Александр Казанцев ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Александр Казанцев. Обсуждение творчества.»

Александр Казанцев. Обсуждение творчества.

 автор  сообщение


миротворец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 10:52  

цитата Dimson

Можно ещё раз повыть о тоталитарных обществах и ценностях
:-D

цитата Dimson

Но я вижу
— каждый видит то, что хочет видеть.
И с этим не поспоришь.
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


философ

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 11:12  

цитата Казанцев

Влияние бездумного перепечатывания американской фантастики у нас в СССР безусловно сказывается на путях и исканиях молодых фантастов. И плохую услугу оказывает им некоторые семинары, проводимые под эгидой Совета по научной фантастике приключениям Союза писателей СССР. В качестве такой плохой услуги можно указать на рецензию тов. Войскунского на предлагаемый сборник Лукиных "Ты, и никто другой", где он ссылается на свое знакомство с авторами на семинаре в Малеевке и где он всячески поддерживает направление их творчества. Приходится лишь искренне сожалеть об этом, ибо этот рецензент по своим литературным воззрениям резко расходится с решениями коллегии Госкомиздата СССР, где главным в научной фантастике было признано создание произведений, которые бы увлекали молодых читателей, прививали им интерес к науке и технике и способствовали бы возрождению интереса молодежи к техническим втузам, который ослаб за последние годы, нанося урон нам в деле развития научно-технической революции, поскольку во втузы идут все менее способные и подготовленные молодые люди.

Как видим, идеологическая борьба происходит не только между нашим социалистическим лагерем и капиталистическим миром, но и даже внутри нашей страны, в частности, в области научно-фантастической литературы.

И потому, конечно, любая книга в любимом читателями жанре научной фантастики не может рассматриваться без учета решений коллегии Госкомиздата, о которой я упомянул. И мне, как члену редколлегии Госкомиздата СССР по межиздательской тридцатитомной библиотеке научной фантастики, искренне жаль, что руководство товарищей войскунских на семинарах заводит начинающих фантастов в тупик.

Я остановился на всем этом, чтобы проанализировать ту обстановку, которая влияет на становление новых писателей фантастов. Нельзя забыть критических завываний недавнего времени апологетов так называемой "философской фантастики" (не обязательно марксистской), где одну из главных скрипок играл "критик" Нудельман, который вещает теперь перед микрофоном радиостанции "Свобода", оказавшись агентом ЦРУ.

Мне, старейшему из фантастов, приходится, не складывая идеологического оружия, постоянно бороться со всеми отклонениями от твердой позиции партийной литературы, найдя поддержку в лице Госкомиздата СССР, и воспринимаю обращение Госкомиздата РСФСР как проявление той же партийной позиции, отраженной в свое время в ряде выступлений журнала "Коммунист", "Журналист" и др. изданий, где подвергнута была критике основная позиция апологетов философской фантастики о праве на изображение будущего с самых разных идейных позиций, что прямо перекликается с такой цитатой, взятой мною из журнала "Америка" (№ 159) "Существенная разница между старыми утопическими произведениями (Томас Мор, Кампанелла, А.К.) и новым утопизмом заключается в том, что первые предлагали очень мало... общество как таковое, играло второстепенную роль и структура его зависела лишь от мышления самого писателя (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин! А.К.). Новая же литература о будущем основную роль отводит обществу и дальше больше: она предполагает множество вариантов (!! А.К.), из которых можно выбрать лучший из всех возможных будущих миров (конечно же, не марксистский! А.К.)" Если сравнивать призывы апологетов "философской фантастики", начиная с Нудельмана, то эта цитата из журнала "Америка" целиком совпадает с их высказываниями. Действительно, идеологическая борьба происходит не только между лагерями социализма и капитализма, но даже и внутри нашей страны, где ее очень удобно маскировать под свободную фантастику, что делал небезызвестный Абрам Терц (эмигрировавший после отбытия заключения Синявский).

Я уже сказал, что к научной фантастике рассказы Лукиных отношения не имеют, они никуда не зовут читателя, не заражают его идеями, не возбуждают у него тягу к знаниям, не направляют пути молодых людей во втузы.

В этом смысле хочу отметить корректную, но строгую критику рецензента Ю. Тупицына, стремящегося к указанной мной цели, пусть без конкретных предложений авторам, дав оценку опытного фантаста и коммуниста. И наряду с этим благодушную рецензию тов. Войскунского, который наряду с его руководством, судя по его же словам в рецензии, семинара молодых в Малеевке отражает противоположную тенденцию в идеологической борьбе, которая развертывается в области фантастики, как наиболее затемненной в этом отношении части советской литературы. Ведь так легко сказать, как говорил Абрам Терц (Синявский) на суде — "Это же фантастика!", имея в виду свои антисоветские пасквили.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миротворец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 11:19  
ameshavkin , замечательная цитата:-)))
И дальше что?
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


миротворец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 11:26  
Между прочим Казанцев был хорошим инженером и шахматистом. Во время ВОВ проектировал сухопутную торпеду, но решили что проще танки подрывать собаками. А из современных фантастов только Рыбаков в науке имеет достижения, а остальные только тусовками занимаются.:-[
–––


миродержец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 11:43  
ameshavkin Очень неуклюже написано. Пожалуй, поверю, что у Казанцева были хорошие редакторы. А где все это напечатано-то было? В каком году?


авторитет

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 11:43  

цитата ФАНТОМ

И дальше что?

А дальше Лукины очень-очень-очень-очень долго не издавались.
Как писатель Казанцев вполне состоятелен, хоть в нынешние времена имеет ограниченную аудиторию, тем паче он чуть ли не каждый свой роман переписывал к новому изданию, колеблясь вслед за линией партии.
У Острова — 11 редакций. У Моста — 6.
А вот Казанцев как функционер издательский — одна из самых одиозных фигур в нашей фантастике.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 11:48  

цитата Karavaev

Как писатель Казанцев вполне состоятелен
— а большего и не надо.
Тема — про Казанцева-писателя, а не про функционера и не про линии партии.
:-)))
С этими вопросами в ОИ лучше справятся, там это умеют.8-)
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


миродержец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 11:59  

цитата Karavaev

колеблясь вслед за линией партии
Насчет партийной линии не замечал. Видел переделки, связанные с развитием науки.
Вот, кстати, любопытно. Издательского функционера на подобные выступления положение обязывает. Кто платит деньги, тот и музыку заказывает, тут все понятно. Но вот других товарищей что побуждало к подобным действиям? Или Казанцева в его независимой ипостаси? Чертков по простому считает: это все графоманы, которые боролись с одаренными авторами неконвенционным оружием. Мне такой простой ответ не кажется правильным. Я видел идейных коммунистов ну прямо вот тут я, а вот тут он стоит. Казанцев мне показался таким железным старичком, который верит, что поступает правильно. Т.е. не пробирается на коммунальную кухню и плюет в чужие кастрюли под покровом ночи, а устраивает драку при свете дня и свидетелях, потому что его дело правое. Как-то так.


философ

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 12:22  

цитата тессилуч

Казанцев был хорошим инженером

Немцов тоже был хорошим инженером и неплохим руководителем производства. Охотников был талантливым изобретателем. Но это же не делает их автоматически гениальными писателями.

цитата swgold

А где все это напечатано-то было? В каком году?

Это внутренняя рецензия 1983 года. Опубликована Бережным в эпоху гласности.

цитата ФАНТОМ

Тема — про Казанцева-писателя, а не про функционера и не про линии партии.

Тема называется "жизнь и творчество". Не личную ведь жизнь обсуждать. А общественную деятельность.

цитата swgold

Казанцев мне показался таким железным старичком, который верит, что поступает правильно.

Верил, да. Но Аркадий Стругацкий жил и умер убежденным коммунистом. Во что-то разное они верили. И как-то по-разному.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


авторитет

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 12:27  

цитата swgold

Насчет партийной линии не замечал. Видел переделки, связанные с развитием науки

Я сейчас прорабатываю материалы для статьи про НФ-очерк, ну и КАзанцева читаю в том числе.
Его за первые публикации Острова сильно пожурили, он сам про это пишет, он все старательно и переделал. Какие ж уж там научные изменения стряслись между первыми изданиями — я не знаю. Никаких. А политическая обстановка менялась постоянно. Да и нет особенной науки в Пылающем Острове.
Примерно такая ж ситуация была и с Арктическим мостом.


миротворец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 12:36  

цитата ameshavkin

Тема называется "жизнь и творчество".

в том-то и дело, что творчество. Литературное.;-)

цитата ameshavkin

А общественная деятельность.
здесь — как "не пришей к чему-то что-то".
Это уже из разряда

цитата swgold

пробирается на коммунальную кухню и плюет в чужие кастрюли под покровом ночи
:-)))
Благо что обсуждаемый не ответит.
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


авторитет

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 12:39  
Много я читал и самого Казанцева и о Казанцеве — и хорошего и плохого.
Сейчас с высоты нескольких дестков лет, мы — умные дяденьки и тетеньки — можем вовсю рассуждать о нем как человеке и как писателе. Но моё личное мнение — книги Казанцева в свое время меня потрясли. Молодогвардейский трехтомник для меня 14-16 летнего был верхом совершенства в научной фантастике. Из-за романа "Фаэты" я не только начал скрупулезно читать рубрику "Антология таинственных случаев" в "Технике-молодежи", но и увлекся идеей палеоконтакта (Сейчас, правда, поостыл). Читал о культуре майя и т.д. Получил толчок к личному самообразованию.
А его рассказ "Взрыв" давший толчок угасшей теме изучения Тунгусского метеорита?
Это уже потом я начал ощущать тяжеловесность его романов, но как для мальчишки, Казанцев писал классно.
Жалко только, что я не читал его последних книг, остановившись на дилогии о Сирано де Бержераке. Хотелось бы сравнить его перо в разные периоды творчества.


философ

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 12:48  
Очевидно, что Казанцев послефаэтный — графоман. Не прошла даром добровольно взятая на себя роль жандарма. Сказывается жизнь на творчестве, еще как.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


авторитет

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 13:03  
Я, в силу очевидных причин, всего Казанцева (кроме последней книги в соавторстве) читал.
"Пылающий остров" был у меня в личном пользовании, из него странички выпадали. "Фаэты" тож читал неоднократно.
Все остальное, имхо, сильно и очень сильно хуже, последние вещи из журнала "МГ" вообще тоска смертная. А "Купол надежды" и вовсе за пределами добра и зла.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 14:06  

цитата arnoldsco

в то время,когда писал тот же Казанцев, его романы читались и перечитывались — найти их в магазинах, несмотря на многочисленные переиздания, было весьма нелегко.

Нелегко их было найти только потому, что нелегко было найти в свободной продаже какую бы то ни было фантастику. Казанцева и Беляева при этом купить было все же можно, а за книгами Стругацких или Булычова надо было ой как побегать. Поэтому 90 % школьников знакомились с фантастикой по Казанцеву и Беляеву (если, конечно, не считать Жюля Верна). К нам в КЛФ в 1980-е годы приходило много таких школьников. Поначалу они обычно считали Казанцева великим автором, а потом потрутся в клубе пару месяцев, почитают кого-нибудь из других авторов, и у них резко менялось отношение к Казанцеву, потому что они начинали ощущать разницу между графоманским текстом и настоящей литературой.

цитата archivsf

Это уже потом я начал ощущать тяжеловесность его романов, но как для мальчишки, Казанцев писал классно.

Классно он написал всего несколько произведений. Например, "Пылающий остров" для своего времени вещь передовая как в научно-фантастическом плане, так и в литературном. Дальше были у него вполне неплохая "Планета бурь" и те же "Фаэты". Но какой же маленький процент от его творчества составляют эти вещи!! У Казанцева была потрясающая инволюция, то есть эволюция наоборот. Он не только не развивался как писатель, а писал чем дальше, тем все хуже. Возможно, что причина именно в том, что, как заметил Караваев

цитата Karavaev

тем паче он чуть ли не каждый свой роман переписывал к новому изданию, колеблясь вслед за линией партии.

В том-то и дело, что литература была для него не Литературой, а сиюминутной агиткой, художественным отражением очередного пятилетнего плана развития страны. При этом его сущность как писателя явно входила в противоречие с задаваемыми им самим для себя рамками. То, что у него были некоторые свои, а не взятые из партийных документов мысли, видно из его произведений на темы шахмат или палеоконтакта (хотя и тут он никогда не упускал случая лишний раз пропедалировать тему "плохих империалистов — разжигателей ядерной войны", и "правильных советских парней", которые и империалистам завсегда нос утрут, и проблему палеоконтакта решат как нефиг делать). Худо то, что функционер в нем всегда побеждал писателя, поэтому он и писал чем дальше, тем хуже. Имхо.

цитата swgold

Насчет партийной линии не замечал. Видел переделки, связанные с развитием науки.

Развитием науки?! Три раза ха-ха! :-))) Возьми и сравни первоначальный текст той же "Планеты бурь" из издания 1963 года и то, во что он превратился в Собрании сочинений в 1978 году. На этом прекрасном примере стоит остановиться чуть подробнее.

В 1963 году его герои на двух звездолетах (русском и американском) летят к Венере, чтобы её исследовать. Одним из запоминающихся персонажей книги является чудо техники — самодвижущийся робот, изобретенный одним из участников экспедиции и представленный пока еще в качестве экспериментального образца. Экспедиция должна показать, насколько он применим в условиях Венеры. Именно этот робот изображен на суперобложке книги http://fantlab.ru/edition9186 — он несет двоих американцев через потоки кипящей лавы. Роман весьма неплох. То есть, если сравнивать его с произведениями Савченко, Варшавского, Стругацких, — видно, что это уже вчерашний день фантастики (в романе немало сцен, откровенно натянутых), но читалось это в те годы все равно с превеликим удовольствием.

А теперь берем в руки издание 1978 года. (Должен признаться, что я пишу по памяти, у меня нет под рукой ни первой книги, ни второй). В 1978 году земляне уже высадились на Луне, а автоматическая станция достигла поверхности Венеры. Казанцев знает, что условия там совсем не те, что описаны в его романе. Нет бы ему приписать к роману два абзаца предисловия, в которых объяснить, что когда роман писался, ему многое виделось по-другому. Нет же, он садится "осовременивать" роман. Вот только к науке такое осовременивание не имеет ни малейшего отношения. У меня лично от такого подхода волосы дыбом встают! %-\

Представьте себе, автор не нашел ничего лучше, как перенести действие в далекое будущее. В прологе объясняется, что земная экспедиция исследует далекую звездную систему. Они туда прибыли на несколько лет и устроили базу на третьей планете от звезды. Для простоты звезду они зовут "Солнце-2", третью планету (на которой сидят) — "Земля-2", а вторую планету, естественно, — "Венера-2". Дальше автор говорит, что все эти двойки в названиях испольуются космонавтами только в официальных документах, а между собой они говорят просто — Солнце, Земля, Венера, Марс и так далее. После такого пролога автор посылает своих героев в экспедицию — они летят с Земли-2 на Венеру-2, чтобы и ее подробно исследовать. А далее следует практически тот же самый текст, что и в 1963 году. Переделок в нем чрезвычайно мало :-((( И как же интересно читать, как советская (!) и американская (!) экспедиции (по-отдельности из-за противостояния систем :-D) целый месяц тащатся на своих тихоходных космических кораблях от второй планеты до третьей (это после того, как с легкостью долетели до далекой звездной системы!!!). Каким жутким анахронизмом выглядит этот несчастный робот в обществе будущего, и какой насмешкой над здравым смыслом звучат восторженные слова космонавтов об этом гениальном изобретении. ^_^

Скажите мне, можно такое опубликовать в здравом уме и трезвой памяти? 8-] И не надо ссылаться на старческий маразм — автор только достиг своего 70-летия, а до его смерти остается еще почти четверть века. После 1978 года он написал еще двадцать три романа! :-[ Так что перед нами не старческий маразм, а классическая графомания в чистом виде — желание во что бы то ни стало увидеть свой текст напечатанным, какую бы чушь он ни содержал. При этом бывает графомания "тихая", а у Казанцева была "громкая" — ему было нужно не просто опубликовать свои опусы, но чтобы при этом его признали великим писателем и обязательно лидером российской фантастики. И Стругацких, и Клубы любителей фантастики он ненавидел органически, первых за наличие таланта и самостоятельность мысли, а вторых — за то что все члены российского КЛФ-сообщества однозначно ставили Стругацких неизмеримо выше Казанцева.

–––
Подвергай всё сомнению


философ

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 14:37  
Вопрос к знатокам. Какой вариант "Пылающего острова" наиболее удачный? Хотелось бы по возможности ссылку, в сети, кмк, есть только последний.


миродержец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 15:32  
ermolaev Этот пафос совершенно ничтожен. Его ведь и так бы напечатали, без переделок. Он ими занимался не из абстрактных графоманских побуждений, а потому что старался осовременить роман. Не знаю, насчет маразма в 78-м, но на Аэлите он уже был совсем плох.
Кстати, вот характерный для фэндома пассаж по поводу Казанцева. Может, кому-то будет интересно.


авторитет

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 17:19  
Вернулся вчера из командировки и с удивлением обнаружил, что в открытой мной теме идет довольно-таки оживленное обсуждение.
Благодаря приведенным здесь примерам из жизни А. Казанцева у меня сложилось впечатление, что: 1) все его действия (борьба с молодыми писателями, творчество которых шло в разрез с линией партии и т.д.) определялись не стремлением приспособиться к системе, а, скорее, искренней верой в то, что он делал. Кстати, во время перестройки, когда ломались все прежние наши убеждения, он сохранил свои взгляды, тогда как некоторые другие творческие деятели неплохо жили при Советах, а после публично жгли партбилеты. 2) так называемое его "графоманство" — это способ Казанцева распространить свои идеи и гипотезы в беллетризированной форме, пусть не всегда удачно и талантливо.
Борьба Казанцева с некоторыми писателями мне напомнила отзыв Шолохова о творчестве Солженицына (прошу прощения, что не совсем по теме):
"У меня одно время сложилось впечатление о Солженицыне (в частности, после его письма к съезду писателей в мае этого года), что он — душевнобольной человек, страдающий манией величия. Что он, Солженицын, отсидев некогда, не выдержал тяжелого испытания и свихнулся. Я не психиатр, и не мое дело определять степень пораженности психики Солженицына. Но если это так, — человеку нельзя доверять перо: злобный сумасшедший, потерявший контроль над разумом, помешавшийся на трагических событиях 37 года и последующих лет, принесет огромную опасность всем читателям, и молодым особенно.
Если же Солженицын психически нормальный, то тогда он по существу открытый и злобный антисоветский человек. И в том и в другом случае Солженицыну не место в рядах ССП Я безоговорочно за то, чтобы Солженицына из Союза советских писателей исключить
»."


миродержец

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 17:37  
???

цитата Fyodor

Борьба Казанцева с некоторыми писателями мне напомнила отзыв Шолохова о творчестве Солженицына

А Казанцев — Шолохов или Солженицын?
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


философ

Ссылка на сообщение 2 февраля 2011 г. 18:22  

цитата Fyodor

искренней верой в то, что он делал


Так конечно, люди искренне и сейчас думают, что кругом "вакханалия либерализма" и мечтают лизать ноги новым Гитлеру и Сталину. Ведь тоталитаризм не навязывается, и не появляется благодаря недомыслию. Это продукт деятельности самих членов этого тоталитарного общества.
–––
— Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты
Страницы: 123456...353637    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Александр Казанцев. Обсуждение творчества.»

 
  Новое сообщение по теме «Александр Казанцев. Обсуждение творчества.»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх