Новые жанры фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Новые жанры фантастики»

Новые жанры фантастики

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 11:49  
subhuman , я просил каноническое определение, а не личное мнение одной писательницы, юриста по образованию. Не говоря уже о том, что она называет явление жанром, хотя пишет просто-напросто о "формате". Который задают и определяют издательства исключительна в маркетинговых целях. Донцова пишет форматную литературу (дамский юмористический детектив) в жанре повести. Орловский пишет форматную литературу ("про попаданцев") в жанре повести (на роман оно тянет, только по меркам самого издательства — листов-то много). Вся серия STALKER — форматная литература ( "новеллизация игрового мира") в формате рассказа, или повести. И так далее.
Канонического (литературоведческого) термина "жанровая литература" не существует. Подобную, с позволения сказать, классификацию (где роман — всего лишь мера объёма произведения) придумали издатели, просто потому что им так удобнее: вместо множество признаков романа как жанра (полифоничность сюжета, расширенное пространство текста, усложнённая фактура повествования прочее) оставлен всего один. Но к литературе подобный подход не имеет никакого отношения. Впрочем, это всё неоднократно обсуждалось, в том числе и на ФЛ, "а воз и ныне там" (С). Спорить по этому поводу бессмысленно, каждый останется при своём мнении.


миродержец

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:08  

цитата bubacas

Спорить по этому поводу бессмысленно


:beer:


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:20  

цитата bubacas

я просил каноническое определение, а не личное мнение одной писательницы, юриста по образованию.

Я википедию цитировал. Это она — юрист?:)
Не нравится рувики, тогда тут читайте: http://en.wikipedia.org/wiki/Genre_fiction

цитата bubacas

форматную литературу

Жесть. Это какой-то очередной российский термин уровня "треш кино"? Опять кто-то придумал странный термин для подогрева ЧСВ?

Короче, я вам про интернациональный термин/понятие говорю, а вы мне, похоже, про локальную выдумку какую-то. Зачем-то.
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:33  

цитата subhuman

Это некомпетентная классификация в данном случае.) Жанр "роман" — понятие из мира нежанровой литературы, которое употреблялось ещё до появления жанровой прозы и её классификации

Вы меня извините, я технарь, могу путаться, но "Мастер и Маргарита", таки фантастика или нет?)). А произведения Гоголя — это фантастика или нет? Да, наконец, любое произведение отличное от телефонного справочника — это фантастика или нет? Ну, кроме географических атласов и пособий по анатомии.

Опять же, могу путать, но разве само современное деление произведений на жанры исходя исключительно из объема произведения не появилось сравнительно недавно, с целью удобства проведения литературных конкурсов?

цитата subhuman

Смешивать эти два слоя и писать в дискуссии о фантастике, что существует ещё и жанр "романа", это примерно то же самое, как в компьютерном разделе в теме "У кого какой винчестер?" вдруг начать писать, что, мол, а вы вообще знаете-то хоть, что Винчестер — это оружейная компания, так что давайте в этой теме и винтовки обсудим, чтобы всё правильно было.:))

Знаете, а "роман" — это еще и любовная интрижка. Но поскольку форум посвящен литературе, то вполне очевидно что слово применяется в другом значении. Так же и веселый паренек который полезет в тему посвященную "винтам" с винтовкой Винчестера, сперва узнает о себе много нового. А потом придет модератор. В общем, неудачная аналогия. Аналогии, вообще, редко бывают удачными.

цитата subhuman

Ничего она не "давит", кроме себя же.:) Те, кто пользуются такой нетрадиционной классификацией и к тому же зачем-то наклеивают на нежанровую прозу жанровые ярлыки — очень странные люди, мягко говоря.:)

У меня нет четких границ отделения жанровой прозы от не жанровой. Вы привели цитату с определением, но это определение изумительно нечеткое. На самом деле оно вообще ничего на значит. Например, почему "Тарас Бульба" не исторический роман? А почему не фантастика?

А противоположность которая "мейнстрим и интеллектуальная проза". Ну со вторым понятно, допустим научно-популярные книги астрофизика Шкловского вполне себе интеллектуальная проза, а мейнстрим — это что? Донцова/Маринина/Деревянко/Корецкий? Так а почему они не вписываются в рамки жанровой литературы? Вполне себе "любовный роман, приключения, боевик, детектив.

Обратите внимание, я не выдумываю новых жанров на ходу, а пользуюсь исключительно теми которые в цитате привели вы.


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:36  
А, или под российский издательский сленг типа "формат/неформат" в России уже быстренько подвели свою базу, превратив жаргон в классификационный ярлык? Во жесть-то.))) Погуглил немного, да, все русские материалы крайне сомнительные.

Про "юриста" понял. Ну, она использует термин в значении, который принят всем мировым сообществом, то есть она фактически права, а вы его оспариваете и вводите надуманный русский ярлык, который имеет право на существование только как издательский сленг. Впрочем, у неё в статье тоже ошибки есть, почитал. Отнесла экспериментальную прозу к жанровой, хехе.))
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:38  

цитата Massaraksh

"Мастер и Маргарита", таки фантастика или нет?)).

Это fantastica как Борхес с Кортасаром, но не science fiction как жанр. В русском языке просто путаница из-за омонимов.

цитата Massaraksh

а мейнстрим — это что? Донцова/Маринина/Деревянко/Корецкий?

Нет.)) "Мэйнстрим" в литературе имеет значение отличное от мэйнстрима в кино и музыке. Литературный мэйнстрим — это "Высокая литература" + относительно вменяемая беллетристика. Достоевский, Беккет, Толстой, Фолкнер — мэйнстрим. Ну и всякая жанровая проза типа Бредбери и некоторых триллеров, которой "удалось" выйти в высшие эшелоны.:) У Суэнвика в какой-то статье про это неплохо написано, кстати.
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:39  
Кстати, в догонку, перечитываю на десятый раз "Одиссея" Олди, так вся книга построена на развитии характера героя.

цитата

Жанровая литература — термин, употребляемый в отношении произведений художественной литературы, в которых главенствующую позицию занимает сюжет. Сюжет, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру, в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей[1][2].

Выходит, "Одиссей" не жанровая литература, а стало быть и не фантастика? Тогда что?


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:40  

цитата subhuman

Я википедию цитировал.

Я про "пруф-линк" из Википедии — ссылка на личное мнение определённой писательницы.

цитата subhuman

Короче, я вам про интернациональный термин/понятие говорю

Вот термин:

цитата

ЖАНР (франц. genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания.
[...]
В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения — сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический)."

Общепринятый, научный, интернациональный и тому подобное. Найдите мне определение "жанровой литературы" хотя бы в одном учебнике по теории литературы, хотя бы одной монографии захудалого доктора филологических наук. Вот тогда и будем говорить об этом словосочетании, как о "термине". А до тех пор: определение романа как количества страниц, вот это — жесть и локальная (исключительно в сфере книгоиздания) выдумка и "издательский сленг".


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:41  

цитата Massaraksh

Выходит, "Одиссей" не жанровая литература, а стало быть и не фантастика? Тогда что?

Не читал, но судя по всему жанровая литература, использующая какие-то нежанровые схемы.
–––
[профиль остановлен]


активист

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:42  

цитата странник27

И да кстати забыл написать в стартовом посте, что если возможны, то какие новые жанры по мнению участников форума появятся.


Зоофантастика, например. Собственно, как явление она уже возникла, но как отдельный жанр или даже поджанр пока не классифицирована. Я специально погуглил — в российском сегменте о зоофантастике пока говорят только на уровне личных читательских впечатлений. Нет статьи какого-нибудь серьёзного критика, который бы описывал и классифицировал это явление.

Психофантастика — произведения, действие которых разворачивается во внутреннем мире человека.

Постгуманистика — описание будущего, в котором нет людей. Пока в основном существует на уровне научно-популярных телепередач и нехудожественных книг — но почему бы и не написать кому-нибудь роман, в котором Землёй 3030 года правят разумные крысы?


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:42  

цитата subhuman

Это fantastica как Борхес с Кортасаром, но не science fiction как жанр. В русском языке просто путаница из-за омонимов.

"Сайнс фикшен", он же "научная фантастика" достаточно узкая разновидность фантастики. Как многие считают, ныне это вид если и не мертв, то при смерти. И существовал достаточно короткое время.

цитата subhuman

Нет.)) "Мэйнстрим" в литературе имеет значение отличное от мэйнстрима в кино и музыке. Литературный мэйнстрим — это "Высокая литература" + относительно вменяемая беллетристика. Достоевский, Беккет, Толстой, Фолкнер — мэйнстрим.

Я повторюсь, я технарь и могу путаться, "мейнстрим": "мейн" — главный, основной, "стрим" — поток, ручей, течение. Очевидно если мы говорим о современной литературе, то ее "мейнстримом" никак не могут быть ни Достоевский ни Толстой ни Фолкнер, просто по причине того что всех этих людей давно уже нет в живых. Так что же такое мейнстрим?


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:47  

цитата bubacas

Я про "пруф-линк" из Википедии — ссылка на личное мнение определённой писательницы.

Англовики тоже на её мнение опирается?

цитата bubacas

: определение романа как количества страниц, вот это — жесть и локальная (исключительно в сфере книгоиздания) выдумка.

Англовики вам в помощь тоже. И на других языках. А про некую "форматную литературу", которая есть не что иное как российская выдумка, ничего нет нигде, кроме каких-то спекулятивных российских интернет-сайтов.

Чудовищно низкоуровневая дискуссия, в общем.)
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:53  

цитата Massaraksh

: "мейн" — главный, основной, "стрим" — поток, ручей, течение. Очевидно если мы говорим о современной литературе, то ее "мейнстримом" никак не могут быть ни Достоевский ни Толстой ни Фолкнер, просто по причине того что всех этих людей давно уже нет в живых. Так что же такое мейнстрим?

Мэйнстрим — это литература основного потока, то есть Высокая реалистическая и околореалистическая литература широкого и уважаемого русла, к которой приделаны всякие малозначимые притоки и ручеёчки, Высокой литературой всерьёз не рассматриваемые (низкие жанры, типа). То есть у нас это называется "литературой" или "Литературой", а на западе — мэйнстримом. В музыке и кино термин "мэйнстрим" имеет более "попсовое" и менее "элитарное" значение, то есть смысл другой вообще.
–––
[профиль остановлен]


авторитет

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 12:56  

цитата bubacas

Найдите мне определение "жанровой литературы" хотя бы в одном учебнике по теории литературы, хотя бы одной монографии захудалого доктора филологических наук. Вот тогда и будем говорить об этом словосочетании, как о "термине".


Кандидатская диссертация Артамонова Г.А. (БГУ) "Творчество Стивена Кинга и массовая литература США":

цитата


Современная книжная продукция в США подвергается внешней, безоценочной жанровой идентификации. Жанр определяется как классификационно-каталогизирующее средство, как формальная структура. Исходя из этого, было признано, что понятие genre fiction (“жанровая литература” / “литература определенного жанра”) как нельзя лучше передает специфику исследуемой художественной системы в настоящее время. Однако не стоит забывать, что понятия классического детектива, классического готического романа, “серьезной” фантастики давно вошли в литературный обиход. В настоящее время они подтверждают идею наличия связей между жанрами popular fiction и качественностью “большой” литературы (фиксируются в выражении “popular literary genres”). Вместе с тем нельзя считать правомерным подведение высокохудожественного произведения под популярную жанровую рубрикацию, хоть это удобно для неподготовленного читателя и отвечает современным маркетинговым стратегиям. Очевидна ценностная нивелировка его содержания.


http://www.bsu.by/sm.aspx?guid=109513
–––
Я козак Мамай, мене не займай
Козацькому роду нема переводу


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 13:00  
Казак Мамай, отличная цитата, да.

И немного цитат про "мэйнстрим" из эссе Суэнвика:

цитата

Иэн Бэнкс приятно выделяется тем, что одновременно делает две литературные карьеры — в мэйнстриме, где он известен как автор таких книг, как «Фабрика ос» и «Канал сновидений», и в фантастике, где он тоже весьма ценимый автор.

цитата

Мэйнстрим — вообще забавное сообщество. Он признает своим «перенаселенный и пугающий», по словам Дилана Томаса, мир «Пальмового пьянаря» Амоса Тутуолы, а также произведения Теренса Уайта, Клайва Льюиса, «Строителя лабиринтов» Майкла Айртона и даже таких суперзвезд фэнтези, как Рэй Брэдбери и Урсула Ле Гуин, но напрочь отвергает Р. А. Лафферти, «Серебряный локон» Джона Майерса Майерса и (до сих пор) Самюэля Р. Дилэни. Он приветствует, возносит на вершину моды, а затем вышвыривает Джеймса Брэнча Кейбелла, чья античная сатира «Юрген» до сих пор изобилует фантастическими новшествами (а ее непристойностей, вызвавших в свое время судебное обвинение в безнравственности, современный глаз просто не замечает). Он высоко ценит «Орландо» Вирджинии Вулф, но порицает фантастические моменты, без которых эта вещь не имела бы ни смысла, ни значения. Напрасно мы стали бы искать в мэйнстриме точных критериев.

цитата

Помимо этого прямого влияния гуманисты с самого начала испытывали серьезный интерес и к литературе других направлений, особенно к высокому искусству «мэйнстрима»[06], что, по мнению многих «пульп-традиционалистов»[07], среди которых, как ни странно, есть и киберпанки, уже само по себе граничит с преступлением. Так, Джон Кессел получил «Небьюлу» за «Другого сироту» [Another Orphan], повесть, которая предполагает определенное знакомство читателя с мелвилловским «Моби Диком». А Ким Стэнли Робинсон вовсю – и одобрительно! – цитировал Жана-Поля Сартра в рассказе «Зеленый Марс» [Green Mars]. Однако не делали ли они это намеренно, дабы заставить пустоголовых фанатиков жанра скрежетать зубами в бессильной злобе? Сомневаюсь. Но сомневаюсь также и в том, что это новое поколение пишет хоть сколько-нибудь лучше – или более читаемо, – чем их предшественники. И все же, если Мартин, Брайант и другие их коллеги – то ли в силу чрезмерной скромности, то ли подустав от бесконечных и бессмысленных войн вокруг «новой волны», – не очень-то стремились афишировать влияние «большой литературы» на свое творчество, то гуманисты ринулись вперед бесстрашной поступью ангелов.


И из интервью с ним:

цитата

NG: What of mainstream influences?

MS: Vladimir Nabokov — I've read pretty much everything he ever wrote. And everything by Thomas Pynchon, though of course that took a lot less time. Jorge Luis Borges, Gabriel Garcia Marquez, Julio Cortazar, John Fowles, Donald Barthelme, John Barth, William Faulkner, Mark Twain, Robert Louis Stevenson... There seems to be a pattern shaping up here, because these are all generators of dreams and wonders. It's likely I would've been a fantastically-oriented writer in any case.
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 13:13  

цитата Торквемада

Психофантастика — произведения, действие которых разворачивается во внутреннем мире человека.

Это что? Дик и его школа? Для этого ещё в 60ых был какой-то термин типа "внутренний космос".
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 13:19  

цитата subhuman

Англовики тоже на её мнение опирается?

Там та же ситуация, только фамилия автора другая.
Казак Мамай, спасибо скачал. Сейчас буду читать. Смущает только, что пишут-то сплошь про иностранную литературу (конкретно Ваша ссылка про американскую). А не про литературу в целом. Так что в США может "жанровая литература" это термин. А вот в отечественной литрературоведческой традиции он отсутствует.
И самое главное, сразу в вводной части:

цитата

Подмена традиционного popular fiction как популярной литературы, главным образом сосредоточенной на характере взаимодействия структур художественного текста с установками читателя, понятием genre fiction, актуализирующим жанр как маркетинговый элемент безоценочной категоризации литературной продукции, оказывается неправомерной ввиду формально-содержательной природы жанра и специфики жанрового обозначения “серьезной” литературы.

Во как — неправомерной! И даже последнее предложение из Вашей собственной цитаты о том же.

цитата

Вместе с тем нельзя считать правомерным подведение высокохудожественного произведения под популярную жанровую рубрикацию, хоть это удобно для неподготовленного читателя и отвечает современным маркетинговым стратегиям. Очевидна ценностная нивелировка его содержания.

То есть всё что я и писал: издатели исходя из своих маркетинговых соображений извратили понятие жанр, но с точки зрения кандидата филологических наук это — ересь чистой воды. Что и требовалось доказать! :-D
Так что двойное спасибо за ссылку, как за подтверждение моих постов, так и за работу по творчеству Стивена Кинга.


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 13:26  

цитата bubacas

А вот в отечественной литрературоведческой традиции он отсутствует.

Угу, у России и тут Свой Особый Путь, идущий вразрез с мировой терминологией.:) Особенно повеселила какая-то литературоведческая российская монография, где под термины "дистопия" и "антиутопия" подводятся разные базы.:)) Мол, это два разных субжанра.)) И кто-то же потом ссылается на такое...
–––
[профиль остановлен]


авторитет

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 13:39  

цитата Торквемада

Постгуманистика — описание будущего, в котором нет людей. Пока в основном существует на уровне научно-популярных телепередач и нехудожественных книг — но почему бы и не написать кому-нибудь роман, в котором Землёй 3030 года правят разумные крысы?

Уже http://fantlab.ru/work27517
только не крысы


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 14:13  

цитата subhuman

идущий вразрез с мировой терминологией

Пока что не с "терминологией", а всего лишь с маркетинговыми ходами зарубежных издателей. Это не страшно.:-)))
Страницы: 12345678...111213    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Новые жанры фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Новые жанры фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх