Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9  10

Статья написана 5 мая 15:03

Попрощавшись с Онегиным, показав в прошлый раз одинокий "Домик в Коломне", начал я готовить показ антипода "Домика", но пришлось заказать для этого на Алибе новую книжку. Жду пока (праздники, почта...) — долгий процесс покупать дистанционно из рук в руки. А тут внезапно обнаружил на "Озоне" нового "Онегина" и молниеносно его получил.

Ну что ж, значит он вернулся.



Год издания поздний. Поэтому даю собственное библиографическое описание по образцу каталога-справочника.

Евгений Онегин. — М.: Палеограф, 1999. — 293 с.; 22 см.

ИГНАТЬЕВ Ю.: 77 цв. ил.

Тираж 2.000 экз.

Эта книга долгое время была для меня неуловимой. Впрочем, активно я её не разыскивал, поскольку не мог понять, что там у неё внутри. Подводя в этой колонке итоги своим "Онегиным", я наконец понял, что это издание проиллюстрировал знаменитый Игнатьев, который у меня, конечно, был. Решил, что это просто переиздание (испорченное, как всегда) и вычеркнул книгу из числа "хотелок". Но когда книга появилась на Озоне за сущие копейки — 119 рублей (на Алибе полторы тыщи просят) и, как всегда, без картинок, я решил себя перепроверить. Изучил страничку художника на Фантлабе (https://fantlab.ru/art993), где и прочитал ранее упущенное: сюита абсолютно новая, была издана вдовой художника к юбилею Пушкина. Хорошо, что за время проверки не увели книгу...

А когда заказ прибыл, обнаружился ещё и автограф вдовы (нетипично — на последней странице).




Вот так буднично и нежданно случаются очень ценные приобретения. А ведь найти новую полную сюита к "Онегину" — всё равно, как для некоторых неизвестного Рембрандта откопать. Аж обидно — вот если бы гоняться за ускользающим экземпляром пару лет, караулить на сайтах, ковыряться в книжных развалах, облизываться на непомерную цену, грозить кулаком ушедшему поезду. Ух, вот это жизнь... Правда, после таких страстей заполученный шедевр вызывает всегда одно разочарование. А сейчас — наоборот, удивления и радости с каждой минутой всё больше.


Слева — первый вариант (1959). Справа — второй вариант (до 1992)

Второй вариант, тридцать лет спустя. Первый вариант — юношеский, студенческий — имел большой успех (https://fantlab.ru/blogarticle53591). Больше таких успехов в книжной иллюстрации у художника не было. Второй вариант — поневоле трактуется как попытка превзойти свой же собственный уровень (самому-то художнику хорошо видны все огрехи неопытной кисти). Кажется: уж если тогда пришло признание, то уж сейчас-то — ого-го-го! Но популярность диктуется своими законами, часто и от автора-то независящими — и удачный момент выхода книги в свет здесь немаловажен. Успеха первого варианта повторить, конечно, не удалось бы всё равно, даже если бы успели издать сюиту в благоприятное советское время. Никаких сюрпризов здесь нет: все сюжеты и композиции предсказуемые, техника заурядная.

В первом варианте были черно-белые рисунки (пером, вероятно) и цветные иллюстрации (гуашь). Второй вариант — всё в едином стиле, все картинки цветные (акварель). Вот несколько сопоставлений из Пятой/Шестой главы .


Первый вариант — маленького формата

Первый вариант — маленького формата

Вот полюбившаяся критикам Зимняя канавка из Восьмой главы.


Первый вариант — маленького формата

Видна разница. В первом варианте канавка, действительно, как из волшебной сказки. Во втором варианте — просто лирика.

Кстати, во втором варианте появилось много прелестных городских пейзажей. Вот, например, сколько каналов добавилось к Зимней канавке в одной только Восьмой главе.






Пройдёмся по установленным узловым точкам.

1) Онегин. Крупные портреты вообще из второго варианта исчезли. Но вот Онегин перед финалом.


И постепенно в в усыпленье // И чувств и дум впадает он, // А перед ним воображенье // Свой пёстрый мечет фараон

2) Сон Татьяны. Только в этом варианте появился.


3) Дуэль.



4) Первая встреча.


5) Последняя встреча. В первом варианте Игнатьев этой сцены избежал — ах, молодость, молодость...





Ну что ж, иллюстрации во втором варианте действительно новые (бывает, они просто технически подновленные, как у Тимошенко: https://fantlab.ru/blogarticle53647).

Получилось очень мило и достойно.

На первый взгляд, кажется, что неотличимо от Иткина — одна школа, одна техника, да и художники ровесники. Но всё же у Игнатьева сюита потоньше, попрозрачней — это постепенно раскрывается.


Статья написана 26 апреля 18:24

Есть пушкинские вещи, проиллюстрированные самостоятельным циклом только один раз, зато навсегда.


"Домик в Коломне" — как раз такая поэма, сделанная в 1920-х годах Фаворским.

Издание легендарное. Подлинная книжка, конечно, по цене недоступна. Посмотрел по случаю наличие на Алибе: есть экземпляр за 17 тысяч — ох, кто-то демпингует —  остальные экземпляры от 35 тысяч (всегда удивлялся, что есть в наличии книги из крохотных тиражей и все в хорошем состоянии — а их просто изначально берегли; вот попробуйте первое издание "Волшебника в Изумрудном городе" найти!).


Но в перестройку вышло факсимильное издание. Его-то я и купил много-много позднее. Описание к изданию 1929 года соответствует — факсимиле ведь. Данные самого факсимильного издания — Л.: Изокомбинат Художник РСФСР, 1988.

Ни тиража, ни цены не обнаружил. Моя книжка, судя по всему, была элементом вот этого издания: https://www.ozon.ru/context/detail/id/31232641/ (две факсимильные книжки в одной папке с сопровождающей брошюрой). Там, видимо, можно найти цену и тираж факсимильного издания. А мне достался, значит, некомплект (неопытный был, когда первые покупки дистанционно делал).  

Фаворский, понятно, на Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art3101. Его "Домик в Коломне" тоже представлен: https://fantlab.ru/edition165047 (почему-то указано, что Фаворского только оформление; в принципе, правильно, но так обычно пишут про книги, в которых у художника нет никаких иллюстраций, а только шрифты, да виньетки).

Фаворский считается реформатором книжного искусства, при жизни был назначен классиком, официально признан (Ленинская премия). Фаворский — реформатор, но совсем не в стиле модерн. Это важно — мирискусники до революции в России были всё же вторичны, они подхватили течение модерна, придуманное не ими. Фаворский оригинален (ну, или нам меньше известны мировые тенденции в этом направлении).




Иллюстрации Фаворского к "Домику в Коломне" известны больше, чем сама поэма Пушкина.

Восторг вызвали в своё время именно гравюры на полях книги — такое вторжение иллюстраций в текст (не зря в каталоге-справочнике указывается на приоритет Фаворского в этом приёме — Кузьмин будет не первым). Вот несколько примеров.





Ну и все страничные иллюстрации (фронтиспис отдельно считается).



Вот, собственно, и всё.

О стиле Фаворского написано очень много в специальной литературе. Там, понятно, полный восторг... Я тоже значение Фаворского признаю. Но не могу не сказать, что Фаворский всё же не только притягивает, но и отпугивает. Он как раз "музыку разъял как труп".

Картинки Фаворского откровенно, подчёркнуто уродливы — уродство, понятно, как особая эстетическая форма (Пушкин про себя писал: "Потомок негров безобразный"). Это уродство Гуинплена, которое одно только и может вскружить голову пресыщенным знатокам. После войны Фаворский будет резать "нормальные" картинки, но это будет сухо и, честно говоря, скучновато. Можно было бы подумать, что ксилография всегда такая угловатая (всё же резцом по дереву — это вам не беличья кисть), но это не так. Фаворский намеренно угловат и намеренно вырезает манекены вместо фигур.

Почти уверен, что критики говорили о близости Фаворского к титанам Возрождения. Само собой такое напрашивается. Ну, наверное, Фаворского можно сравнить с "суровым Дантом": все почтительно замирают, рассказывают друг другу, какой трепет их объял... Некоторые читают, очень высоко ценят. Но, по-моему, никто не любит.


Статья написана 18 апреля 11:33

Пушкинское "Лукоморье" (вычлененное из "Руслана и Людмилы" как отдельное стихотворение) уже было представлено несколько раз как антреме между "Онегиными". Сейчас, после показа всех моих "Онегиных"  даю обнаружившиеся (и даже прикопившиеся) остаточки "Лукоморий".

1) Отдельное издание (книжка-игрушка)


Это издание не вошло из-за позднего времени появления в каталог-справочник. На Фантлабе книжки не нашёл. Попробую дать библиографическое описание.

Лукоморье. — М.: Малыш, 1987. Книжка-игрушка. Художник и автор конструкции С.Яковлев. — 28х22 см; 16 с.  

ЯКОВЛЕВ С.: цв. ил. на каждой странице.

Тираж 300.000 экз. Цена 1 руб. 20 коп.

Подобные советские книжки 3D вызывают особенно ностальгические чувства. Всё-таки они были прекрасны, особенно если ещё можно было двигать специальными планками: окна открывались, герои появлялись и т.п. (в этой книжке такого нет).

Фотографировать такое чудо сложно, надо ведь объем показать. Ну, как получилось:





2) Единичные иллюстрации из сборников

В единичных иллюстрациях художники стараются передать концентрированное содержание всего стихотворения. Получается групповой портрет всех упоминавшихся персонажей. По-своему, очень интересно. Полное описание новых сборничков дам потом, когда до сказок доберёмся.

2.1) Художник А.Елисеев

Известный и многими любимый художник: https://fantlab.ru/art613. Хотя однообразный и в больших количествах (а он всегда в больших количествах) утомляющий. Но всё это искупается тем, что у Елисеева картинки весёлые и добродушные.


Пушкин А.С. Сказки. — М.: Оникс, 2008

2.2) Художник С.Ковалёв

Художник, который для меня ассоциируется с уральскими издательствами. На Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art1332.  Я к Ковалёву отношусь настороженно — мне кажется, что он очень шаблонный, но при этом ядовито-яркий (по цветовой гамме, понятно). И  в этом плане Ковалёв для меня предстает чуть не родоначальником всех современных полухудожников-полудизайнеров. Не припомню, чтобы в советское время Ковалёва в центральных издательствах печатали — видимо, вот из-за этого провинциализма. Но сейчас его книги московские издательства выпускают, да ещё и пишут, что он "волшебник-сказочник" (https://www.labirint.ru/books/629433/). Вот что значит старая советская школа — для сегодняшнего дня это уже само по себе свидетельство уровня...

Ну а картинки к "Лукоморью" такие. Первая — традиционная из обычного советского сборника пушкинских сказок. А вот вторая поинтереснее. Она из "Руслана и Людмилы" девяностых годов. К самому прологу иллюстрации нет, но внезапно ближе к концу видишь, что Руслан едет именно по Лукоморью — многие персонажи на месте (царевны с волком нет — но это чтобы Руслан не отвлекался, а то спасать кинется). Необычно и оригинально.


Сказки. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979

Руслан и Людмила. — Пермь: Стрелец, 1998.

2.3) Ника Гольц

Это из книги Шарова "Волшебники приходят к людям", которая уже была у нас в связи с "Онегиным": https://fantlab.ru/blogarticle54337.

Ну здесь первая картинка — собственно к "Лукоморью", а две других — Пушкин с котом учёным (распространённая тема, но у Гольц она чисто биографическая).




2.4) Иткин

Проходная картинка Иткина. Особенность только в том, что это сборник не сказок, а стихотворений (да, размываются жанровые границы без надзора Пушкинского дома при Академии наук).


Пушкин А.С. Стихотворения. — М.: Дрофа-Плюс, 2005

3) Около книжной иллюстрации

3.1) Экслибрисы

Миниатюру с экслибрисами я уже показывал там же, где и Шарова в иллюстрациях Ники Гольц. Как ни странно, к "Лукоморью" всего две композиции — может быть потому, что эта тема откровенно напрашивается в экслибрисы и потому считается очень неоригинальной.



3.2) Почтовые марки

Нет-нет, марки я не коллекционирую. Но затесалась вот такая книжка — чтобы иметь общее представление.


А.С.Пушкин в почтовых марках мира. — М.: Московские учебники и картолитография, 2000

На самом деле, из этой книжки даже общего представления вынести нельзя: типичная компиляция из всего, что под руку попалось (поместили марку с изображением теплохода "Пушкин"). Но пара марок с "Лукоморьем" есть. Причём вторая марка — из непризнанной республики.



Ну вот, с "Лукоморьем" тоже закончили.


Статья написана 6 апреля 18:06

Остатки сборников из моей коллекции, где имеются иллюстрации к "Онегину".


Посмотрим эти издания.

1) Сборник 1929 года


Добавления к библиографическому описанию. Тираж. В выходных данных он обозначен как 15.000 экз. Но на титульном листе стоит: "Пятое издание", а ниже — в скобках загадочное "76 — 90 тыс." Что это? Наверное, количество экземпляров дополнительного тиража, который назван пятым изданием. Цена в выходных данных не указана. Что-то есть на задней крышке переплёта, но совсем стёртое — ничего разобрать не удалось.

Этот том — самое старое советское издание в моей коллекции (есть что-то дореволюционное, но там совсем неинтересно). От художника сохранилась только фамилия. Скорее всего, этот Н.Алексеев был простым поденщиком. Картинки как для детской стенгазеты: крупно и чётко. Но всё же  неплохо — Татьяна такая курносенькая...


Первая встреча

Дуэль

Последняя встреча

В сцене последней встречи Онегина с Татьяной — композиция и вид из окна как у Добужинского (https://fantlab.ru/blogarticle53287). Кого-то уже ловил на этом, но там были последователи, а здесь — незнаменитый предшественник. Неужели общее место (созданное в процессе независимого параллельного творчества)?

2) Сборник от ИДМ 2016 года


Даю библиографическое описание по образцу каталога-справочника.

Стихотворения. — М.: Издательский дом Мещерякова, 2016.  — 19,5 см; 426 с.  

РУШЕВА Н.: 46 ил.: Стихотворения — ил. 27; Евгений Онегин — 19 ил.

Тираж 5.100 экз.

Надя Рушева как художница представлена на Фантлабе: https://fantlab.ru/art2430. А издание отсутствует.

По самому изданию: после анонса издательства очень ждал эту книгу; купил сразу, не дожидаясь отзывов. Покупка книг издателя Мещерякова — дело рискованное и азартное: Мещеряков держит публику в напряжении: как именно получится обещанное? Чаще всего, диссонанс такой: прекрасные идеи, которые реализуются спустя рукава (известная история с творческими неуравновешенными личностями: воплощение задумки уже неинтересно, надо торопится с новыми проектами...). Вот и здесь: неожиданным бонусом был "Онегин" (ну никак его наличие в сборнике с названием "Стихотворения" не угадывается ). Разочарований тоже хватило...

Но в целом относительно этого издания  от упрёков в адрес Мещерякова лучше воздержаться: аналогов этому проекту не было (альбомы Нади Рушевой есть, а собственно проиллюстрированных книг не издавалось). Возможно, огрехи издания связаны совсем не с тем, что работники издательства просто напихали в книгу первые попавшиеся картинки (пишут, что после Нади осталось много тысяч рисунков), а с тем, что  выбирать было не из чего...

Законченного цикла к "Онегину" у Нади нет: картинки создавались в разное время, поэтому там в иллюстрациях к одной сцене и платье, и причёска могут быть разные. По имеющимся в сборнике иллюстрациям видно, что Надя много внимания в "Онегине" уделяет женской линии: много хрупких девушек (обе сестры хрупкие, Татьяну опознаём по цвету волос), несколько раз обе сестры вместе нарисованы. Произошло этакое "очеловечивание" Ольги — и, как следствие, Надя много рисует Ольгу с Ленским. Видимо, эта грустная линия её впечатлила. Никаких дуэлей, конечно, нет.


Татьяна

Ленский с Ольгой

Ещё раз

Две сестры

Много иллюстраций вокруг последней встречи Татьяны и Онегина (там, вроде, у Нади сам Онегин в первый раз и появляется).  То ли так и было у художницы, то ли работники издательства наугад пачку иллюстраций к последней главе вытянули из стопки...


...К ней подводит // Родню и друга своего

Княгиня смотрит на него...

Она его не поднимает...

Она ушла. Стоит Евгений // как будто громом поражён

Что сказать о Наде Рушевой? В 1960-е гг. многие художники пытались рисовать "как ребёнок" — а тут настоящий ребёнок рисует так,  как многие взрослые стараются... Интерес к ней был как ко всякому вундеркинду — т.е. как к зверушке.  Мне кажется, что всерьёз изучать её творчество (вне связи с грустной биографией) можно только с позиций того, как ребёнок (подросток) воспринимает литературу.  

3) Миниатюра 1987 года


Предлагаю такое библиографическое описание:

Пушкинские экслибрисы. — М.: Книга, 1987. — 10,5 см; 306 с.

141 экслибрис (разные художники советского периода).

Тираж 7.000 экз. Цена 4 руб.

У критиков и ценителей существует повышенное внимание к экслибрисам: много книг, альбомов (как правило, очень дорогих). Возможно, экслибрис как ограниченная по многим критериям композиция видится чем-то сродни японским поэтическим миниатюрам, где соединились краткость формы и богатство ассоциаций.

В основном, в экслибрисах на пушкинскую тему встречается портрет самого Пушкина. Тоже интересно... Картинок к произведениям среди экслибрисов не много. На онегинские темы пара экслибрисов встретилась. Вот они.



4) Ника Гольц


Книга такая: Шаров А. Волшебники приходят к людям. — СПб.-М.: Речь, 2015. Это переиздание книги 1970-х гг. На Фантлабе книга есть: https://fantlab.ru/edition159313. Ника Гольц — чудесная художница — на Фантлабе тоже представлена: https://fantlab.ru/art422.

Специально к пушкинским произведениям Ника Гольц иллюстраций не создавала. Но в этой книге, в связи с отсылками к пушкинской теме есть картинки к сказкам Пушкина — и одна картинка по онегинским  мотивам. Неожиданно! Для иллюстраций Ники Гольц требуется очень хорошее качество воспроизведения. "Речь" — одно из лучших современных издательств (среди российских, конечно). У них в этой книге тоже всё получилось.


5) Примитивисты-наивисты


Книга такая: Пушкинские образы в творчестве наивных художников России. — М.: Муниципальный музей наивного искусства, 1999.

Это, конечно, из серии курьёзов. Особенно, если наивисты иллюстрируют "Онегина" (имеются в виду настоящие наивисты-примитивисты, а не художники-эстеты типа Митьков). Одна картинка к "Онегину" в этом сборнике есть. Пусть будет и в обзоре





Всё. "Онегины" в моей коллекции кончились. Какие ещё есть онегинские циклы? Современные художники своими прочтениями "Онегина" не балуют. Наверное, для стимулирования новых циклов к "Онегину" нужен заказ приличного издательства с серьёзными деньгами. Но тогда есть вероятность того, что купить изданную книгу будет не по карману (как со многими изданиями "Вита Новы" происходит).

Из того, что хотелось бы приобрести:

P.S

Из советских времён есть сведения об иллюстрациях прибалтийских художников.




Очень необычные. Но мне не попадались.

P.S.S

Было ещё такое издание — в митьковском стиле.


Я это издание видел в своё время в магазинах, но не купил — дорого показалось за сомнительные ценности (тыщи две стоило). Зря, наверное, не купил. Сейчас пока у букинистов это издание не встречается.

P.S.S.S

По сети ходят красивые картинки Д.Белюкина (сын известного советского графика, представлен на Фантлабе: https://fantlab.ru/art6823).






Жаль не издано (в сети уже во многих случаях ссылки не открываются, так что даже полной сюиты посмотреть не удалось).




Ну вот и всё, расстаёмся с "Онегиным".


Статья написана 30 марта 17:11

В 1949 году в СССР праздновали второй (после 1937 года) юбилей Пушкина (на сей раз — со дня рождения, а не со дня смерти как в первый раз). Считается, что этот второй юбилей был более казённым, но и более спокойным, чем юбилей 1937 года. По моим прикидкам, юбилейных (т.е. подарочных, пышных, но не обязательно иллюстрированных) изданий было выпущено больше, чем в преддверии юбилея 1937 года, но художественный уровень иллюстраций оказался невысоким. Скучновато получилось.

В связи с цветными иллюстрациями Рудакова, я упоминал об огромном томе "Поэзия" — см. https://fantlab.ru/blogarticle54122.

В моей коллекции есть ещё два юбилейных сборника с иллюстрациями к "Онегину".




Сначала — однотомник избранного под названием "Сочинения", чуть-чуть поменьше по формату, чем томище "Поэзии".


Дополнения к библиографическому описанию. Тираж не указан — странно. Цена (на задней крышке) — 30 руб.

В этом томе "Сочинений" картинок мало и их подбор не впечатляет. Но, может быть, получится сделать какие-то выводы о характере эпохи, если попытаться понять принципы подбора иллюстраций.

Во-первых...

Во-первых, в подборке есть дореволюционные картинки разных художников.


Художник Микешин

Репин

Кардовский

Интересно, по какому принципу были подобраны художники? Они все добились признания до революции — это общее. Но эти художники очень разные по своим анкетным данным — и умерший до 1917 г. (Микешин), и эмигрировавший (Репин), и перешедший на сторону советской власти (Кардовский).  

Тут важно то, что именно иллюстрации сделаны до революции, а что было дальше — ну, что ж... Возможно, так демонстрировалась преемственность или даже примирение СССР и Российской Империи — в 1937 году этого, понятно, не было.

Единственное, что надо добавить: Репина могли бы и цветную репродукцию дать. Хотя у Репина к "Онегину" и нет цикла иллюстраций, а кое-что вообще только в виде живописи маслом существует, но часто издатели используют фрагменты этих полотен для обложек своих изданий "Онегина" — бренд (за рубежом покруче Пушкина), да к тому же и бесплатный!



Во-вторых...

Во-вторых, имеется силуэт работы художника Ильина, чьё творчество целиком укладывается в советское время.  


Понятно, этот силуэт отнесён к началу последней главы: "В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал...". Подходит, конечно, но дело в  том, что у Ильина это иллюстрация из цикла, специально созданного к пушкинской лирике (издан этот потрясающий цикл в том же 1949 году).


Так что редактор, воткнувший этот силуэт в "Онегина" проявил эмоциональную тупость. Но если предположить, что подбор иллюстраций для тома — это смотр достижений, то надо признать, что на фоне дореволюционных художников Ильин смотрится очень достойно (а по моему мнению, так и вовсе всех затмил). Тогда получается, что выбор для презентации был удачным.

И, в-третьих...

В-третьих, Кузьмин.



Его иллюстрации из этого издания я уже показывал — с грустью, как пример вынужденного упрощения: https://fantlab.ru/blogarticle53273. Но если поверить, что была какая-то концепция в подборе иллюстраций — то эти картинки Кузьмина можно рассматривать как смирение художника и, тем самым, как его примирение с классической русской графикой.

Все встретились под одним переплётом, всех одинаково ценит в 1949 году издатель такой политически важной литературы как "Сочинения" Александра Пушкина. Концепцию эту я сейчас только придумал — иначе было бы совсем скучно. Да, много у коллекционера барахла в коллекции. Но ведь за рамками коллекции вообще никто не поинтересуется...




Теперь — трехтомник "Избранные произведения".  



Добавления к библиографическому описанию: Тираж каждого тома — 50.000 экз. Цена каждого тома — 10 руб.

Полиграфически издание поскромнее, чем однотомник. В каталоге-справочнике его хвалят за подбор иллюстраций. Ну да, почти всё — новенькое; из Интернета образца 1949 года ничего не тырили. Но к "Онегину" иллюстрации очень скромные, страничных всего две, да плюс заставка и концовка. Есть заставка к "разделу" — она за рамками иллюстраций, принадлежит известному ксилографу М.Пикову.


Пиков

Некоторой интригой лично для меня было угадывание авторства страничных иллюстраций (в каталоге-справочнике однозначно идентифицируются только заставка-концовка). Потом сверился с данными, которые приведены в конце тома. Не угадал. Много думал. Решил вину свалить на художников.

Итак, два художника. Дехтерёв (есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/art1585) — художник очень известный; кроме того, о нём вспоминают как об умном руководителе детской иллюстрацией (с 1945 года — главный художник Детгиза). В моём детстве — в 1970-е — выходило очень много дешёвых детских книг с его картинками. Меня он как художник оставил равнодушным.

В этом трёхтомнике ему  принадлежат заставка и концовка к "Онегину", а также сцена дуэли. Кто бы мог подумать!


Заставка (Дехтерёв)

Концовка (Дехтерёв)

Дуэль (Дехтерёв)

Художник Ладягин. Я о нём ничего не слышал. Ему принадлежит сцена с Татьяной и няней. Именно эту иллюстрацию я Дехтерёву и приписал со стопроцентной уверенностью (скошенный подбородок Татьяны мне показался очень знакомым из дехтерёвских картинок к пушкинским сказкам).


Художник Ладягин

Ладягин тоже есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/art2323. Ознакомился: некоторые книги он вместе с Дехтерёвым иллюстрировал. Может, поэтому такое сходство?


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9  10




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 17

⇑ Наверх