Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 199  200  201  202 [203] 204  205  206  207 ... 220  221  222

Статья написана 16 декабря 2014 г. 07:26

1. Замечательный «Словарь польских авторов фантастики» стараниями Анджея Невядовского пополняется персоналией Леона Гомолицкого /Gomolicki Leon (род. 1903) – поэта, прозаика, эссеиста, публициста. Здесь же публикуется отрывок из романа Гомолицкого «Ковчег» («Arka», Warszawa, PIW,1970). Графика E. ХУДИМЫ/J. Hudyma.

2. В разделе рецензий Анджей Невядовский пишет о новом романе Леона Гомолицкого «Пространственная терапия» (не фантастика) (Leon Gomolicki «Terapia przestrzenna», Lódz, Wydawnictwo Lódzkie, 1983), Славомир Кендзерский/Sławomir Kędzierski знакомит читателей журнала с новым романом Богдана Петецкого «Первый землянин» (Bogdan Petecki «Pierwszy ziemianin», Warszawa, «Iskry», 1983), Дорота Валясек/Dorota Walasek анализирует роман бразильского писателя Марио де Андраде «Макунаима» (Mário de Andrade «Macunaima». Przełożył Ireniusz Kania. Kraków, Wydawnictwo Literackie, 1983), а Лешек Бугайский/Leszek Bugajski делится впечатлениями, полученными после прочтения новеллы Мирчи Элиаде /Mircea Eliade «Тайна доктора Хонигбергера» (Mircea Eliade «Tajemnica doktora Honigbergera» Prszełożył i posłowiem opatrzył Ireniusz Kania. Seria «Fantastyka i Groza». Kraków – Wroclaw, Wydawnictwo Litersckie,1983).

3. В ходе проведения «Дней фантастики» в Дзержонëве критики провели нечто вроде семинара, на котором попытались выяснить некоторые вопросы. Что представляет собой польский критик НФ сегодня и кем он был в прошлом? Каковы его взгляды, самочувствие, обязанности по отношению к писателям и читателям? Какие возможности он перед собой видит? Как, наконец, оценивает жанр НФ на фоне всех прочих литературных жанров? На эти и некоторые другие вопросы попытались ответить Тадеуш Госк/Tadeusz Gosk (переводчик и критик), Марек Орамус/Marek Oramus (писатель и критик), Антоний Смушкевич/Antoni Smuszkiewicz (критик и научный работник) и представители редакции «Фантастыки» Анджей Невядовский/Andrzej Niewiadomski (критик, научный работник) и Мацей Паровский/Maciej Parowski (критик и писатель), который и составил отчет о дискуссии. Критики попытались подразделить критику НФ на виды (с подачи Невядовского их получилось три: прагматичная критика – та, которая работает главным образом с писателями; научная – весьма полезная, только вот увязает в текстах невысокого полета; и художественная – способная говорить о социологии, политике, психологии, словом о чем угодно, чему тексты дадут предлог), поспорили о границах критики, прикинули, что критик должен делать и что делать может, перечислили достижения критики, обсудили особенности работы рецензента. «Как это ни странно, -- говорит Паровский, -- молодые и малообразованные читатели современной прозы НФ легко улавливают ее метафоры и символы, а рецензенты нежанровой прессы ведут себя так, словно они тупицы, напрочь лишенные чувства юмора – капризничают, прикидываются дурачками, не используют и малой части тех литературных знаний и того жизненного опыта, которыми в теории обладают. Например, рецензенты еженедельника «Tygodnik Kulturalny» делают это особенно настойчиво и демонстративно. Паненка пишет, что зря потратила на книгу ночь. Ну так может быть ей надо было книгу не ночью, а днем читать?» Ну и дальше там мно-о-ого чего интересного…

4. Польский знаток, библиограф и писатель фантастики Яцек Изворский/Jacek Izworski публикует следующую часть своей великолепной библиографии «Фантастические произведения, изданные в Польше после 1945 года/Utwory fantastyczne wydane w Polsce po 1945 r.» -- пока только книжные издания. В этой части библиографии завершено описание 1950 года и начато описание 1951 года.

(Продолжение следует)


Статья написана 15 декабря 2014 г. 20:50

6. В номере завершается публикация повести Сергея Снегова «Кольцо обратного времени». Пользуясь случаем, выставляю обложки книг предпоследнего (1988) издания трилогии на польском языке.

7. Блок польской прозы открывается рассказом Яцека Пекары/Jacek Piekara «Аmulet/Амулет». Графика Я.ГУТКОВСКОГО/J.Gutkowski. Нам уже приходилось встречаться на страницах журнала с Я.Пекарой (см. описание журнала № 8 (11) 1983). В отличие от его дебютного, переусложненного в стилевом отношении, рассказа, здесь очень простая, с использованием нераспространенных предложений и прямой речи, проза, сюжет которой базируется на конфликте психологий взрослого и ребенка.

На русский язык этот рассказ не переводился. Об авторе можно почитать здесь Карточка непереведенного рассказа тут И карточка и библиография требуют корректировки.

8. Далее следует рассказ Ришарда Гловацкого/Ryszard Głowacki «Powiew nieprawdopodobieństwa/Дуновение невероятности». Цветная иллюстрация АНДЖЕЯ БЖЕЗИЦКОГО/Andrzej Brzezicki и черно-белая П. УЛЯТОВСКОГО/P. Ulatowski. Теория вероятности допускает возможность отклонений от нее. Но, бывает, такие отклонения следуют одно за другим, складываясь в нечто вроде волны. А нельзя ли этим воспользоваться?.. На русский язык этот рассказ не переводился.

Ришард Гловацкий/Ryszard Głowacki (род. 1937) – инженер-геолог, специалист в области геологической нефтеразведки, писатель НФ, журналист, публицист. В научной фантастике дебютировал в 1976 году рассказом «Doping/Допинг», опубликованным в апрельском номере журнала «Mlody Technik». В 1976 – 1984 годах публиковал рассказы в прессе («Merkuriusz», «Mlody Technik», «ITD», «Prometej», «Problemy»).

В 1979 году вышел из печати его роман «Paroksyzm numer minus jeden/Пароксизм номер минус один», двумя годами позже (1981) – сборник рассказов «Raport z rezerwatu/Донесение из резервации», в 1985 году -- еще один сборник рассказов – «Powiew nieprawdobieństwa/Дуновение невероятности», в 1988 году – роман «Algorytm pustki/Алгоритм пустоты». Рассказы писателя вошли также в состав антологий «Gość z glębin/Гость (визитер, пришелец) из глубин» (1979),«Spotkanie w przesworzach/Встреча на просторах», вып. 1 (1982) и 3 (1985); «Wizje alternatywne/Альтернативные видения» (1990).

Отдав дань традиционным темам («чудесное изобретение» и его отражение в различных областях человеческой активности – например, в спорте, а также в науке), писатель в своих поздних произведениях все чаще использовал аллюзию, гротеск, сказочный элемент, иносказание. К сожалению (для нас, читателей), вероятно, в этом случае имело место то, что мы уже видели, когда говорили о Чеховском и Филяре (и, возможно, Аугустинеке): вынужденный выбирать между профессиональными занятиями и литературным трудом, человек принял решение не в пользу последнего. Хотя, и я это понимаю, были, возможно, и другие причины…

(Продолжение следует)


Статья написана 14 декабря 2014 г. 12:12

1. Ну что ж, давайте продолжим наши игрища – вернемся к содержанию журнала. На внутренней стороне передней обложки размещены краткая информация о БОРИСЕ ВАЛЬЕХО/Boris Vallejo и еще несколько репродукций (увы, черно-белых) картин из его альбома «Images».

2. В рубрике «Читатели и “Фантастыка”» -- 14-я «посадка» (Lądowanie XIV). Читатели жаждут комикса, хвалят за публикацию произведений отечественных авторов, сетуют на то, что среди последних мало работ известных писателей. Редактор сообщает, что устал читать критические замечания относительно блока «Космос начинается на Земле», поэтому удаляет его из номера. Обещает также с большим вниманием относиться к КЛФ и поспешить с установлением контактов с ними.

3. Рассказ американского писателя Тимоти Зана/Timothy Zahn, который в оригинале называется «Pawn’s Gambit» (1982), под адекватным названием «Gambit pionka/Пешечный гамбит» перевела АННА МИКЛИНЬСКАЯ/Anna Miklińska. Две цветные иллюстрации ВОЙЦЕХА ГВИЗДАЛЫ/Wojciech Gwizdała.

Этот рассказ совсем еще молодого в то время писателя с весьма занимательной интригой, касающейся игрового противостояния и в то же время союзничества представителей разных цивилизаций, был напечатан в антологии Д.Уоллхейма «The 1983 Annual World’s Best SF», получил признание читателей и критиков, номинировался на «Хьюго» в 1983 году и получил премию «AnLab» (ж-ла «Аналог») в 1982 году. На русский язык его под тем же названием «Пешечный гамбит» перевел В.Вебер, и он был напечатан в журнале «Ровесник» №№ 1-2 в 1988 году. О писателе можно почитать здесь Карточка рассказа тут

4. В номере опубликован небольшой (на половину журнальной страницы) рассказ венгерского писателя Йожефа M. Бардоша/József M. Bárdos, который под названием «Donos/Донос» перевел на польский язык ВОЙЦЕХ МАЗЯРСКИЙ/Wojciech Maziarski. Графика МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski. Это написанный и в самом деле в виде письменного донесения куда-то наверх рассказ о том, что может случиться, если доверить испытания «исполнителя желаний» женщине… К сожалению, ни об оригинале рассказа, ни об его авторе сведений у меня пока нет.

5. Рассказ аргентинской писательницы Анхелики Городишер/Angelica Gorodischer, который в оригинале называется «Los embriones del violeto» (1973), перевела на польский язык под адекватным названием «Zalążki fioletu/Зародыши фиолетового» МАРИЯ НОВАКОВСКАЯ/Maria Nowakowska.

Две цветные иллюстрации МАРЕКА ЗАЛЕЙСКОГО/Marek Zalejski. Обнаружена планета, где исполняются все желания. И возникает естественный вопрос: чего можно желать, и чего нельзя. И подсознательное начинает соревноваться с сознательным. И размывается граница между воображаемым и реальным… Замечательный замысел, столь же замечательное его воплощение. На русский язык рассказ под названием «Фиолетовые пятна» перевел В.Ильин (ж-л «Если», № 2, 2004). Карточка рассказа тут

Поскольку биобиблиография писательницы на ФАНТЛАБЕ пока не открыта, познакомимся с автором. Ангелика Городишер/Angelica Gorodischer (род. 1928) – аргентинская писательница, в творческом багаже которой находятся, наряду с научной фантастикой, реалистические произведения, реалистические произведения с элементами широко понятой фантастики, детективы. Уроженка Буэнос-Айреса, но с 1936 года живет в Росарио. Окончила педагогическое училище, затем училась на факультете философии и литературы Национального университете Океанского Побережья.

Ее первая книга – авторский сборник рассказов «Cuentos con soldados/Солдатские рассказы» -- вышла в 1965 году. С тех пор были изданы 12 романов и еще 10 сборников повестей и рассказов. Среди романов наиболее известны «Opus dos/Опус номер два» (1966), «Kalpa Imperial/Империя Кальпа» (1984, 2001), «Floreros de alabastro, alfombras de bokhara/Гипсовые вазы, бухарские ковры» (1985), «Jugo de Mango/Сок манго» (1988, 1995), «Prodigos/Чудеса» (1994), «La noche del inocente/Ночь невинного» (1996), «Tumba de jaguars/Могила ягуаров» (2005), «Tres colores/Три цвета» (2008), «Tirabizon» (2011).

Из сборников рассказов следует назвать «Las Pelucas/Парики (Волосы)» (1969), «Casta luna electronica/Каста “Электронная Луна”» (1977) «Bajo las jubeas en flor/Под цветущей юбеей» (1978), «Trafalgar/Трафальгар» (1979), «Las Republicas/Республики» (1991), «Corno triunfar en la vida/Как добиться жизненного успеха» (1998), «Menta» (2000), «Querido amigo/Дорогой друг» (2006).

Прозу А.Городишер часто сравнивают с прозой Хорхе Луиса Борхеса и Итало Кальвини. Ее произведения переводились на английский, немецкий, французский, чешский языки. Она лауреат множества национальных премий и «World Fantasy Award» (за совокупные достижения, 2011).

(Продолжение следует)


Статья написана 13 декабря 2014 г. 11:45

2. Анджей Вуйцик/Andrzej Wójcik (род. 1952) – польский писатель, критик, журналист, редактор, книгоиздатель, активный деятель отечественного и международного движения любителей и творцов научной фантастики, сооснователь Общепольского Клуба Любителей Фантастики и Научной Фантастики, сооснователь журнала «Fantastyka». Окончил филологический факультет Варшавского университета в 1976 году (дипломная работа, выполненная под руководством профессора Яна Зигмунта Якубовского, была посвящена проблемам научной фантастики), учился в докторантуре на кафедре польской филологии. Был активным деятелем студенческого культурного движения, четырехкратным лауреатом премии «Czerwona Róża», лауреатом V Фестиваля культуры студентов. В 1971 – 1982 годах активно участвовал в студенческой жизни – был руководителем варшавского студенческого клуба «UBAB», членом комиссии по культуре Варшавского окружного совета SZSP, членом комиссии по культуре Контрольного Совета SZSP.

В 1975 году вместе с Мареком Энглендером/Marek Englender, Отомаром Карповским/Otomar Karpowski, Анджеем Прушиньским/Andrzej Pruszyński и Мареком Нововейским/Marek Nowowiejski основал Общепольский Клуб Любителей Фантастики и Научной Фантастики/Ogólnopolski Kłub Milośników Fantastyki i Science Fiction (OKMFiSF) – величайшую из организаций такого рода в Восточной Европе. В 1976 – 1980 годах был вице-председателем Центрального комитета (Главного управления) OKMFiSF, в 1980 – 1981 годах – его председателем. Клуб объединил в своих рядах около 20 тысяч членов и предоставил возможности для товарищеских встреч практически всем тогдашним польским писателям научной фантастики, в том числе и тем, которые составили позже костяк творцов направления «социально-политической фантастики/social-political fiction» (Я. Зайдель, М. Паровский, Э. Внук-Липиньский, А. Кжепковский и др.). OKMFiSF сотрудничал со многими польскими газетами и журналами, организуя публикацию в них статей, заметок, небольших рассказов своих членов.

А.Вуйцик был также организатором первых в Польше конвентов и съездов любителей фантастики и конференций писателей фантастики. В 1982 – 1986 годах активно участвовал в международном SF-движении. Помимо прочего, был Генеральным секретарем Европейского союза SF, членом World SF Association, членом Science Fiction Writers of America (из поляков, кроме него, в этой организации побывали лишь С.Лем и К.Фиалковский). Вуйцик был трехкратным лауреатом премии Еврокона (за издательскую деятельность): в 1980(серия КАW), 1982 (серия KAW), 1983 (ж-л «Fantastyka») годах.

С 1976 года работал редактором, а затем заведующим отделом научной фантастики в редакции издательства «Krajowa Agencja Wydawnicza (КАW)». В 1982 году вместе с Яцеком Родеком/Jacek Rodek, Тадеушем Марковским/Tadeusz Markowski, Анджеем Кжепковским/Andrzej Krzepkowski и Адамом Холлянеком/Adam Hollanek (в качестве назначенного главного редактора) основал журнал «Fantastyka», а затем, в 1982 – 1984 годах, был заместителем главного редактора журнала.

В 1984 году продолжил работу в КАW, в 1987 году перешел на работу в кооператив «Presspol», наряду с этим исполнял также в 1988 – 1989 годах обязанности руководителя отдела в газете «Kultura». В 1989 – 1997 годах был директором-главным редактором Агентства по защите авторских прав и издательства «INTERART», в 1991 – 1992 годах был также председателем «Interart International» в Чикаго. В 1997 – 2000 годах А. Вуйцик координировал программу PFARE-издательство и был директором муниципального издательства Фонда развития местной демократии, а также в 1998 – 2000 годах директором Института развития гражданского общества, в 2000 – 2003 годах – заместителем главного редактора, а затем главным редактором издательства «DW Bellona», в 2004 – 2006 годах – главным редактором издательства «Ludowa Spółdzielnia Wydawnicza», в 2007 – 2011 годах – главным редактором издательства «Verbinium». В списке его издательских достижений насчитывается около 1500 титульных названий, в том числе образцовые издания собраний сочинений Ханса Хельмута Кирста (72 тома), Зигфрида Ленца, Макса Фриша, Станислава Лема, Иоанны Хмелевской, Алистера Маклина, а также два тома Большой энциклопедии Варшавского восстания.

В 1991 году вместе с Анджеем Фрукачем/Andrzej Frukacz организовал Первую ярмарку польской книги в Чикаго и Нью-Йорке – величайшую в послевоенный период на территории США презентацию достижений польского книгоиздания. С 2010 года постоянно сотрудничает с «Radio Warszawa», участвует в создании еженедельных радиопередач «Damy rade/Справимся». С 2006 года сотрудничает с Научно-исследовательским институтом отечественной кооперации, является соавтором многих проектов и предприятий, касающихся развития кооперативного движения в Польше, редактирует «Zeszyty szkolieniowe/Учебные тетради» Польского совета кооператоров.

Как литературный критик дебютировал в 1976 году на страницах газеты «Argumenty», позже публиковал свои статьи, очерки и эссе на темы, относящиеся к научной фантастике, в газетах и журналах «Merkuriusz», «Literatura», «Okolicy», «Nowy Wyraz», «Perspektywy», «Razem», «Sztandar Młodych», «Tygodnik Demokratyczny» и других изданиях – к настоящему времени количество таких публикаций составляет несколько сотен. Некоторые поднятые в них темы получили дальнейшее развитие в сборниках эссе и литературно-критических очерков «Okno kosmosu/Окно космоса» (1979); «Budowniczowie gwiazd/Строители звезд», вып. 1 (1980); «Wizjonerzy i szarlatani/Пророки и шарлатаны» (1987). К этому следует добавить также предисловия к составленным им антологиям «Spotkanie w przestworzach /Встреча на просторах»; «Odkrywanie planety/ Открытие планеты», современным переизданиям классических произведений польской фантастики.

Литературным дебютом А.Вуйцика был написанный в соавторстве с А. Кжепковским роман (повесть) «Obszar nieciagłości/Зона прерывистости» (1979) -- видный вклад в развивавшийся в ту пору в Польше поджанр «social-political fiction». Список следует продолжить также перечислением киносценариев и сценариев радио- и телепередач. И завершить перечислением переводов с немецкого и английского языков (в т.ч. произведений Эрика Симона/Erik Simon, Карлоса Раша/Carlos Rasch, Джорджа Р.Р. Мартина).

29 октября 2007 года, по случаю празднования 25-летнего юбилея «Фантастыки», Анджей Вуйцик был награжден знаком отличия «Zaslużony dla Kultury Polskiej/Заслуженный деятель Польской Культуры» как один из редакторов первого состава редакции "Fantastyki".


Статья написана 12 декабря 2014 г. 21:51

1. Итак, журнал в одночасье лишился половины своих соучредителей. Случилось это, конечно, не в апреле, а тремя месяцами ранее (вспомним об особенностях производственного цикла). Между главным редактором и двумя его полноправными заместителями накопилось столько разногласий, что конфликт приобрел антагонистический характер. В какой-то момент нервы у парней не выдержали, и они громко хлопнули дверью. Чего, возможно, и добивался более хладнокровный и опытный Холлянек, элементарно опасавшийся, что Вуйцик его "подсидит". (И, наверное, не без причины. К тому же у Холлянека был за плечами горький опыт -- он издавал уже в Кракове журнал, который у него забрали не за оппозиционную статью даже, а всего лишь за некую оговорку). Недаром очевидцы рассказывали, что после указанного события он какое-то время ходил довольный, словно кот, слопавший мышь. Яцек Родек (третий отец-основатель) в эти дрязги не ввязывался, хотя Вуйцик и Марковский предлагали ему присоединиться к ним. У него была четко обозначенная область деятельности (иностранная фантастика), он даже не столько навязал, сколько укрепил связи, налаженные ранее через OKMFiSF, и считал в тот момент, что важнее журнала для него ничего нет. Паровского никто и в расчет не брал -- сидишь на польском секторе, ну и сиди, не рыпайся. Вуйцик же и Марковский отошли на запасные позиции, которыми были для них штатные ставки в издательстве KAW. Правда, положение этого крупнейшего на тот момент польского издательства оказалось не столь устойчивым, как они, вероятно, считали – летом 1987 года варшавская редакция KAW, занимавшаяся изданием научной фантастики, увы, прекратит свое существование... Ну что ж, давайте еще раз скажем парням «спасибо» за прекрасный журнал и посмотрим, как сложилась их дальнейшая судьба…

Тадеуш Марковский/Tadeusz Markowski (род. 1954) – польский писатель научной фантастики и переводчик с английского и французского языков. Учился в Варшавском политехническом институте, затем изучал кибернетику в Университете планирования и статистики. В годы учебы сотрудничал со студенческим еженедельником «Politechnik» и журналом «Przegląd Techniczny».

Был одним из основателей журнала «Fantastyka», где в 1982 – 1984 годах исполнял обязанности заместителя главного редактора. С 1984 года работал в редакции фантастики издательства Krajowa Agencja Wydawnicza (KAW). В начале 1990-х годов основал издательство Temark, где издавалась фантастика, а также (в течение года) выходил в свет польский вариант американского журнала Isaac Asimov’s Science Fiction. Активный деятель международного фэндома, член World SF.

В фантастике дебютировал рассказом «Test/Тест» в 1977 году в еженедельнике «Politechnik». Первой его книгой был сборник рассказов «Tak bardzo chcial być człowiekiem/Так сильно хотел быть человеком» (1982). Рассказы Марковского были изданы также в антологии «Spotkanie w przestworzach/Встреча на просторах», выпуски 1 и 4. В 1984 году в издательстве KAW был издан первый роман (повесть) писателя «Umrzeć, by nie zginąć/Умереть, чтобы не погибнуть», переведенный позже на русский язык. В 1988 году издательство «Orbita» выпустило в свет приквел этой книги «Mutanci/Мутанты», а в 1989 году переиздало первый роман. Была анонсирована и третья книга цикла – «Dzieci Hildora/Дети Хильдора», которая до сих пор не издана. Романы Т.Марковского можно отнести к жанру «космической оперы», хотя и в них сильны социологические мотивы, особенно характерные для большинства его рассказов.

Марковский также переводил с английского и французского языков. Среди переводов с английского следует назвать «Formy Chaosu/Формы Хаоса» (1984) Колина Кэппа/Colin Capp, «Stanie sie czas/Настанет время» (2010) Пола Андерсона/Poul Anderson, а также «Rzeka śmierci/Река смерти» (1989, 1996) и «Goodbye Kalifornia/Гудбай, Калифорния» (1989) Алистера Маклина/Alister MacLean, «Truman Stalin i koniec monopolu atomowego/Труман, Сталин и конец атомной монополии» (2010) Майкла Д. Гордона/Michael D. Gordon. Среди переводов с французского языка следует отметить: «O czym marzą psyborgi/О чем мечтают псиборги» (1989) Пьера Барбе/Pierre Barbet, «Tarantula/Тарантула» (2008, 2010) Тьерри Жонке/Thierry Jonquet, «Dżin z tonikiem i ogórkiem/Джин с тоником и огурцом» (2009) Рафаэля Жермена/Rafaele Germain.

Ну и отдельной строкой следует сказать о переводе замечательного комикса «Szninkiel/Шнинкель» и серии комиксов «Thorgal/Торгаль».

29 октября 2007 года, по случаю празднования 25-летнего юбилея «Фантастыки», Тадеуш Марковский был награжден знаком отличия «Zaslużony dla Kultury Polskiej/Заслуженный деятель Польской Культуры» как один из редакторов первого состава редакции «Фантастыки».

(Продолжение следует)


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 ... 199  200  201  202 [203] 204  205  206  207 ... 220  221  222




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх