FantLab ru

Все отзывы посетителя Sawwin

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Григорий Неделько «Монстр в хрущёвке»

Sawwin, в 17:15

То, что не страшно, это полбеды. А вот то, что автор писать не умеет, это беда. А ещё меня порадовало чудовище. В него из автомата в упор лупят, а ему хоть бы хны. Зато удара пистолетной рукояткой по тыковке оно не выдерживает.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Игорь А. Смирнов «Повесть о Белом Скитальце, написанная на основе немногочисленных сведений, которые были сообщены разными людьми в период с 1471 по 1477 год»

Sawwin, в 04:40

Беда, когда автор использует в качестве исторического источника романы Вальтер Скотта. Повесть получилась не только скучноватой, но и переполненной всевозможными ляпами. Так, Белый Скителец скачет в атаку, а вокруг рвутся снаряды. Это в середине пятнадцатого века! И, конечно, концовка... Белый Скиталец решает посвятить себя сохранению лесов. И это в ту пору, когда от непроходимых чащоб в Европе было не продохнуть!

Очень слабая повесть. Читать не стоит.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Андрей Кужела «Криминалистическая хроника с Иакинфом Страшенным и его робстрзаками»

Sawwin, в 04:25

Оно бы и ничего, если бы не робот-полицейский Гарри Гаррисона, который к тому времени был уже переведён и хорошо известен российским любителям фантастики.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Леонид Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»

Sawwin, вчера в 06:04

Вроде бы всего четыре коротеньких рассказика, а все недостатки, свойственные сериалам, налицо. Чем дальше, тем скучнее и многословнее. Разве что «Большая стирка» выпадает из ряда. Так она и написана на семь лет позже первых трёх рассказов.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Леонид Пантелеев «В лесу»

Sawwin, вчера в 05:45

Мой дед, страстный грибник, рассказывал, что до войны городские жители грибов собирать не умели, да и покупные ели редко. Это блокада научила ленинградцев собирать и есть грибы. Данный рассказ полностью подтверждает это. Полную неосведомлённость в грибном плане проявляют не только девочки, но, в первую очередь, автор. Белый гриб он предлагает узнавать по тому, что у него, якобы, шляпка белая. Подберёзовик , видите ли, растёт только под берёзой, а сыроежки все подряд можно есть сырыми. Девочек спасло то, что гриб, который они приняли за сыроежку, имел отвратительный запах. Конечно, такие грибы встречаются: мухомор вонючий, шампиньон карболовый или вполне съедобный опёнок кирпично-красный -- но это достаточно редкие грибы. А вот бледная или зеленоватая поганки, мухомор красный или смертельно-ядовитая галерина окаймлённая имеют удивительно нежный, приятный запах. Воспитания ради надо было бы позволить девочкам кусануть горькушку или подосиновик... пусть бы попрыгали. Но на это знаний у автора не хватило.

Мама тоже хороша: дети в лесу потерялись, а она домой вернулась и плачет. Да любая мать весь посёлок на уши поставит: дети потерялись!

И уж совсем дико видеть, что мама отдала девочкам для игр набранные поганки. Галерина грибок аккуратненький, плотный, запах у него дивный, и в Разливе, где происходит действие, растёт его предостаточно. Конечно, вряд ли девочки начнут есть кукольный суп, но всё же смертельный яд не годится для детских игр.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Леонид Пантелеев «На море»

Sawwin, вчера в 04:35

Были же времена, когда маленьких девочек можно было одних на море отпустить, и максимум, чем они рисковали, что у них платьица и трусики украдут. А потом они голышом домой вернулись. Когда я ещё не читал, а слушал этот рассказ шестьдесят с лишком лет назад, ничто не казалось мне удивительным, ведь меня тоже отпускали одного гулять во дворе. И хотя там было полно шпаны, и закоулков среди дровяных сараев, никто трёхлетку не тронул, просто в голову такое не приходило. И умиление вызывает милиционер в белой форме, который девочкам строго выговорил, да и отпустил их дальше по улице голыми идти, а сам пошёл вора ловить. И ведь поймал! Но это уже чистой воды выдумка для маленьких детей.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Леонид Пантелеев «Фенька»

Sawwin, 9 августа 21:04

Фантастический рассказ, а быть может, даже и фэнтезийный. Думается, само имя Феня создано по созвучию со словом «фея». Начало рассказа выше всех похвал, а вот что делать со своей героиней, автор так и не придумал, и концовка оказалась смазанной.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Леонид Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»

Sawwin, 9 августа 20:49

Ужасно разочарован. Рассказ один к одному списан с рассказа Самуила Яковлевича Маршака «Усатый-полосатый». Не знать Маршака Леонид Пантелеев не мог, так что... всё очень печально.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Леонид Пантелеев «Честное слово»

Sawwin, 8 августа 19:02

Помню этот рассказ с юных лет чуть не наизусть, но по малолетству не обращал внимания на имя автора. А потом много лет был уверен, что рассказ написан Гайдаром. Даже искал его в гайдаровской библиографии. И вот, нашёл. Рассказ написан в первые месяцы сорок первого года и весь пронизан ожитданием грядущих испытаний, когда от всех, взрослых и детей потребуется невероятная твёрдость и верность данному слову. Такой рассказ не может устареть.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Леонид Пантелеев «Пакет»

Sawwin, 8 августа 11:51

Прекрасная повесть, читана неоднократно. Ничуть не устарела и сейчас её можно и нужно читать детям. Помню, в детстве меня поразили две вещи. Во-первых, то, как полуграмотный красноармеец читает обрывок надписи на пакете, кусочек отчества Будёного: «...хайло...» И второе: то, что лечили в те времена пирамидоном, тем самым, что приходилось глотать и мне. Теперь пирамидон переименован в амидопирин, и прелесть той сцены исчезла. Но всё равно, повесть отличная.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Анна Горелышева «Среди живых»

Sawwin, 3 августа 18:44

Рассказ один к одному, как и рассказ Елены Щетининой из этого же сборника. Даже ляпы те же самые. Но особо меня дёрнуло утверждение автора, будто Петропавловскую крепость строили русские крестьяне и солдаты (а её строили каторжане), а Ниеншанц обороняли от войск Петра шведы (обороняло в основном русское ополчение, Карл XII не прислал на помощь ни одного солдата). Нехорошо... прежде, чем писать на такие темы, следовало бы прочитать что-то сверх школьного учебника.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Марина Ясинская «Художник в душе»

Sawwin, 3 августа 16:18

Очень миленько, хотя и не больше того. Понравилось слово «горожанство».

А вот — спойлер, который я под знак спойлера ставить не буду:

Но, снимая фрак,

Детище Петра

Гордость не швырнёт в море.

Здесь гудком зовёт

Кировский завод,

Он дворцам своим корень. (с)

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Аскольд Шейкин «Тайна всех тайн»

Sawwin, 28 июля 09:48

Скучноватая и нетаинственная получилась тайна у Аскольда Шейкина. Вообще, когда-то я много читал этого автора, но теперь на вспомнить почти ничего. Общее впечатление: написано скучно.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Михаил Владимиров «Остров зеркального отражения»

Sawwin, 28 июля 08:42

В своё время я пришёл в восторг, прочитав, что фрукты на зеркальном острове сладкие, но совершенно не питательны. А ведь так оно и есть: у l-сахаров достаточно гидроксильных групп, чтобы вещество было сладким, но усваиваться эта сладость не будет. К тому же, некоторые l-сахара, в частности l-лактоза ядовиты. Герою рассказа повезло, что он не разжился зеркальным молоком. Кстати, эту проблему ещё в позапрошлом веке поднимал Кэролл: Алиса, попав в зазеркалье, размышляет, можно ли пить зазеркальное молоко. Оказывается, что нельзя.

Есть в рассказе и некоторая натяжка, на которую, думается, автор пошёл сознательно: остров не может быть полностью замкнутой системой. Не зеркальные водоросли, бактерии, рыбы явятся из океана и испортят всю экологию.

А вот чего автор никак не мог учесть, так это того, что остров зеркального отражения не может возникнуть по термодинамическим причинам. L-аминокислоты и d-сахара возникают с железной неизбежностью, в то время, как их оптические изомеры термодинамически запрещены. Но первые научные работы на эту тему появились в начале 70-х годов, то есть, через пять лет после того, как рассказ был опубликован. Тем не менее, рассказ не устарел; настоящая научная фантастика не устаревает.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Мюррей Лейнстер «Исследовательский отряд»

Sawwin, 9 июля 07:26

Читал этот рассказ в начале 60-х в альманахе «На суше и на море» и с тех пор запомнил картинку перед началом текста, а вот сам рассказ вылетел из памяти напрочь. Пришлось перечитывать, после чего я понял, что за странность случилась с памятью. Рассказ откровенно скучен, читать его неинтересно. Я бы сказал, что он вторичен и неоригинален, если бы не время написания. На самом деле большинство подобных сочинений вторично по отношению к рассказу Лейнстера. Особо хочется отметить, что Лёйнстер, видимо, был первым, кто дал в помощники главному герою полуразумных зверей (хотя, на самом деле первым был Киплинг). Но и «Львы Эльдорадо» Франсиса Карсака, и «Парень и его пёс» Харлана Эллисона и великое множество последующих сочинителей, в том числе и российских, шли по стопам Лейнстера. Это плохо характеризует эпигонов, но не даёт никаких преференций тоскливому рассказу Мюррея Лёйнстера.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Юрий Борисович Харламов «Ан Кас»

Sawwin, 28 июня 12:07

Не стихи, а для игровиковой баллады слишком длинно и занудно. Разбирать такое нет смысла, я и дочитал сие творение только для того, чтобы оценку поставить и дать совет даже совсем толкинутым лаборантам этого не читать.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Юрий Борисович Харламов «Варианты отзывов критиков фэнтези-произведений»

Sawwin, 28 июня 09:27

Несостоявшийся автор, обиженный нападками несостоятельных рецензентов (не критиков!), пытается свести с ними счёты. А зачем с ними счёты сводить? Они и без того себя выставляют в истином свете. А вот о критических статьях ни слова не сказано. Создаётся впечатление, что критики просто не обращают внимания на творчество Юрия Харламова.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Алексей Константинович Толстой «Артемий Семёнович Бервенковский»

Sawwin, 27 июня 12:15

Русская юмористика середины позапрошлого века была достаточно примитивна. Придумывался или находился в жизни чудак, и сочинялся рассказ с описанием чудачеств героя. Этот рассказ не исключение, единственное, что его спасает, талант автора, который даже столь примитивный сюжет может рассказать интересно.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Константин Пимешков «Чудовище канала Грибоедова»

Sawwin, 27 июня 00:43

Неторопливый зачин с реалистическими описаниями, в которые врывается фантастический элемент. Но вот беда, автор не знает, что делать со своей Невси, и аак-то вдруг и нелепо сообщает об истиной её природе, и после чего становится совсем неинтересно.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Елена Щетинина «Город за стеной»

Sawwin, 26 июня 20:18

История Петербурга за стеной квартиры с плохой звукоизоляцией. И в этом же сборнике история Петербурга во время поездки на метро. Это уже не смешно и не оригинально, Тем более, что история ковыляет как-то странно, в полном соответствии с учебником для очень средней школы.

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Екатерина Васильева «A Petro et a petra»

Sawwin, 26 июня 20:10

«Цветик-семицветик» в Петербургском антураже и в переложении для взрослых. И, увы, ничего самостоятельного.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Светлана Тулина «Время камней»

Sawwin, 23 июня 03:28

Юмореска сильно напоминает некоторые куски из «Дневника Адама» Марка Твена. В первую очередь это касается отношения главного героя к изменениям, произошедшим в его семье. Тем не менее, читать было забавно и потому оценка достаточно высокая.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Лев Толстой «Визирь Абдул»

Sawwin, 26 мая 07:37

Такие визири разве что в сказках могут встречаться, да и то не во всяких. Если хоть намёк на правду в сказке есть, то такого визиря не будет. И, конечно, стиль: кто ещё кроме Льва Толстого способен написать: «взял его за бороду и подергал ему бороду».

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Николай Заболоцкий «"Меркнут знаки Зодиака..."»

Sawwin, 25 мая 09:31

Странное дело, отдельно знал (полагал, что знаю) поэта Николая Заболоцкого и отдельно знал великолепное стихотворение «Меркнут знаки зодиака». Но они никак не совпадали друг с другом. Но уж теперь вовеки не забуду, кто сообщил миру, что «Спит животное собака, дремлет рыба камбала».

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Катя Зазовка «Тутси-русалка»

Sawwin, 16 мая 06:16

Ошибочку автор допустила. Её героиня не русалка (у русалок ноги такие же, как и у людей), а ундина. Вот у ундин, действительно, рыбий хвост. Опять же непонятно, зачем плавать по канализационным трубам в нарядном платьице? И неудобно, и бабушку пожалеть надо, тем более, что это бабушка озабочена стиркой испорченных платьев, а Тутси бабушку любит. Кто сомневается, пусть перечтёт рассказик.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Алекс Гагаринова «Истинное призвание»

Sawwin, 2 мая 07:56

Вот у меня, например, дома лобзика нет. И как я без лобзика сумею узнать, в чём заключается моё истинное призвание? Что-то здесь автор не додумала. Хотя, рассказик забавный.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Алекс Гагаринова «Каждому по потребностям Маслоу»

Sawwin, 2 мая 06:09

Кто знает, в какой стране происходит действие рассказа? Похоже на Северную Корею, но там не пользуются иероглифами...

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Владимир Григорьев «Ноги, на которых стоит человек»

Sawwin, 1 мая 14:09

Для Владимира Григорьева рассказ слабоват. И идея его лежит, можно сказать, на поверхности. Ноги, на которых стоит человек, это науки, которые он обязан был изучать в юности. Левая нога — науки точные и естественные, правая — гуманитарные.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну а несгибаемый пират, хоть и закончил престижный колледж, науками пренебрегал и остался в результате без обеих ног.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Сергей Уткин «Проходные»

Sawwin, 1 мая 13:38

Рассказ очень напоминает ранний рассказ Владимира (Вохи) Васильева «Садовая 7». Написан рассказ, конечно, хорошо, пожалуй, даже лучше, чем у предшественника, но всё же, коэффициент новизны для фантастических произведений весьма важен, так что оценка будет невысока.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ника Батхен «Поединок»

Sawwin, 28 апреля 07:20

Рассказ неудачный. Автор играет со своими героями в поддавки. Декабрьское восстание 1825 года закончилось победой революционеров, но при этом наиболее радикальная часть декабристов погибла. Убит Пестель, покончили с собой Каховский и Муравьёв-Апостол. Не те это были люди, скорей они отправили бы на плаху Волконского, Трубецкого и иже с ними. Известно, многократно подтверждённое историей правило, что революция пожирает своих детей. А в данном рассказе видим сплошное благорастворение воздухов. Крестьяне, получившие волю без земли, исполнены благости, все счастливы и довольны, кроме нескольких отщепенцев-монархистов. Ну, не бывает такого, потому что такого не может быть никогда. Насколько жёстче, безжалостней и правдивей повесть ЛЬва Вершинина, «Первый год республики», написанная на ту же тему. А тут — сплошное сюсюканье, добренькие князиньки, корчащие из себя граждан, и крепостные (не черносошные крестьяне, а приближённые к особе конюхи), исполненные благодарности к господам. Вы наши отцы, мы ваши дети...

Решительно не понравилось, несмотря на умение автора писать.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ника Батхен «Страх»

Sawwin, 28 апреля 04:23

До самого конца читатель находится в некоем недоумении по поводу неприятного гостя, явившегося к людям пастушьего племени. Постепенно начинаешь злиться из-за долготерпения пастухов и из-а того, что гость ничего не делает, только жрёт и пьёт, даже когда люди умирают от голода и болезней. А он, на самом деле, всего-лишь не вмешивается, когда дела идут своим чередом, даже, если они трагичны. И только когда события выходят за рамки обыденности... да и тогда действует не гость, обнаруживший свою истинную природу, а срабатывает не нарушенный людьми закон гостеприимства.

Хороший рассказ с глубоким подтекстом.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ника Батхен «Сказка о добре и зле»

Sawwin, 28 апреля 04:09

Рассказ в своём роде замечательный. Господин Дракон, тот самый, что у Евгения Шварца, который не стал драконом, и рыцарь Ланселот, отказавшийся от воинских подвигов. И далеко не сразу вдумчивый читатель начинает понимать, зачем они так поступают. Поговорка «Худой мир лучше доброй ссоры» — здесь не подходит. Главное, наверное, в том, что горожане имеют возможность просто жить, не догадываясь о двух безднах, что угрожают их бытию. А что там добро, что зло, ещё можно поспорить. Моя скромная точка зрения такова, что добром в данном случае, является недеяние. И раз добрые граждане живут в добром мире, то носителями добра являются обе стороны несостоявшегося конфликта.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Борис Акимов «"Александр Александрович Блок..."»

Sawwin, 24 апреля 04:25

Борис Акимов был обречён на создание такого рода статейки. Творчество Блока слишком велико и неоднозначно, чтобы его можно было представить читателю на столь малом объёме. Литературовед Акимов оставляет за скобками факты из биографии поэта и пытается сказать хоть что-то о его значении для современников и потомков, о том, как поэзия Блока перерастает узкие рамки символизма, но узкие рамки вводной статьи не позволяют сделать это хоть сколько-то убедительно.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Владимир Короленко «Дети подземелья»

Sawwin, 23 апреля 11:58

А ведь по сути дела перед нами первое в русской литературе произведение, описывающее жизнь бомжей. Изгои, обосновавшиеся в развалинах... — один в один копируют своим бытом нынешние бомжатники. Ничто не ново под луной, но в конце XIX века нужен был талант и литературная смелость Владимира Галактионовича Короленко, чтобы написать эту повесть.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Алексей Пехов «Пыль дорог»

Sawwin, 22 апреля 19:31

Ну вот, дочитал я и это. Надеюсь, теперь долго за Пехова не возьмусь. Шестая повесть цикла «Аутодафе» также не является повестью. Но это и не заключительная глава книги. Герои, их проблемы и проблемочки повисают в воздухе, явно в расчёте ещё на шесть продолжений. Ни одна сюжетная линия, касающаяся персонажей, не завершена. Раскрыта только тайна чернокаменных кинжалов, но видит бог, сущность придуманных кинжалов не достойна быть темой повести. Как всегда много разговоров, лишних, ни к чему не обязывающих описаний. Сюжетная часть могла бы уместиться на десяти страницах, на остальных пятидесяти страницах просто накручивается объём. Замечательно описание битвы с цыганами. Двести пятьдесят мёртвых цыган, ведомых уж-ж-асным колдуном набрасываются на десяток разношёрстных истребителей нечисти. «Наши» стукнут раз или два, потом поговорят о чём-нибудь, или автор сообщит нам нечто, по его мнению, любопытное. Потом «наши» ещё разочек стукнут. Вот это вялое мочилово называется боевой сценой.

Можно было бы предъявлять и более серьёзные претензии, но это уже была бы стрельба из пушек по воробьям.

При всём желании больше двойки за эту «повесть» не выставить.

Оценка: 2
–  [  0  ]  +

Алексей Пехов «Клинок Маэстро»

Sawwin, 21 апреля 03:07

Эта повесть окончательно потеряла признаки повести, обратившись в главу романа. Продолжены некоторые линии предыдущих повестей, завязана (но не завершена) линия чернокаменного кинжала. Написано, как обычно, вяло и многословно. Собственно сюжета тут страниц на десять, остальное диалоги и необязательные описания.

Становится всё скучнее и скучнее. Тем не менее, я намерен дожевать весь том, тем паче, что отдавать его только завтра и для чтения предстоят ещё две поездки в автобусе (а где ещё читать подобную литературу?).

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Алексей Пехов «Аутодафе»

Sawwin, 19 апреля 04:50

Как и полагается, цикл идёт по ниспадающей, каждая следующая повесть слабей предыдущей. Плюс ко всему, множество ошибок, которых, кажется, в фэнтези, действие которого происходит в ином мире, быть не может. Это у нас коллегия кардиналов инквизиторов не назначает, а в мире Пехова может быть иначе. Очень многое списывается на то, что это иной мир. Но всё списать невозможно. В первую очередь это касается употребления терминов. Автор не знает, что такое аутодафе, полагая, что это непременно сожжение еретика живьём. Автор путает понятия еретик и малефик. Еретик по определению не занимается колдовством, это толкователь догм и не более того. В углежогной куче невозможно сжечь тело убитого, она засыпана торфом, и, чтобы добраться до огня нужно долго и мучительно её разрывать.

Пытаясь спасти вымученный сюжет, автор развешивает по стенам выпотрошенные трупы и проливает ведро студёной крови. Это не фигура речи, ведро крови в тексте наличествует, и кровь из ведра была пролита. Правда, автор называет её не студёной, а тёмной. Это, конечно, меняет дело. Концовка повести завёрнута по принципу: «всех убью, один останусь». Это также не фигура речи, к концу повести убиты все, и правые и виноватые. Остался лишь главный герой, необходимый автору для последующих приключений.

Скучно всё это.

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Алексей Пехов «Отходная молитва»

Sawwin, 19 апреля 04:14

Весьма слабо. Как и предполагал, продолжение оказалось скучнее начала, динамичность действия и без того вялое, окончательно утеряно. Ощущение, что автор попросту накручивает объём.

И ещё меня удивил следующий момент: Пугало (по пропповской классификации, это спутник главного героя) сидит и точит серп. Затем сообщается, что он делает это точильным камнем. И, наконец, видим утверждение, что серп и без того острый. А автору известно, что серпы не точат, их зубрят? Не камнем, а зубильцем. Острый серп жать не будет, он станет скользить по стеблям. Именно поэтому порезы зазубренным серпом так опасны.

PS. Написал и задумался: а вдруг Пугало точит серп не в этой, а в следующей повести? У меня за два дня прочитано их четыре штуки, и сейчас, чтобы вспомнить, о чём эта повесть, пришлось проглядывать отзывы других посетителей. Удивительно снотворное чтиво; не знаю, осилю ли книгу до конца.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Алексей Пехов «Темнолесье»

Sawwin, 18 апреля 23:39

До сих пор я читал у Алексея Пехова только рассказы, которые оставили у меня самое прискорбное впечатление. И вот в руки мне попал толстенный том «Аутодафе», содержащий шесть отдельных повестей. Начал читать и поначалу был приятно поражён. Конечно, стиль Пехова остался прежним, скучно затянутым, вялым, перегруженным необязательными диалогами. Но... сам главный герой преподносится так, словно читатель давно с ним знаком. Нет унылого рассказа о его рождении, обучении, предыдущих битвах, в которых он получил своё смертельное ранение. Обо всём этом читатель узнаёт из крох информации, разбросанных по тексту. Я медленно и с трудом (и с немалым удовольствием!) врубался, кто такие Проповедник и Пугало, что за пророчица София и так далее, и тому подобное. Единственное, что меня тревожило, это то, что в томе шесть повестей и, значит, в дальнейшем автор, как это обычно бывает с сериалами, испортит так удачно начатую вещь. Но за первую повесть, несмотря на явные стилистические недочёты, я намеревался выставить восьмёрку. Каково же было моё разочарование, когда я, открыв библиографию, чтобы выставить оценку, обнаружил, что это не первая повесть о Людвиге, а седьмая (!!!). И вся манная каша, за отсутствие которой я собирался выставлять высокую оценку, присутствует там в полной мере. В таком виде произведение заслуживает троечки. Но всё же, первые шесть повестей я не читал, так что пусть седьмая повесть получит усреднённую пятёрку.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Илья Эренбург «Час ответа»

Sawwin, 15 апреля 07:02

Один из немногих репортажей с Нюрнбергского процесса, где не только рассказывается, как идут судебные заседания, но и даются описания самого полуразрушенного города, его жителей, зарабатывающих на обслуживании американцев и старательно делающих вид, что они здесь не при чём, и война затронула их совершенно случайно.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Андрей Белый «Из окна вагона»

Sawwin, 13 апреля 22:01

Горькое стихотворение, но характерных для первых символистов безнадёжности и пессимизма в нём нет. В пролетающих за коном пейзажах и картинах жизни мало весёлого, но нет там и отчаяния. Землю эту можно и нужно любить.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Андрей Ливадный «Чистилище»

Sawwin, 13 апреля 18:13

Потенциально идея богатая, а исполнение, мягко говоря, никакое. Прежде всего, попытки писать нечто научно-фантастическое не выдерживает критики, волшебные логры не могут существовать в рамках научной парадигмы. Во-вторых, автор противоречит сам себе. Карманные вселенные оказываются прекрасно взаимодействуют друг с другом, так что исходная идея рушится, не начавшись. Достаточно одного хакера (они у Ливадного названы каким-то особым термином), чтобы вселенная изменила свои свойства.

Психологически рассказ ещё более ущербен. Я уже сказал: потенциально идея богата. Умерший человек на том свете оказывается зажат в тисках собственных воспоминаний, и чем ущербней его личность, тем более убог оказывается его мир. Но автор руками хакера разрушает это положение, так что вместо психологического триллера, перед нами остаётся нечто неудобьсказуемое. Главный персонаж, которого нам характеризовали, как законченного негодяя, оказывается нежен и раним, словно кисенйная барышня. Он теряет самообладание, увидав призрак первого убитого им человека. Подумаешь, делов-то, взглянуть в глаза убитому. Да у него весь путь усыпан такими трупами. Он должен был сказать: «Привет, Вован, а здорово я тебя замочил!», — а потом долго и со вкусом изгаляться над убитым. В конце концов, всякий садистический комплекс, неразрывно связан с мазохизмом. Но тогда сюжет, придуманный Ливадным, разрушится. И автор заставляет героя кривляться самым неестественным образом.

И, конечно, написан рассказ фирменным Ливадовским стилем, с бесконечными отвлечениями, объяснениями и безграмотными рассуждениями, некоторые из которых слово в слово повторены в романе «Киберпространство». Рассказ, который может быть завершён на десяти страницах, рассироплен на сорок.

Печально всё это.

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Андрей Ливадный «Заря над Араксом»

Sawwin, 11 апреля 22:42

Случилось так, что я попал в больницу, и поспешно туда собираясь, не взял с собой хорошей книги. А на полке в отделении оказалось штук десять романов Андрея Ливадного. Делать нечего, выбрал книжку потоньше и начал читать, хотя уже знал, что представляет собой этот автор. Вообще, я читаю медленно, тридцать-сорок страниц в час, смакуя описания, проговаривая диалоги, вникая в психологию героев. Но для Ливадного подобный метод чтения непригоден: уже через полчаса от ливадновской прозы начинаешь испытывать рвотные позывы. Но из-под капельницы не сбежишь. И тогда я нашёл выход: надо читать, не задерживаясь взглядом на бесконечно длинных псевдонаучных рпазглагольствованиях, пропускать головоломные термины и ни в коем случае не обращать внимания на многочисленные сноски, свидетельствующие о неумении автора дать информацию в тексте и полной его беспомощности в создании антуража. Ещё нужно зажмуривать все органы чувств, чтобы хоть как-то преодолеть выкрики автора, не умеющего пользоваться словом, и использующего курсив там, где он хочет, но не может подчеркнуть нечто с его точки зрения важное.

И текст пошёл! За два дня бескнижья я преодолел два тома Андрея Ливадного.

Правда, уже сейчас в памяти зияют прорехи, которые в скором времени захватят всё, чем накормил меня автор, как то уже случилось с «Титановой лозой», прочитанной два года назад в подобной же ситуации. Что запомнилось в этом романе? Безликие герои с квадратными челюстями, два абсолютно неразличимых робота: Охотник и Отшельник (я до последней минуты думал, что это один механизм), девушка Даша, которая поначалу вызывала какие-то положительные эмоции, но очень скоро превратилась в придаток к механизмам и рупор авторских идей. Ещё было много стрельбы, но наши победили.

И, конечно, ещё на первой странице, когда я ещё пытался читать вдумчиво, меня настиг ментальный удар. Десантный фрегат «Гекуба»... Странное название для военного звездолёта. Оставим в стороне греческие источники, повествующие о несчастной судьбе царицы Трои. Начнём с Шекспира: «Так плачет и из-за кого? Из-за Гекубы! Что ему Гекуба, что он Гекубе?» — восклицает Гамлет. Именно с этой фразы начинается отношение к Гекубе, как к чему-то несущественному. «Из-за Гекубы!» — вторит Шекспиру герой романа Достоевского «Подросток». Думаете, на этом конец? А вот повесть вполне современная и фантастическая, космический боевик: «Вокруг Гекубы» — авторы Святослав Логинов и Александр Рыбошлыков». Здесь уничижение Гекубы достигает апогея. Гекуба представляет собой космическую туманность, в которой нет ничего. Она настолько пуста, что там начинается перерождение пространства. И в качестве заключительного аккорда на сцене появляется космическая шхуна «Заря Гекубы». Разумеется, Андрей Ливадный мог не читать ни Логинова с Рыбошлыковым, ни Еврипида с Софоклом. Но Шекспира и Достоевского он обязан знать! Но нет, никаких параллелей или полемики с великими произведениями мы не видим. Просто, ляпнул автор и дальше поехал. А каково внимательному читателю?

Плохо, очень плохо. Впрочем, роман достаточно целомудренный и любования садизмом в этом боевичке тоже нет. Так что, выставлю троечку.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ника Батхен «Новеллетта»

Sawwin, 8 апреля 05:39

Перед нами подражание, и весьма мастерское, итальянским новеллам эпохи Возрождения. Действие данной новеллы чётко датируется первой половиной двадцатых годов XVI века. Никакого реализма в ту пору не было, и быть не могло, так что определить жанр этого произведения весьма сложно. Пришлось остановиться на определении «любовный роман», хотя как раз с любовью у Франческо Берни случился полный облом.

А домочадец господина Санти нарушил указ городских властей. Прежде, чем выплеснуть из окна ночной горшок, следовало крикнуть «Поберегись!» не один, а два раза. Тогда поэт сумел бы отпрыгнуть, не замарав плаща.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ника Батхен «Искушение грешной Пьетры»

Sawwin, 8 апреля 04:58

Всё бы хорошо, но есть ряд неувязок. Устав любой обители запрещает пускать в странноприимный дом или в больницу прокажённых. Для них существовали лепрозории, и те, кто ухаживал за прокажёнными, не имели права общаться с прочими больными. Не слишком верится, что супруга владетельного сеньора будет рожать в монастырской больничке, и уж совсем невероятно, что в этом же помещении рожает крестьянка. Роды владетельной дамы должны проходить в присутствии свидетелей, чтобы никто не подменил наследника. И удивительно, откуда такой авторитет у монахини, сохранившей ухватки актёрки.

Но при этом рассказ написан хорошо, и пока читаешь, не думаешь о неувязках.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ника Батхен «Сказка о крае света»

Sawwin, 6 апреля 20:47

Десятка не только за оригинальность сюжета, построенного на привычном антураже. Такое почти невозможно объяснить: отдельные моменты, являющиеся общим местом для фэнтези, складываются в небывалую конструкцию. Надо потратить немало сил, чтобы добиться такого эффекта. Но, как уже сказано, не это главное в рассказе. Главное — манера письма, характерная не столько для прозы, сколько для поэзии. Наверное, это то, что называется (должно называться) стихотворением в прозе. И за это умение, за эту удачу десятки не жалко.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ника Батхен «Остров Рай»

Sawwin, 6 апреля 05:50

Люблю вот этакий весёлый сумбур. Синяя борода (капитан пиратов!) и его старший брат Чёрная борода. Пиратский корабль, отправившийся по следам Одиссея и до поры посещавший все описанные у Гомера острова, где всё, как у Гомера с поправкой на то, что прошло две тысячи лет. И, когда читатель уже уверовал в остров Рай, следует неожиданная концовка.

Категорически понравилось!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Денис Вас. Давыдов «Решительный вечер»

Sawwin, 26 марта 14:15

А потом мы удивляемся и сожалеем, почему славный гусар так рано умер. Да если столько пить и такую дрянь, что в ту пору называлась водкой, то странно, как Денис Давыдов до пятидесяти дотянул. Конечно, свежий воздух, верховая езда и, несомненно, поэтические преувеличения количества выпитого.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Денис Вас. Давыдов «Песня старого гусара»

Sawwin, 25 марта 23:22

Чудесен русский язык, хранящий множество крылатых выражений, которыми мы порой пользуемся, даже не подозревая, откуда взяты эти слова. При желании источник найти можно, особенно сейчас, когда в нашем распоряжении интернет, но часто ли мы это делаем. Но вдруг, открываешь стихотворение, прежде не читанное и видишь знакомые с детства строки, которые всегда считал пословицей и употреблял только в переносном значении:

Жомини, да Жомини!

А об водке — ни полслова!

А это, оказывается, Денис Давыдов — человек, о котором все слышали, но которого читали немногие. А зря, стихи у него есть просто замечательные.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Василий Майков «"Почто писать уметь?.."»

Sawwin, 23 марта 09:47

В 1762 году написана сия эпиграмма, а чудится, будто только что вышла она из-под пера сочинителя. Как и двести пятьдесят лет назад в моде бесконечно длинные сочинения, выданные на гора бездарными авторами, а настоящие писатели, умеющие писать кратко и ёмко остаются невостребованными нашими издателями. Вот и спрашивается, «почто писать уметь?..»

Оценка: 8