FantLab ru




  РЕТРОСПЕКТИВА:

Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers»






Цикл: Лорд Байрон

Аннотация: Эта история начинается в отдаленном уголке Индии, Каликшутре, где испокон веков жителей поражала странная болезнь крови... Молодому врачу Джону Элиоту предстоит столкнуться здесь с невообразимым кошмаром, но ужасы Азии ничто в сравнении с тем, что готовит для него судьба в родном Лондоне. Там он будет расследовать таинственное исчезновение своего друга, новоиспеченного министра иностранных дел...

В этом мистическом хорроре вы встретитесь с Брэмом Стокером, Оскаром Уайльдом, Джеком Потрошителем, а также с древней богиней зла и нестареющим лордом Байроном, повелителем вампиров...

Жанр:

  • Хоррор/Ужасы
  • Детектив
  • Постмодернизм

Вызывает ассоциации:

  • Брэм Стокер «Дракула»
  • Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса»
  • Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
  • Индийские рассказы Редьярда Киплинга

Мнения экспертов:

  • baroni: «Раб своей жажды» — один из самых интересных и необычных вампирских романов, которые мне довелось прочесть. (оценка: 9)
  • Мисс Марпл: Главная мысль романа — не только и не столько пресловутая цена вечной жизни, но в первую очередь страсть. Не плотская страсть, а наши желания,превращающие нас в рабов. (оценка: 9)




Отзывы и оценки экспертов:


baroni: «Раб своей жажды» — один из самых интересных и необычных вампирских романов, которые мне довелось прочесть. Книгу Холланда отличают невероятно закрученный сюжет и почти идеальная композиция.   Весь роман состоит из воспоминаний, дневников, писем, принадлежащих самым разным персонажам...

Итак, Британская Индия, конец 19 века, закат викторианской эпохи... Группа британских солдат под командованием капитана Мурфилда отправляется в затерянное в Гималаях княжество Каликшутру, где по данным разведки была замечена группа русских шпионов (конец 19 века — самый разгара так называемой «Большой Игры», которую вели в Центральной Азии Российская Империя и Великобритания). Однако,  группе капитана Мурфилда довелось столкнуться с явлениями гораздо более страшными и необъяснимыми, нежели пресловутые шпионы...

...Лондон, год спустя... Вернувшийся в Англию участник экспедиции в Каликшутру доктор Элиот берется за расследование загадочного исчезновения своего бывшего однокашника — лорда Джорджа Моуберли... Читая роман, в какой-то момент вдруг обнаруживаешь, что ты буквально провалился в этот текст как в сон, одновременно кошмарный и завораживающий, вместе с героями в нем блуждаешь, как в лабиринте, полном призраков, подмен, ловушек...   По мере развития сюжета  все больше начинаешь замечать, что  холландовский роман буквально переполнен ссылками, явными и завуалированными, на  многие классические произведения британской литературы. Киплинг, Куинси, сестры Бронте, Диккенс, Конан Дойл и, разумеется, «Доктор Джекил и мистер Хайд» Стивенсона — пожалуй, ключевая «гиперссылка» романа . А будущий автор «Дракулы» Брэм Стокер вообще является одним из заглавных действующих лиц... Но «Раб своей жажды» — что угодно, только не стилизация «под готику», и не костюмная «викторианская» драма... Это история — о  своеобразной притягательности «эстетики зла», которая особенно ярко проявит себя в совсем уж недалеком 20 веке.

оценка: 9



Мисс Марпл: За столом сидят четверо и рассуждают о вечности и красоте. И,конечно, о вечной красоте.

Ведь это-именно то, к чему в какой-то степени стремимся все мы: вечность и красота. Многие века люди ищут путь к бессмертию. Для кого-то вечность — потомки,для других — произведения искусства, созданные для последующих поколений, для других — просто память, просто имя...

Эти идеи будоражат умы властителей дум человеческих в течение многих лет. О вечной красоте и расплате за нее написаны сотни  томов. Казалось бы,чего еще можно об этом сказать?

Можно. Блистательный роман британского историка Тома Холланда — прямое тому доказательство.

Роман состоит из многих фрагментов:писем,записок,дневников,отрывков из выдуманных литературных произведений...Это позволяет внимательно рассмотреть происходящее со всех сторон. Каждый герои обладает собственным стилем изложения, очень четко отражающим его характер. Конкретные,короткие,точные предложения доктора Эллиота,несколько размытое, добродушное повествование Стокера,полные заботы и печальной мудрости письма Хури идеально передают образ каждого из героев.

Но такое разнообразие не мешает целостности романа. Дело в том,что «Раб своей жажды»,как и первый роман — изящная стилизация,только теперь уже под вторую половину XIX века — ту самую эпоху стимпанка, старую добрую викторианскую Англию. Первая часть романа замечательно передает дух приключенческих повестей данного периода,вторая — остроумная(по форме) смесь Конан-Дойля и собственно Стокера (который,кстати,является одним из главных героев романа и выступает в роли своеобразного Уотсона). Именно стилизация, очаровательная литературная игра придают особый шарм этому дивному роману.

Герои на этот раз получились очень живыми и интересными. За душевными метаморфозами доктора Эллиота и омерзительной,но вызывающей жалость фигуре Полидори следить иногда интереснее,чем за перипетиями лихо закрученного сюжета.

Фабула великолепна. Давно я не читала настолько захватывающего романа. Причем захватывающего не только из-за собственно сюжета, но и прекрасно воссозданной атмосферой — в каждой части уникальной.

К счастью,автор преуспел не только в форме,но и в содержании. Второй роман цикла «Лорд Байрон» намного глубже и монументальнее первого. Главная мысль романа — не только и не столько пресловутая цена вечной жизни, но в первую очередь страсть. Не плотская страсть, а наши желания,превращающие нас в рабов. Все мы — рабы своей жажды. Жажды наживы, знаний, любви,свободы....Любая страсть — наркотик. И единственное,что нам остается — манящая, дразнящая,далекая и невозможная надежда...

И,конечно,это роман о бессмертии.  О желании его достичь. О расплате за него.

Итог: За столом сидят четверо и рассуждают о вечной красоте и расплате за неё. Один — величайший поэт, другой — автор самого знаменитого вампирского романа в истории, третий — человек, написавший дивную книгу о красоте и расплате за неё,а четвертый — известнейший в истории хирург. Они своё бессмертие уже получили.

оценка: 9






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх