автор |
сообщение |
Завета
авторитет
|
17 мая 2010 г. 08:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата пан Туман А вообще вот интересно — в славянской фэнтези бывает так, что автор — христианин, и всячески доказывает превосходство своей веры над язычеством (ну окончание "Берсерка" как пример). Случается также, что автор не чужд язычества и тут уже всячески достается христианству (тут парой постов выше приводили авторов, я сам не читал подобного). Но вот нигде я что-то не припомню того переплетения язычества и христианства — веры и суеверий — что имело место быть на Руси, а потом и в России. В сказках вот это видно — там уживаются и домовые, и священники, и ничего, места хватает.
В общем-то, я так пишу, стараясь никого не обидеть. Сама я боле склонна к языческому восприятию мира, но пишу уж точно не с целью показать превосходство язычества над христианством, и персонажи на хороших и плохих делятся не по принципу религиозных убеждений. Но тут есть такая проблема: в славянском фэнтези как таковом вообще не может быть христианства. Если христианство — значит, наша реальность, и это уже исторический роман или хотя бы историческая фантастика. То самое "Сокровище Харальда" — 11 век, эпоха двоеверия, там есть и то, и другое. Но это опять же исторический роман с небольшими элементами фантастики, которые всегда можно объяснить через психологию героев (проще говоря, им померещилось ) "Лес на Той Стороне" (кн.1 — Золотой Сокол) — историческая фантастика, 9 век, там есть немного о разнице между язычеством и христианством, но сам роман построен на мифологии славян. Остальное у меня либо "чистые" исторические романы, либо чистое фэнтези, не знающее ни о каком христианстве, либо о тех эпохах, когда о нем широкие массы еще и не знали.
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
CHRONOMASTER
гранд-мастер
|
17 мая 2010 г. 08:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата пан Туман Надо, кстати, Мазина полистать. Он же христианин, как сам говорит — что же он там про язычников написал? Интересно мне.
Хммм... ну общем-то он там очень даже неплохо написал. Нет у него превосходства язычества или христианства. Варяги у него язычники, а князь Святослав и подавно.
Хотя читал уже давно, мало помню как он это оговаривает, нет у Мазина прям акцента на религию.
|
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
17 мая 2010 г. 11:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Завета Но тут есть такая проблема: в славянском фэнтези как таковом вообще не может быть христианства. Если христианство — значит, наша реальность, и это уже исторический роман или хотя бы историческая фантастика Если в смысле лейбы на издательской обложке, то мей би. А вот если в смысле реалий текста — в славянском фэнтези еще как возможно христианство. Киево-Печерский патерик взять за основу — какой из него можно выписать "производственный роман" а-ля 87й полицейский участок, только про борцов с нежитью-нечистью, боевых монахов-катакомбников!
|
|
|
Завета
авторитет
|
17 мая 2010 г. 12:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kail Itorr Если в смысле лейбы на издательской обложке, то мей би. А вот если в смысле реалий текста — в славянском фэнтези еще как возможно христианство.
Нет, это моя личная классификация, но я считаю, что нельзя сваливать в одну кучу того же "Волкодава" Семеновой и "Ладогу" Григорьевой, потому что действие в реальном мире или вымышленно-параллельном — на мой взгляд, очень существенная разница. И если автор не может или не хочет следовать историческим реалиям, то пусть переносит действие в какое-нибудь Синегорье, с него и взятки гладки. А когда место действия называется Новгород, но автор даже не знает, далеко ли Новгород от Ильменя — ерунда получается, и присутствие леших, что это-де фантастика — не оправдание.
|
––– Все писатели сумасшедшие. Но это не значит, что все сумасшедшие -- писатели. (с) |
|
|
ameshavkin
философ
|
17 мая 2010 г. 14:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Прежде всего, "фэнтези про Русь" и "славянское фэнтези" это два пересекающихся множества, а не синонимы. Во-первых, русские не единственные славяне, и польское фэнтези такое же славянское, как и русское. Во-вторых, место действия на самом деле очень много значит. Фэнтези с реальным местом действия автоматически попадает в разряд исторического. Я бы предложил считать "древнерусское историческое фэнтези" и "слпавянское фэнтези" двумя разными жанрами. К первому можно отнести: "Скоморох" Железнова "Мещёрские волхвы" С. Фомичева "Шатун" Шведова "Ардагаст" Баринова "Заговор древних" Грацкого "Последний леший" Купцова
Ко вторым: "Ория" Валентинова "Перевал Странников" Андреева "Воспитанник богов" Клименко
Можно выделить еще 3-ю категорию: фэнтези как бы "про Русь", но настолько древнюю, что автор в своей фантазии ничем не ограничен. Образец — "Трое из Леса" Никитина (первые книги).
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
RRRicard
авторитет
|
17 мая 2010 г. 17:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Нормальное славянское фэнтези у Григорьевой: "Колдун", "Берсерк", та же "Старая Ладога". А "Ладогу", которую тут Завета упоминает книга ученическая, не зря автор ее на новый лад переписал (цикл "Старая Ладога"). А первую версию я даже дочитать не сумел, да и др. читать не советую И еше не очень понял чем христианская тема языческой мешает? Особенно применительно к определенному периоду в истории. Или может быть мы вообще всю эту тему о крещении Руси в этом контексте выкинем? А, впрочем это дело религиозных пристрастий, но уж точно к литературной стороне вопроса отношения не имеющая — разве что с точки зрения идейного содержания книги (ну точно книги по школьной программе обсуждаем) А вообще более реального и осязаемого язычества, как его показывает Григорьева, я практически не видел...
|
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
17 мая 2010 г. 19:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Завета нельзя сваливать в одну кучу того же "Волкодава" Семеновой и "Ладогу" Григорьевой, потому что действие в реальном мире или вымышленно-параллельном — на мой взгляд, очень существенная разница С одной стороны, нельзя. С другой — "множественность миров" для фэнтези мысль мягко говоря не новая, и единственным препятствием для плодотворного общения скажем Эйры Сновидицы, жительницы вторичного мира Квиттинга, и Всеслава Волхва, обитателя "нашего" первичного мира — будет исключительно воля автора, которому такое общение для сюжета не потребовалось. Или если вдруг персонаж, отправившись на Ту Сторону, свернет за угол и выйдет не в ту дверь, где входил, а куда-то еще, так текст немедленно перестанет быть фэнтези и станет суровым реализмом?
|
|
|
sergey fomichov
философ
|
17 мая 2010 г. 19:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Во-первых, русские не единственные славяне, и польское фэнтези такое же славянское, как и русское.
Тогда уж, если следовать логике: Во-вторых, славяне не единственные, кто жили и живут на Руси
Кстати хотелось бы почитать фэнтези на основе татарских или башкирских мотивов (но не среднеазиатских). Но не встречал пока. Может быть кто-нибудь что-то подскажет?
|
––– книги на АТ https://author.today/u/u343896 |
|
|
пан Туман
магистр
|
17 мая 2010 г. 20:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата RRRicard И еше не очень понял чем христианская тема языческой мешает?
Да потому что это всё обычно сводится к тому, "какие мы были сирые и убогие (кровожадные и дикие), когда были язычниками, но вот узрев свет веры истинной враз стали белыми и пушистыми (умными и красивыми)." Финал "Берсерка" — где Дара встречается со старцем-отшельником — конкретный пример этого. Никто другой не мог избавить её от договора с марами? Впрочем, книга меня расстроила не только этим (и не столько). Сейчас я не буду трогать ни сюжет, ни персонажей — только их имена! Можно было просто подобрать нормальные?
|
––– Я хочу, чтоб ты стреляла по своим
|
|
|
ArK
авторитет
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
|
ArK
авторитет
|
|
ameshavkin
философ
|
18 мая 2010 г. 08:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата пан Туман Да потому что это всё обычно сводится к тому, "какие мы были сирые и убогие (кровожадные и дикие), когда были язычниками, но вот узрев свет веры истинной враз стали белыми и пушистыми (умными и красивыми)."
А у других все сводится к тому, "какие мы были могучие и духовные, пока были язычниками, но вот пришли хитрые греки и зомбировали нас дурманом христианства, этой идеологии покорности".
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
18 мая 2010 г. 08:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата sergey fomichov Кстати хотелось бы почитать фэнтези на основе татарских или башкирских мотивов (но не среднеазиатских).
Разве что "Ветер с Итиля" Калганова, но это не совесем фэнтези.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
CHRONOMASTER
гранд-мастер
|
18 мая 2010 г. 08:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin А у других все сводится к тому, "какие мы были могучие и духовные, пока были язычниками, но вот пришли хитрые греки и зомбировали нас дурманом христианства, этой идеологии покорности".
+10
Найти середину не каждому автору получается, а читать сторонников того или противоположного угла как-то не хочется
|
|
|
sergey fomichov
философ
|
18 мая 2010 г. 11:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Разве что "Ветер с Итиля" Калганова, но это не совесем фэнтези.
спасибо, посмотрю.
цитата CHRONOMASTER Найти середину не каждому автору получается, а читать сторонников того или противоположного угла как-то не хочется
просто нужно различать, когда идею отстаивает персонаж, а когда навязывает сам автор. для персонажа любая крайность нормальна, а вот автору со своими тараканами лучше в тени оставаться. хотя не всегда получается, конечно.
|
––– книги на АТ https://author.today/u/u343896 |
|
|
Blackbird22
авторитет
|
18 мая 2010 г. 13:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата sergey fomichov Во-вторых, славяне не единственные, кто жили и живут на Руси
в 17в оно конечно. Только это уже не Русь.
|
––– tomorrow never knows |
|
|
karnaval
авторитет
|
18 мая 2010 г. 13:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
С. Волков "Великое Лихо" и "Владыки Земли". Вообще-то там про всемирный потоп, но действуют праславяне и мифология развернута по полной программе от Хорса и Ярилы до всяких чуров и мелкой нечисти.
|
|
|
AlexP66
гранд-мастер
|
18 мая 2010 г. 13:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Художественные исторические романы о Древней Руси: Борис Львович Васильев 1. Вещий Олег. 2. Ольга, королева русов 3. Князь Святослав 4. Владимир Красное Солнышко 5. Александр Невский (Князь Ярослав и его сыновья) 6. Юность Мономаха 7. Государева тайна (эпоха Ивана Грозного)
Иванов Валентин Дмитриевич 1. Повести древних лет 2. Русь великая 3. Русь изначальная
|
––– Alea jacta est |
|
|
sergey fomichov
философ
|
18 мая 2010 г. 13:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Blackbird22 в 17в оно конечно
во все века, указанные в теме, славяне жили вместе с другими народами.
|
––– книги на АТ https://author.today/u/u343896 |
|
|