Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 3 ноября 2023 г. 10:27

"Приключения Мюнхаузена" отличаются простодушным живодёрством. Был эпизод с лисой, целиком выпавшей из шкуры (см.). Теперь — вывернутый наизнанку волк. В целом, это, наверное, грубоватое отражение интересов Века Просвещения.

Эпизод 19. Вывернуть волка

Волк напал на Мюнхаузена, тот засунул ему руку в глотку. Меткое наблюдение: пока рука в глотке, челюсти блокированы. Но и ситуация патовая. Рука Мюнхаузена продвигается внутри волка всё дальше и дальше. Ещё немного и должна получиться любимая позиция автора, одержимого туннелем "глотка — задний проход". Но руки коротки. Пришлось решать проблему изнутри:

цитата

я захватил его внутренности, крепко рванул и вывернул его, как рукавицу, наизнанку!

1) Доре показал в общих чертах результат: вывернутая тушка небольшого волка.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре


2) Большинство художников предпочло отразить начальный этап, в котором, действительно, было что-то героическое: рука в пасти крупного волка. И опять — мизансцена почти у всех художников одинаковая, что позволяет наглядно понять разницу между ними.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)

Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Худ. Н.Устинов (2014)

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. Худ. В.Бритвин (1988)


3) Традиционно повышенной весёлостью отличаются рисунки Елисеева (он же, единственный, нарисовал шубу, которую барон сшил себе из вывернутой шкуры).

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)


4) Совсем нетрадиционно пользуется перестроечной свободой Белякова. Рисунки всё дальше отходят от сюжета. Наверное, это было подражание книжным иллюстрациями Сальвадора Дали, которые заказчики не посмели не принять. Сходство есть: наши перестроечные издатели тоже не рискнули высказать претензии художнице. При этом какое-то очарование в этих картинках всё равно есть.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)

Иногда натыкаюсь на перестроечные ТВ-передачи и удивляюсь травле, которой подвергали традиционных мастеров культуры. А те оправдывались и выворачивались. Сюита Беляковой имеет несомненный исторический интерес как экспонат заката Перестройки — казалось, что надо всё ещё быть как можно дальше от банальных сюжетов. Миг, когда можно было высказаться подобным образом, оказался совсем кратким. Настоящие коммерсанты уже начинали что-то понимать...


5) Дядя Коля Воронцов хохмит как положено здоровому юмористу.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


6) Двоскина, которой, конечно, претит этот эпизод, нашла интересный ракурс: шитьё. Процесс, противоположный мюнхаузеновскому. Мюнхаузен выворачивает животинку ради убийства, а у Двоскиной шьют игрушку, а потом выворачивают её (швы прячут) для оживления.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


Статья написана 26 октября 2023 г. 15:57

Мюнхаузен много раз встречался с медведями. Составил подборку эпизодов из разных частей книги.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

Эпизод 13. Подрыв медведя

Эпизод входит в полные ("взрослые") издания. В моих книжках взрослых изданий штуки три, но иллюстрация к эпизоду только одна (авторства Доре). Медведь, взорванный изнутри, разлетающийся на части. Как получился такой подрыв?

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

Раздумья о том, как глотка соединена с задним проходом, не оставляли автора (Бюргера) (первый эпизод был с ловлей вереницы уток на шнур с салом). В этом эпизоде при встрече с медведем (не в России, в Польше) у Мюнхаузена было при себе только два кремня, которыми, как известно, высекаются искры. Один кремень Мюнхаузен запустил в пасть медведя (что можно себе представить), а второй кремень — в задний проход медведя. Кремни встретились в утробе медведя, выбили искру, отчего медведь и взорвался.

Книжка оставляет простор для пытливых умов — мы понимаем, что взрыв произошёл не от самой искры, а от того вещества, которое искра воспламенила. В брюхе медведя скопились газы! До изобретения двигателя внутреннего сгорания оставалось полшага, но прошло больше ста лет, прежде чем догадались заменить медведя на металлический цилиндр.


Эпизод 14. Добывание ножа

В другой раз при встрече с другим медведем Мюнхаузен тоже выдал техническое решение. Сам он забрался на дерево, а нож выронил. Дело было зимой, Мюнхаузен пустил в рукоятку ножа струю мочи, которая замёрзла налету — нож удалось подтянуть, медведь был обречён.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

Доре не рискнул воспроизвести в рисунке это техническое решение — барон к него пытается подцепить нож верёвочкой (но даже петли не видно).


Эпизод 15. Нападение на пчёл

Совершенно сказочный эпизод, который рассматриваю только для напоминания о лоскутности повествования.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Ничего оригинального. Попавши в плен к туркам, Мюнхаузен был поставлен сторожить султанских пчёл.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)

Два медведя напали на сказочную пчелу.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)

Мюнхаузен отогнал медведей, бросив в них топорик.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)

Топорик улетел на Луну, Мюнхаузен за ним полез и т.д.


Эпизод 16. Оглобля в глотке

И вновь автор размышляет, как через глотку попасть в зад. Этот эпизод Чуковский поместил в свой пересказ, с тех эпизод пор входит в канонический текст "детских изданий". Хотя в отличие от эпизода с уточками, у которых проглоченное сало тут же выскакивало из заднего прохода, здесь воспроизводится мучительная процедура.

1) Мюнхаузен, вернувшись с Луны, всё ещё в плену у султана. Медведи по-прежнему лезут за мёдом.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)

2) Мюнхаузен устроил ловушку: намазал мёдом оглоблю. Медведь, облизывая оглоблю, постепенно насадил себя на неё. Вышедший конец оглобли Мюнхаузен застопорил. Все художники разных времён и направлений с удовольствием рисуют попавшегося медведя.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

3) Все рисуют, но не пацифистка Двоскина! У неё просто вид на медведя сзади. Наверное, хотела показать, как прекрасен задний проход, не разорванный оглоблей.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)

4) Воронцов домыслил продолжение, отталкиваясь от фразы, что султан наутро, увидев пойманного медведя, очень смеялся. Смешного медведя надо не убивать, а коммерциализировать — показывать в Стамбульском театре комедии.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


Эпизод 17. Мюнхаузен в медвежьей шкуре

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

В полном тексте книги во второй части есть "Восьмое приключение на море", в сокращённой переработке Чуковского для детей это эпизод "Среди белых медведей". Один из наиболее кровавых эпизодов. Но любимый художниками — все (кроме одного) отметились рисунками.

1) Мюнхаузен отправился в Арктику. Увидел с корабля ледяную гору с двумя белыми медведями.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)

Думал, что медведи дерутся, а они играли (излишняя деталь, которая, видимо, призвана придать достоверность рассказу).

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


2) Мюнхаузен высаживается, видит ледяное поле с белыми медведями.

Худ. М.Майофис (2016)
Худ. М.Майофис (2016)


3) Мюнхаузен подбирается к одному из медведей, вскидывает ружьё.

Худ. С.Можаева (1976)
Худ. С.Можаева (1976)


4) Мюнхаузен поскользнулся, упал, очнулся — над ним медведь.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)

Медведь потащил куда-то Мюнхаузена.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)

Сожрать хотел. Воронцов злорадствовать начал.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


5) Но нет, не получилось покончить с надоевшим Мюнхаузеном. Напавшего медведя барон застрелил и залез в его шкуру. Этот момент, конечно, любимый у художников.

5.1) Элегантный запах только что снятой медвежьей шкуры у Майофиса.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

5.2) Напряжённость Мюнхаузена: признают ли его медведи.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)

Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. В.Бритвин (1988)

5.3) Одиночество: медведи-медведи-медведи. И маленький Мюнхаузен, если разложить лист-трансформер у Акатьевой.

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)


6) Медведи поддались на уловку, признали Мюнхаузена за своего. Он стал жить в стае, а медведи даже почувствовали к нему симпатию. Этот фрагмент активно эксплуатирует Двоскина: очаровательные медвежатки...

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)

...так трогательно доверились громадному Мюнхаузену.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)

Концепция Двоскиной направлена на то, чтобы не травмировать детскую психику жестокими байками. Но каково будет детишкам после таких рисунков узнать, чем всё закончилось? Современные мамочки, конечно, умеют обрывать канонические тексты в нужном месте, задолго до развязки. Но годам к тридцати деточка всё равно узнает правду.


7) Недолго продолжалась идиллия. Хищник в Мюнхаузене взял верх.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

Показана техника забоя: Мюнхаузен в шкуре подкрадывается к медведю сзади и убивает его ударом кинжала в загривок.

Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)


8) Резня закончилась.

У Доре: было — стало.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

Красота смерти у Майофиса...

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

...и у Алимова.

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)


9) Мюнхаузен доставил шкуры и туши на корабль (из-за чего экспедиция так и не достигла Северного полюса).

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Медвежьи шкуры Мюнхаузен отослал русской императрице (и это была ещё не Екатерина II).

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)

В ответном письме, в благодарность за шкуры, императрица

цитата

предлагала мне разделить с ней ложе и корону


Эпизод 18. Прощальное рукопожатие

Самый-самый последний эпизод в "Приключениях Мюнхаузена". Откуда-то он куда-то вернулся — и надо же, опять медведь напал. Но Мюнхаузен схватил его за передние лапы (так что медведь взвыл) и держал его так, пока медведь не умер с голоду.

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)

1) Композиция простая. Художники рисуют одну и ту же сцену, чтобы нам проще было сравнить их манеру.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

Худ. С.Алимов (1992)
Худ. С.Алимов (1992)
Худ. Г.Самойлов (1993)
Худ. Г.Самойлов (1993)

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


2) Но есть и вдумчивые творцы. В детской версии Чуковский решил усилить момент смерти от голода и прибавил от себя, что Мюнхаузен держал медведя за лапы три дня и три ночи.

Двоскина рисует, как зрители заснули, пока Мюнхаузен вёл единоборство.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)

Воронцов показывает иссыхание медведя во времени.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


Статья написана 20 октября 2023 г. 11:21

Один из самых известных эпизодов из приключений барона Мюнхаузена.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)

Эпизод 12. Олень и вишни.

Мюнхаузен в виду хронического отсутствия зарядов выстрелил в лоб оленю вишнёвой косточкой. Через год барон встретил этого оленя уже с вишнёвым деревом на голове. Это было очень красиво. На сей раз барон оленя убил.


1) Ожидаемый по композиции и реалистичности рисунок Доре.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре


2) И неожиданная иллюстрация Скобелева и Елисеева в книге 1971 года. акцент — на вмшни. Как обыграна фраза о конечном результате охоты!

цитата
с одного выстрела я сразу получил и жаркое и вишнёвый компот, потому что дерево было покрыто крупными, спелыми вишнями

Интересно, что к такой же идее пришла в наши дни и пацифистка Двоскина.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


3) В собственной сюите через много лет Елисеев выбрал традиционную трактовку эпизода.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)


4) Майофис, понятно, сначала любуется самим оленем.

Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (2015)
Худ. М.Майофис (2015)

Потом иллюстрирует вторую встречу барона с оленем, где олень возвышается над прозаичным охотником и даже уходит в последний полёт.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)

Впрочем, Майофис понимает, что Мюнхаузен — врун, поэтому никакого оленя он не убил. Вот правдивое окончание этой истории:

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)


5) Эксцентричная манера двух абстракционистов — советского и итальянского.

Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ю.Филоненко (1989)
Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)


6) Белякова вернулась в русло того направления, которое было модным в последние советские годы: расцветка, портреты...

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)

...и расслабленное настроение.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


7) Самойлов демонстрирует другой фланг перестроечной иллюстрации: симметрично, кратко, угловато.

Худ. Г.Самойлов (1993)
Худ. Г.Самойлов (1993)


8) Устинов помещает героев в свой волшебный лес.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Но убийства оленя художник Мюнхаузену не прощает.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)

Зачем убивать? Можно было просто сфоткаться.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


9) Верен своей манере Фёдоров.

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


10) Акатьева продолжает конструировать листы, которые кажется вот-вот разложатся, но они не раскладываются.

Худ. С.Акатьева (2013)
Худ. С.Акатьева (2013)


12) Воронцов уже давно скучает над "Приключениями". Он вводит в повествование от себя бабушку Мюнхаузена, превращает в комнатную собачку борзую Дианку. С лесными зверями барон в приятельских отношениях: медведь строит рожи в объектив камеры, волк просит угостить вишней, ди и олень живой.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)

В общем, обычный пикник, где поедающий захваченную из дома вишню добрый Мюнхаузен сочиняет кровавый триллер.


Статья написана 17 октября 2023 г. 21:55

Охотничьи рассказы Мюнхаузена продолжаются. Подряд следуют два эпизода про диких свиней.

Эпизод 10. Слепая свинья.

Очень изощрённая схема. В оригинальности не откажешь. Сошлось множество обстоятельств:

а) Свинья была слепая.

б) Свинья передвигалась, держась за хвост своего поросёнка.

в) Мюнхаузен выстрелил, но попал точно в хвост поросёнка.

г) Кончик хвоста остался в зубах свиньи.

д) Мюнхаузен взялся за хвостик.

е) Свинья послушно пошла за ним.

Большинство иллюстраторов не упустили этот фрагмент.


1) Доре, как всегда, близок к тексту. Рисунок носит разъясняющий характер. Такие повествовательные иллюстрации скоро перестанут цениться у снобов.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре


2) В советском 1971-м году, однако, повторяется концепция Доре. Надо показать, в чём именно заключается полезный народохозяйственный эффект фантазии: решена проблема транспортировки туши.

Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)
Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971)


3) Да и вообще, советские художники часто вдохновлялись сценой вождения свиньи:

— и Майофис...

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)


— и Бритвин...

Худ. В.Бритвин (1988)
Худ. В.Бритвин (1988)


— и Фёдоров...

Худ. М.Фёдоров (2018)
Худ. М.Фёдоров (2018)


— и Воронцов (который ожидаемо обыграл тему окулиста на правой стороне разворота).

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


4) На этом фоне даже трактовка Двоскиной выглядит оригинально и смешно: детишки изображают огромную свинью в чёрных очках.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)

При этом Двоскина не забыла и несчастного растерянного поросёнка, отстреленного от матери.


5) А это как раз вторая тема: идиллическая картина свинячьей семьи до нападения Мюнхаузена:

— у Майофиса...

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)


— у Устинова.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


6) Пыталась соригинальничать в духе абсурда Белякова. Поросёнок в облике Наполеона. В 1992 году "Скотный двор" у всех на устах. Ну-ну...

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


Эпизод 11. Застрявший кабан.

В противоположность эпизоду со слепой свиньёй, эпизод с диким кабаном совсем не оригинален — это перепевы европейских народных сказок ("Храбрый портняжка" братьев Гримм вспоминается). Первый, но не последний случай. Ладно уж, это посмотрим, но бóльшую часть второго тома "Приключений Мюнхаузена", где будут воспроизводиться восточные сказки, опустим.

Ну, в общем, кабан погнался за бароном, барон спрятался за дубом, а кабан клыками врезался в дуб и застрял. Интересно, что плодовитый Доре этот эпизод не стал иллюстрировать.

1) В сюите советских времён Скобелев и Елисеев этот фрагмент не иллюстрировали, а в 2014 году Елисеев картинку сделал (в этой книжке новый фантазийный пересказ, поэтому Мюнхаузен тащит застрявшего кабана одной левой вместе с дубом).

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)


2) Можаева красивый ракурс дала.

Худ. С.Можаева (1976)
Худ. С.Можаева (1976)


3) Майофис сделал несколько вариантов.

Худ. М.Майофис (2016)
Худ. М.Майофис (2016)

Интересно, что в цветных вариантах ловля кабана происходит в присутствии приглашённых зрителей: по тексту у Мюнхаузена при этой встрече даже ружья не было — художник справедливо предположил, что дело происходило в парке (в присутствии публики). Скучно без свидетелей подвиги совершать.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)


4) А вот чёрно-белые линеарные наброски Майофиса уже не в первый раз почти не отличимы от таких же набросков Гальдяева. Одна техника, одна школа: "быстрый карандаш".

Худ. М.Майофис (1988)
Худ. М.Майофис (1988)
Худ. В.Гальдяев (2008)
Худ. В.Гальдяев (2008)


5) Многофигурные композиции хорошо у Беляковой получаются за счёт комбинирования цветных пятен: чуть не станковистская иллюстрация художника-абстракциониста.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


6) Против знакомых с младенчества гриммовских мотивов и суровая Двоскина ничего не имеет. Забавный кабан, никто его не оплакивает. По тексту Мюнхаузен лично связал кабана и погрузил его на телегу. Возможно, он даже почухал связанного кабана за ушком. Идиллия.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


7) Воронцов резвится по-своему. Его кабан — бешеный (отличительный признак — красные сапожки).

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)


Статья написана 15 октября 2023 г. 14:28

Живодёрский по нынешним меркам эпизод. Но изложен бодро. Далеко не все художники решились проиллюстрировать этот эпизод.

Эпизод 9. Лиса без шкуры.

Мюнхаузен на охоте часто оказывается без ружейных зарядов, потому что дичь надо одолевать голыми руками — только малохольные выигрывают поединки за счёт огнестрельного оружия.

Но в этом эпизоде и пули были, однако жаль было портить мех лисы.

цитата

Не медля ни минуты, я вынул пулю из ружейного ствола и, зарядив ружьё длинной сапожной иглой, выстрелил в эту лисицу. Так как она стояла под деревом, игла крепко пригвоздила её хвост к самому стволу.

1) Доре старательно воспроизводит дальнейшие события.

Худ. Г.Доре
Худ. Г.Доре

цитата

Я не спеша подошёл к лисице и начал хлестать её плёткой. Она так ошалела от боли, что – поверите ли? – выскочила из своей шкуры и убежала от меня нагишом.


2) Натуралистичность Доре отвратительна. Но вот то же самое рисует Ronald Searle в вызывающе буффонадном стиле. Прелестно получилось.

Худ. Ronald Searle (1969)
Худ. Ronald Searle (1969)

"Приключения Мюнхаузена" к середине XX века явно начали переползать в маргинальную сферу. Многие иллюстраторы начинают смягчать грубость эпизодов, но у некоторых, наоборот, возрастает соблазн "эпатировать буржуа". А европейский 1967 год (картинки 1969 года) — как раз пик этих настроений.


3) В России гротеск и буффонада были представлены в перестроечный период. Многие традиционные художники стремились не отставать от моды. Показательны иллюстрации Беляковой в книге, вышедшей в 1992 году. Веселья не получилось, как не старается лиса показать, что у неё всё хорошо.

Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)
Худ. Н.Белякова (1992)


4) Елисеев в наши один из немногих, кто решился нарисовать лису без шкуры.

Худ. А.Елисеев (2014)
Худ. А.Елисеев (2014)

Впрочем, у Елисеева все всегда довольны. Представляю, какой счастливый был бы у него Джорджано Бруно на костре.


5) Эстет Майофис изобразил пролог трагедии. На прочее — молчание.

Худ. М.Майофис (1981)
Худ. М.Майофис (1981)


6) Устинов изображает эпилог: Мюнхаузен с роскошной шкурой, не повреждённой пулей. Другой реалистичной сцены в этом фрагменте не нашлось.

Худ. Н.Устинов (2014)
Худ. Н.Устинов (2014)


7) Двоскина в своей концепции детской игры решила сурово осудить автора. Все в негодовании смотрят на актёра, играющего Мюнхаузена: и сама лиса, и зайцы, и олень, и ещё кто-то. Унылое морализаторство.

Худ. Е.Двоскина (2015)
Худ. Е.Двоскина (2015)


8) Воронцов решил в уныние не впадать.

Худ. Н.Воронцов (1994)
Худ. Н.Воронцов (1994)





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх