Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 14  15  16

Статья написана вчера в 12:54

Циклы иллюстраций к "Графу Нулину" у меня закончились. Посмотрим отдельные картинки разных художников из разных сборников.

1) Сборники пушкинских поэм, где по типовому плану каждой поэме отведено по одной начальной иллюстрации (оборот шмуцтитула). У меня таких сборников два: с иллюстрациями Ю.Иванова (1989) и В.Носкова (1983). Библиографии обоих сборников здесь: https://fantlab.ru/blogarticle54895

1.1) Ю.Иванов даёт на начальной иллюстрации обзор всех героев.

Поэмы. Худ. Ю.Иванов (1989)
Поэмы. Худ. Ю.Иванов (1989)
"Граф Нулин", Худ. Ю.Иванов
"Граф Нулин", Худ. Ю.Иванов

1.2) Носков рисует завязку: Наталья Павловна из окна увидела карету с графом.

Поэмы. Худ. В.Носков (1983)
Поэмы. Худ. В.Носков (1983)
"Граф Нулин", Худ. В.Носков
"Граф Нулин", Худ. В.Носков

2) Собрания сочинений, где нашей небольшой поэмке тоже посвящено по одной-две картинке.

2.1) Второй том из трёхтомника "Избранные произведения" (1949).

Стандартный формат, скромные чёрно-белые иллюстрации. Издание хоть и юбилейного года, но, видимо, рассматривалось как массовое. Здесь две гравюры гравёра М.Белова по рисункам В.Ладягина.

Избранные произведения (1949)
Избранные произведения (1949)
"Граф Нулин": заставка, Худ. Ладягин
"Граф Нулин": заставка, Худ. Ладягин
"Граф Нулин": концовка, Худ. Ладягин
"Граф Нулин": концовка, Худ. Ладягин

2.2) Однотомник "Сочинения" (1949).

Огромное "подарочное" юбилейное издание. Здесь цветная на отдельном листе роскошная иллюстрация художника В.Бехтеева. Этот художник у нас в первый раз встречается. На Фантлабе упомянут: https://fantlab.ru/art16350.

Сочинения (1949)
Сочинения (1949)
"Граф Нулин", Худ. В.Бехтеев
"Граф Нулин", Худ. В.Бехтеев

2.3) Однотомник "Поэзия" (1949).

Тоже "подарочный" огромный фолиант. Здесь две страничных на вклейках иллюстрации К.Рудакова.

Поэзия (1949)
Поэзия (1949)
"Граф Нулин", Худ. Рудаков
"Граф Нулин", Худ. Рудаков
"Граф Нулин", Худ. Рудаков
"Граф Нулин", Худ. Рудаков

2.4) Однотомник "Избранные произведения" (1959).

Большущий том, но уже не "подарочный" — сталинская эпоха закончилась. Здесь к поэме маленькие заставка и концовка (гравюры А.Гончарова). Загадочные картинки: концовка — это один-в-один рисунок Ладягина из трёхтомника 1949 года, заставка — композиция как у Ладягина из того же трёхтомника (хотя рисунок другой). Но авторство Гончарова обозначено и в самих книгах, и в каталоге-справочнике. Где-то в описании есть неточность.

Избранные произведения (1959)
Избранные произведения (1959)
"Граф Нулин": заставка, Худ. Гончаров (или только гравёр?
"Граф Нулин": заставка, Худ. Гончаров (или только гравёр?
"Граф Нулин": концовка, Худ. Гончаров (или Ладягин?)
"Граф Нулин": концовка, Худ. Гончаров (или Ладягин?)

3) Альбомы с образцами иллюстрированной пушкинианы (картинки из книг, которых у меня нет).

3.1. Альбом "Пушкин в изобразительном искусстве"(1937).

Здесь приведены две картинки К.Клементьевой. Этот цикл в хороших сканах есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/edition111308. Художница тоже хорошо представлена: https://fantlab.ru/art8609.

Картинки забавные, сатирические. Ну а раз сатирические, то не очень добрые. Мне кажется, у Климентьевой ярко отразился социальный заказ 1937 года: блудят баре и барыньки; хорошо, что добили. Как срез эпохи — очень характерно. Ну и на этом фоне понятно, какой эффект имела в 1959 году легкомысленная "оттепельная сюита" Кузьмина (https://fantlab.ru/blogarticle57531) — закончилась эпоха вульгарной классовой трактовки Пушкина. Тут и до "общечеловеческих ценностей" рукой было подать...

"Пушкин в изобразительном искусстве"(1937)
"Пушкин в изобразительном искусстве"(1937)
"Граф Нулин", Худ. К.Клементьева
"Граф Нулин", Худ. К.Клементьева

3.2. Альбом "Пушкин в изобразительном искусстве" (1961).

Здесь добавления к циклам, образцы из которых уже были: узловая довоенная картинка Клементьевой (Наталья Павловна взгромоздилась на соседа Лидина и рассказывает ему про приключение) и послевоенная нежная картинка Бехтеева (жаль, не цветная).

"Пушкин в изобразительном искусстве"(1961)
"Пушкин в изобразительном искусстве"(1961)
"Граф Нулин", Худ. К.Клементьева
"Граф Нулин", Худ. К.Клементьева
"Граф Нулин", Худ. В.Бехтеев
"Граф Нулин", Худ. В.Бехтеев

3.3. Альбом "Пушкин в русской и советской иллюстрации" (1987).

"Пушкин в русской и советской иллюстрации" (1987)
"Пушкин в русской и советской иллюстрации" (1987)

Здесь две картинки начала XX века "мирискусника" К.Сомова. По-моему, они были опубликованы только в журнале, в книге с поэмой не издавались. Цикла иллюстраций к "Нулину" Сомов не рисовал. Сомов — художник очень известный (на Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art7283).

Сомов ещё и самый эротический художник русского модерна (развернулся в "Книге маркизы": https://www.ozon.ru/context/detail/id/272...). Есть у Сомова немного эротики и для Пушкина. Иллюстрации к "Нулину" не редкость. Но в целомудренных альбомах воспроизводят целомудренный парный портрет Натальи Павловны и Нулина (верхняя картинка). Эротический, хотя и в рамках приличия, рисунок спящей Натальи Павловны (нижняя картинка) воспроизводят реже. Ну вот в этом альбоме эротический рисунок есть. Не Насибулин, конечно, но всё же...

"Граф Нулин", Худ. К.Сомов
"Граф Нулин", Худ. К.Сомов

3.4. Альбом "Аземша. Искусство дарить людям радость" (М.: "Среди коллекционеров", 2014).

Любимый художник Аземша. Оказывается, рисовал и на пушкинские темы. Ещё не раз встретимся.

Очаровательная картинка (правда, большая и в раме) к "Нулину". Цикл — "Автографы литературных героев". Автограф Нулина имеется (так и написано: Нулинъ), но портрет не его: проиллюстрированы начальные строки поэмы "Пора, пора! рога трубят...". Это охота, на которую уехал муж Натальи Павловны. Но Нулин-то точно не охотник. Зато какие собаки! Хорошо для художника в любимчиках ходить — всё ему прощается.

"Аземша А.А. Искусство дарить людям радость" (2014)
"Аземша А.А. Искусство дарить людям радость" (2014)
"Граф Нулин", Худ. А.Аземша
"Граф Нулин", Худ. А.Аземша

4. "С миру по нитке". Иллюстрации (которых у меня нет), обнаруженные в неспециализированных изданиях.

Академическое издание с приложением иллюстраций разных художников и разных эпох. В серии "Литературные памятники" выходил сборник "Две повести в стихах", который повторял первое издание "Нулина" в совокупности с "Балом" Баратынского. Есть там и несколько неизвестных редких иллюстраций. Конашевич из легендарного издания 1924 года оказался совсем простеньким. Есть ещё иллюстрация 1947 года художника Х.Пихлера — мне совершенно незнакомого.

"Две повести" (2012)
"Две повести" (2012)
"Граф Нулин", Худ. Конашевич
"Граф Нулин", Худ. Конашевич
"Граф Нулин", Худ. Пихлер
"Граф Нулин", Худ. Пихлер

Меня заинтересовала картинка Самохвалова (очевидно, из издания пушкинских поэм в "ленинградской серии" в 1937 году — это издание я пока не могу найти и даже картинки оттуда в Интернете не полностью лежат). Так что, редкость!

"Граф Нулин", Худ. Самохвалов
"Граф Нулин", Худ. Самохвалов

Наталья Павловна здесь этакой хищницей изображена — заманила несчастного графа в ловушку и теперь злобно торжествует. Сна ни в одном глазу, рука тяжёлая: специально поджидала и тренировалась.


Статья написана 8 декабря 15:36

Сегодня маленькая книжка с рисунками художника В.Вагина. В книжке два текста: "Нулин" Пушкина и "Бал" Баратынского (так они совместно впервые увидели свет в 1828 году — правда, тогда поэма Баратынского шла перед пушкинской).

Добавления к библиографии. Тираж — 10.000 экз. Цена — 1 руб. 20 коп. (с припрессовкой плёнки — 1 руб. 30 коп.). У меня, как всегда, простейший вариант. Вечно какой-нибудь библиофильской штучки не хватает — вот и сейчас экземпляр без припрессовки плёнки, увы-увы.

Художник на Фантлабе представлен (https://fantlab.ru/art994), книжка — нет.

Вот сама книжулечка (на последнем фото — все мои отдельные издания "Нулина", нижний — с иллюстрациями Насибулина):

В супере
В супере
Масштаб
Масштаб
Без супера
Без супера
Семейство "Нулиных"
Семейство "Нулиных"

Вагин — художник, очень сильно впечатливший меня в глубоком детстве (когда ещё читать не умел). С его книжкой "Ехала деревня мимо мужика" не расставался.

Сканы вот отсюда: https://sergeevna-1405.livejournal.com/30...

Вот из-за воздействия Вагина (и еще нескольких таких же отщепенцев) на младенческую психику у меня и вкусы извращённые сложились — до сих пор никак Шмаринова с Иткиным не воспринимаю.

Но недолго Вагин продержался в смеховой культуре, где у него было собственное оригинальное лицо — перешёл на "взрослые" вещи. Издавался часто в Перми — там книжное издательство славилось своими миниатюрами, вот Вагин и приобщился к эстетству. А ведь иллюстрировать миниатюрные книжки тяжело — детали не видны, всё сливается. Нужен особый подход, но покупатели были нетребовательны, их устраивал сам факт приобретения миниатюры (они были коллекционными по определению).

Картинки Вагина к миниатюрному "Нулину" — жанровые, не авангардистские, слегка окарикатуренные.

1) Наталья Павловна и Нулин за столом

2) Полураздетая Наталья Павловна

3) Нулин в спальне у Натальи Павловны. Отражён факт пощёчины.

4) Любовный треугольник. Муж, узнавший про приставания уехавшего графа, грозится, что он графа "визжать заставит". Наталья Павловна — сама скромность. Ну а веселится Лидин.


Статья написана 28 ноября 09:30

Отдельных циклов иллюстраций к "Графу Нулину" и так-то существует немного, да ещё и в коллекцию их не заполучить. Часть этих циклов имеет легендарный характер (т.е. авторитетные упоминания есть, но никто их не видел, как в случае с Н.В.Алексеевым — https://fantlab.ru/blogarticle57045), другие циклы можно собрать по сканам в Интернете, но подлинник приобрести не удаётся из-за очень высокой цены (как в случае с К.Клементьевой — https://www.ozon.ru/context/detail/id/189...), третьи только в интернете и существуют (как в случае с О.Биантовской — http://www.russianlaw.net/art/bia/litho/n...).

У меня, помимо сюиты Н.Кузьмина (https://fantlab.ru/blogarticle57531), есть ещё только две книги — большая и маленькая — с полноценными циклами к "Графу Нулину". Сегодня — большая книга с иллюстрациями художника Э.Насибулина.

Книга квадратного формата в глянцевой мягкой (гибкой?) обложке. Издание современное, поэтому даю собственное библиографическое описание по образцу каталога-справочника.

Граф Нулин. (на рус. и англ. яз.) — Псков: Псковская областная типография, 2004. — 136 с.; 24 х 23,5 см.

НАСИБУЛИН Э. — Иллюстрированная обложка; 161 цв. ил.: 39 страничных ил.; 11 ил. на разворот; 111 миниатюр на полях.

Тираж: 1.500 экз.

Разграничение страничных иллюстраций и иллюстраций на разворот условное: часто на одном развороте идут подряд две страничных иллюстрации, которые композиционно и по параметрам (разные размеры) не могут считаться иллюстрацией на разворот.




Книга нечастая. Натолкнулся на неё случайно в пермском "Букинисте" пару лет назад. Заплатил тогда 500 рублей — не жалею, хотя думал, что будет дешевле.

С художником Э.Насибулиным мы уже встречались в связи с его иллюстрациями к "Евгению Онегину" (https://fantlab.ru/blogarticle53993). Ждать от Насибулина буквалистского пересказа средствами графики сюжета поэмы не приходится. Как всегда, очень много Пушкина, но что-то есть от сюжета "Графа Нулина" — и на том спасибо. Интерес здесь в другом: чем же Насибулин на этот раз удивит.

Удивил. Во-первых, приёмами оформительства детской книги. Во-вторых, чрезмерным эротизмом.

По приёмам: не знаю, как это на техническом жаргоне называется, когда картинка многослойная — смотришь иллюстрацию на полупрозрачной кальке, переворачиваешь её, а там другая иллюстрация, которая прикрывалась первой. Вот как это у Насибулина получилось.

За окном ничего не видно
За окном ничего не видно
А так видно
А так видно

Одетая нимфа
Одетая нимфа
А так раздетая
А так раздетая

Насчёт эротики. Она, конечно, присутствует. В начале XX века самый эротоманский из числа "мирискусников" художник — К.Сомов — именно "Графа Нулина" выбрал для иллюстрирования (хотя и очень сдержанно — он потом в "Книге графини" оттянулся). В начале XXI века Насибулин эротизм усилил многократно — явно больше, чем у Пушкина предполагалось.

Вот посмотрим, как у Насибулина Наталья Павловна ко сну отходит.

А ведь потом она у Насибулина ещё и просыпается! Это я не показываю — всё то же самое, только в обратном порядке. Тут художник однообразен.

Ещё особенности. Насибулин считает, что в "Графе Нулине" есть тема тёмной народной стихии с национальным колоритом Приволжья (хотя, вроде, у Пушкина, действие развивается в чисто русской полосе). Соответственно, художник рисует и это. Спокойно вводит винтовку (или, скорее, карабин) — символ Гражданской войны, которая через 100 лет будет.

Ну и образец миниатюр, обрамляющих текст.




Пройдёмся по тем же точкам сюжета "Графа Нулина", что и у Кузьмина.

1) "Коляска набок..."

2) Граф Нулин — портрет.

3) Беседа Нулина и Натальи Павловны.

4) Нулин пытается заснуть, но "бес не дремлет".

5) Ночное приключение — так художник нарисовал пощёчину.

6) Наутро: новые надежды и появление мужа с охоты.




Что в итоге? Рамки, сдерживающие Насибулина в советское время, исчезли. Может, это даже пошло ему на пользу как самобытному художнику. Грани художник не перешёл: в чернуху и порнографию в "Графе Нулине" не вдарился.


Статья написана 20 ноября 12:52

После прикосновения к народной сказке понял я, что страшно представить себе по-настоящему традиционалистское общество с его глубинным фольклором. С радостью возвращаюсь в цивилизованный мир Пушкина. Одним из самых беззаботных его произведений является "Граф Нулин". В моей коллекции — в иллюстрациях Н.Кузьмина (первое издание 1959 года). Книжка не миниатюрная, но очень небольшая (карманного формата). На Фантлабе почему-то не представлена.

Дополнение к библиографии. Тираж: 30.000 экз. Цена: 6 руб. 65 коп.

Вспомним сюжет "Графа Нулина". Он простенький, как и в "Онегине" действия почти нет. Помещичья семья в деревне. Скука. Муж (предполагается пожилым) — охотник, уехал на пару дней. Молодая жена — Наташа — осталась одна. Граф Нулин — столичная штучка — случайно оказался гостем Натальи Павловны. Нулин забавляет за обедом провинциалку (много врёт и корчит из себя). Хозяйка кокетничает. Нулин, решив, что она подавала ему знаки, ночью пробирается к ней в спальню, получает пощёчину. Утром уезжает. Наташа про происшествие только после отъезда Нулина рассказала мужу и "всему соседству". И кто же посмеялся этому? Нет, не муж.

цитата

Смеялся Лидин, их сосед,

Помещик двадцати трёх лет

Н.Кузьмин гармонично вошёл в этот лёгкий пушкинский мир. Иллюстрации к "Графу Нулину" стали символом после-сталинского раскрепощения. Революцией в книжной графики были иллюстрации Кузьмина к "Онегину", изданные в 1934 году (https://fantlab.ru/blogarticle53273) — его же картинки к "Нулину" четверть века спустя стали не революцией, но возвращением к норме. Кузьмин, конечно, стал другим за эти 25 лет — но он опять стал рисовать так, как ему нравится. И эта лёгкость и свобода зрелого мастера впечатляют очень сильно. Конец 1950-х — время более либеральное, чем середина 1930-х гг., и к тому же с живым интересом воспринимающее дореволюционную "дворянскую" культуру.

В супере
В супере
Без супера
Без супера

Уже обложка, и суперобложка "Нулина" должны были многое сказать уцелевшим (всего-то сорок лет прошло) дореволюционным эстетам: суперобложка это явный намёк на стиль модерна, а оформление переплёта — в стиле пушкинского времени, как его понимали опять-таки в первые десятилетия XX века (см., напр., издание "Гавриилиады" в 1922 году, оформление Конашевича: https://www.ozon.ru/context/detail/id/191...).

Посмотрим графическое прочтение "Графа Нулина" Кузьминым.

Иллюстрации в первом издании чёрно-белые на жёлтом фоне (чёрно-жёлтые). Но в детстве при первом знакомстве с "Нулиным" в моём сборнике были только две кузьминские иллюстрации, зато цветные. Потом видел в альбомах иллюстрированной пушкинианы и в биографических книгах самого Кузьмина воспроизведение этих двух и ещё нескольких раскрашенных иллюстраций (цветные фото — из этих книг).

Предверие

Но вдруг... о радость! косогор // Коляска набок
Но вдруг... о радость! косогор // Коляска набок
Граф Нулин из чужих краёв
Граф Нулин из чужих краёв
Полувлюблённый нежный граф // Целует руку ей, и что же?
Полувлюблённый нежный граф // Целует руку ей, и что же?
Не спится графу — бес не дремлет
Не спится графу — бес не дремлет

Кульминация и концовка

Наталья Павловна с книжкой и без книжки
Наталья Павловна с книжкой и без книжки
Цветное обольщение и нецветное протрезвление
Цветное обольщение и нецветное протрезвление
На следующее утро: "Проказница младая"
На следующее утро: "Проказница младая"
Раскрашенный треугольник (слева — Лидин, их сосед)
Раскрашенный треугольник (слева — Лидин, их сосед)


Заинтересовался, а был ли издан полностью цветной вариант сюиты? Каталог-справочник об этом молчит.

Нашёл в интернете сведения об издании того же 1959 года (или, скорее, о части общего тиража), где 50 экземпляров раскрашены художником от руки. Это библиофильское издание — с другим рисунком на переплёте.

Переплёт библиофильского издания
Переплёт библиофильского издания
Библиофильская метка
Библиофильская метка
Титульный библиофильский разворот
Титульный библиофильский разворот
Раскрашенная картинка
Раскрашенная картинка

Сканы со страницы Аукционного дома "Литфонд", где библиофильский экземпляр в 2016 году ушёл за 44.000 рублей (правда, там ещё автограф художника был). Понятно, что этого издания у меня никогда не будет. Ну и успокоился как-то.

Однако, подготавливая этот обзор, ещё раз проверил по каталогу-справочнику все издания "Нулина" с иллюстрациями Кузьмина и обнаружил миниатюрное издание 1967 года с простой ссылкой на то, что в нём картинки из первого издания (т.е. никаких особенностей).

Добавление к библиографии (от 01.12.2018). Тираж — 6.000 экз. Цена — 1 руб. 20 коп.

Потому раньше и не искал его — специально за миниатюрами я не гоняюсь, а зачем мне уменьшенные картинки, если есть хорошее большое издание? Но решил перепроверить в Интернете и увидел, что миниатюрное-то издание уникальное: в нём цветные картинки! А больше полная сюита в цвете и не издавалась. Пришлось срочно заказывать на Алибе. Повезло: обнаружилась книга всего за 150 руб. (+80 руб. доставка из Москвы). Насколько же привычными стали все подобные операции! Вот только телепортации чего-то всё нет и нет. Думал, что опять придётся ждать, пока почта книжечку доставит. Но продавец ещё и фото любезно предоставил:

Вот это и есть моя индивидуализированная книжечка. Для виртуального обзора этого достаточно. Поэтому заканчиваю его, не дожидаясь тактильной встречи с книжкой — виртуально она уже в моей коллекции.

Осмотр de visu (01.12.2018) показал, что рисунок суперобложки массового издания здесь размещён на форзацах. Это знпковый орнамент; хорошо, что его не потеряли. Итересно, где этот орнамент в библиофильской (от руки раскрашенной) части тиража 1959 года?




P.S.

Едва ли не более самой поэмы известна разобранная по косточкам заметка Пушкина (Пушкин А.С. Заметка о "Графе Нулине", 1830: http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push1...). Там он пишет, что перечитывал Шекспира — пьесу "Лукреция" по мотивам Тита Ливия и подумал, что если бы Лукреция дала пощёчину царскому сынку, то история пошла бы по другому пути.

цитата

Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась. Я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть.

Но уровень Пушкина был примитивен, ещё не родились титаны, которые заложили основы нового жанра. Поэтому вместо нормальной Альтернативной Истории, Пушкина хватило только на шутку из современной ему бытовухи. Всё бы ничего, но...

цитата

Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. «Граф Нулин» писан 13 и 14 декабря. Бывают странные сближения.
А было это не простое 14-е декабря, а 14 декабря 1825 года. Современный сюжет для фантастический повести из жизни Пушкина напрашивается сам собой. Итак, Пушкин переписывает Историю:

цитата

Лукреция б не зарезалась, Публикола не взбесился бы, Брут не изгнал бы царей, и мир и история мира были бы не те. Итак, республикою, консулами, диктаторами, Катонами, Кесарем мы обязаны соблазнительному происшествию, подобному тому, которое случилось недавно в моем соседстве, в Новоржевском уезде
Он ставит под этой повестью дату 14 декабря, и История действительно изменилась — в Петербурге декабристы побеждают! В России — республика, Пушкина с триумфом возвращают из ссылки, он становится ближайшим советником Пестеля. Потом они с Пестелем разошлись во взглядах, и, по логике Революции, Пушкина повесили вместе с четырьмя другими поэтами (Дельвигом, Вяземским, Баратынским и Маяковским).

Худ. Костин, Иллюстрация к X главе "Онегина"
Худ. Костин, Иллюстрация к X главе "Онегина"


Статья написана 14 ноября 19:40

Завершаю обзор "Теремков" двумя книгами, которые я бы условно отнёс к жанру "графических романов". И традиционному роману тяжело дать определение, что уж говорить о графическом романе. Но цель введения нового понятия вроде бы понятна: показать, что перед нами не просто комиксы, а серьёзное искусство.

Обе книги в твёрдом переплёте, квадратного формата, практически одинакового размера.

Два романа
Два романа

Знаменитые художники остались у нас напоследок: А.Кошкин (https://fantlab.ru/art608) и И.Олейников (https://fantlab.ru/art825). Они ровесники, но Кошкин был замечен и обласкан ещё в молодости в советские времена, а Олейников в книжной иллюстрации стремительно выдвинулся в XXI веке. Поэтому, наверное, Кошкин воспринимается как художник старшего поколения, а Олейников — молодого.

Формально только Олейникова, как художник, открытый современным веяниям, назвал своего "Теремка" графической историей (романом всё же не назвал, убоясь пафосности), а Кошкин никак своего "Теремка" дополнительно не атрибутировал. Внешние различия в рисовании ими "Теремка" бросаются в глаза сразу. У Кошкина — традиционное прочтение. У Олейникова — повествование погружено в актуальную жизнь нашего времени (это как "Гамлета" любят играть в современных костюмах и декорациях). Ну и способы подачи информации у художников собственные. У Кошкина — внутренняя напряжённая психология (так и хочется сказать: старая школа). У Олейникова — глубокие экскурсы в прошлое героев (раскрытие причин, по которым они поселились в теремке). У Кошкина — краткость (не сильно по объёму отличается от традиционных циклов иллюстраций к "Теремку"), у Олейникова — подробнейшее любование деталями.

Однако, важнее то, что в обоих "Теремках" рассказ ведётся именно иллюстративными средствами, практически без опоры на текст. Наверное, это и есть признак графического романа (в комиксах-то текст очень важен!). Оба художника дают нам избыточные для простенького сюжета сведения, а получаем мы эти сведения (о профессии, статусе героя и т.п.) только внимательно и подолгу рассматривая сами иллюстрации. Что-то открывается на второй-третий раз, т.е. процесс получения информации из графического романа идентичен процессу получения информации из текстового романа.

Начнём по порядку. Кошкинская книга вот такая:

"Теремок". — Худ. А.Кошкин. — М.: Серафим и София, 2011. На Фантлабе не нашёл.

"Теремок", худ. А.Кошкин
"Теремок", худ. А.Кошкин

В книге есть форзац — меня уже он завораживает. Кошкин очень благотворно действует на психику — у него как у Брейгеля даже в самых драматических ситуациях персонажи слегка заторможенные, задумчивые и открытые. На форзаце прекрасен и общий план: галерея персонажей (включая множество насекомых, но исключая медведя) среди мухоморов, и — в центре — важная лягушка в пенсне (если придираться, то в геометрическом центре — блоха).

Форзац: общий план
Форзац: общий план
Лягуха Премудрая
Лягуха Премудрая

Ну дальше всё по плану, но сюжет тут уже давно не важен: "...устроим праздники из буден".

К середине книги мышка появилась
К середине книги мышка появилась
Заяц прибыл
Заяц прибыл
Волк — рыболов-маргинал
Волк — рыболов-маргинал
Близость конца за окошком
Близость конца за окошком

А вот это конец: изображение на задней крышке переплёта (т.е. заднее некуда).

Медведь среди собственных мухоморов
Медведь среди собственных мухоморов


Теперь роман Олейникова:

"Теремок: графическая история". — Худ. И.Олейников. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. Есть на Фантлабе (https://fantlab.ru/edition225887).

"Теремок", худ. И.Олейников
"Теремок", худ. И.Олейников

В качестве литературной основы Олейников выбрал редкий вариант обработки сказки, принадлежащий легендарному В.Далю. В этом варианте отличия начинаются с Волка — мелкие звери и примкнувшая к ним Лиса не хотят пускать Волка, но он вселяется насильно. Звери жалуются Медведю, а он карает всех и разрушает Теремок. Ну, вот такое представление о методах рассмотрения жалоб верховной властью.

Слышал об этом варианте, искал его, когда готовил первый пост по "Теремку"; нашёл в открытом доступе в РГБ дореволюционные издания сказок Даля, пробежался по ним (оглавления подчас не было), но ничего не обнаружил — не знал, что сказка у Даля называется по другому ("Мышка-норушка"). Вот Олейников подсказал название, благодаря ему я своё любопытство удовлетворил. Решил поискать ещё раз быстренько сказку по новому названию в Интернете (не заходя в РГБ), текста сказки не нашёл, но вышел на интересную научную работу, где есть раздел посвящённый "Теремку". Сюжет, выбранный Олейниковым, и авторство Даля подтверждаются. Сама же обработка Даля признана неудачной (с чем я согласен).

цитата

"В обработке В.И.Даля тоже появляется мотивация для появления медведя и разрушения теремка: ссора волка с остальными персонажами; в результате сказка приобретает откровенную (чуждую инварианту!) нравоучительность. Кроме того,здесь происходит некоторое расшатывание "словесного ряда" и разрушение формульности"
(Троицкая Т. Проблемы детской художественной словесности. Учебное пособие. — М: Прометей, 2016. С. 170).

Но, наверное, понятно, почему Олейников единственный из всех художников избрал этот вариант: для романа необходим серьёзный конфликт, одного Медведя-вершителя судеб в конце маловато.

Это Теремок у Олейникова
Это Теремок у Олейникова

Схема у Олейникова такая. Каждому персонажу отведена глава. Рисуется профессия (статус) персонажа, причина заселения в Теремке, как он обустраивается в Теремке, часто общий план Теремка с учётом вновь подселившихся, вклад нового жильца во внутреннюю жизнь Теремка. Развязка, понятно, по своей схеме идёт.

Мышка

Просто бездомная. Нашла Теремок, первая поселилась.

Мышка блаженствует в одиночестве
Мышка блаженствует в одиночестве

Ящерка

Ограбили в аэропорту. Мышка позвала вместе жить.

Тараканы-грабители (ящерка на стуле)
Тараканы-грабители (ящерка на стуле)
Двухкомнатный Теремок
Двухкомнатный Теремок

Лягушка

Уволили с низкооплачиваемой работы. Жители Теремка подобрали.

Журавль увольняет лягушку
Журавль увольняет лягушку
Настольные игры на троих
Настольные игры на троих

Белка

Белка — художница (уличная). Сгорела студия. Жители Теремка обогрели.

Творческая личность
Творческая личность
Обустраивают угол для Белки
Обустраивают угол для Белки
Сама продаёт свои картины
Сама продаёт свои картины

Заяц

Выгнала неверная жена. На примере Зайца рассмотрим всю схему (но не все картинки!).

Заяц-археолог в командировке
Заяц-археолог в командировке
Муж вернулся из командировки...
Муж вернулся из командировки...
Счастливая встреча
Счастливая встреча
Зайца обустроили
Зайца обустроили
Заяц-просветитель
Заяц-просветитель

Лиса

Пела в электричках. Пригласили в Теремок.

"По тундре, по железной дороге..."
"По тундре, по железной дороге..."
Дискотека в Теремке
Дискотека в Теремке

Волк

Вор-карманник. Вселился силой.

Его никто не ждал
Его никто не ждал

Развязка

Медведь — это, видимо, чиновник. Собственно Медведя мы не видим — только его машины (сначала — навороченный лимузин, потом бульдозер, которым сносится Теремок). Слепая, безжалостная машина власти — мысль художником выражена доступно.

Обратили внимание Медведя
Обратили внимание Медведя

Звери спаслись, и отправились на поиски нового дома. Отправились без волка, но всё равно прибавился новый персонаж...

А Белка-то родить успела!
А Белка-то родить успела!

Ну вот и всё. Прощаюсь с непрофильными для меня "Теремками".


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 14  15  16




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 19

⇑ Наверх