Кому принадлежит первая книга ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Кому принадлежит первая книга в жанре фэнтези?»

Кому принадлежит первая книга в жанре фэнтези?

 автор  сообщение


магистр

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 10:47  
цитировать   |    [  ] 
Одна книга жанр создать не может. Сначало надо чтобы появились отдельные книги-ростки более или менее в этом жанре, потом достаточно большое количество книг именно в этом жанре, а уже потом можно говорить о возникновении отдельного направления и кто-то из новых, пишущих в этом жанре, придумывает новый удобный термин. Обычно этого человека и считают основателем по ошибке. Одна книга никак не может быть начинателем жанра, даже если имеет название для оного. Это будет просто неформат.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 10:49  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

Дуэль будет?

Не будет. Моя точка зрения — это не моя точка зрения, а филологическая аксиома. Аксиомы на поединки не выходят (пока не пришел какой-нибудь Лобачевский...). ;-)

цитата Irena

разве не может быть фэнтезийная романтическая повесть?

В романтической повести в принципе возможно что угодно. "Вий" не противопоставлен "Тарасу Бульбе" или, скажем, "Запискам сумасшедшего". То есть присутствует некая общая, неспецифичная "необычность", а уж что в ее основе — эпические подвиги, волшебство или безумие, — не так уж важно. Мы можем говорить: о, вот ЭТО потом перешло в фэнтези, — но тем, кто писал и читал такие повести, было, в общем-то, все равно, о ком и о чем они написаны — о ведьмах, романтических художниках или бегающих носах. Для нас "Вий" и "Портрет" — совсем разные жанры. Для Гоголя и Белинского — один и тот же, только чуть различные разновидности.

цитата Irena

мне кажется, немало есть НФ произведений, где "псевдонаучная мотивировка" легко может быть заменена, например, на фэнтезийную

И при этом мы скажем: вот ЭТО — НФ-мотивировка, а вон ТО — фэнтезийная. А для романтиков такого противопоставления не было. Примерный аналог: для нас синий и зеленый — два цвета, а для древних греков — один с двумя оттенками. Только с цветами можно разобраться "объективно" при помощи призмы, а с жанрами — нет. Приходится рассматривать в исходном контексте.

цитата Veronika

Кажется, Дмитрий Затонский, написавший книгу "Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств", другого мнения.

У него "модернизм" и "постмодернизм" — условное обозначение того, что лет 90 назад Виктор Жирмунский называл искусством "романтическим" и "классическим". Но мы же не говорим, что "романтизм" существовал в XVII веке. Есть некоторые общие черты, но, если мы хотим разобраться с конкретными жанрами и направлениями, то и смотреть на них нужно исторически.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 10:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Feska

Скорее он создатель названия, а не самого жанра.

Почему?
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 10:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kurok

Одна книга никак не может быть начинателем жанра, даже если имеет название для оного. Это будет просто неформат.

А если несколько однотипных? "Убийство на улице Морг" Эдгара По, действительно, не создало жанр детектива. А вот вся дюпеновская серия — вполне. Понятно, что о фэнтези как о целостном жанре, нельзя говорить по крайней мере до 1950-х годов. Определения того, о чем, собственно. идет речь, начались вообще в 1960-е. Но ощущение того, что Моррис, Макдональд, Дансени и компания представляют собой "чего-то особенного", — было. И довольно прочное. Когда Толкин в конце 1910-х — начале 1920-х читал вслух главы из своего эльфийского эпоса, все критики повторяли одно и то же: "Ну... это такое... как Моррис и Дансени...". Устойчивого термина не было, а ощущение жанра уже было.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


магистр

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 11:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Petro Gulak

Устойчивого термина не было, а ощущение жанра уже было.


Так я об этом и говорю. Жанр — это несколько книг. Должен сначала накопиться определённый багаж книг, написанных "примерно в одном жанре", и только потом возникает само определение жанра и его название. И впервые это названме появится отнюдь не на первой книге этого жанра, а на книге первой выпущенной после появления названия


магистр

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 13:14  
цитировать   |    [  ] 
Petro Gulak, полностью согласен со всеми Вашими сообщениями :beer:

В исторической ретроспективе (не только литературы) недопустимо толкование событий, имевших место в прошлом, с позиций нынешнего будущего — именно это помогает истории оставаться наукой, стремящейся к объективности, а не превращает ее (вопреки желанию многих таких временных "современников") в политическую или идеологическую "кофейную гущу", на которой можно нагадать все что угодно, "под настроение" или сиюминутную целесообразность.

Считаю недопустимым подходить к вопросу возникновения жанра "фэнтези" с позиций современного читателя, а только с позиций (мнений) самих авторов или их читателей, критиков, которые были их (авторов) современниками.

:-[
–––
Альтернативна історія: згадати про Каїна, доки Авель ще живий...


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 14:35  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Моя точка зрения — это не моя точка зрения, а филологическая аксиома.
Осталось понять, это аксиома внутренняя или внешняя. Если внешняя, то результат филологически-литературоведческих штудий, исходящих из нее (помимо прочих), должен быть применим для простых смертных. Если внутренняя, то он остается "игрой ума для узких специалистов".

цитата

мы скажем: вот ЭТО — НФ-мотивировка, а вон ТО — фэнтезийная. А для романтиков такого противопоставления не было. Примерный аналог: для нас синий и зеленый — два цвета, а для древних греков — один с двумя оттенками. Только с цветами можно разобраться "объективно" при помощи призмы, а с жанрами — нет. Приходится рассматривать в исходном контексте.
Но "рассматривать в контексте" столь же правомерно, сколь и именовать древнегреческие синий и зеленый одним цветом и строить на основании этого именословия теорию о том, что раньше в Греции небо было зеленее, а трава голубее. Ровно те же основания, и ровно та же убедительность.
(Кстати, не то у немцев, не то у англичан в спектре радуги ШЕСТЬ цветов. К вопросу о призмах, ага...)
Изучать литературный процесс с исторической точки зрения и искать в нем место конкретного произведения — это может быть и полезно, но... но это в общем случае не совсем то, что нужно читателю. Ему нужно понять, что он найдет вот в этой конкретной книжке, о которой знает лишь ее "спектрограмму" — то, что некорретно именуется "жанром", а более корректно — "форматом", с возможными небесконечными уточнениями.


философ

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 21:31  
цитировать   |    [  ] 
Petro Gulak , не будет, значит, дуэли... А жаль! :-))) (Впрочем, Kail Itorr с этим, кажется, не согласен).
Впрочем, я-то как раз считаю, что важнее то, что имел в виду автор.

цитата

В романтической повести в принципе возможно что угодно. "Вий" не противопоставлен "Тарасу Бульбе" или, скажем, "Запискам сумасшедшего". То есть присутствует некая общая, неспецифичная "необычность", а уж что в ее основе — эпические подвиги, волшебство или безумие, — не так уж важно. Мы можем говорить: о, вот ЭТО потом перешло в фэнтези, — но тем, кто писал и читал такие повести, было, в общем-то, все равно, о ком и о чем они написаны — о ведьмах, романтических художниках или бегающих носах. Для нас "Вий" и "Портрет" — совсем разные жанры. Для Гоголя и Белинского — один и тот же, только чуть различные разновидности.
Простите, но это меня не убеждает. Мне что-то не кажется, что современники воспринимали "Бульбу" и "Вия" как "одно и то же", мне кажется, что и для них между исторической повестью и байкой с нечистой силой существовала разница :) А "Вия" и "Портрет" и я бы, честно говоря, отнесла к жанру фэнтези (если фэнтези считать жанром), только к "чуть различным разновидностям".

Да и насчет того, что у романтиков не было противопоставления НФ и фэнтезийного, — Вы уверены? Или это Ваше мнение?


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 21:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kail Itorr

Осталось понять, это аксиома внутренняя или внешняя.

Если некая наука дает неким явлениям некие определения (в данном случае — что такое жанр в его исторической перспективе), то определения эти не являются "внутренними" или "внешними". Они просто существуют. Иначе мы придем к шалтайству-болтайству, и окажется, что "световодозвуконепроницаемость" переводится как "Хватит об этом!".
Тебе вот, помнится, не нравилось "внутреннее" (т.е. строгое) определение гекзаметра — но гекзаметр от этого не меняется.

цитата Kail Itorr

(Кстати, не то у немцев, не то у англичан в спектре радуги ШЕСТЬ цветов. К вопросу о призмах, ага...)

О чем и речь. Когда мы рассматриваем язык, то говорим о том, что в таком-то языке шесть основных цветов, а в таком-то семь. Переносить современные представления о жанрах на другие эпохи — все равно, что переносить русскую языковую картину мира на... скажем, марсианскую. Поможет это нам что-нибудь грокнуть? Да ничего.

цитата Kail Itorr

Ему нужно понять, что он найдет вот в этой конкретной книжке

Ну да, и если читателю сказать, что "Гильгамеш" или "Беовульф" — фэнтези, это ему сильно поможет?
А вот если сказать, что "Беовульф" — эпос, с такими-то индивидуально-авторскими вкраплениями, а то-то и то-то из него перешло в современную фэнтези — разговор получится конкретный и полезный.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 21:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

Мне что-то не кажется, что современники воспринимали "Бульбу" и "Вия" как "одно и то же", мне кажется, что и для них между исторической повестью и байкой с нечистой силой существовала разница :)

Это было поэтическое преувеличение с моей стороны. :) А "Портрет" — фэнтези разве что в самом широком смысле (даже современном). Мистика — да, безусловно.

цитата Irena

Да и насчет того, что у романтиков не было противопоставления НФ и фэнтезийного, — Вы уверены? Или это Ваше мнение?

Уверен. Когда такое противопоставление наметилось у Эдгара По, оно было воспринято как серьезное новаторство и не всем понравилось. Кстати, вот еще пример: у Жюля Верна НФ и "просто" романы не противопоставлены: и то, и другое — "Необыкновенные приключения".
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 22:23  
цитировать   |    [  ] 
Просто я для себя считаю мистику частью фэнтези. Знаю, что обычно ее ставят отдельно, но по мне — отличие не столь велико. В конце концов, чертей-демонов тоже частенько причисляют к мистике — и тогда что у нас "Вий"?


миродержец

Ссылка на сообщение 26 марта 2008 г. 23:16  
цитировать   |    [  ] 
Конечно, все это достаточно условно. Если заглянуть в "Энциклопедию фэнтези" Клюта и Гранта, вообще голова пойдет кругом. В конце концов, причисляют же на Западе к фэнтези "Меж двух времен" и "Вино из одуванчиков".
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 00:07  
цитировать   |    [  ] 
Petro Gulak , что ж, а "на востоке" причисляют к фэнтези Грина, не только романы, но вообще всё. Ну да, атмосфера рассказов Грина — фантастична, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Но то же самое можно сказать и про "Вино из одуванчиков"...


миродержец

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 00:15  
цитировать   |    [  ] 
Petro Gulak, дискуссия крутится вокруг англичан-американцев. А как же Гофман, Новалис, Шарль Нодье, Нерваль? Чем не фэнтези?
–––
я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно


миродержец

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 01:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

а "на востоке" причисляют к фэнтези Грина, не только романы, но вообще всё.

Грин — случай тонкий, пограничный...
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


миродержец

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 01:04  
цитировать   |    [  ] 

цитата Veronika

А как же Гофман, Новалис, Шарль Нодье, Нерваль? Чем не фэнтези?

Опять же — романтики. И той системности, которая отличает фэнтези, у них, кажется, нет (разве что в "Золотом горшке" Гофмана, да и то).
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


философ

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 01:39  
цитировать   |    [  ] 
А почему романтизм исключает фэнтези? Как-то получается: это романтизм — ЗНАЧИТ, это не может быть фэнтези. Почему, собственно, значит? Фэнтези предполагает наличие фант. элемента — но, насколько я понимаю, при этом никто не мешает писать в романтическом ключе. Чем "Крошка Цахес" не фэнтези?
Кстати, помогите склерозу: кто первым обозвал Гофмана фантастом? Кто-то из писателей-современников...


миродержец

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 11:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата Irena

А почему романтизм исключает фэнтези? Как-то получается: это романтизм — ЗНАЧИТ, это не может быть фэнтези.

Это и есть тот вопрос, вокруг которого мы ходим уже третью страницу. В эпоху романтизма жанр фэнтези не успел сформироваться, не обрел уникальных черт, не был выделен из фантастической / романтической прозы как таковой. Не решали тех задач, которые стали решать авторы фэнтези. Поэтому "Крошка Цахес" — романтическая литературная сказка, и только.

цитата Irena

Кстати, помогите склерозу: кто первым обозвал Гофмана фантастом? Кто-то из писателей-современников...

Вальтер Скотт, но не думаю, что он первый.
–––
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.


магистр

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 11:39  
цитировать   |    [  ] 
Религиозную литературу точно нельзя относить к фентази. Они писали то во что верили, а значит это уже не фантастика, а религия. Мы например верим в демократию :-))) — но ее тоже не существует. Вообще я проголосую за Шекспира и его "Сон в летнюю ночь" (Можно, конечно, взять еще Рабле, Мэлори и Данте, но все же я за Шекспира)
–––
ТОЛЬКО МАССОВЫЕ РЕПРЕСИИ СПАСУТ РОДИНУ!!!!


философ

Ссылка на сообщение 27 марта 2008 г. 23:57  
цитировать   |    [  ] 
Petro Gulak , так, едем дальше. Какие особенные проблемы, отличные от проблем, поднимаемых в других жанрах, решали авторы фэнтези? Да, во время оно фэнтези не выделяли из общего "потока" — однако я все еще не вижу, почему мы сейчас не можем это сделать ретроспективно.

Я имела в виду именно В. Скотта, спасибо.
Страницы: 12345...111213    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Кому принадлежит первая книга в жанре фэнтези?»

 
  Новое сообщение по теме «Кому принадлежит первая книга в жанре фэнтези?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх