Феномен советской фантастики

Здесь обсуждают тему «Феномен советской фантастики» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики» поиск в теме

Феномен советской фантастики

Страницы:  1 [2] 3  4  5 ... 207  208  209  210  211  написать сообщение
 автор  сообщение
likvor 

авторитет

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 18:23  
Futuris, это не памфлет, это учебник политэкономии :-)))
–––
Я любопытен - это минус, но не всеяден - это плюс!
servago 

авторитет

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 18:30  
Конечно не все, но достаточно многое тогда читалось с удовольствием. А уж попытка советских фантастов сконструировать мир будущего, в котором уважение, дружба, любовь и даже предательство не мерялось бы только деньгами, как сейчас, заслуживает, чтобы отдать им должное. За что еще уважаю многих из них – за то, что не мастурбировали на примитив.
Blackbird22 

авторитет

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 18:57  

цитата likvor

это учебник политэкономии

про торговлю воздухом я там первый раз услышал)
–––
tomorrow never knows
milgunv 

философ

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 19:18  

цитата Pirx

цензура как контроль качества тексто

Цензура не имеет никакого отношени к качеству написанного. А вот редактура с ним связана напрямую

цитата Pirx

отсутствие натянутого и ограничивающего деления SF / Fantasy;

За отсутствуем последней. И ее развитие  сдерживалось исскуственно (вспомните историю с изданием Толкнена: первую книгу идали, а остальные — не стали). Все же первой отечественнойфэнтузи я бы назвал "Страж Перевала" Логинова.

цитата мрачный маргинал

Практически всё время своего существования сов. фантастика находилась в  статусе "золушки"

Со второй половины 50-х отношение  фантастике существенно изменилось, стимлирование ее (наряду с жесточайшей цензурой и контролем) стало главшейшей задачей идеологических органов.

цитата Kuntc

читать ее — все равно, что наждачкой по стеклу скрести, аж зубы ломит от ее пыльного пришибленного содержания.

Вы ее мало читали! В ней есь прекрасные образцы, которые заслуживают перечитывания и сейчас, а доля серости и халтуры была все же меньше, чем сейчас. Безтой советской фантастики не было бы и нынешней. Или Вы — как нынешние поляки:то то было (типа Лема, Зайделя,Боруня, Вишневского -Снерга) -то ушло и впоминать нечего, а сейчас есть новая фантастика,которая никакого отношения к прежней не имеет?
Futuris 

философ

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 19:44  

цитата milgunv

заслуживают перечитывания и сейчас

Например?
Я бы с удовольствием почитал старой советской "производственной" фантастики типа "Страны Багровых туч" Стругацких или творчества тов. Гуревича.
–––
Pirx 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 19:57  

цитата Rockabilly

цитата Pirx
6) цензура как контроль качества текстов

А примеры можете привести

Это была несколько провокационная формулировка :-) (см. ниже).

цитата Rockabilly

цитата Pirx
цивилизационный феномен

цитата Pirx
в общецивилизационном аспектах

И еще, вам не трудно было бы объяснить, что вы имеете в виду?

Попробую (хотя мне казалось, что и так понятно). СССР был в некотором смысле феноменальной, беспримерной цивилизацией, аналогов которой не было в истории человечества и в основе которой лежала утопическая идея построения коммунистического общества. Эта цивилизационная особенность СССР проявлялась и в целом ряде культурных феноменов, в т.ч. и (а может, и в наибольшей степени, чем где бы то ни было ещё) в фантастике. Поэтому данное явление заслуживает рассмотрения не только с точки зрения чисто литературных достоинств, но и с точки зрения, которую я назвал общецивилизационном аспектом.

Не знаю, стало ли понятнее, но я старался. :-)


мрачный маргинал
Согласен с Вашими первой и второй репликами. Ну, и — спасибо за спасибо! :beer:


цитата Цефтриаксон

Настаивать не буду, но ИМХО, самые кондовые рассказы про атомный трактор на полях черноземья, зачастую СЕЙЧАС, читаются с большим интересом чем сталкериада какая или очередной геймер среди эльфов.

И тут согласен.
Даже чуть усилю. Как это ни покажется парадоксальным, но именно фантастическая литература 30х-50х годов (60х — уже в меньшей степени) зачастую точнее и ёмче передаёт дух эпохи, чем реалистические произведения или, скажем, статьи в газете "Правда". В этом смысле я обожаю Мартынова. Считаю, что его трилогия "Звездоплаватели" (несмотря на очевидную литературную слабость) идеально передаёт атмосферу, воцарившуюся в советском обществе в конце 1950-х с началом космической эры. Т.е. это книга не про будущее — а про настоящее!! То настоящее, которое было тогда и о котором мы из книги Мартынова узнаём больше, чем из произведений соцреализма тех лет.

цитата milgunv

Цензура не имеет никакого отношени к качеству написанного. А вот редактура с ним связана напрямую

Согласен и с этим, но с существенным уточнением. Цензура и редактура различались как функционально, так и институционально. Но! На практике оба этих института нередко выполняли функции друг друга: редактор, перестраховываясь, цензурировал тексты по политическим мотивам, а цензор, бывало, настаивал на исправлениях, вызванных отнюдь не политическими соображениями...
–––
Когда соль теряет силу, она становится яд.
Sumy 

миротворец

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 19:57  

цитата Futuris

Например?
Я бы с удовольствием почитал старой советской "производственной" фантастики типа "Страны Багровых туч" Стругацких или творчества тов. Гуревича.

Экипаж Меконга — Войскуновского и Лукодьянова.
Massaraksh 

авторитет

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 20:17  

цитата Pirx

1) декоммерциализированность;
2) идейность (идея важнее сюжета);
3) отсутствие натянутого и ограничивающего деления SF / Fantasy;
4) благоприятные условия произрастания (космический бум конца 50-х — начала 60-х);
5) полигон идей в рамках коммунистического мифа (варианты моделирования "светлого будущего");
6) цензура как контроль качества текстов (а не только как политический ограничитель).

1) По причине отсутствия рынка
2) Э? Нет, ну дубовых авторов, конечно, хватало, но их и сейчас хватает.
3) По причине отсутствия жанра

С остальными пунктами согласен без оговорок, кроме цензуры. Таки, палка о двух концах. А так, да были вещи действительно захватывавшие воображение, но были и совершенно нечитабельные, как и сейчас.

Можно говорить еще о различии фантастики отечественной/западной, (хотя, тоже, имхо, пустой разговор), но отличие фантастики советской/российской проходит исключительно по границе модернизм/постмодернизм.
swgold 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 20:30  
Насчет смычки ФиФ — в советской фантастике было полным-полно фэнтези, вполне конкретной, как у Гора, Булычова, Пухова или Шашурина. Она достаточно дистанцировалась от НФ, одно с другим не спутать. А вот в вещах, внешне неотличимых от НФ, скрывалось немало партизанской фэнтези, порожденной безграмотностью авторов или их нежеланием интересоваться всякими скучными цифрами и железками. Но это тоже не уникальный феномен — например, Брэдбери успешно мимикрировал под НФ.
Kuntc 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 20:38  

цитата milgunv

Вы ее мало читали! В ней есь прекрасные образцы, которые заслуживают перечитывания и сейчас, а доля серости и халтуры была все же меньше, чем сейчас.

Достаточно, чтобы понять, что это за штука. По крайней мере с основными именами знаком. Образцы, которые сегодня перечитываются, можно пересчитать по пальцам. И это за семьдесят лет! Сегодня за год больше хороших книг выходит.

цитата milgunv

Безтой советской фантастики не было бы и нынешней.

В этом и беда, в этом и беда... :-(
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...
Гвардеец 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 20:44  

цитата Kuntc

И это за семьдесят лет! Сегодня за год больше хороших книг выходит.

Это Вы здорово пошутили..)
–––
Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
И.Ярмонкин
Тэр 

активист

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 20:44  
В список особенностей советской фантастики можно еще добавить установку на творческий характер персонажей. Иначе говоря, герои обычно творцы, созидатели, первопроходцы, строители будущего, равно как приверженцы прекрасного/духовного. Проявлялось это, конечно, далеко не обязательно в плакатной форме, но при этом даже безобидный мещанин в протагонисты не попадал.
Славич 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 21:05  

цитата Pirx

1) декоммерциализированность;
В плюс.

цитата Pirx

2) идейность (идея важнее сюжета)
Или идеалогизированость? Хотя с сюжетами в советской фантастике подчас бывали проблемы: без нормального конфликта сюжет не построишь. Борьба хорошего с лучшим, как в соцреализме.

цитата Pirx

3) отсутствие натянутого и ограничивающего деления SF / Fantasy;
Ввиду отсутствия последней. Здесь уже писали.

цитата Pirx

4) благоприятные условия произрастания (космический бум конца 50-х — начала 60-х)
Вот только в это оттепельное десятилетие и были благоприятные условия. Из-за войны, террора и "теории ближнего прицела отстали" от Америки лет на 20, пришлось навёрстывать.

цитата Pirx

5) полигон идей в рамках коммунистического мифа (варианты моделирования "светлого будущего")
В советской фантастике активно насаждалась "футуристическая предопределённость". Фантастам приходилось писать либо о коммунистической утопии далёкого будущего (а что нового можно было сказать после Ефремова?), либо о ближайшем будущем, когда коммунизм ещё не построили. (Сравните с западным разнообразием вариантов.) Что и обусловило невысокую продолжительность жизни многих советских фант. текстов.

цитата Pirx

6) цензура как контроль качества текстов (а не только как политический ограничитель).
Отчасти соглашусь. Только цензура вместе с графоманами отсеивала и много хорошего. О роли редактуры сказали выше.
Всё.
Pirx 

миродержец

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 22:47  

цитата Славич

В советской фантастике активно насаждалась "футуристическая предопределённость".

Можно, конечно, и так сказать. Но можно и по-другому: стимулировалось мыслить позитивно, думать о хорошем, представлять себе это хорошее как можно более убедительно и достоверно и эти представления описывать. Именно по утопиям советская фантастика даст сто очков вперёд фантастике западной. И здесь я имею в виду далеко не только знаменитые циклы Стругацких и Ефремова, но и, например, такую очень сильную, полузабытую и недооценённую вещь, как "За перевалом" Савченко.

цитата Славич

цензура вместе с графоманами отсеивала и много хорошего

Это да. Лес рубят — щепки летят. Вместе с водой ребёнка и т.д.
–––
Когда соль теряет силу, она становится яд.
Славич 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 22:59  

цитата Pirx

Но можно и по-другому: стимулировалось мыслить позитивно, думать о хорошем, представлять себе это хорошее как можно более убедительно и достоверно и эти представления описывать.
Мыслить позитивно — это, конечно, хорошо. Но утопическое будущее фантасты описывали (часто) не по своей воле. Так было принято, иначе цензура бы не пропустила и т.п.
Утопия сама по себе жанр невыразимо скучный, поэтому фантасты пытались разбавить её каким-никаким сюжетом. У лучших получалось, у большинства — нет. Современному читателю — даже читателю умному, на дух не выносящему сточкеров и попаданцев — читать о коммунистическом будущем просто не интересно. Ну, прочитает он "Туманность Андромеды" и "Полдень, XXII век" — и что нового ему скажет остальная радостно-утопическая НФ? Отсюда и упадок интереса к советским авторам, который начался в 90-е и продолжается сегодня.
Пауль Госсен 

философ

Ссылка на сообщениеОтправлено 9 августа 2013 г. 23:48  

цитата Pirx

Именно по утопиям советская фантастика даст сто очков вперёд фантастике западной. И здесь я имею в виду далеко не только знаменитые циклы Стругацких и Ефремова, но и, например, такую очень сильную, полузабытую и недооценённую вещь, как "За перевалом" Савченко.


Сразу вспомнились замечательные рассказы Сергея Другаля "Экзамен" и "Светлячковая поляна". Весьма симпатичный мир будущего прорисовывается в некоторых рассказах Ольги Ларионовой. "Незнайка в Солнечном городе", само собой. Из детских еще "Пятеро в звездолете" Анатолия Мошковского (хотя вещь скорее приключенческая). Но вот продолжить не получается... Так в "Девушке у обрыва" Вадима Шефнера (чем, вроде, не утопия?) уж слишком много иронии. А остальные более-менее способные авторы (Зиновий Юрьев, например) все больше клевали капиталистов.
Garret11 

философ

Ссылка на сообщениеОтправлено 10 августа 2013 г. 00:13  

цитата osipdark

А вот что про совмещении НФ и фэнтези

цитата milgunv

За отсутствуем последней.
Чаша бурь  Щербаков, Чакра Кентавра  Ларионовой.
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”
Kuntc 

гранд-мастер

Ссылка на сообщениеОтправлено 10 августа 2013 г. 00:25  

цитата Гвардеец

Это Вы здорово пошутили..)

Да какие шутки? Вся любовь к советской фантастике очень часто идет от детско-юношеских воспоминаний. "Небо голубее, трава зеленее, книжки интереснее..." Или из чисто исследовательского интереса. А де-факто сегодня, да, выходит гораздо больше интересных книг. И чем быстрее советская писанина окончательно забудется, тем будет лучше, потому что хороших книг тогда станет еще больше.
–––
And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in...
Garret11 

философ

Ссылка на сообщениеОтправлено 10 августа 2013 г. 00:37  

цитата Kuntc

Вся любовь к советской фантастике очень часто идет от детско-юношеских воспоминаний.

цитата Kuntc

А де-факто сегодня, да, выходит гораздо больше интересных книг.

Например? Можно конкретики.
–––
The way to control and direct a Mentat, Nefud, is through his information. False information—false results.”
Пауль Госсен 

философ

Ссылка на сообщениеОтправлено 10 августа 2013 г. 00:51  

цитата Kuntc

И чем быстрее советская писанина окончательно забудется, тем будет лучше, потому что хороших книг тогда станет еще больше.


Не вижу логики. Почему чего-то станет больше, если что-то другое забудется? И за 70 лет СССР действительно появилось не так и много стоящего, но оно есть. А что из нынешнего можно поставить рядом с книгами АБС, Ефремова, ранними Рыбаковым и Лазарчуком, лучшими вещами Биленкина и Булычева? Бесконечные тома различных серий с мордоворотами на обложке? Донельзя тупое фэнтези?
Страницы:  1 [2] 3  4  5 ... 207  208  209  210  211 

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?