Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vadimnet» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 июня 2021 г. 16:52

Люди с головами собак или о зверином внутри нас

Первоначально роман А.Иванова «Псоглавцы» был опубликован в 2011 под псевдонимом «Алексей Маврин» (издательство Азбука — Аттикус). В дальнейшем роман неоднократно переиздавался уже под настоящей фамилией автора. Это первый роман из цикла о дэнжерлогах — то есть, исследователях аномальных опасных объектов («Дэнжеролог» — термин, введённый Алексеем Ивановым)

В произведении, действие которого происходит в нижегородской деревне Калитино, разыгрывается необычный детектив, с декорациями в виде старообрядческих скитов, трудовых лагерей, торфяных болот и скатившихся до потери человеческого облика жителей поселения. Атмосфера пропитана едким дымом горящих торфяников и жуткими слухами о существовании человекообразных существ с песьими головами.

Параллельно сюжет круто замешан на истории «Псоглавца» — древнего святого Христофора, изображаемого на иконах с собачьей головой.

Трое героев по таинственному договору с загадочной фирмой отправляются в Калитино, чтобы снять со стены разрушенного храма фреску с изображением святого Христофора и попадают в странный мир, в который можно войти, но который нельзя покинуть. Мистическая реальность постепенно затягивает и героев и читателя.

В романе имеется интересная гипотеза, на основе которой строится сюжет: любая культура является информационной сущностью, наделённой разумом инстинктом самосохранения, способностью защищать себя и т.д.

В итоге получилась очень добротная литературная фантастика. Здесь есть новая философская теория, интересный историко- научный анализ, хороший литературный язык и захватывающее действие. Отличное сочетание. В этом плане напоминает «Рыбари и виноградари» М. Харита. Хотя там конечно посильнее.

По подводке сюжетной линии есть аналогия с другой хорошей книгой: «Малая глуша» М. Галиной . Такое же великолепное описание русской глубинки, прямо физически попадаешь внутрь повествования. Хотя опять же, на мой взгляд, у М.Галиной описание лучше.

Не буду спойлерить сюжет, он — очень динамичен и кинематографичен (практически готовый сценарий). Когда читаешь, ощущение, что многие эпизоды уже видел в различных боевиках. Впрочем автор честно об этом говорит, постоянно ссылаясь на всяческие фильмы.

Кинематографичность определяет и слабую психологическую проработку характеров героев, как главных (Кирилл, Валерий и Гугер) так и второстепенных. Герои весьма схематичны, как и требуют законы трилера : этот — компьютерщик, этот — искатель приключений исследователь и одновременно герой-любовник и т.д.

О главных героях известно на удивление мало. Их реакции не всегда понятны и побудительные мотивы остаются за кадром.

Среди второстепенных — буйный пьяный дембель, злодей бандит, мелкий лидер преступного сообщества (хозяин магазина), новый русский, плохая женщина и хорошая девушка, супермен из таинственных спецслужб. Все они скорее маски, чем реальные люди. В течение романа не происходит никакой внутренней эволюции ни одного из героев, каждый из них застыл в отведённой ему роли.

Критики обычно отмечают, что основа романа не мистический сюжет, а описание деградирующей российской глубинки, конфликта разных социальных «зон» и миров российского государства. Некоторые литературоведы отмечали острую социальную критику.

На мой взгляд, основа   книги всё таки именно мистика, связанная с кровавой борьбой культуры и её артефактов за своих последователей. Здесь вопрос не столько критики, сколько рассмотрения нового явления в окружающей реальности. И здесь мы снова приходим к парадоксальным идеям автора. Эти идеи (гипотезы, теории) — самое сильное и одновременно самое слабое в романе Они великолепны по смелости и неожиданности и крайне слабы по подаче материала. Автор напрямую цитирует Википедию или интернет-источники. Такая подача выглядит скучновато. Здесь Иванов выглядит намного слабее В.Пелевина или того же М.Харита.

Но по-большому счёту, это и не важно.

Книга получилась хорошая, можно узнать много о раскольниках, староверах, святом Христофоре, псоглавцах (помните, ещё в «Старике Хотабыче» Волька рассказывал на экзамене по географии, что далеко на краю земли живут племена людей с головами собак), и истории борьбы религий.

Вывод: В целом увлекательная и информативная фантастика в стиле магического реализма.


Статья написана 25 апреля 2021 г. 11:19

Не так страшен чёрт, как его малюют.

Во-первых: автор — прекрасный рассказчик.

Во-вторых: автор — прекрасный рассказчик.

И в третьих : — то же самое.

Книга Д. Липскерова «Демоны в раю» состоит из множества новелл, нити повествования которых переплетаются друг с другом самым неожиданным образом, как сказки «Тысячи и одной ночи». Странным образом сплетаются персонажи и судьбы людей. Всё это образует сложный и завораживающий узор среза реальности российской жизни.

И здесь великолепный стиль короткого рассказа сыграл злую шутку — большинство читателей просто запутались в историях и потеряли сюжет.

А сюжет есть, и он весьма необычен. А может быть обычен, но не для всех...

Главный герой — демон, наблюдающий за всеми событиями. Он вроде бы всемогущ, но, так же как и мы, не понимает ни смысла своей жизни, ни цели существования мироздания.

Прожив бесконечно долго, демон заработал хронический цинизм к людским страданиям. И это понятно. Мы тоже любим пробежаться босиком по траве, не думая о боли ломаемых стебельков.

За неспешно тянущуюся вечность демон перестал мучать себя попытками понять зачем всё это существует.

Живёт как живётся, галактики двигает, женщин трахает, да старается не умереть со скуки от всего этого.

Думаю, зря сравнивают этот роман с «Мастером и Маргаритой». У Булгакова Воланд ПРИХОДИТ к людям, что бы в очередной раз убедиться в их суетной мелочности и несовершенстве. Воланд судит людей и делает вывод, что они не изменились со времён Христа. Так же злобны, завистливы и готовы уничтожить любого, кто лучше их. Люди готовы распять Иисуса или посадить в психушку Мастера, ведь на фоне ЛИЧНОСТИ, любой простой человек — ничтожество.

У Липскерова демон ЖИВЁТ среди людей, обращая на них примерно столько же внимания, сколько мы на бактерии, обосновавшиеся в нашем кишечнике. Не беспокоит — и ладно. Беспокоит — можно и антибиотик выпить. Демон безразличен к людям. Он и себе то уже надоел, но раз уж живёшь вечно, приходится с этим мириться.

Безусловно, на взгляды писателя оказала влияние каббала. Многие идеи его романов явно перекликаются с этим учением. Каббала сделала их с одной стороны глубокими, с другой непонятными большому числу читателей. Впрочем, чувствуется, что автор и сам не большой знаток, а скорее использует наиболее популярные в среде искателей тайных знаний идеи. Думаю, «второе дно» романа безусловно украшает литературную значимость книги, делая её не просто сборником занимательных рассказов, а довольно необычным и даже философским произведением.

На мой взгляд многие романы Липскерова не поняты в полной мере ни читателями, ни критиками. Впрочем — это часто удел хороших произведений.


Статья написана 25 апреля 2021 г. 10:16

Много в мире есть того, что философии не снилось

На первый взгляд всё просто: мир на грани катастрофы и специально обученным людям поручено его спасти.

Действие романа происходит в конце 2013 года, плюс экскурсы в далёкое и близкое героев и цивилизации в целом.

Но буквально с первой страницы понимаешь, что тривиальный сюжет — обманка, мираж. Роман о совсем о другом. И всё очень не просто....

Начну с автора. Доктор наук, профессор, лауреат и прочее и прочее. Вдобавок знаток восточных единоборств, путешественник, археолог и морской капитан.

Книги — увесистые тома (более чем 700 страниц) и писалась, судя по датам, более пяти лет каждая.

Теперь о книгах. Потрясающий литературный язык со словарным запасом, который по лингвистическому анализу, примерно в два раза больше, чем у современных писателей. Сейчас так вообще не пишут. При этом читается легко, много юмора и действие буквально захватывает с первой страницы.

О чем роман? Вроде бы о приходе Бога в наш мир и проблемах, которые в связи с этим возникают у современной цивилизации. Аннотации в начале книг сильно упрощают сюжет, наверное нарочно. Думаю, автор описывает нашу реальность, историю и политику, но взглядом откуда то извне. Может быть из потустороннего мира. Может быть из рая, а может быть из ада. Иногда мне казалось, что роман написан инопланетянином, а может быть наркоманом-визионером. А может быть ангелом или демоном. Все вроде бы обычно, но вдруг замечаешь, только что твои представления о мире перевернулись. Читаешь еще десяток страниц, и понимаешь, что тебя вновь обманули, и реальность вокруг совсем другая. Не знаю, что получится, если читать роман не торопясь. Может быть сойдешь с ума или станешь мудрецом... К счастью, это не удается, поскольку книга интересная и проглатываешь страницы, пытаясь угадать, что же будет дальше.

В какой-то момент понимаешь, что все описанные загадочные места, аномальные зоны и прочую чертовщину автор знает не понаслышке. Он затягивает читателя в совершенно иной мир, лишь внешне кажущийся знакомым. И делает это крайне, я бы сказал, хитро...

Поясню свою мысль. Первый том состоит из четырёх книг.

Первая — книга Максима. Повествование идёт от лица человека, обладающего рядом необычных способностей( и ему всегда везёт). Динамичный сюжет, мир спецслужб, хотя описан как-то через чур глубоко и непривычно. Но так или иначе первая книга понятна.

Вторая — книга Ольги. Здесь понемногу начинаются непонятки. Повествование идёт от лица ведьмы, но абсолютно реалистичной. Настолько, что понимаешь, эта дама может быть сейчас рядом с тобой. И ты никогда не догадаешься. Потому, что она настолько обычна, настолько как все, что мороз по коже...

Третья книга — ещё необычнее. Главный герой Вадим — монах, работающий наёмным убийцей. Глубокая вера приводит его именно к этой концепции — мирозданию угодно всех убить, не зря же энтропия правит миром...

И наконец четвёртая, книга Софии — взгляд на наш мир неведомо откуда. Героиня мнит себя Богом или Богиней, общается с тучей потусторонних персонажей. На первый взгляд — чистая шизофрения. При этом дама — работник всевозможных ведомых и неведомых спецслужб, признанный компьютерный гений и её экстрасенсорные возможности зашкаливают. И опять всё до жути реалистично. Т.е. автор затащил нас в какой-то очень странный мир. И там бросил наедине с собственным кипящим и даже возмущённым разумом.

Тут первый том заканчивается и начинается второй. Т.е. сначала нас вскипятили и теперь начинают охлаждать.

Вновь четыре книге, но теперь действие идёт как бы «сверху вниз».

Первая часть — книга Анри, любимого персонажа всех сторонников всемирного заговора. Разница лишь в том, что во главе этого глобального заговора стоят не всевозможные массоны, а сам Господь Бог. И Анри лишь скромный исполнитель. В общем странная глава, опять ангелы, демоны, и огромная толпа потусторонних сущностей, описанных с такой внутренний любовью и знанием, что кажется будто автор каждое утро общается с этой компании. Разозлиться на вскипающий разум не успеваешь.

Начинается следующая часть, от лица уже знакомой злой колдуньи, и думаешь, слава богу хоть относительно нормальная баба.

Третья часть идёт от лица обычного человека , казалось бы случайно затесавшегося в центр интриги. Тут вообще выдыхаешь, всё делается понятным. Парень — бабник, гениальный скульптор, пьяница, да ещё еврей. Знакомый персонаж, но вот оборачивается всё как-то опять странно.

И последняя часть, которая называется «В начале перемен». Наше полностью обновлённое сознание окатывают холодным душем, вытирают мохнатым полотенцем и отправляют восвояси в этот мир с его нелепостями и непонятками, пандемиями и катастрофами, переселением народов и космическими явлениями. Только теперь то ли в голове, то ли в заднице занозой сидит ответ: я знаю, что происходит. Или по крайней мере догадываюсь.

Отдельно об авторской интонации. Автор вываливает на читателя массу научных, полунаучных и совсем не научных теорий. Но всё это, как бы шутя, с улыбкой. «Хотите верьте, хотите нет». Впрочем иногда улыбка не весёлая, и тогда кажется, что за шуточками стоит грозное «Кто не спрятался, я не виноват».

И захлопнув вторую книгу, задумываешься: -А зачем он всё это рассказал?

И тишина...

P.S. Чтобы показать, насколько интересен литературный язык автора приведу несколько цитат:

цитата
Почему красавицы, как правило, живут с чудовищами? Может быть в этом виноваты сказки? Любая девочка знает: что бы встретить принца, надо пожить со старым, скупым и слепым кротом, или, по крайней мере, с семью уродливыми гномами. А мальчиков сказки учат, что невесту ищут по размеру туфельки. И, повзрослев, те выбирают жен исходя из длины ног
.

цитата
Люди делятся на тех кто рубит голову, кому рубят голову, и прочих, которые за этим наблюдают
.

цитата
Всё вокруг нас не то, чем кажется. Земля не плоская. Солнце — не огненный шар в небе. Даже когда уютно спим, мы не в покое, а вращаемся, кувыркаемся и мчимся вместе с планетой неведомо куда с невообразимой скоростью в четыре с половиной миллиона километров в час. И нас не укачивает. Почти...
.

цитата
Суббота — особый день. Хотя бы потому, что идёт после пятничного вечера, который лучше не поминать всуе. Многие усердно расслабляются в конце рабочей недели, и суббота исчезает из памяти. А зря! «Помни день субботний!» — строго вырублено на каменных скрижалях
.

цитата
Реальность похожа на ночную тропинку в джунглях. Мы освещаем ее жалкими фонариками своих слабеньких органов чувств и думаем, что случайно подсмотренное и есть окружающий мир
.

цитата
Господи, взгляни на созданную Тобой вселенную. "Звериная жестокость" — вот ее главная характеристика. Животные без жалости поедают друг друга. Для многих из них нормально, когда родители жрут детенышей, а те -родителей. Даже трава полевая войной завоевывает чужие территории, уничтожая более слабые виды. В космосе "черные дыры", словно циничные рейдеры, захватывают ближайшие звезды. Энтропия и смерть непрерывно сражаются с жизнью.

Если человек есть Твой образ и подобие, тот почему Тебя считают добрым и милосердным? Разве мы такие? Есть какая-то нестыковка. Любо мы не образ и подобие, либо в тебе присутствует любовь и ревность, злоба и доброта, жестокость и милосердие.

Ты говоришь людям: " Меняйтесь! Станьте лучше! Взрастите в своем сердце всепрощающую любовь!". Начни с Себя! И вселенная изменится, ведь все вокруг, включая нас, — и есть Ты...

.

Многие сравнивают стиль Харита с Пелевиным или Стругацкими. Нет, этот писатель совершенно самобытен и непохож ни на кого, ни на Пратчетта, ни на Воннегута, ни на Адамса. Сейчас так не пишут. Попробовал представить кто бы из НЕ фантастов мог так написать и неожиданно подумал: если бы Марк Твен жил в наше время, владел современным языком и писал фантастику.... Может быть...

Во всяком случае умный юмор книги и невероятная эрудиция автора дают явный отсыл к литературной классике.

В целом: весьма рекомендую, даже несмотря на огромный объём текста. Есть о чём подумать, узнать очень -очень много нового о мире и заодно о собственном месте в этом мире.


Статья написана 24 апреля 2021 г. 11:44

Вкусный готический роман

   Первый роман цикла «Титус Гроан» (Titus Groan) вышел в 1946 году, второй — «Горменгаст»(Gormenghast) в 1950 году, и третий — «Одиночество Титуса» (Titus Alone) был опубликован в 1959. К циклу примыкает небольшая повесть «Мальчик во мгле», опубликованная значительно позже в 1976 году уже после смерти Мервина Пика. Писатель умер в ноябре 1968 г., и лишь после смерти книги о Горменгасте получили мировую известность.

   Роман повествует о взрослении Титуса Гроана , семьдесят седьмого граф горменгастского, наследника замка и титула. С одной стороны его жизнь -олицетворение власти, с другой всё его существование замкнуто в бесконечном и бессмысленном круговороте правил и традиций.

Конечно у парня тяжёлая жизнь, только наивные люди с подачи Вудхауса полагают, что жизнь родовой знати непрерывный праздник. Но Вудхаус шутил, придумывая своих персонажей. Настоящих графов воспитывают как скаковых лошадей, жёстко и безжалостно. Вот и Титус мечтает хоть на несколько часов оказаться на свободе, сбежать от грозного замка, давящего его своей неизмеримой массой.

   Если подходить к литературе, как к «духовной пище» попробую начать с понятных «пищевых» примеров.

Есть забегаловки, где можно наскоро перекусить. Многие детективы, триллеры и женские романы похожи на такие .

Есть рестораны, куда приходят сытно и вкусно поесть. Таких добротных, но не являющихся шедеврами книг не мало .

Существуют особые ( обычно со звёздами Мишлена) заведения, где еда сложна и недоступна пониманию простого человека. Такая «элитарная», высокая литература конечно тоже существует (Джойс, Фолкнер, Камю и др.).

Здесь остановлюсь, читатель может сам продолжить классификацию.

Но! Есть рестораны, где присутствуют АТМОСФЕРА.

Недавно был в таком. Столик стоял в парке у подножья руин неведомо чего, но чего-то крайне загадочного. Вокруг стрекотали цикады. За соседнем столиком дама, увешанная драгоценностями (наверняка «герцогиня») ссорилась со своим моложавым спутником(альфонс? пират? или Джеймс Бонд?). Рядом приятная пара романтично объяснялась в любви. Мэтр, похожий на мужа английской королевы, скупо и бережно наливал крохотную каплю бесценного вина в необъятно огромные бокалы. Вину было сиротливо и оно требовало немедленно употребить его. Темнело, и звёзды присоединились к компании светлячков и всевозможных фонариков среди кустов и цветов. Тёплый ветерок чуть заметно гладил пламя свечи на столе. Честно говоря, не помню, что конкретно ел. Помню, что вкусно. А ещё это был один из лучших вечеров в моей жизни.

Такова трилогия Мервина Пика «Горменгаст». Там есть АТМОСФЕРА. Роман не понравится любителям остросюжетной литературы, не удивит он и ценителей философии.

Но он «вкусный» для тех, кто получает наслаждение от красивых фраз, неожиданных сравнений и образов. Безусловно он понравится хорошим писателям. Думаю Терри Пратчет нашёл в «Горменгасте» образы своих академиков незримого университета. А Дж. К. Роулинг подчерпнула здесь немало идей и образов для романов о Гарри Поттере.

Многие сетуют на огромный объём книг Горменгаста, где легко заблудиться в поисках понимания сюжета, вместе с блуждающими по коридорам древнего замка героями. На мой взгляд, — это плюс. Если вам нравится читать про то, как мох прорастает сквозь вековой камень полуразрушенных колон, как бродит эхо по древним коридорам — книга для вас. Мне, например, приятно бесконечно смаковать вкусный текст, похожий на бокал густого красного вина.

Обычно профессиональные критики в поисках главных героев этого романа называют юного графа Титуса или злодея Стирпайка или даже сам замок Горменгаст.

На мой взгляд главное в романе — АТМОСФЕРА, которая представляет собой сон мрачного замка, а его герои -персонажи кошмарных сновидений. За призрачной завесой сна прячется такая же призрачная реальность, тягучая, туманная, весьма далёкая от настоящей, пусть даже и готической, жизни. Здесь странные события, происходящие в ещё более загадочном мире. Здесь плетутся невероятные интриги, празднуют странные праздники, происходят мрачные убийства, но всё это как-то нереально, в дымке затянутого и тревожного сновидения. Именно поэтому роман принадлежит фантастической литературе. Хотя на первый взгляд — обычный готический роман, атмосфера которого как-то уж слишком затягивает, подобно зыбучим пескам.

Отмечу отличный перевод Сергея Ильина. Сейчас это к сожалению редкость.


Статья написана 12 марта 2021 г. 19:02

Основной инстинкт


Трудно придумать абсолютно новую идею для сюжета. На первых страницах этой книги хочется сказать «Чушь собачья!», в середине повествования думаешь «такое вполне возможно», а прочитав до конца, говоришь себе — «автор абсолютно прав»!

Перед вами повесть о животном начале внутри человека. Карл Густав Юнг однажды написал: «Человек — это животное, которое сошло с ума». Наверное я лучше отношусь к людям и сказал бы по другому: «Человек — это животное, отягощённое разумом».

От ума и мыслей появляется тяжёлое бремя быть человеком. Животным намного проще. Что-то внутри нашего мозга заставляет людей совершать великие подвиги и не менее великие подлости.

Евгений Лукин в этой повести создаёт мир, в котором часть людей работают собаками, а после службы оказываются людьми, наедине со своими человеческими проблемами и мыслями.

И многие предпочитают быть псами. Всё понятно: добро — это служить хозяину. Зло — это всё остальное. И жить с такой философией намного комфортнее.

В середине повести, понимаешь, как много людей в мире, описанным Лукиным, мечтают надеть на себя ошейники, намордники и бездумно выполнять чужую волю по чётко прописанным правилам, опирающимся на собачий инстинкт и повадки. Для таких жизнь делается простой, понятной и комфортной. Настолько, что за такое существование и умереть не жалко. Именно так поступает главный герой романа — и обретает памятник от благодарного человечества — лучшему гражданину и псу.

Но неожиданно писатель делает ещё более скандальный ( не побоюсь этого слова) поворот. В повествовании появляется монах, который утверждает, что доминиканцы (вспомним, что «Domini canes» переводится, как «Псы Господни») давно исповедуют принцип пёс-хозяин перед Богом. И появляется обилие библейских цитат, которые подтверждают, что основной инстинкт человека ( совсем даже не секс), а желание сбросить человеческую оболочку ( вместе с одеждой и разумом) и стать зверем.

Вот тут то мозг и вскипает.

Конечно, эта повесть не фантастика, а сатира. Невероятная, жёсткая, неприятная своей правдой.

И уже не понимаешь, что лучше, дочитать эту книгу и узнать правду о себе, или налить вина и забыть.

На мой взгляд Евгений Лукин очень не однородный писатель. Есть среди его романов и рассказов сильные вещи, есть слабые. Но! Думаю, это — гениальная книга. Настолько, что впору писать на обложке: «Перед прочтением посоветоваться с лечащим врачом».

P.S. Прекрасный и даже несколько забытый в массе переводных книг и толпе писателей из социальных сетей литературный язык.





  Подписка

Количество подписчиков: 4

⇑ Наверх