде плодов фейри, оказывающих необычное влияние на разум людей, но и даже раскрыть случившееся много лет назад убийство. Могут найтись в ней и элементы довольно язвительной социальной сатиры, высмеивающей общество потребителей. А можно обратить внимание на замечательную историю отцовской любви, сделавшей из мечтательного бездельника настоящего героя. И все это описано весьма изящным, хоть и внешне довольно незатейливым стилем.

Порадовали меня весьма оригинальные и очень живые герои произведения. Особенно удивило перевоплощение, произошедшее с главным героем.

Отмечу очень удачный сплав чудесного и обыденного, постоянное ощущение опасного волшебства, которое «где-то рядом», но при этом совершенно неуловимо.

Ну а больше всего удивила меня концовка произведения. Что это: хэппи-энд или, наоборот, капитуляция перед врагами? А может быть, просто еще один шаг по дороге, ведущей к прогрессу? Наверное, каждый читатель ответит на этот вопрос сам.

В итоге книга была прочитана мной на одном дыхании. Должен сказать, что она может показаться многим читателям несколько странной и непривычной, но я получил от  нее большое удовольствие. Рекомендую всем, кто ценит в фэнтези не безудержный экшен, а нестандартные идеи и оригинальную атмосферу.

оценка: 9



badger: Где-то там, за порогом дома есть чудесная страна, которая так не похожа на привычный нам мир. Там не увидишь солнечного света, там мечты обретают реальность, а жить вечно так же естественно как и дышать. Туда открыта дорога простым смертным, но мало кто решится перешагнуть волшебный порог. Хотя в каждом поколение людей найдутся те, для кого терпкий сок неведомых фруктов будет милее родного хлеба, а бархатное беззвездное небо приятнее полной луны. Только вернутся из волшебной страны намного сложнее, чем уйти за порог...

Роман Х. Миррлиз основывается на фольклоре Британских островов, но автор слегка изменяет общей концепции, помещая страну Фей по соседству с маленьким государством людей (Доримаром). В этом мире, для того чтобы попасть в другую страну не нужно дожидаться солнцестояния иди прекрасной игрой на арфе привлекать внимание королевы эльфов. Здесь для этого достаточно перейти границу. Которую, для общего блага граждан, тщательно охраняют. И недаром — ведь даже плоды таинственной страны фей я они вызывают странные фантазии и влекут простых смертных в дальние странствия. И в центре событий романа как раз оказывается семья, чей ребенок ненароком вкусил запретные плоды.

Очень неспешное повествование, в духе классических романов XIX века. Сама ткань произведения буквально пронизана волшебством, иллюзии и реальность гуляют рука об руку. Маленький провинциальный городок, по улицам которого бродил безумный герцог Обри, а на досках причала сохнет сок неведомых фруктов. Здесь каждый взрослый человек видел эльфа, и каждый второй пытался перейти границы Волшебной страны. Время идет, мир меняется, и вот уже потихоньку исчезает сопричастность к чуду, исчезают яркие краски, чистые звуки, все меньше крылатых мыслей роится в воздухе. «Луд туманный» — это в первую очередь книга об уходящей старой эпохе, о смене не только поколений, но и всего жизненного уклада. Сейчас мы живем в мире, из которого постепенно выветрилось волшебство, но были времена, когда чудо было намного ближе к простому человеку, и Миррлиз напоминает нам об этом.

Роман сложно назвать классическим фэнтези. Он скорее близок по духу к классическим английским романам, а также народным легендам. Рекомендую всем поклонникам неспешных, атмосферных таинственных историй.

оценка: 9



Petro Gulak: Книга, не похожая ни на одну другую, — но через полвека после первого издания романа начали одна за другой (не так уж часто) появляться книги, которых без «Луда-Туманного» просто не было бы. И, пожалуй, только Джону Краули и Сюзанне Кларк удалось настолько тонко и убедительно изобразить существование обычных людей на границе с Волшебной Страной. «Луд-Туманный» часто сравнивают с «Дочерью короля Эльфляндии» Дансени, но это плоды совсем разных, хотя и близкорастущих деревьев; среди предшественников Миррлиз — Кристина Россетти, автор поэмы «Базар гоблинов»; но и это совсем другая история.

История Натаниэля Шантиклера, мэра города Луд, который вынужден бороться с контрабандой эльфийских фруктов, вызывающих наркотический эффект, привыкание и безумие; история города, в котором «фейрин сын» — самое грубое ругательство, да и вообще существование эльфов отрицается, а контрабандистов вешают за доставку не фруктов, а шелка; история мира, который обречен на перемены.

При всей условности изображения жизни Доримара и окрестностей, роман этнографически точен в том, что касается Обитателей Холмов: все детали, от связи эльфов с миром мертвых, до тех самых фруктов, образуют единую, глубоко прочувствованную автором систему, укорененную в фольклоре и мифе куда более глубоко, чем кажется на первый взгляд.

До чего же правильные тут эльфы — живущие по ту сторону не только Спорных Холмов, но и добра и зла! До чего сюрреалистичны блуждания Шантиклера по Ту Сторону! Как хорошо показано противостояние магии эльфов и магии Закона!.. И как сказочен — в худшем смысле слова! — финал. Легкий ветерок меланхолии вместо обещанного урагана. Да, в конечном счете, это — история мистического посвящения, которое, по определению, дается лишь отдельным людям; но все же...

И все же — чтение необходимое: не только для тех, кого интересует история фэнтези.

оценка: 9






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх