Серии книг по мифологии ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

Серии книг по мифологии/фольклору

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 28 августа 2017 г. 23:07  
цитировать   |    [  ] 
Это я Вам благодарен — за открытие и ведение Темы!
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


магистр

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 00:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

огребением двух великанов-гумиров

Гумиру слишком похоже на гимирру — киммерийцев
–––
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 00:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата C.Хоттабыч

В нартском эпосе уаиги это уже не просто крупные люди, а настоящие потусторонние существа, великаны, причём одноглазые.

Да, именно так. И связаны общими корнями с индийским Ваю и иранским Вайю с одной стороны и гоголевским Вием с другой.
Та цитата, которую я привел, как раз из трехтомника "Нарты. Осетинский героический эпос " (кн. 2, с. 6).

цитата C.Хоттабыч

Интересно, что одноглазость у подобной великанской нечисти (от славянского Лиха до Полифема и огузского Депе-Геза) трактуется, как намёк на неуязвимость — убить можно, только поразив в глаз, хотя прямо об этом сказано только в огузском эпосе.

Да, интересно — не припомню, чтобы мне встречалась трактовка именно в контенексте неуязвимости. Хотя она тоже вполне логична.
А так, слепота или одноглазость, как и одноногость, однорукость или скажем, отсутствие спины (как у существ низшей мифологии типа албасты) — универсальный маркер, указывающий на связь персонажа с потусторонним миром.
В "Амране" этот момент тоже есть — в эпизоде с оживлением костяка (на сс. 80-81).

цитата Seidhe

А мне больше всего стихотворный размер понравился — как-будто Маяковский за эпическое творчество взялся

:-)))
Да, прикольно! В переводе "Нартов" 1949 г. от В. Дынник тоже похожий размер, правда, без строк из одного слова:-[

цитата Абарат

выкладываю самое сакральное

И снова спасибо:beer: Балуете Вы нас...
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 00:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата urs

Гумиру слишком похоже на гимирру — киммерийцев

urs , в яблочко:beer:
Именно из этого этнонима и этимологизируется. Собственно, и в отсканированной Абаратом книге об этом есть на сс. 155-156.
А в грузинском языке слово "гмири", насколько мне известно, означает "богатырь, герой".
Неслабую по себе киммерийцы память оставили, учитывая, что уже over 2500 лет как сошли с подмостков истории...
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 02:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

И снова спасибо

И снова что-нибудь еще выложу!:beer:
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миротворец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 10:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

Да, интересно — не припомню, чтобы мне встречалась трактовка именно в контенексте неуязвимости.

Неуязвимость вообще неисчерпаемая тема. Есть много интересных аспектов в зависимости от того, кто неуязвим — протагонист или антагонист, хотя гораздо больше сюжетов о неузвимости благородных героев, и эти сюжеты более популярны (Сигурд/Зигфрид, Ахилл). Ещё очень интересно выискивать "реликты" или намёки на неузвимость в классическом героическом эпосе, сохранившиеся от архаических песней. В классике это может просто выглядеть, как нарушение благородным протагонистом правил поединка. О Ростеме я упомянул, там Исфендияр вроде уже не чудовище, а царевич, сын шаха Гоштаспа. Намёк на чудовишность и неузвимость сохраняется только в иногда проскальзывающем эпитете "меднотелый". А когда Ростем поражает его раздвоенной стрелой в глаза (иначе никак не получалась сладить, было несколько схваток), это воспринимается как нечестный приём и позор. Точно так же, в Махабхарате Бхимасене удаётся сладить с Дурьодханой в битве на палицах, только (по совету коварного Кришны) раздробив ему бёдра — позорное нарушение правил, так как удары палицей "ниже пупа" запрещены. Но в другом месте Махабхараты вскользь упоминается, что тело Дурьодханы выше талии было создано Шивой из драгоценных камней, то есть неузвимо. И на замаскированную "драконью" принадлежность Дурьодханы указывает Гринцер, так что в данном случае он занимает нишу чудивища, вроде Полифема. За расправу с Полифемом Одиссей тоже ведь несёт наказание — нечестно поступил, по крайней мере, с точки зрения Посейдона.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 11:22  
цитировать   |    [  ] 
C.Хоттабыч , действительно, тема неисчерпаемая. "У каждого Ахиллеса есть своя пятка" (с). Не может быть персонажа абсолютно неуязвимого. Сюда же и мотив типа Кощеевой смерти и т. д.
А в случае с одноглазыми существами вроде Полифема или Балора их уязвимое место можно рассматривать в свете их связи с потусторонним миром. Та их часть, которая находится в мире живых (один глаз) и является их слабым местом. Это все, правда, только мои размышления на тему, можно критиковать.
Но учитывая то, что мне известно о символизме половинчатости, получается довольно логично8-)
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 11:42  
цитировать   |    [  ] 
В чем-то все-таки уязвимыми, но бессмертными выступают приоритетные стихийные персонажи — Солнце, Луна, Мать Вьюг и т.п. Как, например, Найнас — персонификация, героическое воплощение северного сияния в выложенном на предыдущей странице саамском тексте... У Найнаса тоже ограничение — не появляться под открытым небом днем. И когда все-таки это происходит, он претерпевает некий ущерб, но вновь северное сияние в ночном небе Заполярья.
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 11:55  
цитировать   |    [  ] 
Уже который месяц не могу припомнить из какого мифологического текста я вычитал данный мотив — Богатырь погибает в сражении. Его мать находит на поле брани погибшего сына — воронье и хищники оставили только кости. Мать пеленает кости сына в железную колыбель и начинает раскачивать ее, напевая колыбельную песню, после чего богатырь оживает.
Может кто-нибудь натыкался на такое?
–––
Mors certa, hora incérta


миротворец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 12:00  
цитировать   |    [  ] 
ganhlery
Как писал Святослав Логинов:
"А правил в том королевстве Кащей II. Тоже Бессмертный."
:-))) :-))) :-)))


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 12:46  
цитировать   |    [  ] 
Beksultan, комплексно не вспоминается???
По элементам раскладывается: Сатаней-Гуаша укладывала Сасрыкву в железную колыбель; в 15-й руне Калевалы мать (а не как в менее архаичном варианте — жена — так было в исходниках, попавших в руки Леннроту) Лемминкяйнена искала граблями в чёрных водах Маналы тело сына, выловила и соединила останки...
Может, Вы не русском читали искомый текст?
Может быть, пора просить уважаемого Seidhe открыть новую, не менее популярную тему: "Помогите вспомнить миф/эпос/предание"?
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


философ

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 13:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Beksultan

Мать пеленает кости сына в железную колыбель и начинает раскачивать ее, напевая колыбельную песню, после чего богатырь оживает.

Эр-Соготох
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 13:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Эр-Соготох

!! якутский эпос, изданный в десятом томе серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока"
–––
Не дай книге ни единого шанса!
Успей прочесть книгу до того, как она тебя...


миротворец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 13:53  
цитировать   |    [  ] 
Абарат

цитата

якутский эпос, изданный в десятом томе серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока"

, до которого я никак не доберусь...
Но после информации о ТАКИХ подробностях, надо срочно читать.


миротворец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 14:02  
цитировать   |    [  ] 
Добыл "Ирландские саги" Academia 1929 г. Потом было второе издание в 1933 г., но там, кажется, супер не такой изысканный. А схватил я эту книжку из-за второй части: в первой — героические саги, знакомые по многим поздним изданиям, а во второй — фантастические.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миротворец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 14:07  
цитировать   |    [  ] 
C.Хоттабыч
Поздравления, чего уж там! :cool!: :beer:


миротворец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 14:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата ganhlery

Не может быть персонажа абсолютно неуязвимого.

Конечно, не может. В конце Махабхараты, если помните, даже всемогущего Кришну поразил в пятку (и убил) какой-то странный охотник с многозначительным именем Джара (старость).
С Кащеем ситуация немного другая, его смерть зависит от какого-то постороннего объекта. Такой сюжет есть и у греков: сжечь определённое полено — и герой умирает.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 14:23  
цитировать   |    [  ] 
ameshavkin, спасибо огромное, сняли груз с души!
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 19:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата Абарат

В чем-то все-таки уязвимыми, но бессмертными выступают приоритетные стихийные персонажи

цитата C.Хоттабыч

С Кащеем ситуация немного другая, его смерть зависит от какого-то постороннего объекта.

Ну так тема же неисчерпаемая;-) Все тонкости в паре постов не охватить... Но основной принцип — неуязвимых не бывает — мы озвучили.
А у предметов навроде Кащеева яйца (гусары, молчите) есть и этнографические соответствия.

цитата C.Хоттабыч

Такой сюжет есть и у греков: сжечь определённое полено — и герой умирает.

И у скандинавов — в "Пряди о Норна-Гесте".

цитата Абарат

в 15-й руне Калевалы 

Кстати, в "Амране" есть занятная параллель гибели и оживлению Лемминкяйнена — там, где пощаженый священник убивает братьев, а Тамара их оживляет (ср. пощаженого Лемминкяйненом пастуха, который позже его и погубил)

цитата C.Хоттабыч

Добыл "Ирландские саги" Academia 1929 г.
Везет Вам! Поздравляю:beer:
Насколько я понимаю, все, что в этот томик вошло, потом переиздавалось (в т.ч. и в БВЛ), но все равно — такой раритет!
–––
White Noise / Black Silence


миротворец

Ссылка на сообщение 29 августа 2017 г. 20:22  
цитировать   |    [  ] 
ganhlery по моему дилентантскому мнению, дуб -- это человек (сам Кащей?), сундук -- грудь, а яйцо -- сердце.
См. также сказку "Царевна-лягушка", где Иван добывает яйцо, в котором любовь его жены.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.
Страницы: 123...4344454647...188189190    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх