Р Скотт Бэккер Обсуждение ...

Здесь обсуждают тему «Р. Скотт Бэккер. Обсуждение творчества. Опрос по поводу переименования текстов для переизданий на русском» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Р. Скотт Бэккер. Обсуждение творчества. Опрос по поводу переименования текстов для переизданий на русском» поиск в теме

 

  Р. Скотт Бэккер. Обсуждение творчества. Опрос по поводу переименования текстов для переизданий на русском

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 308 309 310 311 [312]  написать сообщение
 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 4 мая 2007 г. 11:34  
сообщение модератора
В связи с ранее имевшей место дискуссией, к теме, на временной основе, добавлен опрос, который позволит выяснить отношение любителей творчества Бэккера к возможным вариантам русского перевода расы нелюдей, используемого автором в книгах, относящихся к подциклу Аспект-император — ghouls. Голосуем, по-возможности обосновываем постом своё мнение.  Можно голосовать за несколько вариантов.
–––
Мы должны, значит, мы можем!


активист

Ссылка на сообщение 4 января 19:19  

цитата

некая феминистка выставляла Бэккеру некие претензии по ущемлённому положению женщин в его романах. Якобы это свидетельствует о его мизогинии.

Мне его романы наоборот показались вполне феминистичными (в хорошем смысле).
А то так можно прийти к тому, что роман, ярко показывающий зверства фашизма, пропагандирует фашизм %-\


активист

Ссылка на сообщение 4 января 19:21  

цитата Мимопрохожий

Мне его романы наоборот показались вполне феминистичными (в хорошем смысле).

:beer:


философ

Ссылка на сообщение 6 января 19:17  
sanbar
Спасибо за статью к антологии^_^:beer:
Текст крайне спорный, но выводы Бэккер делает правильные — гримдарк рулит!:cool!::-)


магистр

Ссылка на сообщение 7 января 09:37  

цитата vfvfhm

Текст крайне спорный

В целом будучи согласен с мнением, что в рамках данной статьи Бэккер в значительной степени следует современному западному социальному мейнстриму, подводя философскую базу под понятия толерантности, инклюзивности и.т.п. я не могу разделить мнение о том, что он в чём то категорически неправ. Он обосновывает свою точку зрения логичной аргументацией и пусть его аргументы (как и любые аргументы вообще) могут быть оспорены, это означает лишь тот факт, что любая философская статья (не говоря уж о небольшом эссе) по сути своей является приглашением к дискуссии, а не постулированием истины. Подробнее остановлюсь на критике, явленной граду и миру в Вашем экспрессивном отзыве.

цитата

автор упомянул о сверхсовременной теории укорененности добра и зла в биологии живых существ, а потом свернул на любимую либерастическую траляляйку о релятивизме моральных установок.

цитата

Правда?! А нацистский концлагерь?

В силу характера полученного образования я интересовался темой подробно и поэтому берусь утверждать, что в этих рассуждениях автора нет противоречий. Эволюционная концепция морали ни в коем случае не постулирует генетическую обусловленность, а уж тем более абсолютность некого "добра", понимаемого как универсальный гуманизм. Эволюция к гуманизму совершенно равнодушна. Суть соответствующей концепции заключается в том, что нравственность, (понимаемая как неэгоистичное поведение в самом широком смысле) для социальных существ в ряде случаев оказывается выгоднее, чем эгоистичное, но выгода эта по большей части заключается не в интересах конкретного организма, а в "интересах" (это конечно условное понятие) того сочетания аллелей, которым определяются нюансы его поведения. Для распространения в популяции сочетания аллелей, определяющего (в числе прочего — как часть генетического комплекса) ту или иную степень готовности к ущемлению собственных интересов (начиная от готовности не рассматривать соседа как еду и вплоть до готовности к самопожертвованию) таким образом оказывается достаточно, чтобы индивидуума окружали его кровные родственники — даже относительно дальние. В ранних человеческих и прачеловеческих социумах это условие выполняется автоматически. В результате появляются и постепенно распространяются такие поведенческие паттерны как отвращение к каннибализмуи инфантициду, готовность делиться пищей, готовность рисковать собственным здоровьем\жизнью ради интересов коллектива. Всё это довольно очевидно. Однако, и именно об этом пишет Бэккер, распространение аналогичного поведения за рамки собственной группы на протяжении миллионов лет эволюции являлось невыгодной стратегией. С точки зрения "интересов собственных аллелей" (учитывая природу человека как хищника) соседей из другой, неродственной группы в подавляющем большинстве случаев оказывалось выгоднее вырезать под корень, перебить их детей, изнасиловать их женщин, и в конце концов отобрать и присвоить их ресурсную базу, позволив тем самым увеличить собственную численность (распространённость своего сочетания аллелей — в рамках эволюционных рассуждений). И в итоге ровно та же эволюционная концепция морали, которая предполагает преимущественно гуманное поведение внутри группы, предполагает жесточайшее поведение в отношении членов других групп. Уничтожать и мучать "врагов" в рамках свойственной нам с эволюционных позиций морали столь же нравственно, как любить своих жён и жертвовать жизнью ради ближних. Разумеется, это порождает для сознания определённые сложности, связанные с необходимостью во первых интерпретировать принадлежность конкретного человека к "своим" или "чужим" ( что с ростом численности социума зачастую оказывается довольно затруднительным), а во вторых совместить в рамках одной психики столь различные поведенческие стратегии, осуществляемые по отношению к существам, зачастую не имеющим существенных внешних различий. Последняя задача решается при помощи механизма "расчеловечивания" — когда оппоненты, резко отличающиеся от привычного образа своим поведением (любым — от языка до системы взглядов) могут быть немедленно классифицированы нашим сознанием как "нелюдь"\"звери"\"твари" и.т.д., что является превентивной и эволюционно обусловленной реакцией сознания, которая не столько "освобождает нас от оков морали", сколько как раз делает явной обратную сторону эволюционно обусловленной нравственности. Таким образом да — для основ нашего сознания (не затронутых воспитанием и современной культурой) добро и зло легко меняются местами в зависимости от того идёт речь и "своих" или о "чужих". И, в свою очередь, да — "сотрудникам" нацистских концлагерей представлялось, что они занимаются благим — очень нравственным, хотя и очень трудным делом. Они были уверены, что творят добро — иначе они просто не смогли бы делать то, что делали. При этом, в конечном счёте, это никакой не уникальный случай — чудовищная жестокость по отношению к "не нам" совершенно рядовое событие в рамках как недавней истории (и современности в общем то), так и (особенно) истории вообще. Преступления нацистов просто хорошо известны, а также носили массовый характер (что обусловлено прежде всего общей численностью охваченного войной населения). При этом с точки зрения так сказать "удельного уровня" жестокости они в общем то ничем особым не выделяются. Пару сотен лет назад так велись практически все войны, а истребление мирного населения являлось обычной практикой.
–––
Если Бог действительно умер, быть может фантастика это его могила? Р.С. Бэккер


философ

Ссылка на сообщение 7 января 14:05  
sanbar
В общем, я с вами согласен. Но есть и такое понятие как атавизм. За что, собственно, и судили нацистов, за что так резко с ИГИЛ расправились. Понятно, что когда наши предки были дикарями и жили в пещерах, они еще и не такое вытворяли. Но времена меняются и если ты хочешь быть человеком, веди себя по-человечески, то есть социально-эволюционно. А хочешь быть дикарем, так мы тебя отправим в пещеры сверхточным баллистическим оружием.
Можно тут возразить. А как же СГА с их общепланетарным террором и угрозой всему живому на Земле? И до них очередь дойдет. И, уверен, расплата будет адекватной.
У гримдарка другая проблема. И вот о чем Бэккеру в пору было бы задуматься. Гримдарк опрокидывает современную морально-нравственную сложность в более морально простые времена, то есть занимается анахронизмом. Хоть Сапковский и утверждал, что в фэнтези никакого "тогда" не существует, все-таки социально, экономически и психологически это прошлое человечества, а не настоящее. Так что гримдарк — это литература эксперимента, а не художественная реконструкция, как в хорошем историческом романе.


магистр

Ссылка на сообщение 7 января 17:27  

цитата

А как же СГА

Кто?
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


магистр

Ссылка на сообщение 7 января 18:34  
Я так понимаю, коллега vfvfhm не смог удержаться от попытки привнести в эту ветку своё видение мировой политической ситуации :-). СГА это одна из форм искажённого поименования США — там ещё есть САСШ, СШП и прочие формы аббревиатуротворчества. Видимо это должно подвергнуть оные США какому то вербальному уничижению.
–––
Если Бог действительно умер, быть может фантастика это его могила? Р.С. Бэккер


магистр

Ссылка на сообщение 7 января 20:32  
Не встречал такой. Две другие встречал, да.
Мне скорее казалось, что он имеет в виду арабские государства, государства Аравии. Но может и вы правы.

Мне в обоих случаях крайне не нравится этот крен развития темы.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


философ

Ссылка на сообщение 8 января 13:32  
sanbar
САСШ — бывшее название США. А стейт — с английского — государство. Так что никакого уничижения, только точность. Захотел бы уничижить, так бы и написал — пиндосы, или типа того.
Тут все опять возвращается к теме эссе Бэккера. Империя Зла — она объективно зло или субъективно?8-)


магистр

Ссылка на сообщение 8 января 13:46  
Всё, я понял, спасибо.
Сворачивайте эту тему здесь. Здесь творчество обсуждаю, выдуманные империи.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 10 января 20:08  

цитата vfvfhm

Но времена меняются и если ты хочешь быть человеком, веди себя по-человечески, то есть социально-эволюционно.

А что изменилось в этом смысле с точки зрения эволюции?

цитата vfvfhm

Гримдарк опрокидывает современную морально-нравственную сложность в более морально простые времена, то есть занимается анахронизмом

Чем же времена средневековья (или Римской империи, например) морально проще нынешних?

цитата vfvfhm

Хоть Сапковский и утверждал, что в фэнтези никакого "тогда" не существует, все-таки социально, экономически и психологически это прошлое человечества, а не настоящее

То есть вы спорите с Сапковским — но у него есть веские аргументы, а у вас?


магистр

Ссылка на сообщение 10 января 20:38  
Тут уже несколько человек критиковали выбор автором слова "проще" в отношении нравственного статуса обитателей средневековья и античного мира. Не знаю насколько тут уместно употреблять именно такой термин, но на мой взгляд довольно очевидно, что Бэккер имеет в виду, что моральные подходы и оценки досовременных людей были намного ближе к имманентной, эволюционно предзаданной морали (легко инвертирующейся в зависимости от наличия маркера свой\чужой) — в то время как современные нравственные устои с его точки зрения "переусложнены" в том смысле, что они противоречат эволюционно детерминированному шовинизму.
–––
Если Бог действительно умер, быть может фантастика это его могила? Р.С. Бэккер


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 января 16:14  
Это-то естественно, но тогда нужно понимать, что мы, например, отправившись в Средневековье (или читая книгу по нему) сталкиваемся с моральными задачами, ничуть не менее сложными, чем нынешние. И наоборот — "простой" человек Средневековью, оказавшись у нас не встретит никаких "сложных" задач. Просто и сложно тут относится к системе и структуре царящих взглядов, а не к самим ситуациям.
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 308 309 310 311 [312]

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Р. Скотт Бэккер. Обсуждение творчества. Опрос по поводу переименования текстов для переизданий на русском»

 
  Новое сообщение по теме «Р. Скотт Бэккер. Обсуждение творчества. Опрос по поводу переименования текстов для переизданий на русском»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх