Издательство Скорпион

Издательство «Скорпион» [Издательство С.А.Полякова "Скорпионъ"]

Годы существования: 1900 – 1916

Описание:

На фото: 1. Фотопортрет С. А. Полякова. 2. Современная фотография усадьбы Полякова в Знаменское-Губайлово (Красногорск, Ильинское шоссе), ставшей колыбелью русского символизма 3. Марка издательства «Скорпион».

Издательство «Скорпион» основал в 1899 году Сергей Александрович Поляков (1874, Москва — 1943, Казань).

Сергей Поляков закончил московскую гимназию с золотой медалью и поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Во время учёбы слушал отдельные лекции историко-филологического отделения, посещал курсы по литературе, изучал иностранные языки. Окончив университет в 1898 году, посвятил себя литературе. В анкете он написал: «Хотя не был оставлен в своё время при Московском университете, но готовился к магистерскому экзамену по математическим наукам; оставил это, переменив специальность на литературу».

После окончания университета, по настоянию отца, начал работать в Товариществе Знаменской Мануфактуры. Но бизнес его не интересовал. Сергей Поляков был увлечен поэзией символистов. В своей статье «О меценатах» Владислав Ходасевич вспоминал о нем, как о человеке, «память о котором мне истинно дорога». Он писал: «Сергей Александрович Поляков был сын московского суконщика. Отец заставлял его просиживать положенные часы в «деле». Он там предавался филологическим изысканиям и, так сказать, лингвистическому обжорству. Его специальностью, если не ошибаюсь, был санскрит, но он говорил и читал на множестве языков, европейских и азиатских, которые усваивал с одинаковой легкостью».

Крупный текстильщик, один из трех братьев — совладельцев одной из крупнейших подмосковных мануфактур, Поляков был наделен самобытным, не трафаретным умом. Его звали «декадентский батька» — в те времена среди русской крупной буржуазии была мода на самые «крайне левые» течения в искусстве. Старообразный даже в молодости, сутулый, с наружностью не то Сократа, не то Достоевского — он был математиком по образованию, энциклопедистом по знаниям, владел пятнадцатью языками — в том числе норвежским, турецким, персидским, арабским и древнееврейским.

Любовь Сергея Полякова к литературе поддерживали и его друзья — поэты Юргис Балтрушайтис (1873 — 1944) и Константин Бальмонт (1867 — 1942), который и познакомил Сергея Полякова с Валерием Брюсовым в августе 1899 года. Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) давно уже задумывался об организации издательства для московских символистов. Это было не простым делом, и требовало финансовой поддержки, которую и оказал Сергей Поляков. Финансовую поддержку издательству оказывали также купеческие семьи Морозовых и Филипповых.

Ходасевич в своих воспоминаниях о Полякове писал: «Он сам не имел к поэзии никакого отношения, но почувствовал, угадал, что этим людям, преследуемым насмешками и улюлюканием обывательщины, принадлежит ближайшее литературное будущее. Они выпускали тоненькие брошюрки — он для них основал солидное издательство « Скорпион ». Вскоре вокруг нового издательства образовалась целая группа молодых авторов, появились на горизонте Белый, Блок, Вячеслав Иванов. Печатались и произведения западных писателей-модернистов — П. Верлена, Э. Верхарна, К. Гамсуна — включение иностранной литературы в репертуар издательства было обязательным, таким образом подчёркивался «европейский контекст» русского символизма. Первым изданием «Скорпиона» стала опубликованная в марте 1900 года драма Г. Ибсена «Когда мы, мертвые, восстанем» в переводе С. Полякова и Ю. Балтрушайтиса.

В итоге издательство «Скорпион» стало центром, объединившем всех деятелей «нового искусства», а также сблизившим московскую группу, в которую входили Бальмонт, Андрей Белый и другие, с группой старших деятелей, объединенными в свое время «Северным вестником» — Мережковским, Гиппиус, Сологубом. Кроме книг издательство выпускало альманах «Северные цветы» (1901-1911гг.) и журнал «Весы» (1904-1909 гг.). «Скорпион» не был академическим издательством, не имел он и коммерческого успеха. Тиражи его книг, редко достигали нескольких сотен экземпляров. И все же книги, изданные под маркой «Скорпион», с изящно выполненными обложками в стиле «модерн» способствовали тому, что символизм стал общепризнанным фактом литературной и художественной жизни России, его деятельность сыграла значительную роль в становлении и развитии отечественной литературы «серебряного века».

Издательству Скорпион, объединявшему «старших символистов»: Брюсова, Мережковского, Бальмонта и проповедующему общеевропейский панэстетизм, идейно противостояло издательство «Гриф», несущее эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности символистов «младших» — А.Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова, И.Анненского. «Не дружило» со «Скорпионом» и издательство Мусагет

Последняя книга, вышедшая в издательстве, «Поэзия как волшебство» К. Бальмонта, относится к 1915 году. Поляков вложил в «Скорпион» фактически всё своё состояние. Им были изданы лучшие книги наиболее выдающихся представителей декадентства — полное собрание сочинений Бальмонта (1907—1914); «Пути и перепутья», «Зеркало теней» В. Брюсова; «Золото в лазури» Андрея Белого; «Жемчуга» Гумилева; «Крылья» М. Кузмина; стихи Коневского, Балтрушайтиса, Сологуба, Гиппиус; три книги прозы М. Кузмина; Эдгар По в переводе К. Бальмонта; М. Ван-Лерберг, в переводе Полякова: ряд книг по истории литературы В.Брюсова, Н.О.Лернера; альманах «Северные цветы» (1901—1911). Всегда совершенная внешняя сторона этих изданий имела огромное значение в деле развития полиграфического искусства. «Скорпион» просуществовал до 1916, причем за все время своего существования он высоко держал знамя крайнего эстетизма и высокого «искусства для искусства».

После Октябрьской революции несмотря на все трудности, Сергей Александрович пытался продолжить заниматься издательской деятельностью. С 1919 г. по 1922 г. он работал главным редактором ИЗО НКП (Народный комиссариат просвещения); был членом коллегии ЛИТО НКП; зав. финансового отдела Академии Художественных наук, работал в Московском союзе писателей в должности казначея. Оказал материальную помощь многим нуждающимся литераторам — О.Э.Мандельштаму, Г.И.Чулкову, А.Соболю, Н.Д.Телешову, К.И.Чуковскому, С.Н.Дурылину и другим. 11 декабря 1925 года отмечалось 25-летие издательства «Скорпион» — в пригласительном билете был напечатан портрет С.А Полякова, выполненный А.Д.Гончаровым с гравюры на дереве.

Но уже 1 декабря 1929 г. на заседании Президиума Государственной Академии Художественных Наук Сергея Александровича Полякова исключили из состава Академии, как находящегося в ссылке по статье УК, разрешающей жить на расстоянии не менее 105 км. от Москвы. Тем не менее, Сергей Поляков занимался переводами отдельных произведений: Ибсена, Гамсуна, Стриндберга, Гауптмана, Вилле-де-Лиль Адана, Ван-Лерберга, Синга, Йитса, Пшибышевской, Мицкевича, Потснера, Юнга и др.

В фондах РГАЛИ сохранился следующий документ, датированный 1.12.1941 года:

цитата
Председателю Горсовета г. Казани

Московское Бюро Правления Союза Советских писателей настоящим просит Вас оказать содействие в прописке на жительство в г. Казани писателю — переводчику, персональному пенсионеру ПОЛЯКОВУ Сергею Александровичу, эвакуированному из полосы военных действий. У тов. ПОЛЯКОВА в Казани имеются родственники.

Председатель Московского Бюро Правления Союза Советских писателей СССР. /В.Сытин/

Весной 1943 года Сергей Поляков умер в Казани.

= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =

В честь издательства русских символистов, созданного С.А.Поляковым, в 1989 году группой профессиональных издателей и работников книжной торговли создано современное нам издательство Скорпион

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)

Литература:

В.Ф. Ходасевич О меценатах .

Примечание:

Не путать с изданиями Н.П.Полякова и изданиями Василия Полякова.


Страна:
Россия
Город:
Москва
Адрес:
на углу Ильинки и Юшкова переулка.
Куратор:
БорЧ

Издательство прекратило своё существование.


Всего изданий:
19


  Фильтр

Внесерийные издания



Земная ось

1911 год

Описание: Обложка и 7-мь рисунков художника А. Мартини.


Ночи и дни

1913 год

Описание: "Ночное путешествие" в содержании не указано, в предисловии обозначено как "символическое послесловие".


Жемчуга

1910 год

Описание: Стихотворения.
Иллюстрация на обложке Д. Кардовского.


Осенние озера

1912 год

Описание: Обложка работы С.Судейкина.


Нечаянная радость

1907 год

Описание: Второй авторский сборник А.Блока.


Золото в лазури

1904 год

Описание: Обложка Н. Феофилактова


Испепеленный: К характеристике Гоголя

1910 год

Описание: 2-е издание, исправленное.
Доклад, прочитанный на торжественном заседании Общества любителей российской словесности 27 апреля 1909 г.


Кольца

1904 год

Описание: Драма в 3-хъ дѣйствiяхъ.
Иллюстрация на обложке Н. Феофилактова.

Куратор — БорЧ

⇑ Наверх