Станислав Лем Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Станислав Лем. Обсуждение творчества»

Станислав Лем. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 1 сентября 2016 г. 21:56  

цитата

Вполдне человеческое желание ставить острые эксперименты методом тыка. А то, что он (или она) футбол не смотрит и пива не пьет, так это в нем (или в ней) не главное.
Более того. По моему Солярис поняла что поступала плохо.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 1 сентября 2016 г. 22:45  
Что поступала неправильно. Неэффективно, возможно. Неконгруэнтно. Несинкатегориматично.
А откуда цитата?


миротворец

Ссылка на сообщение 1 сентября 2016 г. 22:47  

цитата просточитатель

Более того. По моему Солярис поняла что поступала плохо.


Это вы где такое нашли? Насколько помню, Лем на вопрос о Солярис ответа не дал, только почву для размышлений.


философ

Ссылка на сообщение 1 сентября 2016 г. 22:54  

цитата Vramin

А откуда цитата?
Из темы Стругацких. Это ответ на тот пост.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 1 сентября 2016 г. 22:56  

цитата eos

Насколько помню, Лем на вопрос о Солярис ответа не дал, только почву для размышлений.
Прямого не дал. Но я именно размышлял и пришел к такому выводу
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2016 г. 10:34  

цитата Грешник

Будучи фундаментом политической и экономической жизни мира этот "Великий Немой" никак не влиял ни на политическую, ни на экономическую историю мира и не мог повлиять.
Поправка — влиял, но безгласно. Например, безмолвное "голосование ногами" помещичьих крестьян вызвало крепостническую реакцию в России — безусловно политическую. Наличием "окна" в технологическом календаре земледельца объясняются специфические черты древнеегипетской архитектуры, Ангкор-Вата и майянских памятников. Лишь восприимчивость / резистентность масс перед той или иной идеей могут объяснить форму распространения мировых религий и появление таких артефактов как сантерия. И т.п.и т.д.
Что же касается специфичности отражения в творчестве Лема сексуальных и гендерных вопросов, то: гендер его практически не интересовал. Не его тема.
Зато порнография (и андрогинность) — ещё как его. Одна из немногих, сквозных, от постера из "Магелланова облака" до констатации в "Мир — Земле", что господа выпускающие сами предпочитают приключения пчелки Майи. При полном отсутствии сексуальной энергии в самих текстах... Отдает профдевиацией практиковавшего гинеколога, не так ли?


миродержец

Ссылка на сообщение 2 сентября 2016 г. 19:23  

цитата ааа иии

Наличием "окна" в технологическом календаре земледельца объясняются специфические черты древнеегипетской архитектуры, Ангкор-Вата и майянских памятников.

а можно поподробнее. пожалуйста8:-0
–––
Я не добрый. У меня просто зла на всех не хватает.


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2016 г. 21:03  
amlobin В личку.


философ

Ссылка на сообщение 2 сентября 2016 г. 21:51  

цитата ааа иии

В личку.
А можно и мне?
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 00:10  

цитата ааа иии

Отдает профдевиацией практиковавшего гинеколога, не так ли?

Похоже на то. Сюда же и сепульки, и сочувственные рассуждения энцианских учёных в "Осмотре на месте" о нелепом устройстве физиологии землян, в которой "дефекацию от прокреации отделяют какие-нибудь миллиметры, а то и меньше", и иронизируют по поводу экономичного способа "сочетания в одном месте и в одном канале столь диаметрально противоположных функций, как удаление из организма нечистот и занятия любовью".
–––
a million bright ambassadors of morning


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 16:11  

цитата ааа иии

Лишь восприимчивость / резистентность масс перед той или иной идеей могут объяснить форму распространения мировых религий и появление таких артефактов как сантерия. И т.п.и т.д.
На самом деле, куда шире. Возьмем Османскую империю, мгновенный взлет который стал возможен как раз благодаря опоре на крестьянские слои (отсюда же демонизация османов среди европейской элиты и идеализация — среди европейского крестьянства). Или Китай, цивилизацию, официально провозглашавшую на протяжении своей истории примат земледельца над остальными слоями. Цивилизацию, которая оставила самую полную базу статданных в истории, благодаря чему удалось смоделировать демографические циклы доиндустриальной эпохи.
Но история как дисциплина требует очень крутую кривую обучаемости. Поэтому школьный курс истории — это не столько преподавание дисциплины, сколько пересказ сериала. И чем старательнее ученик, тем глубже он этим сериалом проникается, тем большее слепое пятно этот школьный сюжет у него отбрасывает.

цитата 66-й

Почему пан Станислав лишен самоиронии? "Высокий замок" пример тому. Тем более, что читал я его параллельно с Тихим.
Мне показалось, что самоироничных писателей, придерживающихся традиционных гендерных ролей, в принципе не бывает. Они могут типа как юморить в гротеске, но гротеск — не ирония совсем.

"О боже! Селия, Селия, Селия какает!"
Да, все эти гинекологические завитушки у Лема мне тоже бросились в глаза. (Кстати, помните, в одном из путешествий Тихий беседует с кузеном профессора, который изучает надписи в туалетах? В начале пятидесятых действительно был такой исследователь.)
Что любопытно: сам Лем нашел бы этому объяснение, если бы кто-то обратил его внимание на эти детали в его произведениях. Пиркс в каком-то рассказе вспоминает своего капитана, про которого ходили всякие байки и шуточки. Но спустя несколько лет он понимает, что капитан был болен, какой-то невроз. И все его чудачества, когда смотришь на них с позиции медика, они совсем не смешны. Что-то похожее на Свифта, имхо.

Дочитала я все собрание. Вопрос про отсутствие женщин снимается. Потому что по прочтению романов обнаружилось не столько отсутствие среди персонажей женщин, сколько мужчин. Все персонажи — сферические мыслители в вакууме. Мужчина-немыслитель интересует автора еще меньше, чем немыслитель-женщина.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 16:56  

цитата catheine

Потому что по прочтению романов обнаружилось не столько отсутствие среди персонажей женщин, сколько мужчин. Все персонажи — сферические мыслители в вакууме.


Наконец-то до местных читателей дошло! Лем не писатель людей, а писатель идей! Об идеях он пишет — и только. А люди — лишь их носители, что-то вроде лошадей для всадника. Кто ж будет писать роман о лошади?
–––
Aut liberi aut libri


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 17:11  
Что касается "Возвращения со звезд", то это очень слабый роман. Вызывает недоумение, что человечность для автора — это возможность набить кому-то морду: "Они убили в человеке человека". Детский сад какой-то.
То есть я понимаю, что он имел в виду. Мол, есть люди-хищники (терминология моя), которые и космос осваивают, и эвересты штурмуют, и самок уводят, а есть травоядные, типа того кибернетика, которые тепленькие, не мужики вобще. Идея стара как мир и очень популярна в странах периферии (наши воины — подлинные воины, а эти римские легионеры/белые сахибы/советские шурави — сплошь хитрые бабы, которым неведом наш макгаффин). Слаба не столько идея — сколько ее художественное воплощение.
Персонажи постулируются как реальные мужики, которые все всем доказали. " — Ты пользовался им?! — почти крикнул он. — Нет... а что? — Твое счастье. Выкинь его в бассейн. — Почему? А ты им пользовался? — Нет. Меня что-то подтолкнуло, и я выслушал его не во сне. Хотя инструкция это запрещает. Ну, ты себе представить не можешь, что это такое!". Что же там такое, что привело в стресс бывалых космонавтов? А там говорится, что быковать — некомильфо.
Далее сообщается, что один из наших суперменов, прошедший огонь, воду и медные трубы, сломал кому-то руку. Не вынесла, мол, тонкая душа поэта иронии: "Я ведь только что вышел из машины, а он меня спровоцировал".
И это поведение — это поведение не хищника. Это как раз поведение травоядного, который выдрессирован вести себя прилично, сцепляет зубы, а сам представляет, что бы он сделал, если бы у него были воооооооот такие мускулы. Хищники очень редко дерутся, у них обычно всякие сублиматы конфликтов, потому что если дерутся, то насмерть. А всякие олени, у тех дело доходит до серьезных травм.
У древних скандинавов, арабов процветала целая система сублимации конфликтов: победил тот, кто элегантнее другого в стихотворной форме оскорбит. Если тебя высмеяли, то нужно скорее смеяться первым, а то вдруг подумают, что тебя это задело? И уж не дай бог, если кинешься на кого-то с кулаками, так ведут себя только бессильные рабы. (Именно поэтому для арабов-язычников пророк Мухаммад был фигурой неприятной, потому что вместо остроумного ответного стишка он подсылал к язвительному поэту убийц). Уместно провести параллель с субкультурами современных Штатов с их рэп-соревнованиями, где нужно остроумно ответить на наезд, а не махать кулаками.


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 18:03  
catheine Слабый роман? Не думаю. Я воспринимаю его как утопию... Я бы хотел там жить.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 18:14  

цитата просточитатель

catheine Слабый роман? Не думаю. Я воспринимаю его как утопию... Я бы хотел там жить.
Идея хорошая — роман слабый. Выглядит, что Лем ненароком создал рай, потом сообразил, что не знает, что с этим делать — конфликтов-то нет, а дилемма в духе "да, пусть на первый взгляд все и стали счастливыми, но на самом деле у них отваливаются уши, из которых потом сильные мира сего делают холодец!" Лема не устраивала.
Если вам понравился тот мир, то зацените Лукьяненко, "Прекрасное далеко", гораздо сильнее, имхо.


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 20:05  

цитата catheine

Если вам понравился тот мир, то зацените Лукьяненко, "Прекрасное далеко", гораздо сильнее, имхо.
Давно заценил:-)
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 20:48  
Мне тоже конфликт в "Возвращении" показался каким-то надуманным. Особенно учитывая отношение самого Лема к агрессивности — этому "первородному злу" человечества. Тем более сомнительна связь агрессивности с тягой к исследованиям. Для меня "Возвращение" не то чтобы утопия, но уж не анти — точно. Хотя, у Лема встречаются мысли о том, что сделать какое-то существо неспособным ко злу — это значит лишить его свободы выбора. В "Блаженном" про это ясно говорится. Лем верил в свободу воли. Тут с ним можно поспорить.

цитата

Конечно, сделать невозможным причинение зла — тоже зло для многих людей, тех, которые очень несчастны без несчастья других. Но пусть уж они будут несчастны. Кто-то всегда будет несчастен, иначе нельзя.


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 21:24  

цитата Vramin

Мне тоже конфликт в "Возвращении" показался каким-то надуманным. Особенно учитывая отношение самого Лема к агрессивности — этому "первородному злу" человечества. Тем более сомнительна связь агрессивности с тягой к исследованиям. Для меня "Возвращение" не то чтобы утопия, но уж не анти — точно. Хотя, у Лема встречаются мысли о том, что сделать какое-то существо неспособным ко злу — это значит лишить его свободы выбора. В "Блаженном" про это ясно говорится. Лем верил в свободу воли. Тут с ним можно поспорить.
Тут другое. В РЕАЛЬНОСТИ запрет агрессивности зло. Так как ВСЕХ лишить агрессивности нельзя. И тот кто останется захватит власть. Именно поэтому утопия. Невозможно в реальности. А конфликт? Привезите из прошлого инквизитора. Будет еще какой конфликт. И хорошо что среди прилетевших не нашлось по НАСТОЯЩЕМУ агрессивных.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 21:25  
Vramin А с цитатой не согласен. Лишив маньяка агрессивности мы по существу его вылечим. Он будет счастлив.
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 3 сентября 2016 г. 21:43  

цитата просточитатель

Лишив маньяка агрессивности мы по существу его вылечим. Он будет счастлив.

Получают удовольствие от чужого несчастья не только маньяки. Но и другие разновидности садистов, а также патологические властолюбцы, завистники, ревнивцы и прочие эгоисты. Подозреваю, что простая блокировка механизма агрессивности от вышеперечисленных свойств личности их не вылечит, а только загонит во фрустрации.
Страницы: 123...8182838485...138139140    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Станислав Лем. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Станислав Лем. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх