FantLab ru




  АНТОЛОГИЯ:

Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови»





Аннотация: Обречён ли сын Черного Властелина следовать по пути отца? Какая сила стёрла с лица земли мирный ашрам? Сможет ли лётчик долететь до звёзд? Разгадает ли «истинный ариец» загадку «унтерменша»? Что делать с непонятно откуда появившимися в голове знаниями?

Ответы на все эти вопросы – во втором сборнике серии «Ruthenia Phantastica», «Формула крови». Читайте и узнаете!

Мнения экспертов:

  • badger: Одна из наиболее сильных и необычных антологий, прочитанных в прошлом году. Прекрасный пример того, как красиво можно обыграть самую заезженную тему, если к процессу подойти творчески. (оценка: 9)
  • Croaker: Не устаю удивляться многоликости этой антологии. Вроде бы всего пять повестей, но сколько нам даётся разных вариантов буквально во всех компонентах. (оценка: 9)
  • Dark Andrew: «Формула крови» — одна из самых сильных антологий последнего времени. (оценка: 9)
  • С.Соболев: Как говорил Лукашин, «если в сборнике один рассказ отличный, то сборник удался». В «Формуле крови» как минимум три великолепных произведения, следовательно, сборник удался втройне. (оценка: 10)




Отзывы и оценки экспертов:


badger: Одна из наиболее сильных и необычных антологий, прочитанных в прошлом году. Прекрасный пример того, как красиво можно обыграть самую заезженную тему, если к процессу подойти творчески. Пусть не пугает заглавие, вынесенное на обложку. Это не рассказы о вампирах и их диете. Это пять абсолютно независимых произведений, связь между которыми столь же эфимерна, как и формула той субстанции, что бежит в наших жилах и делает человека человеком. Пять разных картинок — от бароно-драконного прошлого до апокалиптического будущего, пять разных историй — поиски себя в мире и поиска мира в себе... Нужно быть большим смельчаком, чтобы из такого разношерстного материала попытаться сделать что-то цельное. Насколько хорошо это получилось у составителей — судить читателям. Но если вы любите хорошую фантастику — не проходите мимо этой книги.

оценка: 9



Croaker: Не устаю удивляться многоликости этой антологии. Вроде бы всего пять повестей, но сколько нам даётся разных вариантов буквально во всех компонентах. Темп: от стремительного всполоха «Сердца Мрака» к более плавному просветлению героя «То, что в его крови», затем целая эпоха «Отродья», умещённая в сто страниц, «Лётчик и девушка» и их путь вне времени, и под конец череда флэшбэков в «И сверкнула молния...». Настроение: калейдоскоп смутноуловимых эмоциональных порывов Дукая, сдержанный оптимизм Аренева, нарастающая мрачность Китаевой, романтизм с толикой грусти Онойко и рациональная сухость Амнуэля. Масштабы: глобальность первого и последнего произведений, устремлённые на человека второе и четвертое, и балансирующее между этими крайними точками — третье. Но есть в этом разнообразии и константы — неизменными остаются талант авторов и мастерство составителей.

оценка: 9



Dark Andrew: На русском языке за год выходит более десятка различных антологий. Но объём большинства из них до половины состоит из «балласта». И очень давно не попадалось книг, про которые можно было сказать: «Здесь только лучшее». Так вот, «Формула крови» именно такова.

Открывается сборник повестью совершенно неизвестного в России, но весьма популярного в Польше фантаста Яцека Дукая, чьи книги переведены на множество языков. С первой страницы «Сердца мрака» поражает язык автора — усложнённый, непривычный, — а также то, как он описывает окружающую вселенную. Позднее добавляется третья составляющая — непростой внутренний мир главного героя. Если проводить аналогии, то стилистика Дукая сильно напоминает сочетание классической НФ «золотого века» и авторов «Новой волны», экспериментирующих со слогом и ритмом. Облик планеты Мрак, где света практически нет, а природа не имеет ничего общего с Землёй, завораживает, а сюжетные повороты заставляют вспомнить то Фармера, то Муркока. Отдельно стоит отметить блестящий перевод, выполненный Сергеем Легезой.

Далее идёт повесть Владимира Аренева «То, что в его крови». Контраст после Дукая сильнейший. Обе вещи о будущем, но где Дукай мрачен и безысходен, там Аренев лёгок и оптимистичен. Будущее с добрыми инопланетянами, раздающими человечеству дары вроде бы «просто так», уже описывалось автором. Но «То, что в его крови» стоит особняком. Нехитрая посылка о возможности получить «на халяву» знания обыграна нестандартно.

Следующая история — мрачное фэнтези «Отродье». Можно сразу признать, что если Анна Китаева решит создать роман в этом ключе, то своего читателя она точно найдёт — ощущение «всё плохо» передано идеально. Сам же сюжет вполне банален — очередная история юного Чёрного, с которым борется весь мир. По большому счёту главное здесь не содержание, а стиль. «Отродье» — отличный пример того, как можно создавать фэнтези средней формы, не скатываясь в романы и циклы. Всё лаконично, достаточно эмоционально, но без явных соплей, по делу.

По мнению составителей, первые три произведения составляют «сому» — «тело» антологии, а повести Ольги Онойко и Павла Амнуэля — «пневма», «дух» книги. И вот тут можно поспорить. Если с «Лётчиком и девушкой» Онойко всё ясно — это светлая душевная история, какую мог бы сочинить Крапивин, если бы он писал о взрослых и для взрослых, скорее фантазия, чем фантастика; то с повестью Амнуэля дело обстоит немного иначе. «И сверкнула молния…» не дух, а скорее разум — «твёрдая» НФ о столь любимой автором многомерности. И, пожалуй, «Молния» смотрится на фоне остальных произведений наименее выигрышно, хотя и сюжет интересен, и наука удачно вплетена в повествование. Но не хватает лёгкости Онойко или глубины красок Дукая.

Итог: «Формула крови» — одна из самых сильных антологий последнего времени. Если серия Ruthenia phantastica и дальше будет радовать читателей такими сборниками, то можно будет спокойно отказываться в их пользу от, как минимум, половины антологий других издательств.

оценка: 9



С.Соболев: «Сердце Мрака» Яцека Дукая рассказывает о попытках колонизации обитаемой плаеты у какой-то далёкой звезды. Экосистема напомнила мне повесть Григория Тёмкина «Двадцать шестой сезон» (насколько я помню, только в «Вокруг света» она и печаталась), где на необычной планете за один оборот вокруг светила проскакивала эволюция от простейших через ползающих и летающих — к разумным существам. Точно так же на Мраке у поляка Яцека Дукая резвится инопланетная природа, проявляя чудеса ингибиторного скрещивания и фонтанируя фортелями межвидового переноса генов: описанные Дукаем симбиоты-растения, хищные насекомые и проч. тотемы завораживают. Впочем, удивляет и политическая карта Земли, оставленной далеко за скобками повествования: Третий Рейх строит космические корабли, Советский Союз посылает к звездам целые сухогрузы с тысячами замороженных коммунистов, китайцы давно уже где-то на Альфе Центравра а спокойные и богатые американские колонисты без проблем принимают беженцев из этих трёх колоний тоталитарных стран. Точные и сочные эпитеты, мастерские наблюдения и фейерверк фантазии — вот чем запомниля Яцек Дукай, книги которого, надеюсь, скоро попадут к русскоязычному читателю.

«То, что в его крови» Владимира Аренева — один месяц из жизни подростка-шалопая середины двадцать первого века. Землю постетили некие инопланетные существа, произвели некий торговый обмен — лёд Антарктиды в обмен на технологии. Новый летающий транспорт, новые индивидуальные средства связи, новые методы лечения. Вот от новых методов лечения и происходит основная сюжетообразующая коллизия повести «То, что в его крови» — во время переливания крови пацану-шалопаю перелили кровь профессора биологии, и у пациента, допрежь интеллектом не обременного, начался неожиданный умственный рост над самим собой. Вокруг попыток избавиться от неожиданно свалившихся лишних знаний и строится эта повесть. Мальчик-то от чужой памяти избавляется, но удастся ли избавиться от чужой технологии землянам? Осознают ли они пагубность инопланетных подарков, из-за которых потребность в учебных заведениях, учащих специалистов, упала до нуля?

В повести Ольги Онойко «Лётчик и девушка» космос устроен из восьми эфирных сфер, в каждой из которых помещено по планете — в первой сфере Земля, потом Луна, следом Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер.. Межпланетные сообщения в эфире совершаются посредством самолётов, и тут начинается совсем уж фантастика: самолёты разумные, с характером (могут сбросить неугодного пилота), со своим сознанием, памятью, и даже могут общаться с людьми на обычном языке. Очень такой лиричный мир получился, смесь Экзюпери, Ричарда Баха и небольшого экскурса в неофрейдисткий психоанализ.

Павел Амнуэль, популяризатор и пропагандист эвереттики, и в рассказе «И сверкнула молния...» остаётся верен себе: перед нами популяризация многовариантной квантовой вселенной в облатке детективного расследования. Очень в русле старой доброй научно-популярной фантастики рассказ, с незначительными реверансами в сторону современной моды. В индуистком ашране Пери-бабы под Непалом произошёл взрыв, мощностью порядка двести килотонн. Поначалу валят на террористов, но всё оказывается куда как прозаичней, и вместе с тем — опаснее.

Ну и последняя повесть, «Отродье» Анны Китаевой, как всегда в фэнтези плавно закольцована на предзнаменование, пророчество, и прочую преодпределенность. Если бы не издательсткая аннотация, в первой же строчке выдающая смысл закрутовки сюжета, может и следить за переменами в судьбе персонажа было бы интересно, а так — ну знаете ли, получилось совсем как в дурной присказке «а убийца — дворник». Впрочем, эти сто страниц совсем не портят книгу.

Как говорил Лукашин, «если в сборнике один рассказ отличный, то сборник удался». В «Формуле крови» как минимум три великолепных произведения, следовательно, сборник удался втройне.

оценка: 10






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»: