Издательство Издатели Шерер ...

Издательство «Издатели Шерер, Набгольц и Ко» [Шерер, Набгольц (бывшая А. Бергнера)]

 

Годы существования: 1863 – 1918

Описание:

Фототипия Шерер, Набгольц и Ко — знаменитая полиграфическая фирма, была создана в 1863 году, когда купцы 1-й гильдии — баденский подданный Шерер Мартин Николаевич (? – 14 августа 1883) и швейцарский подданный Набгольц Георгий Иванович (? – 15 октября 1883) приобрели известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера», причем Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц — хозяйственными и финансовыми делами.

Фирма выполняла заказы по изготовлению фотопортретов, визитных карточек, выпускала каталоги различных выставок. Благодаря ее деятельности для потомков сохранились фотографические изображения вернувшихся из ссылки декабристов, писателей, поэтов, художников, музыкантов, общественных деятелей России того времени. На проводившейся в Москве в 1865 году Мануфактурной выставке фирма получила высшую награду по фотографии — Большую серебряную медаль.

Фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера» проводила фотографическую съемку строительства железнодорожного моста через Оку вблизи Коломны, а также его испытаний 19 февраля 1865 года. Особую ценность представляют снимки интерьеров Кремлевского дворца, в частности виды Алексеевского и Александровского залов работы архитектора К.А.Тона, уничтоженные при перестройке в 1930-е гг. Мартином Шерером снята первая фотографическая панорама Москвы, изданная в 1867 году и ставшая одной из лучших документальных панорам города. За работы, «принесшие пользу обществу», фирма была удостоена высшей награды — права помещать на своих изделиях изображение российского герба.

В том же 1867 году фирма «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера» была продана курляндскому уроженцу, талантливому фотографу Альберту Ивановичу Мею (1842-1913) на правах аренды, позволявшей сохранять за фирмой ее прежние заслуги. С этого времени она стала именоваться «Шерер, Набгольц и Ко».

С 1868 года по август 1896 года совладельцем фирмы был М.А.Шиндлер, руководивший фотомеханическим процессом. Одними из первых в России А.И.Мей и М.А.Шиндлер освоили новую отрасль фотографии — фотолитографию (или фототипию), позволявшую получать большее количество отпечатков при гораздо меньших расходах. К концу 1870-х годов Мей и Шиндлер не знали себе равных в различного рода фотопечатных работах. Однако, вскоре Мартин Шерер уехал в Дрезден, открыл там фотоателье, но скончался уже в 1883 году. В том же году умер Георгий Набгольц.

На Московской фотографической выставке 1882 года фирма удостоилась серебряной медали. Во многом благодаря своим успехам в освоении фототипии фирма одержала победу в конкурсе на лучшие снимки Москвы. Конкурс был организован председателем Московского биржевого комитета Н.А.Найденовым с целью последующего издания альбомов с видами Москвы. В 1880-1890 годах фирма выпустила серию из четырех таких альбомов. В 1882 году фирме во второй раз было присуждено право помещать на своих бланках изображение государственного герба России. В 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде фирма была удостоена этой высокой награды в третий раз.

Особенным в жизни А.И.Мея стал 1894 г.: 19 октября министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого Времени бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с этого года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. В 1896 году А.И.Мей становится единоличным владельцем фирмы.

Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года. За это время было выпущено несколько номерных серий открытых писем с видами Москвы, однако одной из самых удачных среди коллекционеров считается серия, изданная в 1901-1903 годах. Из-за красного цвета надписей на адресной и иллюстрированной сторонах открытых писем коллекционеры называют эту серию «Красным Шерером». Фирма сотрудничала с Императорскими театрами, по их заказам были отсняты целые спектакли, и фотографии и фототипии (открытки) пускались в широкую продажу. С 1910 года фирма стала издавать и цветные фототипии.

До 1894 года фирма «Шерер, Набгольц и Ко» располагалась в доме Засецкой на Кузнецком мосту. Затем переехала на Большую Дмитровку, в дом Пустошкина, напротив Купеческого клуба. В 1911 году ее адрес значился так: Кузнецкий переулок, вблизи Кузнецкого моста, дом № 3, где она и оставалась до революции 1917 г.

Несколько поколений филокартистов собирало и собирает серию «Красный Шерер» по номерам. В отличие от серий предыдущих лет издания, в которых были использованы негативы еще 1880-х годов из найденовских альбомов Москвы, на открытых письмах 1901-1903 годов воспроизведены новые сюжеты, отразившие изменившуюся уличную жизнь города. Эти негативы частично использовались фирмой и в дальнейшем, но серии последующих лет, как правило, выполнены на более низком полиграфическом уровне. В серии 1901-1903 годов гораздо полнее, чем в сериях 1898-1900 годов, показаны площади, улицы и переулки Москвы, типы москвичей на улицах города.

Открытые письма с видами Москвы серии «Красный Шерер» собраны в иллюстрированном каталоге, изданном в 2009 году. Данный каталог является первой попыткой систематизации почтовых открыток Москвы, выпущенных фототипией «Шерер, Набгольц и Ко».

===================

Нужно заметить, что до 1863 года, когда Мартин Шерер и Георгий Набгольц приобрели эту фирму, — она уже имела свою историю. Первоначально фирма основана гамбужцем Эдуардом Вильгельмом Мюкке. В 1851 году её перекупил саксонский подданный Карл Август Бергнер, с 1839 года поставлявший в Москву фотопринадлежности.

В 1853 году Бергнер занялся фотографией и скоро приобрел большую известность как в Москве, так и за ее пределами. Замечательный портретист, Бергнер выработал свою неповторимую манеру: посадка снимаемого, ручная прорисовка фона, выборочное покрытие фотографий лаком, придававшее особенный объем. В ателье Бергнера было создано большое количество портретов известных людей: П.А.Вяземского, И.Тургенева, М.И.Муравьева-Апостола, С.П.Трубецкого, Аксаковых и др.

©borch для fantlab.ru (по материалам сети)

Литература:

— Шипова Т. Шерер, Набгольц и Ко // Фотограф. 1993. № 9/10. с. 31.

— Миролюбова А.И., Петрова Т.А. Рус. фотография, 1840—1910 годы: Из собрания Эрмитажа. Л., 1991. № 7/8. с. 343—364, 394—395;


Страна:
Россия
Город:
Москва
Куратор:
БорЧ

Издательство прекратило своё существование.


Всего изданий:
0


  Фильтр

Куратор — БорЧ

⇑ Наверх