Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «osipdark» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11

Статья написана 8 января 2016 г. 13:52

Будущее российских фантастических и не только сериалов через призму "Чернобыля"

Сегодня решил просмотреть недавно показанный на канале ТНТ сериал — "Чернобыль. Зона отчуждения". Просмотрел все серии, в целом, лишь за полтора часа — ну, что уж сказать, смысловой нагрузки там действительно немного.

Но, не смотря на мое категорически отрицательное мнение перед просмотром, все не так уж и плохо. Итак, обо всем по порядку.

Среди немногочисленных фантастических телесериалов России, "Чернобыль" можно поставить на один уровень с довольно удачным сериалом 2005 года "Вепрь".

Авторы этого проекта, как и многие сегодняшние русские кино- и телепроизводители, грешат адаптациями и изъятиями из уже созданных картин и идей, но, тут, хотя бы, ситуация не та, что с той же "Закрытой школой", "Островом" и т.д. (заметьте, что я перечислил лишь фантастические сериалы): есть заимствования, но они занимают не весь сюжет. Взяты идеи серии игр и книг "Чернобыль", разумеется, а так же фильма 2012 года "Петля времени", и, возможно, дилогии "Терминатор".

Сюжет сериала уже многим известен: пятеро ребят, догоняя странноватого вора, бежавшего в самую Припять, попадают в абсолютно необъяснимые ситуации, вплоть до путешествий во времени. В финале первого сезона зрителям становится понятна вся подоплека этих происшествий и случайностей, которая, в конце-концов, привела к полному изменению реальности (наша реальность исчезает и появляется мир, где Советы живут вполне благополучно, а Штаты...).

Но, как и везде, есть минусы... Нет, помолчим о ненормативной лексики: поговорим об основных сюжетных постулатах; даже не будем затрагивать поведение Павла в восьмой серии, который довольно странно вел себя для потерявшего своих друзей человека, да и цель бывшего кгбшника из будущего Костенко не совсем ясна. Как уже говорилось, в сериале, особенно в последних сериях, почти регулярно всплывает тема путешествий во времени — да, что уж тут, на ней и вокруг нее обращаются все события сериала. Но вот ведь какое дело — у путешествий во времени довольно сложная логика, и не все способны использовать столь запутанную материю в произведениях; то бишь, получается это у немногих. Здесь — случай большинства: к сожалению концовка как раз и загубила всю голику. Объясняю, в чем дело: путешествия во времени могут быть двух типов: либо петля или кольцо (события будущего создаю уже записанные в истории события прошлого), либо изменение реальности (то, что мы видим в финале восьмой серии). Здесь же эти два типа слились в единую нелогичную цепочку. Нет, у некоторых писателей и сценаристов это получается делать так, чтобы у зрителей, которые могут думать по-этому поводу, вопросов не оставалось, но у данных авторов этого не вышло. Ну-с, бывает: не считая этого, "трэвеллинг тайм" удались. Тем более, представлена довольно интересная их трактовка: взрыв атомного реактора повлек за собой появление разумного существа — Зоны — которое, каким-то непонятным образом, связано со структурой времени; эта Зона создает вокруг себя Аномалию, в которой и существует, при том же ее существование позволяет перемещаться во времени в прошлое, на 26 лет. Но тут тройка ученых в наши дни находят, случайно, этот феномен и используют его для предотвращения катастрофы на четвертом блоке. Их дело, по стечению обстоятельств, и продолжают пятеро героев сериала. Так, или иначе, но им это удается: Чернобыль спасен. Более того, последствия этого спасения самые невероятные — СССР существует и в нынешнее время; разработки Интернета у нас не глохнут в 70-ых, а идут дальше; США разваливаются на Север и Юг, как и пару веков назад. При том же сценаристы и режиссеры намекают нам, что катастрофа — далеко не случайность. Именно по ее причине (что довольно странно), страна Советов пала, ведь в новой вселенной США распались после того, как в тех 70-ых катастрофа, подобная чернобыльской, произошла у них. Получается, Зона всего лишь сменила место прописки...

Да, первый сезон можно оценить на твердую семерку с половиной по десятибалльной системе: все-таки, не будем забывать убившего самого себя сотрудника КГБ — явное "слизывание" с "Петли времени". Кстати, не очень понятно, а как на него повесили статью "предательство Родины". Так же не ясна ситуация с мертвым пареньком на красной ниве, который вряд ли может быть проявлением Зоны.

Под конец хочется добавить, что второй сезон все-таки будет. Там, надеюсь, раскроется тайна самого существования Зоны, ее цели и целей самой Зоны, а так же временной Аномалии — осталась ли она над выжившей Припятью?

Так что, на досуге, пробежать глазами эти восемь серий, как сделал я, будет неплохо любителям подобных киножанров.

Итог: этот сериал если и не Событие или Явление с большой буквы, то все же одна из точек возможного Ренессанса фант-телесериалов в России. Другой такой точкой для меня стал "Моими глазами", который собираются адаптировать в Штатах, хотя у нас он так и остановился на первом сезоне. Да, оба этих сериала имеют некоторые "западные" закосы — в них нет какой-то российскости, которая бы говорила "да, это наше, это оригинально", а "Чернобыль..." опять имеет "сталкерские корни", столь заезженные еще одноименной серией по игре и культовому роману Стругацких. Одновременно с этим, эти сериалы и не чистые кальки, адаптации, шаблоны удачных проектов западного телесериального рынка. Справедливости ради замечу, что из океана штампирования выбираются и российские нефантастические сериалы, пусть и с военной тематикой, которая у нас так хорошо выходит ("Пепел", "Все началось в Харбине"). Надеюсь, что и фантастический сегмент наших сериалов в духе "Вепря", "Моими глазами" и "Чернобыля", и нефантастический продолжат свое развитие, будут брать из иностранных картин лишь самое лучшее, опыт, а не целые сюжеты, портреты героев и т.д.; очень надеюсь, что мы все-таки выберемся из сплошных волн адаптаций и тупого юмора с воспоминаниями о быте девяностых, а так же копирований советских работ и наконец создадим нечто свое, оригинальное, российское, которое уже у нас будут выкупать для показов на телеэкранах в других странах и адаптаций там.

П.С. "Чернобыль. Зона Отчуждения" уже скоро обзаведется вторым сезоном. Ждем-с.

Спасибо. С прошедшими праздниками.


Статья написана 6 января 2016 г. 00:57

Нечеловеческая, дивная, но классическая Утопия

«– Нет, – подытожил он со вздохом, – сейчас такое не годится. Требуется иной род безумия и насилия. Но какой именно? Что именно? Где его искать? – Он помолчал; затем, мотнув головой, сказал, наконец: – Не знаю. Не знаю.» («О дивный новый мир», О. Хаксли)

Эта фраза, произнесенная Гельмгольцем под конец романа Олдоса Хаксли, лучше всего описывает мир вне Резервации, тот самый Дивный и Новый, Великолепный и Устрашающий, и... пустой. Но об этом после, а пока просто не забываем про цитату.

Итак, «О дивный новый мир», только что прочитанный, является для меня второй в моем личном топе лучших антиутопий. На первом месте, разумеется, находится «451 градус по Фаренгейту», а уже после идет «1984» под руку с замятинским «Мы». И как последние два произведения, «451 градус...» и данный роман имеют много общего; даже кажется, что Брэдбери вдохновлялся не на пустом месте, что естественно никак не приуменьшает его собственную работу. Джордж Оруэлл ведь и свой великий небезызвестный труд не из идеального вакуума выдувал.

И две группы этих книг, на которые я их поделил, схожи не только каким-то общим происхождением и местами в моем мысленном топе «нравится-не нравится». Тут есть кое-что большее. Я назову этот критерий «прямотой». Из него выходит, что такой добротный антиутопический роман, как «1984» Оруэлла «прямой» — он сразу, от части на пару с «Мы», показывает нам ужаснейший мир страшнейшей тирании, гипертрофированный варварский большевизм с нечеловеческим социалистическо-советским лицом, с диктатурой, тотальной промывкой мозгов и чисткой от «ненужных» иль «неправильных» фактов учебников по истории, с пытками, репрессиями, голодом и обществом идиотов-доносчиков. Хотите в таком мире жить, на одной улице с резиденцией «Большого Брата»? Вряд ли у кого возникнет желание на подобное, даже если пригласить человека в замятинский мир сексуальных вольностей, где не без этого.

Но есть и вторая группа антиутопий, которая нравится мне гораздо больше. Ее я именую «непрямой». Она показывает нам мир будущего, его жителей, быт и реалии, но не сразу красит их в один сплошной черный и отталкивающий цвет. Нет, подобные антиутопии в силу своей красоты, благосостояния граждан и удовлетворения основных, особенно сексуальных потребностей могут даже понравится читателю, как видно из комментариев-рецензий к произведению Хаксли. Именно такие антиутопии, в которых бы хотелось жить, и по-настоящему выполняют свое предназначения — пугают и заставляют нас думать, а как избежать подобного и сделать наш мир чуточку лучше и дальше от такой реальности. Именно к такой категории и относятся «О дивный...» и «451...».

«О дивный новый мир» вообще можно охарактеризовать как тот самый «451 градус...» (очень много сюжетных пересечений и других схожестей у двух книг) с примесью «Мы» (Резервация, общество без индивидуальностей, сексуальная свобода) и элементами противоположных, двояких истин мира «1984». Ну, и пропагандистской промывкой мозгов с экономикой, под которую подстраивается(ют) человек(а) из того же романа Оруэлла. Так же много общего заметил с фильмом «THX 1138» Лукаса — человек для экономики и т.д.

Так что роман в чем-то новаторский, в чем-то преемственный, но по своему оригинальный и антиутопичный. А теперь к самой сути этой антиутопичности и произведения.

Перед нами снова мир после некой войны, мировой и последней, в конце которой сторона-победитель решила, что пришел конец миру прошлого, наполненному насилием, непониманием, суевериями, голодом, идеологиями и прочими ужасами и бедами. И решили те победители, что пришло время миру будущего, где не будет этого зла, которое все время, всю человеческую историю преследовало Человека, и настал черед эре Благоденствия. Эре, где главными постулатами и золотыми правилами регулирования процессами всей планеты, всех человеческих сфер деятельности будут счастье и жизнь. И ничто отныне и навсегда, и никто, разумеется, не смогут забрать чью-то жизнь или поуменьшить чье-то счастье.  В принципе, так оно и вышло, только на выходе Эра эта, вся Утопия цивилизации Форда вышла примерно такой...

Искусственное деторождение. Программирование разума, психики и сознания эмбриона, а после и ребенка. Разрушение института семьи и базовых моральных и этических принципов (без насилия, конечно. Какое там насилие в «О дивном новом мире«! Никакого, конечно. Только ведь и не нужно оно, ведь, как сказал сам классик: «Править надо умом, а не кнутом. Не кулаками действовать, а на мозги воздействовать. Чтоб заднице не больно, а привольно»). Кастовое общество с закрытой закостенелой системой власти. Легализация наркотиков, сокращающих жизнь. Жизнь, которая трансформированная для двух целей: постоянное потребление продукции постоянного производства и достижение состояния счастья. Счастье, которое низведено до удовлетворения основных человеческих нужд — трахаться да жрать (иногда, конечно, и в «ощущалку» можно сходить, чтобы почувствовать какие-нибудь «ненормальные» эмоции вроде удара камнем об лоб или ощутить запах осенней травы... О Форд, как романтично!).

Разумеется, на все это можно взглянуть и с другой стороны. Например, искусственное деторождение не так уж и плохо — женщины перестали быть живыми инкубаторами. Программирование сознания и генного кода позволяют избавиться от всех пороков человеческого рода — войны, насилия и прочих гадостей, а так же устранить генетические и другие заболевания (или просто уничтожить больную зиготу). Кастовое общество не такое уж и кастовое — это все делается лишь в силу удовлетворения потребностей экономики, которая удовлетворяет потребности цивилизации Форда, в свою очередь. Цель жизни ради существование экономики — ну, и что? А чем это отличается от нашей действительности, в которой еще есть куча всякой дряни в виде глупых природных-общественных целей в виде рождения и воспитания потомства, поддержания семьи. Какая глупость, от которой можно избавиться вместе со сковывающими душу патриотизмом и религией!  А уж, простите, хороший секс и неплохая еда вместе с просмотром нового современного вида ТРИДЭ-кинотеатров так вообще подарок богов, извините, Форда, в обмен на несколько рабочих несложных часов... Истинно Утопия!

Но нет. Не для меня. Надеюсь, что и не для многих. И тут я попрошу вас вспомнить или посмотреть на верх этой небольшой рецензии-комментария, чтобы вспомнить фразу одного из героев этого романа. А так же припомним уже всплывшую здесь странную нестыковку — в начале «О дивного... мир» Директор говорит, что «разделение на касты необходимо, чтобы выполнялись нужные, но неприятные работы», а в финале уже Главноуправитель Мустафа противоречит ему, утверждая примерно следующее. Оказывается, что всеобщая урбанизация и автоматизация уже давно дошла до того, чтобы представители самых низших работящих каст трудились всего-то три, четыре от силы часа в день. Все же остальное время было для них абсолютно свободно, но вот же беда... Попробовали подобный режим суток ввести на отдаленном северном островке и закончилось это печально — кастовики стали тупо больше бухать легальное накротическое пойло, больше трахаться и быстрее в силу этого умирать. По этому и только из-за этого, следуя двум великим идеалам Эры Благоденствия — человеческие счастье и жизнь — Главноуправители оставили график рабочего дня в прежнем виде.

И это главная проблема дивного и нового мира — за ажурными, блестящими и, что уж таить, привлекательными обертками, скрывается абсолютная пустота. Стабильная и счастливая, но бесконечно пустая. И почему, спросит читатель? Зачем надо было запрещать и скрывать книги, поэзию да романы там всякие? Зачем нужно было заполнять все свободное время граждан, всю их сознательную жизнь с самого раннего возраста сплошными сексуальными утехами и наркотическим забвением? Почему вообще не избавиться от секса — еще одного первобытного пережитка? Зачем нужны эти лишние часы работы? К чему этот глупый и опошленный образ Бога, храмы «единения» со срезанными верхушками крестов? Почему им запрещено быть индивидуальностями?.. Индивидуальность... Проблема утопии цивилизации Форда в том, что она построена не для индивидуальностей, потому что последним нужно нечто больше, чем удовлетворение животных инстинктов. Как уже правильно тут сказали, это даже не свобода, нет — в мире Форда она действительно имеется. Но в мире Форда не возможно развиваться, влюбляться, чувствовать и жить ПО НАСТОЯЩЕМУ. Здесь не возможно быть настоящим Человеком — существом неидеальным, сложным, с кучей минусов и изъянов, но таким... человеческим. Эту «человечность» трудно описать, но можно сказать наверняка — подобного нет в Дивном и Новом Мире. Он не рассчитан на индивидуальности. Мир Форда следует нуждам человека потребления, которого сам и создает. Но в нем не будет настоящего искусства, любви... Даже науки не будет. Даже научной фантастики и этого отдельного романа уж тем более, потому что они заставят запрограммированного еще до момента рождения альфу или бету задуматься о своем бытие и его наполненности.

В мире Форда уже не о чем писать, как правильно сказал Гельмгольц. И этого не из-за того, что в нем нет насилия или безумия... Просто те дикари из Резервации, тоже без всякой науки и возвышенного искусства, но и без средств гигиены, которые остались нетронутыми для живого напоминания фордианцем о Старом и Ужасном мире, поразительно равны этим самым обитателям большей части земного шара; их жизни, даже в большей степени, наполнены дикостью, то есть удовлетворением двух инстинктов — регулярного питания и столь же регулярно совокупления.

Итог:

Таким образом, «О дивный новый мир» одна из лучших антиутопий всей мировой литературы, которая безусловно заслуживает внимания и прочтения.

Так что бойтесь утопий, ведь они становятся реальными, когда мы хотим их пришествия.


Статья написана 4 января 2016 г. 21:02

Вбоквел о наступающей Сингулярности с примесью продолжения Первого "Слепого" Контакта

История о гибели человечества, приближающегося или уже перешедшего порог Сингулярности, его крайне необычной встречи с крайне необычной инопланетной (не)разумной жизнью по Уоттсу продолжается. Но для начала вспомню-ка я старое...

И ведь контакт, описанный в цикле, начатом с «Ложной слепоты», действительно необычен и оригинален для всего фантастического жанра, тем более в такой «твердой» манере. Подобные же по своей необычности и значимости вещи, приходящие мне в голову (из тех, что я читал, разумеется), это два романа Кларка — «Рама» и «Конец Детства» (при том же для меня до сих пор остается непонятным, чем же многих зацепил первый роман — ну, контакт, который не состоялся... Непонятный и прошедший мимо всех... Ну, наверное, что-то и в этом есть уникального. Во всяком, было), конечно же, «Пикник на обочине» Стругацких и в чем-то «Спин» Уилсона.

И, казалось бы, такая потрясающая идейная составляющая, автор-ученый, профессиональный и опытный, который сможет все описать со стороны науки в должном виде, и писатель ведь еще, так же с опытом, ан нет же — первая книга дилогии (в будущем — трилогии), «Ложная слепота», мне не понравилась. Не «не впечатлила», не «не удивила», а именно что «не понравилась».

И почему, при таком количестве плюсов, при такой встрече читательской аудиторией, критиками, которые буквально восхваляли книгу (как выяснилось в послесловии «Эхопраксии», Уоттс сам этому удивляется — ну-с, я нахожусь в том же состоянии), именно мне она так не понравилась, невзлюбилась? Опустим показавшееся мне отсутствие литературности — возможно, это действительно плохая работа переводчика на пару с редактором. Что же еще заставило меня, почитателя НФ, ее ценителя, поставить такой низкий балл «Ложной слепоте»? Все просто — авторские оценки.

Человечество, которое теряет человечность как нечто ненужное, как пережиток эволюционный борьбы, даже нет, скорее как лагов после нее, на вроде «крестового глюка» у нашей вампирской родни. Мир, который все более становится искусственным, в котором реального все меньше. Люди, которые отказались не то, что от Бога и всей религиозной «шелухи» (или без кавычек...), а уже от семьи и даже реальной жизни... Личности, которые все более машины, удовлетворяющие свои возрастающие по экономическим законам потребности, без всяких ценностей, целей, без изживших свое существование морали, искусства, былых... Да всего. И все они, эти почти что постлюди, с молчанием дожидающиеся момента Апокалипсиса, Конца Человечества, во всяком случае, в его былой формации — это же идеальная антиутопия! Идеальная, научная до невозможности, антиутопия! Добавить чуть больше героев с интересными судьбами, живыми и с мотировкой, той же литературности, больше интриг и моментов, которые бы пробуждали в читателе чувства уныния и страха к этому погибающему миру и людям — но нет! Ничего подобного не случилось. Ни интересных персонажей, ни треклятой литературности (да-да не исключаю «хорошую работу» переводчика-редактора, но бог его знает...) и без должного описания ситуации на Земле, что исправила «Эхопраксия». И, что для меня было ужаснее всего, было видно, что Питер Уоттс жаждет этой Сингулярности, избавления от животного суеверия, глупых, заложенных в нас природой, инстинктов, становления людей в виде расы с «Роршаха» — существами, которые перешли такой ненужный и иллюзорный изъян, как «Я», самосознание, разум... И негативное ощущение к роману довершает Сири Китон — герой, который, по идее, должен вызывать сочувствие у читателя, из-за того, что он пережил, кем в итоге стал. Но этого у меня не вышло — он для меня остался абсолютно нейтральным, нечеловеческим, что пугает — это ведь главный герой самого нечеловеческого, античеловеческого (не бесчеловечного, конечно) романа в НФ, по моему мнению.

И вот, после прочтения «Полковника», довольно неплохого рассказа, дополняющего не совсем четкую в «...слепоте» картину мир предсингулярной Земли, прочитана долгожданная «Эхопраксия». Здесь и почти что сингулярная родина Человечества «во всей своей красе», и живые герои, и интересные идеи о сущности Бога и окружающей Вселенной (интересный вывод из трактовки бытия на изначальном уровне как математики, ну, или Матрицы), интригующий сюжет (правда, как и в «Ложной...», почти все действия происходят в открытом космосе, в двух планетолетах), очень много всяких других интересностей и информации. И литературности больше, в конце-концов, и даже Уоттс наконец-то назвал жителей Небес трусами, но все равно... Этот мир, описанный крайне мрачно, а так же одна статья Уоттса, почти ни коим образом не связанная с новым романом, не убирают из моей головы мысль, что такая мрачная, нечеловеческая и страшная Сингулярность для кого-то уже сейчас является «вершиной человеческой эволюции и всей нашей цивилизации».

Тем не менее, плюсов очень много, и очень долго разрывался во время и после прочтения между оценками в 7 и 8 баллов. Решил остановиться в итоге на первом варианте — вышло как-то не совсем однозначно, где-то не ясно... И все равно, «Эхопраксия» — прорыв в творчестве этого канадского писателя. Жду третьей книги.

Итог: обязательно читаем. Новый Уоттс, более литературный и все такой же научный.


Статья написана 18 декабря 2015 г. 17:27

Вчера посмотрел фильм и сериал, указанные в названии темы.

Оба меня, к сожалению, разочаровали... Правда, из-за завышенных ожиданий, разумеется, "побеждает" "Пробуждение Силы".

Итак, по пробужденной Силе и пробежимся, со спойлерами, конечно, но в меру.

Звездные Войны.

И сразу хочу предъявить нашим переводчикам... Какой нахрен "Первый Орден"!? Первый Порядок это, Порядок, не Орден, вашу ж...!

Ожидания, думаю, у всех были одинаково высокими по отношению к этой новой ленте. Невероятные бюджет и рекламная компания, обещания Лукаса о том, что все Дисней сделает как надо, хоть от его сценария они и отказались (может быть и не зря) вместе со всей Расширенной Вселенной (уж точно не зря) — все это убеждало фанатов звездной саги о том, что фильм в грязь не упадет. Но нет, упал.

В принципе, как такового отвращения не заметил (может быть, потому что не такой ярый прям фанат этой саги — жемчужина кино-космофантастики, но не фетиш). Штампы, конечно же, были, вместе с дымом и пожаром в космосе, вместе с определенными логическими ошибками (например, когда в самом начале нью-штурмовики стали стрелять по одному жалкому кораблику внутри собственного крейсера — понятно ведь, что бред, ибо, так и до разгерметизации не далеко), но все они были более-менее на уровне для экшн-фантастики вроде "Звездных войн". Проблема оказалась не в этом... Фильм, после нескольких первых очень эффектных и неплохих сцен просто-напросто скатился в нудилку с излишним пафосом, глупостями и не всегда лучшим юмором, без особых интриг, иногда с просто очевидными концовками каких-то сюжетных линий. Но, это в целом — далее попробую, опять же, без особых раскрытий сюжета, но подробнее.

Честно, я ожидал, что к подготовке продолжения для такой популярной киносерии подойдут чуть серьезнее. И мне казалось, что так оно и происходит — тут нам говорили, что компьютерной графики будет по минимуму, зато живых декораций — в разы больше (они-то были, кстати, но без графических пришельцев, порою слишком графических не обошлось), но более всего, конечно, мои ожидания поддерживали небольшие "сливы" информации по поводу сюжета (на той же Вукипедии). И если бы действительно руководствовались этими сюжетными ходами как надо, цену бы не было фильму... Ведь обещали же появление третьей силы в лице Кайло Рена и ордена "поклонников" Дарта Вейдера — вроде и адепты Темной стороны, но не джедаи/ситхи в чистом виде; да, помогают Первому Порядку (не Ордену!), которым управляет ситх, но все равно руководствуются своей идеологией (поддержание в стабильности Силы, ну, предназначение Избранного... Так мне подумалось после просмотра одного из трейлеров). А в итоге что вышло? Во-первых, и это относится не только к этому сюжетному моменту, весь фильм вышел не только нудным и с отсутствием интриг, но и без внятной предыстории, которая бы объясняла тонкости поведения некоторых персонажей и вообще события фильма. Вот, их отсутствие не совсем детально показывает, как же появился такой персонаж, как Кайло Рен (кто он такой, кстати, вы узнаете еще в середине фильма) и определенные его мотивы. И подобная недосказанность аля таинственность не предает этому герою образа старого-доброго Вейдера, а уж то, что с ним происходит п офильму.... Н-да,

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

плаксивый, неуравновешенный подросток с прыщами-ситх — это нонсенс!
. Его противоположность — Рэя, вышла не подростковой, но то, что с ней происходило, так же заставляет мою руку подняться к лицу и закрыть его от всего этого —

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

господи, джедай-самоучка... Это так же ужасно и глупо, как и подросток-Вейдер в лице носатого Кайла Рена
.

С пусть и не обещанной, но вполне логичной расстановкой персонажей на подобии оригинальной трилогии, к сожалению для меня, не вышло. Фин не заменил собой Люка, Рэй — Лею, ну а пилот, чье имя я уже забыл, Хана Соло так же не заменил (пилот хоть и один из ГГ, но в фильме его почти не заметно). То, чего я боялся более всего, Звезда Смерти номер три, появилась, все же, но стала, как ни странно, одной из изюминок фильма — а вот ее классическое уничтожение и некоторые глупости с использованием (хм, изгибающиеся самонаводящиеся лазерные лучи — вашу ж мать...) бесили, конечно. Чуть не забыл — Люк появится, друзья.

Подведу итог. Вышла, по-моему, проба пера — недосказанная, нудноватая и, что самое обидное, без персонажей, которым хотелось бы сопереживать. Несмотря на зрелищность, очень хорошие первые сцены фильма, вышло ниже среднего. И все равно я надеюсь на грядущие спин-оффы и новые эпизоды, на то, что они будут удачнее этой картины, научатся на ее ошибках и будут внимательнее по отношению к сценариям и сюжету в целом. Очень на это надеюсь, а это вышло хуже, чем эпизоды 1-3, которые ругают часто истинно-истовые фанаты, но лично мне нравятся. Так что с надеждой на лучшее моя оценка остается на уровне 7 баллов. Можно и восемь, но тогда следующие эпизоды должны быть идеальны. Но с каноном по отношению к саге изъянов и отхождений нет никаких. Советую сходить со знающими друзьями в плане "звездных войн" — можно будет посмеяться над ляпами и глупостями вместе, как это сделал я с моей компанией)

Конец детства.

На самом деле, не мини, а типичный односезонный завершенный сериал. Практически точно по сюжету романа Артура Кларка, одного из любимых для меня и многими другими ценителями НФ. Но, наверное, это и мешает сериалу уйти с позиции середняка — практически никаких нововведений в канон. Так, пара-тройка, и то незначительные. Из них некоторые не понравились — например, сюжетно необходимое для сериала сокрощение хронологического периода, которое логически выглядит не очень (объединить и обустроить весь мир, изменить сознание всего человечества за двадцать лет — да ну ладно!). Так же не понравилось столь скоротечное появление Сопротивление и его исчезновение — за интересным персонажем-антагонистом не успел понаблюдать. А вот технологии по проникновение в сознание и создание там маленьких реальностей — интересно. Так что, вышло средне, не шедевриально, зато строго по книге, которую создателем переплюнуть не захотелось даже. Может, это и хорошо, но получился сериал на раз. Смотреть стоит, если забыли роман или хотите увидеть его наконец на экране.


Статья написана 26 ноября 2015 г. 22:44

Различия сюжетов экранизации с романом Филипа Дика

Вот и переведен целиком весь первый сезон сериала Amazon "Человек в высоком замке". Безусловно, сериал этот — событие для кинофантастики сериального толка, ведь вышли и сюжет, и персонажи его качественными и добрыми, хоть и отличными от книги. Конечно, тематика сериала и романа разнятся, и во многом они различны кардинально. Зато эта экранизация — хоть какой-то проблеск в сплошной вампирятине, зомби-апокалипсисах, штампованных боевиках и скучных байопиках, коими наполнен сегодняшний мир кино и сериалов. "Человек в высоком замке" — эксперимент, показывающий, что зрителю хочется увидеть уже чего-то нового и необычного. Думаю, грядущие экранизации и оригинальные проекты что сериального, что киношного толка также будут удачными, интересными и признанными массовой аудиторией.

Касаемо уже самих расхождений сериала и романа... Их много, ведь экранизация, в принципе, вышла абсолютно независимой от книжного аналога произведением, в котором сохранились в основном имена, какие-то внешние и внутренние черты персонажей, определенные сюжетные ходы и темы. Все это разбавляется совершенно иной основной линией развития событий, огромным числом новых и "новых старых" героев и финалом, явно требующим продолжения.

Итак, собственно, отличия:

Персонажи

1. Большая часть главных героев, которые перешли из книжного "Человека..." в сериального, изменились в возрасте; если раньше они были очевидцами Второй Мировой Войны, иногда ее участниками, то теперь же они лишь ее дети. Подобное произошло с Джулианой, Фрэнком, Джо, а от последнего в образе осталось романного с гулькин нос — лишь то, что тот нацистский агент под прикрытием.

2. Добавлено множество новых персонажей как главных, так и второстепенных ролей. Это, к примеру, обергруппенфюрер Джон Смит, члены Сопротивления, японский старший инспектор Кидо, семьи героев и многие другие. От книжной версии остался Роберт Чилдэн, менее измененный, в отличие от других основных персонажей, но все равно немного другой и показанный совсем мало, чтобы его переживания и характер можно было понять так же, как в романе. Никуда не исчез и Рудольф Вегенер, правда, переставший быть скрытым евреем. А так же осталась военная суть Фрэнка: передана одному второстепенному персонажу седьмой серии, так же еврею. Появляется и  Эд МакКарти, которому уделяется больше внимания, нежели в книге.

3. Показаны некоторые исторические персонажи, на прямую отсутствовавшие в книге. Это, например, Гитлер, не умерший от сифилиса, и Рейнхард Гейдрих. О других приближенных пожилого фюрера речи в сериале и вовсе не заводится. Кстати, об Адольфе — лично я углядел в образе седого лидера Рейха сравнение с нашим Сталиным. Тут тебе и культ личности, и Парад Победы, и... Видимо, имелась в виду параллельность развития всех реальностей.

Мир и технологии

1. Во вселенной книги множество сюжетных линий хоть и мало как связаны на прямую, происходят в одном-двух местах. В сериале же ареал развернувшихся событий достаточно широк и мир победивших стран Оси показывается зрителю гораздо шире и подробнее, чем в беглых, но емких и сильных описаниях романа. Но так ли описываемое совпадает с оригиналом?

2. Японская империя, раскинувшаяся на весь Тихоокеанский регион, в романе Дика представлена как пусть и отстающее от Рейха по технологиям государства, но не менее развитое. Да, в космос не летают, но в плане и социального, и всего остального — прямо как Запад в аналогии с нашей "холодной войной" и явный антипод нацистской империи. В Японии обеспечены права всех наций и рас, правда, кроме евреев — если они не будут прятаться, то, по договору с Германией, должны быть переданы ей в одностороннем порядке. В остальном же никаких ограничений ни для кого нет. Да и более того, явно не следует со страниц книги, что живется в Тихоокеанских штатах худо. Нет. А в Южной Америке вообще небоскребы возводятся в бывших амазонских болотистых лесах. Создатели же сериала сделали из японцев истинных тоталитарных вождей с ограничениями свобод белых, евреев и остальных, да и еще беднее в экономическом плане, чем Наци.

3. Рейх представлен более-менее соответствующий описаниям. Разве что Гитлер у власти, а оппозиция в лице Гейдриха мечтает отнять бразды правления у первого фюрера и начать войну с Японией. Книжный же Гейдрих был сторонником мира и выступал от его лица Рудольф Вегенер.

4. Про космические исследования и достижения информации мало. Так, лишь из слов японского принца следует, что у Рейха есть "ракетные корабли". Может, под ними имелись в виду стратосферные лайнеры, именующиеся в разговоре просто "ракеты". Отставание же в технологиях информационных, как по мне, в сериале отражено мало — по телевизорам это почти не заметно. Максимум выдают подобное допотопные фотоаппараты с порошком-вспышкой.

5. Ну, и еще мелочи. Заметил, что в сериальной версии всплывают японские книжки в стиле манга. Как они появились и развивались в этом мире, в Японии без американской оккупации — не понятно. И да, в отличие от книги, в японизированном мире сериала "И Цзин" мало кто пользуется.

Сюжет

1. Сюжет — тот компонент сериала, который содержит большую часть всех его расхождений с оригиналом. Много новых героев, иные интриги — все это создает иные линии повествования, в большинстве своем входящие в одну общую цепочку событий, подразделяющуюся на два-три витка.

2. И основные два нововведения различия сериальной версии "Человека..." — это Фильм (аналог "Когда наестся саранча...") и Сопротивление. Если произведение, содержащее в себе иной ход развития событий Второй Мировой, еще появляется в романе и занимает в нем крайне важное место, собственно, как и в сериале, то последнее отсутствует напрочь. И сделано подобное было Диком небезосновательно и для лицезрения американского общества, полностью согласного с создавшимся положением вещей и не желающее борьбы против тирании, за свободу и суверенитет (ведь есть благосостояние, особенно в Наци-Америке).

3. Сразу скажу, что в первом сезоне мы так и не узнаем, что же собой представляет Фильм; его автора и сериального Человека в высоком замке, чей выбор меня удивил и является довольно оригинальным, — да, но то, как же он создавался и для чего... Сами увидите в 10 серии. Намеки кое-какие по данному вопросу там просвечиваются, но точного ответа нет. И распространенное уже суждение о машине времени вряд ли сюда подходит хотя бы потому, что во втором Фильме, видимо, запечатлено возможное будущее самого мира "Человека...".

4. Расхождений еще целое море и общего, как понятно, мало. Проще будет сказать о немногочисленных совпадениях, в виде, например, любовной линии Джо и Джулианы, тематики по реальному-нереальному в линии Роберта Чилдэна, моральным угрызениям Тагоми и других.

Как видно, отличий не мало. В основном, сериал лишь "по мотивам" и сохранил лишь пейзаж вселенной Филипа Дика и некоторый ряд персоналия. Тем не менее от этого он не становится неинтересным. В нем больше оригинальности и интриги. Пусть кое-что и слишком гипертрофированным, но это нужно для создания других эмоций в аудитории, отличных от оных во время прочтения романа.

Так что читайте книгу, смотрите сериал. Удачи.


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 39

⇑ Наверх