Переводы и переводчики

Здесь обсуждают тему «Переводы и переводчики» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Переводы и переводчики» поиск в теме

Переводы и переводчики

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 807  808  809 [810] 811  812  813 ... 931  932  933  934  935  написать сообщение
 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 2 мая 2007 г. 00:06  
Хотелось бы поговорить о том, что наболело, наверное, не только у меня — о качестве переводов в российских издательствах.  Современные отечественные переводчики способны загубить любую, самую замечательную книгу. А о  скольких книгах благодаря халтурным переводам сложилось превратное мнение... К сожалению, такие мэтры как Голышев, Трауберг, Апт работают почти исключтиельно в мэйнстриме, с классикой. А отечественные издатели, очевидно, считают читателей фантастики-фэнтези за круглых дураков, которые сожрут все, что им не бросишь. Разумеется, попадаются весьма качественные переводы: из последних примеров  — А.Хромова (Страуд), А. Комаринец (Гейман).  Но узок их круг! Обратных примеров куда больше. Переводные книги АСТ просто страшно покупать, немногим лучше положение с переводами в "Азбуке", ЭКСМО... М.б. кому-то попадались альтернативные переводы загубленных книг? Некоторые вещи издавались в разных переводах — выскажите свое мнение, посоветуйте, какую переводную "версию" стоит выбрать? А может, вдруг что-то достойное внимания выходило в провинциальных издательствах, в странах СНГ? Может стоит создать своеобразный рейтинг "погибших текстов", т.е. тех книг,  о которых в существующих переводах читатель получает ложное или искаженное представление? Создать свой список книг, которым срочно требуется новый адекватный перевод.

сообщение модератора
1. Читатели и критики-любители, а также критики-профессионалы! Это даже уже не просьба — это требование модераторской группы и администрации сайта: на своих критических стрелах не несите уничижительный, оскорбительный, недостойный яд в адрес переводчиков. Будьте впредь вежливы, предельно корректны и кристально точны, пусть ваши замечания искрят конструктивом и желанием помочь переводчику разобраться в том, в чём он не прав или, быть может, допустил ошибку. Бездоказательные выпады будут наказываться без предварительных разговоров;
2. Уважаемые переводчики! Относитесь к критике достойно, со вниманием, без раздражения, ответных выпадов и угроз в расправе. Не делитесь тайными знаниями о том, что кто-то под колпаком, что скоро за кем-то придут, и кому-то куда-то пора.
3. Всем! Тема называется «Переводы и переводчики» и предназначена для конструктивно "поругать и/или похвалить", но никак не для личных разборок. Если же кому-то очень, ну прямо очень хочется поругаться, настоятельно советую перебраться в личку, либо на любой другой ресурс. Жаль, что дуэли запрещены законодательством;
4. Сначала думаем, формулируем в голове фразу, ищем недопустимые вещи — отметаем их, и только потом публикуем на форуме;
5. Любое обсуждение действий модераторов будет также наказываться.
6. При обсуждении фрагмента перевода обязательно приводить соответствующий отрывок из оригинала и собственный вариант перевода или вариант перевода, который вы считаете верным. При обсуждении произношения имени или названия обязательно давать ссылку на правильное произношение.

С надеждой на понимание и исполнение, модераторы форума и администрация сайта.
–––
Литература есть празднословие... Почти вся... Исключений убийственно мало. В.В. Розанов


философ

Ссылка на сообщение 12 февраля 14:44  

цитата Иммобилус

Читаю сейчас критику перевода Ермоловича
Тоже прочитал из любопытства. Много по делу, но есть и ошибки имхо, которые проистекают из (опять-таки имхо) ошибочного постулата "Алиса — детская сказка". Это, может быть, и сказка, но она настолько недетская, что многим её нельзя давать читать вообще. Из этого, как мне кажется, и простекает проблема: в русскоязычной литературной традиции есть пара недурственных адаптаций дилогии для детей, Ермолович попытался сделать язык более "взрослым", но, поскольку до уровня безумного британского гения он явно не дотягивает, попытка вышла... эээ... натужной.
Если что, то я в принципе считаю, что Алису надо читать только в оригинале: её нельзя перевести, её можно только адаптировать.
–––
Where the fear has gone there will be nothing. Only I will remain.


новичок

Ссылка на сообщение 12 февраля 15:01  
angels_chinese, вопрос о лодке и вёслах был не к Вам. К Вам был другой вопрос.

цитата pashazu

Проблема в том, что последний слог при таком раскладе — более ударный, даже если на него не приходится рифма.


Внимание, вопрос: это почему?

Вот Вы там что-то про непогрешимое аАаАаАаА у Кэрролла писали. Ну что же, я молчу о том, что мы говорим о переводе, то есть более или менее отдельном произведении, молчу про разные фонетические системы, про ди- и трифтонги там всякие, но, пожалуйста, ответьте на еще один вопрос, теперь уже простейший: на какой слог падает ударение в слове Wonderland? Впрочем, не утруждайте себя путешествием по словарям... На первый слог. o_O Прямо как в слове Терция.


новичок

Ссылка на сообщение 12 февраля 15:23  
s-nova, у Вас было написано:

цитата s-nova

Из ритма стиха. В остальных строчках
...

Таким образом, стих -- не строчка (не строка). Что же тогда может означать слово стих? Полагаю тогда, что это синоним слову стихотворение.

Если речь шла о строфе, то, извините, не догадался. Потому, наверное, что было написано стих .


активист

Ссылка на сообщение 12 февраля 15:37  

цитата Gourmand

Все эти "улучшательские" перестановки концов и углов привели к тому, что и "зима" оказалась повторена дважды, причём, в отличие от оригинала, буквально в трёх символах одна от другой. Управляющего дважды повторять нельзя, а втыкать зиму через предлог можно? Смешно, смешно.


Может, так и задумывалось? Есть же такой повтор, как анадиплосис

Но почему тогда не не повторено более явственно? Например так?

цитата

Его домик соседствовал со свинарником и находился в самом дальнем углу поместья, в противоположном конце которого, ближе к Лондону, стоял дом управляющего. Вся ферма раскинулась на обширной территории, но дороги и тропинки там были столь скверными, что Джайлз и управляющий виделись и общались крайне редко, особенно зимой. Зимой, если надо было что-то приказать скотнику, управляющий обычно отправлял к нему посыльного с запиской — мальчишку лет пятнадцати, и Джайлз должен был исполнять то, что было велено в этой записке.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 февраля 15:42  

цитата pashazu

стих -- не строчка (не строка). Что же тогда может означать слово стих? Полагаю тогда, что это синоним слову стихотворение

Да, об этом писала я, и я имела в виду не строку, а целое произведение.
И еще. В предисловии к своему переводу, кроме уже принесенного пассажа о профессиональности, Ермолович пишет:

цитата

Я с большим уважением отношусь к труду всех, кто переводил "Алису в Стране Чудес". Как справедливо замечено критикой, для такой книги, как "Алиса", ценен любой перевод, потому что «"идеальное и единственное" переложение этой сказки невозможно по сути» [Курий 2004]. Делая свой перевод (начатый, кстати, уже очень давно), я держал закрытыми книги с чужими переводами и категорически воздерживался от того, чтобы сравнивать свои переводческие решения и находки с вариантами предшественников.
[...]
Уже на заключительном этапе подготовки этого издания возникла идея показать читателю, как трудные места книги преодолевались авторами ряда других переводов XIX и XX веков. Это тоже сделано в  комментариях, где отмечены и объективные удачи предшественников, и, увы, их отдельные упущения (а как же без них!).
–––
Og ég fæ blóðnasir
En ég stend alltaf upp


философ

Ссылка на сообщение 12 февраля 15:43  

цитата pashazu

Внимание, вопрос: это почему?

Потому что потому прочитайте уже Гаспарова, а не козыряйте своим невежеством.

цитата pashazu

на какой слог падает ударение в слове Wonderland?

В целях просвещения вашего достойного всяческого сожаления невежества привожу цитату из книги "The Origins and Development of the English Language" (2013)
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


новичок

Ссылка на сообщение 12 февраля 16:22  
ameshavkin, мне тогда тоже Терции́ и троицы́ начнут мерещиться?

Вау! Secondary stress! Убийственно просто! ^_^ И что дальше? От этого /ˈwʌndəlænd / становится /ˌwʌndə'land/?

Со своей стороны предлагаю Вам пойти почитать что-нибудь на тему MYOB.


философ

Ссылка на сообщение 12 февраля 16:35  

цитата pashazu

ameshavkin, мне тогда тоже Терции́ и троицы́ начнут мерещиться?

Самодовольное агрессивное невежество:-)
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


активист

Ссылка на сообщение 12 февраля 17:03  

цитата Иммобилус

Делая свой перевод (начатый, кстати, уже очень давно), я держал закрытыми книги с чужими переводами и категорически воздерживался от того, чтобы сравнивать свои переводческие решения и находки с вариантами предшественников.
А меж тем, это было бы крайне полезно. Тем более в таком сложном, почти философском, тексте с литературной игрой и всяческими аллюзиями. Чтобы хотя бы не изобретать велосипед. Вообще, браться за такой вот стопиццотый переперевод надо, только когда вполне уверен в своих силах и не сомневаешься, что никаких решений ни у кого даже случайно не позаимствуешь — просто потому, что в этом нет необходимости.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 февраля 17:05  
Ну, это надо автору говорить, а комментарии у него интересные.
–––
Og ég fæ blóðnasir
En ég stend alltaf upp


магистр

Ссылка на сообщение 12 февраля 17:06  

цитата Иммобилус

Ермоловичу его передать надо, а не сложить


Для этого стишок надо сложить. По-русски.

цитата pashazu

angels_chinese, вопрос о лодке и вёслах был не к Вам


А если бы вы читали внимательно, вопроса не было бы.

цитата pashazu

Внимание, вопрос: это почему?


Вам ответили выше и насчет Wonderland, и насчет стихосложения.


миродержец

Ссылка на сообщение 12 февраля 17:11  

цитата angels_chinese

По-русски.

Он и сложил. Но вроде нигде не утверждает, что получилось у него прямо как у Кэрролла? Лишь отмечает, что

цитата

Пролог написан четырёхстопным ямбом, строфы — шестистрочные с тройной рифмовкой чётных строк (ABCBDB): это одна из любимых стихотворных форм Кэрролла.

Еще одна попытка, не такая блистательная, как у Демуровой, но вполне имеющая право на существование.
–––
Og ég fæ blóðnasir
En ég stend alltaf upp


магистр

Ссылка на сообщение 12 февраля 17:29  

цитата Иммобилус

Еще одна попытка, не такая блистательная, как у Демуровой, но вполне имеющая право на существование.


Безусловно. Но и говорить про ТерциЮ и троицУ — стоит 8-)

цитата Иммобилус

Пролог написан четырёхстопным ямбом, строфы — шестистрочные с тройной рифмовкой чётных строк (ABCBDB): это одна из любимых стихотворных форм Кэрролла.


Это тоже не слишком верно всё. Английская Википедия куда ближе к истине. Я бы еще проанализировал несообразности у Кэрролла (их есть у него) — и только после этого понял бы, каковы границы допустимых отклонений в русском переводе.


новичок

Ссылка на сообщение 12 февраля 18:43  
angels_chinese, Я внимательно прочел все, что Вы написали. И про лишний слог в первой строке, и про похеренный размер оригинала, и про стройный ритм у Кэрролла.

Получается следующее:

Последний слог в пятой строке строфы

Вот Прима властная «начать»
Прикажет — я начну.
Секунда спросит: «Чепуха
Там будет?» — я кивну.
Молчать умеет Терция…
Минуточку одну.

более ударный (только Терция́!), даже если на него не приходится рифма, потому что ваше глубочайшее и авторитетное исследование показало, что все нерифмованные строки должны заканчиваться ударным слогом (слова с дифтонгами, трифтонгами, Wonderland -- всё не в счет, потому, наверное, что у первых все равно условно один слог, а в последнем... да там вообще seconday stress), размер оригинала похерен, и нет никакой системы, особенно если сопоставить с исключительно четким ритмом у Кэрролла. Вот взять, например, слово hour или hopes. Просто как удар барабана! Сразу понимаешь, что у Кэрролла даже нерифмованные строки с отчетливым ударением на самом что ни на есть последнем слоге. Или взять flowers. Тут... эх, гулять так гулять... тут однозначно /flaʊ -- ˈæz/! My ass. Поэтому перевод Ермоловича чудовищен. Чудовищен! :-[


магистр

Ссылка на сообщение 13 февраля 01:41  

цитата pashazu

должны


Я и Набокова как пример отклонения приводил. А у Кэрролла есть много чего, но тут, ваша правда, сказываются отличия английского от русского.

Окей, "чудовищен" — плохое слово в принципе. Перевод имеет некоторые недостатки. Если б это был просто еще один перевод "Алисы", и бог бы с ним, но в сочетании с таким пафосным предисловием — странно это.

цитата pashazu

My ass.


OMG!


миродержец

Ссылка на сообщение 13 февраля 08:15  
Кстати! Дмитрий Иванович выложил у себя на сайте переписку с Александром — и есть там постскриптум:

цитата

P.s. «Избавиться от придаточных, причастий и деепричастий» — это отнюдь не «стандартные переводческие задачи». Придаточные, причастия и деепричастия — нормальный атрибут художественного текста, и если они есть в оригинале, то «избавляться» от них не нужно. Нужно уметь выстраивать перевод так, чтобы эти особенности соответствовали логике и стилистике текста. При определённых условиях такие структуры, разумеется, могут преобразовываться, но «избавление» от них не может быть самоцелью.

http://yermolovich.ru/­­board/­­2-1...
И вот под этим подпишусь:

цитата

С моей точки зрения, залог высокого качества перевода, помимо уровня самого переводчика, — это участие в работе высококвалифицированного редактора. Сам я никогда не работаю без внешнего редактора, а то и нескольких. (Для неосведомлённых: не надо представлять себе редактора неким примитивным правщиком ошибок в тексте; хороший редактор — прежде всего «свежая голова», специалист, который помогает переводчику взглянуть на текст перевода сторонним взглядом, благодаря чему лучше удаётся оценить восприятие этого текста будущим читателем и внести нужные коррективы.) Но такие редакторы сейчас «вымирают», как динозавры, тем более что издательства не желают нести расходы на их труд.
–––
Og ég fæ blóðnasir
En ég stend alltaf upp


философ

Ссылка на сообщение 13 февраля 08:38  

цитата Виктор Вебер

Это выдумки от той же лени и проблем со знанием языка. ... Главное, что не был в трех шагах от него.


Главное — не путать одно элементарное слово с другим, а будучи пойманным на идиотской ошибке, не изобретать нелепые оправдания. Это гораздо хуже, чем повторить "был" два раза на абзац.
–––
Я видывала такую чушь, по сравнению с которой эта кажется толковым словарем


философ

Ссылка на сообщение 13 февраля 08:46  

цитата pashazu

на какой слог падает ударение в слове Wonderland? Впрочем, не утруждайте себя путешествием по словарям... На первый слог


ахринеть, а мужики-то и не знают.
https://www.youtube.com/­­watch?­v... (ну или любое другое исполнение этой хрестоматийной, вроде нашей "в лесу родилась ёлочка", песни)
–––
Я видывала такую чушь, по сравнению с которой эта кажется толковым словарем


новичок

Ссылка на сообщение 13 февраля 08:52  
Смешно, когда человек сначала забирается на трибуну и оттуда громогласно так:  «У него там мастерски-и, у него там Терция-я, у него там троица-а! Чудовищно!» Потом начинает изображать из себя мудреца и так снисходительно: «Прочитайте, пожалуйста, внимательней…» Потом вырывает из контекста фразу my ass и вставляет ее как отдельную, чтобы все увидели, какой низкий культурный уровень у оппонента. (Было бы лицемерием с моей стороны не отразить хоть как-то, хоть самым безобидным, но в то же время не вполне литературным словом, отношение к этой дискуссии.)  И после всего этого обвиняет Ермоловича в каком-то там пафосе. Остается только поаплодировать! С Вами я закончил.

Насчет пафоса. Обращаюсь напоследок к тем, кто читает эту ветку. Задайте себе вопрос: Ермолович не профессиональный переводчик? Подсказка: Ермолович таки профессиональный переводчик. (Это далеко не все, что можно сказать о Ермоловиче как о представители профессии, но в рамках данного обсуждения это неуместно.) Демурова не литературовед? Подсказка: советский и российский литературовед (1), исследователь литературы Великобритании и США, детской английской литературы (2), переводчик с английского (3). Заходер не писатель? Советский и российский детский писатель (1), поэт (2) и переводчик (3), сценарист (4). Почему не просто лингвисты и переводчики? Может, у них не было профессионального образования? Может, этот род деятельности был для них не единственным или даже не основным? Может, они при работе над переводами руководствовались преимущественно своими личными представлениями о том, как надо это делать?

Далее привожу две цитаты. Первая – из «пафосного» предисловия:

Не могу пройти и мимо того факта, что среди наиболее известных переводов книг Кэрролла, опубликованных в печатных изданиях, были переводы представителей самых разных профессий — писателей, редактора газеты и учителя в одном лице, литературоведа, компаративиста-этимолога, инженера-электротехника… При всём почтении к перечисленным областям знаний и сферам деятельности удивительно, что среди авторов этих переводов не оказалось переводчиков-специалистов по образованию, научно-исследовательской, педагогической и практической специальности.

Вторая – из интервью Нины Михайловны Демуровы:

— Вы уже знали Марию Федоровну или познакомились с ней именно тогда?
— Я – именно тогда, но Инна Максимовна ее уже знала, работала в ее семинаре. Вообще Инна Максимовна – профессиональный переводчик в отличие от меня. До сих пор мы с ней очень дружны и часто советуемся, когда в текстах попадаются трудности.

Поэтому перевод Ермоловича – это первый профессиональный перевод Alice in Wonderland в строгом смысле слова профессиональный. А уж у кого какие в связи с этим обстоятельством возбуждаются нервные центры – дело десятое.
Всем всего доброго, хорошего настроения и здоровья.


философ

Ссылка на сообщение 13 февраля 09:57  

цитата pashazu

Ермолович таки профессиональный переводчик

Не переводчик, а переводовед:-)
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 807  808  809 [810] 811  812  813 ... 931  932  933  934  935 

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Переводы и переводчики»

 
  Новое сообщение по теме «Переводы и переводчики»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх