Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 апреля 2023 г. 22:35

(ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ… — окончание)

Статистически правильный horror

Даже само перечисление книг, которые являются stricte horror-ами, позволяет предсказывать жанру хорошее будущее. А если список польской литературы «ужасов» нового тысячелетия пополнить книгами, содержащими характерные для horror-а элементами, но в невысоком количестве, то список этот значительно удлинится. В 2004 году мы добавили в него более десятка таких позиций, а в 2005 году – уже более тридцати. Если эту тенденцию удастся поддержать, то многое указывает на то, что польские любители историй с чертовщинкой могут спать спокойно.

Уже начало 2006 года выглядело весьма интересным, а ведь это едва лишь предисловие к собственно устрашению. Томаш Бохиньский предложил в романе “Исключительно вредная церемония” (Tomasz Bochiński “Wyjątkowo wredna ceremonia”) новый взгляд на ремесло могильщика, и, хоть и несколько заигрался в стилизации a la Пилипюк, сумел создать соответствующую атмосферу.

Мы дождались также переизданий – двух — романа “Pieklo I szpada” Феликса Креса

и романа «Врата страха» Анджея Земяньского (Andrzej Ziemiański “Bramy stracha”).

Третью часть своего цикла “Звезда Венера, звезда Люцифер” – роман “Сад Любви” предложил нам для чтения Витольд Яблоньский (Witold Jabłoński “Gwiazda Wenus Gwiazda Lucyfer” – “Ogród Miłości”), а из-под пера Дариуша Матушака вышел мрачный триллер “Бритва Оккама” (Dariusz Matuszak “Brzytwa Ockhama”).

Магдалена Козак, дебютировавшая в периодической печати, написала книгу о тайной организации, ведущей борьбу с вампирами (Magdalena Kozak “Nocarz”), Петр Патыкевич объединил фэнтези с horror-ом (Piotr Patykiewicz “Zły brzeg”); и, наконец, способную на все, что угодно секту любителей эротических приключений мы находим в “Барокко” Тобиаша Липного (Tobiasz W. Lipny “Barocco”).

Недавно дебютировали сборником рассказов “В глубине мрака” два Роберта – Циховлас и Кухарчик, известные по сетевым публикациям (Robert Cichowłas, Robert Kucharczyk “W głębi mroku”), а издательство “Fabryka Słów”, чтобы в очередной раз почтить память умершего писателя, переиздало роман “Истребитель драконов” Томаша Пациньского (Tomasz Paciński “Smokobójca”).

На весьма угрюмую интерпретацию Евангелия покусился Яцек Собота в романе “Глас Божий” (Jacek Sobota “Głos Boga”) – время покажет, сможет ли альтернативная история спасения породить контрверсию.

Религиозную тематику, хотя уже со стороны фанатизма, затрагивает Яцек Пекара в романе “Наисвятейшая Речь Посполитая” (Jacek Piekara “Przenajświętsza Rzeczpospolita”) – исключительно мрачном, попросту вульгарном видении Польши через тридцать лет.

В начале апреля вышел из печати антологический сборник “Horrorarium”, в котором публикуют свои тексты известные по сборнику рассказов “Piknik w Pieklie” Давид Каин и Казимеж Кирч-мл., а Павел Седляр подготовил к изданию сборник, содержащий сливки литературных «ужасов» “Жестокие истории” (Paweł Siedlar “Opowieści okrutne”).

В последующие месяцы должен выйти из печати 600-страничный роман Лукаша Орбитовского (э-э… в 2007 году вышел в свет роман “Horror Show”, не 600 страниц, но все же…W.), новый horror готовит к изданию также Ярослав Гжендович (В 2007 году напечатан сборник рассказов “Wypychacz zwierząt”. W.).

В недавнем интервью декларировал свое возвращение к коротким формам Анджей Сапковский, и мы, вспоминая такие его рассказы, как ”Музыканты” (“Muzykanci”, 1989), “Золотой полдень” (“Złote popołudnie”, 1997) и “Происшествие в Мисчиф-крик” (“Zdarzenie w Mischef Creek”, 2000), можем ожидать от него чего-то, способного доставить нам сильных «ужасных» впечатлений. Анонсирован также сборник рассказов об инквизиторе Маддердине упоминавшегося уже Пекары (“Plomień I krzyż”, t. 1, 2007. W.),

выразил свое желание вернуться к тематике «ужасов» Ромуальд Павляк, известный хотя бы по великолепному рассказу ”Рука Караванщика” (Romuald Pawliak “Ręka Karawaniarza”, 1993) и его продолжению “Амстердам в крови” (“Amsterdam we krwi”, 2003).

Скажем прямо: мы ожидаем, что в ближайшем будущем boom horror-а постепенно станет фактом. Задумаемся над тем, что является причиной этого.



Трудный диагноз

Можно рискнуть предположить, что после многих лет неволи, репрессий и жизни в перманентной неуверенности поляки не нуждались в выдуманных поводах для беспокойства. Должны были смениться несколько поколений, а люди – привыкнуть к видимой нормальности, стабилизироваться и почувствовать себя в безопасности, чтобы заново ощутить в себе нужду в контролированном страхе. Все это шествовало постепенно и спокойно, потому что нелегко отрезать себя от собственного детства, а духи прошлого возвращаются каждый день. К счастью, эти самые духи тоже стареют, и постепенно круг их воздействия сужается до ветеранов, а молодым они навредить уже не могут. Чтобы существовать, литературный horror должен иметь своих почитателей, и именно из тех людей, которые были подростками в начале XXI века, рекрутировались самые верные фэны. Им чужды сталинские режимы, Гитлера он знают лишь по историческим фильмам, а военное положение для них не более чем слабое воспоминание.

Кто-то может сказать, что это неправда, потому что начало следует отнести к 1989 году, когда рынок открылся для западных писателей. Нас тогда захлестнула волна блестящего мусора – с Гаем Смитом на гребне – что вынудило нас рыться в нем в поисках жемчужин. Так родилось увлечение Кингом, Баркером, Кунцем. Если уже тогда поляки хотели чего-то бояться, то почему это не вдохновило отечественных продолжателей? Так вот – вдохновило, только очень немногих. Западные книги имели то общее, что в них обсуждались не наши дела. Мы могли бояться зла, таящегося в маленьких американских городках, солидаризоваться с жертвами тамошних маньяков, следить за английскими демонами у Джеймса Херберта и заново открывать для себя Г.Ф. Лавкрафта. Но все это происходило страшно далеко от старого варшавского жилого блока или прикарпатской деревни. Чудовища не вторгались в наши дома, не вили себе гнезда над мазурскими озерами, не обитали в татранских горных пещерах – ну так это потому, что польские читатели не были еще к этому готовыми.


Новый, великолепный мир

Близится время, когда horror-ом заинтересуется то поколение, которое теперь выкупает полумиллионный тираж Гарри Поттера. Это среди них надо высматривать грядущих польских кингов и мастертонов. Если дать волю воображению, можно представить себе, как будут выглядеть наследники нынешних знаменитых фантастов. Возможно, что через несколько десятков лет читатели фантастики будут спорить о влиянии почивших уже писателей – рецензенты будут выискивать в очередных романах городскую атмосферу Орбитовского, описывать атмосферу осеннего угнетения родом из Гжендовича, прослеживать связи с Сапковским (и пусть только кто-нибудь из них позволит своему герою иметь белую шевелюру…) Экзорцист Вендрович восстанет из гроба, а проза по своей выразительности будет сравниваться с произведениями Давида Каина, а не Коджи.

Сегодня видно как на ладони, что польские читатели созрели для страха и все чаще ищут его в родных реалиях. С течением времени ситуация успокоится – ни один boom не может длиться вечно – но если писатели и издатели мудро разыграют выпавшие им карты, спрос не снизится. Заглядывая в будущее, рискнем предположить, что на этот раз литература отблагодарит кинематографию и поощрит намерение отечественных продюсеров вложить деньги в horror. На этом поле будет где развернуться, но это уже чистая фантастика.


Статья написана 6 апреля 2023 г. 21:44

(ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ… — продолжение2)

Королевский год

Однако доподлинный пир приготовил любителям литературы ужасов 2005 год, в котором horror не только добился большей популярности, но и значительно улучшил свою репутацию. Произошло это благодаря изданию трех великолепных книг: “Домофон” Зигмунта Милошевского (Zygmunt Miłoszewski “Domofon), “Маска Луны” Ярослава Мозьдзëха (Jarosław Moździoch “Maska Luny”) и “Сочельниковские собаки” Лукаша Орбитовского (Łukasz Orbitowski “Wigilijne psy”).

Нельзя забыть также о романах “Полночь” Изабели Шольц (Izabela Szolc “Połowa nocy”), “Имя бестии” Яцека Комуды (Jacek Komuda “Imię bestii”) и антологии “Беспокойные дожди” (“Deszcze niespokojne”).

Эти книги выделяются не только тем, что являются horror-ами в полной мере, но и тем, что они выполняют требования, предъявляемые к популярной литературе: развлекают читателя и в то же время радуют его очень хорошим стилем.

Прошлогодняя дорога польской фантастики начинается в одержимом потусторонними силами жилом блоке в варшавском Bródnie (“Domofon”), ведет через археологические раскопки в Хощувке (“Maska Luny”) аж до мифологии зла, рождающегося в уличной грязи Кракова (“Wigilijne psy”). Демонов Варшавы открывает в своем романе Милошевский, давая нам понять, что одержимые злом дома – проблема не только англосаксов, на них можно напороться в ближайшем квартале. Мозьдзëх в свою очередь предлагает horror в антропологической обертке, и хотя мы знаем немало примеров зла, выкопанного из земли – тем разом стоит обратить внимание на польские реалии. О том, что эти реалии далеки от идиллических, говорит также Орбитовский, чья проза сдирает пафос с его родимого Кракова и сводит повествование на уровень серого, небезопасного города. Как в центре, так и на окраинах в нем кроются тайны, которые простым людям не стоит трогать.

Приятно видеть, что польские авторы наконец отходят от англоязычных имен и названий местностей, показывая и доказывая, что славянской действительности также есть что показать.

Прошедший год – это также довольно-таки нетипичные книги, такие как “Место для двоих” Марцина Вольского (Marcin Wolski “Miejscie dla dwojga”), которая может с успехом считаться приключенческим романом, но выдержана в конвенции horror-а.

Тайные организации, заговоры, агенты, мафия, любовь, но также путешествия вне тела создают в этом романе жанровый конгломерат невероятной красоты. Автор не в первый раз флиртует с «ужасами», хоть это, как и в случае “Агента низа” (“Agent dolu”, 1988), не более чем манипуляция конвенцией.

Столь же эклектичен “Дьявол на башне” Анны Каньтох (Anna Kańtoch “Diabeł na wieży”) – сборник рассказов, объединяющий в себе элементы мрачного детектива, «ужасов» и готического романа с тонкими оттенками фэнтези.

Доменик Джордан, сотворенный молодой писательницей герой, обладает многими чертами великих детективов (вспомнить о Шерлоке Холмсе будет здесь в самую пору) и переживает приключения, которых не устыдился бы и Вильгельм Баскервильский. Издатель пытается насильно классифицировать «Дьявола…», как фэнтези, хотя элементов этого типа в романе раз, два и обчелся. Читатель, однако, быстро соображает, в чем тут дело, и распознает horror высшего класса.

Ворвался бестселлером в литературные салоны также Якуб Цьвек – его роман "Лжец” (Jakob Ćwiek “Klamca”), книга, в которой во множестве содержатся отсылки к творчеству Стивена Кинга и Нила Геймана, является замечательным примером того, что поляки способны создавать собственные, оригинальные истории, которые не порывают с заграничным наследством, а более того используют его должным образом и с умеренностью.

(Окончание следует)


Статья написана 5 апреля 2023 г. 22:21

(ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ… — продолжение1)

Пробуждение

Не спеша, подобно тувимовскому локомотиву, раскручивался кинорынок, и вместе с ним в польском обществе оживала жажда переживания контролированного страха отечественной продукции. Наконец очнулись от спячки авторы, хотя окончательное пробуждение заняло у них еще несколько последующих лет. В 2001 году заслужили на внимание “Дети ночи” Витольда Яблоньского (Witold Jabloński “Dzieci nocy”) – нетипичный роман, который отложился в памяти образом польского президента, пьющего кровь жертвы,

а также «Ад и шпага» Феликса Креса (Feliks W. Kres “Piekło I szpada”)– мрачная приключенческая история. Следующие месяцы породили тренд, который не ослабевает и ныне – неустанный рост публикаций и столь же неустанное повышение их качества. Ибо оказалось, что авторы, которые годами напролет шлифовали свое мастерство в журналах, в конце концов получили шанс на существование в книжных публикациях.

Год 2002 решительно принадлежит коротким формам, среди которых нужно особо выделить рассказы Лукаша Орбитовского (Lukasz Orbitowski), собранные в томе “Широкий, глубокий, все покрасить” (“Szeroki, głęboki, wymalować wszystko”), а также те, что вошли в антологию “Область Тьмы” (“Strefa Mroku”).

Стоит также обратить внимание на такую, как гласит реклама, «литературу для умных людей», как роман “Ожидая во тьме” Павла Седляра (Paweł Siedlar “Czekając w ciemności”).

Несмотря на хвастовство издателей, книга действительно знаменует собой некий перелом. В осторожном поклоне в сторону horror-а склоняются также Яцек Комуда в романе “Волчье гнездо” (Jacek Komuda “Wilcze gniazdo”)

и будущий лауреат премии «Нике» Войцех Кучок в романе “Szkieleciarki” (Wojciech Kuczok “Szkieleciarki”).


Ренессанс

Если бы нас попросили указать ту книгу, изданием которой следует датировать начало ренессанса польской литературы ужасов, наш выбор, вне всякого сомнения, пал бы на “Книгу осенних демонов” Ярослава Гжендовича (Jarosław Grzędowicz “Księga jesiennych demonów”).

Этот сборник, состоящий из четырех длинных новелл, являет собой прекрасный пример того, как следует писать horror, не попадая в капкан повторов и схем. Он вернул веру в польский horror не только читателям, но и издателям тоже.

В 2003 году дала о себе знать Майя Лидия Коссаковская. Ее “Защитники королевства” (Maja Lidia Kossakowska “Obrońcy Królestwa”) – может быть и не horror, но книга не без соответствующей атмосферы.

Вот таковой атмосферы и не хватает переработанному в роман сценарию, под которым подписались Мирослав Яблоньский и Анджей Моль.

Речь здесь идет о “Тайне четвертого апокрифа” (Mirosław P. Jabłoński, Andrzej Mol “Tajemnica czwartego apokryfu”) – неудавшейся попытке обраться к традициям предвоенной литературы. К сожалению, им не хватило полета, к которому приучил нас хотя бы Грабиньский.

То, что поляки умеют пугать также и произведениями большой формы, доказал в 2004 году Петр Заремба своим романом “Пятно на потолке” (Piotr Zaremba “Plama na suficie”),

хотя несколькими месяцами ранее отнюдь не худшим показал себя роман “Сеятель ветра” Майи Лидии Коссаковской (Maja Lidia Kossakowska “Siewca wiatru”).

Петр Заремба погрузил нас в мрачную и таинственную ауру, окружающую варшавскую виллу. Его роман, обогащенный раздумьями на тему неизбежности судьбы и ужаса бренности жития, был тем, которого фэны давно уже дожидались. При этой оказии нельзя не вспомнить также роман “Одержимость” Изабели Шольц (Izabela Szolc “Opętanie”), хотя тут явственно заметен шаг в другую сторону.

Писательница испытала свои силы в соперничестве с классическими horror-ами “Омен”, “Экзорцист” и “Ребенок Розмари” и вышла из этого испытания победителем. Другой литературной парафразой является “Покровитель” Гжегожа Гортата (Grzegorz Gortat “Patron”),

в котором содержатся отсылки к «Фаусту». Гортат получил известность благодаря двум романам фэнтези, и жаль, что он не продолжает своего флирта с «ужасами».

Следует упомянуть также сборники рассказов: “Демоны” (“Demony”) и “Добра-не-Жди” (“Malodobry”)

– эти подготовленные издательством “Fabryka Słów” антологии были очень хорошо приняты рынком, что позволило строить планы на следующие антологии, хотя ранее подобные тематические собрания в Польше не издавались. Сборник “Пикник в преисподней” Давида Каина и Казимежа Кирча (Dawid Kain, Kazimierz Kyrcz “Piknik w Pieklie”) дает читателям возможность увидеть другое обличие польского horror-а.

Книга содержит и хорошие рассказы и рассказы похуже, но в основном достойна прочтения.

(Продолжение следует)


Статья написана 4 апреля 2023 г. 22:25

10. Статью, размещенную на стр. 8—10, написали Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański и Рафал Хойнацкий/Rafał Chojnacki, и называется она:

ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА УЖАСОВ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

(Polska literature grozy nowego milenium)

Имея такую замечательную традицию «ужасов» (потому что произведения, которые мы ныне называем horror-ом, писали наши народные пророки и лауреаты Нобелевской премии), мы десятками лет не заглядывали в прошлое. «Рукопись, найденная в Сарагоссе» Яна Потоцкого (Jan Potocki “Rękopis znaleziony w Saragossie”),

«Дзяды» Адама Мицкевича (Adam Mickiewicz “Dziady”),

«Вампир» Владислава Реймонта (Władysław Reymont “Wampir”)

и, наконец, тексты доподлинного надвислянского певца «ужасов» — Стефана Грабиньского (Stefan Grabiński),

маячили на околицах памяти соотечественников, не провоцируя, однако, массового движения. Бывали, правда, попытки преломить инерцию в виде коротких литературных форм, однако они не добавляли оптимизма. В журналах “Nowa Fantastyka” и “Feniks” время от времени появлялись некие мрачные истории, но это было скорее исключением, чем правилом. Несмотря на номинацию на получение премии имени Януша Зайделя роман Тадеуша Ошубского “Sfora” (Tadeusz Oszybski “Sfora”, 1992), который считается ныне нашим первым современным романом ужасов, не был встречен всеобщим энтузиазмом.

Не удалась также попытка издания журнала “Kruk” (1997), целиком посвященного horror-у. Казалось бы, пустота и маразм навсегда поглотят отечественный horror, что подтверждал еще 2000-й год.

Но затем поляки начали бояться.

(Продолжение следует)


Статья написана 4 апреля 2023 г. 10:11

1. Открывает журнал рубрика «Галактический гонец» — короткие сообщения на разные темы, так или иначе касающиеся фантастики (стр. 2–-3). Стивен Кинг собирается приехать в Лондон, посещение Польши вроде бы не планируется, но кто ж их, американцев, знает. Начались сьемки фильма “A Scanner Darkly” по роману Филипа Дика. Японские ученые открыли на плато Наска сотню новых рисунков, а Sci Fi Channel собирается снять шестисерийный фильм по одной из книг Эриха фон Дэникена. Лауреаты очередной премии “Nebula”. Странный артефакт на склоне горы Арарат, замеченный со спутника.

2. В рубрике “Publicystyka” напечатана статья Иоанны Кулаковской/Joanna Kułakowska “Demony, dżinny I dybiki/Демоны, джинны и дыбики” c подзаголовком “Opiętanie poza światem chrześcijańskim /Одержимость вне христианского мира” (стр. 4—7). Большая и весьма информативная статья, где всем сестрам роздано по серьге. Шаманизм северных народов, индейский шаманизм, шаманизм Северной и Средней Азии, обеих Америк, Кореи, Индокитая и Японии. Культ бон (бон-по), ламаизм, тибетский тантрический буддизм, индуизм, черные церкви Европы и Америки, иудаизм, хасидизм, демонология ислама… Список далеко не полон.

3. Статья “Polska literaturа grozy nowego millennium/Польская литература «ужасов» нового тысячелетия” Пшемыслава Романьского/Przemysław Romański и Рафала Хойнацкого/Rafał Chojnacki нашла себе место на стр. 8—10. К ней мы вскоре вернемся.

4. Комикс «Пастыри» (стр. 37—39) – шестая часть. Продолжение

следует…

5. Новую статью из цикла «Из чулана» под названием “Groza z lamusa czyli jest coś w tych starych domach niezawodne/Ужасы из чулана, или Нксомненно есть нечто в этих старых домах” печатают Агнешка Хаска/Agnieszka Haska и Ежи Стахович/Jerzy Stachowicz (стр. 42—43). К ней мы тоже вернемся.

6. В рубрике «Рецензии фильмов». Ежи Жимовский/Jerzy Rzymowski рецензирует замечательный фильм “Silent Hill” (реж. Кристоф Ганс, США-Япония-Франция, 2006) (стр. 40),


а ниже, в статье “Mitologia Cichego Wzgórza/Мифология Тихого Холма” Пшемыслав Романьский/Przemysław Romański рассказывает, откуда взялся сюжет этого фильма – как ни странно (для меня во всяком случае) – из японской компьютерной игры под тем же названием, которая впервые появилась в 1999 году на консоли Playstation… (стр. 41).

7. В этой же рубрике /Maciej Parowski представляет читателям журнала замечательный мультипликационный фильм “Ice Age 2: The Meltdown” (реж. Карлос Салдана, США, 2006),


а Бартломей Пашильк/Bartłomiej Paszylk откровенно забавляется, описывая перипетии героев комедии “Scary Movie 4” (реж. Крейг Мазин и др., США, 2006).

8. Ну и в заключение – три рецензии на комиксы (стр. 72–-73). К ним мы тоже вернемся позже.

(Продолжение следует)


Тэги: кино



  Подписка

Количество подписчиков: 85

⇑ Наверх