Михаил Минц: "Завершена работа над онлайн-библиотекой отсканированных российских газет периода Первой мировой и Гражданской войн (1914–1922). Проект реализован совместно с Российским историческим обществом и фондом «История Отечества». На первом этапе будут экспонированы более 200 газетных изданий с перспективой дальнейшего, по мере подготовки материала, расширения экспозиции"
Текст новости:
"ИНИОН РАН совместно с «Фондом Истории Отечества» предлагает всем интересующимся историей России онлайн-экспозицию газет, отражавших жизнь десятков регионов России от западных границ до Дальнего Востока в период Первой мировой и Гражданской войн (1914-1922 гг.). На первом этапе будут экспонированы более 200 газетных изданий с перспективой дальнейшего, по мере подготовки материала, расширения экспозиции. Представленные издания являются достойным вкладом в проекты Российского Исторического Общества «100-летие Первой Мировой Войны» и «100-летие Гражданской войны в России 1917-1922 гг.»"
В Российской государственной библиотеке начала работу новая выставка, на которой вас ждёт Она.
Библия Гутенберга в мире книг — как «Джоконда» в мире живописи: миллионы людей знают о ней, это не просто артефакт, это символ начала новой эры. А увидеть самую первую печатную книгу порой сложнее, чем «Джоконду».
Впервые за много лет наши посетители смогут рассмотреть экземпляр «сорокадвухстрочной Библии» из РГБ — уникальный, невероятно ценный, отпечатанный Иоганном Гутенбергом на пергамене, переплетённый в два тома, украшенный цветными рукописными инициалами с использованием золота, орнаментированными рамками и миниатюрами, повторяющий всю роскошь рукописных книг.
Вместе с Библией будут представлены инкунабулы — так называют книги, изданные до 1500 года, работы последователей и конкурентов Гутенберга. Рядом разместятся рукописные книги из собрания Российской государственной библиотеки.
Специалист по средневековой английской литературе и истории английского языка Леонард Нейдорф (Leonard Neidorf), ныне работающий в Нанкинском университете, совместно с коллегами из Гарвардского и Техасского университетов при помощи компьютерного анализа текста подтвердил гипотезу о том, что у древнеанглийской поэмы «Беовульф» был только один автор.
Эпическая поэма о великом воине по имени Беовульф была создана в VII – VIII веках и сохранилась для нас благодаря единственной уцелевшей рукописи X – начала XI веков. Рукопись, сохранившая для нас текст англо-саксонской поэмы — Cotton Vitellius A.xv — принадлежала известному антиквару сэру Роберту Брюсу Коттону (1571—1631), на основе коллекции которого и возник рукописный отдел Британского музея, затем ставший Британской библиотекой. Поэма рассказывает о битвах Беовульфа с разоряющими Данию чудовищами. В финале герой побеждает дракона и умирает от полученных ран. Поэма «Беовульф», насчитывающая 3182 строчек, является самым обширным сохранившимся текстом на древнеанглийском языке.
Долгое время длится спор ученых о том, был ли «Беовульф» создан одним автором или он представляет собой результат творчества нескольких средневековых поэтов. Некоторые исследователи считали, что авторов было как минимум двое и что две части «Беовульфа» (в первой он побеждает Гренделя и его мать, во второй – сражается с драконом) сочинили разные люди. Другие ученые, среди которых был, например, Джон Толкин, склонялись к версии о единственном авторе. Нейдорф и его коллеги применили для поиска ответа на этот вопрос современные вычислительные алгоритмы и пришли к выводу о единственности автора «Беовульфа».
В исследовании был проанализирован не только текст «Беовульфа», но и весь корпус англосаксонской поэзии, например, эпические поэмы на христианскую тематику «Андрей» и «Елена». В отношении «Беовульфа» в первую очередь интересна возможность определить стилистическую однородность текста, что может указывать на принадлежность его одному человеку или же, в случае обнаружения фрагментов с разными характеристиками – на существование нескольких авторов. Для этого обычно используют подсчет различных единиц текста: отдельных слов (чаще служебных и местоимений), сочетаний слов, а также распределение частей речи, определенных синтаксических структур, слов и выражений, имеющих ту или иную эмоциональную окраску и так далее.
Стилеметрический анализ убедил авторов исследования, что «Беовульф» был сочинен одним человеком: по нескольким характеристиками текст поэмы демонстрирует однородность. Но личность автора остается загадкой. По словам одного из исследователей, Мэдисона Кригера (Madison Krieger), мы можем сейчас утверждать лишь, что автор «Беовульфа» жил в первой половине VIII века и писал на мерсийском диалекте древнеанглийского.
Также авторы нашли аргументы для ответа на еще один вопрос, давно занимающий исследователей древнеанглийской поэзии – об авторстве поэмы «Андрей». Статистика указывает, что им мог быть англосаксонский поэт Кюневульф, известный как автор четырех текстов: «Елена», «Христос» («Вознесение»), «Юлиана» и «Судьбы апостолов». Эти поэмы были отмечены в рукописях руническими символами его имени. Еще восемь текстов, включая «Андрея», близки к этим четырем, но авторство их в манускриптах не указано. Споры ученых о том, принадлежат ли тексты «группы Кюневульфа» этому автору или они были написаны подражателями Кюневульфа, ведутся с XIX века.
Исследование опубликовано в журнале Nature Human Behavior.
Действие фильма начнётся через год после событий, показанных в предыдущей ленте — «Звёздные войны: Последние джедаи». Заключительная часть трилогии, продолжающей легендарную космическую сагу Джорджа Лукаса. Последняя битва нового поколения джедаев с темной стороной Силы.
***
• Режиссер: Джей Джей Абрамс
• В главных ролях: Лупита Нионго, Марк Хэмилл, Оскар Айзек, Адам Драйвер, Кери Рассел, Донал Глисон
• Дата выхода в РФ — 19 Декабря 2019
Глава Disney Боб Айгер заявил, что после выхода Star Wars: Episode IX в декабре текущего года, кинофраншиза уйдет в отпуск, а вселенную Звездных Войн будут развивать с помощью ТВ-сериалов
Встреча с писателем-фантастом Дмитрием Емцом в магазине Библио-Глобус 29 марта 2019 г.
Его произведениями зачитываются дети самого разного возраста, а суммарный тираж книг превысил 5 000 000 экземпляров. На книгах Дмитрия Емца выросло целое поколение читателей, у которых сейчас свои дети и которые с удовольствием покупают его книги.
На встрече Дмитрий рассказал о своих новых сериях и книгах, а также ответил на вопросы о своем творчестве.