FantLab ru




  РЕТРОСПЕКТИВА:

Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев»






Аннотация: Город вне времени и пространства Амбра, в котором переплелись черты, реалии и легенды Константинополя, Венеции, Лондона и Парижа.

Здесь юный священник, измотанный запретной любовью к таинственной незнакомке, становится невольной причиной чудовищной резни...

Здесь ехидный историк создает изумительные комментарии к весьма сомнительной летописи об основании Амбры...

Здесь безумный писатель отрицает реальность окружающего мира — но слишком охотно признается в совершении крайне своеобразного убийства...

Жанр:

  • Фантастика
  • Фэнтези
  • Психоделика

Вызывает ассоциации:

  • Мервин Пик «Горменгаст»

Мнения экспертов:

  • Nog: Книга очень и очень специфична, и восприятие ее будет зависеть от личных особенностей каждого в отдельности. Я читал ее, буквально с открытым ртом следя за фантазией и эрудированностью автора, ловя многочисленные скрытые цитаты и просто пищал от восторга. (оценка: 10)
  • mastino: Если вы цените стиль, и готовы смаковать каждое предложение. Если вам нравятся странные, порой кажущиеся безумными персонажи — не пропустите эту книгу! (оценка: 10)




Отзывы и оценки экспертов:


Nog: Тяжеловато писать об этой книге. Вернее, нет, писать-то не так уж тяжело — пометок в тетрадке я себе сделал достаточно, а вот с чего начать, никак не придумывается. Попробую, наверное, с самого автора. Биография в конце книги строит целую стену тайн вокруг личности Вандермеера, особенно упирая на его страсть к таинственным исчезновениям и загадочным возвращениям. Более того, там прямо написано, что в октябре 2003 года писатель в очередной раз пропал и пока никаких новостей о нем нет. Не верьте — это все фантазии, элемент своеобразной игры автора с читателями, а пошутить Вандермеер любит, это заметно и по самой книге. На самом деле писатель мирно живет и работает вместе с семьей во Флориде.

Книга «Город святых и безумцев» составлена из небольших по объему произведений самых разных жанров, как художественных, так и не совсем. Объединены они в основном только местом действия — все они так или иначе связаны с городом Амбра, играющим здесь примерно ту же роль, что и замок Горменгаст в трилогии Мервина Пика. Я не зря упомянул о Пике — у Вандермеера с ним очень и очень много общего; читая первую повесть книги, «Дарден влюбленный», я вообще подумал, что это явное подражание, но впоследствии понял, что был неправ: Вандермеер принял правила игры Пика, но расширил и дополнил их, сумев соединить в не таком уж и большом томике множество, казалось бы, несоединимых жанров. Здесь вам и кошмарная «Клетка», и загадочная и поразительная «Трансформация Мартина Лейка», и до поры кажущийся автобиографическим «Странный случай Х» (последние два произведения — сами по себе маленькие шедевры), и очерк древней истории Амбры, снабженный объемными и весьма ехидными комментариями, и научная монография о королевском кальмаре, обитающем в реке Моль, и небольшая иллюстрированная энциклопедия Амбры, и многое, многое другое. Правда, перевернув последнюю страницу, начинаешь осознавать, что, по сути, ничего от книги не приобрел, но во время чтения этого никак не осознаешь, буквально с открытым ртом следя за фантазией и эрудированностью автора, ловя многочисленные скрытые цитаты и отсылки к самым разным книгам ХХ (и не только) века. По сути, Вандермеер поставил форму гораздо выше содержания по значимости, далеко не всем это придется по вкусу. Наслаждаться формой ради формы сможет действительно очень малая доля читателей, но по крайней мере они (как я) будут просто пищать от восторга; подавляющее большинство же либо станет громогласно ругаться на первой, самое большее на второй повести, либо просто в недоумении отложит книгу подальше. Самые стойкие вернутся к ней еще раз, попытавшись разобраться, но вряд ли это поможет. Но заметьте, это как раз ничего не говорит о хорошем или плохом вкусе тех или иных читателей — просто книга очень и очень специфична, и восприятие ее будет зависеть от личных особенностей каждого в отдельности.

оценка: 10



mastino: Вандермееру удалось то, что удаётся очень немногим. Ему удалось создать мир, который не воспринимается иначе, как реальный. Каждый рассказ из этого сборника добавляет небольшой мазок в общую картину, освещая жизнь в Амбре с той или иной стороны.

Проработка мира просто великолепна. Некоторые рассказы созданы в «псевдонаучном» стиле, и тем реальнее они воспринимаются. Рассказ «Королевский кальмар», написанный в форме научной монографии, рассказывает нам не только о символе Амбры и объекте поклонения, но и представляет нам великолепного персонажа — учёного, с фанатизмом, перемежаемым с иронией и колкостями в адрес оппонентов, отстаивающего свои идеи.

Великолепен рассказ «Странный случай Х». История человека, оказавшегося в психушке, вначале вызывает какие то аналогии с самим автором, но потом великолепная концовка ставит все с ног на голову...

«Дарден влюблённый» — просто образец стиля и владения словом. Но вообще, стилем пронизана вся книга. Не могу не согласиться с Nog — порой, стиль немного перевешивает содержание. Но за те образы, которые создал автор, ему можно простить всё...

Итак. Если вы цените стиль, и готовы смаковать каждое предложение. Если вам нравятся странные, порой кажущиеся безумными персонажи. Если вам нравятся миры, где люди сосуществуют с разумными грибами, где споры о ценности культурного наследия могут перерасти в гражданскую войну, где нормальные, вроде люди совершают поступки на первый взгляд безумные, но совершенно нормальные для их мира и образа жизни — не пропустите эту книгу. Читать обязательно!

оценка: 10






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»: