Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Алекс Громов» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9  10  11  12  13

Статья написана 14 июня 2017 г. 23:05
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Из моего интервью с писательницей Ольгой Покровской: «Сегодня, мне кажется, трудно ожидать от литературы духовных прорывов и откровений – они не вызовут резонанса в обществе потребления, и мы попросту о них не узнаем. Нынешняя роль писателя – удивлять, и не только текстами, быть яркой личностью, своеобразным «интеллектуальным аниматором». Таков запрос большинства. Но всегда можно попробовать «контрабандой» провести в пёстрой упаковке действительно важные вещи».

Интервью полностью можно прочитать здесь


Статья написана 9 июня 2017 г. 23:48
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.


«Римский легион императорской эпохи был торжеством организованности. Его базовая структура была настолько эффективна, что армии продолжают ее использовать и до сего дня: армейские команды, взводы, роты и дивизии — это древние контубернии, центурии, когорты и легионы. Императорский легион, созданный Августом, был чем-то вроде гигантского детского конструктора, где каждый компонент — от тяжелой пехоты до кавалерии, от артиллерии до вспомогательной легкой пехоты — можно было легко присоединить к другому, чтобы получить прочную, самодостаточную военную машину.

Эффективность организационной структуры, подготовка и тактика легионов внушали почтительный страх: они получили всеобщее признание, и многие заклятые враги Рима использовали их против самих римлян. Люди, которые некогда служили в римской армии и решили поднять восстание против Рима, не только организовывали свои собственные войска по римскому образцу…»

Стивен Дандо-Коллинз. Легионы Рима. Полная история всех легионов Римской империи

Среди миллионов людей, абсолютно равнодушных к военной истории, именно история римских легионов и многочисленные предания, связанные с ними, приобрели статус культовых, облекшись в киноплоть Голливуда. Это издание можно назвать настоящей энциклопедией, в которой рассказывается не только о великих победах и немногочисленных поражениях, но и о быте легионеров. В тексте, снабженном множеством фотографий, рисунков и схем сражений, описаны и организационные моменты, как на марше, так и в лагере, а также деятельность легионеров по охране самого император и дворца. Почему же почему легионы, ставшие прообразами для создания современных военных подразделений, все же пришли в упадок и не смогли спасти Вечный город? Ведь почти на протяжении четырех столетий имперские легионы Рима были самой грозной военной силой на нашей планете.

«Первый и первая половина II века н. э. стали золотым веком легионов: огромные армии числом до 100 тысяч легионеров с примерно таким же числом вспомогательных войск сметали перед собой все, и легионер мог надеяться уйти на пенсию, разбогатев от завоеванной добычи. Со смертью императора Траяна в 117 году н. э. ситуация изменилась. Римские войска, растянутые вдоль плохо охранявшихся границ, были вынуждены непрерывно обороняться. Вскоре империю стали постоянно раздирать внутренние противоречия. Зачастую контроль центра терялся, потом империя его возвращала и снова теряла. В ходе этого падало качество подготовки как самих людей, так и подразделений в целом, поскольку военачальники все больше и больше принимали на службу иностранных наемников и перенимали чуждые римлянам методы, создавали новые и новые боевые единицы и меняли организационные структуры легионов. Вместе с этими изменениями пришли постоянные поражения, которые влекли за собой новые перемены, еще больше ослаблявшие армию...»


«В конце ноября 1256 года на руинах Аламута, замка на вершине горы в северо-западном Иране, произошел разговор, который имел серьезные последствия. Несколько месяцев подряд монгольский хан Хулагу (1217–1265) осаждал эту крепость исмаилитов, убежденный, что это прибежище ужасных «убийц» и препятствие для монгольского контроля над Ираном… Одним из нескольких выживших при осаде Аламута был астроном, философ и эрудит Насир ад-Дин ат-Туси… Хулагу, внук Чингисхана, к 38 годам уже одержал множество побед, которые приписывал мудрым советам астрономов и астрологов. Теперь, пленив одного из наиболее почитаемых астрономов своего времени, он назначил его контролировать все религиозные вопросы и астрономические предсказания… Когда войско Чингисхана приблизилось к Нишапуру, Туси бежал в близлежащий исмаилитский замок, один из цепи крепостей, которые построили исмаилиты для защиты от наступления Низам аль-Мулька. Оттуда Туси перебрался в Аламут, где и жил более двадцати лет до прибытия войска Хулагу. При встрече с Хулагу он объяснил, что он не сможет выполнить возложенные на него астрономические задачи, пока все доступные астрономические таблицы не будут настроены на долготу и широту новой столицы Хулагу в Тебризе. Хулагу согласился выделить деньги на нужные сооружения. В результате была возведена четырехэтажная каменная обсерватория (28 метров в диаметре, на возвышенности, в местечке Марага, примерно в 70 километрах к западу от Тебриза). В здании также имелись библиотека из 40 000 книг, вывезенных монголами из Аламута, и комнаты для персонала и сотни учеников».

Стивен Фредерик Старр. Утраченное Просвещение. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана

Президент  Института по исследованиям Центральной Азии и Кавказа, в своей книге рассказывает, как «мусульманский ренессанс» (IX-XII веков) был связан с Центральной Азией. Рассматривая историю древних городов, Старр переходит к покорению этих территорий арабами, уделяя внимание Хорасану, династии Саманидов, роли тюрков. В главе «Странствующие ученые» объясняется, что же заставляло странствующих мыслителей путешествовать. Большинство из них не имели личного состояния и зависели от покровительства дворов эмиров и халифов, многие из которых не считали нужным поддерживать науку.

Сколько же было ученых в те времена в Центральной Азии? В начале XX века историк Генрих Зутер составил список (скорее всего, неполный) мест происхождения 515 математиков и астрономов, живших на тех территориях и по большей части из ранней эпохи Аббасидов. Зутер проследил имена по родному городу, название которого обычно прибавлялось к личному имени. Одной из первых медицинских энциклопедий на арабском языке был «Сад мудрости», составленный Али ибн Сахль ат-Табари, который изложил в этом трактате прототип психотерапии. Странствующим ученым был аль-Фараби, «отец» исламского неоплатонизма, который, по всей видимости, не имел покровителя в Багдаде, а в Дамаске работал садовником. Несмотря на то, что многие читатели «Тысячи и одной ночи» идеализируют Багдад времен аббасидских халифов, эпоха наивысшего расцвета оказалась слишком короткой, и наоборот, период упадка – слишком долгим.

Отдельные главы посвящены монгольской эпохе, Тамерлану и его наследникам. Описывая «пасынков Тамерлана» (это Великие Моголы, Сефевиды и Османы), Старр отмечает, что все три империи можно назвать «военными предприятиями».

«Один историк назвал империю Моголов «государством войны», но то же самое он мог сказать об остальных двух. Каждая рассматривала монархию с военной точки зрения, каждая выстраивала свою власть на несокрушимом тюркском войске. Но они также быстро овладели технологиями, необходимыми для литья мушкетов и пушек, из-за чего их иногда называют «пороховыми государствами». Все эти империи обогащались, облагая налогами сельское хозяйство, одновременно побуждая население участвовать в торговле, от которой в казну также шли налоговые поступления. К тому же три державы завладели городами, которые уже являлись великими центрами культуры, — Дели, Исфаханом и Константинополем и преобразовали их согласно своим взглядам».


«Несколько стрельцов и два их офицера, Циклер и Соковнин, составили заговор с целью убить Петра I, когда он еще жил в Москве. В определенное время все заговорщики собрались в доме Соковнина. Но два стрельца-заговорщика, почуяв боязнь и угрызения совести, отправились в Преображенское, где обыкновенно жил Петр Великий и открыли Государю заговор, который намеревались исполнить в тот же день в полночь. Петр Великий велел задержать доносителей и тотчас же написал записку капитану Преображенского полка Ляпунову, в которой приказал ему тайно собрать всю свою роту, в 11 часов ночи окружить дом Соковнина и захватить всех, кого он там найдет. Вечером Государь, воображая, что назначил капитану в 10 часов, сам в одиннадцатом часу в одноколке, с одним только денщиком, поехал к дому Соковнина, куда и прибыл в половине одиннадцатого… Наконец Государь услышал, что один стрелец сказал на ухо Соковнину: «Не пора ли, брат?» Соковнин, не желая, чтобы Государь узнал об их заговоре, отвечал: «Нет, еще рано». – Едва он произнес эти слова, как Петр вскочил со стула и, ударив Соковнина кулаком в лицо так, что тот упал, воскликнул: «Если тебе не пора еще, мошенник, так мне пора! Возьмите, вяжите их!» — В эту самую минуту, ровно в 11 часов, капитан Ляпунов вошел со своей ротой».

Исторические рассказы и анекдоты из жизни Русских Государей и замечательных людей XVIII-XIX столетий

Что такое анекдот? Мы привыкли, что это простенькая народная форма юмора, порой непристойная или даже скабрезная. А между тем в переводе с греческого это слово обозначает «неизданное» и в древности служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Со временем анекдотами стали называть рассказы о выдающихся исторических деятелях, знаменитостях, и их необычных поступках. В это недавно вышедшее издание вошли редко встречающиеся истории из шести сборников, опубликованных в позапрошлом веке, снабженных обстоятельным предисловием, рассказывающим о возникновении исторического анекдота в России, первые сборники которого появились во времена Петра I, ставшего одним из самых популярных персонажей народного фольклора. Многие из этих анекдотов связаны с Москвой и жившими в ней людьми. Так, среди упоминаемых в книге персонажей — просветитель Николай Новиков, издававший газету «Московские новости» и журнал «Московское ежемесячное издание», организатор в Москве библиотеки-читальни; директор московских театров (в 1831-1842 годах), а после – директор Оружейной палаты, популярный исторический писатель Михаил Загоскин; выдающийся проповедник, митрополит Московский и Коломенский (1787-1811 года) Платон; граф Иван Салтыков, генерал-фельдмаршал, назначенный в 1797 году Московским военным губернатором; Петр Обольянинов, генерал-прокурор, один из приближенных императора Павла I, в 1819-1828 годах являвшийся Московским губернаторским предводителем дворянства; предприниматель и меценат Прокофий Демидов, создатель московского Нескучного сада. Немало в книге занимательных и поучительных историй, связанных как с историей московских улиц, так и их жителей, прославленных или в наше время незаслуженно позабытых

«В 1847 году последовало учреждение губернских и уездных ловчих. Около Москвы появилось множество волков, забегавших иногда в улицы столицы. Генерал князь Щербатов, известный своей храбростью и, к сожалению, простотой, бывший в то время тамошним генерал-губернатором, донес об этом Государю Николаю I, испрашивая дозволения «учредить облавы для уничтожения волков, или, по крайней мере, для прогнания их в другие смежные губернии». Его величество, получив это оригинальное донесение, рассмеялся и сказал: «Так, пожалуй, он проходит волков в Петербург», — и приказал учредить должности ловчих для истребления зверей».


«В 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Османской империи, сефевидский шах Аббас I двинулся на Закавказье и завладел Азербайджаном и значительной частью Армении. По приказу шаха в 1604-1605 гг. были разрушены многие сели и города, а их жители, большую часть которых составляли армяне, насильно переселены во внутренние провинции Ирана, главным образом, в окрестности тогдашней столицы – Исфахана.

Переселив армян и создав на территории Ирана торговую колонию Новая Джульфа, шах стал лично контролировать дела армян… Контролируя армянскую общину, Аббас общался с ёе калантаром (старостой) и наиболее богатыми купцами, посещал их, разделял с ними трапезу, пил вино. Когда шах Аббас посещал армян Новой Джульфы, специально для него устраивались чтения стихов и танцевальные представления. В это время среди незамужних армянок возникает явная конкуренция за благосклонность шаха».

Армения – Иран. История. Культура. Современные перспективы взаимодействий. Сборник статей

В книгу включены научные статьи, посвященные различным аспектам армяно-иранских отношений, на протяжении многих веков. Материалы подготовлены авторами из России, Армении, Ирана, Италии, США, Узбекистана. Среди рассматриваемых вопросов много не очень широко известных, но важных для понимания основной темы. Например, влияние на развитие Армении ее пребывание в составе державы Ахеменидов, когда традиционная культура сочеталась и переплеталась с элементами персидской культуры. Или события сравнительно недавних времен, имевшие важное значения для всего региона.

30 декабря 1906 года владыка Персии Мозаффар шах, к тому времени уже находившийся на смертном одре, официально подписал указ, подтверждающий первую часть Конституции страны. Согласно Конституции, власть самого шаха отныне ограничивалась парламентом – меджлисом. После того, как 4 января 1907 года Мозаффар шах скончался, на трон вступил его сын Мохаммед-Али, который выступал против ограничения своей власти и не хотел признавать Конституцию. Шах отказывался подписывать принятые парламентом законы. В ответ недовольные его политикой группы начались борьбу, организуя покушения как на самого шаха, так и назначенного им премьер-министра Амин эл-Султана, убитого в августе 1907 года.

23 июня 1908 года Мохаммед-Али, пользуясь поддержкой Персидской казачьей бригады под командованием полковника Владимира Платоновича Ляхова (назначенного генерал-губернатором Тегерана), разогнал парламент. Конституция была отменена. Начались расправы.

«Первым и самым важным очагом спровоцированной шахом гражданской войны стал город Тебриз. Здесь восставшие народные массы консолидировались вокруг известного в городе «лути» (переводится примерно как «бедняк») Саттара. Вопреки своей малограмотости и малопочетной биографии (контрабандист, конокрад, чернорабочий, стражник в свите наследника престола), он проявил выдающиеся способности в деле организации народного сопротивления и руководства восставшим городом и последующем, благодаря своему лидирующему положению в революционном движении, приобрел приставку «хан» (Саттар-хан), а также почетное звание «Сардари Мелли» («народный генерал»). После реакционного переворота шаха Мохаммеда-Али 23 июня 1908 года, Саттар, в то время низший офицер персидской армии, вместе с двумя другими патриотами – рабочим-каменщиком Багироми садовником Карб-Али-Гуссейном – создал в Тебризе революционную армию, захватил арсенал, а затем и город, и объявил правительству шаха, что не сложит оружия до тех  пор, пока не будет восстановлена Конституция. Восстание получило широкий размах по всей стране, а именем Саттара стали нарекать революционные комитеты в разных городах и регионах Ирана. В феврале-марте 1909 года прошли восстания в Реште, Исфахане, Бендер-Аббасе, Бешере».


«Примерно в 30% телеграмм, поступивших в Центральный Комитет, региональные партийные руководители просили руководство дать разрешение на преследование, наряду с кулаками и уголовниками, других групп населения, отмеченных печатью враждебности, опасности или вредности. В их числе указывались заключенные священники, церковники, мусдуховники (исламское духовенство), ламы, националисты-террористы, белогвардейцы, спецпереселенцы (до 1934 г., а затем трудпоселенцы), «проявляющие за последнее время контрреволюционную активность и усиленное бегство из поселков», вредители на уборке урожая зерновых, поджигатели, члены банд, бывшие члены антибольшевистских партий, члены семей кулаков и уголовников, осужденных тройками по первой и второй категориям, помещики, члены казачье-белогвардейских организаций, реэмигранты, переправщики, жандармы, каратели и другие бывшие слуги царского режима и бывших эмиратов».

Марк Юнге, Геннадий Бордюгов, Рольф Биннер. Вертикаль большого террора. История операции по приказу НКВД №00447

Издание посвящено тому, как начинался печально известный «большой террор» и приобретал устрашающий размах. В центре внимания – одобренный Политбюро ЦК ВКП(б) 31 июля 1937 года документ, который называется «Оперативный приказ Народного Комиссара внутренних дел № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Прослеживается предыстория его появления и ход выполнения того, что чекисты между собой называли «кулацкой операцией». В то время партийные руководители, получившие разнарядку на выявление враждебных элементов, слали в Москву телеграммы, в которых просили дать им возможность выявить и покарать побольше врагов народа, чем это было предусмотрено изначально. Сам по себе факт, что этим занимались именно партийные деятели, объясняется тем, что хотя заниматься выявлением кулаков и «бывших», их арестом и предварительным расследованием преступлений против социалистической законности, должны были органы госбезопасности и милиции, основная ответственность за проведение репрессии лежала на партийном руководстве. Причем упор на постоянную бдительность и регулярные ситуации, когда вчерашний ответственный работник внезапно сам попадал в число обвиняемых, приводили к тому, что вновь назначенный на руководящую должность в том или ином регионе партиец (равно как и руководитель подразделения госбезопасности) всячески старался доказать свою благонадежность, обличая предшественника за троцкизм и усердствуя в проведении новых репрессий.

«В ходе проведения «кулацкой операции» подобные кадровые замены оказались важным инструментом дозирования масштабов террора со стороны московского руководства. Каждый вновь назначенный начальник управления НКВД и каждый новый партийный секретарь, ставший преемником прежнего, объявленного «врагом народа», вступал в свою должность с острой критикой его «троцки-стско-бухаринского» курса, вовлечение в крупные заговоры под руководством иностранных разведок и связь с противниками ВКП(б) внутри области. После такого доноса на предшественника и его шельмования назначенный сверху руководитель принимал облик хранителя большевистских добродетелей, ходатайствуя в Москве о новом лимите репрессий… Выборочная проверка протоколов обыска у лиц, приговоры которым выносили тройки, оставляет впечатление, что для большинства арестованных не удалось обеспечить доказательства. В редких случаях использовались письма от родственников или друзей из-за границы, календарь с портретом последнего царя или охотничье ружье с патронами. Обычно протокол обыска подписывался совместно с должностным лицом, например, на селе председателем или секретарем сельсовета, отчасти и председателем колхоза, в городе — сотрудником домоуправления».


«Исторические данные таковы: накануне войны из 17 командующих военными округами (с началом боевых действий многие из них стали командармами) 12 человек имели опыт руководства округом не более одного года, а из 20 командующих армиями 13 человек (более половины) имели опыт работы на этом посту не более полугода. В среднем накануне войны 75% командиров и 70% политработников имели незначительный (до одного года) опыт работы в занимаемых должностях». Репрессиям подверглись лучшие кадры. К тому же, «репрессии против кадров Красной армии нанесли огромный ущерб делу боевого обучения войск, привели к существенному ослаблению боеготовности частей и соединений… Перечисленные в словаре командиры, политработнки и другие категории высшего комначсостава являются первостроителями Красной армии».

Н.С. Черушев, Ю.Н. Черушев. Расстрелянная элита РККА. 1937-1941. Комбриги и им равные

В этом библиографическом словаре описано самое нижнее звено репрессированного высшего командно-начальствующего состава Красной армии. Оно являлось самым большим не только по численности, но и перечню занимаемых должностей. Авторы в предисловии описывают трудности, с которыми им пришлось столкнуться при создании энциклопедии. Например, невозможно было найти фотографии многих комбригов. При аресте красного командира происходил обыск к его квартире и служебном кабинете, фото, в том числе и семейные, изымались. «В ходе следствия эти фотоснимки нередко использовались в качестве материала для шантажа и морального давления на арестованного». А после вынесения приговора, снимки обычно уничтожались. Даже если какие-то фотографии оставались в семейных альбомах, уцелевшие родственники часто спешили избавиться от них, опасаясь уже за себя. В результате вдова или выросшие дети расстрелянного командира Красной Армии уже потом, когда начались кампания по реабилитации, часто даже не могли предоставить в военную прокуратуру ни одной его фотографии.

Примером судьбы красного командира может быть история Федора Алексеевича Померанцева, родившегося в 1896 году в городе Вятка в семье члена Вятского окружного суда. После окончания в 1916 году гимназии и затем Александровского военного училища, — подпоручик императорской армии, в мае 1918 года добровольно вступил в Красную армию. Участник Гражданской войны, сражался под Царицыном. С сентября 1919 года –врид командира 1-й бригады 38-й стрелковой дивизии. Крупный теоретик и практик укрепрайонов. В 1936 году был награжден орденом Красной Звезды. В августе 1938 года Ф.А. Померанцев был уволен в запас по болезни.

«Арестован 17 сентября 1938 г. Военным трибуналом Московского военного округа 5 марта 1939 г. по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 мая 1939 г. Таковы официальные данные Главной военной прокуратуры. По свидетельству генерал-майора в отставке П.Г. Григоренко, картина последних месяцев жизни Ф.А. Померанцева выглядела несколько иначе: «После ареста находился под следствием. Весной 1938 г. его поместили (ввиду помешательства) в военный госпиталь. Жене и сыну сказали, что обвинение с него снято. И пусть они постараются довести это до его сознания – может, это приведет его в себя. Но он никого не узнавал и ничего не сознавал. По просьбе жены навестил его однажды и я. Меня он тоже не узнал. Он не буянил. Лежал тихо, смирно, иногда что-то бормотал бессвязное… Так, не приходя в себя, не сознавая окружающего, он и оставил этот мир». Определением Военной коллегии от 15 октября 1959 г. реабилитирован».


«Не знать природных циклов, не ведать о смене времен года и жить лишь в бетоне и асфальте городов, стали и стекла, никогда не видев луга, поля, подлеска, перелеска, леса, виноградника, травяных зарослей, реки, — значит жить уже в цементном склепе, который однажды примет и тело твое, так и не познавшее мира. Отсюда вопрос: как таким образом обрести свое место в космосе, в природе, в жизни, ежели жизнь проходит посреди все загрязняющих моторов, электрического света, скрытых волн, систем видеонаблюдения, асфальтированных улиц и тротуаров, изгаженных испражнениями животных? С тем отношением к миру, когда он — объект в мире объектов, выйти из нигилизма невозможно».

Мишель Онфре. Космос: Материалистическая онтология

Описывая свое ощущение времени, известный современный французский философ и прозаик рассказывает, как в 1960-е годы, будучи ребенком, запомнил, как через родную деревню шли медленные кибитки с неспешной лошадиной поступью, мимо которых проскакивали тарахтящие машины. Так пересекались два времени – прежнее, вергилиевское время звериного шага, и новое, фаустовское время двигателя внутреннего сгорания. По мнению Мишеля Онфре, мы живем в мертвом времени, созданном машинами, предназначенными создавать виртуальную реальность. Связь между прошлым и будущим распалась. В результате люди теряют способность воспринимать даже смену природных времен года, а тем более представлять, как они связаны с трудом земледельца. Точно также становится непонятным, как воспринимать представление о времени, которое, конечно же, различно у кочевников и оседлых жителей, у селян и обитателей мегаполиса. Такое смешение лишает людей даже ностальгии по прошлому и предвкушения каких-то будущих радостей. Но не только о времени, как таковом, тут речь – Онфре обращает внимание, что с указанной проблемой связана и утеря способности читать толстые книги, воспринимать сложную музыку, то есть, клиповое сознание, свойственное многим нашим современникам.

«Появление африканского искусства означало, что его мир приспосабливают под наши ценности с музеями, выставочными залами с мертвой продукцией — лучшим подарком, который можно было предложить народу, воплощавшему Многообразие в самом прекрасном значении этого слова. Ограничение их вселенной искусством позволяло прикоснуться к этому миру, богатому альтернативными и позитивными ценностями, девитализируя его, при этом забывали африканское мировидение, онтологию, мысль, религию, философию, метафизику, удовлетворяясь копированием форм, не заботясь об их действительной глубине. Дадаизм, сюрреализм, футуризм, кубизм, этнология и этнологическое кино парадоксальным образом способствовали опустошению африканской витальности в истасканных формах европейского авангарда, парижских модах и увлечениях «музейщиной», Запад любит пришпиленных к пробковой коробке саркофага бабочек. Африканское искусство стало товаром, испытывая на себе закон золотого тельца… Великая анимистская мощь Африки остается не прочтенной людьми, умеющими читать».


«Латинское слово saeculum использовалось в ранне-христианских текстах в значении «мирское» в противоположность «духовному». Производное от него прилагательное saecularis составляет основу английского secular и французского séculier, которые в XVI в. стали указывать на нечто мирское, светское, а также не имеющее отношения или стремления к духовному и религиозному. Соответственно, «секуляризация» означает обмирщение, обращение к мирскому, освобождение от власти религии и клерикалов, и даже придание мирского характера церковному вероучению или устройству.

Термин «секулярное» использовался уже в период схоластики, но широкое распространение получил в протестантских странах, что было связано с поиском путей установления религиозного мира в условиях сосуществования в пределах одного государства нескольких религиозных деноминаций, стремившихся преодолеть доминирование той из них, которая признавалась в качестве государственной, а также с обострением противоречий между европейскими монархиями и Ватиканом, претендовавшим на политический диктат в обличье духовного руководства. При этом в католических странах, таких как Франция, наряду с понятием «секулярный» получило распространение понятие laïque (от греч. λαός или лат. laicus – «население», «народ»), обозначающее тех, кто не относится к священнослужителям».

Ислам и модерн: сборник статей

Вопрос, что заключено в понятиях «новизна» и «современность» в наши дни имеет особое значение, ведь сейчас многие изменения и новации, так или иначе, отзываются во всех частях мира. Разумеется, характер и степень этой реакции зависят, в первую очередь, от того, как новшества, порожденные объективными законами развития, соотносятся с традициями, свойственными той или иной стране. Издание объединяет посвященные этой проблеме статьи философов и культурологов из Ирана, где накоплен большой опыт в области сочетания прогресса и традиционности. Термин «модерн» в данном случае означает обширный комплекс явлений, тесно связанных с понятиями Нового времени, Просвещения, научно-технического прогресса. Авторы статей, включенных в сборник, подробно анализируют саму природу модернистских перемен, их положительные и отрицательные стороны, а также необходимость поддерживать баланс между духовно-нравственным и рационалистическим началом. Поскольку нарушения этого баланса были, по мнению исследователей, одной из основных причин печальных явлений наподобие тоталитаризма и потрясений, постигших в ХХ веке Европу, а вместе с ней и весь мир. При этом особо отмечается, что полный отказ от прогресса невозможен, а значит, это явление во всей исторической полноте и многообразии заслуживает самого тщательного изучения.

«В XIV–XV вв. стали возникать интеллектуальные движения и направления в искусстве, которые открыто именовали себя современными, противопоставляя свои принципы традиционным взглядам и убеждениям и даже вступая с ними в конфликт. С началом эпохи Возрождения между традицией и современностью (модерном) разверзлась пропасть, а с конца XVII – начала XVIII в. между ними началась борьба, которая достигла апогея в Великой французской революции. Уже начиная с XV в. слово «модерн» постепенно перешло из области искусства и литературы в сферу общественных наук и философии. На протяжении XVII в. оно постоянно присутствовало в интеллектуальных дискуссиях и спорах. На данном этапе сформировался и дискурс модерна, который вошел в публичный дискурс разных сообществ и создал соответствующие новые структуры. Осознав свою историчность, Европа дала начало новому стилю жизни, который пронизал все сферы человеческого бытия и обусловил рост культурного и научного богатства, а также веру в силу разума. Всё это позволило Европе добиться в процессе культурного и экономического взаимодействия с остальным миром господства над культурами, оказавшимися более слабыми, чем нововременная европейская, и это стало фактором, определившим историческую судьбу мира».


«Интернет вещей позволяет эпидемиологам отслеживать распространение вирусов практически в реальном времени. Администраторы супермаркетов анализируют, как люди совершают покупки, когда проходят между рядами с товарами, — на что смотрят и что берут. Производители одежды оценивают, как меняются вкусы, а в моде появляются новые тренды. Фармацевтические компании в реальном времени отслеживают характер спроса на выпускаемую продукцию. Городские коммунальные службы обрабатывают данные, полученные с измерительных приборов и прочих схем, чтобы регулировать пробки на дорогах, управлять работой сетей, контролировать потребление природных ресурсов и т.д. Интернет вещей затронет все области без исключения. Технологии повышают уровень интеллекта и развивают способность к обучению у всевозможных физических и виртуальных систем».

Сэмюэл Грингард. Интернет вещей: Будущее уже здесь

Люди привыкают к окружающим их всевозможным устройствам, и их исчезновение/не функционирование уже описывается в фантастике как непременный атрибут глобальной катастрофы. В книге подробно рассказывается о том, как могут повлиять новые технологии на жизнь людей.

По мере развития технологий – и скорее всего в самом ближайшем будущем – смартфоны станут распознавать запахи и вкусы, и к тому же начнут больше учитывать контекст, что откроет для этих устройств более широкие возможности использования. Возможно – для большинства подрастающего поколения эти умные устройства станут незаменимыми. Везде, где есть терминалы…

Рассказывая о предстоящем глобальном развитии промышленного интернета, Грингард обращает внимание, что в его центре находятся датчики, но для их управления и анализа полученных данных нужны компьютеры, системы хранения и программное обеспечение. Если сейчас генерируемые машинами данные составляют всего лишь около 15% всех данных, то в течение следующих десяти лет (а между прочим, в оригинале книга была издана два года назад) этот показатель может увеличится более чем в три раза, до 50%. Развитие промышленного интернета позволит легко отлеживать движение и перемещение объектов, а также состояния материальных запасов, и – что немаловажно – устанавливать личность. Для чего потребуются бейджи, снабженные средствами радиочастотной идентификации. Понятие личной информации неминуемо изменится. Что возможно в не очень далеком будущем? Повсеместное установление датчиков: в дороги, здания, почву, растения и живность, воду рек, озер и океанов…

Но с развитием технологий неизбежно изменятся и взаимоотношения людей. «Можете не сомневаться: в следующие 25 лет и дальше поиск способов «человеческого подключения» и взаимодействия станет проблемой. Все больше исследований говорит о том, что частое возникновение депрессий и неудовлетворенности в обществ можно (по крайней мере, отчасти) объяснить сокращением контактов и связей между людьми. По мере того, как мы начинаем пользоваться все большим количеством технологий, а также подключенных и автоматизированных систем, сохранять баланс между желанием новизны и основными эмоциональными и практическими потребностями будет все сложнее. В конце концов, неважно, сколько у нас устройств и насколько мы подключены – мы продолжаем быть людьми. И весьма сомнительно, что в обозримом будущем роботы или иные системы сумеют понять сложность человека и его мышление».


Статья написана 7 июня 2017 г. 00:39
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Из моего интервью с писательницей Мартой Таро: "...Ну а образец исторического романа — «Война и мир». Когда я писала цикл, именно эта книга была для меня маяком, идеальной вершиной на горизонте. Но в развлекательных книгах не требуется философская глубина Льва Толстого, и в моей ситуации главным было удержаться у подножия великого романа, а не скатиться к комиксу по его мотивам".

Интервью полностью можно прочитать здесь.


Статья написана 2 июня 2017 г. 23:35
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Алекс Громов. Нарком Фрунзе – М.: Центрполиграф, 2017 г. – 319 с. – [Всемирная история] ISBN 978-5-227-07490-4


На протяжении всего существования Советского Союза Михаил Фрунзе оставался один из самых популярных героев Октябрьской революции и Гражданской войны. Гениальный полководец-самоучка, под  чьим командованием войска Красной армии остановили Колчака, разгромили басмачей в Туркестане, форсировали залив Сиваш – практически перешли пешком море – и взяли штурмом Крым, последнюю цитадель армии барона Врангеля. Биография Фрунзе включает в себя и хронику первых мирных лет Советского государства, когда на смену отчаянным и бесшабашным красным командирам приходило следующее поколение военачальников, соответствовавшее новым задачам Советской власти и Красной армии. Это время предшествовало эпохе Сталина и во многом заложило ее фундамент.

Фрагмент главы «Загадка казачьего золота»

Войскам под командованием Фрунзе  в Туркестане противостояли местные казаки и элита эмиратов, армии которых не имели передового вооружения и современной боевой техники. Поэтому Красная армия несла в боях небольшие потери. Но о некоторых противниках стоит сказать особо.

В январе 1918 года в Астрахани Владимир Сергеевич Толстов (1884 — 1956)  был участником  восстания казаков против большевиков. В марте 1918 года, когда он вернулся после этого в расположение Уральского казачьего войска, в Гурьеве его выбрали атаманом дружины. Так он стал командовать группой Гурьевских уральских казачьих войск.

11 марта 1919 года в Гурьеве на Войсковом Съезде, согласно решению уральских казачьих станиц, которые не были захвачены красными, генерал-майор Толстов принял звание Войскового атамана Уральского казачьего войска. 8 апреля 1919 года стал командиром Отдельной Уральской армии.

20 декабря 1919 года он принял решение передать управление Комитету Спасения Уральского казачьего войска, оставаясь командующим Отдельной Уральской армией, но отказавшись от звания войскового атамана.

5 января 1920 года, после поражения Уральской армии в районе Гурьева, Толстов собрал уцелевших бойцов казачьей армии и гражданских беженцев, сопровождаемый своим личным конвоем вышел из Гурьева и предпринял героический поход в Александровский форт.  Существует версия, что он вышел из Гурьева в числе первых и лишь в сопровождении свиты, а далее его следы теряются. Столь быстрый уход вызвал волну неудовольствия и критики со стороны его подчиненных, офицеров и казаков. Никто из них не был в должной мере подготовлен к условиям зимнего перехода. Некоторые исследователи предполагают, что атаман просто бросил на произвол судьбы немало людей, и им пришлось самостоятельно, с огромным риском для жизни и неимоверными трудностями, добираться до Форта. В любом случае историки этот поход после прозвали «Ледяным Маршем» или «Маршем Смерти» и одной из причин называют некие скрытые от казаков мотивы, заставившие атамана прийти к такому решению. В сложных условиях, он прошел путь длиной 1200 километров вдоль Каспийского моря, по восточному побережью. Усталые люди шли при температуре ниже 30 градусов, по продуваемой холодными ветрами безлюдной пустыне.  

Возможно, что так поступить его заставил укрываемый им золотой запас войсковой казны, который Толстов намеревался тайно доставить в Форт Александровский. Особенно если поверить  информации, что на последнем перегоне в Форт умер заведующий Яицким банком, похороненный по приказу атамана с воинскими почестями.

В феврале 1920 года, из 15 000 человек начавших этот марш, до форта  дошло всего около 2000.  Многие погибли от обморожения и голода, и только часть — во время боев с красными.

Возможно, Толстов опасался, что  золото, которое было необходимо сопровождать в Форт, утонет при переходе по тонкому льду через залив Мёртвый Култук. Он мог также бояться, что оно может достаться красным. Из-за этого он желал спрятать золото казны в районе Прорвы. И там оно вполне могло бы храниться вечно. Впоследствии, из этих предположений, дополненных разными народными вымыслами, родилась легенда о некоем кладе. Хотя Толстов был вынужден часто опровергать подобные слухи и даже открыто заявлять, что он не прятал на Прорве золотую казну. Согласно более официальной версии, некоторую часть войсковой казны захватили красные, а остальное украли капитаны пароходов. Потому что выжившие после марша казаки были вынуждены эвакуироваться на Кавказ морским путем. Такое решение эвакуации было принято в Александровском Форте, когда он собрал «Малый Круг». Срочно эвакуировать оставшуюся часть Уральской отдельной армии и задействовать для этого суда Каспийской флотилии тогда им казалось единственным вариантом спасения.

Но даже в этом случае везде упоминалось вовсе не золото, а всего лишь серебро. Не исключено, что со временем скромное серебро «превратилось» в золото только благодаря красивой легенде о бесценном кладе, казне, надежно скрытой атаманом где-то на Прорве…

5 января 1920 года Фрунзе рапортовал Ленину о взятии Гурьева.: «Всего по приблизительному подсчету со дня взятия Самары и кончая взятием Гурьева захвачено у противника около 150 000 пленных, 600 пулеметов, 150 орудий, миллионы снарядов, более 100 000 винтовок, 6 аэропланов, шашки, пики, седла, десятки легковых и грузовых автомобилей, паровозы, громадное количество вагонов, технические и санитарные поезда, броневики, радиостанции, мастерские, интендантства, казначейства, запасы нефти и прочее».

Откуда могло взяться такое указанное количество пленных, при относительно небольших силах противника — можно только предполагать, что в штабе фронта в число военнопленных записали всех мужчин Гурьева и окрестностей, кроме стариков и детей...


На книжном фестивале "Красная площадь"
7 октября 1919 года Фрунзе издал приказ по войскам Туркестанского фронта № 03587: «Вы, доблестные войска 1-й армии, многомесячными усилиями в бездорожном районе, через горы, леса, по степным степям очищали путь в Красный Туркестан, где ваши братья вели упорную борьбу за свою свободу, где был приготовлен для окруженной кольцом врагов Советской России столь нужный ей хлопок, чтобы одеть нашу пролетарскую семью… Ваш могучий дух воинов-революционеров, воинов великой Рабоче-Крестьянской Красной Армии дал вам славные победы. Вы захватили за последний месяц свыше 55 тысяч пленных, много орудий, около 150 пулеметов, большое количество военной добычи… Свершилось! Путь в Туркестан свободен! Совет Обороны РСФСР, высоко ценя услуги, оказанные Советской Республике вашей доблестной боевой работой, постановил:

1. объявить вам в лице красноармейского и командного состава благодарность отечества;

2. выдать всему составу 1-й армии, участвовавшему в победоносном наступлении на соединение с Туркестаном, месячный оклад жалования.

Еще раз сердечно поздравляю вас с блестящим боевым успехом; твердо уверен, что вы навсегда закрепите свои победы там, в Красном Туркестане…».

Оглавление

С ДАЛЬНЕГО РУБЕЖА ИМПЕРИИ

«На грани гениальности…»

«Отдаю всего себя революции…»

Кровавое воскресенье

Первые шаги на боевом пути

Под смертным приговором

«Самопожертвования не хочу»

Фрунзе в сибирской ссылке




Статья написана 30 мая 2017 г. 16:06
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Рецензия А. Макаренко на сборник "Все игрушки войны" в "НГ-Экслибрис"


«Лежал в кармане команданте приказ взять это село, еще вчера должен был он поднять последних воинов и бросить их в бой. Село было ничем не примечательное, несколько покосившихся хижин да сараев. Но обороняли их такие же сорвиголовы, пришедшие из глубины континента, давно разоренного и отравленного войной, и которым терять было нечего. И возможно, в кармане их командира лежал такой же приказ: взять на рассвете их полузатопленные муссонными дождями временные укрепления. А селение оказалось посредине, без энергии, без связи, без защитных стен и подземных убежищ, над ним пролетали самолеты, проезжали танки, проходили разрозненные отряды в форме разных армий, а оно все стояло и не желало вымирать…». Более того, как это описано в рассказе Арти Д. Александер «Добрая память» жители селения нашли способ остановить войну, которая началась так давно, что никто не помнил ее причин.

В один из дней к линии окопов выходит старик, который рассказывает о кончине уважаемого школьного учителя, и просит один день не стрелять, чтобы можно было достойно совершить обряд погребения. А на следующий день  приносит солдатам свежевыпеченный хлеб. «И смотрели на его окна, едва освещенные горящими лучинами, забывшие о мирной жизни измученные люди, с таким чувством, словно пытаясь вспомнить нечто очень важное». И никто не отваживается снова взяться за оружие.

Обретение мира – одна из главных тем антологии. Если вдуматься, то еще недавно миллионы людей жили с мыслью «лишь бы не было войны», но теперь оказывается, что и само понятие, и содержание войны изменились. В рассказе Михаила Попова «Рая и Ада» тема предстает в виде тайного подтекста вроде бы традиционного противоборства мужского и женского начала в лихом водовороте флирта. Соблазн красивой жизни – страшная сила. А если прибавить к нему никем вслух не признаваемые проблемы уязвленного самолюбия…

Впрочем, истинная любовь способна если не предотвращать войны, то хотя бы по возможности залечивать раны: увы, противоречия, старательно подогреваемые искателями выгоды, в какой-то момент оказываются сильнее. Героям рассказа «Посол мира» выпало недолгое счастье понимания: «Он мог разделить со мной все, что чувствовала я, понимал с полуслова и полувзгляда, словно это было невероятное единство двух потерянных и нашедших друг друга душ…». А потом была долгая, с поистине галактическим размахом война двух непохожих цивилизаций, которую герой всеми силами старался предотвратить.

В рассказе Ольги Дыдыкиной «Укрощение Теиды» описано столкновение людей с нетронутой природой. Вот только красота удивительных деревьев Теиды не трогает сердца тех, кем руководит «жесткая коммерческая необходимость: без перезагрузки не будет прибыли». Теида будет завоевана, перезагружена, и от уникальных деревьев останутся пни… В рассказе А. Санти «Драконово поле» ясно показано, сколь роковым может оказаться желание победить любой ценой. «Он предупреждал их, что если вмешается в их войну, то и у врага появятся новые возможности, мир так устроен, равновесие. Он говорил, что станет хуже…» Причем это верно для обеих противоборствующих сторон.

Амария Рай в рассказе «История флорентийской куклы» описывает историю Пиноккио Санчеса, армейского барабанщика, который во время похода сорвался со скалы, получил тяжелые травмы и остался без ног. Но с этого началась у него новая жизнь, нелегкая, однако подарившая миру знаменитую сказку об ожившей деревянной кукле и прекрасной девушке с голубыми волосами. «Ступая шаткими деревяшками со скрытым от глаз пружинным механизмом, он широко расставил руки, балансируя что было сил, но на его лице была широкая победная улыбка – Пиноккио Санчес снова мог ходить!»

Среди произведений есть те, что повествуют о драматических, порой судьбоносных исторических событиях. Повесть Алекса Громова и Ольги Шатохиной «Выбор союзников» посвящена Первой мировой войне и ее предыстории, а также тем тайным пружинам, которые подталкивали народы к этой трагедии, навсегда изменившей облик Европы и всего мира. В художественный текст органично вплетены фрагменты подлинных документов и газетных статей того времени.

Сейед Нассер Табаи в рассказе «Сын своей сабли» обращается к судьбе Надир-шаха, последнего из великих завоевателей Востока. Он завладел прославленными сокровищами, о которых когда-то на заре своей жизни не мог и мечтать, он стал владыкой, но в силах ли он остановить начатую им же войну?

В сборник также включены произведения Павла Иванова, Алексея Васенова, Мунована Муноди и других авторов.


Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9  10  11  12  13




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 39

⇑ Наверх