Серии книг по мифологии ...

Здесь обсуждают тему «Серии книг по мифологии/фольклору» Подсказка book'ашки

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору» поиск в теме

Серии книг по мифологии/фольклору

Страницы:  1  2  3  4  5 ... 76 77 78 [79] 80 81 82 ... 102 103 104 105 106  написать сообщение
 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 22 марта 2018 г. 11:38  
цитировать   |    [ 0 ] 
ameshavkin, спасибо. Интересно, конечно, что это конкретно за Morel-Walter и Canavaggio?
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 22 марта 2018 г. 11:43  
цитировать   |    [ 1 ] 
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 22 марта 2018 г. 15:52  
цитировать   |    [ 0 ] 
ameshavkin, спасибо большое!
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 марта 2018 г. 07:27  
цитировать   |    [ 1 ] 
Для мотива I87a1. Маленький или большой – диалог не было, оказывается, зафиксировано примеров из среднеазиатского ареала. Мне удалось найти казахскую и каракалпакскую сказки на этот мотив. На русский язык они, похоже, еще не переводились. Так что скоро планирую поделиться готовыми переводами этих сказок.
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 24 марта 2018 г. 14:41  
цитировать   |    [ 1 ] 
Обещанная каракалпакская сказка на мотив «I87a1. Маленький или большой – диалог» — Пастух, рассказавший сорок небылиц
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 24 марта 2018 г. 19:04  
цитировать   |    [ 1 ] 
Beksultan, спасибо!
Забавная сказка, как и предыдущая — про длинного вола:-)
Разжился я, к слову, книгой "Голос вечности. Фольклор и литературные памятники Киргизии". Если любопытно, могу поделиться подробностями о ее содержании.
Да, и о мифах из совсем другой точки на глобусе.
Пребывая в весьма приподнятых чувствах от того, что стал обладателем двух невообразимо прекрасных и по содержанию, и по оформлению томов из выходящей в киевском издательстве "Либідь" серии "Историки Доколумбовой Америки и Конкисты", полез смотреть, не намечается ли к выходу третий.
И наткнулся на книгу, имеющую, думается, интерес для завсегдатаев темы: "Сказания о Солнцах. Мифы и исторические легенды науа". Книга эта существует, к сожалению, только в электронном виде, на бумаге не выходила.
–––
White Noise / Black Silence


миротворец

Ссылка на сообщение 25 марта 2018 г. 17:36  
цитировать   |    [ 1 ] 

цитата ganhlery

И наткнулся на книгу, имеющую, думается, интерес для завсегдатаев темы

ganhlery , спасибо за ссылку. Замечательно интересные мифы мезоамерики, большую часть я раньше знал только по каким-то пересказам из третьих рук (за исключением Пополь-Вух). Интересно, что в Пополь-Вух история создания людей тоже имееет несколько стадий, но там вместо нескольких истреблённых поколений людей, как здесь, сюжет редуцирован до нескольких неудачных попыток богов слепить и оживить их.
–––
В недобрых борьбах злосчастнее тот, кто победил


миродержец

Ссылка на сообщение 25 марта 2018 г. 19:32  
цитировать   |    [ -1 ] 

цитата C.Хоттабыч

большую часть я раньше знал только по каким-то пересказам из третьих рук

Рад, что не только меня одного заинтересовало. Да, та же ситуация — пересказы неоднократно встречались, а вот с источниками беда.
Майя с их Пополь-Вух у русскоязычных читателей больше повезло.
Зашел разговор о Мезоамерике, и вспомнилась мне одна довольно давняя книга, на которую не грех обратить внимание. Имеет она довольно невнятное название "Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних", вышла в одной серии со всякими скляровыми-дёмиными, и для полноты картины на облогу прилепили фреску из майяского Бономпака, т. е. неплохо законспирировали, в целом. А по факту — весьма достойное исследование духовной культуры доколумбовой Мексики — не только заглавных ацтеков, но и всяких миштеков-сапотеков-тотонаков и иже с ними. Значительное место, естественно, уделено мифологии. Рекомендую.
–––
White Noise / Black Silence


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 3 апреля 2018 г. 06:27  
цитировать   |    [ 1 ] 
Помните, в каракалпакской сказке "Пастух, рассказавший сорок небылиц" был такой момент —

цитата

Была у меня кобылица, как-то сорвалась она с привязи. Залез я на высокую гору, посмотрел оттуда, не видно моей кобылицы. Тогда нашел я на воротнике иглу без ушка, воткнул ее подальше, оседлал иглу, смотрю, а кобылица пасется за семью хребтами. Приблизился я к кобылице, вдруг появилась передо мной река. Оседлал я ножны, ножом стал грести — начал тонуть. Оседлал я тогда нож, а ножнами стал грести — переправился через реку. Добрался я до кобылицы, а она, оказывается, родила жеребенка. Поймал я кобылицу, сел на нее верхом, а жеребенка усадил перед собой — не идет кобылица, на землю улеглась. Оседлал я тогда жеребенка, а кобылицу усадил перед собой — добрался до озера. Хотел я напоить кобылицу, а озеро покрыто льдом, пинал-пинал, не смог пробить лед. Оторвал я тогда свою голову, взял ее за глотку, стал бить — пробил лед.


А это отрывок из абхазской сказки "Табун" —

цитата

Воткнул я свой посох-алабашу в землю, влез на него, обсмотрел берег — нет табуна. Спрыгнул на землю, выхватил кинжал, воткнул в алабашу и взобрался на его рукоятку. Смотрел, смотрел, опять ничего не видать. Тогда я воткнул в рукоятку кинжала нож, встал на его черенок, смотрю вдаль — все напрасно, пропал мой табун! Тогда я воткнул в черенок ножа шило, взобрался на него, и только теперь увидел своих лошадей далеко на берегу моря.
Выдернул я шило из ножа, нож из кинжала, кинжал из ала-баши, алабашу из земли и побежал к табуну. Вижу: мои лошади топчутся у берега на самом солнцепеке и, умирая от жажды, лижут лед. Попробовал я разбить лед ударами алабаши, но не мог. Тогда я сделал из своей головы деревянное било-аклакут, размахнулся им изо всех сил и пробил лед. В прорубь хлынула морская вода.
Напились лошади вдоволь, я погнал их домой. По дороге одна кобылица ожеребилась. Я сел на неё верхом, а жеребенка положил на шею матери, но она не смогла нас везти. Тогда я сел на жеребенка, взвалил на его шею кобылицу, и мы двинулись в путь.
–––
Mors certa, hora incérta


магистр

Ссылка на сообщение 3 апреля 2018 г. 12:20  
цитировать   |    [ 1 ] 
Beksultan сразу вспоминается блестящий мультфильм Роберта Саакянца "Кто расскажет небылицу?" по мотивам армянских сказок.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 19:23  
цитировать   |    [ 1 ] 
Тут начался показ сериала по роману Дэна Симмонса "Террор". Тем, кто читал роман и у кого всплывал в голове вопрос о возможных параллелях образов из него с реальным фольклором, рискну предложить для ознакомления следующую статью — Анатолий Кочнев. Легендарные белые медведи-чудовища в устной традиции коренных народов Чукотки
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 19:32  
цитировать   |    [ 1 ] 
Beksultan
Поддерживаю двумя руками!!! Великолепнейшая статья! :cool!:
Я, кстати, благодаря библиографии статьи разжился парочкой весьма впечатляющих книг по эскимосскому и чукотскому фольклору! 8:-0


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 20:48  
цитировать   |    [ 0 ] 
Beksultan , спасибо, любопытно!
Seidhe ,  а что именно из библиографии заинтересовало?
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 21:05  
цитировать   |    [ 0 ] 
ganhlery
Паш, ну я себе после этого Огненный шар приобрёл, а чуть позже за копейки и совсем потрёпанные "Эскимосские сказки и легенды" с иллюстрациями Брюханова перепали (ссылку не найду, блин, никак >:-|)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 апреля 2018 г. 21:21  
цитировать   |    [ 0 ] 
"Огненный шар"  имеется,  а вторую надо поглядеть8-)
–––
White Noise / Black Silence


миродержец

Ссылка на сообщение 10 апреля 2018 г. 20:04  
цитировать   |    [ 1 ] 
Читаю тут книгу "Феи с алмазных гор". И в одной из легенд неожиданно наткнулся на персонажа, шибко схожего с гоголевским Вием и его фольклорными "родственниками":

цитата Легенда о бобре (Происхождение ныне царствующих маньчжурской и корейской династий)


Прошло еще время, и у Норачи родились один за другим три сына.
Третий, Хан, имел страшное, волосами обросшее лицо, а взгляд такой, что на кого он смотрел, тот падал мертвый.
Поэтому он никогда не выходил из комнаты и всегда сидел с закрытыми глазами.
......
Но, когда сын Ни-чая вошел в комнату Хана и тот открыл глаза, хотя и не смотрел ими на гостя, сын Ни-чая так испугался, что положил саблю к ногам Хана и сказал:
– Ты император, тебе и принадлежит эта сабля.
Хан, ничего не ответив, закрыл глаза, а Норачи поспешил вывести своего гостя из комнаты сына

Для сравнения:

цитата

В славянской традиции фольклор­ным источником образа В. может считаться образ св. Касьяна (вопло­щение високосного года, 29 февра­ля). Согласно украинским легендам — Касьян покрыт шер­стью, имеет веки до земли, которые поднимает ему нечистая сила; по др.представлениям, Касьян сидит непо­движно и не видит «божьего света»из-за ресниц, которые достигают его колен. Касьяна и В. объединяет бли­зость к земле. Касьян живет в пеще­ре, куда не проникает свет, лежит в яме, засыпанный землей. В. также является «весь в черной земле», име­ет «подземный голос». Общий при­знак Касьяна и В.— губительный для человека (растений, животных) взгляд. В вост.-слав, фольклоре су­ществуют и др. персонажи, облада­ющие сходными с В. признаками. На Волыни часто упоминается чародей «шелудивый Буняка»; веки его столь длинны, что их поднимают вилами. В поверьях Подолии изве­стен Солодивий Бунио, взглядом уничтоживший целый город; его ве­ки  также  поднимались  вилами.

Это из статьи "Вий" в энциклопедическом словаре "Славянская мифология". В украинском фольклоре подобные персонажи вообще довольно популярны.
Но известны подобные персонажи не только украинцам.
Думаю, о предводителе фоморов Балоре напоминать не нужно. О Медузе Горгоне — тем более. Подобный персонаж известен и армянской традиции:

цитата Мовсес Хоренаци "История Армении" II, 42

Но, говорят, у Ерванда был дурной, колдовской глаз. Поэтому при пробуждении на рассвете царские служители обычно держа­ли перед ним гранитные глыбы, которые, говорят, лопались от его ужасного взгляда.

Вот так находим схожих персонажей как на крайнем востоке, так и на крайнем западе Евразии, с промежуточными вариантами. Только все примеры, кроме самого первого, принадлежат индоевропейским народам и относятся к весьма архаичному слою мифологии. Не имеем ли мы дело с образом, заимствовным древними предками корейцев у какого-то индоевропейского народа? Скажем, в скифское время или даже в эпоху бронзы...
–––
White Noise / Black Silence


авторитет

Ссылка на сообщение 10 апреля 2018 г. 20:48  
цитировать   |    [ 0 ] 

цитата Seidhe

я себе после этого Огненный шар приобрёл
Оу, поздравляю, относительно редкая книга магаданского издательства и отличная подборка эскимосского фольклора, там иллюстрации тоже стильные. У меня эта книга с 80-х, куплена была в Магадане. Тираж немаленький, но на всю страну разлетелся. В руки взять и сейчас приятно.

PS. Не читал еще тему, может уже обсуждалась серия, но, в продолжении  эскимосских сказок  рекомендую еще "Сказки и мифы народов Востока" издательства "Наука" Там около полсотни книг в свое время вышло. Одна из лучших академических серий, по теме сказок, устного фольклора, вообще уникальная.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 апреля 2018 г. 21:40  
цитировать   |    [ 1 ] 
rim_x , да "Сказки и мифы народов Востока"  обсуждали, было дело. Абарат основательно прошелся по каждому тому.
–––
White Noise / Black Silence


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 апреля 2018 г. 05:56  
цитировать   |    [ 2 ] 
ganhlery, у тех же украинцев таких персонажей было в достатке, был еще Буняк или Бунь, Цецын и даже какой-то царь Горох.

цитата ganhlery

Вот так находим схожих персонажей как на крайнем востоке, так и на крайнем западе Евразии, с промежуточными вариантами
— у карачаевцев и балкарцев есть очень схожий с Вием персонаж —

цитата

Къыркъаякълы Къыркабан аякъ, или Къыркъабан, живет под землей в глинистом слое; у него огромные веки, достигающие до ног, напоминающих кабаньи копыта; вместо носа – кабаний пятачок; клыки, заворачиваясь, достигают ушей; веки до такой степени тяжелы, что он не может их поднять; помогает ему в этом Къыркъауузлу Солтан; это существо очень уродливое на вид, оно не поднимается на поверхность земли, если его не призовут оборотни и другие гады; этот образ в народе считают покровителем дурного глаза, сила которого через оборотней проникает к людям
–––
Mors certa, hora incérta


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 апреля 2018 г. 06:18  
цитировать   |    [ 1 ] 
"Къыркъаякълы", это, кстати, "сороконогий", а "Къыркъауузлу" — "сорокоустый" или "сорокоротый".
–––
Mors certa, hora incérta
Страницы:  1  2  3  4  5 ... 76 77 78 [79] 80 81 82 ... 102 103 104 105 106

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Серии книг по мифологии/фольклору»

 
  Новое сообщение по теме «Серии книг по мифологии/фольклору»
Инструменты
Смайлики         Дополнительные смайлики
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх