Николай Васильевич Гоголь


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Николай Васильевич Гоголь»

Николай Васильевич Гоголь

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 25 декабря 2008 г. 10:57  
цитировать   |    [  ] 
Поиск выдал, что такой темы нет. Даже странно... *если это всего лишь ошибка поиска, и такая тема уже есть — что ж, закрывайте эту, я перейду туда*

Итак, любите ли вы творчество Н. В. Гоголя так, как люблю его я?

*для справки: я его ОЧЕНЬ люблю *
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 28 декабря 2008 г. 20:50  
цитировать   |    [  ] 
Так что, никто не хочет обсудить творчество Николая нашего Васильевича?
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


философ

Ссылка на сообщение 29 декабря 2008 г. 02:28  
цитировать   |    [  ] 
В школьные годы мне Гоголь нравился, хотя в любимых авторах не ходил. Но с тех пор я его не перечитывала8-]


миротворец

Ссылка на сообщение 29 декабря 2008 г. 09:38  
цитировать   |    [  ] 
А я часто читал и перечитывал... в детстве. Из критиков, посвящавших свои труды Гоголю, мне больше по душе Белинский, чем Ермилов (потому что Ермилова иногда "заносило" не туда. Так, например, комментируя фразу Вакулы о ножках царицы, он пишет буквально следующее:

цитата

речь — поэтическая речь! — конечно же, о ножках Оксаны. А у царицы размер оказался подходящий...

Где в этом эпизоде хоть краем упоминалась Оксана, напомните мне ???)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 декабря 2008 г. 16:25  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Так что, никто не хочет обсудить творчество Николая нашего Васильевича?

Он просто по умолчанию всем нравится. :-)))
–––
…fresh poison each week


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 29 декабря 2008 г. 17:28  
цитировать   |    [  ] 
Мы тут посовещались с Хомой Брутом и Панночкой и решили: не надо мне поднимать веки.
Вий.
–––
Сделайте мне красиво!


миродержец

Ссылка на сообщение 30 декабря 2008 г. 12:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата

не надо... поднимать веки.


Нет уж! Умерла, так умерла!

А в общем, спасибо за напоминание — тут как раз будет ночь перед Рождеством, надо перечитать. А то так и влипнуть недолго, по неграмотности в какую-нибудь ужасную историю...


философ

Ссылка на сообщение 1 января 2009 г. 20:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

В школьные годы мне Гоголь нравился, хотя в любимых авторах не ходил. Но с тех пор я его не перечитывала

Перечитайте — не пожалеете )) В школьные годы вообще не понимаешь, что это такое — красиво, вкусно написанное произведение.
–––
Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить.


миротворец

Ссылка на сообщение 5 января 2009 г. 23:21  
цитировать   |    [  ] 
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


магистр

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 21:01  
цитировать   |    [  ] 
Перечитывать в скором времени вряд ли буду, а вообще — замечательный мистический писатель, предтеча Достоевского. Один жуткий Хлестаков чего стоит... Несколько лет назад писал для учителей методические рекомендации, в том числе в виде ответов на вопросы:

У Н. В. Гоголя с детства был глубокий интерес к истории. Историю он знал не только русскую и украинскую, но и всемирную, включая историю архитектуры, изобразительного искусства.
Во многих своих произведениях («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Мёртвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба») Н. В. Гоголь часто обращался к российской истории – к царствованию Екатерины Второй, к Отечественной войне 1812 года, к борьбе запорожских казаков с поляками в XVII веке, широко использует исторические анекдоты, народные песни и предания.
Гоголевский историзм имеет свои характерные особенности. Н. В. Гоголь выискивал историю в фольклоре и языке, его историзм носил черты былинности и легендарности, ныне выродившиеся и принявшие комические формы.

Опасность для России Н. В. Гоголь видел прежде всего в измельчании характеров людей, забывших о своих героических предках и опустившихся до мелочных недостойных дрязг, приобретающих всё более абсурдные формы. Он видел постепенное уменьшение людей, обладающих достоинством, умом и благородством и способных на значительные поступки. Внутреннее замещается внешним эффектом, и о человеке судят только по одёжке. Человек таким образом исчезает и превращается в носителя этих внешних признаков – титулов, причёсок, одежды. Все собственно человеческие качества становятся опасными для тех, кто центр личности вынес за пределы себя и перенёс на неодушевлённые предметы (богатство, титул), стал рабом собственных порождений.
Н. В. Гоголь надеялся, что с помощью смеха можно выдернуть людей из этого болота, в которое они сами себя загнали, предполагал, что смех заставит осознать весь ужас положения. Чтобы многие люди окончательно не превратились в роботов, он заставлял их проявлять искренние эмоции, — ведь роботам эмоции недоступны. Н. В. Гоголь считал, что ужаснувшийся человек перевоспитает сам себя, возжелав жизни по божеским заветам, тогда и возродится старинная простота и чистота, появится простор для проявления высших душевных и духовных качеств. Люди тогда смогут совершать богатырские подвиги, прославляя Россию.

Считать, что мысль Н. В. Гоголя о создании в одном городе специальной улицы, в архитектурном ансамбле которой отражалось бы развитие мировой культуры, в некоторой степени воплощается в жизнь сегодня, например, при создании Диснейленда, конечно же, нельзя. Внешнее воплощение нисколько не отвечает тому глубокому наполнению, которое хотел бы видеть писатель при реализации такого проекта. Такая улица мыслилась им не в качестве пустого развлекательного центра, большого аттракциона, но как наглядное воплощение поучительного рассказа о развитии творческой мысли человечества.
Сейчас же подобные проекты служат сугубо развлекательной цели, не призывая задуматься над человеческим гением и его разнообразием, над тем длинным путём, что проделали люди за десятки веков.

Н. В. Гоголь придавал театру очень большое воспитательное значение, понимая, что быть осмеянным, потерять лицо человек боится больше всего. Мечтая о театре как о «великой школе» для общества, он представлял его «кафедрой, с которой читается разом целой толпе живой урок».
Впервые «Ревизор» был поставлен в Петербурге на сцене Александринского театра 19 апреля 1836 года; на представлении присутствовал император Николай I с наследником. В Москве «Ревизор» был поставлен 25 мая 1836 года на сцене Малого театра. Зрители на премьере восприняли комедию с недоумением, которое к концу спектакля превратилось в ярость. Даже не самые проницательные догадались, что каким-то образом она задевает и их. Николай I тоже прекрасно это понял. Широкая общественность и демократическая критика, напротив, встретили пьесу восторженно.
Н. В. Гоголь в течение нескольких лет продолжал дорабатывать пьесу, и окончательный вариант был готов в 1842 году. В окончательном тексте появляется знаменитое выражение: «Над чем смеётесь? Над собой смеётесь!», появился эпиграф («Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»), также была изменена немая сцена.

В. Г. Белинский дал оценку «Ревизору» как «истинно художественному произведению». Главную заслугу Н. В. Гоголя он увидел в том, что он произвёл поворот всей русской драматургии к социальным темам, к отображению действительных процессов в русском обществе.
Уже в 1846 году Н. В. Гоголь придумал и написал «Развязку «Ревизора»». В ней он уточнял, что под провинциальным городом подразумевается «душевный город» человека, чиновники – это «бесчинствующие страсти», а Хлестаков – «ветреная светская совесть». Таким образом, он предложил аллегорическое толкование пьесы.

Вовсе не следует так понимать, что пьесой возмутились все сословия. Возмущение было среди дворян и чиновников, которые увидели в пьесе самих себя, недаром царь сказал, что ему досталось больше всех. Пьеса была направлена против глупости, взяточничества, казнокрадства и пресмыкательства, а почти все в то чиновники воровали, брали взятки и вели себя лицемерно.
Н. В. Гоголь сильно переживал, видя злобную реакцию тех, кого, по его первоначальному мнению, здоровый смех мог вылечить, как-то пробудить. Он начинает понимать, что в людях недостойных истина вызывает не желание жить в соответствии с ней, а, напротив, желание её, истину, унизить и оскорбить. Действительно, количество правды, которое человек может вынести, не озлобившись, является показателем внутреннего роста.

Первый сообщил о ревизоре городничий, а Добчинский и Бобчинский подумали, что ревизором является Хлестаков.
Остальные чиновники поверили этому сообщению, потому что привыкли считать слухи самым надёжным методом получения информации. Кроме этого, зло, которое имеет конкретные очертания, гораздо проще можно принять, нежели мучиться неизвестностью. Можно сказать, что чиновники приняли желаемое за действительное.
Хлестаков, конечно же, не является значительным лицом, он мелкий и ничтожный человек.
Гоголь объяснял это противоречие так: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чьё-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли».
Хлестакова сделали вельможей те извращённые отношения, в которые люди в городке были поставлены друг к другу.
Когда человек напуган, то самое эффективное – это дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать нарастанию всеобщего страха.
В разговорах с чиновниками Хлестаков предстаёт вдохновенным вруном, используя их, чтобы набрать денег «в долг», причём его аппетит всё растёт и пугает его самого, отчего он почти вскрикивает, прося тысячу рублей у Бобчинского и Добчинского, и довольствуется гораздо меньшей суммой даже с некоторым облегчением. С купцами он вообще не знает, что делать, и автоматически выпрашивает у них подарки. С женой и дочкой городничего он заигрывает и кокетничает совершенно искусственно, за секунды переходя от мамы к дочке и наоборот.

Завязка комедии в сцене получения и чтения письма о скором приезде ревизора, слова: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». С развязкой не так просто. В традициях театра во времена написания комедии был такой тип развязки, когда все внутренние конфликты произведения разрешены, добро торжествует, порок наказан. Н. В. Гоголь на место традиционной развязки ставит немую сцену, которая была новшеством в театре того времени и играла особую роль. Зритель выходил из театра не успокоенный, а, наоборот, озадаченный.
Хлестаков не вынашивает никаких планов обмана чиновников, не ведёт никакой продуманной интриги – для этого у него слишком мало хитрости и слишком много простодушия. Ситуация, в которую Хлестаков попал в городе, вдруг дала простор для его сдерживаемых желаний. По сути, он только любезно принимал те почести и подношения, которые – он убеждён в этом – полагались ему по праву. Ибо они адресованы именно ему, а не какому иному, несуществующему лицу. «Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит», — писал Гоголь.

Городничий, помещики Бобчинский и Добчинский обманываются, потому что все они сразу начинают вспоминать, в чём их можно уличить, каковы их последние преступления и как их скрыть. Таким образом, их мысли тут же переключаются на самооправдание, и вопросу о личности ревизора просто не хватает места. Это показывает размеры их страха, таившегося глубоко и мигом затопившего разум при малейшей угрозе. Будь на месте Хлестакова человек с какими-то своими планами и сильными устремлениями, он бы, не желая того, расстроил всю игру. Но ничтожный и недалёкий Хлестаков сделать это не в силах. Он бессознательно и потому наиболее верно ведёт ту роль, которой от него требует ситуация.
В этом – причина мистификации, жертвой которой сделались чиновники и особенно городничий. Его тактика была рассчитана на настоящего ревизора. Раскусил бы он, без сомнения, и мнимого ревизора, мошенника: ситуация, где хитрость сталкивается с хитростью, коварство с коварством, была для него привычной, и он не раз выходил из неё победителем. Но чистосердечие Хлестакова обмануло городничего. Ревизор, который не был ревизором, не собирался себя за него выдавать и тем не менее с успехом сыграл его роль, — такого никто не ожидал…
Чиновники верят Хлестакову в сцене вранья, потому что он проявил себя человеком с хорошо подвешенным языком, а чиновники были в сущности больше тугодумы и при этом достаточно косноязычны. Хлестаков своей лёгкой безудержной болтовнёй просто не дал им опомниться и как-то здраво оценить его слова. Для них всякий человек, говорящий много и самоуверенно, ассоциировался с большим начальником.
Роль ремарок в комедии: комедия – это произведение, предназначенное для постановки на сцене, поэтому ремарки предназначены актёрам для того, чтобы они лучше поняли свою роль. Если же эту комедию читать, то ремарки помогают увидеть авторское отношение к героям.

Известие о прибытии нового ревизора можно понимать по-разному. Если толковать пьесу аллегорически, то и Хлестакова можно воспринять, как «ветреную светскую совесть»; тем более это будет относиться к новому ревизору (он тогда станет более глубинной совестью, всплывшей на поверхность, будучи растревоженной подозрительным мельтешением на поверхности). Если понимать произведение сугубо реалистически, то новый ревизор — как раз тот чиновник, которого так напряжённо ждали.

Экспозиция в произведении отсутствует. Завязка комедии: сцена получения и чтения письма о скором приезде ревизора, слова: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Кульминация – чтение письма Хлестакова, его разоблачение. В таком случае развязкой будет немая сцена.

Н. В. Гоголь использует живой экспрессивный язык. Чиновники часто используют разговорные выражения: «экивоки», «аллегории», «финтирлюшки», «архиплуты», «надувайлы морские», «протобестии». Постоянно как показатель благополучия возникает тема еды. «Вы будете в большом, большом счастии, в золотом платье ходить и деликатесные разные супы кушать, очень забавно будете проводить время», — говорит Добчинский (Действие Пятое, Явление V).

Хлестаков – фамилия поверхностная, ассоциируется со светским «острословием», пустым и самодостаточным. Такова и его речь – отрывистая, перескакивающая с темы на тему, какая-то вибрирующая, пощёлкивающая, полная быстрых бездумных выводов и пошлых трюизмов. Например: «С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну, что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, — отвечает, бывало, — так как-то всё…» Большой оригинал». (Действие Третье, Явление VI). Или: «Вздор – отдохнуть. Извольте, я готов отдохнуть. Завтрак у вас, господа, хорош… я доволен, я доволен. (С декламацией.) Лабардан! Лабардан!» (Там же).
У уездного лекаря фамилия Гибнер, и больные у него и вправду гибнут, потому что он их не лечит, а полагается во всём «на природу». Сам он по-русски не говорит, поэтому о его методах и результатах сообщает Земляника, его покровитель и сообщник: «О! Насчёт врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше; лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет…» (Действие Первое, Явление I), «С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все, как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров, и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком» (Действие Третье, Явление V). Здесь Земляника неумело врёт, потому что автоматически использует оборот выражения «мрут, как мухи» и тут же готовит путь для отступления, говоря, что выздоравливают не медикаментами, а честностью и порядком – медикаментов-то в больнице не сыскать, начни ревизор это проверять!
Характерны фамилии полицейских: Уховёртов (словно только и делает, как вертит за уши провинившихся), Свистунов (словно основная функция его работы – свистеть, чуть что), Пуговицын (как будто с глазами, как оловянные пуговицы), Держиморда (наглый, грубый, драчливый).
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


магистр

Ссылка на сообщение 8 февраля 2009 г. 21:02  
цитировать   |    [  ] 
Загадка характера Хлестакова в том, что этот персонаж глуп, безволен и не имеет никаких устремлений. Он совершенно серый, ничем не примечательный человек. Если от такого человека чего-то ждать заранее, как-то представлять себе его, то он будет казаться существом загадочным и недоступным пониманию. Такие люди не имеют света внутри себя, они светят отражённым светом, любые фантастические представления о них зеркально возвращаются обратно, будто бы соответствуя истине. Внутрь Хлестакова нельзя проникнуть, потому что у него есть только внешнее. Если человек напуганный припишет ему какое-либо значение и роль, то увидит своё же представление о нём, но будет считать, что сам Хлестаков подтверждает его догадки. Хлестаков совершенно пассивен, от него нет никаких проявлений, личностных флюидов, за его реальную личность невозможно зацепиться, потому что фактически она отсутствует. Но недаром говорится, что свято место пусто не бывает. Пустота Хлестакова послушно заполняется тем содержанием, которое ему приписывают. Чиновники накручивают фантастические образы, и все эти образы отражаются от незамутнённого зеркала абсолютной поверхностности Хлестакова. В этом Хлестаков демонически беспределен.

Образ Хлестакова в «Ревизоре» – это действительно художественное открытие Н. В. Гоголя. Он учит нас, что к любому событию или явлению надо подходить без предубеждения, без заранее сформированного мнения.
Если наше представление о ситуации или человеке с самого начала строится на наших собственных измышлениях, то ситуация обязательно станет неконтролируемой и непонятной. Если мы будем упорствовать в своих заблуждениях и искать им подтверждения, то эта ситуация или человек станут таинственными, засасывающими в себя нашу энергию, мы станем зависимы от них и послушны им. Любая бессмысленность, абсурд, нелепость могут стать тогда для нас источником фатальной зависимости и привести к тяжёлым последствиям. Ещё хорошо, если предмет или человек не будут иметь собственных целей, производя такое впечатление, но часто этим приёмом пользуются сознательно, заманивая в секты или занимаясь вымогательством.
Хлестаков не пользуется сознательно выгодой своего положения, он и не задумывается, в чём оно состоит, только перед самым отъездом у него возникает смутная догадка, что его приняли «за государственного человека», за кого-то другого, но за кого именно, — он так и не понял. Всё происходящее с Хлестаковым происходит как бы помимо его воли и, тем не менее, к вящей его выгоде.

Образ города в комедии довольно мрачный. Этот образ возникает на основе реплик персонажей, поскольку сам Н. В. Гоголь не приводит авторского описания. Так называемые «богоугодные заведения» являются прикрытием для махинаций, больных не лечат и почти не кормят. Несмотря на то, что город небольшой, в нём есть и острог и тюрьма, они заполнены, и городничий явно горд этим обстоятельством, заключённых тоже часто не кормят. В школах преподают шарлатаны, на улицах мусор и грязь. Городу выдавались деньги на постройку церкви, но строительство даже не начиналось.
Общественная пирамида города складывается следующим образом: на самом верху городничий Сквозник-Дмухановский, далее располагаются судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин, городские помещики Бобчинский и Добчинский, полицейские и прочие. Купцы не имеют никаких прав, но, по крайней мере, имеют средства, чтобы откупаться от начальства. Те, кто не имеет средств, являются людьми совершенно бесправными. Это можно увидеть в сценах жалоб на городничего и распоряжений самого городничего относительно попытки приведения города в порядок.
У женщин тоже есть своя пирамида. Она зависит от положения супругов или отцов. Жена городничего Анна Андреевна завидует молодости своей дочери Марьи Антоновны и всячески одёргивает её, показывая, кто хозяйка. Та это чувствует, но для неё основные соперницы – дочери Земляники, которые в пьесе так и не появляются. Такие персонажи, как слесарша Пошлёпкина и унтер-офицерская жена, совершенно бесправны.
Члены этой пирамиды не удовлетворены своим положением и стремятся при первом же удобном случае обратить внимание на недостатки конкурентов, как-то подсидеть их. Бобчинский и Добчинский постоянно выводят друг друга на чистую воду, якобы «напоминая» друг другу об опущенных мелочах, вроде разорванной подкладки в кармане, городничего за глаза называют свиньёй и подлецом, Земляника на всех доносит Хлестакову, городничий всем указывает, как и что надо делать, укоряя нерасторопностью. Как только возникает мысль, что городничий породнится с ревизором, все тут же начинают угодничать, перебивая друг друга и стараясь обратить на себя его внимание. Жена же городничего настолько уже витает в высоких сферах, что без стеснения презрительно отзывается обо всех них как о «ком попало».
Представители низших сословий, пользуясь случаем, приходят жаловаться на начальство. Когда оказывается, что это не помогло, купцы смиренно просят прощения у городничего, который, однако, прекрасно понимает, что это смирение притворное, о чём купцам и сообщает ехидно. Настоящее отношение персонажей друг к другу проявляется редко и, как правило, за глаза. Никто из них не питает искренней симпатии к другому, все друг другу завидуют и старательно подмечают все промахи. До лучших времён.

В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систему, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не нарушает, то человек включается в ненормальные отношения – отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосудительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние человека – творческое. Бюрократия принципиально лишена творческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод исказить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под страхом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.
Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворовавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного человека, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто самовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персонажей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобострастными, боятся совершить оплошность, из-за чего полностью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестностью (недаром городничий в самом начале говорит о «проклятом инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.
Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблачения; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столицы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь неверного слова и движения доходит до своей крайней степени – паралича немой сцены.

Хлестаков играл роль ревизора не специально и совершал вследствие этого постоянно такие промахи, какие могли бы его разоблачить, но чиновники, обуянные страхом, в каждом его «ляпе» искали недоступный их пониманию смысл.
Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля, потому что смех, по его замыслу, должен был приводить к глубокому размышлению и покаянию. Комическое – лишь верхний пласт произведения.
Пьесу можно воспринимать по-разному, в зависимости от уровней её прочтения. От юмора через сатиру она развивается словно вглубь характеров и начинает производить жуткое впечатление, когда понимаешь, что под одеждами и манерами нет живых людей.
Немая сцена не завершает действия, она как бы является началом следующей серии, следующего ряда событий. Но фактически пьеса на этом завершается, начинается реальная жизнь. Зритель же выходит из театра с невольным ощущением, что действие продолжается. Так совершается переход от спектакля к жизни.
–––
Орлы мух не ловят (С. И. Павлов)


миротворец

Ссылка на сообщение 12 февраля 2009 г. 15:18  
цитировать   |    [  ] 
В АРМАДЕ вышел том Гоголя: http://www.armada.ru/14a.htm#PS-Gogol
Толстоват,конечно(1230 стр.)но зато с иллюстрациями.
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 февраля 2009 г. 16:14  
цитировать   |    [  ] 
Да, да!
Волшебные "Вечера"; "Миргород"; мрачные "Нос", "Портрет", "Шинель"... Всё нет смысла перечислять;-)
А "Души" у меня были — да и сейчас есть — чудесно оформленные карикатуристом Тюниным; это песня просто, каждая иллюстрация — именины сердца. Я совершенно уверен, что как Тюнин проиллюстрировал Гоголя — так и надо, так и должно. А унылые, но зато первые иллюстрации из учебника — в музей, для литературоведов.
Я, будучи школьником, и текст этот воспринял в основном благодаря картинкам.

А в фантлабовской базе моей книжки нету...
8-)
–––
Мы заявляли, что Венера не пройдет транзитом по Солнцу, и она не прошла! (с) М. Галина


философ

Ссылка на сообщение 13 февраля 2009 г. 01:07  
цитировать   |    [  ] 
хочу обратить Ваше внимание на небольшую пьесу Театральный разъезд после представления новой комедии.
Читать не менее (может быть более) интересно, чем смотреть.
–––
http://svv1964.blogspot.com/


философ

Ссылка на сообщение 1 апреля 2009 г. 22:53  
цитировать   |    [  ] 
Второй том

Откушав чай, Господь с утра
Осведомляется о Гоголе:
«Где том второй? Давно пора.
Он пишет двести лет, не много ли?
Читал я «Нос», читал я «Месть»,
И я желаю просмотреть его,
Вдобавок хочется прочесть
Хотя бы пару глав из третьего».

Меж тем творец сидит в раю,
Где вместе с ним коллеги прочие,
Все ту же рукопись свою
В камине кочергой ворочая.
«Кончать поэму не берусь.
В стране все те же повторения» –
То взглянет с облака на Русь,
То снова жжет свое творение.

– Когда ж?!
– Когда-нибудь потом.
Мне и при жизни все заметили,
Чтоб я добавил в этот том
Хотя б немного добродетели:
Расправу правды со скотом,
Победу умника над неучем…
Но сочинять подобный том
Мне все еще, признаться, не о чем.

– Ты выраженья выбирай! –
Кричит Господь на это классику.
– Ведь я тебя отправил в рай,
Устроил домик, сад и пасеку,
И фрукты, чтобы витамин,
И чай, и всяческое печево!
А ты кидаешь все в камин,
И мне читать сегодня нечего!

– Да, – отвечает Николай
Васильич, длинным носом шмыгая.
– Да, ты меня отправил в рай,
Чтоб дописал скорее книгу я.
Да, у меня в избытке груш,
Блинов, галушек целый воз, поди…
Но там, помимо мертвых душ,
Нет ни одной души, о Господи!

Как пригляжусь к родным местам –
Все те же рыла, делать нечего.
Ты измени хоть что-то там –
И все напишется до вечера!
Все просят: я, Толстой и Блок.
У всех терпение кончается…

– Нет, не могу, – вздыхает Бог.
– Две тыщи лет не получается.

Дмитрий Быков
–––
"Умерь свои желания, и будешь счастлив" (с) древние китайцы


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 апреля 2009 г. 03:40  
цитировать   |    [  ] 
Величайший Мастер. На каждой странице — жемчужины. Никак не соберусь перечитать, все что-то новое подворачивается:-(((
На днях посмотрел по ОРТ фильм Парфенова "Птица-Гоголь" и решил: плюну на все новинки и хоть что-нибудь перечитаю. Чтобы не забывать, каким должен быть настоящий русский литературный язык.
И рассказать бы Гоголю
Про нашу жизнь убогую -
То этот Гоголь бы
Нам не поверил бы
                      В.С.Высоцкий
–––
Что ж, садись - обмяукаем общекошачьи вопросы
(с) Т.Шаов "Кошачий блюз"


магистр

Ссылка на сообщение 2 апреля 2009 г. 14:20  
цитировать   |    [  ] 
Обожаю Гоголя, один из самых любимых писателей.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 апреля 2009 г. 21:33  
цитировать   |    [  ] 
все что изучалось мной в школьной программе... несет не самые гладкие воспоминания... Толстой, Шолохов, Лесков, Достоевский интерес вызвали тогда, даже на уроках лит-ры... а вот Гоголь — нет... отношусь спокойно... много тогда читал и помню до сих пор...

ПС фильм Вий с КУравлевым был моим ночным кошмаром несколь лет... поэтому наверное такое отношение! но это уже область психиатрии... :-)))


миродержец

Ссылка на сообщение 2 апреля 2009 г. 21:55  
цитировать   |    [  ] 
Только что по телевизору рассказывали про новый фильм Владимира Бортко "Тарас Бульба". Впечатлило, вызвало интерес и желание посмотреть. Говорят, сегодня премьера. Никто еще не видел фильм?:-)


авторитет

Ссылка на сообщение 6 апреля 2009 г. 20:47  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

так, любите ли вы творчество Н. В. Гоголя так, как люблю его я?

Спасибо за откровение. Плохо знаю Гоголя, но то, что знаю — люблю.
–––
На всякого мудреца достаточно простАты.
Что вольному - воля, то спасённому - рай.
Страницы: 123...678    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другая литература» > Тема «Николай Васильевич Гоголь»

 
  Новое сообщение по теме «Николай Васильевич Гоголь»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх