Советская и зарубежная ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Советская и зарубежная фантастика - характерные особенности»

Советская и зарубежная фантастика - характерные особенности

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 06:50  
цитировать   |    [  ] 
Раньше, когда читал советских или иностранных фантастов — обращал внимание только на различия в реалиях. С одной стороный мир победившего коммунизма, с другой — свободная демократия. Это хорошо отражено у Стругацких в "Понедельнике", где описана стена разделяющая два мира: страха перед будущим и веры в светлое будущее. Но поблуждав по базе данных фантлаба, изучая годы выпуска произведений, сделал для себя интересный вывод: зарубежная фантастика — более передовая, фантазия ее авторов смелее, чем у советских писателей. В то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба. Что это? Узость жанра советской фантастики или гнет советской цензуры (боже упаси заподозрить советских писателей в скудости фантазии и таланта)?


магистр

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 11:18  
цитировать   |    [  ] 

цитата stMentiroso

В то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба. Что это? Узость жанра советской фантастики или гнет советской цензуры (боже упаси заподозрить советских писателей в скудости фантазии и таланта)?


Просто сов. фантастика писала о созидательном труде, а западная просо переносила реалиии капитализма в космос. Один из основных столпов капитала — войны, и происходят они уже на разведанной территории (хотя бы частично разведанной). То есть всякие империи и федерации нужны. Опять же — остросюжетная фатастика получается (нельзя же писать роман о жизни какой нибудь космической биржи — вряд ли она будет сильно отличаться от обычной — скучновато будет).
В сов. фантастике тема войны не поощрялась. Во-первых как то подразумевалось, что к массовому выходу в космос на Земле уже будет коммунизм. Если логически подумать, получается, что у возможной другой цивилизации вышедшей в космос — тоже коммунизм. Значит космическая война вряд ли возможна. Остаётся из остросюжетных тем (то есть не постный производственный роман, риск для жизни, напряжённые моменты, загадки и т.д.) два направления — Разведка космоса и преобразование планет и того же космоса. Самые интересные моменты этих направлений — начало. Вот и получается — у нас начинаются полёты в глубокий космос и переделка и обживание планет ( встреча с другими цивилизациями, как правило мирная), а на западе в фантастич. космосе уже всё разработано и дружно уничтожается (то есть взрывы побольше, куски мяса, море крови и т.д.).


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 11:42  
цитировать   |    [  ] 
Западная фантастика расчитана на коммерцию изначально. Обывателя в массе яркой обложкой и феерическими приключениями привлечь проще, чем рассказом о тяжелых буднях освоителя марса и венеры, который скорее для редкого интеллектуала.
В западной больше битв и меньше психолгии и философии — они так плохо продаються
–––
Любовь никогда не перестает... ап. Павел
Не указывайте дорогу Любви. отец Олег


магистр

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 11:42  
цитировать   |    [  ] 

цитата stMentiroso

В то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба.


А Вы Сергея Снегова вспомните. Там такие битвы — американские отцы космооперы от зависти локти кусают.:-)


миротворец

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 12:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата mist

В западной больше битв и меньше психолгии и философии — они так плохо продаються
вроде бы с этим тезисом уже разбирались, не судите о западной фантастике по Гамильтону и Гаррисону, и все станет на свои места — вдруг откуда то появится Герберт со своей "Дюной", Ле Гуин с "Хайнским Циклом", Азимов со своим "Основанием" и циклом о роботах, Саймак, Брэдбери.


миродержец

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 19:43  
цитировать   |    [  ] 
Советской фантастике, очень подрезала крылья идеология. Писатель обязан был писать в определённых рамках коммунизма-материализма. А любые рамки, могут превратить изначально хорошую задумку, в дремучую чушь.


философ

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 19:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата suhan_ilich

вроде бы с этим тезисом уже разбирались, не судите о западной фантастике по Гамильтону и Гаррисону, и все станет на свои места — вдруг откуда то появится Герберт со своей "Дюной", Ле Гуин с "Хайнским Циклом", Азимов со своим "Основанием" и циклом о роботах, Саймак, Брэдбери.

вы прочитали мои мысли, а то я тот пост увидел аж возмутился, но теперь повторятся смысла нет)


магистр

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 19:57  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kurok

Просто сов. фантастика писала о созидательном труде, а западная просо переносила реалиии капитализма в космос.

Синхронно мыслим. :)) Как раз сегодня наткнулась на такую вот интересную цитату:

цитата

Настоящее могущество, говорил он, не способно добру противоречить. Злотворение — черта несовершенства, оно может быть особенностью силы, но не могущества. Причиняют другому вред, когда нужно что-то для себя получить. Могущество предполагает изобилие благ и возможностей. Вспомните человеческую историю: сколько в ней было вражды, порожденной лишениями! По мере развития человечества совершенствовалась и мораль: еще в первобытной общине изжили индивидуальную войну, войну каждого против всех, затем стихали племенные, религиозные, национальные, расовые, государственные распри, пока в коммунизме не забыли и о самой стойкой борьбе — классовой, той, что возникает от стремления одних присвоить труд других...
Нет, Боячек не распространял человеческих законов на Вселенную. Он просто находил в человеческой жизни действие более общих законов. Он не верил, что существуют высокоразвитые цивилизации, враждебные разуму, а в понятие разума входит понимание общности мыслящих существ. Когда-то человечество написало на своем знамени великие слова: "Человек человеку — друг, товарищ и брат". Кто докажет, что этот принцип не может быть распространен на всю Вселенную? В этом случае он будет звучать так: все высокоразумные цивилизации — дружественны. И чем выше цивилизация, с которым завязывается контакт, тем вероятней, что встретим в ней друга, а не врага.
(с) Сергей Снегов "Посол без верительных грамот"

Так что различие между советской и заграничной фантастикой не в сюжетах и не в наличии или отсутствии психологии и философии, а в мироощущении, обусловленным историческими причинами. Очевидно, что советский фантаст пишет о героях, живущих в светлом будущем (иное вряд ли напечатали бы, да большинство, я думаю, писало вполне искренно) — а это означает, что никаких войн в нем просто быть не может. А раз нет войн, то героям остается все свободное время тратить на открытие тайн природы и т.п. Типичный герой советской фантастики, таким образом, ученый, исследователь (на крайний случай, сотрудник какого-нибудь НИИ времени и пространства) — тогда как в зарубежной фантастике преобладают все ж таки солдаты, торговцы и просто авантюристы. Это не плохо, нет, это просто более органично для американского мировосприятия.
–––
Лентяи и нытики будят во мне сержанта Хартмана (причем сразу в правильном переводе).


магистр

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 20:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата stMentiroso

то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба. Что это?

Ну неправда. :) Вы, наверное, маловато читали советской фантастики. Хотя сюжеты повторяются, согласна.
И потом, на мой взгляд, "межгалактические войны" и "вселенские катастрофы" с высокой вероятностью попса, рассчитанная на достаточно инфантильного читателя.
–––
Лентяи и нытики будят во мне сержанта Хартмана (причем сразу в правильном переводе).


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 20:12  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dimson

А Вы Сергея Снегова вспомните. Там такие битвы — американские отцы космооперы от зависти локти кусают.

Это точно!

цитата mastino

Советской фантастике, очень подрезала крылья идеология. Писатель обязан был писать в определённых рамках коммунизма-материализма. А любые рамки, могут превратить изначально хорошую задумку, в дремучую чушь.

А вот Снегов как раз не побоялся выйти за рамки идеологии... Как раз в архиве МФ прочитала рецензию на его трилогию...
–––
Пора просыпаться от осенне-зимней спячки!


миротворец

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 21:28  
цитировать   |    [  ] 
Советская фантастика была совершенно уникальным явлением, которое развивалось в изоляции от мировой фантастики, и к нам попадали только редкие и лучшие образцы из-за рубежа. Поэтому сравнивать здесь просто нечего, это совершенно разные направления. Никто из наших авторов не стал бы создавать многотомные миры и не задумал вторую Дюну или другие сериалы — но покажите мне хоть одного американца, который смог, или сможет написать хоть что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти".


магистр

Ссылка на сообщение 30 октября 2007 г. 23:54  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ank

покажите мне хоть одного американца, который смог, или сможет написать хоть что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти".

+1


миродержец

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 01:59  
цитировать   |    [  ] 
Типичная особенность советсткой цензуры — беспощадное вырезание сексуальных отношения между персонажами (особенно в этом плане, как я слышал, "повезло" переводам Хайнлайна).


миротворец

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 02:31  
цитировать   |    [  ] 
Kairan
Это точно. Уже во время перестройки прочла в Уральском следопыте статью Арбитмана " Стремление печататься огромно..." И там он яростно нападал на любую эротику, восклицая " Фантастика — самый целомудренный жанр." Я была с ним от души согласна, но вскоре прочла Фармерову " Плоть" и моя вера в целомудренность фантастики была уничтожена раз и навсегда.
Ank +1
У подавляющего большинства иностранцев — внешнее всегда на первом месте.
Человеческие переживания сводятся — победить и разбогатеть. Дядюшки Скруджи и Маккряки галактического разлива.


философ

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 05:47  
цитировать   |    [  ] 
Снегов это, конечно, хорошо, но насколько он отстал от западных фантастов в этом жанре — космической оперы, впервые введеном как известно еще в 40-е гг.?

Ank
Правильно. Иногда задаюсь вопросом: а могли бы, например, Стругацкие написать свои шедевры ("Град обреченный", "Понедельник") живя в той же Америке? Ведь даже, как кажеться, далекий от идеологии роман "Обитаемый остров" был ответом писателей на запрет публикации "Сказки о тройке".


магистр

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 09:34  
цитировать   |    [  ] 
Ну не согласна. "Обитаемый Остров" не так сильно далек от идеологии
–––
Снятся ли андроидам электроовцы?


философ

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 10:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата Lost

Ну не согласна. "Обитаемый Остров" не так сильно далек от идеологии

Возможно, но это не меняет дела.


миротворец

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 11:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ank

покажите мне хоть одного американца, который смог, или сможет написать хоть что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти".

+1


миротворец

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 11:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата Ank

Никто из наших авторов не стал бы создавать многотомные миры и не задумал вторую Дюну или другие сериалы
если ты помнишь вначале планировалась только трилогия о мире Дюны, поэтому насчет многотомной эпопеи ты ошибаешься

цитата Ank

что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти".
подход неправильный изначально, о чем ты вроде сам и пишешь, любой возражающий скажет, а скажите, пожалуйста, Ank было ли написано с СССР хоть что то похожее на ***, дальше можно по желанию подставить пару названий, например, "Город" Саймака, "Марсианские хроники" Брэдбери. Град единичек, правда, такой ответ вряд ли получит. :-) Ключевое отличие советской фантастики было названо выше, в будущее советские фантасты большей частью смотрели с оптимизмом, навевающим мысль о прямом родстве с социалистами-утопистами (вспомним уже упоминающийся выше "Понедельник начинается в субботу";-)). + фантастика ближнего прицела в СССР была теснее сращена с наукой.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 31 октября 2007 г. 11:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата elent

Человеческие переживания сводятся — победить и разбогатеть. Дядюшки Скруджи и Маккряки галактического разлива.

ну опять начались обобщения. Вспоминаем (причем только классику берем) "Город" или "Заповедник гоблинов" Саймака, "Левую руку тьмы" Ле Гуин, всё, что угодно, из Брэдбери и т.д.

Подобные высказывания просто удивляют — ну неужели мало было прочитано зарубежки, чтобы так оценивать?
Страницы: 123...232425    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Советская и зарубежная фантастика - характерные особенности»

 
  Новое сообщение по теме «Советская и зарубежная фантастика - характерные особенности»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх