fantlab ru

Все отзывы посетителя Morzan

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Роберт Джордан «Дракон Возрождённый»

Morzan, 29 ноября 2021 г. 13:38

Нет-нет-нет. Я искренне пытался тебя полюбить, Джордан, но после этой книги, боюсь, наши пути с тобой разойдутся.

«Око мира» и «Великая охота» далеко не идеальные произведения, часто и густо нудноватые, но после них верилось, что дальше — лучше. В первую очередь благодаря потрясающему миру и хорошему слогу автора. Плюс, несмотря на некую затянутость чувствующуюся в произведениях, событийность зашкаливала.

И вот «Дракон возрожденный» стал той самой сутенерской оплеухой наотмашь.

По порядку.

1) 50% текста, если не больше, не происходит вообще ничего, а учитывая размеры книги – это непозволительная роскошь. В том же «Оке» экспозиция заняла первые 100 страниц, против порядка 400 здесь, и читались они интереснее, чем весь этот роман. На остальные же 350 страниц нам ооочень тонким слоем размазали незамысловатый сюжет. Шутка ли сказать – эпическое фэнтези! – а эпика завезли на 10 предпоследних страниц.

2) Джордан начал позволять себе решения, которые, если обойтись без мата, назовём «смелыми» (хотя уместно ли это слово, если от них за версту несёт прокисшим молоком, не уверен). Главный пример: вербовка Престолом Амерлин трех уже опостылевших подружек Найнив, Эгвейн, Илэйн, для охоты за Черными Айя. Три клуши, которые без году неделя начали направлять потоки задействованы в подобном мероприятии? Серьёзно? И мотивация – лучше не придумать. Престол Амерлин никому другому не доверяет. Вот никому за все время служения в Башне. Только причин доверять этой троице у нее тоже нет. Они отсутствовали в Белой Башне вместе с той же Лиандрин, которую уличили в службе Темному, и она могла элементарно за то время переманить (или силой заставить, как выяснилось в этой книге) их в свою группу анонимных черных айзседаек.

И таких примеров очень много… Мэтт, которому почему-то Илэйн решила поручить доставить письмо матери и для этого отдала бумагу, обладатель которой, может делать что угодно прикрываясь именем Престола Амерлин. Вот что могло быть попади эта бумажка не в те руки? И зачем вообще эти сложности? Опять же Мэтт, мановением руки автора, внезапно посреди третьей книги оказавшийся супер-крутым бойцом на боевых посохах и раскидывающий врагов похлеще, чем Брюс Ли. Новый персонаж Заринэ-Соколица, которая просто решила путешествовать с Перрином и ко (почему нет?!), и ни Морейн, ни Лан не против – пущай попутешествует с нами. Кучу народу убивают посреди таверны, а посетителям плевать, трупы убрали и хрен с ними – умерли и умерли. И так далее, так далее, так далее…

3) И коль я уже задел некоторых из них – персонажи. Единственному и неповторимому мессии этого мира, за которым хотелось наблюдать, Джордан уделил страниц 15?! И того меньше. Обидно за Ранда, откровенно.

Зато у нас будет в достатке бесячих Найнив, Эгвейн и Илэйн. Истеричные, наглые, опускающие каждого встречного мужика, ибо все мужики с набитыми шерстью головами. Особенно Найнив. Я не психолог и не психиатр, и не претендую, но у персонажа ярко выраженный недотр**. Так и задумано? По меньшей мере раз 70 в книге описано, как она дергает свою косу. Как же мне хотелось, чтобы она ее оторвала в конце концов. Постоянно орёт, даже на тех, кто ее спасает, визжит и считает, что кругом все идиоты кроме нее, крутой бабы из Эмондова Луга – Мухосранска почти на краю карты. Читать про нее физически неприятно и скучно, а в книге ее очень много.

Линии Перрина и Мэтта тоже откровенно скучны. У первого – волки, волки, волки; у второго – кости, кости, кости. Я понимаю, что это их фишка, дуга характера, называйте как хотите, но во всем должна быть мера.

И вот все эти замечательные персонажи, пересекают карту мира вдоль и поперек, умудряясь потусить в каждой встречной гостинице. Перрин каждую свою главу парится из-за волков, Мэтт играет в кости с каждым встречным-поперечным, три подруги под окном обмусоливают тему черных айя и видят сны, и конечно же коса, коса, коса.

Если кто считал, что Лев Николаевич мастер лить воды, то значит вы просто не знакомы с этим заклинателем ливней.

4) Лор. А точнее – его расширение. Его нет. В «Оке» и «Охоте» Джордан по всей видимости раскрыл слишком много, как я и опасался. Ничего нового «Дракон» не принесет, за исключением пары моментов, которые только портят общую картину. Серые люди и Гончие Тьмы.

Вот у нас уже ж есть и Черные Айя, и троллоки, и мурдраалы, и вот те летающие дряни, которые гипнотизируют (ну что-то около того), и просто куча людей служащих Темному (их кстати почему-то зовут «друзьями Темного», что странно). И вот зачем-то появились Серые люди, которые прирожденные убийцы, ибо продали душу Тени. У-у-у-у-у-у!!!!!

Эти прирожденные убийцы никого не смогли убить. Даже в Эгвейн, которая стояла спиной, Серый промахнулся стреляя с арбалета. Прирожденные убийцы, это да. И Гончие Тьмы такие же. Лан, когда узнал, что одна такая шавка в городе, бросился к Морейн, чтобы помочь, ибо это жеш ГОНЧАЯ ТЬМЫ. А потом Морейн стаю таких аннигилирует одним заклинанием. Вот зачем все эти существа? Чтобы просто их садили в лужу?

И кстати, Морейн. В первой книге она ничего не смогла сделать Отрекшемуся, который только вылез из западни и был очень ослаблен. А в этой книге она как говорится «ваншотнула» другого Отрекшегося. С чего вдруг такой «пауэр-ап»? Ааааа, автору так просто захотелось, хорошо.

5) Мэрисьюшность. Официально: Эмондов Луг — фабрика по производству Мэри и Марти Сью. Ладно еще мы схавали тему про Ранда, Мэтта и Перрина — они та'верены и Узор плетется вокруг них. Но теперь оказывается еще и Эгвейн с Найнив потенциально чуть ли не самые сильные Айз Седайки за тысячи лет, а Эгвейн к тому же про-сновидица, которых не было тоже уже почти 500 лет. При этом всем их даже не учат ничему в Белой Башне, они там только котлы драят да бухтят друг с другом об Черных Айя и тупых мужиках. В первой книге Джордан уделил внимания обучению магии в лице Морейн больше, чем за следующие книги. Они просто по дефолту круты.

И может, если бы было меньше книг в этом цикле, я ворвался еще и в четвертую – а вдруг?! Но их 14! + приквел. И судя по высоким оценкам «Дракона» и проседанию оценок в середине цикла: дальше-хуже. Увы.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Хирому Аракава «Стальной алхимик»

Morzan, 11 сентября 2016 г. 11:56

Свой отзыв я начну с того, что недолюбливаю японские комиксы (мангу). Нет, не из-за того, что «комиксы для детей» или «комиксы — просто картинки с минимумом текста». Нет, комикс, как жанр, имеет право на жизнь и мною горячо любим. Просто те манги, что попадались мне, были переполнены пафосом, абсурдностью, клише и такими роялями в кустах, что без крепкого словца на них невозможно было реагировать.

Но!

«Стальной алхимик» реально стал тем исключением, что подтверждает правило. И каким исключением! Сюжет, персонажи, посыл — абсолютно все на высшем уровне.

Сюжет. Строится он вокруг братьев Элриков — Эдварда и Альфонса — которые стали жертвами гордыни и большого желания вернуть к жизни свою мать. Пытаясь найти способ исправить последствия своих опрометчивых действий, они окажутся втянуты в круговорот событий — интриг, заговоров, постоянных сражений и вообще ситуаций в которых нужно будет принимать тяжелые решения. Параллельно тому как развивается история братьев, читатель окунается в мир СА.

Ключевой особенностью этого мира является алхимия. Алхимия — это наука о структуре материи. Используя энергию движения земной коры, алхимики могут разрушать материю и реструктурировать ее, создавая новые вещества. В основе этой науки лежит закон равноценного обмена — чтобы что-либо получить, нужно отдать взамен нечто равноценное. Помимо знаний о веществе, которое алхимик собирается реструктурировать, требуется круг преобразования (специальная кругообразная фигура).

Персонажи. Тут их огромное количество и все, абсолютно все, были живыми, поверьте мне. И проработанными были ровно на столько, на сколько нужно было для сюжета.

Остановиться на всех в одном отзыве не получится (да и не стоит заниматься таким жестким словоблудием), поэтому я остановлюсь на тех персонажах, которые мне полюбились больше всего.

Маэс Хьюз — подполковник аместрийской центральной армии. Ветеран Ишварской войны. Образцовый солдат и семьянин. Эпизоды с ним и его дочкой, по-моему, способны вызвать умиление даже у суровых мужиков.

Шрам — монах в прошлом, линчеватель в настоящем. Мой любимый персонаж. Жертва войны. Персонаж, который потерял всех дорогих себе людей в своей жизни и избрал путь карателя. Карателя тех, кто превратил, и без того ужасную войну, в кровавую баню, а именно государственных алхимиков.

Жадность — гомункул. Наверное, самый харизматичный персонаж манги. Жадность — персонаж, который дважды предавал Отца, и оправдывал свое отступничество тем, что был воплощением его желаний и стремлений, и в следствии этого не мог следовать за ним. Утверждал, что ему нужно как можно больше власти, денег, женщин

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хотя на самом деле, все чего хотел Жадность — иметь настоящих друзей
.

Зольф Джей Кимбли — государственный алхимик. Алхимик, который не просто так получил прозвище «Багровый». Жестокий, циничный человек, который реально кайфует от убийства других, в особенности ишварцев. Человек, который встал на сторону гомункулов не в следствии страха

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
или желания получить бессмертия
, а из-за садомазохистического желания увидеть, что будет, если их планы будут воплощены в жизнь. И несмотря на такой набор характеристик у Кимбли действительно есть внутренний кодекс
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в следствии чего он помогает Эдварду одолеть гомункула Гордыню, своего союзника
.

Кинг Бредли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
aka гомункул Гнев
— фюрер Аместриса. Сильная, хладнокровная, бескомпромиссная личность. Его личная драма — жизнь, которую он прожил следуя заготовленному сценарию (и не своему собственному сценарию, как вы понимаете).

Посыл. С посылом все сложнее, ведь как я уже смог убедиться, каждый видит то, что хочет видеть. И лично я вижу невероятно глубокое произведение о взаимоотношении самых разных людей с разными историями, разными судьбами. Произведение о дружбе, о любви, о коварстве, о долге, о превратностях жизни, о том, как люди закаляются или же ломаются в суровых ситуациях и о многом другом, о чем можно писать долго и нудно.

Я поражаюсь этому произведению еще и потому, что даже у такого циника как я, действительно ком подходил к горлу от некоторых моментов. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
похороны Хьюза
или же
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
смерть Жадности
.

Рекомендация к прочтению — бегом читать!)

Оценка: 10
– [  5  ] +

Джо Аберкромби «Немного ненависти»

Morzan, 28 декабря 2020 г. 14:29

НН худшая из книг о ЗК, даже учитывая, что ПЧИП в свое время показалась просто филлером. Да, осада Дагоски великолепна, но ни на что не влияет — просто эпизод из жизни горячолюбимого Глокты. А путешествия мага и ко показались скучноваты, да и, собственно, тоже ни к чему особо не привели. Но ПЧИП хотя бы не повторяла предыдущую книгу, в отличии от НН, которая оказалась сплошным оммажем на КиЖ.

Две главные сюжетные линии книги — восстание черни и война на Севере. При чем как и в первый раз есть тайный кукловод бунтовских мероприятий, и на Севере (манеже) — все те же. Приправим это полным бредом в виде бешенно штампующих продукцию фабрик, хотя торговать Союзу просто не с кем и вуаля! — НН готово.

Почти все главные герои — дети героев предыдущих книг. Страдали ли этим ЛПХ или Герои или Красная страна? Нет. Потому что это — дурной тон, как по мне. Но может герои то получились интересные? Давайте разберемся.

Принц-пьяница, который так-то хороший и умный парень, но вот не может реализовать себя пока (привет принцу Моргану из творения Уильямса) — персонаж, которому, по идее, должен сочувствовать, потому что он как бы не мразь, но алкота лично у меня никогда не вызывала никакого сочувствия. А если у вас вызывает — прямая вам дорога на электричку Москва-Петушки. Дочь Ищейки, из главы в главу извазюканная в грязи и дерьме, и каждый раз Джо акцентирует на этом внимание (ну а момент со струей мочи льющейся недалеко от ее лица — великолепен — прямо приятно читать ммм). Савин — типа сильная женщина, которая на самом деле просто бесячая и ее крутость прямо пропорциональна козырянию тем, кто ее отец. Финри дан Брок, мать Лео — сильная женщина (во всяком случае в Героях), а не вот это вот. Одно радует, что Джо сильно так посадил Савин на попец — это было хорошо и в духе старого Аберкромби. Коль был упомянут Лео, то сразу к нему — тупарь, который только и может махать мечом. Такие герои просто обязаны быть в фэнтези, тем более подобном, но на ПОВы такие товарищи не тянут. Логен и Трясучка тоже не гении, но они были сообразительными и чертовски харизматичными — в общем полной противоположностью Лео. Плюс в копилку НН идут Логен на минималках, он же Броуд; Клевер который вылез как черт из табакерки, и там он был, и с тем он дрался, но где это все? — напоминает классический приём мангак, которые печатаются в еженедельнике и в виду бешенного ритма не могут придумать настолько сюжет наперед, что какие-то вещи появляются просто посреди; мразотная версия Лео, а именно Стур Сумрак, и прочие.

Так и живем.

Ну и как же не упомянуть напоследок, что нам неоднократно повторяют какой Байяз страшный и опасный — снова и снова (бл я читал предыдущие книги, спасибо). Хотя учитывая кучу проигранных войн в Стирии, мятежи (не удивлюсь, если он за ними стоит, ОПЯТЬ), войну на Севере ОПЯТЬ — Байяз не так уж и страшен, а учитывая его лозунги, вообще складывается впечатление, что старик в глубоких маразмах, при чем давно.

Итог: 7/10, только из-за любви к Аберкромби и тому что это написано все еще складно и читается легко и с долей интереса.

ПсМ читать буду, но уже ничего от нее не жду.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри»

Morzan, 19 декабря 2021 г. 22:28

Читал я читал этот опус, и один вопрос не покидал меня: для кого это собственно написано?

В Маленьком/Большом сюжет отсутствует напрочь как явление. Тут, конечно, автору предъявить сложно, ведь он нас честно предупреждает в предисловии, что для него сюжет всегда на третьем-четвертом месте. Ок, ты автор, творение твое. Да и я знаю много творений, которые такие же камерные, бессюжетные, и построены исключительно на крутых диалогах. Но диалоги тут не такие, да их и мало. Зато чего у нас в переизбытке, так это персонажей, которых самое меньшее можно назвать… странными.

Читающие мой отзыв, возможно знакомы с Хроникой Убийцы Короля Ротфусса и помнят такую девчулю по имени Аури. Она была одной из многих удачных находок первой книги Ротфусса и хорошо оттеняла персонажей книги (того же Квоута) своей необычностью и фантасмагоричностью. А вот теперь представьте, что все персонажи Маленького/Большого – эквиваленты Аури, обдолбанные опиатами.

Нууууу… не совсем все. Там и-и-и-изредка встречаются кадры, которые в начале кажутся проблесками сознательного в этом бесконечном трипе. В начале. Потому что буквально на следующей странице Краули выдает самую настоящую крипоту. Откровенно говоря, местами роман выглядит так, словно Ирвин Уэлш решил написать сказку для деток. Вот вам дядюшка Оберон, который всю жизнь подсматривает за сестрой и внучатыми племянницами, пока те голенькие нежатся в лучах солнца, и фотографирует их. И это преподносится как что-то максимально естественное. Учитывая количество аллюзий на Алису в Стране Чудес, странно, что персонажа зовут не Льюис.

Кстати об отсылках, суть есть комментарии в конце книги. Поначалу меня впечатлял пласт, который заложен в романе. Тут и отсылки к философам и философским трактатам, к историкам и историческим трудам, к архитекторам и архитектуре разных времен, к развитию радио и телевещания, к другим произведениям, и так далее, и так далее, и так далее… Но достаточно скоро это все начало утомлять, а вскоре просто раздражать. Ну вот не верю я, что человек может быть сведущ во всех сферах этой бренной жизни. А соответственно, все это наполнение настолько искусственно, что начинает пробиваться отчетливый запах графомании. Понятно теперь, почему на написание у Краули ушло столько времени (опять же исходя из предисловия), но лучше бы он сюжету и персонажам уделил столько времени, сколько этой шелухе.

Язык вроде бы очень образный и красивый, и невооруженным глазом заметно мастерство автора как писателя, но читать это просто тяжело.

Вот для примера среднестатистическое предложение в Маленьком/Большом:

«Он узнавал о вдовах с древними голландскими фамилиями, которые жили, как он знал, на главных улицах в домах с высокими окнами и управляли супругами — вернее, недвижимостью супругов, а их сыновья — обычно Стилы или Эрики, худ.-дек-ры интер-ов, селились в кварталах богемы; о многочисленном семействе с невообразимыми именами на греческий лад, занимавшем несколько строений в зловонном квартале, мимо которого Смоки однажды проходил: семейство непрерывно росло, хотя всякий раз при просмотре алфавитного списка кто-то из него выбывал (цыгане, решил наконец про себя Смоки); о мужьях, чьи жены и несовершеннолетние дочки по частным телефонам ворковали со своими любовниками, пока сами мужья без конца названивали финансовым фирмам, носившим их имена; подозрение у Смоки вызывали субъекты, которые сокращали до инициала первое, а не второе имя: как правило, ими оказывались или сборщики налогов, или адвокаты, открывавшие конторы по месту жительства; иногда это могли быть полицейские чиновники, которые попутно занимались продажей подержанной мебели; Смоки установил, что почти каждый житель по фамилии Синглтон и все до единого Синглтери обитали в северной негритянской части города, где мужчины носили имена бывших президентов, а женщин называли по драгоценным камням — Перл, Руби, Берилл — с горделивой приставкой «миссис», и Смоки представлял, как они — дородные, темнокожие, сияющие — возятся в тесных каморках с кучей чисто вымытых детишек».

Это одно предложение! Я прямо ясно вижу, как Краули трогает себя, пока сооружает эту конструкцию.

Возможно этот роман понравится тем, кому зашел «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Но у Кларк в ее тягомотине действительно были интересные куски. Тут же…

Знаете, если это высокая литература (а это именно она и есть, если судить по дифирамбам от всех возможных товарищей во вступлении), то мне с ней не по пути. Я лучше пойду почитаю «Возвращение Рейвенора» Абнетта. На премии не претендует, зато бодро и интересно.

Пы сы. А дело ли в том, что это высокая литература? Я легко и с удовольствием читаю Дюма, Гюго, Маккалоу и многих других. Так что, возможно, дело сугубо в тебе, Джон. Сугубо в тебе.

Оценка: 4
⇑ Наверх