Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Samedy» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 января 2021 г. 21:23
Внимание! Рецензия раскрывает сюжет произведения.
Майк Флэнаган. Призраки усадьбы Блай

***

Возникает справедливый вопрос: как эту сюжетную дихотомию перенести на экран? Очевидно, что просто экранизированная слово в слово повесть не даст того же эффекта, что и оригинал – нужно придумывать какие-то художественные экранные средства, чтобы показать двойственность сюжета. Чтобы подвергнуть сомнению и существование призраков, и психическое здоровье рассказчицы.

На первый взгляд (опять), сериал «Призраки поместья Блай» совершенно отказывается от дихотомии. Нет никаких сомнений (и никаких спойлеров) в том, что эти призраки точно существуют и точно представляют опасность. В героине сериала нет ни капли нервозности, параноидальности и агрессивности ее книжного прототипа: она, напротив, даже отгоняет от себя мысли о сверхъестественном, не прислушивается к словам и намекам своих воспитанников, везде ищет рациональные объяснения. Словом, Дэни – это именно та девушка, которую безуспешно пыталась изобразить в своем дневнике неназваная гувернантка из оригинальной повести.

Сериал старательно обходит все острые углы «Поворота винта». Полностью уничтожены намеки на то, что дети подвергались насилию со стороны своих прошлых наставников. Питер Квинт при жизни не проявлял никакого интереса к детям, а его любовница – мисс Джессел – и вовсе стала положительным персонажем, проявляющим искреннюю заботу о воспитанниках.

В любовной связи Квинта и Джессел тоже больше нет ничего предосудительного: они показаны людьми примерно одного класса и уровня, да и сословные времена давно остались в прошлом. Спорные слова и фразы из повести создатели сериала трактуют буквально: призраки хотят «завладеть детьми» – то есть, вытеснить их разум из их тел и самим вселиться в эти тела, чтобы воскреснуть. Слово «погубить», обозначавшее в оригинале скорее гибель моральную, чем физическую, теперь значит исключительно физическое уничтожение: призраки погубят детей – значит, призраки убьют детей. И все.




Статья написана 5 января 2021 г. 21:32
Внимание! Рецензия раскрывает сюжет произведения.
Генри Джеймс. Поворот винта

Каждый из нас знает хотя бы одну или две истории про маньяков, которые убивали людей, потому что так им велели голоса в голове. Повесть Генри Джеймса «Поворот винта» — не одна из таких историй. На первый взгляд.

Можно понять «Преступление и наказание», ничего не зная о Достоевском. Можно читать рассказы Чехова без сносок и исторических справок. Но совершенно невозможно оценить всю глубину и изящество «Поворота винта», не прочитав вступлений и комментариев к нему. Более того: велика вероятность, что прочитав повесть без подсказок, вы так и не заметите подвоха. Хитрый автор легко обведет вас вокруг пальца и оставит на самом верхнем уровне восприятия, где действительно не так много интересного.




Статья написана 4 октября 2020 г. 20:30

После просмотра я чувствовал неприятную скованность – было неуютно ходить по квартире и в принципе двигаться.

Мастер монтажных работ, 22 года




Статья написана 25 августа 2016 г. 20:44

Все изменилось в Датском Королевстве. Теперь это не могущественная страна, а госпиталь в Копенгагене, и заправляют им не кровожадные короли, а старшие врачи, которые, впрочем, тоже запачканы кровью. Единственное, что остается неизменным, — это ощущение приближающейся катастрофы, о которой возвещают призраки предательски убитых людей. Врачи и пациенты, зависшие между двумя мирами, просто не замечают, как все, что было им дорого, катится в потустороннюю бездну, открывшуюся в самом сердце датской науки.

В 1995 году, через год после выхода первого сезона «Королевства», Ларс фон Триер и компания создают весьма претенциозный манифест под названием «Догма 95». Документ провозглашает отказ кинематографа от всех технических новшеств в пользу предельной естественности. Создатели Догмы ударились в крайности, отказавшись от реквизита, дополнительного света и даже имени режиссера в титрах. Предельный минимум искусственности и наигранности, уход от индивидуального кино должны были создать кинематограф будущего, но почему-то так толком и не выстрелили. И все-таки Ларс фон Триер и Томас Винтерберг смогли стать уникальными авторами. Возможно, потому что решили сделать Догму более жизнеспособной, «причесав» тот ее вариант, который мы можем наблюдать в «Королевстве».

Любой синопсис этого сериала напоминает нам о среднестатистических американских ужастиках, где главные герои-подростки попадают в заброшенные лечебницы, чтобы там умереть от рук всяких недобитых психопатов. Но Ларс фон Триер не станет размениваться на такие мелочи. Его призраки далеки от мысли убивать, его Зло не будет подкарауливать героев по углам с тупым ножом в руках, его персонажи не станут с душераздирающими криками убегать от произвольно движущихся предметов. Катастрофа Триера — это Апокалипсис, предсказанный двумя посудомойщиками с синдромом Дауна, это Конец света, который никто не замечает.

Пока что все выглядит весьма привлекательно, но что-то тревожит зрителя во время просмотра, что-то этот сериал ему напоминает. Хотя «что-то» — это, конечно, лукавство: очень сложно, увидев год выпуска «Королевства» и его синопсис, не воскликнуть: «Твин Пикс?». На это можно довольно справедливо возразить, что все драматические сериалы, вышедшие после творения Дэвида Линча, что-то переняли от «Твин Пикса», что это вообще не просто сериал, а целая революция (разумеется, в данном жанре). Но дело в том что сходство «Королевства» почти вызывающее, если не сказать насмешливое, хотя и довольно поверхностное. Ларс фон Триер взял форму, позаимствовал что-то из содержания, но изменил дух, по-другому расставил акценты. Как будто зритель берет конфету под названием «Твин Пикс», видит под оберткой «Твин Пикс», пробует уже нечто отличное от «Твин Пикса», а через пару минут после съедения и вовсе убеждается, что это была совсем другая конфета.

Тут, в первую очередь, следует вернуться к уже упомянутой Догме. Сериал Линча, при всей необычности сюжета, снят в привычно-аккуратной манере, с комфортными монтажными переходами, старательно выставленным светом и прочими операторскими приемами. Картинка радует глаз приятными цветами и плавностью, звуковое сопровождение радует слух умиротворяющим интершумом и мелодичными, таинственными композициями Анджело Бадаламенти, часть персонажей радуют душу своими милыми странностями и искренним оптимизмом. Линч здесь, как и абсолютное большинство других режиссеров, походит на героиню сартровской «Тошноты», которая пыталась сделать свою жизнь чередой идеальных моментов. Только лучшие ракурсы и композиции, только точнейшие экспозиции и правильнейшие мелодии. Чтобы ни происходило на экране, снято это должно быть идеально. Поэтому при просмотре Твин Пикса создается впечатление падения на мягкую перину, только вот в конце зрителя ждет толстое, хорошо заточенное, но довольно ржавое шило сюжета, которое может проникнуть глубоко под кожу зрителя, доставляя ощутимую боль и внося заражение в ткани тела. Но даже после этого смотрящий будет с эстетическим удовольствием наблюдать, как красиво его кровь пропитывает белоснежные простыни.

Никакого уюта в «Королевстве» нет, потому что зритель здесь предстает в роли шпиона или фетишиста, вынужденного подглядывать за персонажами. Отсюда и неровная съемка на ручную камеру, и огромные куски без смены планов, и крайне небрежные монтажные склейки. Но это не так сильно мешает просмотру, как можно себе (не без основания) представить: голова от знакомства с «Королевством» болит гораздо меньше, чем от сериала «Школа», да и вообще особенности съемки очень быстро отходят на второй план и перестают замечаться. Основной дискомфорт зрителю доставляют персонажи, ни один из которых (за исключением, разве что, парочки совсем уж второстепенных героев) не вызывает симпатии. Все они мелочные, или эгоистичные, или жуликоватые, или недалекие, или не в меру любопытные, или агрессивные, но чаще — всего по чуть-чуть. Самое неприятное — это то, что все эти малосимпатичные персонажи не пародия и не преувеличение, а самые обыкновенные характеры, которые окружают нас и которыми являемся мы сами. Разумеется, у них тоже есть свои странности, но они, в отличие от милых таракашек в головах героев «Твин Пикса», немного ужасают. Население «Королевства» либо пугающе бесстрашно, либо еще более пугающе близоруко: их не удивляют стоны призраков, загадочно растерзанные трупы и безобразно мутирующие дети. Разверзнувшийся в подвале ад их волнует значительно меньше, чем перспектива остаться без нескольких дополнительных коек, а падающие с неба самолеты вызывают меньше внимания, чем повестка из суда. Все происходящие в госпитале события в состоянии проанализировать только двое ребят с синдромом Дауна, что превращает и без того абсурдную ситуацию в какой-то чудовищный карнавал, который пытается притвориться обычной жизнью. Что-то подобное мог написать разве что Кафка, если бы решил придумать роман в духе Мэри Шелли.

Выходящий в конце каждой серии вежливый и любезный Ларс фон Триер (о, какое противоречие с Догмой) с изысканной жестокостью насмехается над всем, что показывает в своем сериале. Над фанатичной приверженностью науке и над увлечениями оккультизмом, над нетерпимостью и гуманизмом, над классическими приемами кинематографа и над зрительскими предпочтениями (вспомните фон, на котором господин режиссер произносит свои монологи). Но его финальные выходы балансируют между насмешкой и издевательством над зрителями. «О, господа, я вижу, что вы многое не поняли. Ничего, сейчас я все объясню так, что даже понятные вещи перестанут быть таковыми». Возможно, это и преувеличение, но ничего нового из туманных и общих фраз Ларса фон Триера узнать точно не удастся. В «Твин Пиксе», кстати, тоже можно усмотреть иронию: в образах всех агентов, начиная с Дейла Купера и заканчивая незабвенным героем (героиней?) Дэвида Духовны, есть какая-то насмешка над методами работы ФБР, но насмешка тонкая, беззлобная, воплощенная с симпатией к героям. Триер же играет на грани фола, он холоден, груб и беспощаден, поэтому его сериал, цепляющий сюжетом, не захватывает эмоционально. Сущность «Королевства» полностью воплощена в одном из его героев — резервном враче Йоргене Крогсхёе. Сериал получился таким же небрежно-брутальным, харизматичным и притягательным в начале и пугающе-бездушным в конце.

Главный вопрос, который задают все зрители, это: «Чем же все закончилось?». Действительно, концовка осталась открытой, да и сам режиссер планировал съемки третьего сезона, но, видимо, абсолютной необходимости в нем не было, раз господин фон Триер так и оставил сценарий нереализованным, несмотря на популярность сериала. В этот раз повторение истории «Твин Пикса» нам точно не грозит: ключевые актеры «Королевства» уже мертвы, возвращения через 25 лет не будет (хотя американцы и попытались снова вернуть к жизни доктора Оге Крюгера и компанию). Но, если подумать, нужно ли нам это продолжение? Финал «Королевства» — это открытие врат ада, причем как фигуральных (катастрофа в работе госпиталя), так и вполне себе реальных. В последнюю минуты живые герои сериала наконец встали лицом к лицу с потусторонним миром, им осталось только увидеть его, только протянуть руку. И вот, создав в конце некое подобие картины «Сотворение Адама», Ларс фон Триер прерывает своих героев и с неизменной любезной улыбкой желает нам всем приятного вечера. Шведский писатель Юн Линдквист в своем романе «Впусти меня» сказал, что весь смысл уже упомянутой фрески Микеланджело заключен в пустоте между пальцами Бога и Адама, в напряженном ожидании их соприкосновения. Может, и «Королевству» следует зависнуть на краю и бесконечно вглядываться в бездну, которая, вне всякого сомнения, уже давно следит за главным госпиталем Копенгагена.


Статья написана 4 августа 2016 г. 18:50

Этот фильм обвел вокруг пальца всех: ни люди, пришедшие в кинотеатр, прочитав синопсис, ни те, что были заманены пугающим трейлером, не нашли в полной мере того, что искали. И лишь преданные фанаты режиссера, Николаса Виндинга Рефна, могли смутно представить себе характер зрелища, которое им предстояло увидеть. Не так давно Питер Гринуэй в своем интервью отметил, что роль сценаристов в производстве фильмов непозволительно велика, что кинематограф должен идти по пути отказа от словесного языка в пользу языка визуального. Можно сказать, что автор «Неонового демона» в своей работе руководствуется именно этим принципом.

Но вернемся к синопсису, обещающему нам очередное произведение о том, как талантливый, но обделенный деньгами и связями житель провинции пытается вырвать себе место под солнцем. В лучшем случае похоже на что-то между «Тремя мушкетерами» и «Портретом Дориана Грея», в худшем — на нечто вроде среднестатистической российской мыльной оперы. Но постер и синопсис дышали какой-то неявной угрозой, от них тянуло сломом стереотипов, и трейлер только усилил это впечатление: в коротком ролике зритель увидел кадры, наполненные старым, добрым ультранасилием. Казалось, что фильм намерен сразу сорвать с себя маску, навязанную типичным сюжетом, и часа полтора катать зрителя на беспощадно-жестокой нео-нуарной карусели. Но, как уже было сказано, зрителю предстояло частично обмануться в своих ожиданиях.

Сюжет фильма движется намеренно условными, схематичными путями. Симпатичная провинциалка, попав в большой город, выясняет, что ее природная красота в мире высокой моды ценится даже не на вес золота, а, наверное, на вес родия, благодаря чему она, не успев съехать из дешевого мотеля, попадает в лучшие агентства, к лучшим фотографам и на лучшие показы. С той же стремительной удачливостью она знакомится с представителями этого дивного нового мира, которые очень скоро сходятся во мнении, что живой многообещающая девчонка им не очень-то нужна. Типичные герои, развивающиеся в привычных ситуациях по стандартной схеме, довольно быстро дают понять, что сюжет здесь глубоко вторичен. Режиссер, оператор, монтажер, специалист по свету — да, наверное, все в съемочной группе были заняты поисками ракурсов и световых решений, выставлением экспозиции, подборкой крупности планов. Каждая сцена должна кричать: «Я картина, я часть умопомрачительной выставки оживших полотен», и она кричит. Каждый кадр истекает глянцем, он стремится к самостоятельной художественной ценности. В общей динамичности фильма, в ритмичной пульсации цвета и музыки он остается статичным, как и полагается картине или фотографии на обложке журнала. И это буйство эстетики входит в свою наивысшую фазу где-то за полчаса до конца фильма: это уже ее грань, ее агония.

Визуальная привлекательность фильма начинает меняться в сцене после кастинга на модный показ: она будто заболевает, извращается, чтобы выйти на финишную прямую в облике брызгающей кровью эстетики безобразного. Последние полчаса предназначаются тем, кому понравился трейлер. Последние полчаса — это путешествие в царство первобытной жестокости. Законы человеческого общества отметаются, оставляя одни обнаженные, искаженные инстинкты. Мир моды, шагающий впереди планеты всей, создающий современность, ненавидящий вчерашний день, открывает свою истинную сущность — звериную свирепость и средневековое мировоззрение. Стены шикарных особняков, безукоризненная чистота студий и матовая голубизна воды в бассейнах скрывают кровавые предрассудки и бесчеловечные правила игры, забирающие несчетное число безымянных лиц с обложек. Но разве это интересует служителей неонового демона, к которым ежедневно приходят тысячи юных красавиц с большими мечтами и скромными талантами?

Удивительно, но в этом фильме, полностью строящемся на визуальной составляющей, действительно большую роль играли актерские работы. Важен был не только внешний вид персонажей, но и их эмоции. Представителям модной индустрии, коими являлись практически все герои фильма, предстояло выполнить сложную задачу: они должны были сыграть демонов, притворяющихся живыми людьми. От актеров, в особенности от Джены Мэлоун и Беллы Хиткот, до самой кульминации исходило только смутное чувство беды, заставляющее зрителей чувствовать себя параноиками. Не трудно догадаться, что после взрыва они разошлись окончательно, заставляя людей отворачиваться и уходить из зала. Не отстала от них по качеству перевоплощения и Эль Фаннинг. Ее неловкая провинциалочка и сходящая с ума от успеха начинающая модель действительно выглядят разными людьми, но самое удивительное — это процесс изменения, который нам заботливо и подробно показали создатели. Появление жутковатой ухмылки, изменение взгляда — это не то, что можно сделать с помощью хорошего оператора или визажиста.

В противовес Эль Фаннинг Десмонд Харрингтон смог сделать свой персонаж выразительным, полностью лишив его эмоций. Все эти нервные, сумасшедшие, кровожадные модели выглядят по сравнению с фотографом избалованными детьми, ведь он-то понимает, что в этом мире решает все. Понимает и явственно демонстрирует это всем окружающим.

Все люди, принимавшие участие в съемках, сошлись в желании снять не просто фильм, но прорыв, то, чего еще не было, поэтому актеры подчиняют общей идее движение каждого мускула своего тела, поэтому каждый кадр выглядит так, будто его выбрали из десятков вариантов. Но ритм всему действу задает музыка Клиффа Мартинеса. Были зрители, которые утверждали, что больше всего их пугало именно звуковое сопровождение: они могли спокойно смотреть на экран, но только зажав уши. Сцены делились на те, что завораживали какой-то гипнотической мелодией, и те, что шли практически без музыкального сопровождения. Первые не позволяли оторваться, вторые пугали, будоражили своими редкими, резкими звуковыми вставками. Вряд ли такой саундтрек захочется скачать и периодически переслушивать, но отдельные моменты из него не получится скоро забыть при всем желании.

Как ни избито это сравнение, но фильм похож на страшный сон. И многие посмотревшие действительно хотели верить в то, что это был лишь мимолетный кошмар. Кто-то выходил из зала, стараясь как можно скорее забыть то, что он только что увидел, и обещая себе ближайшую неделю смотреть только глупые комедии. Кто-то начинал придумывать альтернативные концовки, уверяя себя и спутников в том, что события последней части фильма — это страшное видение главной героини. Принять фильм целиком, без цензуры и изменений, поверить в возможность его выхода на экраны в наш довольно свободный век, оказалось довольно сложной задачей. Но, может, это и к лучшему.





  Подписка

Количество подписчиков: 5

⇑ Наверх