Новые жанры фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Новые жанры фантастики»

Новые жанры фантастики

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 16 июля 2014 г. 23:25  

цитата subhuman

Маркетологи?
Собственно, кому такое еще нужно, не уборщицам же. Литературоведческие термины им не в помощь, вот и бьются... или фантазируют, в данном случае неважно.

цитата subhuman

Западные примеры можете привести, кстати?
Если Вас убеждает только Запад — что Вы здесь делаете? Но — пожалуйста. PhD in aerospace engineering = "Доктор философии по аэрокосмической технике". Ясно же, что жаргон. Однако ж... практикуют, не вздрагивают. Или вот один официальный сайт США Рядом Hispanic population, non-Hispanic white population, black population, The Asian population и Alaska Natives. По кусочку из каждой возможной классификации, да за такое на любом экзамене не больше трех из пяти ставят. Но для специалистов оказалось удобно.


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 07:18  

цитата ааа иии

Если Вас убеждает только Запад — что Вы здесь делаете?

Странный троллинг. Почти вся обсуждаемая здесь литература — западная. Термины, используемые для её обсуждения — международные. Чисто российские термины-выдумки по отношению к западной литературе неприемлемы, соответственно.

цитата ааа иии

Но — пожалуйста.  PhD in aerospace engineering = "Доктор философии по аэрокосмической технике".

Ээээ... причём тут классификация фантастики? Я думал, мы про неё говорим.
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 10:47  

цитата subhuman

Ну и жанра "формат".:))

Формат это не жанр. Формат — это форма повествования, которое зарубежные маркетологи ошибочно называют жанром :-))). Причина из приводимых Вами иностранных источников: "так удобнее массовому читателю".
Но допустим. Не будем спорить о терминах, возьмём Ваш декларативный подход. Как он работает.
Составили ряд формальных признаков и объявили, что при наличии их в книге она относится к определённому "жанру".

цитата subhuman

К типичным примерам жанровой литературы относятся[1]:
боевик;
детектив;
исторический роман;
любовный роман;
мистика;
приключения;
триллер;
научная фантастика;
фэнтези.

А потом начинаются чудеса. Большинство книг (массовых, то есть, по-умолчанию, якобы "жанровых") в эти узкие искусственные рамки не влазит. И начинается: фантастический боевик; приключенческий боевик; мистический триллер; психологический триллер; остросюжетный детектив; фэнтези-детектив; про разнообразие всяческих "фантастик" и "фэнтези" уже создана отдельная тема. И всё это гордо именуется "жанрами". Потом приходит новый массовый (и при этом самобытный писатель) который рвёт все шаблоны (форматы 8:-0) и для "ожанривания" его произведения маркетологи судорожно придумывают новую многосоставную "каракатицу".
В какой, с позволение сказать, "жанр" впихнуть "11/22/63/ С. Кинга? В романе есть элементы исторические, научно-фантастические, детективные; есть черты триллера и боевика; есть черты псевдодокументалистики (хотя это вообще кинематографический приём); есть элементы альтернативной фантастики; есть ярко выраженная любовная линия в исходно романтических канонах... Вот и пишут потом в одном обзоре, что "11/22/63" — превосходный детектив; а в другом — великолепная фантастика. А ведь согласно западной же классификации это разные "жанры".
Какое произведение, из массовых, не возьми, ну не укладывается оно в "жанр", хоть ты тресни. Отсюда вопрос: зачем придумывать искусственную систему которая не работает?
Да и само определение "жанровой литературы" — троекратный .

цитата subhuman

Жанровая литература — термин, употребляемый в отношении произведений художественной литературы, в которых главенствующую позицию занимает сюжет. Сюжет, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру, в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей. Жанровая литература предназначена для массового потребления в отличие от внежанровой.

Друзья мои, сюжет — цепь событий, меняющих психологическую мотивацию персонажа. То есть, вызывающих то самое "развитие характера". Проявляться оно может, как минимум, через демонстрацию новых его граней в нестандартной ситуации. Сюжет без "развития характера персонажей", это — не сюжет, это — фабула. Формальная цепь последовательных событий: пошёл, украл, подрался, побежал, помер. Финита! Книга написанная таким способом — не "жанровая литература", а комикс. Только без картинок.
Вот и получается, что если следовать определению "жанровой литературы" — в ней главенствует сюжет, в жертву которому приносится основной формирующий признак, этого самого, сюжета.
Возьмём к примеру "Властелин колец". Строим логическую цепочку. "ВК" — фэнтези; фэнтези — "жанровая литература". Значит "ВК" — жанровая литература. Значит в "ВК" главенствует сюжет, а остальные элементы повествования (то есть — пейзажные зарисовки, лирические и психологические отступления, портреты и развитие персонажей и далее по списку) приносится ему в жертву?! Это у Толкина-то?!%-\
Получается, что "Властелин колец" написанный в "жанре" фэнтези (более того — считающийся апокрифическим для этого "жанра"), и поэтому являющийся "типичным примером жанровой литературы", определению "жанровой литературы" не соответствует. %-\ два раза.


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 10:56  
Я бы вместо "жанра" использовал бы термины "ярлык" и "тэг".


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 11:18  
[Сообщение изъято модератором]
–––
[профиль остановлен]


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 11:22  

цитата bubacas

считающийся апокрифическим для этого "жанра"

оффтоп: имхо, вы хотели сказать "канонический" 8-)


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 11:32  

цитата subhuman

это всё типично российские словоблудие и пустословие

:-))). Особенно "российское" веселит. И то, что половина "словоблудия" — цитаты из Вашей ссылки на Вики, а вторая — из учебника по теории литературы и кандидатской диссертации :-D которую вчера нашёл Казак Мамай. Впрочем Вы правы, оффтоп и споры "о колбасе" прекращаю.

цитата ArK

Я бы вместо "жанра" использовал бы термины "ярлык" и "тэг".

Или столь нелюбимый кое-кем 8:-0 термин "формат" :-))).

цитата pilotus

имхо, вы хотели сказать "канонический"

Видимо, да 8-]. Хотя фанаты у Толкина весьма оригинальные. Может кто-то из них согласился бы ;-).


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 11:36  

цитата bubacas

. И то, что половина "словоблудия" — цитаты из Вашей ссылки на Вики, а вторая — из учебника по теории литературы и кандидатской диссертации

Словоблудие — ваши размышление по этому поводу. Причём тут цитаты вообще?

цитата bubacas

Возьмём к примеру "Властелин колец". Строим логическую цепочку. "ВК" — фэнтези; фэнтези — "жанровая литература". Значит "ВК" — жанровая литература. Значит в "ВК" главенствует сюжет, а остальные элементы повествования (то есть — пейзажные зарисовки, лирические и психологические отступления, портреты и развитие персонажей и далее по списку) приносится ему в жертву?! Это у Толкина-то?!

Да, это типичная сюжетная жанровая литература. В её основе именно жанровое сюжетное клише, разработанное задолго до Толкина: какие-то добрые существа куда-то вынужденно идут, попутно сражаясь со злом. Вот и весь сюжет, вся книга (если утрировать). А всякие "пейзажные зарисовки" — это уже чисто декоративное оформление сюжета.
–––
[профиль остановлен]


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 11:49  

цитата subhuman

Владимирский — жанровый критик.


Это тоже маркетологический термин ? Что-то вроде "модного критика" :-D ?

Сторонники теории заговора утверждают, что разделение на жанровую и нежанровую литературу:

1) произошло по злой воле книгоиздателей и книготорговцев, по аналогии с классической живописью и современным кинематографом; они используют синоним "category fiction".

2) предназначено для маскировки аксиологии, именно разделения на качественную серьёзную почти не пользующуюся спросом у большинства читателей литературу и низкопробное коммерческое чтиво для массового потребления. Последнее и определяется как genre fiction, переводить это как "жанровая литература" не вполне точно, поскольку литературой это не является, что видно из противопоставления в англоязычном варианте genre fiction и literary fiction. Это не литература, а товар, на который навешивают ярлык "для такого-то покупателя".

3) почтенные авторы имеют от literary fiction славу, а ради заработка пишут genre fiction под псевдонимами, с ограничением авторского замысла издательскими предначертаниями (writers' guidelines) и иногда с использованием труда литературных негров. Когда талант автора преодолевает границы предначертаний, получается literary fiction. Чтобы издатель мог продать получившийся шедевр, придумывается новый жанр, детективный стимпанк или юмористический хоррор. Естественно, с литературоведением это ничего общего не имеет.
–––
Я козак Мамай, мене не займай
Козацькому роду нема переводу


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 11:54  

цитата Казак Мамай

Это тоже маркетологический термин ? Что-то вроде "модного критика" ?

А разве он не на фантастику в основном рецензии пишет? Мне казалось, это процентов на 90 его ниша. Хм.

цитата Казак Мамай

разделение на жанровую и нежанровую литературу

Совершенно нормальное и необходимое явление для книжного рынка.
–––
[профиль остановлен]


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 12:12  

цитата subhuman

А разве он не на фантастику в основном рецензии пишет? Мне казалось, это процентов на 90 его ниша. Хм.


Нет, судя по названиям публикаций, он в пограничных жанрах работает. Между реализмом и фантастикой.
–––
Я козак Мамай, мене не займай
Козацькому роду нема переводу


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 12:14  
ОК, ввожу новый термин для него: полужанровый критик. Или — ох — полуформатный.:)
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 12:17  

цитата subhuman

если утрировать

Ключевое слово "утрировать". А если не утрировать, а подвергнуть произведение серьёзному и профессиональному идейно-тематическому анализу, то вся "жанровость" испаряется, как дым на ветру. Так, я извиняюсь, и "Преступление и наказание" можно упростить до "остросюжетного детектива", и поставить его в один ряд с какой-нибудь "Братвой-8" А. Пупкина. А потом у фаната Пупкина будет взрыв мозга! И зачем такие "жанры" нужны? :-)))
А главное ответьте: чем таким Толкин "пожертвовал" в угоду сюжету, как того требует определение "жанровой литературы"?
Ну, и напоследок.

цитата subhuman

какие-то добрые существа куда-то вынужденно идут, попутно сражаясь со злом. Вот и весь сюжет


И ещё раз
Это не сюжет. Это даже не фабула, и даже не канва произведения. Это — крайне примитивная и недопустимо упрощённая концепция генеральной (но не единственной) сюжетной линии огромного романа.
С такой примитивной точки зрения даже "Знаменосцы" О. Гончара — "типично жанровая литература" :-))).

цитата

Какие-то добрые существа [бойцы миномётной роты Красной Армии] куда-то [на Берлин] вынужденно идут, попутно сражаясь со злом [немецко-фашистскими захватчиками]

:-D. Вот оно как, а Александр Терентьевич-то и не знал, что в "жанре" фэнтези свою трилогию (надо же и здесь с Толкином совпало :-)) написал. Так и запишем: "типичное фэнтези в стиле Толкина" :-))).


миротворец

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 12:51  

сообщение модератора

цитата subhuman

Словоблудие — ваши размышление по этому поводу. Причём тут цитаты вообще?
Cпокойнее, пожалуйста. В следующий раз вы получите предупреждение.
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 13:37  
heleknar:
http://ru.wiktionary.org/wiki/словоблудие
Это означает всего лишь "пустые бессодержательные разговоры" вообще-то. Причём тут некое спокойствие я не понял, но ОК, умолк.
–––
[профиль остановлен]


авторитет

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 14:09  
роман это сама форма произведения наряду например с повестью. Но жанровая классификация к внешней форме вообще не сводится.
Властелин Колец роман, Война и мир тоже роман. Значит Толкиен и Толстой в одном жанре что-ли писали?


миродержец

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 14:13  
Фантлабовский форум безнадёжен. Отписываюсь от темы.


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 14:51  

цитата странник27

Значит Толкиен и Толстой в одном жанре что-ли писали?

Да. В жанре романа. Хотя у них были и рассказы и повести (ну, у Толкина точно). Это тоже жанры, со своими отличительными признаками.
В том то и дело, что для читателя (читай покупателя) классическое жанровая типология абсолютно бесполезна. Ваш пример с Толстым и Толкиеном. Нужны более чёткие ориентировочные маркеры (те самые "тэги", "ярлыки" и прочее), которые позволят читателю заранее определится с выбором. Ответить на вопрос: что меня тут ждёт? Тут на помощь и приходит маркетинг, со своими "жанрами":
есть борьба Добра со Злом; Тёмные Властелины; магия; и пр — фэнтези; ярко выраженный идеализм — классическое фэнтези; ярко выраженный цинизм и жестокость — тёмное фэнтези.
звездолёты и космос — "фантастика"; заклёпки в романе совпадают с ТТД — "научная фантастика"; заклёпки описаны для галочки — "космическая опера"; наши эпично и зрелищно лупят в хвост и гриву пришельцев — "фантастический боевик";
герой попадает в параллельный мир — "попаданство";
про ужасы вроде ЛитРПГ и иже с ней выше уже поминали;
И так далее, и тому подобное.
То есть понятие "жанр" нивелировалось до набора неких художественных приёмов, образов и шаблонных ситуаций. И произведение классифицируется только по наличию/отсутствию этих признаков. Для того что бы правильно выбрать для него целевую аудиторию и грамотно продвинуть продукт в массы. Чистый маркетинг, к литературе отношение весьма условное.
Когда дело касается "графоманских" или "тематических" произведений (та же серия "STALKER", книги Г. Ю. Орловского) такой подход себя ещё, с грехом пополам, оправдывает. Но на "полноценных" произведениях идёт сбой. Про Кинга, Гончара я уже выше писал. Про Олди тоже пишут "жанр — философский боевик" (та ещё кракозябра). Хотя это условное обозначение, которые придумали сами Олди, для собственного литературного направления. А их отношение к жанрам тут уже упоминалось.


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 14:59  

цитата subhuman

Так ответ был же.)) Само собой, с позиции западной терминолонии это "мэйнстрим", просто с использованием фантастического метода, как у Свифта или Маркеса. Это нежанровая фантастика, то есть фантастика там метод, а не жанр. Да и в те годы жанров в популярной прозе вообще практически не было ж в современном понимании.

Просто, если классификация работает с большими натяжками и без четких границ и критериев — значит она, на самом деле, не работает. В общем то это все что я хоте сказать)

цитата glupec

Massaraksh, а Олди что, истина в последней инстанции? А я вот специально в "Энциклопедический словарь юного литературоведа" по этому поводу лазил -- и четко знаю: жанр может быть и тем, и тем. С одной стороны -- "жанр рассказа", а с другой -- "детективный жанр". Глючно, но факт.

Нет, но они тоже на кого-то опираются, а их мнение мне показалось логичным и без неувязок. Или, как это, безглючным, да. )

цитата glupec

1. Слово "ознакомиться" (неопределенная форма глагола) пишется с мягким знаком. Вот если бы "Александр Андреевич с этими книгами обязательно ознакомиТся" -- тогда да, тогда без мягкого знака. Потому как третье лицо единственного числа. Учите русскую грамматику, и будет Вам счастье :-)))

Благодарю. У меня много ошибок. Хотите, кидайте замечания в личку, я буду исправлять , а вам будет счастье. Кстати, вы в курсе, что в русском литературном языке нет слова "глючный"?

цитата Алексей121

1. ЛитРПГ.
2. Реваншистская фантастика.
3. Женское юмористическое фэнтези.
4. Женское романтическое фэнтези.

Да ладно. Если я правильно понимаю что такое ЛитРПГ, то единственный новый жанр из списка. Правда, я знаю всего три книги этого жанра (?), мелковат улов. Уж никак не сотни книг. Опять же вопрос, чего там больше от книги, а чего от игры. В конце концов, детская книжка-раскраска тоже печатается на бумаге в формате похожем на журнальный, но это не делает ее литературой.

В новизне реваншистской фантастики сомневаюсь, но названий не назову, эти книги на любителя, я не любитель, просто не помню названий. В третей и четвертой позиции, я так понимаю, новизна кроется в слове "женская"? Хм...


философ

Ссылка на сообщение 17 июля 2014 г. 15:20  

цитата Massaraksh

Правда, я знаю всего три книги этого жанра (?), мелковат улов.

Я знаю четыре-пять фамилий авторов пишущих (и издающихся) в этом "жанре" и у каждого уже по 4 книги минимум. Так что "жанр" (да чёрт с ней с терминологией) несомненно развивается. Правда, ИМХО, основной поток не выйдет за пределы СамИздата и сетературы — слишком уж узкопрофильное направление. А в комментариях к наиболее удачному (ИМХО), произведению читал претензии вроде: "...автор слишком уж отклонился от законов жанра. И есть сомнения, что эту книгу можно считать ЛитРПГ" :-))).

цитата Massaraksh

В новизне реваншистской фантастики сомневаюсь, но названий не назову

Если правильно понял позицию, то например Злотников "Империя наносит ответный удар"; или Земляной "Один на миллион". Основной признак — наличие в будущем острого конфликта между двумя общественными системами. "Добро" представлено Российской Империей (именно Империей и никак иначе), а "Зло" — окончательно загнившей демократией (тут тоже без вариантов). Естественно война и наши побеждают.
Или, возможно, речь идёт о произведениях "альтернативной истории", где ГГ изменяет ход исторических событий (конкретно Гражданской или Великой Отечественной Войны), приводя будущее Отечество к блеску и славе? Направление точно не новое, но обороты только набирает.
Страницы: 123...678910111213    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Новые жанры фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Новые жанры фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх