Антиутопии


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Антиутопии»

Антиутопии

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 августа 2009 г. 11:39  

цитата

Чтобы не скатывалось к финалу в боевик или в какие-то банальные повстанческие приключения

А почему бы и нет? В "1984" тоже имеют место повстанческие приключения. Или тебе надо чтоб всю книгу писалось только про то, как плохо живётся в неком государстве? Должен же быть сюжет какой-то. А какой он — драма или не драма — по моему, не так важно.


философ

Ссылка на сообщение 17 августа 2009 г. 11:59  

цитата V-a-s-u-a

А почему бы и нет? В "1984" тоже имеют место повстанческие приключения. Или тебе надо чтоб всю книгу писалось только про то, как плохо живётся в неком государстве? Должен же быть сюжет какой-то. А какой он — драма или не драма — по моему, не так важно.

Я говорю про определённый запрос. Если я захочу почитать антиутопичный приключенческий роман — я его, может быть, прочитаю (хотя сейчас и таких вроде бы нет). Но я спрашиваю — пишут ли сейчас антиутопичные драмы без экшена. Потому как в обычной литературе всякие погони с перестрелками по сорок страниц ни к чему. В "1984" есть эпизодическая динамика, но нет action и adventure. Это dystopia\drama. Вот я и спрашиваю: пишут ли сейчас такие. Скажем, в "Преступлении и наказании" нет погонь и стрельбы, но книга читается интересно. Поэтому утверждение "Должен же быть сюжет какой-то. А какой он — драма или не драма — по моему, не так важно" кажется мне странным, потому как именно это очень важно.:) Есть литература разных жанров. Кто хочет боевики — читает боевики. Кто не хочет — не читает. Я, в целом, не хочу. Они мне кажутся скучными и неинтересными.
–––
[профиль остановлен]


новичок

Ссылка на сообщение 13 октября 2009 г. 21:55  

цитата Sashenka

слишком перекликается с "Мы" Замятина

да Оруелл содрал у Замятина Книгу, все критики современные об этом пишут. По жестче сделал только


миродержец

Ссылка на сообщение 14 октября 2009 г. 01:29  

цитата стрекоза_29

да Оруелл содрал у Замятина Книгу

Да, только Оруэлл задумал роман раньше, чем прочитал "Мы".
Замятин предчувствовал тоталитаризм, но ничего в нем не понимал; Оруэлл в трех частях "1984" описал быт, идеологию и метафизику тоталитаризма — глубже, умнее, талантливее, в конце концов.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2009 г. 11:16  

цитата Petro Gulak

Да, только Оруэлл задумал роман раньше, чем прочитал "Мы".

Конечно, теперь спросить у Оруэлла, когда он что задумал, возможности не представляется:-(
Но по структуре его роман не буквально копирует, но творчески перерабатывает Замятина. Вы забыли еще одну классическую антиутопию, которая послужила источником: "О дивный новый мир" Хаксли. Английские писатели как-то друг другу ближе, чем переведенный русский Замятин, вы не находите?
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


миродержец

Ссылка на сообщение 14 октября 2009 г. 11:25  

цитата Шолль

Конечно, теперь спросить у Оруэлла, когда он что задумал, возможности не представляется

Отчего же? Дневники, письма, в конце концов — рецензия на роман Замятина. Вот в этом издании, скажем.
А вот Хаксли, мне кажется, совсем в сторону. Совсем другая структура, другие герои и, главное, другой тип социума: "мягкий" тоталитаризм общества массового потребления.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2009 г. 11:48  

цитата Petro Gulak

Совсем другая структура, другие герои и, главное, другой тип социума:

Ой, я немного не про то. Во всех романах повторяется ситуация: главный герой переходит от востроженного восприятия изображенного социума к его агрессивному неприятию (правда этот этап у Оруэлла остался за рамками худ. времени романа). Во всех романах есть герой-бунтарь, герой-символ тоталитаризма, героиня — вечная женственность и т.д. Везде бунт заканчивается печально... Но ведь именно по этим произведениям и определяли типичные черты антиутопии. Они, видмо друг от друга отталкивались и плыли в одном направлении.
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


миродержец

Ссылка на сообщение 14 октября 2009 г. 19:27  

цитата Шолль

Во всех романах повторяется ситуация: главный герой переходит от востроженного восприятия изображенного социума к его агрессивному неприятию

Да, безусловно. И, безусловно, идет это от Замятина. Но Хаксли и тут чуть в стороне: его бунтари на деле — плоть от плоти системы, а Дикарь изначально вне ее и потому обречен.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 14 октября 2009 г. 20:18  
Дикарь у Хаксли вроде Кандида из одноименной повести Вольтера — притащили в неведомое прекрасное, а ты мучайся.

И, право слово, ограничиваться при рассмотрении романов Хаксли, Оруэлла и Замятина только этими тремя произведениями — несерьезно. Авторы-то были весьма начитанными :)


философ

Ссылка на сообщение 14 октября 2009 г. 20:26  

цитата С.Соболев

Дикарь у Хаксли вроде Кандида

Он скорее, везде лишний. Для резервации слишком культурный, для дивного мира — слишком традиционалист.

цитата Petro Gulak

его бунтари на деле — плоть от плоти системы

А вы вспомните, ведь у Замятина бунт героя заканчивается тем, что он становится частью системы путем вырезания фантазии. У Хаксли герои-бунтари побунтовали-побунтовали и отправились в ссылку. Но их бунт и в самом деле какой-то непринципиальный.%-\
–––
Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы".


миродержец

Ссылка на сообщение 15 октября 2009 г. 01:10  

цитата Шолль

У Хаксли герои-бунтари побунтовали-побунтовали и отправились в ссылку. Но их бунт и в самом деле какой-то непринципиальный.

Вот-вот. Им и лоботомию делать не нужно.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


миродержец

Ссылка на сообщение 15 октября 2009 г. 01:10  

цитата С.Соболев

Дикарь у Хаксли вроде Кандида из одноименной повести Вольтера — притащили в неведомое прекрасное, а ты мучайся.

Вольтер, конечно, — но, скорее, "Гурон, или Простодушный".
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 22 октября 2009 г. 22:55  
Вспомнил еще одну антиутопию. Я писал про нее полтора года назад, специально для subhuman продублирую, вдруг не видел он той записи:


Айн Рэнд «Гимн» Повесть. Пер.с английского Д.В.Котыгин. – М. Альпина Бизнес Букс. 2008. 112 с. 978-5-9614-0859-1. Тираж 2 т.э. Цена 170 руб. (Ayn Rand “Anthem”, 1937)

Далёкое мрачное будущее времен THX-1138, по-замятински называющие себя персонажи и по-оруэлловски уничтожившие всю историю.
Равенство 7-2521 проводит пять лет в Доме Детей, как и жители «Прекрасного нового мира» Хаксли, потом десять лет в Школе, где весьма успешно схватывает учение и стремится с любопытством проникнуть в устройство всех вещей: Как устроены свечи для освещения? Как мы выглядим? Что под поверхностью Земли? Круглый или квадратный наш плоский мир?
За эти и другие вопросы часто бывает бит учителями. Ибо незачем учиться лучше всех, не вылазь, иницитива наказуема.

Интересен язык будущего. В нём нет местоимений единственного числа, и таким нехитрым образом отражается коллективизм мира, единство и целостность общины, монолитность в мыслях, суждениях, действиях и поступках. Мыслить одному никак невозможно, работать одному невозможно, только бригадой, они и спят небольшими группками по сто двадцать человек в бараке, и еду принимают совместно, за длиннющим столом, и плановое весеннее совокупление происходит только совместно, и уже будучи глубокими дряхлыми стариками, в сорок лет отправляются в Дом Стариков строем.

В пятнадцать лет всем ученикам Совет по Труду выдаёт пожизненные мандаты на работу: кто будет плотник, кто повар, кто переписчик манускриптов, кто Начальник, а наш Равенство 7-2521 мечтал (не без оснований) попасть в службу Учёных. Но стал Подметальщиком, как и его дебиловатый соученик Союз 5-3992 – потому что физически сильнее рядового гражданина, а умные и так не особо нужны в плановом обществе, где всё распланировано на века вперед и проинтегрировано до конца существования мира.

Но жажду знаний утолять можно и работая Подметальщиком: по ночам он спускается в заброшенное Подземелье, где с неведомых доисторических времён остались чудо-машины прежнего человечества.

Через два года изысканий Равенство 7-2521 открыл электричество, и с этим осветительным прибором врывается на Всемирный Совет Ученых.

Но сразу же его осаживают:

«Пятьдесят лет ушло на одобрение Свечей всеми Советами, на то, чтобы определить их необходимое количество, на то, чтобы изменить планы в связи с заменой свечами факелов».

Как же так, мы же облегчим труд людей?

А вот этого делать никак невозможно, потому что в коллективном обществе люди «существуют только для того, чтобы работать для других». Нельзя делать ничего в одиночку. Давай-ка мы тебя арестуем а машинку уничтожим. (с.72)

Равенство 7-2521 бросается бежать в Дикий Лес, кормится какими-то случайными зверушками и птицами, ночует под открытым небом, пересекает горный перевал, и попадает в давным-давно заброшенный дом, дом из прошлого: удивительные цветные стены поражают его, подружку его Свободу 5-3000 поражают Зеркала, и вместе они остаются жить в этом бастионе прошлого человечества.

И тут-то Равенство 7-2521 прорывает барьер коллективизма, осознает ценность единоличного, единственного «Я», и распирает от понимания ценности своей личностии и любой личности вообще, его осеняет озарение, его несёт, и несёт несколько последних страниц, с экскурсами в историю рабства, феодализма, расизма и социализма – все эти институты обобществления личности отвергаются ради EGO. В апофеозном прославлении разумного эгоцентризма и заключается «Гимн» Айн Рэнд.


магистр

Ссылка на сообщение 22 октября 2009 г. 23:05  
Нда, единственный роман Рэнд, до которого я ещё не добрался...
Надо продегустировать.
–––
Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат.
С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд.


философ

Ссылка на сообщение 23 октября 2009 г. 06:48  

цитата С.Соболев

Вспомнил еще одну антиутопию. Я писал про нее полтора года назад, специально для subhuman продублирую, вдруг не видел он той записи:

Не видел записи, да... почему-то... Книгу тоже не читал, так что спасибо. Скачал её уже.:)
–––
[профиль остановлен]


миродержец

Ссылка на сообщение 23 октября 2009 г. 10:21  
С.Соболев Спасибо за информацию! Я и не знал, что она фантастику писала.


философ

Ссылка на сообщение 7 декабря 2009 г. 04:09  
На русском языке вышла совершенно новая антиутопия шведской писательницы Хольмквист http://prochtenie.ru/index.php/docs/3461 Прошел референдум — по результатам которого люди одобрили разделение граждан на нужных и ненужных. Ненужных содержат в спецлечебницах, где над ними проводят медицинские эжксперименты, и используют к качестве доноров органов для нужных граждан.
–––
— Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты


магистр

Ссылка на сообщение 8 декабря 2009 г. 23:48  

цитата saddlefast

Хольмквист

Да вот заинтересовался этим "Биологическим материалом". Она еще в конце ноября вроде вышла... Сравнивают с Исигуро. Хотелось бы отзывов, но видать еще никто не покупал...


миродержец

Ссылка на сообщение 8 декабря 2009 г. 23:55  
Пиарю где только могу: Владимир Мартинович "Паранойя". Автор определил жанр как reality-антиутопия, т.е. антиутопия списанная с жизни. Роман основан на белорусском материале, кто в теме реалий этого странного государства — читать обязательно, остальным по желанию.
Кстати, книгу запретили к продаже в Беларуси.
–––
Як у нашым у раю жыць весела.
Жыць весела, толькі некаму... © народное


активист

Ссылка на сообщение 11 декабря 2009 г. 22:50  
Кроме перечисленных широко известных антиутопий мне также понравились произведения попроще, но также не лишённые своеобразного очарования и интереса.
Это повесть Уиндема "Ступай к муравью" — после катастрофы в мире остаются только женщины, мужчины же все вымерли. Женское общество "процветает" разделившись на касты, причём не только социальные но биологические, фактически образовав несколько пород. Главная героиня попавшая из нашей реальности в будущее на себе испытывает все прелести нахождения в теле Мамаши.
Роман Эдмунда Купера "Сомнительная полночь" живописует картину слащавого постапокалиптического будущего, где усовершенствованные андроиды прячась за личиной верных слуг по сути управляют кучкой праздных жителей умирающего Лондона. Человеку не нужно ничего делать и ни о чём думать — он всем обеспечен. Инициатива не приветствуется. Мечта лентяев, но люди деятельные и активные начинают бороться против порядка. Много философских размышлений о природе жизни и что можно считать за её проявление. Хорошая английская фантастика.
Страницы: 123...678910...303132    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Антиутопии»

 
  Новое сообщение по теме «Антиутопии»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх