Вера Камша Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Вера Камша. Обсуждение творчества»

Вера Камша. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 15:37  

цитата Блэйд

Ну, к тому что, Вами опускается первоначальное звено. Никто не бегал за читателем, не хватал за пуговицы, не рассказывал про "сигналы" и не утверждал о его неполноценности.

цитата Блэйд

После выхода очередной книги нашлось, не так чтобы очень много, но какое-то число людей, которые заявили...
То есть первоначальным звеном был, всё же, сам текст ?

цитата Блэйд

Альдо и в самом деле умер НЕ ТАК. Он должен был помереть в финале на Алтаре-мирового-господства...
Кстати, зря иронизируете. ВВК штампами и банальщиной обосновывала свой отказ от первоначального замысла (ну там где про хорошего Дика :-))) ). Я по этому поводу возмущался очень:"Авторский пассаж про отход от стереотипов бесит всерьёз — нет небанальных сюжетов, Борхес, вон, вообще утверждал, что историй всего четыре... а Крутой, что нот всего шесть :-))) — историю можно написать либо талантливо, либо нет ". Буквально вчера узнал, что ВВК со мной давно согласна :" ИМХО штамп является негативом только при плохом исполнении. В хорошем исполнении это называется иначе... Штампами в адрес хорошо написанных вещей ругаются либо те, кому оригинальным кажутся фиолетовые таежные кактусы ..., либо те, которому непонятно или неприятно то, о чем написано в книге "   Спорить будем ? 8-)
ЗЫ Кстати, получается, что первоначальный текст был либо плохо написан, либо был неприятен и непонятен для самого автора...

цитата Блэйд

_В ответ_ людям было сказано, что предпосылки к тому, что Альдо нарвется и свернет себе шею в книге наличествуют с первого тома.
Эр Блэйд, но это выглядит, простите, как "Сам дурак"

цитата Блэйд

Это штрихи к портрету одного порядка, которые позволяют читателю _предполагать_ вероятность неожиданной, быстрой и глупой смерти персонажа
Кстати, обобщённый вариант "неожиданная, быстрая и глупая смерть" — мне нравится больше.

цитата Блэйд

Так "в чем проблема?"
— Проблема в следующем: Как мы уже выяснили, штампов не бывает, бывает плохо написанный текст. Так вот, вариант с коняшкой оставил явственное впечатление, что автор действительно не смог придумать более интересной истории и попросту избавился от ненужного персонажа. Опять же, подчёркиваю — Имхо и субъективизм...
Текст даёт на выбор несколько вариантов развития событий, но какой именно вариант пойдёт в ход — из текста понять невозможно, или я не прав ?
–––
Плыть надо, жить необязательно


философ

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 16:17  
Snow , Блэйд
Я попробую объяснить вам свою позицию по поводу "Бога из машины".
У меня есть одна из любимых книг — "Трилогия Бартимеуса" Дж. Страуда. В ней есть два конфликта: внутренний — в душе героя, который понимает, что поступает нехорошо, но в то же время борется за выживание, и внешний конфликт "демоны-люди". Страуд изображает героя, который тоже самоуверен, ведется на разводки, но упрямо лезет к вершинам власти. Конфликты развиваются, обостряются и в конце концов доходит до того, что Натаниэль погибает. Мне его очень по-человечески жаль, я ему сопереживаю, но понимаю, что в той ситуации, которая складывается, он не может искупить свои ошибки чем-то меньшим, чем жизнь, и конфликт как внутренний, так и внешний может быть решен только с помощью вот такого экстремального самопожертвования. Такова суть трагического конфликта. Герой должен действовать до конца и осуществлять собственный выбор. Страуд на полную катушку использует здесь то, что называется катарсисом.
Теперь представим ситуацию, в которой Натаниэля банально пришивают по пути к финальной точке, когда он должен сделать выбор (там, кстати, несколько таких ситуаций есть). Или, в аккурат перед выбором, является некто и уничтожает противников Натаниэля, а герой стоит и все — может не напрягаться, готово, жертвовать собой не нужно. Получается совсем другое произведение, без трагизма, самопожертвования и катарсиса. И цепляло бы оно далеко не так сильно, хотя, возможно, часть читателей порадовалась бы, что герой осталься жив и было бы ему счастье и любофф.
А теперь вернемся к ОЭ. Кроме Альдо в романе еще есть масса других фигур и среди них те, кто пытается разрешить конфликтную ситуацию "истинный правитель — самозванец" или "что дороже, друг или отечество?", хотя бы Робер.
Отметим, что Робер, все-таки фигура покрупнее Альдо, он один из основных повествователей. Так вот для него смерть Альдо — как раз такой "Deus ex machina", избавляющий от необходимости делать выбор и жертвовать собой. Его характер не получает возможности реализоваться, ему не дают сделать трагически-экзистенциальный выбор. Он только обозначил свои намерения — до логического конца ситуация не доведена, что лишает ее и трагизма, и катарсиса — для читателя. Смерть Альдо — в этом контексте абсолютно неважно, как именно он погиб — случайно, убили ли его — какая разница — для Робера она выглядит как вмешательство высшей силы/судьбы/чего хотите, чудесным образом спасающая от трагического выбора. Поэтому он лишается того сочувствия читателя, которое мог бы приобрести. Заметим, что подобная ситуация происходит в романе далеко не в единичном случае, эти случаи здесь уже неоднократно обсуждались (нашествие морисков, суд Алвы над Робером и т.п.) Поэтому и возникает недовольство — читателя раз за разом заманивают на катарсис, а вместо этого он получает пустышку.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


активист

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 17:02  

цитата

То есть первоначальным звеном был, всё же, сам текст ?

Первоначальным звеном чего?
Был текст. в нем черным по белому была прописана вероятность "нарывания" Альдо. Не все обратили на это внимание. Альдо "нарвался". Некоторые удивились а некоторые — возмутились. Им ответили — что возмущение беспочвенно. На мой взгляд обоснованно.

цитата

Эр Блэйд, но это выглядит, простите, как "Сам дурак"


Абвении, почему?
Почему когда на заявление "Событие X невероятно" следует ответ "Событие X вероятно, потому что к нему существовали предпосылки n1n2n3 (на страницах y1,y2,y3)" этот ответ воспринимается как "сам дурак"??? Содержание ответа совершенно нейтрально, если заявляющий готов в принципе признать, что что-то прошло мимо него и не считает указание на это личным выпадом.
Может быть форма "ответа" не устраивает? Да она может быть разной и экспрессивное высказывание навроде "Идиоты тупые, все есть в тексте" было бы обидным, но я такого не видел.

цитата

ВВК штампами и банальщиной обосновывала свой отказ от первоначального замысла...Буквально вчера узнал, что ВВК со мной давно согласна. Спорить будем?


Спорить будем.:-)
Хоть и не пойду я в этот "капкан".:-))) Я -не Вера Викторовна Камша, и у меня нету от нее разрешения на официальное толкование смысла ее слов, особенно если они выдернуты из контекста, были высказаны применительно к разным ситуациям и разнесены по времени на года.

Но.. ладно, выскажу свое личное понимание проблемы.

Вы говорите что выяснили, что "штампов не бывает, бывает плохо написанный текст"
Неа. Бывают. Просто: "в хорошем исполнении они называются иначе"

Я считаю, что первично качество исполнения. Если типичная, ожидаемая, повторяемая не в первый раз ситуация написана мастерски или просто с душей — это не делает ее менее ожидаемой или новой, но это не повод исключительно на этих основаниях морщить нос и цедить: "штамповка" т.е. употреблять слово штамп, как приговор, в негативном смысле.
В то же время в случае с "ОЭ" автором было решено эти типичные ожидаемые ситуации перевернуть
Клише "наследника из за моря"
Клише "юного мстителя" или там
Клише "всесильного мудрого кардинала" и так дадее
Что и было проделано, и полагаю, не зря, раз книги вызывают такой интерес.
Суть: Одно другому не противоречит. Использовать "клише" можно, но можно попробовать обойтись без них.

Отсюда высказывание "Кстати, получается, что первоначальный текст был либо плохо написан, либо был неприятен и непонятен для самого автора..." мне представляется неверным, потому что "не получается"
Мы не знаем как он был написан, но автор вполне мог отказаться от стандартных ситуаций в пользу нестандартных, если посчитал ,что так будет лучше, или даже если ему просто так захотелось.

Насколько мое видение совпадает с тем ,что говорила Вера Викторовна Камша, известно Вере Викторовне Камше.

цитата

Текст даёт на выбор несколько вариантов развития событий, но какой именно вариант пойдёт в ход — из текста понять невозможно, или я не прав ?

Отвечу так: лично мне было бы совершенно не интересно читать художественную книгу в которой все предопределено и отсутствует вариативность.
Гибель Альдо — это "неожиданный поворот". Но неожиданный не значит беспочвенный или не логичный.

В тексте мы имеем дело с возможностями, вероятностями, рисками. Мы их оцениваем и можем прогнозировать то или иное развитие событий. Мы можем угадывать или ошибаться и в этом для меня значительная часть удовольствия от прочтения. Я не вижу, кстати, ничего зазорного, если читатель не замечает какие-то "звоночки" и "маркеры" или делает неправленые прогнозы. Не всем быть проницательными Холмсами и у Ватсонов с сакраментальным "Ну как?" масса достоинств.
(отдельной темой является обсуждение насколько эти маркеры должны быть понятны и заметны, на какой уровень знаний, эрудиции, логики, какой жизненный опыт рассчитаны, единицы их замечают или большинство "внимательных читателей" читающих текст не предвзято и добросовестно, и т.д.)
А вот поза "Я этого не увидел, значит этого там нет" меня всегда удивляет. Как говорил другой хороший сыщик "упрямство — первый признак тупости"
Прошу не относить к участникам дискуссии (что само собой разумеется, но как выяснилось, в Сети разумеется далеко не всегда)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 17:11  
Шолль, не знаю, как это воспримет Блэйд, а я вижу здесь противоречие с тем, что вы говорили раньше.

цитата Шолль

Одним людям нравится, когда приходит некая высшая справедливость/мировая сила/судьба/бог/апокалипсис/глупость и карает нехороших мальчиков, а другие в этом видят слабость произведения, так как такая ситуация не дает возможности полностью раскрыть характеры-проблемы как одной стороны (Альдо), так и противоположной, а зоадно оставляет впечатление искусственности разрешения конфликта, которую нельзя замаскировать "звоночками".

Вам подсказали, что "мировой силой" там и не пахнет, а конфликт разрешен совершенно естественным путем, заговор — никакая не искусственность. И тогда вы заговорили про катарсис. Если б с этого начали, можно было бы и поверить, а так выглядит как попытка выкрутиться после промаха.

цитата Шолль

Поэтому и возникает недовольство — читателя раз за разом заманивают на катарсис, а вместо этого он получает пустышку.

Я ведь тоже читатель. И не надо мне открывать глаза, что меня куда-то заманивают. Может, проблема возникает у тех, кто "сам обманываться рад"? Потом вот обижаются, что им в самообмане не потворствуют.


философ

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 17:28  

цитата Snow

Вам подсказали, что "мировой силой" там и не пахнет, а конфликт разрешен совершенно естественным путем, заговор — никакая не искусственность. И тогда вы заговорили про катарсис. Если б с этого начали, можно было бы и поверить, а так выглядит как попытка выкрутиться после промаха.

На это я могу вам ответить, что вы тоже очень оригинально читаете мои посты.
Одним людям нравится, когда приходит некая высшая справедливость/мировая сила/судьба/бог/апокалипсис/глупость и карает нехороших мальчиков, а другие в этом видят слабость произведения, так как такая ситуация не дает возможности полностью раскрыть характеры-проблемы как одной стороны (Альдо), так и противоположной, а зоадно оставляет впечатление искусственности разрешения конфликта, которую нельзя замаскировать "звоночками".
А раньше тему вы не читали? Посмотрите, очень активно обсуждалась проблема мироздания, мировых сил и разрешения конфликтов. Я по наивности думала, что моя позиция по этому вопросу, в частности по вопросам вмешательства мироздания была уже обозначена давно.
Хотя бы вот: http://fantlab.ru/forum/forum14page1/topi...
Или вот: http://fantlab.ru/forum/forum14page1/topi...

цитата Snow

Вам подсказали, что "мировой силой" там и не пахнет, а конфликт разрешен совершенно естественным путем, заговор — никакая не искусственность.

Спасибо, не нужно мне подсказывать. :-D Что вы понимаете под тем, что заговор — не искусственность? Пусть он будет, пусть его не будет, пусть у него будет обоснование, пусть обоснования не будет — но если Альдо умирает, до решающего выбора одного из главных персонажей — для Робера, а не для Альдо конфликт разрешается искусственно, путем устранения одной из сторон, между которыми он должен сделать выбор.

цитата Snow

И не надо мне открывать глаза, что меня куда-то заманивают.

Не хотите — не открывайте. Но анализировать текст с закрытыми глазами у вас не получится. Я-то его анализирую, а вот что вы делаете, я не понимаю.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 17:55  
Шолль, где-то я это уже видел: "Здесь играем, здесь не играем...". Только что написано, то написано.

цитата Шолль

... для Робера, а не для Альдо конфликт разрешается искусственно, путем устранения одной из сторон.

Значит, у нас в вами понятие "искусственно" ни разу не совпадает. ИМХО, искусственной на самом деле является вот эта ваша конструкция.

цитата Шолль

Я-то его анализирую, а вот что вы делаете, я не понимаю.

А тут даже спорить не буду. ;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 18:11  
Неожиданно убивать важных, чуть ли не главных героев посреди романа последнее время стало у авторов модным. ИМХО с легкой руки Мартина. Вон в соседней теме Ф. Креса обсуждают — похоже, у него это главная фишка. Так сказать, развитие идеи "человек внезапно смертен". Еще немного, и этот прием сам перейдет в разряд штампов. :-)))


А как читателю мне жаль, что Альдо оказлся таким слабым антагонистом, никудышным королем. И конфликт перешел с людей на мроздание.
–––
Все вышесказанное является моим личным мнением.


философ

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 18:27  
Snow , ну что я тут могу сказать? Вы пытаетесь со мной спорить по вопросам литературоведения, используя (уж простите меня) аргументы типа "пусть земля имеет форму чемодана, но это наша земля и все остальные — идиоты", при этом еще и желая свести со мной счеты, меня подловить и приписать мне некие промахи и попытки выкрутиться после промаха. Только тут незадача получается. Моя позиция не менялась внезапно на протяжении обсуждения романа, и ссылки я вам не зря приводила. Только вы, видимо, их читать не стали. Свои слова промахом я не считаю, и свою позицию обосновываю. Вы пишете мне только — "вам же объяснили", извините, но это объяснение не касается литературоведческой стороны вопроса.

цитата Snow

искусственной на самом деле является вот эта ваша конструкция.

Давайте вы сначала ознакомитесь с основами литературоведения, а? Хотя бы чуть-чуть, капельку. Тогда у нас с вами появится общие темы для дискуссий, а не для кидания банановой кожурой.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 21:20  
Шолль, ну что я тут могу сказать? :-)))
Вы пытаетесь спорить, используя прием, который в сети называют по-разному, но в основном "Чучело" или "Болванчик". Вот на предыдущей странице, разве кто-то утверждал, что прием с разными репортерами придуман Камшой или является чем-то новым и оригинальным? Я такого не нашел. Так с кем вы спорили, когда столь язвительно заговорили про его замученность? Жаль, народ на уловку повелся.
Сейчас та же картина — по вопросам литературоведения если кто с вами тут и спорит, то уж никак не я. Про "пусть земля имеет форму чемодана, но это наша земля и все остальные — идиоты" — выдумка, если не сказать жестче.

Книги Камши меня интересуют, литературоведение — ни в коей мере. И поэтому мне не важно, какой особый смысл вкладывает данная дисциплина в слово "искусственный". В жизни разрешение конфликта "путем устранения одной из сторон" вещь естественная, нормальная и распространенная. Для меня этого достаточно и спорить по этому поводу считаю излишним.


авторитет

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 21:43  

цитата Шолль

Потому, что под "смертью автора" в этих направлениях понимается не устранение автора как создающего начала из текста, а именно передача повествовательной функции ряду персонажей с ограниченной точкой зрения, так как никто из людей не может знать всего и обладать сверхзнанием.


Однако, это интересная трактовка...

цитата Шолль

Этот прием появляется еще гораздо раньше модернистов, у модернистов его употребление учащается, постмодернисты и неороманисты его обосновали теоретически и включили в свою эстетику, а потом его взяли на вооружение очень многие.


И при чем здесь качественная оценка, которую приводила Nadia Yar — и где в ее словах что-то о новаторстве или несказанной новизне?
Опять же, при чем тут "смерть автора"?
В огороде бузина получается.
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


авторитет

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 21:52  

цитата Шолль

Давайте вы сначала ознакомитесь с основами литературоведения, а? Хотя бы чуть-чуть, капельку. Тогда у нас с вами появится общие темы для дискуссий, а не для кидания банановой кожурой.


Помилуйте, основы литературоведения для устранения Ваших со Snow разногласий совершенно не нужны. Для этого скорее нужно обеим сторонам признать, что разный отбор событий для анализа (и вообще несколько разная трактовка понятия "событие" для ОЭ) порождает разные результаты анализа. :)

Насчет Робера — для него конфликт "друг или держава" действительно разрешается произволом; но определение "Deus ex machina" вызывает закономерный протест, поскольку в само понятие "Deus ex machina" закладывается смысл традиционный: силы внешней, спускающейся и вторгающейся в пространство действия. Такого разрешения не происходит: гибель Альдо — результат действий окружения Робера, Катари и Карваля, ружье на стене.
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


философ

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 22:30  

цитата Snow

Тезка, книга два года как вышла, давно не новость. Вот и не прячет никто такие вещи, звиняйте

Эх, я только на этой неделе начал "Красное на красном", а вы тут убили того, этого. 8-) Имейте совесть! :-)
–––
fert fert fert


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 22:37  

цитата Сноу

Эх, я только на этой неделе начал "Красное на красном", а вы тут убили того, этого.

Тогда совет дам, в такие темы ни ногой. Иначе все порасскажут, кто, кого, как и чем.


философ

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 22:53  
Snow Ууу... Сейчас я обижусь и скажу, что вы инсинуируете....:-))) С чего вы решили, что я с кем-то спорила? Я озвучила факт. А откуда вы взяли, что язвительно заговорила, а??? Вы!!! Да вы!!! Вы — читатель чужих фантазий!!! :-))) (Дальше я должна написать, что вы для меня не существуете, видимо)
Если серьезно.

цитата Snow

Книги Камши меня интересуют, литературоведение — ни в коей мере.

В этом и кроется камень преткновения. Я отношусь к произведению Камши как _произведению_ литературы, построенному по ее законам, а не как к жизни. Это в принципе не жизнь. Поэтому меня интересует в первую очередь что сделано, зачем сделано и как сделано. А также смысл авторского высказывания. Наши с вами уровни восприятия принципиально разные, другие.
Вы имеете право оставаться на своем. Не хотите ничего знать о литературоведении — не надо. Пожалуйста. Но тогда какое право вы имеете рассуждать о том, каким образом разрешается конфликт в литературном произведении? И называть мою версию искусственной, не обладая знаниями? Действительно, спорить смысла не имеет.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


философ

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 23:18  
Apraxina , смерть автора разворачивается и как десакрализация авторской фигуры в связи с восприятием литературы как языка, который "пишет писателем" и как исчезновение автора в тексте, который состоит из чужих слов. А выражается это в и том, что место "всевидящего ока" занимает нарратор, и в цитировании, и в игре с повествователями. У постмодернистов, разумеется. Поищу точную цитату у Барта.
Кстати, вот отношения Камши с постмодернизмом для меня и являются одним из основных вопросов. Потому что приемы она использует, а по эстетике к постмодерну вряд ли относится.

цитата Apraxina

И при чем здесь качественная оценка, которую приводила Nadia Yar — и где в ее словах что-то о новаторстве или несказанной новизне?

Качественная? А, то есть "не замученный ничуть" — это следут понимать как качественную оценку? То бишь имелось ввиду, не то, что его не многие решались использовать, а то, что Камша его как-то очень качественно применила?

цитата Apraxina

поскольку в само понятие "Deus ex machina" закладывается смысл традиционный: силы внешней, спускающейся и вторгающейся в пространство действия

По-моему, у нас уже была дисскуссия насчет мироздания и его роли в жизни Робера, э?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


авторитет

Ссылка на сообщение 1 июля 2010 г. 23:58  

цитата Шолль

По-моему, у нас уже была дисскуссия насчет мироздания и его роли в жизни Робера, э?


Но если я где-то утверждала/соглашалась с тем, что гибель Альдо проходит по категории вмешательства мироздания — это клякса ничаянно не подумавши :) Если вообще. Ибо вмешательств мироздания там хватает в чистом виде, но не в этом случае.

цитата Шолль

Качественная? А, то есть "не замученный ничуть" — это следут понимать как качественную оценку? То бишь имелось ввиду, не то, что его не многие решались использовать, а то, что Камша его как-то очень качественно применила?


Вы всю последовательность и участников как-то смешали. А происходило оно вот так:

цитата Лауэр

Именно такое построение повествования , именно этот приём и привлёк меня в произведении Камши. Довольно необычно и интересно. "Всевидящее око " отсутствует и истина постепенно приоткрывается читателю с разных сторон, а не лежит на ладони чуть ли не с первых страниц


цитата Nadia Yar

Кстати, Камша этот приём прекрасно применяет в первом рассказе "Стурнийских мозаик" (повесть в составе сборника НДП-2). Там штурм показан с точки зрения одного из штурмующих и одного из защитников города. Каждый сражается за правое дело, они встречаются в поединке, и выживет только один... И всё это до самого конца — в двух перспективах. Получилось впечатляюще.


цитата Шолль

Да прием-то далеко не новый, можно сказать, уже классический. А для литературы ХХ века, с постмодернисткой-неороманной "смертью автора" так вообще замученный.


цитата Nadia Yar

Приём не самый новый, но не замученный ничуть.


Т.к. Вы не указываете, кому именно говорите о "далеко не новый" (вероятно, Лауэр?) — то получается уже непонятно; а смерть автора добавляет, а замученность определяет общий негативный тон. В итоге получается нечто типа "приемы избитые аж со времен исторического материализма".

цитата Шолль

Потому что приемы она использует, а по эстетике к постмодерну вряд ли относится.


Угу.

цитата Шолль

выражается это в и том, что место "всевидящего ока" занимает нарратор, и в цитировании, и в игре с повествователями. У постмодернистов, разумеется. Поищу точную цитату у Барта.


Да, пожалуйста, потому что на данный момент не вполне понятно (не сама концепция с.а., а связь между ней и построением текстов).
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


философ

Ссылка на сообщение 2 июля 2010 г. 13:16  

цитата Apraxina

не сама концепция с.а., а связь между ней и построением текстов

Ага. Ну Барт исходит из того, что первичен не автор, как творческая сила, а письмо, язык. В "Смерти автора" это у него так:

цитата

Ныне мы знаем, что текст представляет собой не линейную цепочку слов, выражающих единственный, как бы теологический смысл ("сообщение" Автора-Бога), но многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным;

А в S\Z он уже идет к персонажу:

цитата

персонаж и дискурс являются сообщниками: дискурс делает из персонажа своего пособника: это — способ теургического самоотрешения, мифологическая процедура с помощью которой Бог создал подвластное ему существо... Будучи раз сотворены, эти относительно независимые создания делают возможной игру. Таков же и дискурс: создавая персонажи, он делает это не затем, чтобы они играли между собой для нас, а затем, чтобы играть с ними, чтобы добиться от них сообщничества, обеспечивающего непрерывный кодовый обмен: персонажи — это всего лишь особые типы дискурса, а дискурс, со своей стороны, — это персонаж, подобный всем прочим

На это накладывается проблема децентрации. Центр, роль которого играл в предшествующей литературе автор, должен быть удален из текста. Дискурса автора быть не должно. Ладно, авторский дискурс удалили, он умер, но организовывать повествование как-то надо? В этой ситуации функции повествователя переходят к персонажам, они становятся воплощением дискурса. Желательно, чтобы персонажей было несколько, так как в этом случае постмодернисты убивают нескольких зайцев сразу: единого центра и точки зрения нет, ризома сохраняется; создается возможность игры; сохраняется "неуверенность". Хотя может быть и одна маска-повествователь, как у Эко, но у него тоже все сложно: есть Адсон 16-ти лет и 80-ти лет, они одни и те же события воспринимают по-разному.
Теперь что мы видим в ОЭ? С одной стороны, есть разные точки зрения, иногда дискурс ну ооочень постмодерновый, вроде того, как Марсель произносит монолог Раневской. Но если бы это был классический постмодернистский прием, персонажи сами бы выступали как воплощение дискурса, то есть каждый (Дик, Робер, Мэллит, Марсель) говорили бы читателю: "Я вам сейчас вот расскажу, что видел и как это было" речь шла бы от лица "я" (ну как в классических текстах такого типа "Черный принц" Мердок, "Коллекционер" Фаулза). А мы видим в основном несобственно-прямую речь. Возможно, здесь доминирует модернистская эстетика. Модернисты похожий прием используют для того, чтобы устранить барьер между читателем и персонажем, заставить читателя глядеть на мир глазами героя (это В. Вульф так сформулировала). Но, опять-таки, пытаясь прийти к модернисткой эстетике, натыкаешься на проблему абсурдности — неабсурдности мира.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


активист

Ссылка на сообщение 2 июля 2010 г. 15:18  

цитата

не знаю, как это воспримет Блэйд, а я вижу здесь противоречие с тем, что вы говорили раньше.

цитата

Давайте вы сначала ознакомитесь с основами литературоведения, а? Хотя бы чуть-чуть, капельку. Тогда у нас с вами появится общие темы для дискуссий, а не для кидания банановой кожурой.


Ну, Блэйд смыслит в литературоведении как свинья в апельсинах, поэтому на всякий случай начинает заранее паковать чемоданы...:-)))

цитата

У меня есть одна из любимых книг — "Трилогия Бартимеуса" Дж. Страуда.

Признаться и моя тоже

цитата

В ней есть два конфликта: внутренний — в душе героя, который понимает, что поступает нехорошо, но в то же время борется за выживание,

Ну и желает стать "вторым Глэдстоуном", что есть, то есть :-)

цитата

Конфликты развиваются, обостряются и в конце концов доходит до того, что Натаниэль погибает.

Сентиментальный я считаю, и буду считать минимум до того момента как Страуд допишет приквел, что Нат уцелел. Бартимеус выдернул его дух с собой в иное место, так что юноша умер, до здравствует джин. Это моя такая версия, я ее считаю не противоречащей матчасти и даже высказываниям Страуда, что Нат умер (он действительно умер) Еще она красиво закольцовывается с пьесами Мэкписа про любовь девушек и джиннов.
Сорри за оф-топп.

цитата

А теперь вернемся к ОЭ. Кроме Альдо в романе еще есть масса других фигур и среди них те, кто пытается разрешить конфликтную ситуацию "истинный правитель — самозванец" или "что дороже, друг или отечество?", хотя бы Робер.


Я готов согласится с тем, что _для_ Робера конфликт разрешен извне, хотя и не согласен ,что с помощью "Бога-из-машины", во всяком случае, исходя из моих представлений о том, что это понятие означает.
Пожалуй, с точки зрения меня-читателя, было бы интереснее, если бы этот конфликт был разрешен изнутри. И не много хорошего в том ,что периодически действуют за Робера, и решают проблемы Робера.
Но вот другой вопрос — а насколько закономерно именно такое разрешение, и мог ли автор поступить иначе?
Как мне представляется, там ведь очень многое подвисает, в том числе и внутренняя логика, и структура повествования.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 июля 2010 г. 17:03  

цитата Блэйд

Пожалуй, с точки зрения меня-читателя, было бы интереснее, если бы этот конфликт был разрешен изнутри. И не много хорошего в том ,что периодически действуют за Робера, и решают проблемы Робера.
Но вот другой вопрос — а насколько закономерно именно такое разрешение, и мог ли автор поступить иначе?
Как мне представляется, там ведь очень многое подвисает, в том числе и внутренняя логика, и структура повествования.

Да не так там и много надо было — скажем, появляется Робер у монастыря пятью минутами раньше, когда Альдо еще "на коне". Стрелять, не стрелять — вот вопрос. Уж и не говорю, что он, по идее, давно мог организовать заговор и отстранить(если не получится — убить) Альдо, у него и возможностей поболее, чем у Катарины с кардиналом.

Как я заметила, бережет автор израненную совесть Робера. То лошадка поможет, то главный гоган расскажет, что погибли те отступники поделом, и так оно и должно было случися, то психотерапевт Левий разъяснит, каким нехорошим человеком был друг Альдо, причем чуть ли не с детства.
Из чего делаю вывод — Робер из тех, кто уцелеет и останется жить после финала. Отягощенный муками совести, но не смертельно.:-)
–––
Все вышесказанное является моим личным мнением.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 июля 2010 г. 17:36  

цитата Блэйд

Первоначальным звеном чего?
Разночтений.

цитата Блэйд

Им ответили — что возмущение беспочвенно. На мой взгляд обоснованно

цитата Блэйд

Может быть форма "ответа" не устраивает?
Именно. Если бы защита строилась именно так:"Событие X вероятно, потому что к нему существовали предпосылки n1n2n3 (на страницах y1,y2,y3)" — повода для споров я бы не нашёл. Но я лично застал только крайнюю позицию: смерть Альдо от коня была очевидна, а если вы этого не поняли, значит вы неправильно читали. Именно скатывание к такому диалогу:
- Cмерть Альдо от коня — это абсолютный рояль
- Смерть Альдо от коня — абсолютно закономерна.
        я и называю "Дурак — Сам дурак". Фиг его знает почему, но аргументация сторон (и не только данном случае) взаимно исчезает, сводясь к перебранке. Причём состав участников — не сильно влияет на этот процесс.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Эпик фэйл Эледема тому подтверждение
.
Так что в данном случае, я бы вполне согласился, ружей (aka "сигналы и маркеры") в тексте хватает на несколько вариантов развития событий, и смерть от коняшки — один из возможных путей.

цитата Блэйд

Я -не Вера Викторовна Камша, и у меня нету от нее разрешения на официальное толкование смысла ее слов, особенно если они выдернуты из контекста, были высказаны применительно к разным ситуациям и разнесены по времени на года
Извините, был неправ, заигрался. 8:-0
–––
Плыть надо, жить необязательно
Страницы: 123...145146147148149...906907908    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Вера Камша. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Вера Камша. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх