Отечественная фэнтези 20 ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Отечественная фэнтези - 20 лет спустя. (тенденции, мнения, прогнозы)»

Отечественная фэнтези - 20 лет спустя. (тенденции, мнения, прогнозы)

 автор  сообщение


активист

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 15:45  
На дворе 2010 год, а на отечественных Часах Фантазии — забугорные 1990е. КТО прозевал поворот истории? ЧТО об этом думает фэндом? ПОЧЕМУ положение дел не меняется? КАКОВЫ прогнозы?

Мысли, материал и тезисы для вступительного поста сформированы не столько автором, сколько совершенно разными людьми, известными в большей или меньшей степени как почитатели фэнтези и фантастики, да и просто теми, кто занимается пиаром, критикой и продажей книг. Автор постарался систематизировать и представить на Ваш суд их мнения, суждения и выводы — отнюдь не безосновательные, образно говоря — явить Вашему взору изнанку, эмоциональный фон и настроения, царящие среди поклонников.


Немного истории.
Однажды Фэнтези приподнесла всем сюрприз — молча собралась и ни слова не сказав — изменилась.

Когда Фэнтези была маленькой, мама — Литература души в ней не чаяла. Фэнтези была доброй и послушной дочкой. Она быстро повзрослела и многое переняла у мамы: учила своих читателей фантазировать, рассказывала занимательные и поучительные истории, водила на прогулки в далекие, неведомые края. Искренне и преданно верила в людей, помогала вырасти, а взамен просила быть добрыми, честными и верить в лучшее. Фэнтези смело вела читателей по жизни сквозь невзгоды и неприятности — к мечте. Такой была милая Фэнтези. И жили они весело и беззаботно, только придумывать новые истории с каждым разом становилось все сложнее и сложнее...

А её двойник по прозвищу Халтура — Фэнтези выросла настоящей тварью. Созданная по своему образу и подобию графоманами, эпигонами и любители быстрой наживы, эта наглая, самовлюбленная мразь не имела с настоящей Фэнтези никакого сходства, кроме внешнего. Но люди не знали этого. Они желали стать лучше и научиться чему — нибудь, но больше всего хотелось им увлекательных историй. Халтура все прекрасно понимала. Она заманивала читателей в своё логово, хватала их и предавалась вакханалии. Калечила ожидания, травила бездарными пародиями и перепевами, окатывала пошлостью, избивала любовь к жанру до полусмерти, порола чушь, закармливала канцеляритом, издевалась над достоверностью, кастрировала художественные средства выразительности, изрыгала потоки заежженых сюжетов и второсортных идей, втаптывала в грязь литературный вкус.

Но бесчинства не продлились долго. Литература заклеймила Халтуру — Фэнтези позором и прогнала самозванку прочь.

А настоящая Фэнтези собралась она с силами, расправила плечи и... Изменилась.


Зарубежье, в частности Великобритания и США, всегда выступали новаторами в этом жанре. На мой взгляд, нащупать пульс современной фантазии сейчас можно, лишь владея английским языком. Говорю это не просто так — удручают тиражи (ничтожные) переводной фэнтези (да и вообще, фантастики) и непредсказуемое качество переводов.

В году этак 1990 случилась за океаном маленькая фэнтезийная революция. Революции, как известно, не случаются "просто так", но случаются "вдруг". Именно в этот момент и изменилась Фэнтези окончательно и бесповоротно. Почему? Чтобы люди опять не спутали ее с гадиной — двойником.

Многие прочувствовали и осознали, что эпоха Классической Фэнтези затянулась. Сама классика, древний эпос и фольклор от этого хуже не стали. Но, увы, бесконечно черпать можно только из волшебного горшочка, который в свое время сумел залить кашей целый город. Изрядная часть Волшебного леса, вытоптанная и загаженная, ясно дала понять: пора двигаться дальше, тайными звериными тропами, в чащу Неизведанного, потому что ЗДЕСЬ больше чудес нет. Прочь от окостеневших архетипов, канонов, эльфов, плюшевых драконов и набивших оскомину вещей. Никого они теперь не удивляют, сердце не волнуют и ничего нового сказать не в состоянии. Находятся еще господа, утверждающие: "Ежели посильней сжать, на новый лад пискнут", что допустимо, но зачем мучить страдальцев? Отпустите, они уплывут в страну Классики, где займут свое почетное место. Их там давным-давно заждались.

Таким образом, вот уже как лет 20 ищут тамошние писатели обходные пути и тропки, бродя наугад по Волшебному лесу. В жанре наметился ряд тенденций, послуживших великому делу Революции:

Отход от "квеста", бесконечных странствий, четкого деления на добрых и злых, борьбы Тьмы и Света, Пустых Слов С Большой Буквы, пафоса, расового бардака, обилия мифологических существ, богов и божественных роялей в кустах, избранности, пророчеств. Вместо эскапизма — полемика и проблематика. Парадом командуют сюрреализм, натурализм, фантасмагория и мистика.

Хорошими примерами следования этим тенденциям, истинным лицом современного фэнтези, можно назвать Книгу Кладбища (она же история кладбища и кладбищенская книга) Нила Геймана, "Нон Лон Дон", "Город и Город" Чайны Мьевиля. Эволюция эпического фэнтези выражена в Песни Льда и Огня, ставшей знаковым романом — глыбой. Можно ее любить, можно не любить, но с какой стороны не объезжай — за версту видно.

Какие приятные перспективы. Но... Это зарубежье. Спрашиваю: а что мы?

Господа, у меня сложилось впечатление, что я знаю, где укрылась мамзель Халтура — Фэнтези. Да — да, именно у нас в России. Вы не находите? Давайте рассуждать и сравнивать.

Итак, начало 90х.

цитата

В кон. 1980-х – нач. 1990-х контроль над издательской политикой со стороны правительства ослаб, и фэнтези потекла в СССР, а потом и в Россию, сначала тонкими струйками, потом ручьями и, наконец, хлынула грохочущими потоками. Первая половина 90-х – эпоха пиршества фэнтези в России, настоящего «триумфального шествия» фэнтезийной классики по просторам нашей страны.

Поскольку собственной фэнтези почти не было, «потоп» начался с массового перевода самых известных английских и американских писателей.


Статья о фэнтези из онлайн — энциклопедии Кругосвет — рекомендуется к вдумчивому перечитыванию, вплоть до полного просветления.

Взгляд с другой стороны: "Эльфы были ублюдками" Т. Пратчетта

цитата

В 1992 бум фэнтези, начавшийся в середине восьмидесятых, достиг пика. Оно просто кишело повсюду, местное и импортное. Многое оказалось хорошо, но было и множество плохого фэнтези – необязательно плохо написанного, но плохого в том смысле, что не вносило ничего нового в праздник. [...] Боже! Темные Властелины, Князья Тьмы и тому подобное должны выдаваться по талонам. Книжные стенды на Конах были полны фэнтези. Обложки походили одна на другую. Там были и хорошие книги, но как было их отличить? Столько единорогов, драконов и эльфов, столько поисков волшебных мечей… Героическое фэнтези копировало само себя.


Наши кинулись осваивать новый жанр. Прошло около 20 лет, и что же?
1) Мы не только не догнали зарубежных коллег, но и успели вновь отстать.
Наша фэнтези не диктует моду, не задает тенденций, во многом второсортна и упорно продолжает копировать старое, не чувстуя новых веяний. Охотно заимствует, но ничего "своего" не предлагает, а если и пытается предложить, то получается мимо кассы. К примеру, так получилось с достославной славянской фэнтези.
2) Умудрились разорвать связь фэнтези и русской литературы.
Повесили идиотские ярлычки, шлепнули печать "Не литература и быть ей не может" (!) и пинками погнали к черту на рога. Будто и не было ни Вечеров на хуторе с Вием Гоголя, ни Мастера и Маргариты Булгакова, ни Былей и небылиц Сомова, ни сказок Салтыкова — Щедрина, ни многих других. Отчасти, пинали за дело — именно здесь пышно расцвела графомания, эпигонство, неприкрытый дилетантизм и полное неуважение к читательскому труду и потраченным деньгам. Ну и рубанули сгоряча – отказали фэнтези в литературности.
3)Мы не особо желаем что — то менять.
Проблем словно и не замечают, переменами не пахнет. Собственно, раскручивать, пиарить и продавать фэнтези (не только нашу, но и переводную) научились. Это замечательно, НО. Прилавки забиты опусами такой сомнительной свежести, что порой даже очень беглого пролистывания хватает, чтобы судить о качестве произведения. Редкие, достойные внимания книги имеют повышенный шанс потеряться в этом потоке серости, в этой бесцветной кутерьме сиквелов, трилогий, циклов, сериалов. (Кстати, мы с другом заключили пари — перерастет ли "Ричард Длинные Руки" сороковой том? Пока подбирается к тридцатому...) А сколько тут наименований! Стоишь перед этими завалами и думаешь: "Дожились".

Призрак бродит по стране, призрак малого набора Свиридова.

Зарисовки в цитатах.
(Мысленно подставьте "фэнтези" вместо "фантастика" — мало что изменится).

цитата

Пару лет назад вы говорили, что не любите и не читаете современную фантастику. Ваше мнение с тех пор не изменилось?

Абсолютно не изменилось. Я пытаюсь иногда просматривать кое-что, в силу необходимости. Но меня поражает однообразие, особенно в фэнтези. Все эти бесчисленные замки, принцессы, драконы, гномы, хоббиты. Такое ощущение, что читаешь одну длинную-длинную, достаточно занудную книгу. Все эти мечи заговоренные, заклинания, маги... Ну, сколько можно об одном и том же-то?

В. Крапивин, Интервью, 2005

цитата

В фантастике имеет место засилье середнячков-ремесленников. Легионы «худо-бедно». Они худо-бедно владеют языком. Ну, по крайней мере, падежи могут согласовывать. Они худо-бедно способны описать героя и даже добавить ему парочку индивидуальных черт. Они худо-бедно слепят сюжет — ну, не то чтобы сюжет, но историйку расскажут. Арсенал ремесленных навыков у них есть — может быть, и не шибко большой, но кое-что умеют. С фугами Баха проблемы, но на гитаре у костра получится.
Г.Л. Олди,
Фанты для фэна
, 2006

цитата

Сила писателя в индивидуальности. Наши писатели уже какой год идут в серость. А серость — утрата индивидуальности. А утрата индивидуальности — смерть. Уже сейчас наша фантастика литературой считаться не может. Это дрянь.

Karavaev, Человек — С — Лопатой, Книжная Фея.

цитата

Например, фэнтези — это, по сути своей, просто современная авторская сказка. Как правило, фэнтези мне не нравится, потому что авторы, кажется, задаются специальной целью уйти от реальной действительности как можно дальше. Это называется «эскапизм» (бегство от реальности), я этого в литературе терпеть не могу.

Б. Стругацкий, Интервью , 2006

цитата

Семинаристы были твердо уверены, что им запретят писать любимое "хвэнтези", особенно про "ельфов" и "ведьмочек" (ох, чую Громыкин дух – прим. автора). Неоднократные уверения в обратном (пишите — но хорошее!) поначалу успеха не имели (смотрит на стеллажи: "И таки не возымели" – прим. автора). Затем, расхрабрившись, некоторые лихо принялись за любимое дело — клонировать помянутых "ельфов". В буквальном смысле — именно такой метод улучшения порождений Профессора изобрел один удалец. То, что "творение миров" — не фанфик Толкиена — Роулинг, понималось с трудом. Фэнтези, увы, во многом — и для многих — остается беллетризацией очередной ролевой игры "по мотивам".

Г.Л. Олди, из «Майское солнце Партенита» (2009), опубликовано в «Смех Дракона» (2010).

Я аж два раза процитировал Олди, но, поверьте, не из — за того что они — всем маяк и эталон, а из — за того, что у них очень трезвый и в меру эмоциональный взгляд на вещи.

Попытка разобраться
Нет — нет, да тенькнет из зарослей фэндомских кустов озадаченное "Сколько можно?". То на фантлабе, то за дружеским разговором, высказывает глас фэндомный недоумение: "Доколе мы, господа, помои хлебать будем?". А ему в ответ: "Да чего придираться, многие нормально пишут!". Спору нет, таких у нас много. Но настораживает это слово — нормально. Скажите, нормально — это относительно чего? Относительно явной халтуры — да, нормально. Вот, глядите — вроде интрига есть, драконов с эльфами особо не видать, мир описан, и даже целых две с половиной замшелых, но идеи уровня «Нет предопределенности, мы сами вершим свою судьбу» или «Абсолютная власть развращает абсолютно». Что — то в этом имеет место быть, но это "что — то" абсолютно не выдерживает сильной конкуренции, невероятно лапотно и легковесно. Что есть данное "нормально" относительно Джорджа Мартина? Относительно Желязны? Относительно Роулинг? Это "нормально" ненормально даже относительно Джо Абекромби с его дебютными "Вот дерьмо (пять раз)", "А-а-а!", «А!», «Ха!» и стадами восклицательных знаков по тексту. Надо отдать должное — он хоть понимал, насколько его вирши несерьезны и пытался смешно юморить. Поведайте мне, судари и сударыни, что слыхать о нашей, русской фантазне на мировом уровне? Почему до сих пор нет отечественного фэнтези — брэнда, который был бы широко известен в мире? Где наши новые русские столпы? Не тянет с нашего болота дивами, не взыскуют иноземцы фантазий наших. И дело тут не в загадочности души тех, кто читает и пишет на русском языке. Просто тянет с болота трупным смрадом, имя ему — Халтура, фамилия — Вторичность.

Нормально написанное читается, покупается и "прокатывает" только для России, Украины да Белоруссии. Плюс очень ближнее зарубежье, если повезет. Нормально написанное очень быстро устареет и будет валяться пыльными штабелями в чуланах, под кроватями и на балконах. Нормально написанное — всего лишь нормально написанное. Норма получается Сорокинская, консервированная.

Вот так, между делом, загнали мы свою фантазию в двойную резервацию.

Получилось два забора — один полтора метра и деревянный, а вот другой — трехметровый бетонный с колючей проволокой наверху. За ним — вышки с автоматчиками.
Поясняю. Забор раз — своя литература не признает. Стоит отметить — медленно, но верно начинают этот забор шатать, подкапываться под него, да калитки рубить. Забор два — чужие не признают. И что с этим забором делать — непонятно. Отставая от новых тенденций, наша фэнтези никому кроме нас не нужна. Но ничего — жуем пока. Все уже отказались и забыли (не могу не провести параллели с ЕГЭ), а мы подобрали и жуем.

Фантастически не хватает самобытных, увлекательных произведений, способных сдвинуть положение с мертвой точки.А других альтернатив нет. Наша Фэнтези должна измениться, перестроиться. Так чего ж ей мешает?

Что об этом думаете Вы, дорогие форумчане?


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 22:31  
Я думаю, что вы правы.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 22:40  

цитата Ashtrace

Отставая от новых тенденций, наша фэнтези никому кроме нас не нужна.

Насколько я помню, продажами "Крадущегося в тени" Пехова американский издатель вполне доволен и на радостях "Киндрэта" издаёт на английском. Это при том, что именно "Крадущийся" вторичен по отношению к американскому же фэнтези.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 22:48  
Да почему... есть хорошие авторы.
Понятие "зарубежное фэнтези" у вас слишком уж собирательное. :) Отличных авторов фэнтези в одной стране соберется немного. Это нормально. Халтуры и порожняков — море. И это тоже нормально.
Тем паче, что многие вау-вау авторы оттуда пишут ровно тоже самое, что и наши. Без особой оригинальности и каких-то сверхпрорывов. И многие наши — попади они на тот рынок — продавались бы не хуже, кмк.
–––
fert fert fert


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 22:53  

цитата

два забора — один полтора метра и деревянный, а вот другой — трехметровый бетонный с колючей проволокой наверху. За ним — вышки с автоматчиками.

Трехметровым бетонным от нас с той стороны огородились? Не пущают?


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 22:53  

цитата Ashtrace

Наша Фэнтези должна измениться, перестроиться. Так чего ж ей мешает?


Сразу скажу, что я очень мало этого всего читаю, а в последние лет 5 и особо мало (а в том, что читаю, описанных примет нет) — но я подозреваю, что мешает в первую очередь востребованность. То есть, когда я захожу в "Новый книжный" (не далее чем вчера) и вижу там длинные ряды туго набитых стеллажей, я предполагаю, что все эти книги не идут под нож, запылившись, а перекочевывают на полки своей аудитории. Дальше работают инерционные принципы — "лучшее враг хорошего", "курица, несущая золотые яйца"...

Если уж Вы обобщили фэнтези до Фэнтези, этакого единого организма, к которому можно предъявлять некую обобщенную претензию, а не к авторам поименно, то извольте и такую аналогию: для любого изменения, вообще любой реакции, организму нужна обратная связь. Чтобы отдернуть руку от горячего, надо ощутить боль. Чтобы подумать "а не покушать ли мне", нужно получить целый ряд сигналов от организма. Видимо, нет таковых сигналов, нет повода шевелиться?
–––
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:14  
Хмм... что-то опять складывается впечатление, что о своей фэнтези мы судим по средней массе, а о западной — по лучшим образцам.
На западе все еще есть Сальваторе, Гудкайд, да и Брукс никуда не делся. Из новых — популярные "Хроники всплывшего мира", судя по отзывам, типичнейший эпик с Темным ПВластелином.
А у нас помимо легиона МТА с попаданцами, есть Олди и Дьяченки. И с новыми авторами все не так плохо, например Онойко весьма неплохо и необычно пишет.

цитата syllektis

Трехметровым бетонным от нас с той стороны огородились? Не пущают?

Бояцца! :-)))
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:17  

цитата Hermit

На западе все еще есть Сальваторе, Гудкайд, да и Брукс никуда не делся. Из новых — популярные "Хроники всплывшего мира", судя по отзывам, типичнейший эпик с Темным ПВластелином.


Знаете, если сравнивать лучших и лучших — то увы, мы проигрываем. Скажем, поднять эпик уровня не то, что Мартина, Бэккера или Уильямса, а даже Сапковского у нас пока не может никто. Была надежда на Камшу, но на четвертом томе сдулась.

цитата

Бояцца!


"Заливай все бетоном!"


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:23  

цитата

Была надежда на Камшу, но на четвертом томе сдулась.

Есть мнение, что и Мартин на четвертом подсдулся. :)

По остальному. Вот рассказы Врочека не хуже ведьмачьих коллег Сапковского. А Врочек еще молод. И я верю, что он обязательно выдаст что-нить дельное с эльфами и мечмагией. :)
Ну и не пишут наши мэтры вещи вроде ПЛиО. Почему — неизвестно. :) Лень, наверное. Тяжкий это труд. Вон, сколько лет Бэккер угробил на "Князя Пустоты", а Мартин на "ПЛиО". Десяток и больше.
–––
fert fert fert


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:26  

цитата kagerou

Знаете, если сравнивать лучших и лучших — то увы, мы проигрываем. Скажем, поднять эпик уровня не то, что Мартина, Бэккера или Уильямса, а даже Сапковского у нас пока не может никто.

Конкретно по поводу эпика — лично я не вижу в этом беды, поскольку эпики не сильно люблю. Тот же Мартин мне больше нравится в рассказах.
И, думаю, те же Олди бы справились с такой задачей, если бы это вдруг стало им интересно.
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:28  
А тут интересно поразмыслить вот о чем.
А какие есть варианты?
Фэнтази все-таки подход, почти что не имеющей истории в советской литературе. Нет традиции, нет школы, нет преемственности.
Поэтому, насколько я могу судить, а я вовсе не знаток и ценитель, фэнтази у нас базируется на двух подходах:
1. толкиновским со всеми онерами
2. славянском или, если угодно, псевдославянском, который пытается опираться на мифологическую сторону.
Первый подход целиком заимствован. Стоит ли говорить, что переплюнуть буржуев тут сложно?
Второй подход же, опять же по моему мнению, слишком архаичен.

Вообще же, я не люблю фэнтази. Это миры средневековья, мракобесия, затоптанных штампов. Миры в янтаре, без прогресса, без эволюции, с придуманными сто лет назад архетипами поведения и развития сюжета.
Мир вокруг меня сложен невыразимо. А мир фэнтази примитивен.
Поэтому все его достижения апеллируют к прошлому.


авторитет

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:28  

цитата Сноу

И еще обязательно выдаст что-нить дельное с эльфами и мечмагией. :)

Ага, уже выдал. "Дикий талант" называется.:-(((


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:30  

цитата Karavaev

Ага, уже выдал. "Дикий талант" называется.

Ну, это в соавторстве. И свои главы он вполне достойно написал, без махры.
Да и книжка вцелом ничего.
–––
fert fert fert


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:39  

цитата Hermit

И, думаю, те же Олди бы справились с такой задачей, если бы это вдруг стало им интересно.


С Олди сложно. При всем моем к ним — они очень инкультурированы. Как и Валентинов. И Дивов. А вот замутить проблематику, которая была бы интересна не только нашим...


философ

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:42  

цитата Karavaev

Фэнтази все-таки подход, почти что не имеющей истории в советской литературе. Нет традиции, нет школы, нет преемственности.

У нас есть совершенно культовое фэнтази "Трудно быть богом", на котором выросло не одно поколение. Да и "Мастер и Маргарита" по нынешним меркам — городское фэнтази. А если копнуть глубже, в девятнадцатый век, найдем кучу предтеч фэнтези.

цитата Karavaev

Поэтому, насколько я могу судить, а я вовсе не знаток и ценитель, фэнтази у нас базируется на двух подходах:
1. толкиновским со всеми онерами
2. славянском или, если угодно, псевдославянском, который пытается опираться на мифологическую сторону.

Из этого списка выпадает Фрай, Лукьянеко и еще куча авторов.

цитата Karavaev

Вообще же, я не люблю фэнтази. Это миры средневековья, мракобесия, затоптанных штампов. Миры в янтаре, без прогресса, без эволюции, с придуманными сто лет назад архетипами поведения и развития сюжета.

О да, у Фрая сплошное мракобесие. И еще больше у Олдей в "Ойкумене". Не надо сводить ВСЕ фэнтези к его типичным представителям.
–––
I have no special powers, and I'm really mad about it.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 12 июня 2010 г. 23:42  

цитата kagerou

если сравнивать лучших и лучших — то увы, мы проигрываем.
:beer:
–––
Что ж, садись - обмяукаем общекошачьи вопросы
(с) Т.Шаов "Кошачий блюз"


активист

Ссылка на сообщение 13 июня 2010 г. 00:07  

цитата

Хмм... что-то опять складывается впечатление, что о своей фэнтези мы судим по средней массе, а о западной — по лучшим образцам.


Нет, отнюдь. Написал же — сравнивая НАШИХ лучших и ИХ, в пролете оказываемся неизменно МЫ.
На пальцах — потолок нашего эпик фэнтези — Перумов. Увы и ах. Ну и с кем его равнять?
Юмористическая фэнтези — если самых литературных — Успенский и Раткевич, самых популярных — Белянин, Громыко... О легионе юмористов умолчим. А стоит на другую чашу весов поставить Пратчетта — опять весы не в нашу пользу.
Хоррора практически нет — да ему и некогда было сформироваться.
Героической фэнтези — море разливное. Конины — завались. А вот качественной героики уровня хотя бы Глена Кука с его "Черным Отрядом" — не хватает.
Вот насчет исторической фэнтези можно быть относительно спокойными...

Хоть стой, хоть падай — никак не догоняем.


новичок

Ссылка на сообщение 13 июня 2010 г. 00:24  

цитата Karavaev

А мир фэнтази примитивен.
Поэтому все его достижения апеллируют к прошлому.

Неправда. Мир фэнтези многолик и разнообразен. Тот, кто сводит фэнтези к псевдосредневековым приключениям с эльфами и драконами, просто не разбирается в вопросе. Или занимается провокацией ;-)


авторитет

Ссылка на сообщение 13 июня 2010 г. 00:24  

цитата Hermit

У нас есть совершенно культовое фэнтази "Трудно быть богом", на котором выросло не одно поколение. Да и "Мастер и Маргарита" по нынешним меркам — городское фэнтази.

Ну да, ну да.
Когда что-то нужно притянуть за уши — вспоминают эти две книги.
Мастер И Маргарита вообще во всех жанрах свое — от хоррора и мистики и до городской фэнтази, ага.
Вы еще Понедельник забыли.

цитата Hermit

Лукьянеко

Лукьяненко??? Это с убогим "Не время для драконов" что ли?
Еще Дяченко я могу понять.
Куча авторов — она именно что куча.

цитата Hermit

О да, у Фрая сплошное мракобесие

А чего там у Фрая? Мир прогресса? Там если есть прогресс, то кулинарный.

цитата Hermit

И еще больше у Олдей в "Ойкумене"

Ойкумена да, там вырвались. Но одна ласточка весны не делает.


авторитет

Ссылка на сообщение 13 июня 2010 г. 00:25  

цитата Лоухи

Мир фэнтези многолик и разнообразен

Да ну?
Прям многолик? Эльфы что ли разного роста?
Страницы: 123...909192    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Отечественная фэнтези - 20 лет спустя. (тенденции, мнения, прогнозы)»

 
  Новое сообщение по теме «Отечественная фэнтези - 20 лет спустя. (тенденции, мнения, прогнозы)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх