Книги про Русь X XVII века ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Книги про Русь. X-XVII века.(славянское фэнтези)»

Книги про Русь. X-XVII века.(славянское фэнтези)

 автор  сообщение


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 08:31  
цитировать   |    [  ] 

цитата пан Туман

А вообще вот интересно — в славянской фэнтези бывает так, что автор — христианин, и всячески доказывает превосходство своей веры над язычеством (ну окончание "Берсерка" как пример). Случается также, что автор не чужд язычества и тут уже всячески достается христианству (тут парой постов выше приводили авторов, я сам не читал подобного).
Но вот нигде я что-то не припомню того переплетения язычества и христианства — веры и суеверий — что имело место быть на Руси, а потом и в России. В сказках вот это видно — там уживаются и домовые, и священники, и ничего, места хватает.


В общем-то, я так пишу, стараясь никого не обидеть. Сама я боле склонна к языческому восприятию мира, но пишу уж точно не с целью показать превосходство язычества над христианством, и персонажи на хороших и плохих делятся не по принципу религиозных убеждений. Но тут есть такая проблема: в славянском фэнтези как таковом вообще не может быть христианства. Если христианство — значит, наша реальность, и это уже исторический роман или хотя бы историческая фантастика. То самое "Сокровище Харальда" — 11 век, эпоха двоеверия, там есть и то, и другое. Но это опять же исторический роман с небольшими элементами фантастики, которые всегда можно объяснить через психологию героев (проще говоря, им померещилось :-)))) "Лес на Той Стороне" (кн.1 — Золотой Сокол) — историческая фантастика, 9 век, там есть немного о разнице между язычеством и христианством, но сам роман построен на мифологии славян. Остальное у меня либо "чистые" исторические романы, либо чистое фэнтези, не знающее ни о каком христианстве, либо о тех эпохах, когда о нем широкие массы еще и не знали.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 08:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата пан Туман

Надо, кстати, Мазина полистать. Он же христианин, как сам говорит — что же он там про язычников написал? Интересно мне.

Хммм... ну общем-то он там очень даже неплохо написал. Нет у него превосходства язычества или христианства. Варяги у него язычники, а князь Святослав и подавно.

Хотя читал уже давно, мало помню как он это оговаривает, нет у Мазина прям акцента на религию.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 11:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата Завета

Но тут есть такая проблема: в славянском фэнтези как таковом вообще не может быть христианства. Если христианство — значит, наша реальность, и это уже исторический роман или хотя бы историческая фантастика
Если в смысле лейбы на издательской обложке, то мей би. А вот если в смысле реалий текста — в славянском фэнтези еще как возможно христианство. Киево-Печерский патерик взять за основу — какой из него можно выписать "производственный роман" а-ля 87й полицейский участок, только про борцов с нежитью-нечистью, боевых монахов-катакомбников!


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 12:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kail Itorr

Если в смысле лейбы на издательской обложке, то мей би. А вот если в смысле реалий текста — в славянском фэнтези еще как возможно христианство.


Нет, это моя личная классификация, но я считаю, что нельзя сваливать в одну кучу того же "Волкодава" Семеновой и "Ладогу" Григорьевой, потому что действие в реальном мире или вымышленно-параллельном — на мой взгляд, очень существенная разница. И если автор не может или не хочет следовать историческим реалиям, то пусть переносит действие в какое-нибудь Синегорье, с него и взятки гладки. А когда место действия называется Новгород, но автор даже не знает, далеко ли Новгород от Ильменя — ерунда получается, и присутствие леших, что это-де фантастика — не оправдание.
–––
Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с)


философ

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 14:06  
цитировать   |    [  ] 
Прежде всего, "фэнтези про Русь" и "славянское фэнтези" это два пересекающихся множества, а не синонимы.
Во-первых, русские не единственные славяне, и польское фэнтези такое же славянское, как и русское.
Во-вторых, место действия на самом деле очень много значит. Фэнтези с реальным местом действия автоматически попадает в разряд исторического.
Я бы предложил считать "древнерусское историческое фэнтези" и "слпавянское фэнтези" двумя разными жанрами.
К первому можно отнести:
"Скоморох" Железнова
"Мещёрские волхвы" С. Фомичева
"Шатун" Шведова
"Ардагаст" Баринова
"Заговор древних" Грацкого
"Последний леший" Купцова

Ко вторым:
"Ория" Валентинова
"Перевал Странников" Андреева
"Воспитанник богов" Клименко

Можно выделить еще 3-ю категорию: фэнтези как бы "про Русь", но настолько древнюю, что автор в своей фантазии ничем не ограничен. Образец — "Трое из Леса" Никитина (первые книги).
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 17:36  
цитировать   |    [  ] 
Нормальное славянское фэнтези у Григорьевой: "Колдун", "Берсерк", та же "Старая Ладога". А "Ладогу", которую тут Завета упоминает книга ученическая, не зря автор ее на новый лад переписал (цикл "Старая Ладога"). А первую версию я даже дочитать не сумел, да и др. читать не советую:-D
И еше не очень понял чем христианская тема языческой мешает? Особенно применительно к определенному периоду в истории:-D:-D:-D. Или может быть мы вообще всю эту тему о крещении Руси в этом контексте выкинем? А, впрочем это дело религиозных пристрастий, но уж точно к литературной стороне вопроса отношения не имеющая — разве что с точки зрения идейного содержания книги:-D:-D:-D (ну точно книги по школьной программе обсуждаем:-D:-D:-D) А вообще более реального и осязаемого язычества, как его показывает Григорьева, я практически не видел...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 19:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата Завета

нельзя сваливать в одну кучу того же "Волкодава" Семеновой и "Ладогу" Григорьевой, потому что действие в реальном мире или вымышленно-параллельном — на мой взгляд, очень существенная разница
С одной стороны, нельзя. С другой — "множественность миров" для фэнтези мысль мягко говоря не новая, и единственным препятствием для плодотворного общения скажем Эйры Сновидицы, жительницы вторичного мира Квиттинга, и Всеслава Волхва, обитателя "нашего" первичного мира — будет исключительно воля автора, которому такое общение для сюжета не потребовалось. Или если вдруг персонаж, отправившись на Ту Сторону, свернет за угол и выйдет не в ту дверь, где входил, а куда-то еще, так текст немедленно перестанет быть фэнтези и станет суровым реализмом?


философ

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 19:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Во-первых, русские не единственные славяне, и польское фэнтези такое же славянское, как и русское.


Тогда уж, если следовать логике:
Во-вторых, славяне не единственные, кто жили и живут на Руси
:-)

Кстати хотелось бы почитать фэнтези на основе татарских или башкирских мотивов (но не среднеазиатских).
Но не встречал пока.
Может быть кто-нибудь что-то подскажет?
–––
книги на АТ https://author.today/u/u343896


магистр

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 20:33  
цитировать   |    [  ] 

цитата RRRicard

И еше не очень понял чем христианская тема языческой мешает?

Да потому что это всё обычно сводится к тому, "какие мы были сирые и убогие (кровожадные и дикие), когда были язычниками, но вот узрев свет веры истинной враз стали белыми и пушистыми (умными и красивыми)."
Финал "Берсерка" — где Дара встречается со старцем-отшельником — конкретный пример этого. Никто другой не мог избавить её от договора с марами?
Впрочем, книга меня расстроила не только этим (и не столько). Сейчас я не буду трогать ни сюжет, ни персонажей — только их имена! Можно было просто подобрать нормальные?
–––
Я хочу, чтоб ты стреляла по своим


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 22:24  
цитировать   |    [  ] 
У Валентинова Ория — это не Русь. Русь у него — Сурь.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 23:44  
цитировать   |    [  ] 
ВОт только находится та Сурь несколько не на Руси, а в стороне — а вот Ория как раз Киевское-Переяславское княжество...


авторитет

Ссылка на сообщение 17 мая 2010 г. 23:48  
цитировать   |    [  ] 
Ну это не важно — по тексту всё понятно однозначно.


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 08:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата пан Туман

Да потому что это всё обычно сводится к тому, "какие мы были сирые и убогие (кровожадные и дикие), когда были язычниками, но вот узрев свет веры истинной враз стали белыми и пушистыми (умными и красивыми)."

А у других все сводится к тому, "какие мы были могучие и духовные, пока были язычниками, но вот пришли хитрые греки и зомбировали нас дурманом христианства, этой идеологии покорности".
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 08:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата sergey fomichov

Кстати хотелось бы почитать фэнтези на основе татарских или башкирских мотивов (но не среднеазиатских).

Разве что "Ветер с Итиля" Калганова, но это не совесем фэнтези.
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 08:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

А у других все сводится к тому, "какие мы были могучие и духовные, пока были язычниками, но вот пришли хитрые греки и зомбировали нас дурманом христианства, этой идеологии покорности".

+10 ;-)

Найти середину не каждому автору получается, а читать сторонников того или противоположного угла как-то не хочется


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 11:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Разве что "Ветер с Итиля" Калганова, но это не совесем фэнтези.


спасибо, посмотрю.

цитата CHRONOMASTER

Найти середину не каждому автору получается, а читать сторонников того или противоположного угла как-то не хочется


просто нужно различать, когда идею отстаивает персонаж, а когда навязывает сам автор.
для персонажа любая крайность нормальна, а вот автору со своими тараканами лучше в тени оставаться.
хотя не всегда получается, конечно.
–––
книги на АТ https://author.today/u/u343896


авторитет

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 13:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата sergey fomichov

Во-вторых, славяне не единственные, кто жили и живут на Руси

в 17в оно конечно. Только это уже не Русь.
–––
tomorrow never knows


авторитет

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 13:22  
цитировать   |    [  ] 
С. Волков "Великое Лихо" и "Владыки Земли". Вообще-то там про всемирный потоп, но действуют праславяне и мифология развернута по полной программе от Хорса и Ярилы до всяких чуров и мелкой нечисти.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 13:36  
цитировать   |    [  ] 
Художественные исторические романы о Древней Руси:
Борис Львович Васильев
1. Вещий Олег.
2. Ольга, королева русов
3. Князь Святослав
4. Владимир Красное Солнышко
5. Александр Невский (Князь Ярослав и его сыновья)
6. Юность Мономаха
7. Государева тайна (эпоха Ивана Грозного)

Иванов Валентин Дмитриевич
1. Повести древних лет
2. Русь великая
3. Русь изначальная
–––
Alea jacta est


философ

Ссылка на сообщение 18 мая 2010 г. 13:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Blackbird22

в 17в оно конечно


во все века, указанные в теме, славяне жили вместе с другими народами.
–––
книги на АТ https://author.today/u/u343896
Страницы: 1234567    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Книги про Русь. X-XVII века.(славянское фэнтези)»

 
  Новое сообщение по теме «Книги про Русь. X-XVII века.(славянское фэнтези)»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх