автор |
сообщение |
Seidhe
миротворец
|
|
Beksultan
миродержец
|
|
Seidhe
миротворец
|
16 ноября 2017 г. 14:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Beksultan Как я Вас понимаю! У самого года два назад такая же фигня произошла, причём восстановить удалось процентов 95 информации, но папка "Эпическое творчество" оказалась в числе невосстановимых 5 %
|
|
|
Beksultan
миродержец
|
16 ноября 2017 г. 23:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Интересно, что в ряде примеров мотива "демон отпускает человека после обещания отдать сына" фигурирует восьминогий конь. Например, у следующих народов: тибетцы, буряты, казахи, ойраты.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
Seidhe
миротворец
|
17 ноября 2017 г. 09:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Весьма неожиданный экскурс в ближневосточную мифологию, на который наткнулся, читая рецензию на новый сборник Роберта Говарда "Боги Бал-Сагота", не так давно вышедший в серии "Мастера магического реализма". Казалось бы не по теме, но на очень уж любопытные источники ссылается уважаемая Saneshka Читал кто-нибудь эту самую Зинаиду Рогозина, цитата книга которой «История Ассирии» («The Story of Assyria») выходит сначала в 1887 году на английском, затем в 1902 — и на русском
|
|
|
Абарат
миродержец
|
17 ноября 2017 г. 13:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Seidhe, спасибо: зачитался! Жаль, что у меня перевод в "Северо-западском" псс Говарда делала не Saneshka!
В "Сказках и преданиях алтайских тувинцев" Таубе Эрики вычитал: " В одном киргизском варианте, записанном на Тарбагатае (Потанин. Очерки, II, с. 146) поручение остановить джалмауз — пейгамбар (?), пожирающую людей и скот, дается ежу; за это его вознаграждают золотым слитком"... Так как эта ученая засветилась, в общем, тувинцами, хочется уточнить у Beksultan: правда, что в киркизском фольклоре засвидетельствован еж как спаситель жизни (с текстами, записанными Потанином, в целом, к сожалению, не ознакомлен)? И чем отличается "джалмауз — пейгамбар" от, кажется, более понятной желмогуз кемпир?
|
––– Не дай книге ни единого шанса! Успей прочесть книгу до того, как она тебя... |
|
|
Seidhe
миротворец
|
17 ноября 2017 г. 13:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Абарат Не за что! Я сам вчера зачитался так, что на пару часов позже положенного спать завалился, пока по всем ссылкам перекрёстным пролез и с соответствующей литературой ознакомился...
|
|
|
шерлок
философ
|
17 ноября 2017 г. 16:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Все ближневосточные "ассирийские" книги — чистая фантастика. К фольклору и мифологии отношения не имеют. Авторы элементарно не знают ни арабского, ни староперсидского, ни даже древнегреческого и латинского языков. Врут кто во что горазд.
|
|
|
ganhlery
миродержец
|
17 ноября 2017 г. 19:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Beksultan я решил перевести эти небольшие тексты, чтобы познакомить лаборантов с еще одной крупицей сведений о киргизском фольклоре
Спасибо, как обычно, радуете нас эксклюзивной информацией
цитата Seidhe Весьма неожиданный экскурс в ближневосточную мифологию, на который наткнулся, читая рецензию на новый сборник Роберта Говарда "Боги Бал-Сагота"
Да, интересные заметки. Старый перевод этого рассказа в плане передачи исторических и мифологических терминов был ужасен чуть более чем полностью. Рогозину эту не читал, но скан можно раздобыть сам знаешь где
цитата шерлок Все ближневосточные "ассирийские" книги — чистая фантастика. К фольклору и мифологии отношения не имеют. Авторы элементарно не знают ни арабского, ни староперсидского, ни даже древнегреческого и латинского языков. Врут кто во что горазд.
Какие именно авторы и книги имеются ввиду
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
шерлок
философ
|
17 ноября 2017 г. 19:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ganhlery Все, кроме научных с описанием раскопок, лингвистических о расшифровке языка и т.д. Вся мифология — гадания на кофейной гуще. Расшифровка тоже сомнительно, но какая есть. Шумерля вообще одна большая тайна, как и пирамиды.
|
|
|
ganhlery
миродержец
|
17 ноября 2017 г. 20:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата шерлок Все, кроме научных с описанием раскопок, лингвистических о расшифровке языка и т.д....Расшифровка тоже сомнительно, но кааая есть.
Ну, так классические исследования С. Крамера или И. М. Дьяконова — именно из этой категории. Или более современные работы В. Емельянова. Интересующиеся вполне могут с ними ознакомится. Насчет расшифровки не скажу — не владею навыками чтения клинописи, чтобы судить о степени достоверности предлагаемых переводов месопотамских текстов. Приходится полагаться на мнение специалистов А тайны не такие уж и таинственные. Скажем, большая часть шумеро-аккадских клинописных табличек — это всякая хозяйственная документация, скука смертная, скорее всего. Но для реконструкции той эпохи — ценнейшая вещь.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
шерлок
философ
|
17 ноября 2017 г. 20:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ganhlery Шумерская тема очень благодатная для фэнтези и НФ. Тем более для мифологии, которая, в основном, продукт авторского литературного творчества.
В Шумере выделяются 2 элемента на изображениях: роскошные бороды правителей и крылатые львы и быки. Бороды означают, что властители древнего Шумера были северянами. У южных народов, у семитов, в частности, таких бород нет. Бороды были высоко почитаемы в древней Персии и, по их примеру, в Османской империи. Тема мод на бороды очень интересна, но неоригинальна.
В Древнем Египте крылья орла или ястреба означали эфир. Очевидно, что эта мода пришла в Египет из Шумера. Летающие львы и быки — символические изображения, связанные с религией Шумера. Летающих коров с крыльями помню лишь в пародии Булычева, хотя они встречаются в мифологиях разных народов. Через бороды и крылья уже можно восстанавливать мифологию Шумара.
|
|
|
ganhlery
миродержец
|
17 ноября 2017 г. 21:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата шерлок Летающие львы и быки — символические изображения, связанные с религией Шумера.
Нет, подобные существа — это более поздний период, не Шумер и типичен как раз для семитов (которыми шумеры де-факто не являлись, хотя и находились с ними в теснейших контактах).
цитата шерлок У южных народов, у семитов, в частности, таких бород нет. . В плане бородатости оные дадут конкретную фору большинству условных северян-славян (из личных наблюдений). Для шумерской традиции какой-то особый акцент на бородах, вроде как не свойственен, хотя могу и ошибаться. Там другое — огромные няшно-анимешные глаза и соразмерные им уши. В обоих случаях — метафора мудрости (все видел-все слышал). А бородатые (условные) северяне в Древнем Двуречье имели место быть — всякие там гутии-касситы и прочие умман мандА. Может, и раньше случались (см. поэму "Энмеркар и владыка Аратты").
цитата шерлок Очевидно, что эта мода пришла в Египет из Шумера.
Есть определенные параллели между изобразительным искусством египтян накануне и во во время первых фараонов и шумерами, но вроде бы не в плане чьей-то крылатости. Да и символизм крыльев весьма очевиден и универсален.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
ganhlery
миродержец
|
|
шерлок
философ
|
17 ноября 2017 г. 22:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ganhlery Насчёт бород вы неправы. После исламизации было узаконено многожёнство. С севера пригонялось огромное количество рабов-северян, не только "славян". От северянок рождались дети. Натуральные, природные арабы бород не носили, они были у них вовсе не роскошные. Южные народы не имеют густых бород. Это физиология человека в жарком или влажном климате. Крылья — символ эфира. Два крыла в Древнем Риме, в частности, на гербах, означали именно мировой эфир, а не летучих животных из сказок и мифов. Это именно религия. Мода на эфир пришла в Грецию из Египта. Правда, египетское учение о переселении душ греки не приняли. Львы с крыльями пришли или прилетели в Египет из Месопотамии. Быки с крыльями также шумерское изобретение. О распространённости летучих быков в мифологии мне неизвестно.
|
|
|
ganhlery
миродержец
|
17 ноября 2017 г. 23:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата шерлок Насчёт бород вы неправы.
Личное общение с расовыми арабами и то, что могу вспомнить из вузовского курса антропологии подсказывают мне другое. Ну да ладно, это не порвод стулья ломать Могу и ошибаться.
цитата шерлок После исламизации было узаконено многожёнство. С севера пригонялось огромное количество рабов-северян, не только "славян". От северянок рождались дети. Натуральные, природные арабы бород не носили, они были у них вовсе не роскошные.
Многоженство — далеко не ноу-хау Мохаммеда и его последователей. Хотя, конечно, приток рабов самой различной этнической принадлежности в Халифат был весьма немаленьким. И не только рабов. Сказался ли он на степени бородатости нынешних арабов, не знаю.
цитата шерлок Правда, египетское учение о переселении душ греки не приняли.
Пифагор и его последователи были бы с Вами не согласны У египтян, как и у многих других древних и не очень народов, представления о возможности перерождения человека в новом теле присутствовали (см. древнеегипетскую сказку о двух братьях), но были ли они оформлены в какое-то упорядоченное учение?
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
шерлок
философ
|
18 ноября 2017 г. 00:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ganhlery Бородатость можно проверить генетически. Это вопрос времени — полная генетическая карта всего человечества. После этого многое станет яснее о "переселении народов". Уже сейчас идут любопытные данные, которые, естественно, крайне неприятны для так называемых академических историков и многих идеологов старых времён.
Пифагор позаимствовал у египетских жрецов не только идею о переселении душ, но и магию цифр. Вот именно Пифогара с его школой в части переселения душ остальные греческие философские школы не приняли. Они предпочитали идеи о деймонах (демонах), живущих в сгусках, облаках эфира где-то на небесах и вселяющихся в каждого новорожденного. У каждого человека был свой персональный демон из эфира, после смерти демон возвращался в эфирное "облако", земная же душа человека отправлялась в аид. Некоторые греческие школы даже считали, что у некоторых людей было по два демона в одном теле, отсюда — раздвоение личности. Вся человеческая жизнь была борьбой между демоном из эфира и земной душой. Римляне эту идею позаимствовали у греков, но демонов назвали гениями (genii, родимыми, врождёнными) от слова ген — род. У древних египтян была довольно сложная религиозная система. Она восстановлена более-менее удовлетворительно.
|
|
|
Beksultan
миродержец
|
18 ноября 2017 г. 07:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Абарат правда, что в киркизском фольклоре засвидетельствован еж как спаситель жизни — в сборнике киргизских сказок Брудного и Эшмамбетова (я как-то выкладывал его факсимильную версию) есть такая сказка -
Насчет остального вы меня здорово озадачили, "джалмауз-пейгамбар" вообще-то переводится как "пророк-пожиратель" и я с трудом могу представить, чтобы киргизы так могли говорить о пророке и тем более выставлять его монстром. Впрочем это и то, что "джалмауз" произносится на казахский манер довольно таки соответствует тем немногим сведениям о тарбагатайских киргизах, которые: а) были буддистами среди окружающих их мусульман; б) со временем утратили киргизский язык и переняли казахский из-за соседства с более многочисленной казахской общиной. Я обязательно поищу еще информации, в частности постараюсь найти первоисточники Потанина. Ибо заинтриговали очень.
|
––– Mors certa, hora incérta |
|
|
ganhlery
миродержец
|
18 ноября 2017 г. 08:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата шерлок Бородатость можно проверить генетически.
Опять заставляете меня напрягать память и вспоминать курс антропологии. Третичный волосяной покров рассматривался как один из признаков при классификации различных человеческих популяций давным-давно, до всяких там генетик
цитата шерлок Это вопрос времени — полная генетическая карта всего человечества. После этого многое станет яснее о "переселении народов". Уже сейчас идут любопытные данные, которые, естественно, крайне неприятны для так называемых академических историков и многих идеологов старых времён.
Специалисты, занимающиеся исследованием древней и древнейшей истории человечества, данные популяционной генетики воспринимают скорее с энтузиазмом. Открытие именно благодаря исследованию ДНК нового вида доисторических людей особого бурления определенной субстанции в академическо-исторических кругах вроде бы не вызвало, допустим. Конечно, появились всякие гаплофрики, которые, как и все прочие фрики, любят крутить заезженную пластинку: "Мы дали ответ на главные вопросы жизни, вселенной и вообще, но косные бюрократы от академической науки всячески мешают донести истину до обманываемого ими человечества бла-бла-бла". Кого-то подобная риторика даже убеждает. Ну да ладно, к фольклору-мифологии это особого отношения не имеет.
цитата шерлок Вот именно Пифогара с его школой в части переселения душ остальные греческие философские школы не приняли. Они предпочитали идеи о деймонах (демонах), живущих в сгусках, облаках эфира где-то на небесах и вселяющихся в каждого новорожденного. У каждого человека был свой персональный демон из эфира, после смерти демон возвращался в эфирное "облако", земная же душа человека отправлялась в аид. Некоторые греческие школы даже считали, что у некоторых людей было по два демона в одном теле, отсюда — раздвоение личности. Вся человеческая жизнь была борьбой между демоном из эфира и земной душой. Римляне эту идею позаимствовали у греков, но демонов назвали гениями (genii, родимыми, врождёнными) от слова ген — род.
Греческие философские школы, насколько могу припомнить, помимо размышлений о тех самых вопросах жизни, вселенной и вообще, любили предаваться холиварам и троллингу конкурирующих школ. Идеи Пифагора были востребованы на протяжении всей античности, вплоть до римского времени. Представление о реинкарнации есть и у Платона: только душа, достигшая определенного левела, может перебраться из чувственного мира в мир идей. В противном случае ей предстоит перерождаться. Так, вроде бы. Представление о том, что у человека душ более чем одна, широко распростанено. Причем не только у "просвещенных" егниптян, но и у австралийских аборигенов, народов Сибири и еще много у кого. Настолько же универсально представление о некоей сущности, связанной с человеком от рождения (месопотамская ламассу, греческий даймон, римский гений, скандинавская фюлгья, славянская доля и т. д.). Так что не вижу смысла подобные универсалии сводить к какому-то одному источнику (римляне у греков, греки у египтян, египтяне у шумеров и т. д.). Это какой-то диффузионизм получится
цитата шерлок У древних египтян была довольно сложная религиозная система. Она восстановлена более-менее удовлетворительно.
И реинкарнация в этой системе особо важного места вроде бы не занимает.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|
ganhlery
миродержец
|
18 ноября 2017 г. 10:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Еще немного о крайних приобретениях. Думал перечислить только исследования и т. п., но забыл упомянуть такой сборник текстов: "Северные предания. Беломорско-Обонежский регион". В основном, та самая "старина мест", рассказы о всяких исторических фигурах и т. д. Но разделы о чуди и панах порадовали. А дальше исследования. Очередная "черепашка". И какая: Мелетинский Е.М. "Палеоазиатский мифологический эпос (цикл Ворона)". Настольная книга исследователей мифологии, по выражению Ю. Березкина. Проверю Не менее классические работы: Стеблин-Каменский М. И. "Миф". Лосев А. Ф. "Античная мифология в ее историческом развитии". Хоть и есть уже в другом варианте, но для полного библиофильского счастья необходимо было, как оказалось, и винтажное первое издание. Ну и дальше: "Славянская мифология. Энциклопедический словарь". Достойно продолжает линию МНМ и "Мифологического словаря". В значительной мере речь идет не о мифах, а об обрядах, обычаях и пр. Азбелев С. Н. "Историзм былин и специфика фольклора". Басилов В.Н. "Культ святых в исламе"; М., Мысль, 1970. Шикарная вещь. Не об ортодоксальном исламе, а о пережитках языческих культов у народов Средней Азии. И раритетный эксклюзив, он же эксклюзивный раритет: Стецюк В. В. "Вій: дослідження міфологічних джерел походження образу". Львів, Ліга-прес, 2000. ("Вий: исследование мифологических источников происхождения образа"). Вышла монография 17 лет тому тиражом целых 300 экз. В интернете никакой инфы, кроме того, что эта книга существует в природе, нет. В качестве доп. бонуса — попался экземпляр с автографом. Повезло, короче.
|
––– White Noise / Black Silence |
|
|