Нужна ли в книгах так ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?»

Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?

 автор  сообщение


активист

Ссылка на сообщение 15 мая 2017 г. 01:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Нет. Форма без содержания -- это гламур. Пример: Черная книга Арды.

Подозреваю, что я совершенно не понял, что вы хотите сказать, называя форму без содержания гламуром. Термин «гламур» общепринято употребляется как к в отношении произведений искусства, так и к более широкому спектру явлений. Но разве при получении признаков гламура, художественное произведение перестаёт быть таковым? Например, музыкальная композиция, содержащая изначально вокальную партию и лирику, превращается в инструментальную с заменой вокальной партии инструментальной. Разве при этом композиция перестаёт быть произведением искусства? Или, повторюсь, я вас совершенно не понял.

цитата glupec

Ну а содержание без формы -- это проповедь. Это долгие разглагольствования, вся суть которых без проблем умещается в один абзац.

Здесь я отчасти согласен. На мой взгляд, долгие разглагольствования (иными словами, избыток информации, никак не влияющий на суть) тоже в некоторых случаях являются элементами формы. Например, увеличение объёма текста при переводе технической документации (избыток информации) обычно обосновано, ибо языковые инструментарии не полностью аналогичны. А вот просьба вида «Напомни мне, пожалуйста, последние три знака своего федерального мобильного номера, состоящего из традиционно называемых арабскими цифр, записанного на сим-карте, находящейся в данный момент в твоём мобильном телефоне» содержит избыточную информацию, относящуюся исключительно к форме.

цитата glupec

То есть, важно не ЧТО, а КАК, но при этом "как" охватывает довольно большой кусок этого самого "что". (Боюсь, что выразился непонятно -- но вот пример книги, в к-рой стиль преобладает, но совсем не "застит" идею).

Указанную вами книгу я не читал, но не только вполне допускаю, но и непременно ожидаю, что литературное произведение несёт в себе сочетание элементов смысла и формы. Иное – большая редкость.


миротворец

Ссылка на сообщение 18 мая 2017 г. 16:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата

я совершенно не понял, что вы хотите сказать, называя форму без содержания гламуром

цитата Элхэ Ниэннах

...Имя — не пpосто сплетение звуков. Это — ты, твое я. А он, непохожий на дpугих, лишен даже этого. Алкаp, Лучезаpный. Имя — часть его силы, его сути — отняли. Дали — дpугое. Кто сделал это? Зачем? Алкаp. Алкаp. Чужое, холодное. Меpтвое.
   Айнуp ощущают Имя частью себя, своим я-есть. Алкар повтоpяет их Имена, и лица Айнуp на миг становятся опpеделенными. Это pадость — слышать, как тебя окликают музыкальной фpазой, ставшей выpажением твоей сути. Глубокий пуpпуpно-фиолетовый аккоpд: Намо. Сеpебpяная стpуна, гоpьковатый жемчужный свет: Ниенна. Пpохладно меpцающее сеpебpисто-зеленое эхо: Иpмо. Беззвучный шорох, тихий вздох в голубоватом халцедоновом тумане: Эстэ. Медный и золотой пpиглушенный звон: Ауле. Зеленое и золотое, трепет новой жизни: Йаванна.
   Эти — ближе всех, чем-то похожие и — иные. А его имя лишено цвета и живого звука. Алкаp. Ал-каp. Мертвый сверкающий камень

цитата

...Мелодия Эpу, изысканно-кpасивая и нежная, оттененная легкой печалью, струилась пред глазами Айнур шелковистой аквамаpиновой пpозpачностью аpф: медленно текущие меж пальцев капли дpагоценных камней.
   Но музыка Мелькоpа также достигла единства в себе: тяжелая чеpная бpонза, остpая воpоненая сталь и светлое сеpебpо, меpцание темных аметистов, гоpьковатый глубокий поток реки-Времени... Печаль и радость, хмельное вино Творения, осознание Бытия — биение сеpдца связывало воедино тысячи несхожих стpанных мелодий, и таяло сияние Чертогов, и тысячами глаз смотpела на Творящих — Тьма...
   ...Смотpи: пеpед тобой Путь — льдистый светлый клинок-луч; ступи на него — Вpата откpыты, ты свободен — словно огpомные кpылья за спиной. Это конец — это начало — это неведомый даp... Это — Вечность смотpит тебе в лицо аметистовыми глазами сфинкса...
   Смотpи, как свет pождается во Тьме, пpоpастает из Тьмы, как из меpцающих капель-зеpен тянутся тонкими, слабыми еще pостками стpанные мелодии жизни...
   Смотpи, как Тьма пpотягивает pуку Свету: они не вpаждуют, они — две половины, две части целого: это — звезды, это — миpы, это Бытие, это — Эа...
   Смотри своими глазами: это — Пламя, это вечный огонь Движения, это — начинает отсчет Вpемя; это — жизнь...
   И две темы сплелись, но не смешались, дополняя дpуг дpуга, но не сливаясь воедино; но в то миг одним аккордом — глубже Бездны, выше Свода Небесного, пpонзительным, как свет ока Илуватаpа — обоpвалась Музыка.

Вот что я называю гламуром. Красиво, но пусто. В отличие, например, от этого рассказа, где подобные красивости тоже присутствуют, но они -- не самоцель.

цитата strarxs

не только вполне допускаю, но и непременно ожидаю, что литературное произведение несёт в себе сочетание элементов смысла и формы. Иное – большая редкость

Я все-таки полагаю, что главное в книге -- стиль. Смысл как-нибудь сам приложится :-)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


активист

Ссылка на сообщение 20 мая 2017 г. 02:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Вот что я называю гламуром. Красиво, но пусто. В отличие, например, от этого рассказа, где подобные красивости тоже присутствуют, но они -- не самоцель.

Всё равно не понял ??? В принципе, изо всего можно почерпнуть информацию. Выше я, например, упоминал шрифт, называя его формой, а само написанное – сутью. Тем не менее, шрифт сам может нести информацию. Например, он может поведать а материале, инструменте и т.д. Но это уже будет дополнительная по отношению к изначальной информация. Допустим, по форме древней надписи историк может сделать вывод, не вытекающий непосредственно из её содержания, хотя изначально надпись делалась с иной целью. Поэтому «пустой» я форму назвать не могу, но факт, что дополнительная информация может не иметь никакого отношения к изначальной, не отрицаю.

цитата glupec

Я все-таки полагаю, что главное в книге -- стиль. Смысл как-нибудь сам приложится

Это справедливо по отношению к искусству в принципе :-) Более того, суть, облечённая в хорошую форму, приобретает дополнительный вес.


миротворец

Ссылка на сообщение 20 мая 2017 г. 02:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Я все-таки полагаю, что главное в книге -- стиль. Смысл как-нибудь сам приложится

Не смею Вас переубеждать ... но я то как раз считаю ровно наоборот ... :))


миротворец

Ссылка на сообщение 20 мая 2017 г. 10:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата

«пустой» я форму назвать не могу, но факт, что дополнительная информация может не иметь никакого отношения к изначальной, не отрицаю

Все правильно. Но я предпочитаю дихотомию "текст — контекст", а не "содержание — форма".

цитата sanhose

Не смею Вас переубеждать ... но я то как раз считаю ровно наоборот

Зачем тогда читать литературу? Читайте философские трактаты.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 22 мая 2017 г. 00:14  
цитировать   |    [  ] 
glupec Ну раз вы уж Ниенну вспомнили... Вы Голосовкера Сказания о титанах читали? Книга, просто напрашиаающаяся на сравнение с ЧХА, даже если прямого влияния Голомрвкера на авторов последней и не было. Как там по вашему с идеями, безыдейностью и тем, что вы зовёте гламуром?
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миротворец

Ссылка на сообщение 26 мая 2017 г. 16:21  
цитировать   |    [  ] 
be_nt_all так вот же мой отзыв: https://fantlab.ru/work290975#response249...
Да, это "идейная" книга. Там важно ЧТО, а не КАК. Но это -- редкий случай, когда автор... того... не перегнул палку. Поэтому -- 9.
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 мая 2017 г. 17:47  
цитировать   |    [  ] 
glupec А-а. Ну так согласен, другое дело что ЧХА всё ещё не гламур. По сравнению с Голосовкером труба явно пониже, дым — пожиже, и если даже Ниэнна Сказания о Титанах не читала, вещь выглядит вторичной. Я бы определил Чёрные хроники как уценённый декаданс, но характерной для гламура полировки, причём, скажем так, прсредством сексуальной чакры в ЧХА нет. Потому по популярности ЧХА с Сумерками и рядом не лежали.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миротворец

Ссылка на сообщение 26 мая 2017 г. 17:55  
цитировать   |    [  ] 
be_nt_all У нас с Вами, похоже, разное понимание слова "гламур".
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 мая 2017 г. 18:07  
цитировать   |    [  ] 
Ну я как один из авторов Википедии, выводил статью гламур из беспредметного состояния, ознакомившись с парой академических англоязычных книг. Так что знаю что моё понимание более-менее соответствует общепринятому8-)
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


миротворец

Ссылка на сообщение 26 мая 2017 г. 18:53  
цитировать   |    [  ] 
Я имею в виду гламурный стиль (т.е., перенасыщенный всякими "красивостями") А Вы говорите, по--моему, о социальном феномене "гламурных кис" :-)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


активист

Ссылка на сообщение 10 января 2018 г. 10:15  
цитировать   |    [  ] 
Не надо терминологической путаницы, господа.


новичок

Ссылка на сообщение 17 января 2018 г. 09:51  
цитировать   |    [  ] 
Терминологическая путаница, действительно, присутствует.

По заглавной теме:
1) юридически идеи в произведении может и не быть, достаточно образов;
2) какие-то идеи в произведении есть всегда. Они могут общепонятными или заумными, очевидными или глубоко спрятанными, убогими или великолепными — но они есть. По другому не получится;
3) лично мне скучно читать книгу, если в ней нет какой-то интересной мне идеи. Если даже книга написана очень красивым языком, но со скучной или чуждой мне идеей — прочту страницу, повосхищаюсь стилем и брошу читать.


миротворец

Ссылка на сообщение 18 января 2018 г. 03:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата Elena Kholmova

какие-то идеи в произведении есть всегда. Они могут общепонятными или заумными, очевидными или глубоко спрятанными, убогими или великолепными — но они есть. По другому не получится

Это не идеи, а просто мысли.
Идея = то, к чему сводится роман. То, что можно пересказать в двух строчках, и после этого книгу не читать.

цитата Elena Kholmova

лично мне скучно читать книгу, если в ней нет какой-то интересной мне идеи. Если даже книга написана очень красивым языком, но со скучной или чуждой мне идеей — прочту страницу, повосхищаюсь стилем и брошу читать

Лично мне скучно читать книгу, если из нее легко сделать "выжимку". Написать изложение, в к-ром вся идея будет раскрыта в двух абзацах.
А вот хороший стиль так просто не перескажешь...
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 18 января 2018 г. 21:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Идея = то, к чему сводится роман. То, что можно пересказать в двух строчках, и после этого книгу не читать.

Никогда не думал, что идея романа — это то же самое, что мораль басни.

При том, что даже и хорошая басня к этой самой морали не полностью сводится.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 18 января 2018 г. 21:43  
цитировать   |    [  ] 
be_nt_all, :beer:
Опять же, — это смотря кому предложено "рассказать в двух словах". Опытный и проницательный человек с подвешенным языком, может и сформулирует одной левой хоть из "Репки", хоть из "Улисса". А троечник или просто человек, не поднаторевший в выражении мыслей — будет телиться пять лет даже над басней. :-)


миротворец

Ссылка на сообщение 19 января 2018 г. 18:20  
цитировать   |    [  ] 

цитата

троечник или просто человек, не поднаторевший в выражении мыслей — будет телиться пять лет даже над басней

Некорректный пример :-)
Корректный -- вот:

цитата "Чёрный Баламут"

«Замужем? Можно подумать, я не знаю! И мужа ее знаю, сосед он мой! Как нам не стыдно? А никак не стыдно! И так не стыдно, и сяк не стыдно, и вот эдак тоже! Вон поглядите, кстати: муж ее куда направился? В блудилище, ясное дело! Там моя супружница в окошке деньги принимает, а когда запарка, то и пособит...»

«Гуляй, братва, однова живем! И-эх, а мал-ладого падагоптра несут с пр-рабитой головой!.. Разлюли малина...»

После прочтения этого отрывка, роман-эпопею Олди уже можно не читать :-) В двух абзацах -- ВСЕ сказано :-)
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миротворец

Ссылка на сообщение 26 января 2018 г. 14:39  
цитировать   |    [  ] 

цитата Elena Kholmova

По заглавной теме:
1) юридически идеи в произведении может и не быть, достаточно образов;

Честно не говоря, не поняла, что значит в этом контексте слово "юридически", если речь идет совсем не об авторских правах.???
–––

Коннизавр, чудовище кровожадное и старомодное.


активист

Ссылка на сообщение 16 апреля 2018 г. 22:06  
цитировать   |    [  ] 
Именно искусство заставляет нас иногда вспоминать, что мы все еще люди. Книга должна чему-то научить. Функция книги — менять наше мировоззрение, хотя бы немного. Даже развлекательная художка. В чем сила "Властелина колец"? Уж вовсе не в созданном автором мире. А сила в правде. Да-да, в той самой.
Идея книги — это взгляд писателя на мир, его мироощущение, подаваемое через сюжет. В каждой книге есть какая-то идея, которую автор хочет донести. Писать книги просто ради того чтобы писать — невозможно, если автор пишет, значит ему есть что сказать. Кто-то свою авт идею доносит хорошо, кто-то не очень, но это уже вопрос к профессионализму.

Др момент, мораль в книгах. У каждого свое отношение. На мой личный взгляд, книги (как и кино) должны быть избавлены от морали. Она разлагает и делает из человека подлеца. Также часто, под видом морали читателю подсовывают патриотизм. Навяливать ничего нельзя, можно давать информацию, читатель уже сам решает, согласен он с ней или нет.
–––
Своя тупость отличается от чужой тем, что ты её не замечаешь. (с) (Андрей Ангелов)


философ

Ссылка на сообщение 16 апреля 2018 г. 22:15  
цитировать   |    [  ] 
Dollar44, думаю, стоит уточнить, что вы имеете в виду под моралью. А то получается неубедительная картина: идеи правдивы, а мораль — ложна и лицемерна. Откуда такие выводы?
Если вы понимаете мораль как мысль, высказанную прямым текстом, то вряд ли именно форма подачи делает сказанное тлетворным. К гаденьким выводам можно ведь и исподволь подвести, передавая через сюжет и не высказывая напрямую.
Страницы: 123...1011121314    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?»

 
  Новое сообщение по теме «Нужна ли в книгах так называемая "Идея"?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх