Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dark Andrew» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 15 января 2014 г. 01:51

Я тут подумал, а ведь на дворе 15 января 2014 года, а я ещё не только не успел подвести итоги года 2013, а даже не проголосовал на традиционной фантлабовской "Книге года 2013".

Владимир Пузий свои рецензии в качестве намёков вот уже две недели выкладывает, так же что ли поступить? Потому как никак не могу я определится, какие же тексты меня наиболее впечатлили. Надо бы сесть и подумать.


Но так как мне некогда — господа и товарищи, а что для вас было лучшим — за что вы уже проголосовали в нашей книге года? А если не проголосовали — идите и голосуйте, и пусть победит сильнейший (то есть мой любимый кандидат, в которого я верю :-D).


Статья написана 12 декабря 2013 г. 16:36

Сегодня мы запускаем в тестовом режиме (без красот и трансляции на главную) рубрику "Быстрые фантастические новости". По сути — это лента новостей о том, что мы узнали нового и интересного о фантастическом книгоиздании — новые обложки, новые анонсы, новые авторы и так далее. Эта рубрика — именно новости, т.е. минимум аналитики и комментариев, только факты. Так получилось (не специально, честное слово), что сегодня новостей оказалось мягко говоря не мало, причём весьма интересных, если не всем, то очень-очень многим.


В общем, если вам интересно вовремя видеть всё новое — подписывайтесь. Предложения по рубрике можно писать прямо в комментариях к данной статье.


PS ссылку чуть не забыл: http://fantlab.ru/community612


Статья написана 11 декабря 2013 г. 15:12

Князь Олег Константинович возвращается с Маньчжурского фронта в Петроград на пару дней, но неожиданно его вызывает к себе государь Николай II и просит остаться в столице. А город и общество меж тем, за время отсутствия князя, изменились неузнаваемо... В небесах плывут полицейские цеппелины, возвышается над столицей стальная гиперболоидная башня гражданского инженера Шухова, механизация постепенно набирает ход. А в правящих кругах всё чаще слышно мнение, что машины гораздо благонадёжнее людей…

Альтернативная история, как направление, сейчас в почёте. И как может быть иначе, когда в реальности прошлое России печально, а будущее неопределённо? Именно отсюда растут корни у многочисленных текстов про попаданцев, которые меняют ход реки времени в соответствии с мировоззрением автора. Отсюда желание переиграть проигрыш в холодной войне, распад Российской Империи и прочие ключевые события, вплоть до княжеской Руси. Читателю нравится, читателю хорошо. Вот только изначальный смысл альтернативной истории, как жанра, переосмысливающего ключевые события какого-либо периода, казалось, потерян навсегда. Оказалось, нет.

Роман Владимира Ропшинова подкупает с первой строчки, с первой главы. Подкупает поражающей исторической достоверностью. Петроград альтернативного 1921 года не просто выглядит настоящим, он буквально встаёт перед глазами. И речь не только об архитектуре, хотя знатоки говорят, что весь город, вплоть до самых мелочей, именно такой, каким был Петербург в те годы. Речь о взаимоотношениях между людьми. Засилье примитивной попаданческой фантастики приучило читателей к тому, что все персонажи мыслят и говорят, как наши современники. А в «Князе» мы встречаем представителей практически всех сословий – от членов императорской фамилии до простых рабочих, от солдат до интеллигенции — отличия между ними разительны, и не только в речевых характеристиках. У них принципиально разная ментальность. Для россиян XXI века одинаково дико и неправдоподобно выглядят, и «долг Романовых – служить своей родине и народу», и подсознательная вера в единство царя и народа всех, включая самого государя. Как результат, в текст романа погружаешься, как в иную реальность, более удивительную, чем любая фантастика о внеземных цивилизациях.

И вскоре становится ясно видимым ключевое отличие романа от прочих альтернативно-исторических текстов. Всё дело в том, что «Князь», во многом, использует стандарты стимпанка. Но не те приевшиеся по фильмам и комиксам (дирижабли, паровые роботы и так далее), а социальные и исторические, заложенные ещё Гибсоном и Стерлингом. Промышленная революция раскрывает и усугубляет те проблемы, что были в обществе. В классическом стимпанке они показаны на примере Великобритании. Владимир Ропшинов делает то же самое для России.

Удивительно, но никто прежде не пробовал смоделировать развитие нашего, родного, самодержавия в эпоху технических чудес. Механизмы не просто повсеместно входят в жизнь всех без исключения слоев общества. Для страны, где большинство людей необразованы и нищи, для страны, чья общественная идея единства царя и народа была подорвана событиями Кровавого воскресения 1905 года, бездушные механизмы занимают в глазах простого люда места и царя, и бога. Вплоть до политического течения, идеалогия которого сводится к тому, чтобы из человека сделать машину.

Детали альтернативной России прописаны настолько хорошо, что на этом фоне сюжет о князе Олеге выглядит излишне предсказуемым и простым. Внимательный читатель уже в первой трети романа может разгадать главную тайну героя, а уж понять чем дело кончится в финале сумеет практически любой. И вот это – главная беда романа. В нём есть множество исторических фактов, поданных под видом фантастики, он даёт повод задуматься о развитии России, о судьбах людей в целом, но для души в нём практически нет ничего. Возможно, что это авторский замысел. Роман о людях и машинах совсем не обязан быть ярким и эмоциональным. Но даже если и так – в глазах читателя это явный прокол.

***

«Князь механический» достоин классической рецензии — с детальным рассмотрением основных персонажей, разбором конфликтов между правителем, в сердце которого страх, и народом, который не знает во что ему верить. Описанная эпоха, её деятели, для России была переломной. И пусть всё пошло совсем другим путём, аллюзии на события наших дней временами становятся пугающими. И это явная заслуга автора, недаром Антон Мухин, а именно он скрывается за псевдонимом «Владимир Ропшинов», более пятнадцати лет занимается политической журналистикой.


цитата:

— Воздушные патрули, ваше величество,— вмешался Николай Николаевич,— народ вовсе не смущают. Это все сказки, которые кадеты пишут в своих газетах, а интеллигенты читают и пересказывают друг другу. Простые же люди видят в цеппелинах над городом своих защитников. Кто как не цеппелины положили конец послевоенному разбою на улицах и сделали Петроград самым спокойным городом в империи? Да что в империи — во всей Европе!

— Я тоже полагаю, Ники,— сказал Сергей Михайлович,— что отменять патрулирование не стоит. Цеппелины никого не убивают просто так и знаменуют собой порядок. Каждому, у кого нет дурных мыслей, появление цеппелинов внушает спокойствие и уверенность. Если народ не увидит их в небе — он Бог знает что может подумать.



Рецензия впервые была опубликована в журнале сентябрьском номере журнала "Мир фантастики" за 2013 год.


«Князь механический»
Владимир Ропшинов
Князь механический
2013, роман

Какой была бы история России, если бы революция в 1917 году не удалась?
Петроград 1922 года, столица победившей в мировой войне империи — место действия "Князя механического". Но никакого триумфа в городе не чувствуется. Петроград продувается ледяным ветром, полицейские цеппелины шарят прожекторами по его улицам, и, когда они висят над головами, горожане стараются не думать лишнего. Сам император Николай II давно покинул свою столицу: там ему мерещились поднявшиеся из могил расстрелянные им рабочие. Генералы строят заговор, в подземельях города готовится армия механических солдат, а охранка, политическая полиция, не предупредит об этом царя.
Страх, интриги и опасность, словно паутина, опутали Петроград. И лишь один человек — вернувшийся с японского фронта командир аэрокрейсерской эскадры...



Статья написана 5 ноября 2013 г. 20:17

Друзья, а скажите пожалуйста, вы читаете новости сайта?

Я имею в виду блок "новости сайта" на главной странице, где идёт информация об открытых библиографиях, а также описываются лауреаты премий.


Если да, то напишите, пожалуйста, что вам там нравится?

Если нет, то напишите, пожалуйста, почему?

Главное — не молчите ;-)



ВАЖНЫЙ АПДЕЙТ

Речь идёт в опросе ТОЛЬКО вот об этом: http://fantlab.ru/news

На Фантлабе много разной информации, но мой вопрос касается исключительно данного раздела.


Тэги: фантлаб
Статья написана 26 октября 2013 г. 01:33

Так случилось, что я сегодня закончил чтение этого романа и просто не могу не написать пару слов (по поводу второго и третьего будет не пара и в МФ). Об этом романе, да и цикле в целом, слышал я так много хорошего, что попросту в него не верил. Ну не может такого быть, чтобы так хвалили и при этом и правда настолько было всё хорошо.

Впечатления, в итоге... неоднозначные, но так как рецензию писать мне не хочется, то буду краток :-).


Не обрадовало:

"Светлячок". Если вы смотрели сериал и/или фильм "Миссия "Серинити", то вы знаете концепцию от и до. Мало того, Вудинг не просто использует схожие типажи, он наслаждается созданием полной копии сериала с точки зрения основной концепции книги. И это — минус, и минус большой. Отдельно очень меня не порадовала точная копия одной из сцен фильма, описанная в книге. Кто-то скажет "поклон в сторону "Светлячка", а я скажу — своё писать надо.

Однако:

А если вы не смотрели "Светлячок", то будете в восторге.


Обрадовало:

Незамутнённая авантюрная фантастика/фэнтези (так и не разберёшь) в лучших традициях жанра. На месте всё: герои, эпизоды, сюжетная линия. И доброта, если это так можно назвать. Вудинг принципиально отказывается писать мрачно, безнадёжно. Сюжет позволяет превратить роман в реалистичное, на грани тёмного, фэнтези/фантастику (так и не разберёшь), но автору этого не надо. Поэтому герои, совершая весьма неоднозначные поступки, остаются положительными персонажами.

Однако:

Если вы не готовы принять правила игры, в которой авантюристы/пираты/неудачники — это наши парни (девчонки, големы, коты); если вы ждёте чего-то в духе Мартина или Аберкромби, то вы не по адресу. Это скорее Панов, чем Мартин, скорее Линч, чем Аберкромби. Но у Вудинга данный цикл написан лучше "Герметикона" и более лёгок, чем истории о Локки Ламоре.


Если бы меня попросили описать роман ассоциативно, то пришлось бы придумать химеру: "Аберкромби минус чернуха + "Светлячок".


Итого: чистейшая восьмёрка и море удовольствия от прочтения (кстати, да, читается в запой). Однозначно рекомендую, потому как не часто у нас появляются настолько чудесные образцы авантюрно-приключенческой фантастики/фэнтези (с этими воздушными кораблями, демонистами и прочими Императорами, так и не разберёшь).





  Подписка

Количество подписчиков: 537

⇑ Наверх