автор |
сообщение |
Gvendоlen
новичок
|
12 июня 2011 г. 16:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
ameshavkin
цитата ameshavkin Между жанрами нет никаких "границ" изначально. Это нечеткие, пересекающиеся множества. "Определение" жанра (кроме чисто формальных, таких как сонет) дать вообще невозможно, да и ненужно.
Изначально — это из какого начала? Есть сага. Есть сказка. Есть быличка. Между ними нет границ? Это если мы об "изначально". Возьмём девятнадцатый век. Есть любовный роман. Есть утопия. Есть научно-фантастический роман. Между ними нельзя провести границы? Оперировать списком жанров так, как оперируют таблицей Менделеева, не корректно. Но отрицать, что существует "ореол жанровых ожиданий", которые формируются конкретным жанром, боюсь, не получится.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
12 июня 2011 г. 16:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gvendоlen Размывание жанровых критериев же
Оно всегда было и всегда будет.
цитата Gvendоlen В двадцатом веке и далее примеры, строго укладывающиеся в жанровую схему, — как раз исключение.
Какой смысл в определениях, из которых одни исключения?
цитата Gvendоlen зачем литературоведу рассчитывать на первый-второй?
Очевидно, чтобы ученость свою показать. Чем отличается научная классификация от донаучной? Допустим, линневская систематика от аристотелевской? Очень просто, аристотелевская классификация (очень подробная) индкутивна, исходит из неких общих идей и игнорирует реальные свойства живых организмов. Линнеевская дедуктивна, восходит от частного к общему, основана на тщательном изучении конкретных видов.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Gvendоlen
новичок
|
|
Katherine Kinn
активист
|
12 июня 2011 г. 16:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin В-третьих, космоопера — поджанр научной фантастики, и тут никуда не денешься.
Угу, со звуком в вакууме, мистической Силой, реальным и работающим жертвоприношением, ангелами-водителями планет и прочей антинаучной чешуей :-)
|
|
|
kagerou
философ
|
12 июня 2011 г. 16:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Линнеевская дедуктивна, восходит от частного к общему, основана на тщательном изучении конкретных видов.
Ну вот мы пытаемся изучать конкретные виды, обмениваясь гипотезами и возражениями — а вы, пардон май френч, бухтите.
|
|
|
Шолль
философ
|
12 июня 2011 г. 16:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Какой смысл в определениях, из которых одни исключения?
Какой смысл в абстрактных понятиях, когда вокруг нас конкретные предметы?
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
DESHIVA
философ
|
12 июня 2011 г. 16:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gvendоlen Вот при наличии определённых характерных черт — всякий ли текст является НФ?
В конечном счете, если автор говорит, что наука со временем это объяснит (как исключение, уже может объяснить) — это "научная" фантастика. Если же автор советует принимать происходящее как данность, не требующую объяснений, то это не научная фантазия.
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
Kuntc
гранд-мастер
|
12 июня 2011 г. 16:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Katherine Kinn Угу, космоопера и христианский мистический роман — это теперь научная фантастика?
Космоопера — да. "Космический апокалипсис" Рейнольдса, например. "Пламя над бездной" Винджа. И, да, "Гиперион" в том числе. Более того: космооперу сегодня называют чуть ли не главной формой научной фантастики. Или вы не согласны с западными специалистами? Что до "научности" тех или иных явлений, так самая "твердая" НФ не выдержит строгой критики. Это не аргумент.
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
DESHIVA
философ
|
12 июня 2011 г. 16:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Какой смысл в абстрактных понятиях, когда вокруг нас конкретные предметы?
На самом деле их нет. Они существуют только в моем воображении, как и Вы. Это я сам с собой беседую.
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
kagerou
философ
|
12 июня 2011 г. 17:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kuntc Более того: космооперу сегодня называют чуть ли не главной формой научной фантастики. Или вы не согласны с западными специалистами?
Абстрактные "западные специалисты" — это то же, что "британские ученые". Нет, не согласны — пока вы не приведете точно хотя бы тезисы, с которыми мы должны согласиться либо нет. Включение космооперы в научную фантастику размывает определение "научный" до полного обессмысливания.
цитата Kuntc Что до "научности" тех или иных явлений, так самая "твердая" НФ не выдержит строгой критики. Это не аргумент.
Это никто и не приводил в качестве аргумента.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
12 июня 2011 г. 17:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gvendоlen Изначально — это из какого начала?
Знаете, любой жанр когда-то из чего-то появляется.
цитата Gvendоlen Есть сага. Есть сказка. Есть быличка. Между ними нет границ? Это если мы об "изначально".
Это жанры? Пропп с вами не согласен. В фольклористике продолжаются споры о том, существуют ли вообще "фольклорные жанры".
цитата Gvendоlen Есть любовный роман. Есть утопия. Есть научно-фантастический роман. Между ними нельзя провести границы?
Где-то можно, где-то нельзя. Границы можно проводить только там, где (жанры, или что угодно другое) соприкасаются. Возьмем "MMMCDXLVIII год" Вельтмана. По сюжету это именно любовный роман. Классический греческий роман, которые любил разбирать Бахтин. Еще конкретнее, это подражание Гелиодору, и даже не столько Гелиодору как таковому, сколько имитациям Гелиодора, которые в изобилии писались начиная с 17 века. И вместе с тем действие происходит в далеком будущем. Тем не менее это не утопия. Чтобы иметь возможность провести границы, нужно рассматривать жанровую систему в целом. Т.е. жанровую систему в рамках национальной литературы определенного периода. При этом помнить об общеевропейском жанровом каноне и об истории каждого жанра в отдельности.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
12 июня 2011 г. 17:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Gvendоlen Мм, то есть делить ту же фантастику на фэнтэзи и НФ непродуктивно и смысла не имеет?
Делить, исходя из умозрительных "критериев", — непродуктивно и не имеет. Еще совсем недавно (по историческим меркам), до 60-х годов никто и не делил. Потому что фэнтези как жанра не существовало.
цитата Katherine Kinn Угу, со звуком в вакууме, мистической Силой, реальным и работающим жертвоприношением, ангелами-водителями планет и прочей антинаучной чешуей :-)
В "Машине времени" нет ничего, кроме антинаучной чешуи. Да и в "Острове доктора Моро".
цитата kagerou Ну вот мы пытаемся изучать конкретные виды, обмениваясь гипотезами и возражениями — а вы, пардон май френч, бухтите.
Вы все делаете неправильно, что вызывает законное огорчение.
цитата Шолль Какой смысл в абстрактных понятиях, когда вокруг нас конкретные предметы?
Уход от ответа.
цитата kagerou Включение космооперы в научную фантастику размывает определение "научный" до полного обессмысливания.
Нет, не до полного. Почти полного, ну так больше и не надо. Звездолетов достаточно.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Шолль
философ
|
12 июня 2011 г. 17:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Вы все делаете неправильно, что вызывает законное огорчение.
А вы, стало быть, обладаете единственно верным, правильным и непреложным вариантом методики?
цитата ameshavkin Уход от ответа.
Ну уж, извините, какой вопрос, такой и ответ.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Kuntc
гранд-мастер
|
12 июня 2011 г. 17:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Включение космооперы в научную фантастику
Какое включение? Космоопера всегда была частью НФ. В самом начале так называли всю низкопробную НФ, потом значение поменялось. Почитайте хотя бы предисловие к этой антологии, там вам все прекрасно объяснят с цитатами и указанием имен. Почитайте Гарднера Дозуа, он так же прямым текстом называет космооперу научной фантастикой. Да все так считают — редакторы, критики, фантастоведы... В энциклопедиях прямым текстом пишется... Это основа основ.
цитата kagerou размывает определение "научный" до полного обессмысливания.
Определение "научный" размывает и машина времени, и антигравитация, и звездолеты со скоростью света, и прочее, прочее.
PS. Блин, я-то думал хронотоп что-то дельное, а это опять фигня какая-то...
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Katherine Kinn
активист
|
12 июня 2011 г. 17:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kuntc Космоопера — да. "Космический апокалипсис" Рейнольдса, например. "Пламя над бездной" Винджа. И, да, "Гиперион" в том числе.
Космооперой "стали называть красочные приключенческие повествования о межпланетных или межзвездных конфликтах. Хотя термин оставался уничижительным, его часто произносили с ностальгической нежностью, применяя к произведениям о космических приключениях с большой долей романтики". — Клют и Николсон, "Энциклопедия научной фантастики". Самая авторитетная и достаточно толковая англоязычная работа по систематизации фантастики. По ссылке — статья целиком, с историческим обзором. Но вообще-то разница между сказочными "Звездными войнами" и квазиреалистичным Барраярским циклом Буджолд видна невооруженным глазом.
цитата Kuntc Более того: космооперу сегодня называют чуть ли не главной формой научной фантастики.
Кто, кто называет?
цитата Kuntc Или вы не согласны с западными специалистами?
Имена. пароли.я вки? ТО есть ссылки, названия работ?
цитата Kuntc Что до "научности" тех или иных явлений, так самая "твердая" НФ не выдержит строгой критики. Это не аргумент.
Насчет "научности" научной фантастики еще Стругацкие в середине 60-х много выступали, целая полемика у них была с адептом НАУЧНОЙ фантастики Альтовым.
|
|
|
Katherine Kinn
активист
|
12 июня 2011 г. 17:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin В "Машине времени" нет ничего, кроме антинаучной чешуи. Да и в "Острове доктора Моро".
Насчет ничего — это вы хватили. Но науки там точно нет. Это не о науке книги-то.
|
|
|
ameshavkin
философ
|
12 июня 2011 г. 17:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль А вы, стало быть, обладаете единственно верным, правильным и непреложным вариантом методики?
Есть всевозможные методики, а есть научный метод. Вот его забвение меня и огорчает.
цитата Шолль Ну уж, извините, какой вопрос, такой и ответ.
Нет, не такой. Вопрос и ответ полностью асимметричны.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
ameshavkin
философ
|
12 июня 2011 г. 17:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kuntc PS. Блин, я-то думал хронотоп что-то дельное, а это опять фигня какая-то...
Сам по себе хронотоп не фигня, а малоразработанная теория, которая может в дальнейшем принести пользу. Фигня получается, когда им размахивают как шашкой.
цитата Katherine Kinn Клют и Николсон, "Энциклопедия научной фантастики".
Вот вы сами себе и ответили.
цитата Katherine Kinn Это не о науке книги-то.
Допустим, "Моро" хотя бы отчасти о науке. Тем не менее пример хороший. Не о науке, а вот классика НФ.
|
––– Minutissimarum rerum minutissimus scrutator |
|
|
Kuntc
гранд-мастер
|
12 июня 2011 г. 18:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Katherine Kinn Но вообще-то разница между сказочными "Звездными войнами" и квазиреалистичным Барраярским циклом Буджолд видна невооруженным глазом.
А Буджолд, что, не космоопера? PS. Про то, что Клют в самом начале статьи напрямую связывает нф и космооперу — промолчу. Как и про то, что приведенный вами отрывок — это несколько устаревшее понимание этого жанра. И то, что это вообще-то "Энциклопедия научной фантастики" — тоже.
|
––– And from his nose unto his chin, The worms crawled out, the worms crawled in... |
|
|
Шолль
философ
|
12 июня 2011 г. 18:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ameshavkin Нет, не такой. Вопрос и ответ полностью асимметричны.
На самом деле нет. "Чистый" жанр — это абстрактное понятие, которое реализуется в конкретных произведениях. Конечно, полностью с абстрактным "жанровым каноном" мало что совпадает, но Вы предлагаете вообще от него отказаться, насколько я понимаю?
цитата ameshavkin Есть всевозможные методики, а есть научный метод. Вот его забвение меня и огорчает.
Просветите общественность.
цитата ameshavkin Сам по себе хронотоп не фигня, а малоразработанная теория, которая может в дальнейшем принести пользу.
Что касается конкретно хронотопа. Я считаю, что художественное пространство и время играют очень большую роль для определения особенностей НФ и фэнтэзи, но хронотоп в понимании Бахтина вряд ли применим в данной ситуации.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|