автор |
сообщение |
FixedGrin
миродержец
|
29 января 2012 г. 23:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.
Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.
Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.
Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.
Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.
В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):
Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год) Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет) Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг. Материя (Matter) — около 2087 года Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено) Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг. Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы) Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы) Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия
Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.
Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook
Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.
Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
|
––– Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon |
|
|
|
zarya
миротворец
|
22 марта 2014 г. 09:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата The deepest OST вопрос про сублимацию , почему она происходит
На определённом этапе научно-технического развития цивилизации количество переходит в качество, после чего она (цивилизация) перестаёт иметь дело с известными нам материальными объектами вселенной, а функционирует на каких-то иных уровнях действительности, нам пока недоступных и непредставимых.
цитата The deepest OST как Культура избегает ее ?
Волевым решением тормозит развитие на определённых направлениях науки. Откуда следует, что она должна иметь некий аналог КОМКОНА-2.
|
|
|
The deepest OST
авторитет
|
22 марта 2014 г. 19:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата zarya Волевым решением тормозит развитие на определённых направлениях науки. А почему тогда появились Дра Азоны ? Культура не уследила ?
|
|
|
Jozef Nerino
авторитет
|
22 марта 2014 г. 20:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата The deepest OST А почему тогда появились Дра Азоны ? Культура не уследила ?
Они ещё до Культуры появились, как я понимаю. +Культура же не весь космос охватывает =)
|
|
|
The deepest OST
авторитет
|
|
Jozef Nerino
авторитет
|
22 марта 2014 г. 21:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
The deepest OST, во "Взгляде с наветренной стороны" было:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) Они оба знали, что теперь наступило время, которое рано или поздно наступает в развитии любой цивилизации, длящемся довольно долго. Теперь обитатели цивилизации могут восстанавливать свое сознание, делать его дубликат, клон или просто инсталлировать в любую подходящую форму устройства или организма. Со стороны разума отношение к таким восстановленным людям не вызывало проблем, но со стороны чувств... Это устраивало далеко не всех. Были такие сообщества, которые начисто отвергали подобные превращения из религиозных соображений. Некоторые даже не видели в этом и здравого смысла. Но в Цивилизации к этому относились как к обычному явлению. Люди специально создавали свои разумные версии, и использовали их как посланцев, для выполнения сложной работы, для присутствия одновременно во многих местах, для разнообразия собственных форм, и эти дубли общались с по-настоящему живыми людьми абсолютно на равных, не смущаясь метафизической стороной такого общения. Не так было на Челе. Вмонтированные в челгрианцев устройства под названием хранители душ редко использовались для оживления личности. Вместо этого они служили лишь для передачи души, личности умирающего на небеса в полной ее сохранности. Раньше большинство челгрианцев, как и большинство разумных существ, долго верили в существование места, куда после смерти уходят мертвые. Имелось множество разных религий, верований и культов, разъясняющих порядок переселения душ. И та система веры, что в далекие времена воцарилась на Челе и которую его жители разнесли по всем ближайшим планетам и звездам (пусть там и приняли ее не буквально, а как символ), заключалась в утверждении о некой мифической после-жизни, в которой добрые будут награждены вечной радостью, а злые осуждены на вечное мучительное служение злу. Челгрианцы, в отличие от других, очень долго упорствовали в этих верованиях и сохранили свою веру, равно как и наличие кастового общества, гораздо дольше, чем можно было ожидать после того, как весь универсум стал единым в смысле общения и доступа к информации. Сублимация стала восприниматься как некая таинственная часть галактической жизни. Она означала переход от материальной жизни формы к более высокому статусу существования, основанному на чистой энергии. Теоретически сублимироваться мог любой — организм или машина, но на практике почти всегда получалось так, что вместе с сублимацией исчезала и сама цивилизация. И всегда этому предшествовали явные предостерегающие признаки: воскресали какие-то забытые религии и непонятные верования, возрастал интерес к мифологии и методологии сублимации — и это почти всегда случалось именно с хорошо налаженными и уже долго существующими цивилизациями. И тут их сообщество тоже оказалось неким исключением, ибо не поддалось сублимации полностью, но в то же время и не отвергло ее совсем, приспособив на свой манер и свой лад для своих нужд. Сама по себе сублимация так и оставалась до сих пор необъясненной до конца, и единственной возможностью понять ее, казалось, был способ пройти ее до конца, ведя постоянные наблюдения. Но это путь оказался на удивление разочаровывающим (его можно было сравнить с тем, как человек пытается поймать себя на моменте засыпания; каждый знает — гораздо легче наблюдать за засыпанием другого, хотя сам момент перехода от бодрствования ко сну зафиксировать не удается практически никому), однако эксперименты в этой области не прекращались. Челгрианцы сублимировались частично, степень их сублимированности оценивалась в шесть процентов. В эти проценты входили представители всех каст, всех верований, от атеистов до сторонников древних культов, и некоторые наделенные разумом машины, которые на Челе создали, но которыми никогда по-настоящему не пользовались. Никакой системы в том, именно кого и почему сублимировали, увидеть практически не удавалось. Но что особенно обращало на себя внимание и даже тревожило, так это то, что сублимированные элементы постоянно поддерживали активные связи с остальным обществом. Эти связи принимали формы снов, манифестаций во время богослужений (а также спортивных мероприятий), внесения новых данных в правительственные и кастовые архивы и манипуляции с физическим содержимым в лабораториях. Были вдруг обнаружены многие из давно утерянных артефактов и сделано немало неожиданных и каких-то странных научных открытий. Несколько карьер оказались погубленными скандалами. И слухи обо всем этом существовали самые смутные. Наилучший ответ, который находили почти все, заключался в том, что с кастовой системой надо что-то делать. И тогда группа Вовлеченных решила понаблюдать за челгрианцами в течение нескольких сотен дней. И ко всеобщему удивлению в результате этой проверки от малоинтересных и вообще-то еще несколько варварских существ средних возможностей и небольших перспектив удалось неожиданно добиться того мистического блеска, которого многие цивилизации добивались веками. Сразу же по всей галактике возобновились сублимационные программы; их буквально вытащили из-под сукна, оживили и бросили на их развитие колоссальные средства и силы. Но страхи Вовлеченных оказались напрасными. Единственное, на что пустили челгрианцы свое неизвестно откуда взявшееся могущество, — так это построение Небес, То есть они решили реально создать то, во что так долго верили. Теперь, когда челгрианец умирал, его устройство под названием «хранитель душ» становилось мостом, уносившим его в иную жизнь. И как бы подозрительно Вовлеченные ни относились к этой операции, даже самые скептически настроенные из них были вынуждены признать, что личности мертвых челгрианцев действительно живут после смерти и даже могут с помощью относительно примитивных устройств контактировать с живыми. Эти души описывали небеса очень похожими на те, какие существовали в челгрианской мифологии и рассказывали о наличии там тех челгрианцев, которые умерли еще задолго до изобретения хранителей душ и находились именно там. Единственная разница заключалась в том, что те, ранние покойники не могли входить в непосредственные контакты со смертным миром. Короче, получалось так, что Небеса действительно существовали изначально. И их предки были не менее реальны, чем те, которые попали туда при помощи хранителей душ, и они пребывали вместе с потомками в одном и том же раю.
|
|
|
The deepest OST
авторитет
|
|
ilya_cf
гранд-мастер
|
22 марта 2014 г. 21:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На всякий случай приведу сноску из "Черты прикрытия"
цитата В цикле романов о Культуре это слово имеет значение, отличающееся от общепринятого в психоанализе. Бэнкс определяет сублимацию как процесс переноса сознаний индивидов, составляющих ту или иную расу разумных существ, на иной план реальности (возможно, в иную вселенную, квантовомеханически «сцепленную» с нашей) при помощи технических средств. Иными словами, во вселенной Культуры сублимацией называется то, что мы обычно обозначаем понятием «технологическая сингулярность». Этот процесс происходит почти мгновенно, в историческом масштабе, — за несколько дней или недель — и охватывает почти всё население той или иной планеты (примечательное исключение приведено в романе «Взгляд с наветренной стороны», где говорится о том, что раса челгрианцев сублимировалась лишь частично). Его не следует путать с выгрузкой сознания в виртуальную реальность. Сублимация считается в Культуре одним из наиболее распространённых сценариев «конца истории». Однако сама Культура выступает решительным противником сублимации, считая такое решение крайне безответственным по отношению к технически слаборазвитым цивилизациям.
Мне всегда казалось, что сублимации подвержены именно целые цивилизации, а не индивиды, типа Дра Азонов, которые вообще, каждый на своё усмотрение и в разное время. Как приспичит (т.е. как "дозреет").
|
––– Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!» И, само собой, дела становятся ещё хуже. |
|
|
The deepest OST
авторитет
|
|
ilya_cf
гранд-мастер
|
23 марта 2014 г. 00:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
The deepest OST Так я и не утверждаю, что прав. Тем более, что НЕ прав. Ну вот так поначалу воспринимал Дра Азона и всё тут.
|
––– Когда дела обстоят черней некуда, я просто говорю себе: «Выше нос, могло быть и хуже!» И, само собой, дела становятся ещё хуже. |
|
|
The deepest OST
авторитет
|
3 апреля 2014 г. 18:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Господа и дамы , мучает один вопрос , почему Разумы в Культуре не уничтожили гуманоидов в своем ареале обитания , ничего похожего на 3 закона робототехники у Бэнкса не наблюдается.
|
|
|
Jozef Nerino
авторитет
|
3 апреля 2014 г. 18:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
The deepest OST,
цитата Неправильное истолкование этой ситуации могло навести на такую мысль: стоит Разумам Культуры обнаружить, что некоторые гуманоиды фактически способны быть с ними на равных и даже превзойти их в умении правильно оценить тот или иной ряд фактов, как это приведет к возмущению машин и короткому замыканию в их цепях. Однако подобное допущение было бы неверным. Разумы приходили в восторг от того, что человеческий мозг с его хаотическим набором невысоких умственных способностей может вследствие некоего движения нейронов выдать решение проблемы, и это решение будет ничуть не хуже их собственного. Конечно, этому существовало объяснение: вероятно, такие способности были связаны с особой причинно-следственной логикой, понять которую не могли даже самые могущественные, почти богоподобные Разумы. Кроме того, вполне вероятно, что тут играла свою роль и чистая случайность, закон больших чисел.
"Вспомни о Флебе". Это уже обсуждалось в этой же теме: http://fantlab.ru/forum/forum14page1/topi... :)
|
|
|
DN
философ
|
4 апреля 2014 г. 10:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата The deepest OST Господа и дамы , мучает один вопрос , почему Разумы в Культуре не уничтожили гуманоидов в своем ареале обитания , ничего похожего на 3 закона робототехники у Бэнкса не наблюдается.
А зачем им это делать? Это вопрос из серии "А почему люди не уничтожили всех котов?". Коты забавные, с ними бывает интересно. Туповатые, конечно, но что поделаешь.
|
|
|
Черёмуха
философ
|
28 мая 2014 г. 15:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Подскажите, пожалуйста какой перевод "Вспомни о Флебе" интереснее. А.Миллера или Г.Крылова?
|
––– Сегодня ты играешь трэш, а завтра бабу свою съешь! |
|
|
Mickey
философ
|
|
С.Соболев
гранд-мастер
|
|
Черёмуха
философ
|
|
Николаич
авторитет
|
16 декабря 2014 г. 13:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Несущественную деталь можно читать в отрыве от остальных книг Культуры?
|
––– Из-за малой общности нарратива и феерической фрактальности — ничто ни лучше другого (с) Джейсон Стетхем |
|
|
Nicolett
авторитет
|
17 декабря 2014 г. 03:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Николаич Несущественную деталь можно читать в отрыве от остальных книг Культуры?
В общем-то можно. Романы цикла сюжетно не связаны, просто вы можете некоторых реалий и деталей ;), о которых идет речь в предыдущих книгах, не понять. Бэнкс обычно в последующих текстах о них упоминает как о само собой разумеющемся, в расчете, что читатель в теме. Но если вас это не слишком смущает...
|
|
|
soundDik
активист
|
|
pacher
философ
|
17 декабря 2014 г. 15:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата soundDik Азбука в Контакте недавно писала, что подумает над изданием всей "Культуры", в новых переводах и в новой редактуре
А права на Бэнкса вроде бы у Эксмо сейчас? Или Азбука будет их выкупать?
|
|
|