Иэн М Бэнкс Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 

  Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"

  Варианты ответов Мой голос
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Внимание! Для голосования Вам нужно пройти авторизацию
 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 29 января 2012 г. 23:03  
Поскольку тема о творчестве Бэнкса обретается в разделе "Другая литература", но с появлением на русском языке ранее непереведенных книг цикла в нее попадают и ответы о "Культуре", считаю нужным выделить под творчество Иэна М. Бэнкса из цикла Культура отдельную тему и опрос в разделе фантастики.

Пожалуйста, при голосовании за лучшее произведение делайте поправку на сильно различающийся от книги к книге уровень перевода.

Изданные АСТ Выбор оружия, Эксцессия, а особенно Взгляд с наветренной стороны в нынешних русских версиях имеют крайне мало общего с английскими оригиналами, местами целые куски текста выпущены или перевраны.

Для романа Surface Detail имеются два варианта перевода, один, выложенный в сети и выпущенный малотиражными изданиями под названием Черта прикрытия, снабжен подробными примечаниями и соответствует стилистике оригинала, второй, опубликованный ЭКСМО под названием Несущественная деталь, представляет интерес лишь для кунсткамеры Сергея Соболева ввиду зашкаливающего количества переводческих ляпов и полной кастрации ненормативной лексики.

Повесть Последнее слово техники и роман Водородная соната в официальных изданиях не выходили. Из романа Материя при публикации и русском переводе изъята одна глава, выпущенная затем в составе сборника The Spheres.

В опросе произведения расставлены в порядке внутренней хронологии цикла (даты по земному календарю):

Вспомни о Флебе (Consider Phlebas) — 1331 год
Последнее слово техники (The State of the Art) — 1977 год (предисловие — 2092 год)
Эксцессия (Excession) — около 2067 года (есть упоминание об Азадианской империи, изъятое в русском переводе; кроме того, в переизданиях дается датировка — семьсот лет после Идиранского конфликта, хотя в первом издании и русском переводе указан срок в пятьсот лет)
Игрок (The Player of Games) — 2083-2084 гг.
Материя (Matter) — около 2087 года
Выбор оружия (Use of Weapons) — 2090-2092 гг. (основная сюжетная линия, время действия ретрохрональной линии точно не определено)
Взгляд с наветренной стороны (Look to Windward) — 2167 — 2170 гг.
Водородная соната (The Hydrogen Sonata) — 2370 год (указания на датировку противоречивы)
Черта прикрытия/Несущественная деталь (Surface Detail) — 2870 год (указания на датировку противоречивы)
Инверсии (Inversions) — неопределенное время действия






Иэн Бэнкс и Иэн М. Бэнкс скончались на рассвете 9 июня 2013 года после короткой тяжелой болезни.

Желающие посочувствать Адель Хартли-Бэнкс могут отписываться здесь: http://friends.banksophilia.com/guestbook

Следующая книга, The Quarry, вышла в свет 20 июня 2013 года.

Предыдущее произведение Бэнкса, Водородная соната, было номинировано на премию Locus, но не получило ее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 17:56  

цитата ааа иии

1984 куда мрачнее. Лондон, Люди бездны и т.п.

Ээээ, вы об Оруэлле? Там нет атрибутики фэнтези. А в "Инверсиях", в свою очередь, нет НФ-атрибутики.

цитата ааа иии

Несерьезное определение. Особенно, если знаете, насколько частый элемент в НФ Бэнкса летающие ножи.

Говоря сейчас об этом романе, я оцениваю его именно как отдельный роман. И со стороны это именно фэнтези, поскольку об НФ-составляющей никто из героев, включая рассказчика, не догадывается. Если бы читатель заранее не знал, что те двое — из Культуры, на НФ не намекало бы ничего.
–––
[профиль остановлен]


миродержец

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 18:20  
Ну так правильно. Это ЭКСМО в аннотации спойлерит. А так, если б не оговорка докторши нащот ОО, был бы альтисторический роман. Оговорка методологически сродни фразе метрдотеля в эпилоге "Черты прикрытия": хоп, одно слово === весь роман перевернут с ног на голову.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 18:28  

цитата FixedGrin

Ну так правильно. Это ЭКСМО в аннотации спойлерит.

Я читаю НФ-книги, по возможности не читая российских аннотаций, так что про сюжет романа не знал ничего.:) В итоге, наткнулся на фэнтези, хотя рассчитывал на НФ типа "Материи", поскольку в данной теме эти романы сравнивали.
–––
[профиль остановлен]


миродержец

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 18:45  
Стилистически сопоставление корректно в части, касающейся Сарла. В целом же — нет. "Вопрос", как правильно переводить "Matter", вообще по задумке сугубо экспериментальная книга. Бэнксофаны ее не слишком жалуют. Ну да он разминался после 8-летней паузы.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


философ

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 18:48  

цитата subhuman

Ээээ, вы об Оруэлле?
И о Джеке Лондоне. Обо всех описателях трущоб, включая Брехта, Горького и Твена. Жанр обязывает к мрачности... разве что Амаду или Стейнбек смогли отойти от канона.

цитата subhuman

поскольку об НФ-составляющей никто из героев, включая рассказчика, не догадывается.
Существуют пограничные книги, например Маска С.Лема или Никакой магии Уланова, которые можно относить туда или сюда в зависимости от настроения. Но именно по поводу глаз аборигенов есть хороший пласт НФ — машина времени.
Логинов Цирюльник.
Пол Андерсон Человек, который пришел слишком рано
Тед Чан Купец и волшебные врата
Фэнтези?


философ

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 19:08  

цитата ааа иии

Существуют пограничные книги

цитата subhuman

Говоря сейчас об этом романе, я оцениваю его именно как отдельный роман.

По роману не понятно, что это НФ, если не знать, к какому циклу он относится. И без этой информированности данная книга — обычная мрачная фэнтези, двое героев которых приплыли с каких-то дальних, более развитых островов, но о них никто ничего толком не знает. Спор ни о чём. Относительно серии "Культура" этот роман можно оценивать как НФ только в том случае, если рассматривать события с точки зрения наблюдателя Культуры. Мол, где-то есть более продвинутая цивилизация, наблюдающая за дикарями. Но сама по себе история и мир чисто фэнтезийные — относительно формы, сюжета и атрибутов.
–––
[профиль остановлен]


миродержец

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 19:37  
На "Сто полей" похоже. Даже больше, чем на Стругацких.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 20:36  

цитата subhuman

И без этой информированности данная книга — обычная мрачная фэнтези, двое героев которых приплыли с каких-то дальних, более развитых островов, но о них никто ничего толком не знает.

А много вы знаете фэнтези с таким сеттингом?
Не все средневековье — фэнтези, как известно.


философ

Ссылка на сообщение 2 января 2013 г. 21:52  

цитата Farit

А много вы знаете фэнтези с таким сеттингом?

Вы имеете в виду книги, где действие происходит в некоем фантастическом мире, напоминающем средневековье? Где воюют между собой королевства? Где плетутся интриги и политические заговоры? Где покушаются на королей и принцев? Где сражаются на мечах и арбалетах? Где осуждают рациональное мышление? Где какой-нибудь советник короля (в нашем случае — доктор) оказывается умнее, чем все думают? Думаю, таких книг даже не сотни, а тысячи.
–––
[профиль остановлен]


миродержец

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 01:30  
Переделка греческого мифа в Культуре действительно имеется. Но я не думаю, что Выбор оружия[/i] Используя оружие попадает в эту категорию. Одиссей не бессмертен, Калипсо не писала стихи, на Олимпе нету анархо-либертарианской утопии.

Вот где аллюзии на греческие мифы в обилии, так это в Водородной сонате.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Троянский конь в виде корабля неперешедших зидхренов; Нгароэ Ци'Риа как аналог Филоктета; зеркальный щит Персея у Бердле; бессмысленная деятельность дрона-отшельника, которого навещает Скоальера, по типу сизифовых мук; Вир Коссонт, бегущая из Трои, сиречь из штаб-квартиры Коллегии; 52 члена для непрестанной сатирианской оргии у Сименира
и так далее.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


миродержец

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 03:06  
Пускай тут полежит.
http://fantlab.ru/blogarticle23664

а вообще, господа, кто-то еще в тредике читавший Водородную сонату есть? чтоб было с кем спойлерить.

Если требуется подогреть интерес, то книжка более масштабная и значительно более пронзительно-безысходная, чем Вспомни о Флебе.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И мы потеряем корабль Культуры. Да, вы не ослышались: впервые со времени Вспомни о Флебе корабль Культуры будет уничтожен.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 11:24  

цитата subhuman

Вы имеете в виду книги, где действие происходит в некоем фантастическом мире, напоминающем средневековье?

Самое смешное, что в моем сообщении была цитата из вашего сообщения. Небольшого умственного усилия с вашей стороны было достаточно, чтобы избавить себя от набивания такого количества букв.
Повторюсь — много ли вы знаете книг фэнтези, в которых на фоне средневековой жизни действуют "два мага из дальних краев"? При том, что никаких других магов нет, никаких иных проявлений "волшебства" не наблюдается. Да и "магия" их явно не универсальна.
Я вот таковых не припомню.


философ

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 12:42  

цитата Farit

Небольшого умственного усилия с вашей стороны было достаточно, чтобы избавить себя от набивания такого количества букв.

В свою очередь могу заметить, что всего лишь небольшое умственное усилие с Вашей стороны не только избавило бы Вас от изначальной постановки вопроса (который кажется мне странноватым), но и избавило бы меня от ответов Вам.))

цитата FixedGrin

Водородную сонату

А как она написана, кстати? Хотелось бы надеяться, что в духе Материи и Алгебраиста. Очень нравятся постоянные авторские отступления, где сюжет постоянно прерывается какими-нибудь пояснениями на пару страниц.:) Судя по некоторым отзывам, какую-то часть читателей эта авторская техника наоборот не радует.:)
–––
[профиль остановлен]


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 12:59  

цитата subhuman

В свою очередь могу заметить, что всего лишь небольшое умственное усилие с Вашей стороны не только избавило бы Вас от изначальной постановки вопроса (который кажется мне странноватым), но и избавило бы меня от ответов Вам.))

Глупость простительна, глупость вкупе с гордыней — пожалуй, что нет.
Вы путаете фэнтези и средневековье. Еще и настаиваете на этом.


философ

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 13:03  

цитата Farit

Вы путаете фэнтези и средневековье. Еще и настаиваете на этом.

Я ничего не путаю и, соответственно, не настаиваю. Наоборот, это ВЫ решили, что я путаю фэнтези с неким средневековьем (хотя термин "средневековье" я намеренно брал в кавычки, чтобы показать его условность, но вы это проигнорировали) и настаиваете на своей точке зрения.
В общем, закрываем дискуссию, пока модераторы нам не вынесли предупреждение.
–––
[профиль остановлен]


активист

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 13:16  

цитата FixedGrin

Вот где аллюзии на греческие мифы в обилии, так это в Водородной сонате.

Нет я не открою этот спойлер:-))).

цитата FixedGrin

Переделка греческого мифа в Культуре действительно имеется. Но я не думаю, что Выбор оружия Используя оружие попадает в эту категорию. Одиссей не бессмертен, Калипсо не писала стихи, на Олимпе нету анархо-либертарианской утопии.

понимание любой книги всега сугубо индивидуально, поэтому не буду настаивать на своей версии.


миродержец

Ссылка на сообщение 3 января 2013 г. 17:09  

цитата subhuman

А как она написана, кстати? Хотелось бы надеяться, что в духе Материи и Алгебраиста. Очень нравятся постоянные авторские отступления, где сюжет постоянно прерывается какими-нибудь пояснениями на пару страниц.:)


Технически ближе к "Черте прикрытия". Пяток сюжетных линий на разных уровнях вселенной + парочка промежуточных персонажей типа Тефве. Постоянные флэшбэки в главах Коссонт. Главы основного злодея написаны по большей части диалогами. Чятиков корабельных на треть романа где-то.

ну вот пример стиля: http://fantlab.ru/blogarticle23664page1#c...
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


миродержец

Ссылка на сообщение 24 января 2013 г. 02:32  
http://fantlab.ru/blogarticle23944

Из тематической подборки отдела культуры Guardian.

Дополнительно демонстрируются некоторые врожденные пороки существующего русского перевода Use of Weapons.
–––
Мы начинаем со смелого допущения, что целью войны является победа над официально заявленным противником. Let's go Brandon


активист

Ссылка на сообщение 24 января 2013 г. 21:16  
FixedGrin спасибо.


магистр

Ссылка на сообщение 3 апреля 2013 г. 14:45  
У Бэнкса рак, врачи дают ему не больше года :-(
–––
Мой канал о фантастике в ТГ: https://t.me/zlo_i_sff
Страницы: 123...56789...293031    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»

 
  Новое сообщение по теме «Иэн М. Бэнкс. Обсуждение творчества. "Культура"»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх