БСФ Фантастика ближнего ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «БСФ Фантастика ближнего прицела - продажная девка тоталитаризма.»

БСФ Фантастика ближнего прицела - продажная девка тоталитаризма.

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 7 июня 2010 г. 15:40  

цитата Иприт

Позволю себе порекомендовать А Бритиков "Русский Советский НФ роман" — не без злопыхательства конечно, но кое какая полезная инфа есть.


Я бы рекомендовал вот этот двухтомник, он более полный и выверенный:

http://www.fantlab.ru/work97117
http://www.fantlab.ru/work97116
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2010 г. 16:08  

цитата vvladimirsky

С каких пор обращение к первоисточникам называется враньем?

Я далек от новейшей методологии и называю вранье враньем, а не "обращением к первоисточникам".
Я привел пример прямого вранья со стороны Первушина. Будет угодно это оспорить? А так чего порожняк гнать.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


магистр

Ссылка на сообщение 7 июня 2010 г. 23:49  
микроэссе №2

                                        Тимофей Бабкин — Антигерой НФ галактики
                              или сталинский реверс за чеканом современной фантастики

Одним из последних творений Вл Немцова был "Последний полустанок" ("Когда приближаются дали" выйдет на десяток лет позднее) Полустанок — это такая громадная книга, сдав которую в макулатуру, на вырученные деньги можно жить несколько дней. Полная благоглупостей и ненужного морализаторства, она запомнилась серой скукой и Т.Бабкиным — человеком, носившим в карманах ; плоскогубцы, мотки проволки, лампы, диоды, штангенциркуль... . Но запомнилась. Чего не могу сказать о массе современной НФ продукции — уже не ближнего прицела а скорее мегадальнего полета, однако такой же однообразной и незапоминающейся.. Что же лучше — приземленная мечта о волшебных нестирающихся ботинках или неуемная... не фантазия даже, а какое то диарейное фантазирование. Мегагерои, принцессы с сиськами, мыслящие сгустки, суперкары и космические упыри. Пустота словом. Или скорее космический вакуум за яркой обложкой. Скучный дедушка Немцов был хоть как то компетентен, описывая свои бесконечные проводки и диоды. Ацкая парочка Бабкин-Багрецов лишь один раз была действительно фантастична — когда Тимофей Бабкин "зайцем" полетел на сверхсекретном воздушном судне "Унион". Это в сталинском Союзе то! ( на охраняемом МГБ объекте он провел бы минут восемь, после чего отправился бы копать руду на благо народного хозяйства). Да, бесконечные морали Вл Немцова, подвигают к одному — найти автора и самозабвенно лупить его по голове томом Полустанка. Но подумав, Немцова отложим в сторону. Впереди знакомство с новым "шедевром". Впереди высосанные из нового пальца мегагерои, хищная плесень и космические пираты совершающие групповое изнасилование мыслящего кристалла с планеты Шарада. Право же, безумный инженер Тимоха Бабкин с планеты Земля такой же "картон" как и многие его нынешние коллеги по современной российской НФ.


миродержец

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 00:09  
Читаю "Пылающие бездны". 1924 г. тираж 3000 экз(!). Иллюстрации обалденные. Язык суконный, пафосный. Война с марсианами, эпическое полотно. Из этого выросла "Гриада" и утопии Мартынова. Ближний прицел смотрится каким-то тонким слоем осадочков в геологических пластах безудержного (и бескрылого) фантазирования. Этакая попытка ввести некоторую "опрятность ума" (с) Гуревич в бесконтрольное нагромождение событий-сущностей. Возможно, в этом что-то было. Реализация ни к черту, но сама идея...


магистр

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 00:14  
Оригинальное издание?^_^ Иллюстрации чьи, Рынина?


магистр

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 00:19  
Гуревич в сб Собеседник ввел интересный термин — Аннигиляция фантастики (имеется ввиду затыкание большого фонтана фантастики 20х) Есть ли какая нибудь инфа, куда делись десятки авторов этого жанра?
ЗЫ
Если можно — без обобщенных сталинских лагерей и океанов крови (только если достоверно) — кровавая "гэбня" надоела на Украине.
В копилку.
Зозуля Е.Д. (Граммофон веков, Мастерская человеков) — был главредом Огонька, погиб в московском ополчении в 1941/42г


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 00:31  

цитата ameshavkin

Никто и никогда не утверждал, что "ближний прицел" господствовал с 1933 по 1953, это придумал сам Первушин.


Вы извините, но Антон приводит прямые цитаты. Из Бритикова:

цитата

« В 30-е годы <...> продолжалось дробление науки. Росло число изобретений и открытий, основанных на старых принципах, увеличивались масштабы внедрения науки в народное хозяйство. Наука и техника разрастались вширь. Всем этим эпоха первых пятилеток созвучна была опоэтизированному Жюлем Верном веку пара и электричества с его практицизмом и здравым смыслом.

Вот почему познавательная фантастика жюль-верновского типа послужила тогда для советского научно-фантастического романа главным ориентиром. <...>

Беда в том, что науку отождествляли со здравым смыслом. Следуя научному консерватизму <...>, литературная критика пыталась измерить любую фантастическую догадку укоренившимся бытовым представлением о научности. Если никто еще не приживлял голову одного человека к телу другого, то никакой науки в этом нет и быть не может. Если пороховые ракеты не могут развить скоростей, даже близких к первой космической, то космический полет вообще — бред. Таким способом хоронили чуть ли не всю фантастику. Оставалось фантазировать о том, что не выходило за пределы «здравого смысла». <...>

Почти все фантасты во второй половине 30-х годов отходят от интеллектуальной фантастики. Сюжет почти каждой из упоминавшихся книг построен как «экскурсия с препятствиями» — это превращается в жанровый шаблон. Главные коллизии, если это не стихийные катастрофы, создаются при помощи шпионов и международных авантюристов. Разоблачают их странствующие майоры госбезопасности и мальчишки, заблудившиеся в Арктике, как на улице Горького. И даже когда кончается погоня за шпионами, отсутствие «приключений мысли» все равно заставляет прибегать к назойливо стереотипным ходам. В одном романе роковой мальчик упорно лезет под Землю, в двух — под воду, а в третьем — прокрадывается в стартующую на Венеру ракету...»


Из Ревича:

цитата

«...Политической вехой, обозначившей крутые перемены был ХХ съезд КПСС в 1956 году, на котором Н.С.Хрущев произнес памятную антикультовую речь.

Разумеется, фантастика существовала у нас и до второй половины 50-х годов. Она даже пользовалась популярностью, хотя бы потому, что выбирать было не из чего. В значительной части фантастика разделяла участь всей советской литературы: то есть находилась под жесточайшим идеологическим прессом. На таком фоне появление «Туманности Андромеды» произвело эффект взрыва, воспринятый некоторыми как террористический. Правда, во многом породив новую фантастику, сам Ефремов примкнуть к ней не смог или не захотел, и ефремовское знамя над ней вскоре сменилось штандартом Стругацких. <...>

Фантастика 60-х была попыткой убежать от мертвечины, ото лжи, которой пробавлялась советская литература, фантастика в том числе, в течение десятилетий. <...>

Приверженцы фантастики «ближнего прицела» <...> встретили молодое пополнение в штыки. За годы бесконкурентного кайфа они утвердились в мысли, что они-то и есть советская фантастика. <...>

Час их торжества наступил в конце 40-х — начале 50-х годов, в период гонений на всякую литературу — от Грина до Ахматовой. Для того чтобы окончательно зажать рот социальной фантастике была изобретена так называемая «теория ближнего прицела», прямая наследница критики 20-х — 30-х годов, отвергавшей и космические полеты, и овладение сокровенными тайнами природы, и загляд в будущее. Трубадуры этого учения добровольно надели на себя шоры и заставляли всех проделать то же самое...»


Из Булычева:

цитата

«Природа не терпит пустоты. И раз уж таковая образовалась в искалеченной фантастике, ее надо было заполнять.

И тогда пришли новые авторы.

Большей частью это были молодые инженеры и техники, интересующиеся движением науки, часто неискушенные в литературном труде и не вполне талантливые, а то и вовсе бездарные. Некоторые из них сгинули, выполнив свою роль. Другие стали известны и продолжали трудиться на ниве фантастической литературы еще много лет, пережив катаклизмы общественной жизни и проделав любопытную эволюцию к послевоенной «фантастике ближнего прицела» и далее — в наши дни.

Какова была отличительная черта «новой волны» фантастики?

Прежде всего — ее чудовищно низкий художественный уровень. <...>

Изменился и сам читатель. Во второй половине 30-х годов читательский уровень серьезно уступал уровню читательской квалификации десятилетней давности. <...> Для этой новой аудитории, которая и составляла большинство читателей молодежных и популярных журналов, совершенно неважно было, как пишет писатель. Он должен был писать понятно и предлагать пищу, уже усвоенную из газет, как бы иллюстрируя картинками тот образ мира, что был впитан читателем. Даже если авторы и желали поведать о прогрессе в науке, редактура немедленно давала им понять, что важнее сейчас отразить более актуальную проблему — борьбу с внутренними и внешними врагами...»


Извините за обильно цитирование, но тут, по-моему, есть ответы на все ваши вопросы. Тут вам и середина 1930-х годов, и середина 1950-х, и т.д., и т.п. Дискуссию прекращаю, ибо эти выдержки, на мой взгляд, отчетливо говорят сами за себя.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


магистр

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 00:43  
В значительной части фантастика разделяла участь всей советской литературы: то есть находилась под жесточайшим идеологическим прессом. Ревич

Бред какой то. Типа сидит цензор и при фразе "межпланетный перелет" хватается за револьверт. Думаю все было проще — связи знакомства итп — поэтому и завязли в теории предела.

Во второй половине 30-х годов читательский уровень серьезно уступал уровню читательской квалификации десятилетней давности   Булычев

Еще один умник. Предвоенные поколения школьников — это восьми-десятилетки, с претензией на гимназическое образование (воплощенное в 50х), причем в стране с массовой средней школой. Школа 2й половины 20х, это один сплошной эксперимент, нечто среднее между республикой ШКИД и школой Сани Григорьева из Двух Капитанов (цитата "На картинке мы видим добрых пейзанов"). Где уж тут читательский уровень.


авторитет

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 04:14  

цитата Иприт

Предвоенные поколения школьников — это восьми-десятилетки, с претензией на гимназическое образование (воплощенное в 50х), причем в стране с массовой средней школой. Школа 2й половины 20х, это один сплошной эксперимент, нечто среднее между республикой ШКИД и школой Сани Григорьева из Двух Капитанов (цитата "На картинке мы видим добрых пейзанов").


Булычев, вероятно, имел в виду взрослых читателей. Тех, для которых писали Булгаков, Эренбург, Замятин и т.д. То, что фантастика проходила по ведомству детской и подростковой литературы, ему в голову не приходило.
–––
Член, нарисованный на гараже, — это непристойно и похабно, однако не пошло. Пошло — это кошечка на иконке в ЖЖ.


философ

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 08:30  

цитата vvladimirsky

Вы извините, но Антон приводит прямые цитаты

Не извиняю. Эти цитаты — прямой подлог. Ни Бритиков, ни Булычев ни слова не говорят о "ближнем прицеле". Только об общем ухудшении качества нф в 30-е годы. А Ревич указывает общепринятую дарировку:

цитата

в конце 40-х — начале 50-х годов
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 08:46  

цитата vvladimirsky

То, что фантастика проходила по ведомству детской и подростковой литературы, ему в голову не приходило.

Любопытно, а можно ли обсуждать абстрактную фантастику, не привязанную к возрастной группе? Можно ли что-то утверждать, не разделяя "Мы" и "Приключения Карика и Вали"? Фантастика ближнего прицела — это взрослая или детская? У меня такое подозрение, что фантастика в СССР в какой-то момент (не в 40х ли годах?) стала преимущественно детской литературой (одна-две взрослые книги погоду не делают).


философ

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 13:10  

цитата swgold

фантастика в СССР в какой-то момент (не в 40х ли годах?) стала преимущественно детской литературой

Собственно говоря не детской, а "для молодежи", и в 60-е тоже такое позиционирование сохранялось.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 13:19  
ameshavkin Практически на всех книжках была пометка "для младшего и среднего/старшего школьного возраста". "Молодежь" — это как-то постарше.


философ

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 13:21  

цитата swgold

Практически на всех книжках была пометка "для младшего и среднего/старшего школьного возраста".

Только на книжках издательства Детгиз-Детская литература.
Передовица к установочной антологии "Дорога богатырей" называлась "Научную фантастику — советской молодёжи!".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 13:25  
ameshavkin А кто кроме? Я помню еще что-то типа "Недра", "Просвещение" — но там выход советской НФ был мизерный, основной шел в Детгиз. МГ в те времена не помню.


философ

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 13:29  

цитата swgold

"Недра", "Просвещение"

Таких еще не было. Молодая гвардия, Трудрезервиздат.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 13:31  
На сайте явно не хватает страницы с данными по издательствам. Интересно было бы прикинуть удельные тиражи.


магистр

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 20:20  
В то время были достаточно активны регионалы, например Горький выпустил сборник На грани возможного, Харьков Торжество жизни и Конец подземного города, Ставрополь — маленький летчик Пирр (до сих пор не знаю о чем сие творение П.Аматуни), Свердловск — Новый Гольфстрим, Куйбышев и Сталинград печатали Ефремова. Вообщем движ какой то был.


философ

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 20:37  

цитата Иприт

Горький выпустил сборник На грани возможного

...в котором ни одного горьковчанина...

цитата Иприт

Конец подземного города

Ни разу не БП!

цитата Иприт

маленький летчик Пирр

сказка про мальчика и девочку

цитата Иприт

Новый Гольфстрим

написана до войны, тоже ни разу не БП
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 8 июня 2010 г. 20:39  

цитата Иприт

Торжество жизни

Ах да, там ведь тоже подземный город, так что не БП.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator
Страницы: 1234567    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «БСФ Фантастика ближнего прицела - продажная девка тоталитаризма.»

 
  Новое сообщение по теме «БСФ Фантастика ближнего прицела - продажная девка тоталитаризма.»

тема закрыта!



⇑ Наверх