FantLab ru




  РЕТРОСПЕКТИВА:

Филип Дик «Сохраняющая машина»






Аннотация: Сборник «Сохраняющая машина» представляет известного американского фантаста Филипа Дика (1928-1982) как блестящего мастера короткого жанра. В книгу, составленную самим автором, вошли его лучшие рассказы 60-х годов.

Жанр:

  • Фантастика

Мнения экспертов:

  • С.Соболев: Читателю представлен корпус рассказов непревзойденного мастера по выворачиванию реальности наизнанку. Я не перестаю изумляться: как один человек мог наплодить целую гору сюжетов, ограничившись объемом в пару десятков страниц? (оценка: 9)
  • suhan_ilich: Когда читаешь рассказы Дика, помимо гротеска в глаза бросается, что он сознательно истончает реальность в своих произведениях. Бред и выдумка оборачивается правдой, одна правда легко заменяет другую. Герои оказываются не теми, кем казались в начале. (оценка: 9)
  • Kons: Превосходный сборник рассказов Дика. Основной идеей сборника является оценка роли отдельного человека в истории всего человечества: идея, что не бывает маленького человека, есть только специфические взаимосвязи, которые мы не всегда способны видеть. (оценка: 9)




Отзывы и оценки экспертов:


С.Соболев: «Следующими в очереди безнравственных и развращающих российское юношество произведений искусства будут романы Филипа Дика»

Лев Пирогов «Экслибрис» № 241.

Про Филипа Дика долго загружают, что он де один из «основоположенников психоделической революции», соратник Тимоти Лири, и вообще один из зачинщиков чего-то реструктированного.

Гнуть на Дика можно все что угодно: основной истеблишмент романов его (проходящих по ведомству научной фантастики) не читает, а рассказов до недавнего времени сыскать было практически невозможно: десяток еще «советских» переводов да два странных эклектичных сборника времен «первоначального накопления издательского капитала».

Амфорский сборник «Сохраняющая машина» заявлен как «авторский сборник рассказов». Оригинальная подборка или нет, мне совершенно параллельно: впервые лет за десять читателю представлен корпус рассказов непревзойденного мастера по выворачиванию реальности наизнанку. Я не перестаю изумляться: как один человек мог наплодить целую гору сюжетов, ограничившись объемом в пару десятков страниц? Ридли Скотт, даже не читая первооснову «Бегущего по лезвию бритвы» (роман 1968 года «Снятся ли андроидам электроовцы?»), в 1982 году заложил по крайней мере на пару десятилетий эстетику всех последующих футуристических кинофильмов и породил типа киберпанковский антураж, горячо любимый Гибсоном, Стерлингом & K° (см. «Джонни-мнемоник», «Матрицу», «Тринадцатый этаж», «эКзистенЦию» и т.п.).

Следом за Р.Скоттом кинематографисты ринулись осваивать непаханую целину творческого наследия Ф.Дика. И теперь сюжет о шпионе, не подозревающем о своей сущности, будет гулять из картины в картину. Лучше всего, если внутри шпион окажется железным, аки робот Электроник, или даже с атомной бомбой внутри — тогда ваще ништяк и хорошие кассовые сборы. Понравилась киношникам именно эта (не самая, кстати, шокирующая) сюжетная находка Ф.Дика — так и будут вырабатывать жилу до подлегающей породы. Примером тому служат боевики «Вспомнить все» Верховена со Шварценеггером (снят по рассказу «Мы вам все припомним», We Can Remember It for You Wholesale, 1966, более известному в переводе В.Баканова под названием «Из глубин памяти»), «Крикуны» (в основе — антимилитаристкая повесть «Вторая модель»), а так же премьеры этого года «Пришелец» (реж.Г.Флидер) и «Особое мнение» (реж. С.Спилберг). Через два десятилетия и пяток картин красной нитью проходит одна и та же тугая мысль: «Что делает человека человеком?». Но все власть имущие, так и не найдя ответа, предпочитают этого типа человека замочить. Для его же блага.

Несмотря на всю загруженность преамбулы и мрачноватых интонаций, преобладающих в вышеозначенных фильмах, творчество Филипа Дика нельзя не рассматривать как сатирическое.

Классический рассказ «Мы вам все припомним», по которому снят в меру серьезный фильм «Вспомнить все» о противостоянии жестокой транспланетной корпорации и революционного подполья, имеет в первооснове юмористический рассказ, по тональности своей уместный может быть даже в достопамятном «Крокодиле», а никак не на страницах сурьёзного «Нового времени».

В любом диковском произведении есть всепроникающая ирония, низвергающая чрезмерно загруженные эсхатологические построения интерпретаторов.

Взять, к примеру, трагический рассказ о космонавтах, оставшихся без съестных припасов и консервов на обратную дорогу, и волею жестоких обстоятельств вынужденных съесть марсианское разумное существо (внешне мало отличавшееся от свиньи). Трагедия оборачивается фарсом: в результате гастрономических превращений разум инопланетянина плавно переселяется в тело одного из едоков (рассказ «Вкус уаба»).

Болезненные превращения происходят с произведениями классической музыки — Дик представил

Что будет, если произведения классической музыки трансформировать в ... зверей? Шубертовские произведения уподобились беспомощным овечкам, фуги Брамса превратились в насекомое типа сороконожки, а из произведений Вагнера родился жестокий зверь. Что не лишено исторических аналогий, между прочим.

Только человеку, плотно занимавшемуся классической музыкой, могли прийти в голову подобные извращенные ассоциации. Подобно тому, как самые жестокие насильники получаются из педагогов, так и Филип Дик, несколько лет кряду продававший виниловые пластинки с классической музыкой, мог нарисовать картину дерущихся между собой птиц, получившихся из произведений Моцарта и Стравинского, за которыми гоняется ужасный Вагнеровский зверь, накануне зарезавший невинную шубертовскую овечку.

Фантастику давно мучает тема контакта с инопланетным разумом, искусственным интеллектом или еще чем-нибудь неожиданным и возвышенным. Но мало кто осознает, что живущие бок о бок с нами живые организмы воспринимают деятельность человека как стихийное бедствие. В рассказе «Рууг» Дик показал, насколько нелепым кажется быт человека в глазах хотя бы даже обычной собаки, охраняющей помойку.

В новелле «Военная игра» серьезные эксперты разбирают до винтика импортные инопланетные игрушки, дабы не пропустить на Землю вредоносных микробов, заводных солдатиков-террористов или психотропную одежду. Спасая детей от угрозы физического воздействия, эксперты забывают об идеологической составляющей, и с чистой совестью дают зеленый свет новому варианту настольной игры «Монополия», в которой победителем становится человек, первым спустивший все свои богатства. Неплохая идеологическая бомба под капиталистический уклад жизни.

оценка: 9



suhan_ilich: Прочитав довольно много романов Филиппа Дика, я довольно долго почти не затрагивал его рассказы. Конечно, несколько самых-самых вроде «Второй модели», «Ветерана войны» я знал, но какого то общего впечатления у меня не создалось. Появление в моей жизни фантлаба тоже не оказало правильного воздействия. Был момент когда мы с tevas шли нос к носу к божественному статусу (эх, даже ностальгия пробила J, время какое было) и в процессе гонки я тогда пару десятков рассказов прочел, но даже как то не особо анализируя. Тут выпал случай перечитать и попробовать проанализировать, поскольку в руках оказался авторский сборник рассказов «Сохраняющая машина».

Среди большого количества симптомов шизофрении, встречается и такие своеобразные как дереализация и деперсонализация. Утрата ощущение реальности окружающего мира и собственного «Я». На мой взгляд, в творчестве Дика есть что-то общее с этим симптомами. Когда читаешь его рассказы, помимо гротеска в глаза бросается, что он сознательно истончает реальность в своих произведениях. Бред и выдумка оборачивается правдой, одна правда легко заменяет другую. Герои оказываются не теми, кем казались в начале. В мире нет ничего постоянного, вечного, за что можно было бы зацепиться, этот процесс касается даже обыденных вещей водители мусоровоза- злобные Рууги(«Рууг»), детская игрушка оказывается тайным оружием («Военная игра»), вместо детей на свет появляются странные создания Ползуны («Ползуны»), машины и дома расползаются превращаются, оставляя за собой черную радиактивную пыль («Плата за копирование»). Герои Дика и читатели тонут среди симулякуров, не в силах понять реально ли происходящее и те вещи, которые их окружают («Мы вам все припомним», «Синдром», «Плата за копирование»). Для разрушения реальности в своих рассказах Дик использует ложь, вбрасывая в информационное пространство несуществующую информацию, так политики в рассказе «Если бы Бенни Гемоли не было...» придумывают козла отпущения за свои просчеты, приведшие к ядерной войне, это еще интересно, т.к.  часто используется в условиях тоталитарных режимов, которые не раз проходили в произведениях Дика. Помимо политиков это же умение необходимо деятелям шоу-бизнеса, тоже не редкие гости на страницах Дика. В первом отчетливо чувствуется влияние оруэловское министерства Правды, во втором проглядывает Фабрика Грез. Диковская картина временами откровенна патологична, но ее востребованность в современном мире не вызывает сомненья. Вероятно, это одна из причин, почему  Дик столь охотно экранизируем. Отличный сборник.

оценка: 9



Kons: Превосходный сборник рассказов Дика. На мой взгляд основной идеей сборника является оценка роли отдельного человека в истории всего человечества (идея, что не бывает маленького человека, есть только специфические взаимосвязи, которые мы не всегда способны видеть, которые влияют и полностью меняют судьбу всего человечества (Если бы Бенни Гемоли не было... , Ветеран войны)). Стоит наверное отметить, что это весьма пессимистичный сборник и большое количество рассказов, составляющих сборник,  представляют собой различные варианты гибели человечества (Плата за копирование, Прибыльное дельце, На тусклой Земле) или пути его исчезновения  как известного нам сейчас вида (Ползуны, Что за счастье быть Блобелем!). Всем любителям хорошей фантастики настоятельно рекомендую...

оценка: 9






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх