Айзек Азимов Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Айзек Азимов. Обсуждение творчества.»

Айзек Азимов. Обсуждение творчества.

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 23:14  
цитата Дочь Самурая
Ничего подобного. Его не упразднили, а заменили
Юридически, по-моему, упразднили и запретили.
цитата Дочь Самурая
а заменили более эффективными с экономической точки зрения
Не совсем так, бесплатный труд очень экономически выгоден. Но открытие резервов рабсилы в Индии, Китае и Океании действительно, сильно способствовало отказу от рабства просвещенными мореплавателями и прочими.
цитата verst
Сдается мне, Вы шутите.
Трафик торговли женщинами и принудительный труд — реальность.
У Азимова, в "Космических течениях", показано, как с этим просто.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 23:19  
цитата ааа иии
бесплатный труд очень экономически выгоден.
На самом деле нет. Не выгоден в долгосрочной перспективе. На эту тему есть экономические исследования, погуглите.


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 23:24  
цитата ааа иии
Не совсем так, бесплатный труд очень экономически выгоден.
он не совсем бесплатен. на добычу рабов ресурсы надо. На охрану. надзор. а так как труд бесплатен раб незаинтересован в результате. Наемный же рабочий приходит сам и сам же из кожи вон лезет только бы не уволили
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 23:27  
цитата Славич
Не выгоден в долгосрочной перспективе.
Как заметил Мейнард Кейнс, в долгосрочной перспективе мы все умрем.
цитата Славич
На эту тему есть экономические исследования, погуглите.
Есть Кевин Бэйлз Одноразовые люди. Новое рабство в глобальной экономике. — М: Новый хронограф, 2006.


миротворец

Ссылка на сообщение 10 ноября 2023 г. 23:39  

сообщение модератора

Экономику рабства и прочий оффтопик обсуждаем в ОИ
https://fantlab.ru/forum/forum9page1
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


авторитет

Ссылка на сообщение 11 ноября 2023 г. 19:28  
Ок, только хотела поумничать, а сказали нельзя. Про рабство не буду тогда, но замечу, что откат в "темное" происходит очень быстро. Вот например, в последние полтора года бешено выросла популярность таро и прочих гаданий. А казалось бы с чего? И такие общие тенденции всегда есть. Так что психоистория Азимова вполне может стать реальной наукой.
–––
Хтонь источает згу, зга порождает жуть, с жутью приходит мгла, мглу поглощает хтонь


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 ноября 2023 г. 19:59  
Дочь Самурая , в неспокойные времена всегда возрастает интерес к гаданиям и прочей эзотерике.
–––
Хорошая фантастика, это как добротный кусок сала на чёрном хлебе повседневности.
- читаю "Криптономикон"


авторитет

Ссылка на сообщение 11 ноября 2023 г. 20:04  
цитата JimR
в неспокойные времена всегда возрастает интерес к гаданиям и прочей эзотерике.

Вопрос был риторический с моей стороны. Но вы правы, именно "всегда", то есть у некоторых исторических процессов есть общие свойства.
–––
Хтонь источает згу, зга порождает жуть, с жутью приходит мгла, мглу поглощает хтонь


новичок

Ссылка на сообщение 21 ноября 2023 г. 23:41  
Здравствуйте, захотел спросить ваше мнение специалистов или просто неравнодушных, не откажите в совете.
Решил собирать творчество Азимова, которое в нашей стране почему-то издают крайне хаотично и не системно.
Вот, что собственно мы имеем:

Миры и Новые миры Айзека Азимова — от Полариса
+наиболее полное издание на русском
-есть системные огрехи в томах, найти сложно сразу все тома, в продаже только у барыг на Авито — цена 20-25 тыс., состояние изданий кое где плохое, книжки спараллелограмлены и дешево смотрятся

Весь Азимов. Отцы основатели.
+пухлые солидные тома, почти полное издание, кроме детективных рассказов
-в данном случае ОООЧЕНЬ сложно найти сразу все тома, в продаже только у барыг на Авито — цена 40-50 тыс., состояние изданий кое где плохое, книжки битые б\у

Золотая коллекция фантастики
+ солидные, современные издания
— только четыре тома, неизвестно выйдет что-то дальше или нет (если у вас есть инсайдерская инфа, буду рад что-то узнать)

Гроссмейстер фантастики
+ неплохие, хотя и не без косяков в переводах Олди, издания, возможно, именно эта серия будет основной по Азимову, и будет развиваться у Эксмо раз публикуют не только Академию и Старра
— дешЁвишный вид, маленькие несолидные книжонки со средней бумагой, почему-то разных размеров (выход Старра в 5 книжках малютках отшатнуло)


Эксмо, имея лицензию на Айзека, скромно доносит этого замечательного автора до читателя, а ведь можно было сделать стильно и красиво (как те же Лем и Стругацкие — пухлые собрания сочинений у АСТ, знатоки между прочим говорят, что себестоимость книг этих изданий очень недорога, зато выглядят вполне солидно)
Итак прошу совета, на что раскошелиться, тряхнуть мошной в первых двух случаях или все же сделать ставку на последние два варианта (правда вот на какое из них)?.Какая серия вам кажется более жизнеспособной Гроссмейстер фантастики или Золотая коллекция фантастики?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 22 ноября 2023 г. 08:27  
Жизнеспособной является стратегия перестать думать о сериях и покупать то, что есть в наличии, потому что при 200 написанных Азимовым книгах издавать их в едином оформлении никто не будет.


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2023 г. 19:41  
А из того, что было выпущено более-менее полно, самый оптимальный вариант (на мой взгляд) — это 12 томов в "Отцах-основателях". Вопрос только в цене и сохранности книг.


философ

Ссылка на сообщение 28 февраля 00:48  
интересный ролик
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 31 марта 16:26  
Женщины в произведениях Айзека Азимова
26.03.2024 / № 400 / с. 12–13 / Александр Речкин /
https://www.trv-science.ru/2024/03/zhensh...


Иллюстрация из книги Дэвида Уингроу “The Immortals”. Слева — Сьюзен Кэлвин

Известный американский фантаст и популяризатор науки Айзек Азимов (1920–1992) обожал женщин. Он был дважды женат и не скрывал, что во время первого брака изменял жене. Писатель пытался целовать и обнимать всех юных и не очень представительниц слабого пола на конвентах (ежегодных съездах любителей научной фантастики) и во время раздачи автографов. Его даже прозвали «человеком с сотней рук» за попытки прикоснуться к интимным частям тел незнакомых или малознакомых леди. Однако в художественных произведениях Азимова показано совсем иное отношение к прекрасному полу, в его рассказах и романах не только отсутствуют какие-либо сексуальные сцены, там даже влюбленные не всегда держатся за руки. Почему? Писатель объяснял, что постельные сцены, беспричинный секс, насилие и вульгарные выражения не способствуют раскрытию характеров героев или развитию сюжета, поэтому он избегал этих тем и приемов.

Причем «фигура умолчания» в его прозе — не только секс. В большинстве произведений Азимова (за исключением нескольких ранних рассказов и замечательного романа «Сами боги») отсутствуют инопланетяне. Причина, как считают некоторые исследователи1, заключается в том, что Азимову не понравилось, как редактор журнала Astounding Science-Fiction Джон Кэмпбелл (по сути, литературный крестный отец Азимова) обошелся с его инопланетянами в рассказе «Хомо Сол» (1940). Кэмпбелл изменил посыл истории, показав, что человечество превосходит все другие расы Вселенной, чем расстроил Азимова: он увидел в таком подходе своеобразный расизм — неполноценность представителей внеземных цивилизаций по сравнению с землянами. Впрочем, на наш взгляд, причина отсутствия инопланетян состоит не только в неудовольствии от работы с Кэмпбеллом, ведь впоследствии Азимов писал и для многих других изданий и издательств. Мы предполагаем, что «зеленые человечки» Азимову были не нужны, так как настоящие «инопланетяне» и самые загадочные создания в его произведениях — это женщины. Но обо всем по порядку.


Юный Айзек Азимов был страстным читателем журнальной фантастики — в 1920–1930-е годы она расцвела в США буйным цветом. Будущий писатель с удовольствием поглощал десятки рассказов, в которых гениальные, сильные и красивые герои (мужчины), чаще всего ученые или их помощники, совершали подвиги и открытия, боролись со злодеями и спасали прекрасных барышень. Если внимательно взглянуть на первые произведения журнальной фантастики, то в них либо наблюдается полное отсутствие женщин, либо героини являются шаблонными персонажами: например, прекрасная дочь чокнутого профессора, которому помогает проводить его безумные эксперименты главный герой — его студент или сотрудник; по ходу повествования он влюбляется в девушку; иногда эти чувства взаимны сразу, иногда в девушке пробуждается страсть, когда герой спасает ее или ее отца из какой-нибудь фантастической передряги либо просто с триумфом возвращается с задания, которое получил от своего патрона. В общем, женщины в этих текстах играли исключительно пассивную роль и появлялись только для того, чтобы сделать злодеев более злодейскими, а героев — более героическими.

Поэтому, как объяснял Азимов в мемуарах, «в данных обстоятельствах любой мужчина, читающий журнал (как я), не терпел появления женщин. Зная заранее, что они будут лишь камнем преткновения. Я хотел, чтобы они исчезли. Помню, как писал письма в журналы, жалуясь на женщин-персонажей, на само их существование»2.

Кроме того, среди фантастов в те годы почти не было женщин, а если их произведения и появлялись в журналах фантастики, то часто под фамилиями с безликими инициалами, по которым невозможно было понять пол автора (например, К. Л. Мур или В. Г. Ширас).

Неудивительно, что в ранних рассказах Азимова отсутствовали женские персонажи. К тому же первые истории, которые Азимову удалось продать, были написаны им в возрасте восемнадцати лет, когда женщины были для него, по его собственным словам, «полной неизвестностью». На тот момент он даже ни разу не назначил свидания ни одной барышне. Короче говоря, обстоятельства жизни Азимова складывались таким образом, что ему и в голову не приходило ввести в рассказ героиню.

В нескольких историях, правда, появлялись представительницы слабого пола. Например, в рассказе «Робби» (он же «Необычный друг», 1940) мы обнаруживаем избалованную девчонку Глорию и ее мать Грейс, которые ворчат, ноют и пилят своего отца и мужа Джорджа Вестона, чтобы он нашел и вернул робота Робби. Таким образом, именно затюканный отец становится героем, которому сочувствует читатель.


Сьюзен Кэлвин и РБ 34. Иллюстрация к рассказу «Лжец» из журнала Astounding

Первой успешной героиней Азимова стала доктор Сьюзен Кэлвин, которая появилась в нескольких историях о роботах. Она впервые вышла на сцену в рассказе «Лжец» (1941). Сьюзен Кэлвин — старая дева, высокоинтеллектуальный робопсихолог. Она умней всех мужских персонажей в рассказе. Впрочем, Кэлвин и сама довольно сильно напоминает робота с позитронным мозгом и одновременно становится аллегорией научной фантастики, то есть демонстрирует рациональность, преобладающую над страхом, предрассудками, сентиментальностью, близорукостью и всеми другими иррациональными силами в мире, включая несчастные случаи. Отсюда тайна, загадка и превосходство логичной, неэмоциональной Сьюзен Кэлвин над всеми другими, менее логичными и более эмоциональными персонажами в ранних рассказах Азимова. Она напоминает мистера Спока из «Звездного пути», который, возможно, и стал катализатором популярности этого сериала.

Интересно, что у Кэлвин был реальный прототип — профессор Колумбийского университета Мэри Колдуэлл. Она также была куратором студенческих групп и помогала учащимся, в том числе и Азимову, во время его обучения в университете. Именно эта «мягкая и вежливая женщина» посоветовала Айзеку посещать лекции по физической химии, чтобы в будущем у него появился шанс поступить в магистратуру. Однако внешне и по манере поведения Кэлвин не была списана с Колдуэлл — вспомним хотя бы «холодные серые глаза» доктора Кэлвин в самом начале рассказа «Лжец», которые сразу же выдают ее эмоциональный настрой.


Айзек со своей второй женой Джанет Джеппсон

Азимов также считал, что Кэлвин очень похожа на его вторую жену — психиатра и психоаналитика Джанет Джеппсон, с которой он познакомился только через девятнадцать лет после того, как изобрел Сьюзен. Азимов отмечал: «Шло время, и я влюбился в доктора Кэлвин».

Другая выдуманная Азимовым женщина, Байта Дарелл, наоборот, является копией первой супруги автора, Гертруды Блюгерман. Новая героиня представляет собой полную противоположность Сьюзен Кэлвин и открывает череду персонажей, которые оказываются не совсем теми, за кого себя выдают в течение всего произведения. Эта отличительная черта женских персонажей проявится, как мы увидим, во всех следующих героинях Азимова.

В январе 1945 года Азимов приступил к написанию повести «Мул», которая станет одной из самых интересных в цикле «Основание». Кратко напомню историю всего цикла произведений. В его основе лежит идея науки под названием «психоистория», которая с помощью математических и статистических методов позволяет точно прогнозировать будущее человеческой цивилизации. Науку создал и разработал математик Гэри Селдон, вычисливший, что галактическая империя скоро рухнет, а затем последуют тридцать тысяч лет хаоса. Чтобы этого не случилось, он с помощью сотрудников своего проекта создал на краю галактической империи сообщество ученых, которые смогут сохранить технологии и знания. Они переживут крах Первой галактической империи и всего за тысячу лет построят новую. Азимов рассказывает, как маленькое сообщество на крошечной, холодной планете Терминус постепенно растет и развивается, преодолевая кризисы, которые предсказал Селдон.

В повести «Мул» сообщество технократов — Основание — успешно преодолело ряд кризисов и уже взяло под свой контроль значительную часть периферии, отвалившейся от галактической империи. Однако тут появляется супермутант Мул, который не был учтен планом Селдона, и вся мощь Терминуса оказывает бесполезной. Мул не только побеждает Основание, но и узнает, что где-то существует Второе Основание, которое тайно помогает Первому в создание новой галактической империи. Мул ищет Второе Основание, но в самый решающий момент сильнейшему человеку Галактики помешает простая девушка — Байта Дарелл.

Вот описание героини: «По большому счету, красавицей она не была — он это понимал. Это было видно с первого взгляда. Волосы у нее были темные, блестящие и густые, хоть и невьющиеся, рот немного великоват, но тонкие, дивно очерченные брови отделяли прекрасный, мраморно-белый лоб от теплых, всегда улыбающихся карих глаз. В его отношении к жене была едва заметная доля самодовольства. Нечто вроде удовлетворенного самолюбия человека, который добился желанного успеха после трехлетней борьбы с собственным комплексом неполноценности»3.

Победила Мула в конце концов именно девушка. Главный герой, Торан, просто неуверенно бредет за Байтой. Возможно, в этом отражалась и семейная ситуация Азимовых. Байта, как писал Азимов в мемуарах, «была копией Гертруды, во всяком случае, что касается внешности. Торана, ее мужа, я писал с себя, хотя его внешность отличалась от моей».

К моменту создания повести Азимов был женат два с половиной года. Айзек был умным человеком с широким кругозором, а также талантливым литератором, однако в повседневной жизни и во взаимоотношениях с людьми испытывал неуверенность.


Гертруда, первая жена Айзека Азимова (прототип Байты Дарелл)

Интересно, что в другом научно-фантастическом романе Азимова «Конец вечности» (1955) главная героиня и единственная женщина в книге — Нойс Ламбент — тоже представляет собой копию Гертруды, по крайне мере, внешне: карие глаза, темные волосы, молочно-белое лицо, стройная фигура. И Нойс, как и Байта, тоже «темная лошадка».

Роман «Конец вечности» посвящен манипулированию реальностью. Сюжет таков: в XXIV веке Виккор Маллансон открыл Темпоральное поле, которое сделало возможным существование вне времени и путешествия между эпохами. В XXVII веке была создана организация «Вечность» для путешествий во времени. Сначала организация существовала в основном для ведения торговли между веками, но постепенно она начала изменять реальность, меняя ключевые события прошлого во имя процветания человечества, руководствуясь принципом «величайшее благо для наибольшего числа людей». Главный герой произведения, Эндрю Харлан, — техник организации «Вечность», в которой все сотрудники — мужчины. По крайне мере, так было до появления Нойс Ламбент, секретарши босса Харлана. Естественно, Харлан сразу в нее влюбился. Однако впоследствии выясняется, что Нойс — гостья из далекого будущего, стремящаяся уничтожить «Вечность».

В детективно-фантастическом романе «Стальные пещеры» (1953) с главной героиней — женой комиссара полицейского управления Нью-Йорка Элайджа Бейли — тоже не всё так просто. Тихая и спокойная Джесси Бейли неожиданно втайне от мужа примыкает к «медиевистам», ярым консерваторам, которые хотят повернуть ход истории вспять. Имена персонажей неслучайны: автор обыгрывает библейский сюжет об идолопоклоннице Иезавель, жене израильского царя Ахава, враждовавшей с пророком Илией.

Другая важная женщина в жизни комиссара Бейли, фигурирующая в романах «Обнаженное Солнце», «Роботы Зари» и «Роботы и империя», — Глэдия Дельмар, чья роль с каждой книгой возрастает, а сама героиня открывается для читателя с новой стороны. В «Обнаженном Солнце» молодая и неопытная Глэдия, жительница планеты Солярия, где люди общаются друг с другом только посредством видеосвязи, испытывает невероятный дискомфорт в обществе других людей, вплоть до нервного срыва. Однако в романе «Роботы и империя» она выступает перед многотысячной аудиторией, фактически дав новый импульс для колонизации внесолнечных планет землянами. Мы видим не только активно развитие персонажа, но и его становление, обретение Глэдией жизненной цели.

Интересно, что Азимов по сути описывает собственные чувства и опыт выступления перед публикой, когда говорит о Глэдии: «Ей казалось, что она всю жизнь ждала этого момента: прожив двести тридцать пять лет в изоляции, она наконец узнала, что может стоять перед толпой и управлять ею как хочет». Известно, что Азимов начал активно выступать перед большой аудиторией, когда стал преподавателем Бостонского университета. Писателю очень понравилась новая роль. Позже он стал зарабатывать хорошие деньги, читая научно-популярные лекции.

Еще одна уникальная женщина, которую невозможно обойти стороной, — это Дорс Венабили из книги «Прелюдия к Основанию». На первый взгляд, Дорс — книжный червь, историк из столичного Стрилингского университета, которая занимается проблемами эпохи расцвета Тренторианского Королевства. Однако по ходу повествования оказывается, что Дорс в совершенстве владеет боевыми искусствами. Она становится телохранителем Гэри Селдона (именно ему предстоит создать психоисторию и дать ход циклу «Основание»). Ко всему прочему Дорс еще и робот. Причем она спроектирована таким образом, что может понижать приоритет первого закона робототехники (робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред), защищая Селдона от нападок других людей.

Дорс по сути является марионеткой Челвика (он же Р. Дэниэл Оливо, напарник комиссара Бейли из цикла историй о Земле до эпохи масштабной колонизации экзопланет), которая выполняет порученную ей миссию. Аналогичными персонажами-марионетками стали девочки-подростки Аркади Дарелл и Марлена Инсигна Фишер; одна появляется в романе «Второе Основание», другая — в романе «Немезида». Вначале кажется, что девочки обладают уникальными способностями: Марлена может общаться с «разумом» планеты Эритро, тогда как Аркади благодаря своему авантюрному характеру помогает Первому Основанию одолеть Второе. Однако в конце концов оказывается, что Аркади была просто «обработана» психоисториками из Второго Основания, а поступки и действия Марлены направляет Эритро.

Подытоживая рассмотрение женских персонажей в произведениях Айзека Азимова, можно сделать вывод, что писатель руководствовался известной поговоркой: «В каждой женщине есть загадка». Героини Азимова либо не те, за кого себя выдают (Нойс, Дорс), либо вначале кажутся простушками, но постепенно раскрывают свой огромный потенциал (Глэдия, Марлена), либо неожиданно играют ключевую роль в конце истории (Байта).

Александр Речкин

1 Joseph F. Patrouch. The science fiction of Isaac Asimov. Doubleday & Company, 1974; Alec Nevala-Lee Astounding: John W. Campbell, Isaac Asimov, Robert A. Heinlein, L. Ron Hubbard, and the Golden Age of Science Fiction. New York: William Morrow, 2018.

2 Isaac Asimov In Memory Yet Green: The Autobiography of Isaac Asimov, 1920-1954. New York: Doubleday, 1979.

3 Азимов А. Академия и Империя. Перевод Н. А. Сосновской.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


активист

Ссылка на сообщение 31 марта 17:00  
цитата heleknar
Однако в художественных произведениях Азимова показано совсем иное отношение к прекрасному полу, в его рассказах и романах не только отсутствуют какие-либо сексуальные сцены, там даже влюбленные не всегда держатся за руки.
Хм, смешно. С одной стороны, в заметке упоминаются «Роботы Зари», с другой — мимо автора прошёл пласт романа, посвящённый сексу.

Даже в эпоху (относительной) невинности научной фантастики в 40-х — 50-х, у Азимова как минимум в «Конце вечности» затрагиваются темы интимного характера. А уж в 80-х он пустился во все тяжкие (опять же, относительно раннего себя).
Страницы: 123...6061626364    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Айзек Азимов. Обсуждение творчества.»

 
  Новое сообщение по теме «Айзек Азимов. Обсуждение творчества.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх