FantLab ru




рекомендует:

Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood»





Аннотация: Цикл «Лес Мифаго» это вереница историй людей, чья судьба оказалась связана с Райхоупским лесом, первобытной чащей, в сердце которой рождаются мифы, легенды и герои коллективного бессознательного, имя которым — «мифаго». Как и полагается волшебному лесу, внутри он больше, чем снаружи – и не всякому дозволено войти в его пределы. Чьи-то жизни он ломает, чьим-то, наоборот, придает смысл.

Жанр:

  • Мифология
  • Приключения
  • Параллельные миры

Вызывает ассоциации:

  • Кельтская мифология

Мнения экспертов:

  • Petro Gulak: Блестящий замысел. Не случайно понятие «мифаго» удостоено отдельной статьи в «Энциклопедии фэнтези». (оценка: 7)
  • Hell-lie: Да, с огрехами, но чем-то цепляющая вещица, явно не из серии «прочесть и забыть». (оценка: 8)
  • arcanum: Поэтому, еще раз: если кого-то разочаровал первый роман – господа, вы пропускаете все самое интересное. Вас ждет совершенно бесподобный «Лавондисс»! (оценка: 10)




Отзывы и оценки экспертов:


Petro Gulak: Блестящий замысел. Не случайно понятие «мифаго» удостоено отдельной статьи в «Энциклопедии фэнтези». А вот исполнение... Холдсток, на мой взгляд, слишком «материализовал» архетипы. То, что проходит краем сознания (или даже подсознания!), в романе обретает плоть и форму — и становится не вполне убедительным. Впрочем, в любом случае Холдсток — один из немногих авторов фэнтези (наряду с Краули, Пратчеттом, Гейманом, Сюзанной Кларк), кто прекрасно понимает, что такое миф и как он работает. Собственно, о том и роман: как реальность превращается в миф, а миф формирует реальность.

оценка: 7



Hell-lie: Не всё гладко в этой книге, мне есть к чему придраться, но, странное дело, при этом я вовсе не считаю ЛМ слабым романом. Да, с огрехами, но чем-то цепляющая вещица, явно не из серии «прочесть и забыть».

Итак, перед нами история Стивена Хаксли. Заметьте, не «история о Стивене Хаксли» и не «история, рассказанная Стивеном Хаксли» — и то и другое сразу. Рассказчик действительно Стивен, но это не мешает ему в конечном счете самому стать частью мифа. И тут я вспоминаю обожаемого мною Краули, Эджвуд, фейри с их Повестью, мотив «внутри больше, чем снаружи». «Маленький, большой» действительно во многом схож с «Лесом Мифаго», разве что последний в меньшей степени развернут, в меньшей степени многопланов, в меньшей степени волшебен в конце концов.

Вроде бы странно говорить об отсутствии волшебства в мифологическом фэнтези – и тем не менее. Всё тот же Краули смог найти грань, отделяющую сказку от прозы жизни, и сыграть на ней; у Холдстока же миф иногда хорош своей приземленностью, а иногда, наоборот, утрачивает свою убедительность именно в силу топорной подачи. Лучше бы он почаще скользил на периферии зрения, оставаясь пред-мифаго. Хотя, бесспорно, написано атмосферно.

Вообще освещено много различных мифов разных эпох, спасибо за это автору, мне уже ради этого было интересно читать. А еще в голове постоянно всплывали уже прочитанные фэнтези: «Агаа, так вот откуда такой-то автор взял идею для такой-то книги!» Так что, пожалуй, я стала чуточку умнее и начитаннее. (=

Из того, что откровенно не понравилось в книге, могу назвать некоторую обезличенность персонажей. Им далеко не всегда веришь, не всегда понимаешь их поступки, не всегда их чувствуешь. И это главных-то героев, да еще при повествовании от первого лица! Второстепенный Китон и то получился гораздо более выпуклым, чем сам Стивен. Ну и еще один явных промах – редактура. Точнее, кажется, ее полное отсутствие. Печально.

Итого, «Лес Мифаго», на мой взгляд, заслуживает внимания читателя, но не уверена, что многие смогут причислить эту книгу к разряду своих любимых.

оценка: 8



arcanum: Впервые о цикле «Мифаго» я прочитал в посвященной эволюции жанра фэнтези статье Михаила Назаренко, собственно, тогда и заинтересовался.

Принимаясь за первый роман цикла необходимо понимать, что «Лес Мифаго» в чем-то является если не пробой пера (хотя Холдсток к тому моменту уже был не новичок в литературе), то разведкой боем – однако, здесь присутствует серьезность замысла и его реализации. Автор хотел создать что-то выдающееся – у него это получилось. Но, с оговорками. Видно, что Холдсток еще только обживается в придуманном им концепте. Первая часть романа «Лес Мифаго» кажется несколько провисающей, романтическая линия слегка натужной, но все с лихвой искупает вторая часть, когда главный герой с напарником погружается в загадочный Райхоупский лес – это подлинное погружение в море мрака. Или в сердце тьмы. Даже сошедший с ума полковник есть – то есть, в данном случае, одержимый брат главного героя Кристиан. Атмосфера сумрачного, сырого и неприветливого леса, погружение в праматеринскую, родовую коллективную память передано прекрасно. И концовка – своего рода печальный хэппи-энд с легким просветом надежды. Прекрасные, стилизованные под архаику, легенды, разбросанные по телу романа тут и там, только добавляют колорита и привлекательности.

Но уже второй роман цикла, «Лавондисс», махом убирает все относительные минусы первого и выводит материал цикла на запредельную высоту. Повествование получилось неподдельно-трагичное, на голом нерве. Это не фэнтези, это чистой воды визионерство, литературный шаманизм с расширением сознания и вызовом душ предков. Странствие главной героини, Таллис Китон, в дебрях Райхоупа принимает характер высокой драмы, как в классических трагедиях, но даже сердцем чувствуя, что оно окрашено беспросветным фатумом, оторваться от повествования просто нет сил. Ее образ — одна из главных находок Холдстока: она живая, порывистая, страдающая, но решительная и непреклонная. Впрочем, то же самое можно сказать и об образе ее антагониста. Отдельные сцены романа трогают до глубины души. А некоторые (вроде описания голодной смерти первобытного семейства в ледниковом периоде) – заставляют содрогнуться в своей жуткости. Как правильно написал кто-то из лаборантов: «Такое ощущение, что Холдсток это все не придумал, а пережил лично». Не знаю, есть ли у Холдстока степень по антропологии, но его знание шаманизма, обрядовой составляющей архаичных социумов, их магическо-ритуальных практик, просто изумительное. При этом изящно закольцованный финал романа получился идеальным для подобного повествования, другого и быть не могло. Судя по всему, это часть творческого метода автора – неоднозначные, оставляющие пространство для размышлений, концовки.

Поэтому, еще раз: если кого-то разочаровал первый роман – господа, вы пропускаете все самое интересное. Вас ждет совершенно бесподобный «Лавондисс»!

оценка: 10






Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:






⇑ Наверх