Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 июня 2019 г. 12:30

  Говард Лавкрафт. "Хребты безумия"

Герберт Уэст — воскреситель мёртвых

Сильно раздражает, что небольшой рассказ поделен на шесть глав, каждая из которых начинается кратким пересказом всего с начала. Видимо, печаталось в журналах или газетах частями.

И скучно, нестрашно — всё уже ясно из названия.

Артур Джермин

Несколько поколений английских аристократов вели свой род от странной человекоподобной обезьяны, а их предок был белым богом африканского племени. Такая вот загогулина.

В склепе

Ожившие мертвецы мстят нерадивому гробовщику.

Собака

Два пресытившихся друга в поисках развлечений начинают грабить могилы. Найденный в одной из них амулет призывает нечто ужасное.

Заброшенный дом

-Стоял тот дом, всем жителям знакомый,

-Его ещё Наполеон застал...

Владимир Семёнович невольно создал замечательную иллюстрацию к этому рассказу. И «ахало», и «охало» что-то в доме, и жильцы давно уехали. Только концовка немного другая, но общий смысл тот же: «весело, здорово, красочно стало».

Неплохая, чуть подзатянутая и скучноватая местами, но вполне себе впечатляющая история про нечто из другого мира. Что это было, какое оно, как сюда попало — как обычно, автор предоставил додумывать нам.

Наследство Пибоди

В очередной раз предок-колдун, старый загадочный дом, слухи от невежественных соседей, стопки богохульных книг («Некрономикона» в этот раз нет). Но живенько, захватывающе. Понравилось.

Натура Пикмена

Отличный рассказик! Замечательная подача от первого лица в разговоре

Крысы в стенах

Ох, напрасно заинтересовался потомок древнего рода бежавших в Америку английских аристократов наследством предков — замком, построенном на месте друидского капища! Зря он его выкупил, отреставрировал и поселился там со слугами и десятком кошек!

Многократно повторенная автором на разные лады тема древнего заброшенного жилища с дурной славой в очередной раз неплохо попугивает.


Хребты безумия

Здесь автор свёл воедино несколько уже опробованных в других рассказах и хорошо зарекомендовавших себя в деле пугания читателя тем. Итак, снова на сцене: Великие Древние, Ктулху со своими подельниками Ми-Го, шогготами и прочими тварями, и, конечно, творение «безумного араба Абдулы Альхазреда» — только так именуется знаменитый «отвратительный и богомерзкий» «Некрономикон»! И вся эта прелесть в антураже антарктической исследовательской экспедиции, что моментально наводит любого уже пуганого читателя на завораживающие картинки из карпентеровского «Нечто» (у меня, например, периодически навязчиво вертелась сценка с полётом вертолёта и стрельбой по собачке-несобачке, что ну никаким боком не касается романа — хотя и полёты и собачки там присутствуют).

Сразу о минусах, без них не обошлось. Вот уже утомляет постоянно описываемое автором чувство страха у героев, приближающихся к чему-то, пока ещё по всем признакам нейтральному. Сели они на окраине города, выстроенного миллионы лет назад — чего они сразу же боятся? «Чудовищных, богохульных» башен? При всём своём больноватом воображении я не могу себе представить, что может быть страшного в архитектуре и как стены могут быть «богохульными». Вы же исследователи, чёрт возьми! Вы открыли целый древний город! Да, после неких неприятных событий, но, как мне кажется, значимость такого открытия с лихвой перекрывает любые переживания. Так ведь нет — идут и попугиваются! Вот это искусственное нагнетание Лавкрафтом ужаса там, где без этого вполне можно обойтись (и не впервые такое встречается в его произведениях) и начинает раздражать.

Второе — как наши доблестно испуганные ученые за несколько часов, разглядывая на ходу барельефы на стенах, изучили всю многомиллионолетнюю историю Старцев. Всю последовательность событий. Можно ли, придя даже в какой-нибудь прямо вот общемировой музей, совершенно не зная, про кого там, и не зная языка подписей, за пару часов, пробежавшись по залам, установить, что Колумб открыл Америку до наполеоновских войн? Сильно сомневаюсь. А тут просто случайные коридоры в лабиринте строений. Удивительно, что они вот так, сходу, ещё и надписи не расшифровали!

Но это на самом деле придирки. Роман отличный. Написано мастерски. И в сотый раз пугаешься, когда на полу, покрытом вековой пылью, вдруг замечаешь свежий след, и, конечно, не человеческий. А уж та самая история Старцев! Вот где фантазия автора разгулялась от души — сто миллионов лет туда, сто миллионов сюда. И «Некрономикон» снова оброс дополнительными подробностями. И древние боги, в очередной раз перемешавшись, заняли свои новые места. И опять нашёлся враг всему человечеству. Фантастика о пришельцах и роман ужасов в одной обложке. Что вас более привлечёт — то и читайте. Но и то, и другое — хороши.

По ту сторону сна

Один из ранних рассказов будущего мастера. Скучновато, не очень профессионально, с ляпами.

Кошки Ултара

Отличная сказка об этих милых, загадочных пушистиках, живущих с нами со стародавних времён.

Болото Луны

В очередной раз новый владелец нарушает вековой покой старого замка и окружающего болота — и древние боги карают нарушителя.

Затаившийся страх

Ух, страшненько! Неведомое зло во время каждой грозы терроризирует деревни, окружающие заброшенный замок и главный герой, теряя одного помощника за другим, всё же устанавливает, в чём тут дело...

Кое-где непоследовательно, иногда однообразно, но градус вполне поддерживает. Крепкая, классическая вещица в авторском стиле.

В стенах Эрикса

Первый рассказ Лавкрафта для меня, где он вышел «в космос» — на Венеру. И, по мере прочтения, убедился, что читал этот рассказ когда-то давно, в школе, когда фантастика шла запоем, книга за книгой, и в месиве фамилий затерялось имя мастера ужасов, да я тогда и не знал про него. А рассказ запомнился, и сейчас, страница за страницей я думал: «О, а про стеклянный лабиринт я ж читал у кого-то! Вот, оказывается, у Лавкрафта спёрли!» Оказывается, не спёрли — это тот самый рассказ и есть.

Идея больно хороша — главенствующая роль зрения в ориентировании. Жаль, что Лавкрафт эту идею лишь озвучил, создал для неё необходимые условия — но, отвлекаясь на не особо существенные детали, так и не раскрыл качественно, до конца.

Обитающий во мраке

Чем больше рассказов Лавкрафта прочитано, тем чаще встречаешь самоповторы. Ну, всё это уже было, немножко другими словами — и заброшенная церковь, и напуганные жители, и ужас, летящий на крыльях ночи... Начинает надоедать.


Статья написана 1 мая 2019 г. 08:21

  Станислав Лем. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско

Несчастный случай

Честно, не очень понял посыл этого рассказа. Единственный из цикла вынесенный куда-то за пределы Солнечной системы, что серьёзно нарушает заданные автором, и выдержанные в остальных рассказах, временные рамки. Скорее всего, из-за того, что потребовалась планета с атмосферой, пригодной для дыхания, а у нас тут таких нет, пришлось перебраться на некую «Йоту». Непонятно к чему приплетённые распри среди членов экспедиции — никакой роли в истории они так и не сыграли. Снова чересчур умный робот-разнорабочий — ишь ты, работу сделал и «захотелось» ему скалу штурмануть! Но, всё равно, это же Лем — написано красиво, ёмко, живо.

Дознание

Самый запоминающийся рассказ цикла, благодаря фильму с Кайдановским. Благодатная тема — что хотят искусственные люди, нелинейники, андроиды, киборги, короче, созданные в лабораториях существа, неотличимые (это главное!) от человека, но по определению более совершенные.

Ананке

Большинство рассказов о пилоте Пирксе повествуют о тех или иных роботах, помогающих человеку осваивать космическое пространство и о технических расследованиях, связанных с поломками этих агрегатов. «Ананке» — о том же. Из-за суперкомпьютера, ведающего посадкой корабля, произошла катастрофа, Пиркс случайно попадает в межпланетную комиссию, ищущую причины.

Рассказ довольно явственно распадается на две составляющие — непосредственное описание кошмарного падения грузового транспорта на Марс и действия людей, присутствующих при этом, и одинокие размышления Пиркса «обо всём», на первый взгляд мало связанные с основным сюжетом: о старении человека, о канувших в прошлое теориях марсианских каналов. В конце всё сходится.

Фиаско

«Человеческое, слишком человеческое...»

Наверное, до тех пор, пока люди не отрастят себе новые органы, или привьют их, то бишь, пока не превратятся в нечто иное на лестнице эволюции — они останутся всё теми же обезьянами. Просто палка, а потом граната, превратились в средства, способные перевезти этих обезьян к другим звёздам и уничтожить целую планету. А желание ухватить побольше, заставить других делать «по-моему» и злоба, когда не получается — остались те же.

Ох, как прав был Воннегут, рассказывая про тральфамадорского посланника, летящего через всю Галактику с важнейшим сообщением другим цивилизациям — одной-единственной точки, означающей «привет»! Это всё, что мы можем, да и должны сказать встреченным инопланетянам. А что ещё? Их техника и наука будут либо похожи на наши, либо настолько кардинально отличатся, что будут принципиально непонятны и неиспользуемы. С культурой ещё хуже. Чем мы будем друг другу полезны? Ничем. Только тем самым фактом, что существуем. Сказать «привет» и разойтись. А то поубиваем друг друга.

Точное определение Лема — «пятно контакта». Сперва цивилизация не имеет технической возможности, да и умственных способностей, чтобы искать «братьев по разуму», затем сто, двести или тысячу лет более-менее активно этим занимается, а затем вдруг исчезает. Замыкается, утрачивает интерес. Да просто они понимают, что ничего, кроме неприятностей, не могут доставить «братьям». И выяснив, что мы не одиноки во Вселенной, лучше всего этим и ограничиться. Делить «сферы влияния» вряд ли понадобится — галактическая экспансия это детские сказки.

У Лема, к сожалению, человечество к звёздам уже полетело, а такой простой истины ещё не осознало. И, найдя бедолаг примерно того же уровня развития, помчалось доказывать, кто на свете всех сильнее... Конечно, говорилось много громких слов о морали, совести, долге и вере, но кончилось всё именно стрельбой из пушек. Фиаско.


  Питер Страуб. История с привидениями

Этот роман мне посоветовал прочитать сам Стивен Кинг. Ну, ладно, не мне, а всем читавшим его «Пляску смерти», и не совсем советовал, а просто очень высоко о нём отозвался. А мнение Кинга я уважаю.

И бОльшую часть книги испытывал недоумение. Герои довольно плоские, у самого Кинга люди гораздо лучше прописаны, сюжет — ну, я не большой специалист по литературе ужасов, но мне показался не таким уж и оригинальным, история Сирса, начинающая роман, очень сильно напомнила один из рассказов Лавкрафта... Но вот сами страсти-мордасти — это да. Очень атмосферно, прямо мурашки по коже. Особенно уход Льюиса с охоты. И, если читать хоррор только для того, чтобы пугаться, то «История с привидениями» вполне на высоте. Есть и выматывающие ожидания чего-то жуткого, что непременно придёт, есть и характерные метки, что вот сейчас не всё так чисто, как кажется (это как смотришь на толпу людей, вроде всё нормально, и вдруг где-то боковым зрением зацепил клоуна с красным шариком — ВСЁ, вот оно!), есть и блуждания в темноте с натыканием сами знаете на что, есть и кровавые, и, что гораздо страшнее, бескровные убийства, есть и... Всё это есть. НО! Всё тот же Кинг приучил меня, что главное — не сами по себе ужасы, а человек посреди этого. Каков он был, как воспринял происходящее, что с ним стало. По крайней мере, в ранних романах Кинга (до поздних я еще не добрался) так. А у Страуба этого нет. Какие-то шаблоны: «-Да ты совсем поседел! -Да уж. -Ну, пойдём выпьем». Вроде и есть какие-то мысли героев, даже дневник есть, но как-то оно всё поверхностно. Я так и не увидел воочию заседание Клуба Чепухи, не прочувствовал вместе с Доном, каково это — связать воедино десяток ниточек, некоторым из которых полвека, и увидеть всю картину целиком, не загоревал с Питером о потере лучшего друга. Ладно, у Лавкрафта о персонажах вообще узнаёшь только имя, размеры тела да выражение лица.

Так что, думаю, восемь баллов — вполне заслуженная оценка.


Статья написана 31 марта 2019 г. 06:43

  Говард Лавкрафт. Зов Ктулху

Тварь на пороге

Затянутый, на мой взгляд, но тем не менее интересный рассказ. Древний и, конечно, злобный маг невесть сколько лет длит своё существование переселением в тела других людей.

Усыпальница

Маленькая зарисовка о впечатлительном молодом человеке, погружающемся в прошлые века возле заброшенного склепа.

Ночное братство

Пришельцы, приняв облик Эдгара Аллана По, пытаются завоевать Землю!

Здесь Лавкрафт, возможно, невольно или вовсе только в моём воображении — спародировал и посмеялся сам над собой. Вновь конусообразные инопланетяне из «За гранью времён» — только теперь они не посылают разум через миллионы лет, а присутствуют здесь во плоти. Вновь замкнутый, блуждающий в ночи и не понятый никем главный герой. И снова фирменная лавкрафтовская атмосфера леденящего ужаса от... чего? Семерых Эдгаров По, бродящих по ночным улицам и зазывающих прохожих на непонятные эксперименты! Прелесть какая!


Ведьмин Лог

Халтура, однако.

«Некрономикон» в библиотеке может взять любой желающий, некий профессор, прям Ван Хельсинг, бродит поблизости, чтобы тут же прибежать с волшебными камнями изгонять нечисть (ты тут всё это время был, и всё видел — кто тебе мешал раньше этим заняться?), конечно же, «мы забыли про дымоход!» — тьфу, это просто поделка для журнала, написанная на коленке за полчаса.

Тень на чердаке

Классический, полностью в духе Лавкрафта, рассказ. Злобный дед, колдующий в своём особняке на отшибе, ведьма, прибирающая дом по ночам, таинственная комнатка на чердаке... Бр-рр.

День Уэнтворта

Известное дело — покойник явился за должком.

Из потустороннего мира

Сумасшедший учёный изобретает машину, позволяющую видеть далеко за пределы человеческих органов чувств.

Алхимик

Вековое проклятие преследует графскую семью — а оказалось, это мстит ставший бессмертным колдун.

Улица

Главный герой этой замечательной зарисовки — улица в небольшом городке. Она родилась во времена первопоселенцев, росла, развивалась, состарилась, и странно, по-лавкрафтовски, умерла.

Гипнос

Маленькая, но очень качественная и страшная история о кошмарах, подстерегающих неосторожных в мире сновидений.

Полярис

Снова сны, снова звёзды...

История Чарльза Декстера Варда

Роман об опасности практикования чёрной магии по самоучителям.

Вот он, апофеоз лавкрафтовского ужаса! В этом романе собрались почти все ходы и повороты из множества других произведений автора: задумчивый юноша, полезший куда не надо; загадочные истории многовековой давности; страшные книги древних мистиков во главе с «Некрономиконом»; призывание невероятных чудовищ из мрака небытия (Ктулху в этот раз не появился, но есть его менее знаменитый соратник Йог-Сотот) и, конечно, рассудительный доктор, поверивший в немыслимое и добровольно взваливший на себя ужасающие обязанности по усмирению вырвавшихся на волю тёмных созданий.

  Станислав Лем. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско

Испытание

Первый рассказ цикла, знакомящий нас с пока ещё курсантом Пирксом. И сразу же — трогательные мечтания мальчишки на лекции о затерявшейся в кармане двухкроновой монетке и как славно можно на неё кутнуть!

Главная прелесть рассказа — в гигантском несоответствии возможности полной имитации тренировочного полёта, с перегрузками и невесомостью (что и теперь пока ещё недостижимо), с архаичным обрамлением — стрелочные индикаторы, рычаги управления, допотопные «вычислители». Я давно уже воспринимаю подобные вещи не как недальновидность автора, а как укор нам, будущим поколениям. Ведь если б люди не были такими идиотами (по словам того же Лема!) и вкладывали силы и энергию не в ультратонкие смартфоны, а в космонавтику, то мы давно бы уж высадились на Марсе, пусть и со стрелочным астрографом. Так что Лем с пилотом Пирксом живёт в альтернативном будущем (а для нас, позорников, в прошлом!), где в 60-е годы пошло всё так, а не иначе, и земляне по-настоящему вышли в космос, а не приоткрыли дверцу и больше полувека топчутся на пороге, пересчитывая свои несуществующие две кроны.

Условный рефлекс

Полудетективная история, как всегда у Лема — всё не так, как кажется. За долгие годы успел подзабыть, что столь запомнившийся мне пассаж с «сумасшедшей ванной» в процессе подготовки пилотов описан именно здесь. Сама по себе история полна небольших ляпов: как-то бросается в глаза полное отсутствие тренировок или инструктажа, а ведь это Луна и передвижение по скалам в скафандре.

Патруль

Снова технический детектив — почему пропадают патрульные корабли.

Альбатрос

В 50-60-е многие авторы отметились в теме космических катастроф — ракеты уже начали летать, первые космонавты ходят по улицам и пугать читателей стало легче. Лем тоже присоединился, но немного по-своему. Всё происходит в радиорубке, простым зачитыванием радиограмм с идущих на помощь терпящему бедствие. Впечатляюще.

Терминус

Жутковатый рассказ. Несколько портит впечатление обычная вещица из «золотого века» — как я это называю: ржавый меч и бластер на одном поясе. Сильное несоответствие — старая, трещащая по швам посудина и обслуживающий её реактор такой же древний автомат, НО — с искусственным интеллектом, до которого ещё расти и расти нынешним суперкомпьютерам. Он понимает любые задаваемые ему вопросы и отвечает, используя лексикон, совершенно излишний для робота-ремонтника. Ну, иначе ничего не срослось бы...

Наверное, лучший рассказ о Пирксе. Потому что совсем не такой, как остальные. В коридорах легендарного корабля веет лавкрафтовской жутью, робот Терминус, ухаживающий за мышами и стучащий по трубам морзянку от давно умерших космонавтов — бр-рр... Очень впечатляет. И Пиркс, так жестко поступивший с ожившей памятью погибших, представляется уже совсем не таким, как раньше — не мечтательным юношей с монетками в карманах, а мрачным командором, легко жертвующим чем-то «эфемерным» (но таким человечным!) ради практической цели.

Охота

Строительный робот свихнулся от попадания метеорита и начал крушить всё вокруг. Собралась команда добровольцев для его уничтожения.

Ну, так себе — ничего особенного. В какой-то момент кажется, что перестрелку ведут люди с разбитого вездехода, вот тогда было бы интересно, но нет, это оказался вправду Сэтавр.

Рассказ Пиркса

А вы бы промолчали про встречу с инопланетным кораблём? Да плевал бы я на свинку, на пьяного радиста и отсутствие записи курса! М-да, для Пиркса сохранение собственной репутации и «лица» оказалось важнее.


Статья написана 10 марта 2019 г. 09:28

Надо было сразу писать, ещё в октябре — по свежим следам, а сейчас уже и кураж прошёл, и не хочется, и... Так что извиняюсь за смазанность. Если какие вопросы вдруг появятся — спрашивайте, отвечу подробно8-)

День второй (28 сентября, пятница)

Ну что — события и впечатления первого дня ещё не совсем улеглись, а настал уже второй. За вечер общения в соцсетях окончательно увидел и осознал, как близко от меня Формула-1: кто-то видел Боттаса на велосипеде, один товарищ поймал на утренней пробежке на набережной Хартли и сфоткался с ним. И чуть не половина людей, встречаемых по дороге к морю, на пляже, в столовой, носят на шее инкубаторские метки от ВТБ, билеты на главное событие осени. И все друг другу дружелюбно улыбаются, что-то спрашивают, или просто кидают в воздух лозунги, радостно поддерживаемые окружающими. Я откровенно кайфовал эти дни.

Моя шляпа!
Моя шляпа!
Солнцепёк в первый день показал, что какую-то головную защиту иметь необходимо. Я привёз свою видавшую уже несколько поездок к морю соломенную шляпу, но с ней в день нулевой произошла авария (порвалась верёвочка, не дающая сему предмету улететь с головы, а купить где-то поблизости элементарный шнурок или кусок бечёвки оказалось невозможной задачей — пришлось бы специально ехать куда-то в большой супермаркет), да и шляпа на Формуле? Неформат. Я уже морально был готов купить фирменную бейсболку, но в четверг, (к счастью, как оказалось!) F1-Store не работали, а выкладывать 2500 за идиотскую кепку «Сочи-автодром» очень уж не хотелось. И по дороге на море завернул в обычную предпляжную палаточку и купил обычную бейсболку (не, обычная 300, а эта, как сказала продавщица, «формульная» — 500), белая, с надписью Сочи, клетчатым флагом и красными молниями, короче, чем-то старые цвета Заубера напоминает. Ничего, всего через несколько часов эта кепочка подорожает минимум втрое! (спойлер!).

День предполагался самым неинтересным — две полуторачасовые свободные практики Формулы-1, сорокапятиминутные практики Формулы-2 и GP-3 и уже вечером квалификации «младших формул». И то — хвала Росгонкам, что привезли гонки поддержки — в прошлые гран-при, как я понял, была только Формула-1, то бишь в пятницу на автодроме вообще делать было нечего. Но вечером предполагалась фанатская встреча в кафе поблизости от автодрома. Так что я решил ехать попозже, чтобы не сильно устать к вечеру. С утра спокойно сходили на море, купил вот эту кепочку, но, уже возвращаясь домой, услыхали рёв моторов. GP-3 выехали на практику! И слышно было за несколько километров! Я в принципе собирался ехать к часу, или даже пообедать в нашей столовке, и только на вторую практику и квалификации, но, услышав этот звук, не выдержал. Да ещё в первой практике в Рено должен был выехать Артём Маркелов. Так что пересмотрел я свои планы, собрался мигом и рванул на автодром.

Шаттлы, кстати, я так и не видел, и ни разу не ездил на них. Хотя остановка их была недалеко от нас, возле отеля Ренессанс, но ни расписания, никаких оповещений я нигде не нашел, вдобавок выяснил, что ходят они до главного входа, то есть мне потом чесать два километра до своей Т2, а на обычном автобусе доеду до «Фишта», а там рукой подать. Так что спокойно ходили мы на «нашу» остановку и ездили рейсовыми 135-м или 57-м. И угорали от объявления остановок на двух языках: «Следующая остановка — Детский сад. Next station – Detskiy sad». Произносится с акцентом. Насмешил дядечка из «наших», с билетом на шее. Увидев, что я собираюсь садиться в 135-й, спросил: «А шаттлы здесь останавливаются?» Я говорю, что понятия не имею, на этом удобнее, чем ждать невесть чего и сколько. Он такой: «Ну, тут же за деньги...» Ё-маё, 22 рубля! Охренеть сэкономишь, на автодроме дешевле сотни вообще ничего нет! Вру, квас 75)) Ну, или не есть не пить восемь-десять часов, в принципе можно. И он так и остался на остановке.

Доехал в этот раз как надо, до самого «Фишта». Там пройти совсем чуть-чуть и почти пустая проходная. И до трибуны рядом.

Поднялся впервые на нашу трибуну. У каждого входа стоит девочка-волонтёр, смотрит на номер трибуны на билете (и, видимо, чужих не пустит, хотя не во время гонки это глупость). Шестой сектор, десятый ряд, крайние места у прохода.

Вид с наших мест
Вид с наших мест
Выбирали по видео, по фотографиям. И угадали просто замечательно! Несколько раз потом ходили чуть не по всей трибуне и постановили, что для нас, для того, что мы хотим видеть — эти места идеальны! Максимум, может быть, на пару рядов можно повыше, но и так отлично. Прямая после «первого» поворота не очень хорошо видна, если машина идёт по левой стороне, её и не углядишь, но если собирается входить в наш второй, самый интересный поворот всей трассы, по внутреннему радиусу (а Хэмильтон, пытаясь обогнать Феттеля, так и делал), то видать. Прямо под нами болиды оттормаживаются перед входом в поворот, на какую-то долю секунды просто таки зависают — и отлично видно всё! Номер, шлем пилота, окрас шин. А потом поворот и они удаляются по прямой к третьей трибуне. Весь поворот, вся зона вылета, все посты маршалов — всё отлично видать. Прямо под нами — будка маршалов, рядом точка видеоператора. Напротив — огромный экран видеотрансляции. Я был в полном восторге!

Когда поднялся, первая практика Формулы-1 уже началась, но пропустил я совсем немного. Пока стоял на ступеньках, крутя головой и высматривая свои места, зажужжала первая машина. Это был Боттас. Ну что, звук действительно не передаётся по телевизору. Он другой. Но не впечатлил. Вообще. Конечно, комментатора, постоянно что-то бубнившего с экрана, он глушил, но и только. Ничего экстраординарного. И Формула-2 тоже. Там чуть добавляло красок довольно громкие хлопки сгорающего масла — и выхлопы пламени из трубы. А вот GP-3 — это да! Старые добрые атмосферники. Конечно, втрое менее мощные, чем в Ф-1 в своё время, так что можно только представить, какого звука нас лишила эта долб... долгожданная турбоэра! Но GP-3 рычала так, что просто невозможно разговаривать: орёшь во всю глотку и тебя всё равно не слышат. И именно их я вынужденно пропустил — и единственную тренировку, и первую гонку, но об этом позже.

Итак, уселся на место, стал наблюдать первую практику. Трибуна более чем на половину заполнена. Но про это я знал заранее: что Т2 самая фанатская, сюда берут билеты люди, знающие толк в извращениях. Проверял: самые дорогие места, серёдка с пятого по восьмой сектора (где и мы сидели) были все раскуплены уже в середине июня. И вообще все почти места на трибуне распроданы, в отличие от всех остальных. Т3 с наших мест хорошо видно, в пятницу-субботу там сидело всего несколько десятков человек, только на гонку заполнилось примерно две трети. А наша трибуна постоянно бурлила!

И что хочу сказать. Для настоящего фаната свободные практики — кладезь удовольствия! Машин на трассе мало, проезжают чаще всего по одной и в разных режимах. Когда едет толпа, звук сливается и ничего не понятно. А по одной — и рассмотришь и расслушаешь как надо. Довольно быстро выяснилось, что, например, у Хааса звук кардинально отличается от остальных команд. Тонкий визг, будто заходящий на посадку истребитель. Как, почему — тот же движок, что и у красненьких? Но потом уже всегда отличал, когда к нашему повороту подъезжает «американская» команда. А Феррари после выхода из поворота, на прямике, всегда издавали металлический скрежет — видимо, переключалась передача.

Что ж, насмотрелся за полтора часа на машинки, кто как наш поворот проходит, намахался руками, когда проезжали Сироткин на Вильямсе и Маркелов на Рено. Кончилась практика. И тут смотрю — на медальной площади, на вчерашней сцене что-то происходит (прямо с наших мест её видно). По сцене ходит вчерашний дурачок в белой рубашке, что-то говорит (с трибуны, конечно, не слыхать), внизу народ немножко собирается. Ладно — до следующих заездов ещё долго, дай, думаю, схожу. Дошёл до сцены, а там уж и Виталий Петров нарисовался, снова со зрителями беседует. Оказалось, автограф-сессия пилотов GP-3! И народу почти нет, может, человек сто пятьдесят. Встал в первую попавшуюся очередь, хотя особо ни на что не рассчитывал. Выходят! Сразу семеро.

Еле влез))
Еле влез))
Татьяна Кальдерон
Татьяна Кальдерон
Ну, и Виталий!
Ну, и Виталий!
Знал на тот момент только Никиту Мазепина, его, конечно, Виталий вывел к краю, довольно долго разговаривали, задавали вопросы. Остальные бедолаги сидели за столом, скучали. А это были: в итоге выигравший чемпионат Антуан Юбер, Джулиано Алези, Педро Пике, Татьяна Кальдерон, Хуан Мануэль Карреа и Леонардо Пульчини. Это сейчас я всех знаю — тогда знал только Никиту, ну, и про младших Алези с Пике слышал, а уж от девчонки вообще обалдел. Усадили и Никиту, стали народ запускать.
Процедура та же, но теперь пускали со всех проходов по очереди, тоже по 10-15 человек.
Все весело пробегали вдоль стола и крепко задерживались в конце, где стоял Виталик. Охрана периодически шумела и гнала всех, Виталик за нас заступался. Всего во второй группе с нашей загородки и я попал. Удалось щёлкнуться с Никитой и Татьяной, правда, сложности с идентификацией автографов: тут всё попроще, ни у кого никаких фоток не было (ну, если только кто купил подарочный фотоальбом за штуку (или полторы? — не помню уже), продававшийся на каждом повороте, там были фотки всех гонщиков всех чемпионатов — и пара человек давали его, чтоб ребята на своих физиономиях расписались), поэтому пихали просто развёрнутую программку с билета. Так что я теперь счастливый обладатель автографа последнего чемпиона GP-3 (для тех кто не в курсе — серия преобразована слиянием с европейской Формулой-3, где гонял сын Шумахера Мик, и наш Роберт Шварцман, и теперь стала одна Формула-3 — решение жутко спорное, но так уж есть), автографа Никиты, а он себя ещё непременно покажет, и очень надеюсь, доберётся и до королевских болидов, автографа сына Жана Алези, к сожалению, идущего по стопам отца в плане выбора неверных решений — но, наконец, в 2019-м всё таки попавшим в Формулу-2. Ну, ещё один из многочисленного гоночного клана Пике (к стыду, даже не помню, кто он двукратному чемпиону — племянник?), и удивительно обаятельная колумбийская гонщица (только позже узнал, что ей уже 25 лет — выглядит, как старшеклассница!), в межсезонье попробовавшая силы уже, похоже, во всех чемпионатах, и таки попавшая в Формулу-2. А в Сочи она набрала очки в обеих гонках, и сезон закончила всё-таки не на последнем месте. А ближе к выходу со сцены стоял улыбающийся Виталий Петров! И вот у меня на билете автограф первого российского гонщика Формулы-1, а в телефоне — фотография с ним в обнимочку! Даже не думал, что такая, в общем-то, ерунда может доставить такие эмоции! Со звоном в ушах спустился со сцены, обошёл и вернулся назад. Ребята уже заканчивали — у них скоро квалификация, пора, а вот Виталик задержался. Народ с площади сбежался, кто-то и на автографы не успел, хотя, кажется, прошли все, кто стоял.
И Виталий снова, как вчера, спустился вниз и
раздавал автографы всем, кто дотянется. Я, опять особо ни на что не рассчитывая, встал с краюшку — чё, у меня вон его автограф, на билете! А Виталий как-то в мою сторону пошёл, всё ближе и ближе, вот совсем рядом. Гляжу, ему кто-то кепку тянет. Расписывается-то он своим маркером, где угодно видно будет. Ну, и я свою кепочку сорвал — автографов мало не бывает! И в довесок к уже имеющемуся — на тебе, автограф Петрова на бейсболке!

Оставшийся день — вторая практика Формулы-1, практика и квалификация Формулы-2 и квалификация GP-3 (вот где ушкам досталось!) почти безвылазно просидел на трибуне, периодически снимая и горделиво рассматривая свою резко подорожавшую кепочку и разворачивая программку с автографами пилотов, пытаясь угадать, где чей.

В семь вечера в кафе на набережной, практически напротив «Фишта», в десяти минутах ходу, началась встреча, организованная сообществом «Самые слики» — это ютуб-канал с одноимённым названием и группа единомышленников. Было очень круто и весело. Есть видеоотчёт на канале. Ну, а я там заимел ещё один автограф: самого главного сликовца, единственного и неповторимого Витоса!

Я и Витос
Я и Витос
Самые настоящие маршалы!
Самые настоящие маршалы!

День третий (29 сентября, суббота)

Этот день намечался самым длинным и интересным: с утра тайная автограф-сессия Сироткина, сразу за ней автограф-сессия Попова, затем третья тренировка Формулы-1 и следом квалификация, ближе к вечеру первая гонка Формулы-2, а затем концерт БИ-2. Это моё личное расписание: пришлось выбирать — смотреть первую гонку GP-3 и идти на автограф-сессию пилотов Формулы-2 или попытаться взять автографы Сироткина и Попова, потому что, блин, всё это происходило одновременно в разных концах автодрома. Вооруженный вчерашним опытом я вполне
себе рассчитывал на удачу. Про то, что Попов будет раздавать автографы в автомузее в 11.30 я узнал на сликовской встрече, а про Сироткина пару раз показали рекламу на экранах во время квалификаций. Минимум информации: «Автограф-сессия, суббота, 10.20, F1-Store, главная трибуна.» Предположил, что где-нибудь перед Т1 или главной трибуной поставят столик или сценку и Сергей там будет. Приехал на автодром еще до десяти. Нарезал несколько кругов — нигде ничего, скоплений народа особых нет, волонтёров спрашивать бесполезно, никто ничего не знает. В 10.20 уже в отчаянии бежал вдоль палаток у главной трибуны — и вот он, Сергей Сироткин! Стоит в магазинчике F1, с краю ему выгородили местечко, где продукция Вильямс, и он заместо продавца. Волонтёрше, которая там типа командовала, нужно бы по голове настучать. Она всем говорила — покупайте что-нибудь у Вильямса, и Сергей там распишется. Ну да, бейсболки 3500, футболки 5000 и т.д. А рядом заборчиком выгороженная очередь, тоже туда. Там люди просто стоят. Спрашиваю — а тут чего? Она — ну, типа тоже за автографом, но там ничего не дадут. Пометался немного, покупать кепку жаба душит (а люди подходят, берут, и их пускают за заборчик, к Сергею), но гляжу, из второй-то очереди тоже заходят. Потому что кепки и футболки, ну, двое-трое покупают, и они без очереди, а остальные так идут постепенно. А в очереди-то всего человек пятьдесят! Никто ж ничего не знает, кто-то вот скопился сразу, а другие мимо проходили, да Сироткина узнали и подошли. Короче, встал в «бесплатную» очередь, ещё повредничал, этой дезинформаторше помешал — кричал подходящим, что необязательно ничего покупать, занимайте очередь скорее, пока шансы есть. Время-то идёт! А у пилотов всё чуть не по минутам расписано. И действительно, за мной ещё человек тридцать встали, и заборчик закрыли. Вот тут я успокоился — значит, мы-то точно пройдём. Сергею, правда, фоток не выдали для росписей, кто что давал, он там и отмечался. Так что у меня на программке рядом стало два автографа — Петрова и Сироткина.

Ну, теперь, когда я перевыполнил все свои ожидания в несколько раз (в принципе, когда ехал в Сочи, рассчитывал и надеялся получить только автограф Попова — а оказалось, что его-то сложнее всего!), осталось исполнить последнюю мечту.

К Попову последние годы в формульном сообществе почему-то чаще негативное отношение. И звезда-то он, и ерунду мелет, и переводит неправильно. Нет, я Попова очень уважаю и люблю. Что бы ни говорили, а именно этот человек привлёк к королевским гонкам подавляющую часть болельщиков. Конечно, были и другие — и Ческидов, и Потехин, и особенно парочка Каминский-Кабановский (навсегда запомню их перлы: «Сейчас мы видим, как собирают обломки Шумахера» и совершенно бесподобное «А первым на трассу выезжает Фелипе Масса! Я вам даже больше скажу, это Кими Райконнен!»). Но Попов — первая фамилия, которую все называют, когда говорят о Формуле-1. Это первый русский в Формуле!

Вот и по поводу автограф-сессии, организованной в автомузее, вылилось куча г..адостей. Типа пришлось за пятьсот рублей билет в музей покупать, а внутри ещё и книжку за тысячу, потому что ОН только в книжках расписывался! Да блин!!! Да почему он вообще кому-то что-то должен?? Он работать приехал! У него график! Он должен успеть и квалификацию с гонкой откомментировать, и сюжет для Матча снять (а предварительно подготовить!) — а при этом ещё и узнавать, что происходит вообще (на минуточку, а что Квят в ТороРоссо поедет — в Сочи объявили!).

Да тупо пожрать когда-то и где-то надо! И он сам потом говорил, что совершенно невозможно было просто перемещаться по автодрому — люди везде его узнавали, хватали, фотографировались, просили автографы и т.д. Сорок минут шёл от главного входа до трибуны! И никому не отказывал. Вот и в музей он пришёл на полчаса раньше — а толпа уже стояла сумасшедшая! Думаю, человек пятьсот. Но стоять, опять же, весело. И с соседями болтаешь — событий-то уже много произошло, есть чем похвастаться, и по сторонам головой крутишь — музей же, очередь вдоль экспозиции двигается. А я, паразит этакий, и тут умудрился урвать аж два автографа! Отстояв первую очередь, сунул книжку и сделал фотку, обрадованно отошёл — и беда! Кадр смазанный получился. Тут же крутанулся, встал второй раз — а очередь уже ооочень убавилась, все пришли ко времени и спустя полчаса уже было совсем мало народу. И теперь у меня в книжке Попова два его автографа, на разных страницах, и, конечно, фотка!

Побродив ещё по музею, окончательно выдохнув и пересмотрев своё неожиданное богатство, поспешил на трибуну — третья практика, а потом и квалификация.

В этот день было ещё одно событие, затмившее вообще всё, что произошло до и после. Первая гонка Формулы-2.

Старт Формулы-2, Маркелов уже обогнал троих
Старт Формулы-2, Маркелов уже обогнал троих
А там в российской команде Russian Time ездит российский пилот Артём Маркелов (он даже должен был придти на сликовскую встречу в кафе, но из-за накладок графика не получилось). Квалификацию вчера он провалил и стартовал последним. К нашему повороту уже отыграл несколько позиций и прямо в повороте обогнал ещё кого-то. И началось! Каждый раз, проезжая под нашей трибуной, он кого-нибудь обгонял, и к шестому кругу стал первым! И каждый раз вся наша трибуна вставала на дыбы! Орали так, что у меня жена прибежала с медальной площади, где сидела попивала кофеёк. Говорит, там народ недоумевает, что тут происходит? Артём потом говорил где-то, что и вправду слышал наши крики, и это была совершенно потрясающая поддержка. Таких эмоций, такого накала, такого единства я не испытывал нигде и никогда! Это был сумасшедший прорыв, и если бы не произошедшая коллизия — Артём непременно победил бы!
В родном гран-при, стартовав с последнего места! Но. В машине у него не работало радио (это ж младшая формула, там всё как у людей, вечно что-то ломается). Без связи с боксами он запутался в табличках и заехал на пит-стоп раньше, чем его ждали. И механики проиграли ему гонку, продержав в боксах чуть не пятьдесят секунд. Это было кошмарное разочарование.

В тот вечер был ещё концерт БИ-2, потом включили поющий фонтан. Самый длинный, эмоционально наполненный день.

Кстати, с фонтаном связана интересная история. На набережной, куда мы ходили на море, как раз налаживали и готовили к открытию такой же, конечно, во много раз меньший по размеру. И в воскресенье его торжественно открывали, в присутствии мэра Сочи, итальянцев-строителей и т. д. Так вот — пока его опробовали, и после открытия, короче, мы всю его «программу» несколько раз видели — и он намного лучше хвалёного олимпийского. Там только размеры и громкость. Совершенно бессвязные всплески и всполохи. А маленький собрат на удивление органично брызгает и моргает под музыку. Будете в Сочи — непременно посетите!

День четвёртый (30 сентября, гонка)

Конечно, фанам давно известно — гонка в Сочи чаще всего самая скучная в сезоне. Это особенность трассы, где, кроме второго поворота (нашего! — как я теперь его называю, возле «нашей» трибуны), больше практически негде обгонять. Лучше всех её потроллил великолепный Фернандо Алонсо: когда всем пилотам раздали схемы Сочи-автодрома и предложили нарисовать, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы улучшить трассу, сделать её более обгонной и интересной, он просто начертил овал!

Этот забег в трансляцию не попал
Этот забег в трансляцию не попал
Да, в Формуле-1 на гран-при Сочи редко бывает что-то захватывающее. Но теперь сюда приезжают младшие формулы!
Парад пилотов
Парад пилотов
А вот там гонки по-настоящему сумасшедшие! Жаль, из-за автографов Сироткина и Попова я пропустил первую гонку GP-3, а во второй Никита сошел, разбив машину. Но было две гонки Формулы-2 — первая по накалу страстей превосходит любую гонку из старшего чемпионата, а во второй наконец пошёл дождик! На нашей трибуне это был просто тропический ливень. Минуты три. Как часто, сидя на диване, глядя скучную гонку по телевизору, я повторял: «Хоть бы дождик пошёл!» М-да, сидя на трибуне без навеса, испытываешь совсем другие чувства. Пригодился таки дождевик из рюкзака.

Вообще, сидя на трибуне, гонку, по большому счёту, не видишь. Да, по экранам идёт трансляция, то, что видят телезрители — но, во-первых, там наложена какая-то другая инфографика, вообще не показывают отрывы машин друг от друга, только первые 12 мест, а дальше гадай сам, вообще мало понятного. Комментатора не слышно, да и времени особо на экран смотреть нет. Я, приехав домой, смотрел и квалификацию и гонку в записи. На трибуне сидишь ради атмосферы. Толпа народа, все орут, каждые несколько минут над головой пролетает вертолёт, внизу по проходам разъезжают маршалы на скутерах, технические машины катаются, маршалы выбегают на трассу подбирать обломки, каждые несколько секунд внизу проносится очередной болид — вот проехали лидеры, вот разрыв до второй группы, вот Форс Индия в очередной раз поменялись местами, вот Хаас засвистел, вот Алонсо, а где наш Сироткин? После вылета Гасли (я узнал, что это был Гасли, только после гонки! — номер не успел рассмотреть, и был уверен, что исполняет Хартли — они же оба сошли после нескольких кругов) вроде только перестало жжёной резиной вонять, только выдохнул, глянул на экран, а уже 35 круг! И так до самого конца. Нет, братцы, мне плевать, что по телевизору гонка скучная (она действительно была скучная, подтверждаю, я же её два раза видел!) — на трибуне совсем не то!

На удивление лёгкое!
На удивление лёгкое!
Остался только автограф Квята!
Остался только автограф Квята!
Самая главная очередь
Самая главная очередь

Короче, на этот наркотик я подсел плотно. В этом году «главное событие осени» намечено на 26-29 сентября, и я там непременно буду, в кепке с автографом Петрова и в недавно купленной майке с фоткой первой победы Шумахера в Спа-1992!


Статья написана 2 марта 2019 г. 15:42

Какая-то катастрофа с чтением. Дома не удаётся почитать вообще, всё что-то находится. Читаю только на дежурстве, а это пятьдесят, максимум сто страниц раз в четыре дня. В итоге за весь февраль — полтомика Мастера Ужасов (другого:-))

  Говард Лавкрафт. "Зов Ктулху"

Музыка Эриха Занна

Автор мастерски использовал ход, почти забытый нынешними киношниками ужастиков — не показывать то, что страшно. Нужно самому представить, что это было. Что делал Занн своей музыкой — отпугивал кого-то или привлекал невольно, как это срабатывало. Да что там было вообще, в этой темноте?! А страшно! Замечательный рассказик.

Картина в доме

Довольно невнятная и скучноватая зарисовка про людоеда.

Селефаис

Куранес во сне находит город своей мечты и окончательно уходит в него.

Рок, покаравший Сарнат

Замечательная притча о страшных событиях на заре человечества. О загадочных существах, некогда строивших чудные города и давших толчок к развитию древних племён. О тысячелетнем проклятии, в одну ночь уничтожающем могущественные цивилизации.

Белый Корабль

Смотритель маяка садится на загадочный корабль и уплывает в свои грёзы...

Храм

Самый первый рассказ Лавкрафта, прочитанный мной давным-давно.

Если бы не раздражающее, шаблонное и навязчивое повторение о «высшем германском духе», «прусской стойкости» и описание неправдоподобных, даже театральных, действий капитана субмарины — несомненная десятка. А так, ради конъюнктурного высмеивания тогдашнего военного противника немного подпорчено общее впечатление от замечательной истории.

А история не только о том, как затонувшая с несколькими выжившими подлодка во время дрейфа натыкается на развалины Атлантиды. Весь рассказ щедро приправлен фирменным лавкрафтовским ужасом — вот загадочная статуэтка вызывает необъяснимый страх у команды, вот тонущую лодку пугающе сопровождает стая дельфинов, посторонние звуки, таинственный свет — м-мм... Всё, как надо!

Шепчущий во тьме

Здесь «лавкрафтовский» хоррор разворачивается во всей своей красе. Древние подземные враждебные боги, Ктулху, «Некрономикон» (да за одно изобретение этой книги Лавкрафту нужно ставить памятник — как я обожаю издеваться над невеждами, описывая сей труд безумного араба — а они поддакивают: «да-да, слышали, читали!»).

Но, в очередной раз перечитывая приключения незадачливого эсквайра и бедолаги Экли, я вдруг поймал крамольную мысль — а почему эти розовые крабовидные пришельцы именно враждебны? Да, они омерзительны на вид, отвратно пахнут и жутко разговаривают — но что плохого они делают людям, которые их не беспокоят? Ничего. Они могут завоевать всю Землю, по их словам — но не хотят этого. А уж уровень их знаний и техники далеко за даже нынешними нашими пределами. Почему принудительная изоляция тех, кто вольно или невольно раскрыл факт их пребывания на нашей планете — это плохо? Они же не убивают этих надоедливых аборигенов — а возятся с ними, даруют чуть ли не бессмертие, берут с собой в многочисленные путешествия по Вселенной, раскрывают все известные им тайны мироздания. Не их вина, что эти тайны ужасны и «богохульны». Настоящий исследователь душу бы продал за такое. Хм-м...


Служитель зла

Маленькая зарисовка об очередном злобном «вызывателе» демонов.

Зов Ктулху

А сейчас нас вплотную подведут к маленькой дверце в дальнем тёмном углу заброшенного парка позади мрачного пустынного замка. Дверца криво висит на развалинах древнего склепа и покрыта непонятными пугающими знаками. А за ней непроглядный мрак, в котором завывает то ли ветер, то ли неведомое чудище и слышны далёкие вопли: «Пнглуи мглунафх Ктулху Р'лайх угахангл фтагн». И теперь уже неважно, рискнёте вы приоткрыть эту дверцу или нет — скоро она сама слетит со своих ржавых петель и то, что «не мертво и пребывало в вечности», как сказано в «Некрономиконе», яростно вырвется в наш мир. Ктулху фтагн!

За гранью времён

И ничуть не страшно!

Автор привычно пытается нагнать своего фирменного ужаса, но здесь это выглядит излишним и даже иногда надуманным. Ну что может быть «дикого и богохульного» в изображении города с чуждой архитектурой и непривычного вида жителями? Что именно жуткого в обмене разумами? Да, трудно понять и принять, получив неопровержимые доказательства, что ты побывал в мезозое в другом теле, но пугающего в этом я не вижу.

А в остальном — замечательная фантастическая повесть. Не читал справочной литературы и не могу утверждать, что именно Лавкрафт первым придумал такую возможность, как перемещение сознания на миллионы лет, но, хотя бы по году издания можно судить, что был он одним из первых. В последующем народилось целое направление, в итоге выродившееся в нынешних «попаданцев», но в своё время немало книг на эту тему пополнило золотой фонд фантастики.

И, конечно, очередное обращение автора к любимой своей идее, многократно встречающейся в его творчестве — Великие Древние.

История «Некрономикона»

Вот оно — самое знаковое изобретение Лавкрафта! Собственно, это и не рассказ вовсе, а эссе с набором технических подробностей: «написано около 700 года н.э., переведено на греческий в 950-м» и т. п. Можно не читать, как вовсе необязательно «любоваться» «Чёрным квадратом» Малевича — достаточно просто знать, что ЭТО появилось и отныне есть!

Загадочный труд безумного араба Абдула Альхазреда. Книга, сводящая с ума прочитавшего её, рассказывающая о древних богах и расах, живших задолго до человечества, повествующая о Ктулху и Йог-Сототе... Книга, многократно запрещённая и сожжённая, но до сих пор тайно хранящаяся в некоторых библиотеках и коллекциях, бережно охраняемая от чужих глаз служителями жутких культов. Книга, придуманная Лавкрафтом, но обретшая отдельную жизнь от его произведений и отныне множество недалёких людей уверены, что она действительно существует!

«Вам посчастливилось получить копии жуткого и отвратительного «Некрономикона». Это латинский текст, напечатанный в XV веке в Германии, греческая версия, изданная в Италии в 1567 году, или испанский перевод 1623 года?» Это из письма Лавкрафта друзьям. Великий мистификатор, восхитительная провокация!

Кошмар в Ред Хуке

Не понравилось. Какая-то невнятная страшилка о древних культах в подвалах Нью-Йорка.

Перевоплощение Хуана Ромеро

Короткая, маловразумительная история о том, как в шахте потревожили древних индейских богов.

Зверь в подземелье

Маленький и действительно страшноватый рассказик о заблудившемся в пещерах.

Серебряный ключ

Путешествия во сне, пространстве и времени — загадочные, захватывающие, и, как всегда у Лавкрафта — пугающие.

Врата серебряного ключа

Продолжение рассказа «Серебряный ключ», объясняющее все недомолвки и непонятности. Написано уже гораздо лучше первого, но финальный твист — какой-то надуманный, будто автору надоела эта история и захотелось её хоть как-то побыстрее закончить. (М-да, в рассказе о перемещениях во времени и пространстве посредством серебряного ключика считать невероятным такое же неожиданное перемещение при помощи больших напольных часов — так себе претензия)

Цвет из иных миров

Это вам не уэллсовские марсиане с треножниками — это то самое вторжение непонятно чего неведомо откуда. Благодаря кинематографу невероятно развитая тема. Да и в литературе немало именитых авторов отметилось. Причём враждебность пришельцев вовсе неочевидна — автор делает намёки, что нечто потерпело катастрофу и просто пыталось набраться сил, чтоб улететь обратно.





  Подписка

Количество подписчиков: 11

⇑ Наверх