Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 07:48  

цитата maribass

Изобилие. Но это не признак анархии.
Совершенно справедливо, поэтому-то признаком является не изобилие, а отсутствие власти и т.п. Изобилие необходимое условие, а не признак, анархия без изобилия проигрывает — см. "Соль" Робертса (а с оным приходящему проиграть сложно, см. Фармер "Божий промысел", Носов "Незнайка на Луне").

цитата maribass

По факту — Разумы.
Между главкомом и главмехом есть разница.

цитата maribass

её (собственно, Разумов, а не людей) политику поглощения
Восприняли так? Хм. На мой взгляд, показан механизм реакции Культуры на угрозу существованию.

цитата maribass

Будь у Культуры флаг, гимн, герб , ничего бы это не поменяло.
Очень многое.

цитата maribass

аппарат принуждения

цитата maribass

прикрепляется надзирающий автономник
Разница между тюремным надзирателем и воспитательницей детсада. Вообще-то, это блестящий и очень доходчивый выход из ловушек Мира Полдня Стругацких и этикосферы Лема — что делать с хулиганом и драчуном? А вот что.

цитата maribass

Вообще любой шаг даже добропорядочного гражданина контролируется машинами, дома контролируются, терминалы, почта — всё.
Каждое движение хозяйки контролируется ее кошкой. Но она ей не правительство.

цитата maribass

Ка вы себе представляете такую секту или игру в "Ущерб" на Чиакре?
Секту — легко.

цитата maribass

В обязывании нет надобности, ибо
вот-вот-вот...

цитата maribass

А смешанные возможны?
Нет.

цитата maribass

к вопросу иммигрантов.
Спойлеры. Рассмотрено в В поисках, Взгляде, Черте прикрытия... Материи

цитата maribass

К иерархии Разумов у людей даже доступа нет.
В любой момент.

цитата maribass

А некультурианец Хорза
И Вы. :-)

цитата maribass

Это до тех пор, пока Разум не стал недоступным для человеческого понимания, самодостаточным, эволюционирующим и независимым
Азадианцы же такого не допускают.

цитата maribass

и, скорее всего, загнивание и смерть.
Про смерть тоже будет, но, в общем, байки про необходимость непрерывного развития и совершенствования отражают страх человека перед старостью. И ничего больше.

цитата maribass

липы полетели опыляться в другие галактики
Тут отрицание исходной метафоры?


авторитет

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 08:33  

цитата ааа иии

Каждое движение хозяйки контролируется ее кошкой. Но она ей не правительство.

цитата ааа иии

байки про необходимость непрерывного развития и совершенствования отражают страх человека перед старостью. И ничего больше.

Блестяще, респект!
–––
Нужны ли мы нам? Кристобаль Х. Хунта


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 22:05  

цитата ааа иии

анархия без изобилия проигрывает
Да! :-)))
Но мы с вами размышляем о другом: анархия ли в сообществе Культуры. Не предлагаю обсуждать, возможна ли абсолютная анархия в принципе (хотя я считаю, что категорически невозможна), но совершенно очевидно, что в Культуре если и анархия, то *в рамке*, с хотя бы минимальным правительством. Культурианец волен удовлетворять свои потребности как угодно, пока это не мешает любому другому индивидууму. Здесь и заложен конфликт интересов и возникает необходимость в *третейском суде* и некоторой иерархии. Самореализации Йей мешают «...эта сволочь Элстрид и этот вонючая ханжеская машина Пришиплейл», которые «требуют заниматься всякой ерундой». Это уже иерархия. Каким-то образом назначаются координаторы человеческой деятельности. Таких примеров по тексту множество. Глобальная координация отдана Разумам.

цитата ааа иии

Между главкомом и главмехом есть разница.
Именно. Принять решение о вступлении в войну главмех не может — решение, которое буквально раскалывает идеологию Культуры и само сообщество.

цитата ааа иии

Очень многое.
Расскажите, пожалуйста.

цитата ааа иии

Разница между тюремным надзирателем и воспитательницей детсада.
Не вижу принципиальной разницы: наказание лишением свободы воли, назначаемое ... кем?

цитата ааа иии

Каждое движение хозяйки контролируется ее кошкой. Но она ей не правительство.
Безусловно. Кошка не может повлиять на действие/бездействие хозяйки (и вмешаться в него) и не станет оценивать его как вредное/безвредное для сообщества. Кошка не назначит наказания.

цитата ааа иии

Секту — легко.
Т.е. до тех пор, пока культурианцы добровольно идут в адепты со смертельным исходом, то деятельность Фви-Сонга не попадет под неодобрение сообщества? Свобода воли и самовыражения, или отсутствие сострадания и равнодушие? Принцип невмешательства?

цитата ааа иии

Спойлеры. Рассмотрено в В поисках, Взгляде, Черте прикрытия... Материи
Ок. К моему горю, *Материя* ещё до меня не дошла, а книжка сломалась :-(((

цитата ааа иии

В любой момент.
Но если корабль Контакта может не пожелать иметь дело с простой гражданской машиной вроде Узла (подотдела Разума), то почему вы решили, что человек может напрямую связаться с Разумом в любой момент?

цитата ааа иии

На мой взгляд, показан механизм реакции Культуры на угрозу существованию.

цитата ааа иии

И Вы.
Если бы! Уникальная Фал Н'гистра — рефератор Культуры — солидарна со мной: 8-) "

цитата

...Что же мы делаем? Убиваем бессмертное, изменяем, чтобы сохранить, воюем ради мира... и таким образом целиком принимаем то, что, по собственным словам, полностью отвергли для своего же блага...Объединённое высокомерие, галактика пренебрежения...
и т.д. Ну, и нельзя не вспомнить сомнения и разочарования Бельведы и Гурже.
Культура принимает упреждающие меры , если подозревает угрозу своему существованию: вмешивается, ломает (с большим числом жертв, между прочим) и, наконец, наносит военный удар, если находит сопротивление. Та же экспансия, но под другим гимном.

цитата ааа иии

Азадианцы же такого не допускают.
А при чем сейчас азадианцы?

цитата ааа иии

Про смерть тоже будет, но, в общем, байки про необходимость непрерывного развития и совершенствования отражают страх человека перед старостью. И ничего больше.
Хм... как-то не задумывалась. А как же страх Гурже достичь предела своих возможностей и потерять цель и смысл своей деятельности? Или печаль по поводу последней лучшей партии?

цитата ааа иии

Тут отрицание исходной метафоры?
Тут, я считаю, исходная метафора не слишком удачна. :-)


философ

Ссылка на сообщение 11 сентября 2013 г. 23:40  

цитата maribass

что в Культуре если и анархия, то *в рамке*, с хотя бы минимальным правительством.
Общество, устроенное как совокупность клубов по интересам, с правлением, уставом и т.п. причиндалами, гораздо ближе к определению анархии, чем любое с каким бы то ни было правительством в рамке.

цитата maribass

Принять решение о вступлении в войну главмех не может
Там, где рационально, и главком не может.

цитата maribass

Не вижу принципиальной разницы
Сложновато тогда мне придется... и офтоп близок. Подумаю, конечно, но... 8-]

цитата maribass

Т.е. до тех пор, пока культурианцы добровольно идут в адепты со смертельным исходом, то деятельность Фви-Сонга не попадет под неодобрение сообщества?
Неодобрение — почему же, еще как вызовет. Неодобрение общества там вызывает даже повышенная репродуктивность. Будет ли она прервана насильно — вот в чем вопрос, вот в чем загвоздка.
В числе развлечений Культуры не только шахматы и садомазофестивали. Экстремального хватает, и суицид не под запретом.
Иногда даже без воскрешения.

цитата maribass

почему вы решили, что человек может напрямую связаться с Разумом в любой момент?
Потому, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

может.

цитата maribass

Та же экспансия, но под другим гимном.
Культурная экспансия имеет место быть. Прогрессорство, в т.ч. впечатляюще неудачное. Военные действия. Но анархизм никогда не приравнивался к пацифизму и империализму, в чем проблема.

цитата maribass

Уникальная Фал Н'гистра
:-))) Одна из фишек цикла — постоянная критика Культуры, изнутри и снаружи. Два рассказа Бэнкс даже посвятил эмигрантам. Нет, далеко не уникальна.

цитата maribass

Кошка не назначит наказания.
Но сделает так, что, когда остановите кровь/в 20-й раз откроете-закроете, следовать прежнему курсу охота пройдет. Дрессировка взаимна — см. К.Прайор и прочих скиннеристов.

цитата maribass

А при чем сейчас азадианцы?
У них есть ИИ, нет Разумов.

цитата maribass

А как же страх Гурже достичь предела своих возможностей
Из той же оперы. Сравните со страхом императора Азада, что его обыграют "неправильной" стратегией.


философ

Ссылка на сообщение 12 сентября 2013 г. 00:32  

цитата ааа иии

Общество, устроенное как совокупность клубов по интересам, с правлением, уставом и т.п. причиндалами, гораздо ближе к определению анархии, чем любое с каким бы то ни было правительством в рамке.
Если вы задумаетесь о том, как могут сосуществовать клубы по интересам в одном сообществе (если они не на разных планетах), то поймёте, что это и есть *анархия в рамке* — в приближенном к утопии варианте. Либо это уже не сообщество.

цитата ааа иии

Там, где рационально, и главком не может.
Т.е. в Культуре такие решения принимаются большинством голосов? Демократия, а не анархия получается. При этом несогласные откалываются от Культуры. И так далее по мере принятия тех или иных судьбоносных решений. Нежизнеспособное сообщество.

цитата ааа иии

Сложновато тогда мне придется...
А кому легко?

цитата ааа иии

В числе развлечений Культуры не только шахматы и садомазофестивали. Экстремального хватает
Хм. И чего тогда стоит миссионерская деятельность Культуры?

цитата ааа иии

Но анархизм никогда не приравнивался к пацифизму и империализму
Тогда не стоит и говорить о войне ради мира. Как там размышлял Гурже? "Чтобы победить империю, надо стать империалистом?" И Культура становилась ею к своей выгоде.

цитата ааа иии

Потому, что
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
может.
Ага... Надо запомнить.

цитата ааа иии

Одна из фишек цикла — постоянная критика Культуры, изнутри и снаружи.
Так, может, неспроста? Не видится мне по прочтении *счастья посреди изобилия*, свободы воли под присмотром Разумов. Грустноватая утопия.

цитата ааа иии

Нет, далеко не уникальна.
Одна из. Какая разница?

цитата ааа иии

Дрессировка взаимна
В случае люди/Разумы — односторонняя.

цитата ааа иии

У них есть ИИ, нет Разумов.
И пусть их. Мы-то говорим о Разумах, наделённых сознанием. Которые самодостаточны, жизнеспособны без каких-либо условий и ограничений.

цитата ааа иии

Из той же оперы.
Т.е., Вы считаете, что без всякого стимула и мотивации человеческая деятельность не сойдёт на нет, сообщество не деградирует?Общество развлечений... Наверное, я узко мыслю или лишена воображения... но почему-то мне кажется, что без наркотиков и антидепрессантов тут не обойтись, что тоже ведёт туда же — к деградации.


философ

Ссылка на сообщение 12 сентября 2013 г. 08:46  

цитата maribass

то поймёте, что это и есть *анархия в рамке*... Демократия, а не анархия получается. ... без всякого стимула и мотивации
Знаете ли, нет, но Кропоткин полжизни положил на объяснения: анархия суть добровольное сотрудничество и альтруизм. А не злобные атомы эгоизма в социальной пустоте. В частности, поэтому развеселая социальная модель гандов из И не осталось никого… Э. Ф. Рассела гораздо менее жизненна, чем грустные обменщики Манеки-неко Стерлинга (жестко завязаны на не ими поддерживаемую инфраструктуру и ИИ, но...).

цитата maribass

При этом несогласные откалываются от Культуры.
Выбираются из или удаляются от (Некстати: Материя малоудачный роман и рекомендовал бы придерживаться порядка написания цикла).

цитата maribass

чего тогда стоит миссионерская деятельность Культуры?
Для начала, определите, в какой валюте.

цитата maribass

И Культура становилась ею к своей выгоде.
Не-а.

цитата maribass

Не видится мне по прочтении *счастья посреди изобилия*
Счастье есть экстенсор метапространства, отделяющего узел колинеационно интенциональных отображений от интенционального объекта с граничными условиями, даваемыми омега-корелляциями в альфа-мерном (разумеется, неметрическом) континууме субсольных агрегатов. А не координаты в изобилии.

цитата maribass

Мы-то говорим о Разумах, наделённых сознанием. Которые самодостаточны, жизнеспособны без каких-либо условий и ограничений.
Мне казалось, мы про условия их появления и эконише существования... но Вам виднее.

цитата maribass

но почему-то мне кажется, что без наркотиков и антидепрессантов тут не обойтись
Вы пропустили наркожелезы?!! :-[

цитата maribass

Вы считаете, что
... в Культуре заглянувшему в коммуникационную амбразуру, если что-нибудь случится, не придется предстать перед Объединенным Советом Ста Сорока Миров.


философ

Ссылка на сообщение 12 сентября 2013 г. 13:08  
ааа иии Спасибо за дискуссию.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 19 октября 2013 г. 05:10  
Интересно, а каким способом осуществлялась привязка "Эксцессии" к нашему летоисчислению, если в тексте (переводном) прямо сказано: спустя 500 лет после Идиранской войны. И не настолько прямо тоже. Значит XIX век.
Неужели перевод даже в этом плох?
Даже я, с моим полузабытым школьным курсом английского, смогу 500 отличить от 700...
–––
Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!»
И, само собой, дела становятся ещё хуже.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 декабря 2013 г. 01:02  
Прочитал первую для себя книгу Бэнкса, ею стал "Мост". Сразу скажу, понравилось. Буду читать его еще, обязательно. "Осиную фабрику" уже скачал.
Но осталось несколько непонятых мною моментов. К чему были самолеты, которые пролетали мимо Моста и выписывали дымом буквы на непонятном языке? К чему была эта Третья Библиотека, Орр ее так и не нашел во второй раз. В начале говорилось о каком-то Государстве (или Республике?) и Городе, потом в тексте ничего не упоминалось об этом. И, наконец, как история с варваром относится к главной сюжетной линии? Как эти фэнтезийные похождения развивают основную сюжетную линию?
Надеюсь кто-нибудь откликнется, заранее спасибо.


философ

Ссылка на сообщение 17 декабря 2013 г. 07:33  

цитата Mario Puzo

"Осиную фабрику" уже скачал.
Это зря. Она, конечно, принесла ему славу в мейнстриме, но... ничего такого собой не представляет. Если по неким причинам избегаете цикла про Культуру, попробуйте Бизнес и Песнь камня, они больше похожи на Мост.

цитата Mario Puzo

Как эти фэнтезийные похождения развивают основную сюжетную линию?
Если так уж хотите приклепать их к лежащему на шотландской больничной койке мужику, можете принять: так во стан аффлифаеца иво ричивой цнтр, пока память крутит автобиографию, а подсознание играет образами, символами и ассоциациями, перестраиваясь от пассивного существования к активному.
Но лучше этого не делать. 8-]


авторитет

Ссылка на сообщение 19 декабря 2013 г. 02:32  

цитата ааа иии

Но лучше этого не делать. 8-]

Я просто думал, что в этом какой-то глубокий смысл заложен, который я не сумел разгадать=)
Спасибо за рекомендацию, обязательно прочту Бизнес и Песнь камня.

А что бы посоветовали из цикла Культура?
PS Чтобы этот диалог перестал быть оффтопом так сказать :-)


философ

Ссылка на сообщение 19 декабря 2013 г. 08:23  

цитата Mario Puzo

из цикла Культура?
Книги в цикле разные и существуют автономно. Однако, советую не начинать с Материи, а идти в порядке написания, стартуя от Вспомни о Флебе.
Из сольной фантастики очень хорош космооперный Алгебраист (впрочем, на его оперность иногда реагируют негативно) и грустный карнавал По ту сторону тьмы


авторитет

Ссылка на сообщение 19 декабря 2013 г. 21:21  
ааа иии спасибо!


миротворец

Ссылка на сообщение 19 декабря 2013 г. 21:55  
Не знаю этого автора, первый раз слышу его имя. Но вот что интересно: за что предлагается голосовать лаборантам? Что означают все эти пункты? Это вопрос, есть ли у автора такое произведение, или успел ли автор это произведение закончить? Или, переведены ли эти произведения? Или, что всего вероятнее, поднимаются ли в этих произведениях вопросы культуры? Составитель опроса ничего не пояснил. Первый раз вижу столь маловразумительный опрос.
–––
"Называть себя писателем -- дурной вкус. Надо, чтобы тебя назвали писателем другие" (с) Сергей Снегов


авторитет

Ссылка на сообщение 19 декабря 2013 г. 22:09  

цитата Sawwin

Не знаю этого автора, первый раз слышу его имя
Наверно этот опрос для тех , кто в теме , если вы не в курсе , кто этот всемирно известный писатель , это ваши недоработки.


миротворец

Ссылка на сообщение 19 декабря 2013 г. 23:50  
The deepest OST

Спасибо за развёрнутый ответ. Я прочёл автобиографию этого писателя, но опрос яснее не стал. Позвонил Гене Корчагину, который перевёл автобиографию, но он, наверное, тоже не в теме. Позвонил Саше Гузману, который перевёл роман "Осиная талия", результат аналогичный.
Сейчас написал Илье Суханову, куратору библиографии Бэнкса... может быть, он меня просветит.

PS. Не, не просветил. Наверное он тоже не в теме.
–––
"Называть себя писателем -- дурной вкус. Надо, чтобы тебя назвали писателем другие" (с) Сергей Снегов


авторитет

Ссылка на сообщение 19 декабря 2013 г. 23:59  
Sawwin, если Вам интересен смысл опроса почитайте тему с первой страницы, опрос для прочитавших эти произведения...
–––
факт, что ни одна внеземная цивилизация не пошла с нами на контакт, доказывает,
что РАЗУМНЫЕ формы жизни в космосе существуют..


магистр

Ссылка на сообщение 20 декабря 2013 г. 00:02  

цитата Sawwin

Это вопрос, есть ли у автора такое произведение

Те что указаны в голосовании есть.

цитата Sawwin

или успел ли автор это произведение закончить?
Врятли уже успеет...

цитата Sawwin

Или, что всего вероятнее, поднимаются ли в этих произведениях вопросы культуры?

Интуитивно, думаю понятно, что нужно голосовать за то что понравилось8:-0
–––
Justice will came to the empire
Ann Leckie


миротворец

Ссылка на сообщение 20 декабря 2013 г. 00:11  

цитата Anti_Monitor

Интуитивно, думаю понятно


А написать это во вводном посте было слабо? А то у меня сильные сомнения, что все 460 проголосовавших интуитивно думают то же, что и вы.
–––
"Называть себя писателем -- дурной вкус. Надо, чтобы тебя назвали писателем другие" (с) Сергей Снегов


магистр

Ссылка на сообщение 20 декабря 2013 г. 00:21  

цитата Sawwin

проголосовавших интуитивно думают то же, что и вы
Если бы не знали, думаю, не голосовали бы.

цитата Sawwin

А написать это во вводном посте было слабо?
Это к FixedGrin'у
–––
Justice will came to the empire
Ann Leckie
Страницы: 123...89101112...293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх