автор |
сообщение |
glupec
миротворец
|
9 августа 2010 г. 14:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum герой-подросток с обидой вспоминает, что до 9 лет (условно, точно не помню) верил в Нарнию, пока не понял, что это замаскированная христианская агитка цитата Гейман Ричард наконец отказался (надо признать, не без сожаления) от своей веры в Нарнию. С шести лет – половину своей жизни – он свято верил во все нарнийское, пока в прошлом году, когда, наверное, в сотый раз перечитывал «Плавание «Утреннего путника», ему не пришло в голову, что преображение неприятного Юстаса Скрабба в дракона и его последующее обращение в веру во Льва Аслана ужасно похоже на обращение святого Павла по пути в Дамаск, если считать слепоту драконом.
Не вижу никакой "агитки". Да, есть аналогия. Намек. Аллюзия. И что? Была бы это "христианская агитка", все было бы сказано прямым текстом и в лоб. А Льюис -- талантливый писатель, и для него "Нарния" -- прежде всего литературное произведение, а уж потом религиозное. Поэтому он и проводит аллюзию, очень тонкую и практически нераспознаваемую на первый взгляд. А в рассказе Геймана "фишка" совсем, совсем в другом: подросток, о котором идет речь -- иудаист, поэтому он и не выдержал, что его любимая сказка оказалась на поверку о чужой религии.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Nadia Yar
философ
|
9 августа 2010 г. 14:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec А в рассказе Геймана "фишка" совсем, совсем в другом: подросток, о котором идет речь -- иудаист, поэтому он и не выдержал, что его любимая сказка оказалась на поверку о чужой религии.
Нет, фишка и не в этом. Она именно в том, что, с т. з. героя, история не должна быть аллегоричной, она должна быть только собой. Это труЪ-фэнтэзийное толкиеновское мнение. (Я его не разделяю. Истории бывают и имеют право быть самыми разными.)
|
––– Врагов своих надо любить, врагов государства — уничтожать, а врагов Бога — гнушаться. (с) Святитель Филарет Московский |
|
|
arcanum
магистр
|
9 августа 2010 г. 14:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec подросток, о котором идет речь -- иудаист, поэтому он и не выдержал, что его любимая сказка оказалась на поверку о чужой религии.
Иудаист — не спорю, есть такое в рассказе. Но смысл можно вкладывать разный, Гейман однозначных мессаджей (в отличие от Льюиса) в тексты не вкладывает
|
|
|
glupec
миротворец
|
9 августа 2010 г. 14:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Кстати, вот интересный момент. Никем до сих пор (afaik) не замеченный -- к вопросу о том, КТО такой Аслан:
цитата Уильям Блейк (пер. С. Степанова) Лев обходит кругом Скованных испугом И, склонившись ниже, Ласково их лижет.
И глазам не веря, Мать с отцом не зверя - Чудо Золотое Видят пред собою!
Дух предстал пред ними С кудрями льняными, А венец и латы - Из литого злата!
Похоже, нет?.. Про аналогию с "Царем и Львом от колен Израилевых" я слышал (читал), в т.ч. и в сети. А вот на параллель с Блейком почему-то никто не обратил внимания...
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
glupec
миротворец
|
9 августа 2010 г. 15:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum Гейман однозначных мессаджей (в отличие от Льюиса) в тексты не вкладывает
Льюис тоже не вкладывает. Каменный Стол можно отождествлять с Крестом, буде такое желание. Но восприятию сказки совершенно не мешает, если считать его просто столом. Тем более, что не все удается так вот "привязать" к Священному Писанию. Кто такая дочь Раманду, хранящая у себя нож с оного Стола? Если и возникает какая-то ассоциация, то вовсе не евангельская (рыцари Монсальвата. И то... они ведь мужеского полу, и отца-звезды у них нет) Кто такая Белая Колдунья? Пилат? Кайафа?.. Да и Эдмунд на Искариота крайне мало похож (не говоря уже о том, что Христос не искупал своей смертью его предательство, и после этого Иуда вовсе не обратился к добру). Кому в Писании соответствуют квакли-бродякли? Великаны Харфанга?.. Морской змей и одноногие гномы?.. И т.д. "Так-то воно так, та тільки трішечки не так". ХН -- в первую очередь литературное произведение. Сказка. Подростковая фэнтези, если угодно. А уже потом -- все остальное. То же относится, например, и к ВК.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Календула
миродержец
|
9 августа 2010 г. 15:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В рассказе Геймана я не поняла весь смысл и значение сцены в финале — лев и колдунья. Кроме того, что это за Сьюзен пришла смерть, в чем смысл совокупления колдуньи и льва и того момента,гда она окровавленная скачет на нем?
|
|
|
glupec
миротворец
|
9 августа 2010 г. 15:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Календула за Сьюзен пришла смерть
Вообще-то, это сон Греты, а не Сьюзен. Смысл сна, очевидно, в том, что Грета (под влиянием профессора) перестала воспринимать "Нарнию" как чудесную сказку -- она для нее превратилась в кошмар. И Аслан из воплощения Добра стал для нее "фриком". Отсюда и все эти малоприятные подробности -- секс унд кровь.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Календула
миродержец
|
|
glupec
миротворец
|
9 августа 2010 г. 15:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Календула это не символическое изображение того, что Сьюзен умерла?
С чего бы? Она не умерла -- она просто живет скучной, пустой и бездуховной жизнью. Если угодно -- "жизнью, которая хуже смерти"
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Календула
миродержец
|
|
Veronika
миродержец
|
9 августа 2010 г. 18:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата arcanum Когда герой-подросток с обидой вспоминает, что до 9 лет (условно, точно не помню) верил в Нарнию, пока не понял, что это замаскированная христианская агитка. Мол, с тех пор все, никакой Нарнии. А-а-а... Мой самый нелюбимый геймановский рассказ. Подростка посчитала дурачком.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Veronika
миродержец
|
9 августа 2010 г. 18:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nadia Yar история не должна быть аллегоричной, она должна быть только собой. Это труЪ-фэнтэзийное толкиеновское мнение. А Толкиен тут причём? У него-то истории тоже можно толковать аллегорически. Просто алеегорий должно быть много.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
nuadu
философ
|
11 августа 2010 г. 02:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nadia Yar история не должна быть аллегоричной, она должна быть только собой Я бы сказал, что история не должна быть только аллегоричной...
|
|
|
Nadia Yar
философ
|
11 августа 2010 г. 03:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika А Толкиен тут причём? У него-то истории тоже можно толковать аллегорически.
За исключением "Листа работы Ниггля" — только самые некачественные эпизоды. Остальное не аллегорично, а _применяемо_. Это совершенно разные вещи.
цитата nuadu Я бы сказал, что история не должна быть только аллегоричной...
Я с этим согласна, а герой Геймана — нет. Его разочаровало именно наличие явной аллегории, и история, которая нравилась ему раньше, до того, как он достаточно узнал, чтобы увидеть аллегорию, утратила для него свою привлекательность.
|
––– Врагов своих надо любить, врагов государства — уничтожать, а врагов Бога — гнушаться. (с) Святитель Филарет Московский |
|
|
ArK
авторитет
|
|
Veronika
миродержец
|
|
ArK
авторитет
|
|
Veronika
миродержец
|
|
ArK
авторитет
|
|
AlisterOrm
миродержец
|
31 октября 2010 г. 21:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Читал только Нарнию, причём довольно давно, лет 6 назад, да и то не всю, "Последнюю битву" не удалось достать. Повести очень приятные, хорошо написанные, пропитанные духом "грустной сказки". Особой христианской прямой дидактики не заметил, она проглядывает в мировоззрении автора, в междустрочье самого текста, а вот морализаторства я там не приметил... Может, читал невнимательно, бывает. Слышал когда то такую фразу: "Нарния — страна погибших детей". Уж не знаю, насколько это верно...
|
|
|